Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
174

Заключение

Итак, мы совершили путешествие по Скифии, ознакомились с наиболее важными и интересными вопросами истории и географии этой загадочной страны, с ее разгаданными и неразгаданными тайнами.

Здесь еще много нерешенных проблем, сложных, запутанных вопросов, многие из которых когда-то казались сплетенными в один неподдающийся ученым гордиев узел.

Но в последние десятилетия на территории Скифии широко развернулись планомерные археологические исследования, которые дали богатейший материал для всестороннего изучения различных сторон материальной и духовной культуры скифских племен и их соседей.

Археологические данные в целом подтверждают достоверность письменных источников. Произведения античных писателей содержат, как правило, ценнейшие сведения о расселении скифов, их быте, образе жизни, обычаях и т. д. Эта исключительно важная информация заслуживает гораздо большего внимания исследователей. Она исчерпана далеко не полностью, требует дальнейшего, более глубокого изучения и таит в себе еще не использованные возможности. Во многих отрывках содержится немало «скрытой» информации.

С каждым годом в историко-археологических исследованиях все шире привлекаются данные смежных наук: палеогеографии, геологии, климатологии, палеонтологии, палеозоологии, палеоботаники, геофизики, математики и др.

Особенно интересные результаты приносят комплексные историко-археологические и палеогеографические исследования. За прошедшие 2,5 тысячи лет географический облик Северного Причерноморья неузнаваемо изменился. Наиболее значительные изменения произошли на побережье Скифии. В результате наступления моря на сушу целый ряд древнегреческих и скифских городов и поселений частично или полностью оказались под водой. Для их изучения необходимы подводные исследования с

175

использованием новейшей специальной аппаратуры и соответствующего оборудования.

Надо полагать, что скифские племена, особенно скифы—царские, были связаны с морем гораздо больше, чем мы себе это представляем. В целом следует подчеркнуть, что тема «Скифы и море» требует более пристального внимания и детального изучения.

Комплесные исследования дают возможность полнее и правильнее попять многие на первый взгляд неясные или противоречивые сведения античных авторов. Имеющиеся в них противоречия, неясности и расхождения обычно объясняли ошибками древних авторов. Но обвинения в адрес древних историков и географов оказались напрасными и абсолютно необоснованными. Причины, как правило, заключаются в другом. Во-первых, в тех палеогеографических изменениях, которые произошли в рассматриваемом регионе за прошедший период. Во-вторых, в том, что в некоторых отрывках собраны воедино, т. е. сконтаминированы разновременные сведения, которые отражают различные географические ситуации. Кроме того, имеются и некоторые другие причины.

Разумеется, это не значит, что в письменных источниках нет ошибочных данных. Ошибки встречаются. Но их не так много, как считают некоторые исследователи. Сведения древних авторов в большинстве своем абсолютно достоверны. Другое дело, мы не всегда правильно понимаем их. Поэтому здесь необходим всесторонний, комплексный подход, с учетом всех имеющихся данных.

В настоящее время в скифоведении все острее ощущается острейшая необходимость решения целого ряда узловых проблем, которые уже долгое время вызывают оживленные дискуссии. Для их целенаправленной и плодотворной разработки можно предложить проводить периодические конференции по темам: «Происхождение и ранняя история скифов», «Этногеографическая карта Скифии», «Скифо-персидская война» и др.

Проведение таких конференций даст возможность сконцентрировать творческий потенциал специалистов в русле рассматриваемых проблем, выявить суть и причины разногласий, определить пути их преодоления и окончательного решения поставленных задач.

Разумеется, путь к истине часто оказывается трудным и долгим. Но ведь острые дискуссии по рассматриваемым проблемам продолжаются уже многие десятки лет и без проведения таких тематических конференций могут продолжаться еще долго.

176

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на некоторых проблемах, в изучении которых серьезную помощь ученым могут оказать (и уже оказывают) энтузиасты, увлекающиеся древней историей, географией и археологией Причерноморья. Какие же это проблемы?

Древнее Причерноморье оставило нам, как известно, множество крайне интересных, но вместе с тем очень сложных, запутанных, нередко, казалось бы, неразрешимых загадок и тайн, которые вот уже несколько столетий вызывают оживленные споры и продолжительные дискуссии, но до сих пор не решены окончательно.

