Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
331

2. Политические функции народного собрания. К вопросу о «военной демократии»

В работах советских историков представленная в эпосе система политических отношений обычно определяется термином «военная демократия». Как известно, этот термин впервые был введен в научный обиход Л. Г. Морганом в 1878 г. Сама концепция «военной демократии» возникла как своевременная и в значительной мере оправданная реакция на господствовавшую в европейской науке на протяжении всего XIX столетия доктрину, согласно которой исходной точкой политического развития Древней Греции была «патриархальная монархия». Полемизируя по этому вопросу с авторитетнейшим английским историком Дж. Гротом, Морган писал на страницах своего «Древнего общества»: «Гротутверждает, что „примитивный греческий строй был чисто монархическим, покоясь наличных чувствах и божественном праве..." Истинная характеристика греческого строя, как это представляется американцу, прямо противоположна взгляду Грота. А именно, первоначальный образ правления греков был чисто демократическим, покоясь на родах, фратриях и племенах, организованных в качестве самоуправляющихся единиц, а равно на принципах свободы, равенства и братства»61. Брошенные как бы вскользь слова «как это представляется американцу» придают полемике между Морганом и Гротом, несмотря на ее сугубо специальный антикварный характер, оттенок политической злободневности. Хорошо известно, что антитеза «европейская деспотия — американская демократия» была общим местом в публицистике США, начиная со времени провозглашения независимости. С умыслом или без него концепция Моргана утверждала исторический приоритет молодой американской конституции над монархическими режимами одряхлевшей Европы. Известная доля политического субъективизма, свойственная ис-

61 Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1934. С. 143; 'Andreev J. V. Die politischen Funktionen des Volksversammlung im homerischen Zeitaltes. Zur Frage des «militärischen Demokratie» // Klio. 1979. Bd. 61. H. 2. S. 385-405.
332

торическим построениям американского этнографа, очевидно, помешала ему осознать тот простой факт, что на место выдвинутой им альтернативы «монархия или демократия» легко можно подставить другую «монархия или олигархия (или аристократия)», поскольку демократия отнюдь не является единственно возможным эквивалентом той формы общинного самоуправления, которая существовала у греков гомеровской эпохи62.
Характеризуя типично варварское общество, изображенное Гомером, как царство всеобщей свободы, равенства и братства, Морган впадает в явную идеализацию. Рассуждая таким образом, он попросту игнорирует совершенно очевидный для каждого современного историка или этнографа факт глубокого социально-экономического расслоения общины, выделение внутри нее влиятельной и могущественной прослойки родовой знати, подчиняющей себе рядовых общинников и другие черты и признаки, указывающие на достаточно далеко продвинувшийся процесс классообразования63. Что касается самого термина «военная демократия», то его, как уже указывалось в нашей научной печати, нельзя признать вполне удачным, а главное вполне адекватным определением политической надстройки, характерной для эпохи перехода от родового строя к государству64. Вме-

62 В понимании Моргана, аристократический образ правления был глубоко чужд политическому сознанию древних греков. Господства знати в его чистом виде ни Афины, ни другие греческие государства никогда не знали. Демократия всегда была магистральной линией их политического развития, начиная с мифических времен и кончая эпохой Перикла (там же, с. 147, 158).
63 С этим непосредственно связан другой важный недостаток исторической схемы Моргана: он явно смягчает катастрофический революционный характер процесса становления греческого «политического общества», сводя его к серии реформ, следующих друг за другом в спокойном чередовании (см. там же, с. 148 слл.). Эти дефекты моргановской доктрины в значительной степени удалось преодолеть Ф. Энгельсу в его книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 108 слл.).
64 См.: Потехин И. И. Военная демократия Матабеле // Родовое общество. Труды ИЭ, 1951. Н. с. Т. 14. С. 235; Томсон Дж. Письмо в редакцию//
333

сте с тем моргановская концепция, безусловно содержит в себе и определенное рациональное зерно, которое не позволяет отвергнуть ее а limine, без дальнейшего обсуждения. При внимательном изучении в системе управления гомеровского полиса, как, впрочем, и в «конституции» любой другой варварской общины, можно обнаружить элементы своеобразного примитивного демократизма65, которые в дальнейшем при благоприятных условиях могут развиться и в настоящую демократию. Укажем на наиболее значительные из них.
Понятия «община» («государство») и «народ» в гомеровском лексиконе практически совпадают и выражаются одним и тем же термином δήμος (см. выше, с. 201 слл.). Народное собрание (агора) фигурирует в поэмах как твердо установленный обычаем и освященный религиозной традицией политический институт, без которого поэт не представляет себе нормальную человеческую жизнь. Отсутствие агоры у циклопов есть в его глазах признак величайшей дикости (Od. IX, 112: τοϊσιν δ' οΰτ' άγοραί βουληφόροι οΰτε θέμιστες)66. Прекращение народных собраний на

ВДИ. 1953. № 4. С. 108; Косвен М. О. К вопросу о военной демократии // Труды ИЭ, 1960. Н. с. Т. 54. С. 245. В последней работе указывается также, что «военная демократия» исторически не универсальна и этим отличается от патриархата и матриархата. Эту мысль развивает также А. М. Хазанов (Хазанов Α. Μ. 1) Военная демократия и эпоха классообразования // ВИ. 1968. № 12; 2) Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества // Первобытное общество. М., 1975. С. 126 слл.), предлагая расценивать «военную демократию» лишь как частный эпизод в истории человечества, который многие народы просто миновали в своем развитии. Тем не менее этот термин все еще продолжает использоваться в научной литературе, очевидно, как дань традиции или просто по инерции. См.: Аверкиева Ю. П. О месте военной демократии в истории индейцев Северной Америки // СЭ. 1970. № 5; Авдиев В. И. Военная демократия и классовый характер древнейшего государства // ВИ. 1970. № 1.; Хмелинский В. М. О понятии «военная демократия» // СЭ. 1973. № 4.
65 Это определение принадлежит итальянскому историку Кодино (Codino F. Einführung in Homer. Berlin, 1970. S. 12, 82, 92 ff.).
66 Оба термина ἀγορά («собрание») и θέμις («закон», «судоговорение») объединены также в описании ахейской агоры (Il. XI, 807) и это, по-видимому, не случайно, ибо именно судопроизводство составляет важней-
334

Итаке в связи с двадцатилетним отсутствием Одиссея также расценивается, как отступление от нормы, нарушение издавна заведенного порядка вещей (Od. II, 62 sqq.). В жизни гомеровских героев словопрения на агоре занимают далеко не последнее место. В ряду доблестей, отличающих идеального героя, красноречие стоит сразу вслед за воинской отвагой. Не случайно эпитет κυδιάνειρα («прославляющая мужей») прилагается в равной степени и к битве и к собранию (Il. 1,490; ср. IX, 441). Характеризуя этолийского героя Тоанта (Il. XV, 283 sq.), поэт особо отмечает, что «на агоре лишь немногие ахейцы могли бы превзойти его, когда юноши пускаются в словесные препирательства». Вообще спор, свободный обмен мнениями, допускающий критику и возражения в адрес любого из предыдущих ораторов, считается неотъемлемой принадлежностью народного собрания. На это право, как на освященный веками обычай, ссылается, например, Диомед, выступая с гневной отповедью пораженческим настроениям Агамемнона (Il. IX, 32 sq.)67.
шую функцию гомеровского народного собрания. Воплощающая в себе понятие θέμις богиня Фемида выступает у Гомера в качестве верховной блюстительницы народных собраний, которые она созывает и распускает в положенное время (Od. II, 68 sq.; ср. Il. XX, 4).

