Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
171

Глава XI

РЕМЕСЛО

Первоначально в Риме ремеслом занимались многие плебеи среднего достатка. Ремесленник обычно работал в мастерской или наблюдал за ее работой и участвовал в сбыте изделий. Мастерские были небольшими, и количество подсобной рабской силы в них было ограничено.

Более широко применялся рабский труд в рудниках и на тяжелых работах, связанных с общественным строительством, например храмов, или грандиозной «клоака максима» — подземного водостока, служившего для сбора почвенных вод.

С ростом рабовладения в Риме дешевый рабский труд постепенно начал вытеснять труд свободного производителя.

Со II в. до н. э. количество рабов в Риме сильно возросло и рабский труд широко внедрился во все отрасли ремесленного производства. Наряду с мелкими мастерскими возникают более крупные, в которых в основном трудились рабы и не только на подсобных, но и на более сложных работах.

Владельцами мастерских преимущественно были вольноотпущенники. Чаще это были люди среднего достатка, которые сами не участвовали в процессе труда. Наиболее успевающие из них достигали довольно высокого общественного положения. Владельцем мастерской мог стать и раб, плативший своему хозяину оброк.

Римский гражданин относился с презрением к ремеслу. Но многие из состоятельных граждан получали плату за аренду домов, помещений, участков земли, рудников, озер, пригодных для промыслов.

В поздний период империи разложение рабовладельческих отношений привело к преобладанию в производстве свободных ремесленников, которые, однако, были прикреплены к своей профессии. В силу закона профессия ремесленника стала не только обязательной, но и наследственной.

Ремесленники объединялись в различные коллегии; созданные в VI в. До н. э., они были профессиональными объединениями свободных ремесленников. Эти объединения ремесленников по признаку профессий не касались производственных интересов, они ограничивались общими культами. Со временем в профессиональные объединения стали входить ремесленники узких специальностей и прием в эти коллегии стал более ограниченным.

В позднее республиканское и раннее императорское время, когда в Руках отдельных богатых фамилий сосредоточивалось огромное количе

172

ство рабов, появились домашние коллегии, куда входили люди различных профессий как из числа рабов, так и вольноотпущенников. Члены этих коллегий пользовались рядом преимуществ: они участвовали в домашних празднествах, религиозные обрядах, трапезах, и каждый член коллегии, в том числе и раб, мог рассчитывать на погребение в фамильном склепе — колумбарии. Эти коллегии широко вошли в быт. Их появление было желательным и для высших кругов рабовладельческой знати: оно способствовало укреплению системы подчинения зависимых людей.

Во II—III вв. н. э. особенно широко были распространены коллегии «малых людей». В такие коллегии входили люди разных профессий, с небольшим достатком, позволявшим каждому члену объединения делать необходимые взносы. Членами коллегии «малых людей» были в основном вольноотпущенники из низких слоев, а также плебеи и рабы-ремесленники.

Руководящая роль в этих коллегиях принадлежала их патронам и другим лицам, занимавшим почетные должности. Ими были богатые вольноотпущенники и представители рабовладельческой знати. Почетной должности магистра мог добиться и раб. Но по существу высшие слои коллегий «малых людей» были обособлены от массы рядовых членов.

Коллегии «малых людей» были удобной формой муниципального устройства до тех пор, пока в период поздней империи разложение рабовладельческих отношений не привело к появлению новых форм общественной организации ремесленного населения. В это время законодательным порядком коллегии становятся непосредственным орудием закрепощения низших городских слоев общества.

Добыча и обработка металла были известны в древней Италии в самый ранний период истории государственных образований. Особенно высоко развились они в Этрурии, где бронзолитейное дело и обработка драгоценных металлов достигли чрезвычайно высокого уровня.

Сама Италия не богата ископаемыми металлами, но значительные залежи железной руды находились на острове Эфалия в Тирренском море.