Античные авторы указывают на Черноморском побережье существовавшие здесь города и поселения, гавани и якорные стоянки, острова и маяки, святилища и храмы и другие интересные объекты. Наиболее крупные из них давно уже найдены и изучаются исследователями. Но местоположение более 50 пунктов все еще остается спорным или неизвестным вообще. Где же они находились?

Где был древний город Одесс, от которого получила название современная Одесса? Где находились города Пирра и Антисса, которые поглотил Понт Эвксинский? Где искать гавань Кремны, остров Алопекия, храм Ахилла? Когда исчезли в морской пучине остров тирагетов, башня Неоптолема, города Кремниски, Акра, Корокондама, Фасис?

Ответить на эти вопросы нелегко. Основные трудности связаны с палеогеографическими изменениями. За последние 2,5 тыс. лет уровень Черного моря, как уже говорилось, поднялся не менее чем на 5 м. И береговая линия в деталях, разумеется, очень изменилась: отступили берега, переместились устья и русла рек, исчезли древние острова и образовались новые, появились не существовавшие ранее лиманы и заливы, стали формироваться косы, отмели и т. д. и т. п.

В результате происшедших изменений многие древние города, поселения и прочие объекты частично или полностью сказались под водой. Для их поисков и изучения необходимы целенаправленные подводные археологические исследования с широким использованием различных методов естественных и точных наук, новейшей аппаратуры и оборудования. Это — одно направление подводных работ.

Другое направление — поиски и изучение затонувших древних кораблей. На дне Черного и Азовского морей, лиманов, озер и рек покоятся сотни торговых и военных кораблей, челноков, лодок-однодеревок скифо-античного времени. Кто из ученых, специалистов, энтузиастов, водо

177

лазов, аквалангистов-любителей не мечтает найти такой корабль с его уникальным, бесценным для науки грузом?! Особая ценность — сам корабль. Такая находка откроет новые широкие возможности для дальнейшего изучения вопросов древнего кораблестроения и мореплавания. Кроме того, ведь ни в одном из музеев нашей страны до сих пор нет корабля скифо-античного времени, поднятого со дна моря. Такой значительный пробел должен быть восполнен в ближайшее время!

Какую же помощь ученым могут оказать энтузиасты? В настоящее время специалисты ведут работу по составлению карты подводных историко-археологических находок. Необходима информация о всех случайных находках во время строительных, подводно-технических и других работ и о мероприятиях на побережье и на дне морей, лиманов, озер и рек. Моряки, речники, рыбаки, строители, водолазы, аквалангисты-любители, яхтсмены и многие другие специалисты довольно часто сталкиваются с затопленными остатками древних городов и поселений, со следами кораблекрушений и другими историко-археологическими памятниками под водой.

Но сведения о них, к сожалению, далеко не всегда поступают к ученым. Часто на такие находки не обращают должного внимания, недооценивая их значение для науки. Нередко такие памятники уже под водой варварски разрушают, расхищают и бессмысленно уничтожают. Наиболее интересные предметы древности коллекционируют, отдавая дань моде. В любом случае пропадают важные для науки сведения и находки, которые могут помочь в решении важных вопросов древней истории и географии нашей страны.

Поэтому хочется обратиться ко всем, кто работает на побережье, на воде и под водой, с настоятельной просьбой — немедленно сообщать о всех случайных историкоархеологических находках в местные музеи, общества охраны памятников истории и культуры, отделы культуры исполкомов Советов народных депутатов и т. п. Независимо от этого необходимо направлять краткую информацию в Институт археологии АН СССР (117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19). Этим вы спасете для науки историко-археологический памятник и окажете большую помощь ученым.

Какие же следы историко-археологических памятников могут встретиться на побережье или под водой? Чаще всего — древняя керамика. Обнаружив обломки амфор, дру

178

гих сосудов, предметов быта или целые экземпляры, достаточно взять лишь несколько образцов. Собирать всю керамику полностью нельзя. Таким образом можно уничтожить обнаруженный комплекс, и тогда находки потеряют свою ценность для науки. Специалисты уже не смогут выяснить, в каких условиях залегала собранная керамика, как она туда попала, каким образом оказалась именно в том месте. Одним словом, будет груда черепков, которая не сможет дать всю необходимую информацию, не позволит сделать какие-либо конкретные исторические выводы. Поэтому ни в коем случае не следует стремиться собрать как можно больше находок. Необходимо ограничиться небольшим количеством наиболее интересных фрагментов или целых экземпляров и общим осмотром места находок.