67 В процедуре собрания многое остается неясным. Нельзя сказать с уверенностью, кто имел право выступать перед народом: только ли лица, облеченные властью (цари и геронты), или же также и рядовые граждане. Как правило, держат речи в собрании представители первой из этих двух категорий, хотя некоторые из них, вероятно, могли в случае необходимости изображать и «людей из народа». Так, Полидамант (Il. XII, 213), Диомед (Il. VII, 406 sq.), возможно, даже Ахилл в I песни. Единственный во всей гомеровской поэзии случай, когда слово в собрании берет подлинный представитель народной массы это — выступление Терсита (ср. Il. X, 314 sqq.; Od. XXIV, 442 sqq.). Поэт, однако, вводит этот эпизод в свое повествование лишь для того, чтобы показать бессилие демагога-простолюдина в хорошо устроенном аристократическом обществе. Выступление Терсита может расцениваться как непредусмотренная регламентом собрания реплика с места, вопиющее нарушение этикета, за которое крикун тут же расплачивается своей спиной. Поэт подчеркивает это, называя речи Терсита άκοσμα... ού κατά κόσμον (Il. II, 213), а его самого αμετροεπής (там же, 212). Удел «мужей из народа», как об этом сказано несколькими
335

Несмотря на то, что оба понятия δήμος и κράτος, которые впоследствии составят слово «демократия», в эпосе употребляются только порознь без всякой связи друг с другом, представление о народном суверенитете не чуждо Гомеру68. На своих собраниях народ принимает решения, которыми в значительной степени определяется вся внутренняя жизнь общины69. В ком-

строками выше (там же, 200 сл.), — «спокойно сидеть на своих местах и внимать тому, что скажут другие, лучшие, чем они». Еще одна немаловажная деталь: Терсит, вопреки обыкновению гомеровских ораторов, говорит без скипетра, вероятно, не имея права держать его в руках. В то же время скипетр является орудием наказания за его проступок. Некоторые авторы усматривают в этом своеобразную политическую символику (Glotz G. La cite grecque. Paris, 1928. P. 61; Finley Μ. I. The world of Odysseus. New York, 1978. P. 112). Вместе с тем Терсит охарактеризован Одиссеем, хотя, вероятно, не без оттенка иронии, как завзятый оратор (там же, 246: λιγύς άγορητής). Он уже не в первый раз выступает перед народом с нападками на царей (там же, 213 слл.). Вся сцена «посрамления» может быть истолкована как отклик на политическую «злобу дня». Вероятно, в то время, когда создавалась «Илиада», такие нарушения искони заведенного порядка в собрании стали обычным явлением, в дальнейшем же постепенно перешли в систему, открыв дорогу на ораторскую трибуну выходцам из простонародья наравне с природной знатью. Поэт и его слушатели, однако, еще хорошо помнят то время, когда основная масса демоса либо вообще была лишена права голоса, либо обладала им лишь в ограниченной степени, например, могла отвечать на прямо к ней обращенные вопросы, как об этом говорит Тиртей в своем переложении «Ликурговой ретры» (Tyrt. fr. За: έπειτα δέ δημότας ἄνδρας εύθείην ρήτρας άνταπαμειβομἐνους). Как остроумно заметил Виламовиц (Wilamowitz-Moellendorff U. von. Die Ilias und Homer. Berlin, 1920. S. 272), говоря о сцене с Терситом, «Конституция здесь еще спартанская, но дух уже всецело ионийский». Ср.: Busolt G. Griechische Staatskunde. LS. 336; Griffith G. Т. Isegoria in the assenbly at Athens // Ancient society and institutions. Studies pres. to V. Ehrenberg. Oxford, 1966. P. 177 f.; Codino F. Einführung... S. 92 f.
68 Fanta A. Der Staat in der Ilias und Odyssee. Innsbruck, 1882. S. 87; Moreau F. Les assembles politiques d'apres l'Iliade et l'Odyssee // REG. 1893. T. 6. P. 204 s.; Finsler G. Homer. Т. I. Der Dichter und seine Welt. Leipzig-Berlin, 1914. S. 203, 206, 215; Codino F. Einführung... S. 95 f. Ср.: Grote G. A history of Greece. Vol. 2. London, 1869. P. 67 f; Busolt G. Griechische Staatskunde. I. S. 335.
69 Сама процедура принятия решения нигде не обрисована с достаточной ясностью. Собрание обычно заканчивается криками народа, который
336

петенцию народного собрания входят, например, различные вопросы «финансового» характера, в том числе раздел военной добычи, распределение земельных участков, устройство коллективных пиршеств и т. п. Каждая из этих операций включает в себя выделение особой почетной доли (земли, добычи, вина или мяса), предназначенной в награду царям и особо отличившимся героям. Интересно, что сами цари расценивают эти дары именно как пожалование народа за их воинскую доблесть и другие заслуги перед общиной. Характерным образчиком этой «рыцарской» психологии гомеровского аристократа является уже цитировавшееся обращение Сарпедона к Главку (Il. XII, 313 sqq.): «Сын Гипполохов! За что перед всеми нас отличают местом почетным, и брашном, и полной на пиршествах чашей в царстве ликийском и смотрят на нас, как на жителей неба?...» (пер. Н. И. Гнедича). Также и Ахилл обвиняет Агамемнона в том, что он хочет лишить его «почести» (γέρας), которую даровали ему ахейцы как награду за тяжкие труды (Il. I, 162; ср. там же, 123 sqq., 276). Сам «пастырь народов», напротив, злоупотребляет щедростью ахейцев, которые и без того отдают ему всегда лучшую долю добычи (за это его поносит Терсит в Il. II, 225 sqq., ср.: 255 sq.; см. также IX, 578; XX, 184; Od. VII, 150)70.

таким способом выражает свое одобрение или неодобрение речи очередного оратора (см. Il. II, 394; VIII, 543; XVIII, 310; Od. XXIV, 463), хотя по определениям крика, которые дает Гомер, не всегда можно понять, что именно чувствует толпа и на чьей она стороне. В некоторых случаях участники собрания расходятся молча, хотя решение все равно считается принятым (Il. VII, 379; Od. VIII, 46). Голосование путем поднятия рук в эпосе не упоминается ни разу (ср.: Морган Л. Г. Древнее общество. С. 142). Можно предположить, однако, что Гомеру была уже известна процедура «расстановки» собрания (διάστασις), практиковавшаяся в более позднее время в некоторых греческих государствах. Так может быть истолкована, например, сцена народного собрания в заключительной части «Одиссеи» (XXIV, 463 sqq.; см. также: Od. III, 150 sqq.; ср.: VIII, 505 sqq.). Ср.: Busolt G. Griechische Staatskunde. I. S. 337; Glotz G. La cite... P. 65, 69; Martin R. Recherches sur l'agora grecque. Paris, 1951. P. 34.
70 Правда, в II. IX, 333 sq. раздел добычи осуществляет сам Агамемнон. Противоречия здесь, однако, нет, так как поэт, вероятно, подразумевает, что он делает это с согласия других ахейцев. Ср. Il. XI, 685 sqq.
337

В отдельных эпизодах поэм народ выступает на сцену как реальная политическая сила, заставляющая считаться с собой наиболее могущественных людей общины. В «Одиссее» (XVI, 424 sq.) рассказывается о том, как Евпейт, отец Антиноя, принял участие в набеге тафийских пиратов на дружественных Итаке феспротов, чем вызвал страшный гнев народа. Толпа порывалась убить предателя и разорить его дом. Спасло Евпейта лишь заступничество Одиссея. Этот эпизод, очевидно, должен показать, что открыто выраженная воля народа есть закон, которым даже самый своевольный индивид не способен пренебречь без риска понести тяжелое наказание. Страх перед гневом народа иногда вводится поэтом в повествование как мотивировка, объясняющая поведение того или иного персонажа в затруднительной ситуации. Он может, например, удержать преступника от выполнения его злодейских замыслов. Так, женихи опасаются, что народ Итаки, узнав о их неудавшемся покушении на Телемаха, изгонит их с острова (Od. XVI, 375 sqq.). «Мнение народное» (δήμου φήμις), как сказано в «Одиссее» (XIV, 237 sqq.), «тяжело ложится» даже на царей. Критские цари, избранные предводителями в походе на Трою, отправляются на войну против своей воли лишь потому, что боятся ослушаться народа71.

Все эти факты, сколь бы интересны и значительны они ни были сами по себе, все же не складываются у Гомера в целостную и законченную картину первобытного народовластия. В общем балансе политических сил, действующих внутри гомеровской общины, удельный вес элементов демократии не столь уж велик. Главную роль как в «Илиаде», так и в «Одиссее» играет отнюдь не народная масса, а сильная героическая личность, нередко вступающая в открытый конфликт с общиной и подчиняющая ее себе. Гомеровские цари и герои с их непомерным честолюби-
71 Нетрудно заметить, что эпизоды такого рода группируются преимущественно в «Одиссее» — более поздней из двух гомеровских поэм. Возможно, в этом сказывается определенное усиление демократических тенденций в жизни греческого общества в конце гомеровского периода в связи с начавшимся формированием полисного строя. См.: Glotz G. La cite... P. 69; Martin R. Recherches sur l'agora grecque. P. 32 sq.
338

ем, жаждой богатства и власти, обостренным чувством социальной дистанции, отделяющей их от простых смертных, мало похожи на выборных магистратов, «слуг народа» в обычном понимании этого слова. С другой стороны, и сам демос в тех случаях, когда поэт находит нужным вывести его на сцену, ведет себя совсем не так, как подобает народу-суверену в подлинно демократическом обществе, напоминая скорее безликую и бессловесную толпу театральных статистов, на фоне которой еще более мощно и рельефно вырисовываются фигуры главных действующих лиц. Поражает крайняя пассивность демоса в центральных, наиболее острых и драматически напряженных эпизодах поэм, таких как сцена «ссора царей» в I песни «Илиады», сцена «испытания войска» в следующей песни той же поэмы, сцена народного собрания на Итаке во II песни «Одиссеи» и др. В понимании самого Гомера, эта пассивность толпы коренится в самой ее природе, низменной и инертной, чуждой всего героического. Ее удел поэтому — слепое повиновение приказам «лучших людей», т. е. царей и героев72. Эта мысль с предельной откровенностью выражена в уже упоминавшемся обращении Одиссея к «мужу из народа» во II песни «Илиады» (200 sqq.): «Несчастный, сядь спокойно и внимай слову других, которые лучше тебя. Ведь в тебе нет ни отваги, ни воинского духа, и ты ничего не стоишь ни в бою, ни в делах совета». Непосредственно следующая за этой сентенцией сцена «посрамления Терсита» служит как бы наглядной иллюстрацией к ней, демонстрируя полное превосходство героя-аристократа над человеком толпы,