Способ выплавки и обработки железа был таким же, как и в Греции. «Кузнецы перековывают куски металла отчасти на оружие, отчасти на кирки и серпы и прочие искусно приготовленные ими орудия»,— говорит один древний историк.

С развитием рабовладения в Риме металлургия достигла наиболее высокого уровня. Этому способствовали завоевание новых территорий, богатых залежами металла, и большой приток рабочей силы.

Особое значение в развитии римской металлургии имели испанские рудники. Испания богата ископаемыми. Нигде на земле, говорит Страбон, не находится столько золота, серебра, меди и железа в естественном состоянии.

О добыче золота в Испании Плиний говорил, что Астурия, Галеция и Лузитания ежегодно дают 20 000 фунтов золота, большую часть которого, однако, производит Астурия, и ни одна страна света не изобиловала золотом в течение столь многих столетий, как она.

173

Предварительная разведка ограничивалась снятием верхнего пласта земли и тщательного изучения содержания в нем признаков металла.

Устройство рудников было в основном таким же, как в Греции, в Лаврийских рудниках, но в римских рудниках Испании имелись некоторые технические улучшения. Штреки делались несколько шире, чаще применялись деревянные крепления и механические приспособления для подъема руды из шахты и, что особенно существенно, применялись водоотливные механизмы, устройство которых было основано на применении Архимедова винта. Водоотливный винт вращали один или два раба, которые, держась руками за горизонтальный брус, переступали на лопасти винта. Такой механизм позволял не только откачивать излишек воды в штольнях, но и отводить подземные потоки, осушая проходы для выборки породы.

О Галеции известно, что серебра в ней нет, а золота много. Добывали золото не в рудниках, а открытым способом, используя силу стремительных горных потоков, которые, подмывая берега, разрушают горные породы и отламывают большие глыбы, полные золотого песку. Занимающиеся добыванием золота люди собирают эти камни и разламывают глыбы, насыщенные золотым песком. После этого они промывают землю и полученное золото плавят в горнах.

О другом способе добычи золота подробно рассказывает Плиний, который говорит, что этот способ «превосходит работы самих гигантов. По этому способу при свете ламп подрывают горы, и в них на большом расстоянии устраивают штольни... Во избежание обвалов во многих местах ставят своды, поддерживающие гору. Встречающиеся твердые скалы преодолевают огнем и кислотами, или же чаще прорубают, так как от жары и дыма задыхаются рабочие; случается, что отсекают куски весом в 150 фунтов. Рабочие день и ночь на плечах выносят эти куски и в темноте передают их друг другу. Свет видят только те, которые работают в верхних рядах... По окончании работ столбы сводов подрубаются начиная с внутренних. Гора начинает проваливаться, и только сторож на ее вершине замечает это. Сторож криком и знаками вызывает рабочих и в то же время сам сбегает с горы. Осевшая гора падает с таким треском, который человеку трудно даже себе и представить. Победители среди невообразимого шума и ветра смотрят на руины природы. Но золота еще пет. Ибо когда рыли, то еще не знали, найдут ли его...»

Далее Плиний рассказывает, что развал горы размывают потоками воды из горных рек, для чего устраивают водопроводы через скалы и камни иногда на большое расстояние. Размытая земля стекает по желобам, а золото оседает в этих желобах на уступах из шероховатого терновика.

У Плиния имеются сведения и о выплавке золота. «Вырытое из земли толчется, промывается, обжигается и превращается в порошок. Остающийся осадок выбрасывается из плавильни, толчется и вторично расплавляется. Плавильники делаются из белой глиноподобной породы земли, так как никакая другая земля не может устоять перед напором воздуха, огня и раскаленного металла».

174

Техника обработки различных металлов у римлян не претерпела существенных изменений по сравнению с техникой, известной грекам. Можно говорить лишь о более широком применении некоторых отраслей производства, распространенных уже в эллинистическое время.