Разобраться в обстановке, заставить «заговорить» немые предметы древности может только специалист, профессиональный историк или археолог. Но для этого должна быть необходимая информация об условиях залегания обнаруженных предметов, особенно если они найдены под водой. Поэтому тот, кто впервые обнаружил следы историко-археологического памятника, должен сделать достаточно подробное описание местности, как можно точнее зафиксировать местоположение находок, границы распространения, охарактеризовать рельеф, специфические особенности, указать глубину, видимость, дать точную привязку к берегу, составить схему, нанести необходимые ориентиры и т. д. и т. п.

Если речь идет о находках под водой, важно затем осмотреть прилегающий участок коренного берега. При обнаружении на суше аналогичной керамики можно предположить, что там существовало древнее поселение, часть которого оказалась затопленной. Подводные находки в таком случае помогут определить первоначальные границы поселения. Из обнаруженной на берегу керамики необходимо также отобрать наиболее характерные образцы. При этом их нельзя смешивать с керамикой, найденной под водой. Находки могут оказаться разного времени. В таком случае будут перепутаны датировки объектов под водой и на суше.

Если же в прилегающем районе на коренном берегу не обнаружено никаких следов поселения, то подводные находки имеют особо важное значение. Они могут относиться к неизвестному ранее поселению, которое полностью ушло под воду.

Выявление таких древних городов и поселений — одна

179

из первоочередных задач подводной археологии. Их картографирование даст более полное представление о заселении изучаемого региона в тот или иной исторический период. Особенно это важно для изучения процесса освоения побережья Скифии древнегреческими переселенцами.

Несколько слов о древних кораблях. На небольших глубинах вблизи берега могут встретиться (и встречаются) следы кораблекрушений. Наиболее верный признак — это груз корабля, чаще всего амфоры. Большое скопление целых амфор, бесспорно, свидетельствует о том, что здесь в древности затонул корабль. Его корпус подвергался постоянному воздействию волн, как правило, занесен песком, илом и сохраняется плохо. Поэтому при подводных и дноуглубительных работах важно обращать внимание на каменные якоря, свинцовые штоки от якорей, свинцовые листы от обшивки корабля и, конечно же, на различные деревянные предметы и просто куски дерева, которые могут оказаться частью корпуса корабля.

Корабли, затонувшие на глубинах в несколько десятков метров и более, сохранились несравнимо лучше. Конечно же, они более заманчивые объекты для исследователей. Но вести подводные работы на таких глубинах гораздо сложнее.

Необходимо подчеркнуть особо, что лежащие под водой древние города, поселения, корабли и другие объекты являются историческими и археологическими памятниками и охраняются законом. По существующему законодательству, изучать их могут только квалифицированные исследователи, имеющие специальное разрешение — Открытый лист, выданный соответствующими организациями союзной республики, на территории которой находится изучаемый памятник. Это положение общеизвестно. И все же хочу еще раз напомнить, что всякие любительские раскопки строго запрещены. Нельзя забывать, что любой историко-археологический объект — это памятник старины, частица нашей истории и требует самого бережного отношения.

Сегодня перед подводной археологией стоят важные задачи комплексного изучения целого ряда историко-археологических проблем. Одна из первоочередных задач — составление карты подводных историко-археологических находок. Такая карта даст возможность полнее представить общее положение дел, объем работ, составить обширную программу многолетних комплексных исследований и планомерно разворачивать фронт работ.

180

Еще один круг интересных загадок и тайп составляют вопросы, связанные с проблемами кораблестроения и мореплавания в скифо-античное время. Какие тины античных кораблей плавали на Черном море? Каковы были их мореходные качества? Как прокладывались каботажные и прямые маршруты? Когда начались плавания через открытое море? Какие были краткие пути через Черное море? Существовали ли античные карты? Какие корабли были у скифов? Каковы были условия плавания по скифским рекам?

Ответить на эти и другие близкие к ним вопросы помогут планируемые многолетние комплексные исследования по программе «Черноморье: древняя история, археология, палеогеография, экология». Эта программа разрабатывается учеными Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы и других городов.

Остановлюсь вкратце на наиболее интересной для многих читателей части указанной программы. Основная идея такова — построить парусно-весельный корабль по типу древнегреческой биремы (судно с двумя ярусами весел) и совершить на нем круговое плавание по Черному морю по курсу античной лоции, по кратким маршрутам через открытое море, а также по наиболее крупным скифским рекам: Истр, Тирас, Гипанис, Борисфен, Танаис и др.

