Я и школа
В школьной ведомости в графе "поведение"
мне всегда выводили "удовл." Что соответствовало
действительности, т.е. удовлетворяло обе стороны. Такое
же чувство глубокого удовлетворения преподавательский состав,
за исключением некоторых несознательных учителей, обычно
испытывал и от моего прилежания. В общем-то я не был совсем
троечником, но как-то не получалось быть прилежным, все
время что-то отвлекало. Стандартный диагноз в таких случаях:
"ребенок способный, но ничего не делает".
Так или иначе я отучился положенное время и с легким сердцем
расстался со школой. Наивно полагая, что больше мне не придется
как-то сообщаться с этим социальным институтом, ну разве
что в будущем пару раз отвести ребенка или сходить на родительское
собрание. Этой своей уверенностью я регулярно делился с
друзьями и близкими.
Как я стал учителем...
Вступительные испытания в университет были успешно преодолены
не только мной: большая часть моих одноклассников тоже сделалась
первокурсниками разнообразных факультетов СПбГУ (филфак,
восточный, социологический, менеджмент и т.д.). Я отличился
и поступил на исторический факультет. Естественно, мои школьные
товарищи сразу окрестили меня "историком" (именно
с акцентом на неминуемую судьбу учителя). Я, конечно, за
словом в карман не лез и рисовал всем сочувствующим мне
не менее "радужные" перспективы их будущего. Разговоры
на эту тему "профессиональных перспектив" возникали
у нас при всякой встрече. И я всякий раз с неизменным упорством
повторял одну и ту же фразу: "Рассмеюсь в лицо тому,
кто предложит мне поработать в школе".
И однажды (в сентябре 1999 года) мне предложили... и я
почему-то не только не рассмеялся, но, напротив, сразу же
согласился... Какие были на то причины, не знаю. Но точно
не из-за денег: платили что-то около 300 рублей в месяц
(у меня тогда был какой-то приработок, где платили на порядок
больше, и, в общем, на internet & Pepsi мне хватало).
-------------------------
Сейчас я объясняю свое согласие так называемым "кризисом
третьего курса". (Для тех, кто не знает, поясняю: многие
студенты переживают такой кризис на третьем курсе. Дело
обычное — надоело учиться.)
-------------------------
Что такое пятый класс?
Контингент у меня был весьма своеобразный — пятиклассники.
У каждого за плечами 7-8 лет беззаботной жизни и 3 года
начальной и, насколько помню сам, тоже не слишком обременительной
школы. Пятый же класс, по моему представлению, это как раз
момент перехода человека из детсадовского возраста в первый,
более или менее осмысленный, этап существования. Чтобы переход
этот происходил как можно менее болезненно и как можно более
эффективно, необходимо каким-то способом соединять в учебном
процессе привычное детям и новое для них. Все это написал
с той только целью, чтобы показать исключительную важность
своей миссии — воспитателя и учителя.
О дисциплине
Меня поначалу более всего беспокоил именно этот аспект
преподавательской деятельности. Казалось, если на уроке
стоит гробовая тишина и детишки с благоговейным молчанием
внимают драгоценное знание, то так и должно быть в идеале.
В школе, где мне выпало преподавать (учительствовать :),
было целых три пятых класса:
Класс А: здесь учились дети из обеспеченных семей.
Обучение в этом классе был платным, что, впрочем, никак
не сказывалось на моем жаловании. Здесь было приятно вести
уроки по древней истории: «Кто-нибудь был в Египте? А в
Греции?» — лес рук. Я узнал от них много нового...
Класс Б: насколько сейчас помню, этот класс был
самым озорным и считался грозой молодых = неопытных преподавателей.
В действительности все было не так уж и страшно, а сложности
возникали вот по каким причинам: а) класс был самый многочисленный
(почти 30 человек) — мне подчас было трудно уделить достаточное
внимание каждому; б) на лидерство в этом дружном коллективе
претендовали чуть ли не пять человек, каждый сам по себе
настоящее чудо природы и не взошедшая звезда детского юмористического
журнала «Ералаш», вполне понятно, что борьба за лидерство
не могла быть прервана ни на минуту, ни тем более на 45
минут урока истории. Через некоторое время я справился со
второй проблемой, убедив самых ярких представителей 5-го
«Б» класса показать свое превосходство над конкурентами
именно посредством блестящего знания истории (а также завоеванием
моего расположения — я был в авторитете :). Первая же проблема
осталась нерешенной, т.к. я отбросил военное решение вопроса
перенаселенности класса (как непедагогичное), а политического
выхода никто так и не предложил.