Это особенно относится к применению техники золочения серебряных и медных предметов путем амальгамирования. Эта техника нашла большое применение в позднее республиканское и раннее императорское время, когда роскошь проникла в быт богатых слоев рабовладельцев и стали в большом количестве употребляться дорогая серебряная посуда и многочисленные бытовые серебряные изделия.

При обработке металлов часто применялся токарный станок, прообразом которого послужил давно известный токарный станок для обработки дерева.

Римские мастера умели изготовлять сталь, в особенности славилась испанская сталь, но жидкой выплавки железа римляне не применяли, хотя у них были наблюдения о превращении железа в жидкое состояние. «Железо,— говорит Плиний,— при плавлении делается жидким и после этого ломается подобно губке».

Некоторые технические улучшения произошли и в кузнечном деле: было усовершенствовано устройство кузнечных мехов, изобретена гвоздильная доска, которой пользовались наряду со старой техникой ковки гвоздей. Шире пользовались слесарной техникой.

Железные изделия стали разнообразнее. Но в общем, на протяжении всего времени развития римской металлургии она оставалась на сравнительно низком уровне, довольно быстро развивалось лишь производство предметов роскоши и искусства.

Труд в мастерских был расчленен на многие специализированные процессы, выполнявшиеся разными людьми. Узкая специализация и расчленение труда в ремесле сохранились вплоть до позднего античного времени. В IV—V вв. н. э. в мастерской серебряных дел даже маленькие серебряные сосудики изготовлялись многими людьми.

Керамические изделия имели самое широкое применение во всем Средиземноморье, и римская культура унаследовала многие традиции, издавна существовавшие в самой Италии, но особенно развитые в Греции и в странах эллинистического Востока. Для изготовления посуды применялся ручной гончарный круг. Устройство гончарных обжигательных печей по существу не изменилось, но печи для выпуска массовой продукции часто достигали значительно больших размеров и допускали более высокий обжиг керамики. Широко применялись известные уже ранее приемы изготовления рельефной керамики при помощи форм и штампов.

Повсеместное распространение получило производство краснолаковой рельефной керамики. Она заменила собой расписную и чернолаковую греческую посуду.

Одним из самых крупных центров, изготовлявших рельефную краснолаковую посуду, был Аррециум в Италии. В окрестностях этого города обнаружено около двух десятков керамических мастерских с остатками их продукции. Арретинские мастера достигли совершенства в изготовле-

175

вии красной глазури, имеющей ровную окраску и блестящую поверхность, напоминающую блеск сургуча. Сосуды украшены рельефным орнаментом и фигурными изображениями, расположенными обычно горизонтальными поясами.

Способ изготовления краснолаковой керамики был перенесен из Италии в западные римские провинции. В I и II вв. и. э. особенно процветали мастерские Галлии. Производство краснолаковой посуды было не менее широким и в восточных римских провинциях, преимущественно в малоазийских центрах — Пергаме и на Самосе. Ее формы и орнаментация были близко связаны с эллинистическими греческими традициями. Красная глазурь не имеет ни плотности, ни блеска италийской.

Самая значительная область римского гончарного ремесла связана с производством строительных материалов: кирпича, черепицы, керамических труб для обогревания стен и полов и других изделий. Для формовки разнообразных строительных материалов употреблялись деревянные формы.

Обожженный кирпич впервые у римлян стал одним из строительных материалов. Его употребляли для сооружения не только жилых домов и больших общественных зданий, но и грандиозных оборонительных стен и башен, подземных каналов и виадуков, которые часто достигали большой протяженности.

Такие сооружения требовали большого количества строительного материала. Потребовалась особая организация этого производства. Работы выполнялись не только в обычных эргастериях рабами и ремесленниками, но в значительной части силами солдат. Об этом свидетельствуют штемпеля на кирпичах и на черепице с обозначением номера и наименования легиона.

Римский обожженный кирпич сравнительно плоский и обычно имеет квадратную форму. Применялись кирпичи половинного размера, имеющие треугольную форму. Размеры строительных кирпичей были различны в зависимости от их назначения.