Такие плавания дадут возможность впервые на практике проверить древние морские и речные пути, уточнить скорость и время прохождения отдельных маршрутов, мореходные качества античных кораблей и т. д. В результате будет собран уникальный материал по истории кораблестроения и мореплавания на Черном море, а также на впадающих в него реках.

Избранный нами тип биремы древние мореходы легко и быстро перестраивали в триеру (судно с тремя ярусами весел).

Такое изменение типа корабля расширит наши возможности его дальнейшего длительного использования для изучения и проверки практическим путем новых маршрутов древнего мореплавания.

Несколько слов о самом корабле. Бирема будет 50-весельная. Длина — 25 м, ширина — 4,6 м, осадка — 0,8 м, высота борта на миделе — 2,3 м, площадь паруса — 55 м2. Чертежи и техническая документация разработаны в Николаевском кораблестроительном институте А. И. Кузнецовым и Ан. И. Кузнецовым. Строительство началось. Корабль будет называться «Ивлия». Портом приписки ста-

181

пет Одесса. Заказчик и будущий владелец корабля — Одесское поисково-туристическое объединение «Арго».

Объединение «Арго» имеет уже немалый опыт работы. В 1988 г. члены объединения совместно с археологами провели экспедицию по комплексному изучению острова Змеиный, который в античное время назывался Левки и был посвящен легендарному древнегреческому герою Ахиллу. В результате проведенных исследований получены новые важные данные о существовавшем здесь храме Ахилла, о культе самого Ахилла — владыки Понта Эвкспнского, о торговых связях античных городов Причерноморья со средиземноморскими центрами, об истории мореплавания и т. д. Одна из наиболее важных находок была сделана аквалангистами: со дна моря поднята мраморная плита со скульптурным изображением.

Теперь объединение «Арго» будет выполнять часть комплексной программы, относящейся к истории кораблестроения, мореплавания и подводных археологических исследований.

Читателя, конечно же, заинтересовал маршрут черноморского плавания. Попытаюсь вкратце изложить основную информацию об этом.

Предлагаемый маршрут плавания по Черному морю составлен на основе лоций античного времени, когда Понт Эвксинский (Гостеприимное море) был одним из наиболее оживленных регионов древней ойкумены. Здесь существовало, как известно, множество античных городов, которые поддерживали тесные политические, экономические и культурные связи со всеми крупными центрами Средиземноморья.

Плавание по этим городам и представляется объединяющим началом, необходимым для проведения подобной экспедиции. Плавание под флагом мира по античным городам Причерноморья глубоко символично и приобретает особый смысл, тем более если вспомнить, что время проведения древних Олимпиад было временем мира.

Экспедиция будет иметь важное значение не только в научно-исследовательском плане, но также в деле укрепления мира, широкой пропаганды историко-географиче-ских, экологических знаний, идейно-политического, патриотического и спортивного воспитания молодежи, дальнейшего развития миротворческого, экологического движения.

Предлагаемый маршрут в предварительном виде таков: Одесса (гавань исиаков) — устье Днестровского лимана (Никоний, Тира) — остров Змеиный (храм Ахилла) —

182

устье озера Синое (Истрия) — Констанца (Томы) — мыс Шабла (гавань карнйцев) — мыс Калиакра (Тетрисиада)— Каварна (Бизона) — Балчик (Круны—Дионисополь) — Парна (Одесс) — мыс Эмине (Гем) — Несебыр (Месембрия) — Созополь (Аполлония) — Стамбул (Византии, Калхедон) — Эрегли (Гераклея) — мыс Керемпе (Карамбис) — Синоп (Синопа) — Самсун (Амис) — Трабзон (Трапезунт)—Батуми (Апсар)—Поти (Фасис)—Сухуми (Диоскурия) — Сочи — Туапсе — Новороссийск — Анапа (Горгиппия) — Керчь (Пантикапей) — Феодосия (Феодосия) — мыс Сарыч (Бараний лоб) — Севастополь (Херсонес) — Евпатория (Керкинитида) — Черноморское (Прекрасная гавань) — мыс Джарылгач (Ахиллов Бег) — мыс Тендра (Ахиллов Бег) — Очаков (Алектор) — Парутино (Ольвия) — Одесса.

