Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
234

Глава XV

ДОМ И ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ

Римское общество в своем развитии прошло огромный исторический путь. Жилище, семья, частная и общественная жизнь изменялись в различные периоды. О раннем времени сведения наши ограниченны. Большая часть источников — письменных и вещественных — относится к позднереспубликанскому и императорскому периодам.

Ранний Рим был простым и бедным. Жилищами служили хижины со стенами, сплетенными из ветвей, обмазанными глиной, и с соломенной крышей. Остатки таких хижин открыты в Риме. Об облике примитивных круглых и прямоугольных хижин первых веков I тысячелетия до н. э. можно судить по погребальным урнам, найденным в Риме и Средней Италии. Дым от очага, на котором готовили пищу, выходил через отверстие над дверью.

Позднее появились небольшие жилища, служившие их небогатым хозяевам мастерской и лавкой. Жилая часть в них, не более одной комнаты, отделена была загородкой. Торгово-ремесленные помещения назывались табернами. В них иногда были закусочные, от которых позднее пошло название таверны. И в Риме на форуме долго стояли таберны, жилища простого люда. Нередко они имели вторые этажи.

В деревне сложился тип зажиточной усадьбы, в которой прямоугольный двор с очагом был окружен хозяйственными постройками. На двор выходила также хозяйская спальня, а с двух сторон от нее располагались амбары. Из деревенской усадьбы развился типичный городской италийский дом. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум, в перекрытии которого оставляли большой проем, под которым находился очаг. У последнего собиралась семья; от дыма очага стены и потолки атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: «атер» — значит черный. В глубине атриума находилась спальня хозяина, а по сторонам от него были крылья, в которых стояли шкафы и изображения домашних богов — ларов; в остальных частях дома располагались комнаты членов семьи и рабов.

Атриум был центром и самым священным местом дома — все важные семейные церемонии происходили в нем: заключение браков, наречение именем младенцев, погребальные обряды и официальные приемы посетителей.

Наиболее ранние дома с атриумами (каменные особняки людей с достатком) относятся к IV—III вв. до н. э. Открыты они были в Помпеях. Дома этого времени были скромными и небольшими, занимавшими площадь примерно 15 X 15 м и имели замкнутый, суровый вид, так как

235

на улицу выходили их глухие стены, а на фасаде выделялся только вход в лавки-мастерские, если таковые были. Вероятно, такими были и дома патрициев в Риме до проникновения в него роскоши.

Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. до н. э. Греции, когда римляне познакомились с богатыми греческими домами с перистилями — светлыми внутренними двориками. Старинный латинский атриум стал казаться темным и неприветливым. Национальные традиции не позволяли, однако, отказаться от него. Поэтому к атриумному дому была пристроена новая часть — перестильный дворик с садиком, вокруг которого были расположены жилые помещения. Здесь отдыхали, принимали близких друзей, иногда обедали. Атриум же сделался официальной приемной, очаг из него был перенесен в особую кухню, а на его месте появился неглубокий бассейн, дающий прохладу в жару. Прежняя спальня стала кабинетом хозяина. Обедали в особой столовой — триклинии.

Соединению частей италийского и греческого домов римляне придали тесное единство, при котором одна часть дома дополняла другую: атриумная часть была для общественной жизни, а перестиль — для частной.

Отделка домов стала богаче, чем прежде, наличники дверей, порогов были облицованы камнем или мрамором. В дверь стучали молоточком, были и звонки. Окон немного, и они имели вид узкой щели. Большое распространение получили многофигурные мозаики. На пороге или в коридоре выкладывались мозаикой или приветствия «здравствуй», «будь здоров», или пожелание счастья дому, или «да здравствует прибыль»— на пороге дома торговца; часто изображение собаки и надпись: «берегись собаки».

Мозаичные полы были и в атриумах и в других помещениях. Бассейны облицовывались мрамором, украшались статуями. Стены покрывали росписи. В перистилях находились статуи, фонтаны, водометы, клумбы с цветами и беседки. Даже в небольшом доме обычно был маленький сад.