72 Во всем этом проявляется определенная внутренняя противоречивость и непоследовательность гомеровских воззрений на роль народной массы. Подымая демос в социальном плане на уровень аристократии и всячески облагораживая его (см.: 'Andreev J. V. Volk und Adel bei Homer // Klio. 1975. Bd. 57. H. 2. S. 281 ff.), Гомер в то же время достаточно низко оценивает его политические возможности, третируя его как ни на что не годную массу простонародья. См.: Кагаров Е. Г. Общественный строй греков гомеровской эпохи // СЭ. 1937. №4. С. 56: «Миссия народа — пассивная и чисто декоративная: он лишь выслушивает решения базилевса и его советников, принимая их к сведению и беспрекословному исполнению». Ср.: Codino F. Einführung... S. 139.
339

демагогом и выскочкой как в умственном, так и в физическом отношении.
Правда, как было уже замечено, Терсит не может считаться типичным представителем гомеровского демоса. Как правило, от лица народа в поэмах выступают люди благородного происхождения и с достаточно высоким общественным статусом. Однако существа дела это не меняет. Уже известный нам птицегадатель Полидамант, представляющий в «Илиаде» троянский демос, выступает в поэме в той же самой неблагодарной роли «пророка, непризнанного в своем отечестве», что и Терсит, несмотря на его несходство с последним. Подобно Терситу он вступает в спор с военачальником, и ему точно также инкриминируют пораженческие настроения и зажимают рот, угрожая физической расправой, хотя до самой расправы дело здесь не доходит (см. Il. XII, 230 sqq.). Наконец, от Полидаманта, как и от Терсита, отворачивается та самая масса, от лица которой он пытается говорить. В XVIII песни (310 sqq.) троянцы, повинуясь Гектору, отказываются последовать совету Полидаманта, который предлагает им отойти за городские стены ввиду появления Ахилла. Поэт видит в этом явный признак безумия, ведущего к гибели целый народ, «ибо они восхваляли Гектора, советовавшего дурное, Полидаманта же никто не похвалил, хоть он и лучший давал совет». В конце концов оба: и Полидамант, и Терсит при всем различии этих двух персонажей сходятся в том, что представляют общину-демос в моменты ее бессилия перед произволом «больших людей». Для существа конфликта не столь уж важно, что один из них (Полидамант) воплощает в своем лице «лучшую», аристократическую часть общины, другой же (Терсит) выступает как выразитель интересов и настроений ее плебейских низов, ибо исход в обоих случаях — один и тот же.
Тема бессилия демоса перед своеволием сильной личности, ее необузданной жаждой самоутверждения своеобразным лейтмотивом проходит через весь эпос. Она возникает уже в первых строках первой песни «Илиады». Агамемнон, вопреки ясно выраженной воле всего войска, отказывается вернуть Хризу его дочь (I, 22 sq.) и ахейцы ничего не могут сделать для того, чтобы

340

заставить его выполнить их решение73. Только вмешательство божества вынуждает «пастыря народов» пойти на уступки. Но и поставленный перед необходимостью отказаться от своей добычи, он снова бросает вызов общественному мнению, требуя, чтобы взамен утраченной наложницы ему дали другую из добычи Ахилла или какого-нибудь другого героя. Агамемнона нисколько не смущает то, что его претензии фактически аннулируют уже принятое прежде и теоретически, по-видимому, не подлежащее пересмотру решение народа (Il. I, 123 sqq., 276). Сам народ, однако, никак не реагирует на нанесенное ему оскорбление. На протяжении всей сцены «ссоры царей» он упорно молчит, чем вызывает у Ахилла его знаменитую реплику (231 sq.): «Царь-пожиратель народа, покуда царишь над ничтожествами. Ведь иначе, Атрид, это было бы твое последнее оскорбление» (δημοβόρος βασιλεύς, έπεί ούτιδανοΐσιν άνάσσεις...).
Если ахейцы неспособны обуздать гордыню Агамемнона, то их враги-троянцы оказываются в точно таком же положении, столкнувшись со своеволием Париса, этой πήμα πόληι как называет его Гектор. Его проделки, навлекшие неисчислимые беды на город и всех граждан, остаются безнаказанными. Когда на народном собрании троянцев ставится вопрос о выдаче Елены (Il. VII, 345 sqq.), Парис при молчаливом попустительстве других Приамидов и самого Приама без особого труда затыкает рот единственному представителю оппозиции — старцу Антенору, категорически отказываясь вернуть Менелаю похищенную у него жену. Народ опять-таки безмолвствует и в конце концов расходится, так и не приняв никакого решения. Молчат и граждане Итаки, которых Телемах созвал на площадь для того, чтобы пожаловаться им на разбой и произвол, чинимые в его доме

73 В понимании Фанты (Fanta Α. Der Staat... S. 87), Агамемнон здесь использует принадлежащее ему в отношении народного собрания право veto. С этим, однако, трудно согласиться. Строго говоря, Агамемнон в этом эпизоде не налагает запрет на решение народа, а просто отказывается его выполнить, поскольку оно касается лично его. Точно также поступает и Парис, отказываясь выдать Елену (Il. VII, 362 sqq.). Ср.: Moreau F. Les assemblees... P. 232.
341

женихами Пенелопы (Od. II, 81 sqq.). В душе народ, как мимоходом замечает поэт, сочувствует Телемаху и жалеет его, но по каким-то причинам не решается встать на его защиту. По первому же требованию одного из женихов Леокрита собрание безропотно расходится, так ничего и не предприняв. Показательно, что во всех этих случаях о способности демоса к решительным действиям против своевольного индивида или индивидов говорится в сослагательном наклонении, как о чем-то весьма гипотетическом. Ахейцы могли бы обуздать Агамемнона, если бы они не были ούτιδανοί, как их называет Ахилл. В том же духе высказывается и Гектор о своих согражданах (Il. III, 56 sq.): если бы троянцы не были так робки, они бы давно уже побили камнями Париса за его преступления. Также и граждане Итаки могли бы, как говорит Ментор (Od. II, 239 sqq.), при их явном численном перевесе над женихами без особого труда вышвырнуть их из дома Одиссея, но то ли боятся, то ли просто не хотят сделать это.74
Впрочем, даже и в те редкие моменты, когда народ пробуждается от своей обычной апатии к политической активности, он напоминает гораздо больше взбунтовавшуюся толпу, чем державного суверена общины. Самое большее, на что способен демос, такой, каким его изображает Гомер, — это вспышка дикой стихийной ярости, разрешающаяся судом Линча над человеком, вызвавшим его гнев. Толпа разоряет движимое и недвижимое достояние «врага общества», а у него самого «вырывает из груди милое сердце» — именно это разгневанные итакийцы хотели сделать с Евпейтом, если бы им не помешал Одиссей.