Класс В: здесь, пожалуй, ничего необычного. Как
и в первых двух классах большинство учеников прониклось
любовью к изучению истории. Особенно запомнились два брата-близнеца,
различать которых я так и не научился, но у меня сложилось
впечатление, что они оба, не подменяя друг друга, были людьми
настолько же способными, насколько и безалаберными. Конечно,
путаница с близнецами не могла не сказаться на дисциплине,
но развлекала меня не меньше, чем их самих и их одноклассников.
Практические рекомендации
1. Ставите плохие оценки — плохой учитель, ставите хорошие
— хороший. Понятия «строгий» и «требовательный» здесь не
будут понятыми. Это не значит, что за плохой ответ надо
натягивать четверку, но стоит найти какой-нибудь другой
способ порицания. «Двойка» — это такая же проблема учителя,
как и ученика. Если уж так хочется излить душу, то пишите
замечания в дневник: и родители в курсе будут и в классном
журнале все безоблачно. А плохих учеников, как известно,
вообще не бывает...
2. Не вздумайте удалять из класса хулиганов — это не будет
наказанием или решением проблемы. По себе помню, что ничего
не было более забавным, чем бродить по пустым школьным коридорам,
вместо прозябания на каком-нибудь далеком мне предмете.
Изгнанный из класса сразу же приобретает в глазах однокашников
мученические черты. Все оставшееся время урока все мысли
и учеников и учителя переносятся туда — в пустынные школьные
холлы, коридоры и в блестящие кафелем туалеты. «Как он там,
бедненький», — думают девочки. «Вот повезло, он гуляет,
а мы тут за него отдуваемся», — думают мальчики. «А вдруг
на завуча или еще чего доброго на директора нарвется, а
мне потом объясняться», — думаю я. Поэтому я почти сразу
отказался от этой практики. Гораздо эффективнее временное
удаление (не более 37 секунд). Цепочка простая: преступление
- наказание - раскаяние - помилование. Разыгравшийся ребенок,
осчастливленный прощением грехов, как правило, затихает
на какое-то время. А главное — класс поражен молниеносностью
свершившегося наказания и милосердием учителя.
3. Этот пункт может показаться ненужным, так как здесь
я говорю об итак известных вещах, но не сказать нельзя.
Если вас не слушают, не пытайтесь повышать голос или запугивать
двойками. Тут дело не в учениках, а именно в Вас. Всего-навсего
Вы плохо подготовились к уроку и не умеете подать материал.
И никакой террор здесь не поможет. Вот пример. Однажды я
попробовал бороться с посторонними разговорами так: написал
на доске список разрешенных к употреблению на уроке слов
и выражений (что-то около пяти), все остальные слова автоматически
заносились в черный список, а их произнесение расценивалось
как особо циничное нарушение школьной дисциплины, попытка
срыва урока и призыв к восстанию — наказание было адекватным.
Нужно ли говорить, что я сам отказался от этого БЕЗУМИЯ,
еще до пробуждения народного гнева.
Преимущества учителя или «злоупотребление»
служебным положением
1. Школьная традиция (в младших классах) — раздача сладостей
именинником в свой день рождения. Этот шанс нельзя упустить.
Для того, чтобы разжиться конфетами если не на неделю вперед,
то хотя бы на пару дней, нужно сначала, грубо говоря, набить
себе цену. Сделайте вид, что совершенно невозможно ни на
минуту прервать урок, а уж тем более из-за такой ерунды.
Впрочем, не слишком упирайтесь, а то вожделенные конфеты
достанутся следующему учителю. Самое главное — ни в коем
случае не проводите раздачу в начале занятия: во-первых,
пол-урока Вы не услышите от учеников ничего толкового, кроме
шуршания обертками и чавканья, во-вторых, всю следующую
перемену Вы проведете за уборкой следов пиршества. Как правило,
трудно убедить дежурных по классу в том, что они должны
убирать не только за собой, но и за другими. Раздачу конфет
следует начинать с учительского стола, и что самое приятное
— заканчивается раздача там же, где и начинается (всегда
остаются лишние конфеты !).