Для II в. до н. э. характерны принадлежавшие знати атриумно-перистильные дома Помпей. Некоторые из них напоминают собой настоящие дворцы. Таков (так называемый) дом Фавна в передней части которого были два атриума, каждый со своим входом. Один из атриумов, более торжественный — центр хозяйской половины. С улицы в него вел коридор с прекрасной мозаикой — изображением трагических масок и цветов. Вокруг второго атриума находились службы и комнаты для рабов. В доме были два перистиля, расположенные один за другим. Первый, окруженный 28 коринфскими колоннами, имел бассейн, и на него выходили комната со знаменитой эллинистической мозаикой, изображающей битву Александра с Дарием, и летние столовые. В доме были и другие прекрасные мозаики — Дионис верхом на пантере, голубки, пьющие из чаши, кошка с птицей в зубах.

Вдоль коридора, ведущего из служебного атриума ко второму перистилю, были стойла, кухня, баня. Второй перистиль представлял большой сад, окруженный 56 колоннами.

Желание глядеть из дома на природные ландшафты привело к созданию террасных домов на склонах городских холмов. Частью дома была

236

терраса, открытая в сторону долины или моря. Таким образом, был нарушен замкнутый характер античного дома. Эти городские виллы, построенные знатью, предназначались для отдыха. Бесчисленные виллы стояли на берегах Неаполитанского залива, так как эти места славились чистотой воздуха и прекрасным видом. У Цицерона была здесь, но его словам, «прелестная вилла».

Появлялись виллы и в самом Риме, и они называли садами: Сады Лукулла — первая вилла в Риме, сады Юлия Цезаря за Тибром, сады Саллюстия. Нередко они располагались на склонах холмов.

Рост населения Рима привел к строительству уже в III в. до н. э. жилых домов в три этажа. Ливий упоминает случай, когда в 218 г. до н. э. вол забрался на третий этаж. В условиях дороговизны земельных участков домовладельцы, сдающие дома в наем, старались строить их выше.

Многоэтажные и многоквартирные дома — инсулы, как их называли, получили особенно большое распространение с конца I в. н. э. В них было четыре, пять этажей, иногда и более. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница, а в каждом этаже были окна, обращенные на улицу. Наружную кирпичную кладку инсул не штукатурили. Кроме окон, на улицу были обращены балконы и портики перед лавками в первом этаже. Вход в более дорогие квартиры обрамляли колонны и пилястры. С I в. н. э. даже довольно состоятельные люди жили в наемных квартирах, снимая целый этаж площадью около 200 м2. В такой квартире были одна или две передние комнаты, столовые, личные изолированные комнаты с выходом в коридор. В более скромных квартирах селились отпущенники, торговцы, ремесленники. Беднота ютилась на верхних этажах инсул. По словам римских поэтов, бедняки поднимались на «двести ступеней» до своей комнаты и входили согнувшись — так были низки потолки, а из окон верхнего этажа предметы на улице казались неясными, как в тумане.

Многоэтажные инсулы — доходные дома — строились плохо, наспех, часто из кирпича-сырца с деревянными прокладками, которые часто обваливались.

писал в одной из своих сатир Ювенал, сам живший на антресолях. Страбон же сообщает о том, что один из философов погиб ночью в своей квартире во время обвала дома. Для отопления служила домашняя жаровня. Пожары были нередки.

...«Мы населяем столицу
Всю среди тонких подпор, которыми держит обвалы
Домоправитель: прикрыв зияние трещин давнишних.
Нам предлагают спокойно спать в нависших руинах»,—

«Укелегон уже просит воды и выносит пожитки,
Уж задымился и третий этаж, а ты и не знаешь:
Если с самых низов поднялась тревога у лестниц,
После всех погорит живущий под самою крышей»

237

Перистиль и сад дома в Помпеях

Перистиль и сад дома в Помпеях

Для тушения пожаров в таких домах всегда не хватало воды — провести водопровод было слишком дорого, только на площадях и в особняках били фонтаны. Жители инсул часто покупали воду у водоносов или ходили к ближайшему фонтану. Во избежание этих бедствий императоры запрещали строить дома сначала Еыше 21 м, а затем 17 м.