74 Во всех этих случаях Гомер, безусловно, осуждает «тирана» (или «тиранов») и жалеет народ как жертву «сильных мира сего». Но в то же время он показывает, что обуздать гордыню тиранической личности может лишь равный ей по силе и значению индивид, отнюдь не народ. По существу, своим молчанием демос поддерживает «врага общества» и внушает ему уверенность в том, что его деяния останутся безнаказанными. Не случайно Телемах подозревает граждан Итаки в том, что они за что-то ненавидят его отца и поэтому нарочно подстрекают женихов грабить его дом (Od. II, 71 sqq.).
342

В заключительной сцене поэмы герои меняются ролями и мы видим, как неистовый, обезумевший от скорби Евпейт возглавляет толпу итакийцев, направляющихся к дому Лаэрта с твердым намерением расправиться с Одиссеем и искоренить весь род Аркесиадов (см. Od. XXIV, 463 sqq.; параллелизм этих двух эпизодов, конечно, не случаен).
Стремительный переход массы от продолжительной пассивности и безучастия к бурной энергии мятежа находит свое естественное объяснение в том, что Евпейт выражает общие чувства, владеющие гражданами Итаки — боль за убитых сородичей и жажду мести. Однако в понимании самого поэта это состояние граничит с безумием и, как всякое безумие, является результатом постороннего внушения: Евпейт, сам уже безумный, заражает своим безумием народ (его имя Έυπείθης звучит в этом контексте с явным оттенком иронии — «хорошо убеждающий на дурное», к тому же отец «безрассудного» Антиноя). Необходимо отрезвляющее вмешательство богов в финале поэмы, чтобы сознание массы прояснилось и она поняла всю бессмысленность и гибельность своего поведения.
Народ, таким образом, представляется Гомеру загадочным существом, подверженным внезапным приступам стихийного гнева, в остальном же пассивным, безмолвным, ни во что не вмешивающимся75. Его поведение почти всегда немотивировано. Его поступки трудно предугадать. Иногда создается впечатление, что у него нет своей воли, своих убеждений, что он не знает даже, что хорошо и что плохо для него самого. Поэтому он с такой легкостью поддается самым разнородным, а подчас и прямо противоположным внушениям. Во II песни «Илиады» все ахейское воинство, не рассуждая, бросается к кораблям по первому же призыву Агамемнона. Ахейцы, в том числе и самые знатные, не подозревают, что это — всего лишь провокация, задуманная «пастырем народов» для того, чтобы испытать свое войско. Всеми владеет одна лишь мысль о скорейшем возвраще-

75 Ср. Finley Μ. I. The world... P. 92 f.
343

нии на родину. Но вот ситуация меняется. Одиссей с помощью Афины успокаивает охваченную паникой армию и восстанавливает порядок в собрании. Почти мгновенно проделав все это, он разыгрывает затем эффектную сцену усмирения демагога-одиночки Терсита. Толпа, наблюдающая за этим «подвигом» Одиссея, подбадривает его одобрительными репликами и насмехается над Терситом (Il. II, 270 sqq.). Разумеется, подходя к этой сцене с позиций обычного (не эпического) реализма, мы могли бы упрекнуть Гомера в том, что он чересчур легко и просто снимает все трудности, стоящие на пути его героя, что психологически немыслим столь стремительный переход от всеобщего возмущения к всеобщему же успокоению, что, наконец, едва ли расправа с защитником интересов народа, а Терсит, несомненно, является рупором народного мнения76, обошлась бы так дешево для Одиссея, вызвав к тому же общее сочувствие и поддержку всех присутствующих77. Признавая упрощенность и некоторую искусственность в поэтическом решении этого эпизода, мы не можем не заметить в то же время — на это обратил внимание уже Виламовиц78— того глубокого проникновения в психологию человеческой массы, которое обнаруживает здесь Гомер. В его понимании, Терсита постигает обычная участь всех демагогов. Вчерашний «громогласный вития» (см. 246: λιγύς... άγορητής), снискавший себе популярность в народе своими насмешками над царями, теперь сам стал для него посмешищем. Толпа, как всегда, держит сторону того, кто сильнее, — очевидно, именно это хочет сказать нам поэт. Поэтому достаточно примерного наказания одного смутьяна, чтобы целая армия совсем уже было вышедшая из повиновения, деморализованная

76 Это хорошо понимает сам «укротитель» смутьяна Одиссей. См. там же, 284 слл.
77 См.: Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1913. С. 11: «Изобразить все это было во власти поэта, но едва ли было во власти Одиссея все это вызвать в действительности». Ср.: Mireaux Ε. Les poemes homeriques et l'histoire grecque. Т. II. Paris, 1949. P. 158 ss.
7S Wilamowitz-Moellendorff U. von. Die Ilias... S. 272. Ср.: Лосев Α. Φ. Гомер. Μ., 1960. С. 100.
344

и разложившаяся, снова преисполнилась боевого духа и стройными рядами двинулась на врага.
Терсит нужен Гомеру как своеобразная жертва, принесенная на алтарь общественного спасения. Своим унижением он искупает грехи всего ахейского войска и в следующем эпизоде мы видим его уже очистившимся от скверны мятежа и анархии и во всеоружии готовым вступить в бой. В основе своей избиение Терсита, как это показал Узенер, есть ничто иное, как магическая операция очищения войска79. Однако для самого Гомера эта сцена имеет, конечно, и вполне определенный политический смысл. Поэт хочет показать, что предоставленный самому себе народ превращается в слепую нерассуждающую силу, чуждую закону и порядку, которую только другая, высшая сила может принудить к повиновению. Сам народ неспособен управлять собой. Следовательно, он нуждается в вожде — вот вывод, к которому подводит нас Гомер всей логикой своего повествования во II песни «Илиады». Только так, очевидно, можно понять тираду Одиссея о вреде многовластия и необходимости единоначалия (Il. II, 203 sqq.). Заключенная в этих строках апология личной власти в целом, как было уже указано, не характерна для политических взглядов Гомера. Нормальной, в его представлении, является республиканская форма правления. Однако гомеровский республиканизм — особого рода. Он не исключает, а, наоборот, предполагает строжайшую субординацию в отношениях между народом и «вождями», концентрацию всей власти в руках немногих.
Идеальная община в понимании Гомера, это — община, управляемая небольшой группой «лучших людей». Народ в ней знает «свое место» и ни во что не вмешивается. Образцовой в этом смысле может считаться морская республика феаков, все граждане которой послушно и беспрекословно выполняют приказы Алкиноя, выражающего общую волю тринадцати «славных басилеев», управляющих островом. Отсюда не следует, что народная масса вообще исключается Гомером из числа участников

79 Usener Η. Kleine Schriften. Bd. IV. Leipzig-Berlin, 1914. S. 239 f.
345

«общественного договора», на котором зиждется идеальный полис. Напротив, основой самого этого договора является гармония взаимоуравновешивающих друг друга интересов народа и «вождей». «Вожди» защищают народ и поддерживают среди него добрые обычаи и справедливость. Народ платит им за это дарами, почестями и повиновением80. Идеальный герой, например Гектор или Сарпедон, печется больше о благе народа, чем о своей собственной жизни. Напротив, пренебрежение к интересам народа, проявляемое такими персонажами, как Агамемнон, Парис, Ахилл и др., безоговорочно осуждается поэтом81.
Правящая элита гомеровского полиса включает в свой состав наиболее влиятельных граждан из аристократической прослойки. Это — те люди, которых поэт называет «вождями и советниками» (ηγήτορες ήδέ μέδοντες)82. В их число входят, судя по всему, цари-басилеи и «старцы народные» (δημογέροντες), хотя четкую грань между теми и другими далеко не всегда удается провести. Ηγήτορες образуют интегральную и вместе с тем наиболее активную часть народного собрания. Обыкновенно оратор, открывающий собрание, обращается с речью именно к ним, как бы игнорируя всех прочих (см. например, Il. IX, 17: Αργείων ηγήτορες ήδέ μέδοντες; Od. VIII, 11: Φαιήκων ηγήτορες ήδέ μέδοντες). Основная масса демоса лишь присутствует при словопрениях «вождей», составляя, по выражению Бузольта, их Umstand, наподобие толпы зрителей или болельщиков на играх83. Такое распре-

80 «Теоретически» Гомер, по-видимому, признает, что все это народ делает добровольно, из одного лишь пиетета перед царями (на это указывает формула «θεός δ' ώς τίετο δήμω» — см. Il. V, 78; Χ, 33; XI, 58; Od. XVI, 605). В то же время он прекрасно понимает, что власть невозможна без применения силы, которое в некоторых случаях, как например в сцене умиротворения войска в «Илиаде», выливается в прямое насилие над массой. Ср.: Finley Μ. I. The world... P. 83 ff.
81 Hoffmann W. Die Polis bei Homer // Festschrift B. Snell. München, 1956. S. 157 ft".; Finley Μ. I. The world... P. 97 f.
82 Они же — βουληφόροι, άγορηταί, δικασπόλοι и т. д.
83 Busolt G. Griechische Staatskunde. I. S. 335. В сущности гомеровское народное собрание есть ничто иное, как открытое заседание совета старцев
346

деление ролей мы наблюдаем в типичных сценах раздела военной добычи, судебной тяжбы, жертвоприношения и т. п. (см. Il. XI, 685 sqq.; XVIII, 497 sqq.; Od. III, 5 sqq.). Всюду цари и старцы говорят и действуют перед народом и, очевидно, от его лица, народ же самим своим присутствием как бы санкционирует их действия, хотя сам не принимает в них непосредственного участия84. Естественно, что в таких условиях подлинная воля народа легко могла быть фальсифицирована «вождями»85.
Нередко мы видим, как цари решают важные вопросы в своем кругу, даже не справляясь у народа о его согласии, хотя формально очевидно считается, что они и в этих случаях действуют от его имени86. Так, решение об отправке посольства к Ахиллу принимается не в собрании, а на совете, в узком кругу