2. Необходимо максимально эффективно использовать институт
«дежурства». Например, для пятиклассника настоящее счастье
— отнести журнал в учительскую, а для Вас — это испытание
(если все время бегать по этажам, то ни на какую историю
уже и сил не останется).
3. В школе всегда мало мужчин-преподавателей. Поэтому нужно
ожидать особого внимания как от младшего пед.состава, так
и от старшеклассниц, но быть при этом максимально осмотрительным.
Что Вам точно гарантировано, так это гора открыток (возможно,
даже подарки) ко Дню учителя, Новому году и 23 февраля.
4. Основным же предметом моего хвастовства перед друзьями
навсегда останется: "мне было всего 19, а уже больше
ста человек называли меня по имени и отчеству!".
Новые подвиги Геракла
(из практики)
Вообще-то в пятом классе не проходят историю Греции, а
знакомятся с кратким курсом отечественной истории (от палки-копалки
до президента Ельцина: про Путина на тот момент в учебниках
еще ничего написать не успели, но мы прошлись и по нему,
по многочисленным заявкам учеников...). Но однажды мне пришлось
подменять учителя краеведения или истории Санкт-Петербурга.
Мне не хотелось загружать детские головы ненужными датами
и фамилиями и в качестве темы урока я выбрал классическую
"Античные стражи Петербурга". В тайне я надеялся,
что до стражей непосредственно мы так и не дойдем, а остановимся
на мифах о них.
Дело было на первом уроке, когда я еще толком не проснулся...
Начал с того, что ни о каком античном Петербурге не буду
ничего рассказывать, пока мне не перечислят если не все
двенадцать, то хотя бы шесть подвигов Геракла [всегда старался
ставить РЕАЛЬНЫЕ задачи]. Тем не менее, задание не вызвало
привычного энтузиазма у моих подопечных. Справедливости
ради отмечу, что не разрешил до поры отвечать "знайкам",
а дал слово всему народу. Народ, как пошло с Пушкина, безмолвствовал...
Тогда я обратился к местным эрудитам. Нехотя и с большим
скрипом они мне выдали про льва и про гидру, про яблоки
и про вепря. "И это все?" прочитал бы всякий
на моем лице в тот момент.
Но нет, последовало и продолжение...
Конюшни вычистил, лань изловил, убил гигантского паука...
«Какого еще паука?!» — встрепенулся я, усыпленный обычно
предсказуемым ходом ответа. «Гигантского, Алексей Александрович»,
— получаю ответ, уверенный настолько, что уже сам начинаю
сомневаться в своем знании. Думаю, может, ребенок из семьи
какого-нибудь подпольного антиковеда, который любит перед
сном читать дочурке мифы из неизвестных еще науке источников
:) Тут и другие стали подсказывать: Геракл спас детей от
дракона, добыл сокровища подземного волшебника... У меня,
конечно, вообще все перемешалось и я начал потихоньку терять
сознание, но вдруг в конце перечисления один из новоявленных
мифологов обращаясь к коллегам заявил торжественно: «Но
самая крутая серия была, когда Геракл и Зена воевали с амазонками».
Имя Зены показалось мне до боли знакомым... Выяснилось,
что по одному из региональных телевизионных каналов идет
американский сериал, где в роли главного героя выступает
Геракл. И мне все это время пересказывали наиболее запомнившиеся
сюжеты.
С одной стороны, приятно, что я не оказался невежей или
не наткнулся в лице своих учеников на последователей одного
из тайных культов со отличной мифологией, с другой стороны,
печально, что кинематограф (при всей важности для нас этого
искусства) не считается ни с каким каноническим знанием
:))
Итог
В одном из классов я был выбран "учителем года".
Теперь эта грамота висит в моем уголке тщеславия... рядом
со строгим выговором с занесением в личное дело из школы,
где я был не учителем, а учеником. Здорово, правда?