В Риме был раскопан многоэтажный жилой дом II в. н. э. Сохранились четыре этажа и остатки пятого общей высотой 21,90 м. В нижних этажах — таберны с мастерскими и лавками, с позднее пристроенными к ним портиками, второй этаж имел планировку, аналогичную первому, в третьем (и, вероятно, в четвертом и пятом) был ряд небольших, плохо освещенных помещений с общим коридором.

Похожие дома — инсулы — открыты в Остии, которая была торговым портом Рима. Спекуляция такими домами была обычным явлением. Дома сдавались арендаторам, а те передавали по частям более мелким съемщикам, что приводило к невероятной дороговизне квартир в Риме: за годовую плату за темную квартиру в Риме можно было купить дом с садом в Италии. В день выплаты годовой платы по улицам брели со своим скарбом бедняки, выгнанные из дома за невнесение квартирной платы. Мосты, ступени, пороги зданий и склоны холмов в теплое время, а подвалы в зимнее ненастье были постоянным местопребыванием нищих.

В императорский период отмирает тип старого атриумного дома и

238

главным помещением в нем становится столовая — триклиний, нарушаются симметрия и строгость прежнего плана.

В помпеянском доме Веттиев — бывших рабов, богатых вольноотпущенников, атриум стал как бы парадным вестибюлем к перистилю, в который он переходит. Дом перегружен скульптурами и яркой росписью.

Другой богач скупил половину домов целого квартала, соединив их между собой; у одного из входов были устроены каменные скамьи для посетителей, один дом, предназначенный для рабов, отделялся от хозяйской половины крепким запором для безопасности господина, в саду вместо перистиля была устроена обширная летняя столовая, в которой подставкой для светильника служила прекрасная статуя эфеба. Часть сада можно было затоплять водой для того, чтобы пирующие оказывались как бы на острове.

Император Тиберий (I в. н. э.) построил на острове Капри двенадцать вилл, имеющих террасную планировку; литератор Плиний Младший (II в. н. э.) имел две загородные виллы: одну — около Остии, другую — у подножья Альп. Первая была морской виллой, из нее открывался вид на море, а многочисленные помещения и бани отапливались посредством труб. Вторая, более обширная, вилла была расположена среди леса, ручьев и цветников.

Загородные, богато украшенные виллы были разбросаны по всем провинциям Римской империи. Сенаторы, желавшие удержать свое звание, должны были жить в роскошных домах и иметь виллы.

В богатых домах в атриуме между колоннами часто были занавеси, проем в его крыше затягивался тентом для защиты как от солнца, так и от взглядов посторонних из домов, стоящих на более высоких террасах. Дома и виллы украшали статуи, иногда привезенные из Греции, а обычно копии их, которые делались во множестве.

По словам одного писателя императорского времени, в стенах Рима жил другой народ, состоящий из статуй. Столовые богачей были украшены колоннами из ценных пород; согласно Плинию, в столовой одного вольноотпущенника было 30 колонн из восточного алебастра.

В бассейнах, облицованных мрамором, нередко устраивали фонтаны, украшенные статуями, представлявшими мифологическое существо, ребенка или животного.

В атриуме стояли мраморный стол с украшениями и деревянный сундук, обложенный металлическими пластинками, в котором хранили ценности или деньги. Иногда в атриуме находились портретный бюст хозяина и статуи.

У богатых римлян на ложах не только спали, но обедали и занимались. Деревянные кровати имели только одну спинку — изголовье. Дорогие кровати украшались бронзовыми, серебряными и костяными накладками. Изголовье украшалось изображениями головы мула или иной скульптурой. На раму кровати натягивался ременный переплет. Во времена республики матрацы и подушки набивали шерстью, позднее — гусиным пером и пухом, который часто привозился из Галлии. Вместо простынь употреблялись покрывала.

В столовых вокруг круглого или прямоугольного стола ставились три

239

Инсула в Остии. Макет

Инсула в Остии. Макет

широких ложа — клинэ, поэтому столовая называлась триклинием. На каждом ложе возлежали, опершись на подушки, три человека. Особенно дорогие ложа с украшениями из серебра, золота и черепаховых щитков вошли в употребление во времена империи. Тогда же вошли в моду и полукруглые ложи — сигмы, на которых умещалось go двенадцати человек. Перед ложами ставили круглые столы на трех изящно изогнутых ножках, заканчивавшихся лапами хищников или копытцами. Столы были настоящими произведениями искусства. Они стоили дорого, особенно ценились круглые обеденные столы из лимонного дерева на одной ножке, из слоновой кости. Как и в Греции, были распространены стулья различных типов — с выгнутыми ножками и табуреты.