(βουλή), на котором могут присутствовать, а в некоторых, предусмотренных обычаем случаях также и подавать голос рядовые члены общины. На это указывает довольно обычное у Гомера смешение понятий совета и собрания (так в Il. II, 202; XII, 211 sqq.; Od. IX, 112). См.: Glotz G. La cite... P. 54; Петрушевский Д. Μ. Общество и государство... С. 18, 25; ср.: Морган Л. Г. Древнее общество. С. 142.
84 См.: Schol. ad Il. IX, 17 (со ссылкой на Аристотеля): «Народ имел право только слушать, предводители же могли и действовать».
85 Лурье С. Я. История Греции. Л., 1940. С. 83.
86 Впрочем, представление о народе как единственном источнике и гаранте всякой общественной власти, обычное в современной теории государства, Гомеру, по всей вероятности, было чуждо. Немецкие историки старой юридической школы (Фанта, Бузольт, Финзлер и др.) неизбежно впадают в заблуждение, пытаясь найти в эпосе иерархию властей, в которой одна единственная власть, единоличная или, наоборот, коллективная рождает из себя все остальные. Гомеровские цари не были магистратами в обычном понимании этого слова, т. е. избранными на определенную должность представителями народа. Их власть не вручена им народом, а дана свыше (народ может даровать царю лишь его темен, так как он является частью общинного имущества). В «теории» царь (или цари) и народ являются двумя равноправными суверенами общины и должны действовать в добром согласии друг с другом. На это указывают встречающиеся в поэмах образцы «официальной» фразеологии. Так, принося клятву перед поединком Менелая с Парисом (Il. III, 276 sqq.), Агамемнон говорит в одно и то же время и от своего лица и от лица всех ахейцев. Ср. Il. VII, 386; Od. VIII, 157.
347

ахейских вождей. Остальные ахейцы вообще ничего не знают об этом. Тем не менее Одиссей и Аякс, ведущие переговоры в ставке Ахилла, представляются ему как посланцы всего войска (Il. IX, 640 sq.: ύπωρόφιοι δέ τοί είμεν πληθύος έκ Δαναών,...). Прикрываясь фикцией народного суверенитета, цари и старцы, по сути дела, бесконтрольно распоряжаются общинной собственностью, награждая друг друга наделами, вырезанными из общинной земли, устраивая совместные трапезы на средства, взятые у народа (δημία, δημόθεν), одаривая опять-таки за счет народа знатных чужеземцев. В сцене прощания Одиссея с феаками (Od. XIII, 13 sqq.) Алкиной, обращаясь к другим феакийским басилеям, предлагает им одарить гостя бронзовыми котлами и треножниками. Их собственное богатство при этом нисколько не пострадает, — замечает он тут же, — «мы тотчас же возместим (все это) сборами с народа» (κατά δήμον). Алкиной ничуть не сомневается в том, что послушный народ даст все, что от него потребуется, ибо он, будучи «добрым царем», берет только то, что установлено обычаем87. Нетрудно догадаться, что в иных местах и иных условиях эти «теоретически» считающиеся добровольными пожалования царям от народа могли служить удобным прикрытием и оправданием для хищничества и вымогательств δημοβόροι βασιλήες (ср. обличения алчности Агамемнона в речах Ахилла и Терсита в первых двух песнях «Илиады», также Il. XXIV, 262; инвективы Гесиода в адрес «царей-дароядцев» — Opera, 39, 221). Учитывая все это, едва ли стоит принимать за «чистую монету» встречающиеся в поэмах выражения такого типа, как δήμου φήμις или δήμος έδωκε. По-видимому, это — всего лишь демократическая фразеология, скрывающая от нас политическую действительность, весьма далекую от подлинной демократии.
Итак, формальное народовластие при фактическом господ-

87 Также этолийские старцы обещают Мелеагру в виде награды большой надел лучшей земли, если он отразит от города врагов—куретов, не спрашивая народ о его согласии (Il. IX, 574 sqq.; ср. XXII, 119 sq.). Ср.: Finley Μ. I. The world... P. 95 f.
348

стве верхушки родовой знати — вот, пожалуй, наиболее точное определение существа той системы политических отношений, которую изображает Гомер в своих поэмах. Но вынося этот приговор, мы не должны, конечно, забывать об одном немаловажном обстоятельстве. Перед нами — не документ, а художественное произведение, в котором подлинная картина политического быта раннегреческого полиса могла подвергнуться сильному искажению либо в угоду политическим взглядам самого автора и его аудитории, либо потому что этого требовали его эстетические вкусы и поэтические приемы. Политическая тенденциозность гомеровской поэзии не вызывает сомнений88. Сам поэт отнюдь не скрывает своих проаристократических симпатий. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть «Илиаду» хотя бы на сцене «посрамления Терсита». Но политическая пристрастность Гомера еще более усугубляется общей для всей эпической поэзии тенденцией к всемерному возвеличению сильной героической личности за счет столь же интенсивного принижения роли коллектива, народной массы89. К этому присоединяется также и вполне понятное стремление поэта избежать загромождения эпической сцены лишними действующими лицами, тем более целыми их группами, что могло бы привести к неоправданному усложнению сюжетной линии поэм. Представим себе на минуту, что граждане Итаки преодолели свой страх перед женихами, вняли уговорам Ментора и Галитерса и заступились за Телемаха. К чему свелась бы тогда вся столь эффект-

88 Ср.: Косвен М. О. К вопросу... С. 256: «... если эпос усиленно подчеркивает господствующее положение знати, то все это отражает не столько действительные общественные отношения, сколько тот социальный заказ, во исполнение которого слагались и исполнялись гомеровские песни».
89 См.: Тронский И. М. Проблемы гомеровского эпоса // Гомер. Илиада. М.-Л., 1935. С. XLVIII: «Хозяйственная мощь индивида начинает превалировать над его значением как носителя мощи рода...». Ср.: Лосев А. Ф. Гомер. С. 170 сл.; Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // ВДИ. 1962. № 2. С. 10 слл. О индивидуалистической тенденции в эпосе см.: Chadwick Η. Μ. and Chadwick Ν. Κ. The growth of literature. Vol. I. Cambridge, 1932. P. 80 f.
349

ная развязка поэмы: тайное возвращение Одиссея и его расправа над женихами?
Учитывая все это, мы вправе допустить, что подлинные возможности первобытного народовластия попросту не нашли в эпосе вполне адекватного раскрытия и воплощения. Изображая народ бессловесным и пассивным человеческим стадом, не способным даже к членораздельному выражению своих мыслей и чувств, Гомер, несомненно, слишком сгущает краски, что ведет к известному искажению реальных пропорций политической структуры раннегреческого общества. В конце концов он и сам противоречит себе, показывая хотя бы в отдельных случаях, что при всей своей беспомощности и инертности народ способен внушать страх и уважение, может заставить считаться с собой и людей, весьма влиятельных и могущественных. Пренебрежение к толпе, столь часто выказываемое героями поэм, не мешает им заигрывать с ней, убеждать и склонять на свою сторону пространными речами, построенными по всем правилам ораторского искусства. Тем самым поэт дает нам понять, что вопреки по-своему, быть может, и типичному эпизоду расправы с Терситом язык палки отнюдь не был единственным способом общения «больших людей» с народом90.
Безусловно, перенесение сюжетных коллизий гомеровского эпоса на реальную историческую почву раннегреческого полиса сопряжено с известным риском и требует от исследователя максимальной осторожности и гибкости. Понимая это, мы не можем, однако, просто отбросить в сторону такие эпизоды, как тот же инцидент с Терситом или разгон женихами народного собрания итакийцев во II песни «Одиссеи», признав их всего лишь данью сословным предрассудкам Гомера и его слушателей или же уступкой требованиям героической поэтики. Слишком

90 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 105 (со ссылкой на Шёмана): «Когда идет речь о деле, для выполнения которого требуется содействие народа, Гомер не указывает нам никакого способа, которым можно было бы принудить к этому народ против его воли». См.: также: Moreau F. Les assembles... P. 230; Петрушевский Д. Μ. Общество и государство... С. 8.
350

настойчиво поэт возвращается к намеченной уже в первых строках «Илиады» теме конфликта между народом и «неправедным» царем (или царями), конфликта, в котором победа неизменно остается на стороне последнего. Едва ли случайно также, что сам этот конфликт неизменно облекается в «конституционную» форму ожесточенных прений в народном собрании. При всей условности приемов, с помощью которых Гомер строит свои сцены на агоре, при всей традиционности участвующих в них персонажей нельзя не видеть в них горький итог наблюдений самого поэта над исторической действительностью его эпохи91. Всевластие «царей-мироедов» и беспомощность противостоящего им демоса, столь ярко, хотя, вероятно, и в несколько утрированной форме, обрисованные в поэмах, несомненно, можно отнести к наиболее типичным чертам политической жизни раннегреческого общества. В этом сходятся показания двух столь нe похожих друг на друга, хотя, по всей вероятности, хронологически достаточно близких между собой поэтов, как Гомер и Гесиод92. Для каждого из них могущество знати и логически дополняющие его приниженность и пассивность народной массы являются непреложным фактом, хотя оценка этому факту дается в их произведениях с прямо противоположных позиций.
Итак, бессилие и политическую апатию демоса, с которыми мы сталкиваемся в центральных эпизодах «Илиады» и «Одиссеи», нельзя считать продуктом поэтического вымысла. Как в том, так и в другой находит свое естественное выражение внутренняя слабость первобытной общины, уже вступившей в ста-