В архитектуре римских терм (бань) применялись особые строительные материалы для устройства обогревательной системы полов и стен. В горячем отделении терм устраивались гипокаусты, пол настилали поверх многочисленных, невысоких столбиков, сложенных обычно из кирпичей квадратной или круглой формы. По подполью проходил горячий воздух.

С большой изобретательностью выполнены керамические приспособления, служившие для обогревания стен.

Один из видов таких кирпичей имеет форму большой плиты, на одной плоскости которой по углам расположены четыре налепа в виде выступов высотой 6—8 см. Из таких плит делали облицовку стены, укладывая плиты на ребро таким образом, чтобы выступы были обращены во внутреннюю часть стены. Благодаря выступам облицовка из плит оставалась на некотором расстоянии от стены, оставляя пространство для циркуляции горячего воздуха, обогревающего стены помещения.

176

Полые кирпичи или большие сосуды вкладывали в перекрытия сводов для облегчения конструкции и улучшения акустики. Чрезвычайно легкие полые кирпичи, употреблявшиеся, вероятно, тоже в кладке сводов, изготовлялись в Испании из особой глины. Такие кирпичи могли плавать на воде.

В римском строительстве и в инженерной технике употреблялось большое количество гончарных труб. Из них составляли подземные водопроводы, водостоки для крыш, применяли их в качестве дымоходов и в отопительной системе.

В зависимости от назначения размеры и форма труб были различными. Для соединения отрезка труб их концы делали разных диаметров: выходной конец оканчивался узкой муфтой, которая вставлялась в широкое отверстие смежной трубы. Места стыков обмазывали известковым раствором.

Большое разнообразие керамических строительных материалов у римлян было связано с потребностями инженерной техники, гражданского и военного строительства. Расцвет этой области гончарного ремесла, однако, почти не затронул производства кровельной черепицы. По сравнению с греческой черепицей римская выглядит скромно, формы ее однообразны, художественная орнаментация в основном исчезла, сохранившись отчасти в Восточных провинциях.

Примером обычного типа римской черепицы может служить черепица из завала кровли, найденного в Геркулануме. Здесь сохранились два рухнувших ската крыши, состоящие из плоских и полукруглых в сечении черепиц.

Когда римляне в I в. до н. э. проникли на Ближний Восток, они застали здесь развитое стеклоделие. Местные мастера делали драгоценные двухцветные сосуды, поверхность которых покрывали резными изображениями, напоминающими резные камеи. Они изготовляли стеклянную посуду, покрытую позолотой и украшенную гравировкой, а также тончайшие мозаичные предметы из многоцветных стеклянных нитей. Пучки этих нитей, рассеченные поперечно на многочисленные пластинки, сохраняли на каждой пластинке изображение цветка. Из таких пластинок при помощи формы мастер создавал пестрые мозаичные сосуды.

Все эти достижения были восприняты римлянами и использованы италийскими мастерами.

Но главное достижение римского стеклоделия пошло по другому пути, истоки которого тоже связаны с Восточным Средиземноморьем.

В Сирии мастера-стеклоделы изобрели способ варки прозрачного, бесцветного стекла. В I в. до н. э. была изобретена выдувная трубка. Применение ее открыло совершенно новые возможности широкого изготовления относительно дешевой, массовой продукции стеклянных изделий. Сирийские мастера уже в I в. н. э. перенесли свое искусство стеклоделия на почву Италии, а оттуда производство дутого стекла распространилось во все западные провинции и продолжало там развиваться до позднего античного времени.

Техника римского стеклоделия была разнообразной. Выдувание из трубки делалось с применением форм и без них. Формы позволяли яз-

177

Сирийский стеклянный сосуд конца II в. н. э.

Сирийский стеклянный сосуд конца II в. н. э.