Для хранения одежды обычно имелись большие сундуки с металлическими накладками. Шкафы употреблялись редко и главным образом для хранения посуды. Библиотеки состояли не только из свитков папирусов, как в Греции, но также из книг, наподобие современных, сброшюрованных из пергамента, с рукописным текстом.

Мебель была немногочисленной: передвижные ширмы, бронзовые канделябры, на которые ставили бронзовые же светильники. Формы и украшения светильников были самые разнообразные: в виде масок, человеческих голов, ноги в сандалиях и т. д.

У бедняков, живших на верхних этажах инсул или в табернах, доже было сделано из простого дерева, тюфяк набит камкой, прикрыт соломенной циновкой или в лучшем случае овчиной. Поэт Марциал описывает

240

имущество семьи, выселенной из дома: мужчина и женщина тащили кровать о трех ножках, стул о двух ножках, фонарь с роговыми стенками, жалкую кухонную утварь.

Хозяйственная утварь и посуда, употребляемые римлянами, похожи на греческие и во многом были заимствованы у них. Продукты хранились в глиняных сосудах, напоминающих пифосы, и в амфорах; для жидкостей служили меха. Кухонная посуда была глиняной и бронзовой. В Помпеях найдены бронзовые котелки и треножники, ведра и кастрюли с выпуклыми стенками, сковороды. И даже там можно найти прототип нашего самовара, служивший для нагревания воды, которую смешивали с вином.

В раннее время римляне ели из глиняных и деревянных мисок. До III в. до н. э. серебряная посуда была настолько редкой, что карфагеняне язвили, говоря, что на весь Рим имеется только один серебряный сервиз, передаваемый на торжества из дома в дом. В знатном роде Эмилиев была только одна серебряная солонка, считавшаяся сокровищем. После завоеваний III—II вв. до н. э. награбленное серебро привозилось возами и серебряная посуда стала у богатых общеупотребительной. Покорение греческих городов способствовало широкому распространению греческих форм сосудов, им подражали италийские мастерские. Пища раскладывалась на чернолаковые бронзовые и серебряные блюда. Вино пили из греческих чаш и италийских, украшенных рельефами и латинскими надписями. Во время империи большое распространение получила глиняная посуда, покрытая красным лаком, и стеклянная. Золотая посуда употреблялась редко.

У римлян, как и у греков, был очень четкий, твердо установленный распорядок дня. Самой деловой была первая половина дня. Уже на заре начиналась работа в мастерских, в школу шли ученики, взрослые наносили визиты. К богатому человеку первым являлся цирюльник для бритья и стрижки, затем следовал первый завтрак — он был скромным и состоял из хлеба с солью, оливок, сыра, вина и меда. К хозяину для утреннего приветствия и за распоряжениями являлись члены семьи и рабы, затем происходил иногда продолжительный прием клиентов — находившихся под его покровительством небогатых граждан. Одним клиентам давались поручения, от других выслушивались просьбы. Всякий более или менее состоятельный римлянин считал необходимым отправляться в утренний час на форум в окружении толпы клиентов, красивых рабов и обладающего хорошей памятью раба-номенклатора, называвшего потихоньку хозяину имена встречных.

Общественные, судебные дела исполнялись до полудня, когда у бедных людей, а в древности и у богатых начинался обед. Позднее стало обычным, как и у греков, в полдень устраивать второй завтрак, также скромный, как и первый: у бедных — хлеб со свеклой, у состоятельных — маслины, инжир, иногда мелкая рыба. Затем следовал отдых, после него — гимнастика, мытье в банях-термах, прогулки. Огромная роль терм в общественном и частном быту является отличительной особенностью римлян. Ежедневное мытье способствовало высокому уровню гигиены. После мытья и прогулок в садах римляне шли обедать — обычно в кругу друзей.