91 Если не во всех, то, по крайней мере, в некоторых из этих эпизодов современный материал накладывается, как это нередко бывает у Гомера, на традиционную, возможно, еще микенскую основу. Однако выявить этот поэтический архетип в данном случае нам едва ли удастся, так как мы практически ничего не знаем о политическом статусе и функциях народного собрания в микенских государствах. Ср. Лурье С. Я. 1) Язык и культура... С. 223 сл.; 2) К вопросу о характере рабства в микенском рабовладельческом обществе // ВДИ. 1957. № 2. С. 10; Блаватская Т. В. Ахейская Греция. М., 1966. С. 160.
92 См.: Lesky A. Homeros-// RE. Suppl. XI. Stuttgart, 1968. S. 693.
351

дию своего разложения. Как было указано выше, греческое общество гомеровской эпохи еще сохраняет в своей структуре многие элементы родового строя, хотя сам род и другие гентильные организации уже находятся здесь в состоянии внутренней ломки и брожения. Такова же и исходная посылка Моргана, из которой он делает, однако, неверные выводы. Народовластие «героического века» понимается им как выражение совокупной воли всех родов, составляющих общину. Но уподобляя позднеродовое гомеровское общество современному федеративному государству с двухпалатным парламентом (совет старцев и народное собрание)93, Морган недооценивает силу действующих в этом обществе изоляционистских, центробежных тенденций, превращающих каждый гентильный коллектив в самодовлеющий замкнутый мирок, враждебный всему остальному миру. Отнюдь не братская солидарность и мирное сотрудничество являются основными факторами, направляющими внутреннее развитие варварской общины. Всякому, кто изучал родовой строй на поздней, заключительной стадии его развития, будь то общество исландцев эпохи независимости или кавказских горцев, монголов дочингисхановского периода или шотландских кельтов, хорошо знакомы такие явления, как кровная месть, передающаяся из поколения в поколение, опустошительные межродовые войны из-за земли и пастбищ для скота, наконец, бесконечное соперничество и борьба за власть и престиж между родовыми вождями. Общество греков гомеровского периода едва ли составляет в этом смысле какое-то исключение из общего правила и, конечно, не может претендовать ни на особенное миролюбие, ни на из ряда вон выходящее чувство коллективизма и товарищеской спайки.
Узы кровного родства, связывающие гомеровского героя с его семьей и родом, значат для него гораздо больше, чем гражданская солидарность94. Даже в душе Гектора, этого стойкого и, ка-

93 Морган Л. Г. Древнее общество. С. 142.
94 Finley Μ. I. The world... P. 116 f.; Straßburger Η. Der Einzelne und die Gemeinschaft im Denken der Griechen // Zur griechischen Staatskunden /
352

залось бы, бескомпромиссного патриота, жертвующего жизнью ради города и сограждан, голос крови в отдельные моменты все же пересиливает чувство долга перед общиной. Об этом свидетельствует хотя бы его молчание в ключевой сцене собрания на троянской агоре (Il. VII, 345 sqq.). Подобно всем остальным Приамидам, Гектор не оказывает никакой поддержки Антенору, предлагающему выдать Елену ахейцам, и не пытается урезонить совершенно зарвавшегося Париса, хотя одно его слово, вероятно, могло бы решить исход прений. Вообще род в понимании Гомера противостоит общине, как враждебная сила, разлагающая ее изнутри, а иногда даже ведущая к гибели. Опираясь на поддержку и сочувствие сородичей, человек может решиться на самое тяжелое преступление. Одиссей говорит, обращаясь к пирующим в его доме женихам (Od. XVIII, 139 sq.): «Некогда и я кичился своим богатством среди людей и много совершил беззаконного, подстрекаемый силой и властью и полагаясь на отца и братьев моих». Эти слова звучат прямым намеком на то, что за спиной женихов стоят их родители и старшие братья, которые своим попустительством, а, может быть, и прямым наущением толкают их на разбойные дела (та же мысль проскальзывает и в некоторых других местах, см. II, 71 sqq; XXIV, 455 sqq.). Тайное становится явным в финальной сцене поэмы. Речь Евпейта, призывающего отомстить за погибших женихов, находит бурный отклик в сердцах собравшихся на площади итакийцев. Механизм кровной мести срабатывает безотказно, и собрание в мгновение ока раскалывается на две враждебные партии (Od. XXIV, 463 sqq.). Эта сцена наглядно демонстрирует внутреннюю слабость, непрочность гомеровского полиса. Родовое центробежное начало здесь явно преобладает над центростремительным общинным. Достаточно малейшего толчка, какой-нибудь гражданской распри или смуты, чтобы ис-

Hrsg. Fr. Gschnitzer. Darmstadt, 1969. S. 104 f.; ср.: Ярхо В. Η. Вина и ответственность... С. 18; Greenhalgh P. A. L. Early Greek Warfare. Cambridge, 1973. P. 168. Термин «род» здесь, как и в последующем изложении, употребляется условно для обозначения круга родственников, связанных взаимными обязательствами в случае кровной мести и т. п. ситуациях.
353

чезла даже та эфемерная видимость политического единства, которая придает гомеровской общине сходство с «нормальным» полисом95.
Нет ничего удивительного в том, что рыхлая раздираемая непрерывными внутренними противоречиями масса демоса сплошь и рядом обнаруживает свою полную беспомощность в столкновении с любой мало-мальски организованной силой, будь то знатный влиятельный род (Приамиды в «Илиаде»), аристократическая гетерия (женихи в «Одиссее») или просто сильный человек, опирающийся на поддержку своих рабов и клиентов (Агамемнон, Одиссей). Вражда, недоверие, страх, разъедающие изнутри родовое общество, парализуют демос, делают его неспособным к сопротивлению. Ведь даже если он и может принять на своей сходке то или иное решение, то у него чаще всего не находится нужных средств для того, чтобы провести это решение в жизнь. Как пишет Г. Глоц, «в ту эпоху, когда не существовало ничего, что соответствовало бы разделению властей в делах, которые мы называем судебными также, как и во всяких других, народ не имел никакого другого средства действовать, кроме как простое выражение или революционный взрыв коллективного чувства»96. Поэтому самостоятельные выступления народа в эпосе носят обычно столь стихийный, импульсивный характер. Вспыхивая внезапно, подобно пожару или землетрясению, они столь же быстро идут на убыль. По этой же причине власть народа не является в понимании поэта настоящей властью. Для этого она — слишком непостоянна, неустойчива, слишком зависит от благоприятного стечения обстоятельств97.

95 «Рыхлым союзом равноправных и юридически, а также фактически почти независимых от общины магнатов» называет гомеровский полис Эд. Мейер (Meyer Ed.. Geschichte... Bd. III. S. 282). Ср.: Петрушевский Д. Μ. Общество и государство... С. 20 слл.
96 Glotz G. La cite... P. 66.
97 В системе управления гомеровского полиса агора выполняет главным образом функцию индикатора общественного мнения, к которому должны прислушиваться, но с которыми не всегда обязаны считаться цари. Лишь при условии абсолютного единодушия в своей среде народ бывает спосо-
354

Настоящей властью (κράτος) в собственном значении этого слова, соединяющей в себе как законодательные, так и исполнительные прерогативы обладают только цари98. Но они, как мы уже видели, отнюдь не склонны считать себя магистратами, слугами народа и обычно используют свою власть прежде всего в своих собственных интересах или в интересах своего рода. Более того, именно цари являются главными носителями тех центробежных, разлагающих общину тенденций, о которых мы только что говорили. Являясь фактическими правителями полиса, они, судя по всему, не были расположены к мирному сосуществованию и постоянно враждовали между собой. Да это и понятно: в недавнем прошлом совершенно самостоятельные родовые вожди, каждый со своей свитой сородичей и приверженцев, со своей, вероятно, укрепленной загородной усадьбой, они, конечно, и теперь в новых для них условиях городской жизни продолжали упорно бороться за первенство, вовсе не собираясь умеривать свое честолюбие и жажду власти ради высших интересов общины. Скорее можно ожидать, что оказавшись в столь близком соседстве, стиснутые кольцом городских стен или прижатые к подножию акрополя, эти магнаты должны были еще более рьяно отстаивать свои права, не ограничивая себя в выборе средств. Кровавые распри знатных родов, непрерывное соперничество и борьба за власть между их предводителями создавали в городе накаленную атмосферу, пронизанную духом взаимной вражды и ненависти (нечто подобное мы наблюдаем в итальянских феодальных городах эпохи средневеко-