Протяженность маршрута около 5000 км. В процессе подготовки экспедиции он будет конкретизироваться и уточняться. Возможно, плавание по такому большому маршруту придется разбить на несколько этапов.

В рамках этого международного плавания планируется проведение комплексных историко-археологических, палеогеографических, экологических и других исследований, в том числе подводных.

Остановимся вкратце на проблемах экологии. Экологическая обстановка на Черном море и в прибрежной зоне становится просто угрожающей! Об этом давно уже пишут и говорят не только специалисты, но и широкие круги общественности. Поднимается мощное общественное движение в защиту экологии Причерноморья. И все, кому небезразлична судьба этого уникального бассейна, не должны остаться в стороне!

В этом плане важно подчеркнуть, что плавание экспедиции будет совершено на парусно-весельном судне — экологически чистом виде транспорта.

Во время плавания специалисты-экологи проведут комплексное изучение экологического состояния бассейна и всего Черноморского побережья (конкретные наблюдения, сборы всевозможных анализов, подводные исследования, привлечение историко-археологических и палеогеографических данных, построение различных графиков экологических прогнозов и т. д. и т. п.).

На основании полученных результатов будет дана принципиальная оценка экологического состояния Черного моря, его побережья и разработана всесторонняя программа конкретных предложений и рекомендаций по за

183

щите от загрязнения Черноморского бассейна и впадающих в него рек.

Одна из важнейших задач готовящейся экспедиции — привлечь к экологическим проблемам Причерноморья пристальное внимание широких кругов общественности, всех заинтересованных предприятий, учреждений, объединений, научных центров и т. д.— одним словом, всех, кого волнует судьба Черного моря, причерноморских рек, лиманов, озер, кто обеспокоен чрезвычайно сложной экологи-ческой обстановкой, проблемами здоровья людей, живущих в этом регионе.

Помимо плаваний по Черному морю, конечно же, планируются плавания на античной биреме по рекам. Небольшая осадка корабля позволит проверить существовавшие тогда судоходные маршруты по Истру, Тирасу, Гипанису, Борисфену, Танаису и другим рекам практически на всем их протяжении от истоков до устья.

Детальное знакомство с этими реками даст возможность полнее и правильнее понять сведения Геродота и других античных авторов, наглядно сравнить их описания с сегодняшней географической ситуацией, увидеть как положительные, так и отрицательные результаты хозяйственной деятельности человека.

В результате таких плаваний можно будет решить целый ряд интересных историко-географических вопросов, связанных в первую очередь с данными Геродота о длине Гипаниса, о горьком притоке Эксампее, о длине судоходной части Борисфена, о локализации скифов-земледельцев, земля которых «простирается на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену», о том, чему равен день плавания по реке, и т. п.

Таким образом, выполнение этой части комплексной программы откроет новые широкие возможности для дальнейшего изучения целого ряда интересных вопросов истории и географии Скифии, поможет разгадать давние историко-географические загадки, решить множество конкретных проблем. Все это в целом поможет исследователям полнее и ярче осветить многовековую историю Скифии — одной из крупнейших и знаменитейших держав древнего мира — историю, насыщенную многими великими событиями, которые существенным образом повлияли на весь ход мировой истории. Слава о скифах как доблестном, непобедимом народе пережила их в веках.

Впереди — новые исследования, новые находки, новые открытия. Главное слово здесь за археологией. Дальней

184

шие археологические раскопки скифских городищ и курганов ежегодно пополняют нашу богатую источниковедческую базу. Комплексный подход к решению стоящих перед учеными задач, широкое привлечение данных естественных и точных наук значительно обогащают имеющуюся базу. И «немые» на первый взгляд археологические источники дают нам все больше и больше самой разнообразной ценной информации.

На этом и завершается наше путешествие в загадочную Скифию. Ограниченный объем не позволил полнее охватить некоторые стороны многогранной скифской истории и географии. Полностью это и невозможно: рассматриваемая тема практически неисчерпаема. Неиссякаем и интерес к этой теме. И это естественно. Мы должны знать древнюю историю нашей страны!

Подготовлено по изданию:

Агбунов М. В.
Путешествие в загадочную Скифию.— М.: Наука, 1989,— 191 с. 31 ил,— (Серия «Страницы истории нашей Родины»).
ISBN 5-02-004620-5
© Издательство «Наука», 1989



Rambler's Top100