готовлять дутые фигурные сосуды с рельефной орнаментацией, рельефными буквами и знаками. Сосуды, сделанные способом простого выдувания, чрезвычайно разнообразны, и большинство из них составляет наиболее массовую продукцию.

По мере развития стеклоделия усложнялись и приемы орнаментации сосудов: больше стали применять шлифовку и гравировку, создавая сплошные узоры на поверхности сосудов, украшали их накладными цветными нитями и напаями из темного стекла.

Изобретение прозрачного бесцветного стекла связано еще с одним большим достижением римского ремесла — с изготовлением оконных стекол.

В Италии оконные стекла применялись уже в I в. н. э. В дальнейшем эта область стеклоделия получила очень широкое развитие, особенно в западноримских провинциях, и продолжала развиваться в этих

178

Сукноваловая мастерская помпейская фреска

Сукноваловая мастерская помпейская фреска

областях вплоть до IV в. н. э. Здесь были раскопаны мастерские стеклянного производства с многочисленными остатками продукции.

Для изготовления оконных стекол употребляли деревянные формы. Их предварительно смачивали водой и затем выливали стеклянную массу, растягивая ее щипцами до краев. Края оконных стекол всегда округленные и слегка утолщены. Обычный размер оконного стекла равен 30—40 см. Но известны стекла значительно больших размеров. В Помпеях были найдены бронзовые оконные рамы с остатками стекла размером 1,0 X 0,70 и 54 X 0,72 м, толщиной стекла 0,013 м.

В Италии ремесла были особенно высоко развиты в Этрурии и Кампании. Ремесленники-ткачи делали шерстяные тонкие и грубые ткани, были также красильщики и сукновалы.

Сукновальные мастерские требовали громоздкого оборудования, которое не было доступно мелкому хозяйству. Центром этого производства в Кампании были Помпеи. Здесь было раскопано несколько больших сукновальных мастерских. О процессе работ дают подробные сведения росписи стен помпейских домов.

Для удаления жира из шерсти сукно замачивали в чанах-ступах. В больших мастерских было несколько таких ступ, отгороженных друг от друга невысокими перегородками. Ткань заливали мочой и засыпали особой глиной, способной впитывать жир. Особый ремесленник — фуллон — топтал и мял ногами ткань, опираясь при этом на перегородки, потом на особых столах ткань били вальками, затем тщательно промывали водой и сушили на жердях или веревках. После просушки ворсовали, пользуясь шкуркой ежа или растением типа чертополоха, а белые ткани окуривали серой, натягивая ткань на каркас полусферической формы. После окуривания ткань натирали специальной глиной, которая придавала крепость и блеск поверхности, и для окончательной отделки сложенные куски ткани клали под пресс.

179

Изображение пресса с двумя вертикальными винтами имеется на одной из помпейских фресок. Подлинный деревянный пресс был найден в Геркулануме. Он состоит из вертикально поставленной деревянной рамы, в центре которой укреплен один деревянный винт. Винт вращался при помощи сквозного стержня, надавливая на горизонтальные доски, между которыми зажималась ткань.

В пределах одной сукновальной мастерской работа делилась между разными лицами. Главным мастером был фуллон, труд которого был очень тяжелым, выполняли его свободные ремесленники. В мастерской работали и другие работники, в том числе женщины, которые выполняли более легкие процессы, связанные с окончательной отделкой ткани.

Значительным развитием отличалось столярно-плотницкое дело, были п столяры-краснодеревцы. Многочисленные деревянные изделия сохранились в Геркулануме обуглившимися от горячего пепла при извержении

Пресс для тканей. Реконструкция

Пресс для тканей. Реконструкция

180

Везувия в 49 г. н. э.: орудия труда, кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и другие предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. В римское время еще больше, чем в эллинистическое, в столярном деле применяли фанеровку из накладного дерева дорогих сортов.