бен навязать царю или царям свою волю. См.: Busolt С. Griechische Staatsunde. I. S. 336: «Общественное мнение было силой, и считалось неразумным действовать вопреки ясно выраженной воле народа». Glotz G. La cite... P. 62 f.; Grote G. A history... P. 66 f. Ср.: Moreau P. Les assembles... P. 229 s.; Finsler G. Das homerische Königtum. S. 321 f.; Martin R. Recherches... P. 25 s.
98 Власть царя, хотя она и далека от того, чтобы быть признанной абсолютной монархией, ограничена не столько контролем со стороны народного собрания, сколько соперничеством других царей. Ср.: Moreau F. Les assemblees... P. 320 s.
355

вья с их бесконечными раздорами между гвельфами и гиббелинами и им подобными)99.
В конечном счете, исход борьбы родовых группировок зависел от того, на чью сторону встанет демос, т. е. основная часть граждан общины, до поры до времени сохраняющая нейтралитет. Как мы уже видели, раскачать эту инертную массу было нелегко, но иногда это все же удавалось, неуклюжий, архаичный механизм варварского государства начинал действовать, и демос превращался в ту грозную карающую силу, с которой мы изредка сталкиваемся на страницах гомеровских поэм. Разумеется, вовсе не обязательно видеть в такого рода политической активности демоса непосредственную реакцию самой народной массы на обращенный к ней призыв о помощи. В обществах такого типа, как гомеровское, строящихся по строго иерархическому принципу, рядовые общинники занимают обычно «нижние этажи» гентильных коллективов, возглавляемых родовой знатью, и уже в силу этого редко бывают способны к самостоятельным политическим выступлениям. К этому следует добавить многообразные формы клиентской зависимости, связывавшие простонародье с аристократическими ойкосами100. Как клиенты аристократов или как их фратеры и сородичи низшего ранга, простые общинники сопровождали своих вождей и покровителей на народные собрания, дабы в случае необходимости поддержать их криком, а коли будет надобность, то и оружием. В этих условиях прямое обращение к народу через головы «лучших людей» едва ли могло бы иметь успех. Именно знать была здесь

99 См.: Hasebroek J. Griechische Wirtschafts- und Gesellschaftsgeschichte bis zur Perserzeit. Tübingen, 1931. S. 125; Mazzarino S. Fra Oriente e Occidente. Firenze, 1947. P. 225 sg.; Huxley G. L. The Early Ionians. London, 1966. P. 47 f.
100 Это не означает, конечно, что основная масса населения полиса находилась на положении «слуг» или фетов в домах знати. Для большинства рядовых общинников их зависимость от царей выражалась лишь в эпизодических подношениях «даров» и участии в их военных и политических авантюрах. Во всем остальном они были вполне свободными и правоспособными людьми. См.: Hasebroek J. Griechische Wirtschafts- und Gesellschaftsgeschichte... S. 20 f.
356

главной выразительницей того, что мы могли бы назвать «общественным мнением». Поэтому Гомер чаще всего игнорирует простой народ, делая вид, что не замечает его присутствия на агоре и вообще в городе.
Впрочем, описанная здесь ситуация не оставалась неизменной. Начавшееся еще в микенскую эпоху расшатывание жестких архаических форм гентильной организации к концу гомеровского периода уже успело зайти достаточно далеко. Хозяйственные неурядицы, гражданские распри, колонизация влекли за собой непрерывные перетасовки во внутреннем составе фратрий и фил, а также частичный их распад. В связи с этим происходит высвобождение определенной части рядовых общинников из-под влияния и опеки родовой знати. Об этом свидетельствует такой эпизод, как выступление Терсита во II песни «Илиады». Под уродливой личиной Терсита уже угадываются черты политического деятеля нового типа — демагога, выдвинутого народной массой из ее собственной среды в противовес ее старым аристократическим лидерам. Очевидно, эта фигура вожака толпы хорошо знакома и поэтому так ненавистна как самому поэту, так и его слушателям. Разумеется, по одному этому эпизоду невозможно судить о размахе подымающегося в недрах гомеровского общества народного движения, о его массовости и результатах. Не подлежит сомнению, что процесс высвобождения массы демоса был достаточно длительным и потребовалось не одно столетие для того, чтобы греческое крестьянство окончательно разорвало узы родовой солидарности, связывавшие его со знатью, и осознало себя как класс со своими особыми интересами101.
Вспышки классовой вражды, подобные инциденту с Терси-

101 Освобождение от родовой опеки не означало, конечно, немедленного улучшения положения крестьянства. Во многих случаях имела место как раз противоположная тенденция, так как не связанный с родовым коллективом и, следовательно, не пользующийся его защитой и покровительством мелкий землевладелец становился легкой добычей для окружавших его хищников и вымогателей, что нередко снова вынуждало его искать себе патрона среди «сильных людей». См.: Starr Ch. G. The Origins of Greek Civilization. New York, 1961. P. 313 f.
357

том, не могли сразу и всерьез поколебать политическое могущество старинной знати. И в меняющемся обществе она продолжала оставаться ведущей политической силой. Однако для того, чтобы сохранить и упрочить свое положение, знати приходилось существенно менять и совершенствовать используемые ею методы управления. Непосредственное руководство массой через каналы родоплеменных институтов, хотя и не было изжито сразу и окончательно, в значительной мере перестало оправдывать себя ввиду того, что для многих свободных общинников узы, связывавшие их с той или иной фратрией или филой, теперь утратили свою обязательность и стали возможны переходы из одной гентильной организации в другую102. В ионийских городах-колониях, где процесс разложения родового строя шел в силу понятных причин особенно быстро, такие переходы приобрели, надо думать, массовый характер. Борьба за эту колеблющуюся, ускользающую из рук массу простонародья стала жизненной необходимостью для каждого аристократа, претендующего на высокое положение и престиж в своей общине103.
Главной ареной борьбы за демос, естественно, должна была стать агора, освященное традицией средоточие всей общественной жизни гомеровского полиса. Именно здесь лицом к лицу сталкивались приверженцы враждебных кланов и в бурных дебатах, а иногда и в кровопролитных схватках, разрешались аристократические усобицы, тянущиеся уже не одно поколение. Само собрание превращалось, таким образом, в своеобразный

102 На это указывает, с одной стороны, выделение в составе аттических фратрий внеродовых объединений тиасотов и оргеонов, с другой же, обособление от общей массы фратеров замкнутых аристократических γένη. См.: Busolt G. Griechische Staatskunde. I. S. 252 f.; Ferguson W. S. The Athenian Phratries// CPh. 1910. Vol. 5. P. 262 f.; Andrewes A. Philochoros on Phratries // JHS. 1961. Vol. 81. P. 2 f.
103 Эта необходимость усугублялась, с одной стороны, отсутствием постоянных дружин, с другой, массовым вооружением самого демоса. Факт всеобщего вооружения народа, на который обращает особое внимание Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 105), подтверждается материалом захоронений раннежелезного века.
358

агон знатных родов и фамилий, исход которого должен был выявить сильнейшего — того, кто по праву мог бы считаться «первым человеком» в общине. Каждый из участников этого состязания старался склонить на свою сторону «молчаливое большинство» собрания, не принимающее непосредственного участия в распре. Поддержка народа обеспечивала ощутимые преимущества тому, кто сумел бы ее добиться. Во-первых, перед ним открывалась возможность выдать свои притязания за «волю народа», что давало в его руки мощное средство психологического давления на противников. В случае необходимости та же фикция могла быть использована и как «правовое основание» для физической расправы со сторонниками враждебной группировки (для этого достаточно было объявить их «лицами, стоящими вне закона»). Наконец, если дело доходило до вооруженного столкновения, демос мог вмешаться в него на стороне той партии, которой удалось завоевать его сочувствие. Конечно, во всех этих конфликтных ситуациях поведение толпы трудно было предугадать заранее, так как оно зависело от множества различных обстоятельств. Если демос не склонен был ввязываться в борьбу, а предварительная психологическая обработка не приводила к желаемому успеху, это могло оказать отрезвляющее действие на враждующие партии и вынудить их к лавированию и поискам мирных средств решения конфликта. Но можно представить и другую ситуацию: путь мирного урегулирования в силу каких-то причин закрыт, напряженность продолжает усиливаться. В этом случае демос в конце концов оказывался перед необходимостью или поддержать одну из борющихся сторон, или, если в его рядах не было необходимого единомыслия, самому расколоться на два враждебных лагеря, стоящих друг против друга с оружием в руках, как мы наблюдаем это в заключительной сцене «Одиссеи».
Из всего сказанного следует, что народное собрание выполняло в политическом механизме гомеровской общины двоякую функцию, являясь в одно и то же время основным инструментом управления, находящимся в руках родовой знати, и своеобразным средством урегулирования конфликтов в среде самой пра-