241

В раннее время состоятельные семьи обедали всегда в атриуме, и обед состоял из соленой каши, овощей, полбы, бобов, рыбы и изредка мяса. Хлеб обычно выпекался дома. Лишь позднее хлеб стали выпекать в городских булочных. В помпейских пекарнях были найдены обуглившиеся хлебы в виде круглых ковриг, разделенных на несколько частей, так как хлеб ломали руками, а не резали.

С позднереспубликанского времени стали обедать в специальных комнатах-столовых — триклиниях. Самые почетные среднее и правое ложа предназначались для гостей, на левом возлежали члены семьи.

В императорское время участники пира особое значение придавали распределению мест. Обед теперь состоял из трех частей: закуска — яйца, салат, капуста, грибы, соленая или маринованная рыба, устрицы. Затем шел собственно обед из двух-трех блюд: рыба, птица, жаркое и десерт: бисквиты, фрукты. Вино пили во время закуски и десерта.

Обед ремесленников, по словам Марциала, состоял из бобов и репы, чечевицы, гороха, лука, чеснока, а рыба или баранья и свиная голова считалась роскошным обедом: «их пища — вино, кислое, как уксус, и черный ячменный хлеб».

Бронзовая утварь

Бронзовая утварь

242

В период республики число гостей не было большим. На пиру высоко ценился дар собеседования, а в римском остроумии Цицерон находил больше соли, чем в аттическом. Застольные беседы посвящались разговорам о литературе, искусстве, науке, и в них принимали участие римские матроны (замужние женщины). В республиканское время на пирах произносили речи. Некоторые люди специально изучали учебники и посещали лекции, чтобы блеснуть в застольной беседе, недаром Марциал говорил, что на пиру получаем свое общее образование. Пир в среде ученых превращался в своего рода ученую дискуссию, и обсуждение иногда заходило так далеко, что один из поэтов ограждал гостей от споров:

«Пира известны условья. Сегодня же на необычных.
Новых условиях. Авл, вас приглашаю на пир:
Песен не будет поэт распевать, разваляся на ложе;
Ты же не будешь хлопот с их разъясненьем иметь».

Для позднереспубликанского и императорского времени характерна роскошь пиров. В I в. до н. э. полководец Лукулл настолько прославился своими пирами, что выражение «лукуллов пир» стало синонимом роскошной трапезы. В императорское время подавление общественного мнения, шпионаж, бесконечные процессы об оскорблении императора исключали всякую возможность политических разговоров на пирах. Марциал, приглашая друзей, предостерегал: «Мои кубки никого не должны привести на скамью подсудимых».

В это время излишняя роскошь блюд и распущенность нравов на пирах достигла своего апогея. В пирах принимали участие богатая молодежь и женщины. До нас дошло сатирическое описание Петрония — чудовищного по своему безвкусию пира разбогатевшего вольноотпущенника Трпмальхиона.

Самыми несчастными участниками пира были клиенты. Эти бедняки, живущие на подачки патронов, уже с утра добивались приглашения, но не всем выпадала такая честь:

«Вот уж из сеней уходят, устав, пожилые клиенты:
Как ни живуча у них надежда — авось пообедать,
Но расстаются с мечтой, покупают дрова и капусту».

Получившие же приглашение терпели на пиру унизительное положение: они ели за отдельным столом и другие кушанья, чем хозяин и его знатные гости: нм подавали заплесневелый хлеб, худшего качества вино, и без разрешения хозяина они не смели произнести и слово.

Бедняки, корпорации ремесленников, мелких торговцев и рабы, входящие в них, устраивали в первые века нашей эры свои пиршества в складчину:

«Видишь дым коромыслом — справляем в складчину ужин:
Сотни гостей и каждый из них со своей собственной кухней».

243

Главным материалом для одежды была шерсть. Из шерсти овец ткали материи тонкие и тяжелые, косматые. Особенно тонкие ткани изготавливали из шерсти южноиталийских овец. Полотно из италийского льна шло главным образом на тенты и паруса. Шелковые прозрачные косские ткани появились в Италии в I в. до н. э., а с I в. н. э.— китайский шелк, однако во все времена шерстяные ткани были главным материалом для одежды.

Все жители Италии, независимо от социального положения и возраста, носили тунику — рубаху с короткими или длинными рукавами.