Еще большее значение имело плотницкое дело. Из деревянных балок делались межэтажные настилы и стропила для кровельных перекрытий. Плотники также сколачивали временную обшивку обеих сторон стен, возводившихся в основном из слоев щебня и известкового раствора. Особенное развитие плотницкое дело получило в богатых лесом северных провинциях.

Сохранились сведения о строительстве двух деревянных мостов. Один из них был построен Цезарем через Рейн, другой — значительно более грандиозный — был сооружен через Дунай по приказанию императора Траяна (начало II в. н. э.). Настил этого моста покоился на деревянных арках, опиравшихся на каменных быков.

Плотницкие работы широко внедрились в военную технику, связанную со строительством осадных машин: потребности военного дела во многом определяли развитие некоторых отраслей ремесел. Это относится, в частности, к развитию кожевенного дела. Для вооружения римских воинов требовались щиты и обувь, которые изготовлялись из кожи, из кожи делали и панцири.

Щиты изготовлялись из толстой кожи, натянутой на деревянный каркас. Обувь легионеров имела очень толстую подошву, подкованную гвоздями с широкими шляпками, к краям подошвы пришивали целые куски кожи, рассеченные внутри на узкие полосы. Такое устройство пропускало воздух и позволяло быстро и просто укреплять обувь на ноге. Изображение кожевенной мастерской сохранилось на одной из помпейских фресок.

Деталь моста через Дунай. Барельеф колонны Траяна

Деталь моста через Дунай. Барельеф колонны Траяна

181

Каменотесное дело связано прежде всего с добычей камня. Породы камня разнообразны, и не всякий камень пригоден для строительства. В непосредственной близости от Рима не было хорошего камня, и его приходилось привозить. Витрувий советует выдерживать выломанный камень на воздухе в течение двух лет, и те породы, которые дают трещины, употреблять на фундамент, а хорошо сохранившиеся использовать в надземной части построек.

Способы добычи камня и орудия, употреблявшиеся в каменоломнях, остались в основном такими же, какими были у греков. Особо следует сказать о способе добывания больших монолитов для вытесывания целого ствола колонны. О технике этих работ дают представление сохранившиеся следы неоконченной выемки монолитного блока в одной из каменоломен западной провинции. На выровненной поверхности скалы еще видны бороздки с углублениями для клиньев, расположенные на одинаковом расстоянии. Клинья употребляли металлические или деревянные. Дерево для клиньев брали твердое и сухое. Его забивали в углубления и длительно размачивали, в результате чего по линии борозды образовывалась трещина и выламывалась нужная часть монолита скалы. Техника обработки камня у римлян во многом оставалась старой.

Одним из основных строительных приемов был способ сооружения арки и полуциркульного свода из клинчатых каменных блоков, уложенных насухо. Сложность таких конструкций заключалась в необходимости тщательной отески клинчатых блоков, размеры и форма которых должны были точно совпадать. Иногда блоки вытесывали в каменоломнях из сплошного массива камня, что позволяло с меньшими потерями осуществлять лучшую пригонку боковых сторон блоков.

При выкладке арки или арочного свода пользовались временным деревянным каркасом, на который укладывали клинчатые блоки, начиная с двух нижних, опорных, камней и кончая одним, верхним, замковым,

Солдатские сандалии

Солдатские сандалии

182

который, распирая другие камни, удерживал всю сложную конструкцию свода.

Для кладки каменных облицовок стен камни отесывали в виде блоков, укладывали их насухо и соединяли скобами и железными скрепами, залитыми свинцом. Внутренняя часть стены заполнялась так называемым римским бетоном: ровными чередующимися слоями щебня и известкового раствора, образовывавшего крепкий монолит.

На протяжении периода империи широко применялась облицовка стен плитками из мрамора и других редких пород камня. Поверхность плиток тщательно полировалась, способствуя впечатлению парадности и роскоши.

Наиболее высокого и самобытного развития достигли те области ремесленного труда, которые были непосредственно связаны с достижениями монументального римского строительства и с насущными потребностями военной и инженерной техники.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.



Rambler's Top100