359

вящей элиты. Последнее особенно важно, ибо «борьба всех против всех» была, как мы уже говорили, нормальным состоянием раннегреческого полиса, и ομόνοια аристократических родов, являвшаяся фундаментом полисной общины, нуждалась в периодическом возобновлении.
Использованный нами материал крайне фрагментарен. Гомер многого не договаривает, о многом говорит намеками. Некоторые из недостающих в нашей картине деталей мы можем восстановить, прибегнув к сравнительно-историческому методу и используя доступную нам информацию о политической жизни других народов, стоящих примерно на том же уровне развития, что и гомеровские греки104. Кое-что здесь могут дать, например, свидетельства Цезаря и Тацита о галлах и германцах105. Но особенно богатый материал, позволяющий представить в огромном множестве вариантов те политические ситуации, которые лишь намечены в «Илиаде» и «Одиссее», мы находим в исландских сагах. В мельчайших подробностях воспроизводят они жизнь этой северной страны в течение первых трех столетий (X— XII вв.), следующих за ее заселением норвежскими викингами. Материал саг представляет для нас тем большую ценность, что, несмотря на большую историческую и географическую дистанцию, отделяющую Исландию от ионийских полисов Малой

104 На сопоставлениях такого рода основана интересная и во многом до сих пор еще не утратившая своего значения книга Чедвика «Героический век» (Chadwick Η. Μ. The Heroic Age. Cambridge, 1912, особенно важны гл. XVI-XVII).
105 Политическое господство знати достаточно ясно очерчено как в «Записках о галльской войне», так и в «Германии». Так, Цезарь категорически утверждает, что «народ (plebs) у галлов находится почти в рабском положении, сам по себе ни на что не отваживается и не принимает участия ни в каких совещаниях» (Bell. Gall. VI, 13). Народное собрание, правда, существовало у большинства галльских племен и, как кажется, пользовалось определенным авторитетом. Не случайно, честолюбцы, домогающиеся царской власти вроде Оргеторига у гельветов, Думнорига у эдуев, Верцингеторига у арвернов всеми средствами (лестью, подкупом, уговорами) пытаются привлечь народ на свою сторону. Во всех этих случаях, однако, едва ли имеется в виду прямое обращение к народу через головы его «вождей» из знати.
360

Азии, между этими двумя районами можно найти немало общего даже при беглом сопоставлении. И там, и здесь мы видим примитивное варварское общество, сложившееся в особых историко-географических условиях — на колониальной почве, вдали от метрополии и поэтому свободное от некоторых традиционных для нее институтов, таких, например, как царская (resp. королевская) власть. И там, и здесь неблагоприятные природные условия и близость моря обусловили исключительную мобильность населения, быстрое расшатывание основ родового строя, особенно его экономической базы — коллективного землевладения. И там, и здесь результатом всего этого было возникновение своеобразной политической организации, известной под именем «народовластия» (термин, принятый в исландской научной литературе), или «военной демократии»106.
Средоточием исландского «народовластия» был тинг или альтинг. Подобно гомеровской агоре, тинг собирался главным образом для разбора судебных тяжб, хотя попутно здесь же могли приниматься новые законы и всякие другие решения. Как и у Гомера, активное участие во всех этих делах принимали лишь представители родовой знати — хавдинги. Рядовые общинники — бонды составляли лишь необходимый фон для их словопрений. К тингу готовились заранее, как к сражению или турниру. Каждый участник тяжбы старался собрать как можно больше сторонников, подымая на ноги своих сородичей, друзей, зависимых людей со всей Исландии (так в «Саге о Храфнкеле, годи Фрейра», VIII, IX)107. На поле тинга эти котерии выстраивались друг против друга с оружием в руках и в боевом порядке. Нередко судебное разбирательство, начавшееся самым заурядным образом, перерастало затем в кровопролитное сражение («Сага о Ньяле»,

106 Об исландском «народовластии» см.: Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа. Родовой строй и государство в Исландии. М., 1957; Sveinsson Ε. О. The Age of the Sturlungs. New York, 1953. P. 9 f.; Гуревич А. Я. Колонизация Исландии // УЗ Калининского пед. ин-та. 1963. Т. 35. С. 237 слл.
107 Ссылки даются по изд.: «Исландские саги. Ирландский эпос». М., 1973.
361

CXLII слл.). Когда же тинг вопреки ожиданиям оканчивался мирно, это отмечалось, как нечто необыкновенное («Сага о Ньяле», XLVIII). Главной целью каждого из участников тяжбы было добиться объявления противной стороны поставленной вне закона, ибо, по существу, это означало, что у него развязаны руки для расправы с врагами. Будучи высшим законодательным и судебным органом всей страны, тинг не располагал какой-либо исполнительной властью, и приведение в исполнение вынесенного им приговора считалось обычно частным делом и зависело от возможностей и желания стороны, выигравшей тяжбу («Сага о Храфнкеле», XIII; также конец «Саги о Херде и островитянах»). Естественно, что в этих условиях реальную победу на тинге мог одержать только тот, кто располагал достаточным числом приверженцев, связанных с ним узами родства или зависимости. «На практике, — пишет А. Я. Гуревич108, — торжествовало право сильного: кто имел больше сородичей и зависимых людей, был богаче и влиятельнее, тот мог навязать свою волю соседям и участникам тинга. Самоуправство наиболее могущественных и богатых людей, имевших средства заставить считаться с собой всех окружающих, уже тогда не знало границ».
Сопоставление материала исландских саг с данными гомеровских поэм еще раз убеждает нас в справедливости наших предположений в отношении подлинного характера так называемой «военной демократии». Приведенные факты показывают, что скрывающийся за этой моргановской формулой политический режим в действительности весьма далек от подлинного народовластия и в основе своей представляет собой ничто иное, как непрочную, нестабилизированную форму господства знати, или примитивную аристократическую республику. Аристократия здесь еще не успела консолидироваться как правящая элита109. Ее раздирают бесконечные внутренние распри, возника-

108 Гуревич А. Я. Походы викингов. М., 1966. С. 24.
109 Сам этот режим, очевидно, еще нельзя назвать «олигархическим», хотя олигархия так же, как и тирания, могут зародиться в его недрах. Ср.: Calhoun G. Μ. Classes and masses in Homer // CPh. 1934. Vol. 29, 3. P. 308.
362

ющие на почве межродовой кровной мести или борьбы за власть. Невольным участником этих столкновений с самого начала становится простой народ, т. е. основная масса рядовых свободных общинников. Находясь в политической, религиозной, а нередко и в экономической зависимости от знати, простонародье пока еще лишено своего политического лица, у него нет своей программы, лозунгов, организации и т. д. Разобщенные и связанные тысячью уз со своими «вождями» рядовые общинники вынуждены были слепо следовать за ними, служа, таким образом, пассивным пьедесталом для той яростной борьбы за первенство между знатными родами, которая составляет отличительную черту политической истории ранней Греции на протяжении всей архаической эпохи. Именно такую ситуацию мы застаем, например, в Афинах как в досолоновский период (Килонова смута), так в значительной мере еще и в последующее время (смуты и борьба партий перед тиранией Писистрата)110. Конечно, вовлекая народ в свои усобицы в качестве вспомогательной вооруженной силы, знать, сама того не желая, пробуждала его самосознание и, таким образом, ускоряла его политическое развитие. Очевидно, уже в конце гомеровского периода (рубеж VIII—VII вв. до н. э.) в наиболее передовых полисах ионийского побережья Малой Азии так же, как и в отдельных местах Балканской Греции, возникают первые ростки того широкого демократического движения, которое со временем приведет к коренной перестройке всего греческого общества на совершенно новых началах. Об этом свидетельствуют и антиаристократические выпады Гесиода и показания таких документальных источников, как «Ликургова ретра», и, не в последнюю очередь, отдельные эпизоды в самих гомеровских поэмах (прежде всего, выступление Терсита). Однако для реального воплощения в жизнь этих зачатков будущей античной демократии нужны были столетия экономического, культурного и политического развития, на самом пороге которого стоят Гомер и его герои.

110 См. Wade-Gery Η. Т. Studies in the structure of Attic society. II // CQ. 1933. Vol. 27, № 1. P. 22 f.

Подготовлено по изданию:

Ю. В. Андреев
Гомеровское общество.Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции XI-VIII вв. до н. э. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2004. — 496 с, илл.
ISBN 5-98187-029-Х
© Андреев Ю. В., 2004
© Шадричева Л. В., 2004
© Никоноров В. П., 2004
© Издательство СПбИИ РАН «Нестор-История», 2004



Rambler's Top100