У мужчин, подпоясанная, она спускалась чуть ниже колен, у женщин доходила до щиколотки. У сенаторов туники были с широкой пурпуровой полосой спереди и сзади, у всадников — с узкой. В холодное время одевали несколько туник. Выходить на улицу в одной тунике считалось неприличным. Только ремесленники и рабы ходили по улицам в коротких и темных туниках. Римские граждане при выходе из дома поверх туники, не взирая на жару, надевали тогу, и только человек, облеченный в нее, был уважаем, она была почетным признаком римского гражданства. Тога — типично римская официальная одежда, и ее носили с особым достоинством все — от бедняка до консула и императора.

Римлянин в тоге

Римлянин в тоге

Тога представляла собой большой кусок шерстяной материи. Сложив ее по длине вдвое, один конец ее перебрасывали через левое плечо таким образом, что, закрывая левую руку, он свешивался впереди до щиколотки. Другой ее конец со спины пропускался под правую руку и перебрасывался на левое плечо или левую руку. Искусство носить тогу заключалось в величественной драпировке складок. Надеть тогу без посторонней помощи было трудно, помогали надевать ее близкие или рабы. Последние же для придания красивых складок прокладывали тогу на ночь специальными дощечками. Небрежно надетая и волочащаяся по земле тога вызывала насмешки. Тога была естественного цвета шерсти. Только магистраты и несовершеннолетние юноши носили тогу с широкой пурпурной полосой по краю. В государственной жизни то-

244

га играла большую роль: добивающийся магистратуры надевал специально набеленную белую тогу — кандида, откуда и произошло название — кандидат; триумфатор поверх туники, расшитой золотыми, пальмовыми ветвями, надевал пурпурную, расшитую золотом тогу. Стирать тогу в домашних условиях было трудно, ее стирали особым составом специальные люди — фулоны. В раннереспубликанское время тога была более короткой и не такой громоздкой, как в позднее и особенно в период империи, когда она стала обременительной обузой. Именно в это время, когда вместо менее удобной тоги стали часто носить плащи, императоры специальными указами заставляли являться на форум и в общественные места только в тоге — отличительной одежде римских граждан.

К тоге надевали обувь с ремнями, обвивающими ногу до икр. Одни сенаторы имели право носить обувь красного цвета. В отличие от греков, римляне не ходили с тростью.

Во время империи обычной одеждой становится плащ, напоминающий упрощенный греческий гиматий. Плащи были разных видов. Был в ходу узкий плащ с капюшоном — пенула, часто из пушистой материи и наглухо застегнутый. Военный плащ — сагум — из толстой шерстяной ткани накидывался на спину и застегивался пряжкой — фибулой спереди или на правом плече.

Рабы, крестьяне, ремесленники поверх короткой туники надевали сагум, в холодное время — кожух с капюшоном. В холодное время ноги обматывали шерстяными портянками; их носил постоянно мерзнувший император Август.

Женщины поверх длинной туники надевали столу и паллу. Стола — длинная с рукавами одежда замужних женщин. У нее было множество складок, перехваченных поясом. Цвет ее неяркий. При выходе на улицу сверху надевали паллу — длинную шаль, покрывавшую голову. Весталки — жрицы храма Весты — носили длинную, высоко подпоясанную белую тунику, на груди — круглый медальон, на голове — шерстяную повязку и покрывало. Небогатые женщины надевали простую длинную одежду с рукавами.

На ногах женщины носили сандалии или кожаные туфли разных цветов, но чаще белые, выходя на улицу брали веер, зонтик. Шляп не носили — их заменяли покрывала, капюшоны, сетка для волос.

Мужчины в древнее время носили длинные волосы и бороды, но с III в. до н. э. вошли в обычай бритье лица и короткая стрижка волос. Во II в. н. э. римляне снова стали носить бороды. Прически женщин были очень разнообразны. Волосы красили, завивали, закрепляли прическу снадобьями, употребляли повязки. Особенно разнообразные и изощренные женские прически были во время империи, они сочетали завивки и искусно заплетенные косы, часто из накладных волос, перевитых жемчугом, украшенных золотыми шпильками.

Ювелирные изделия носили главным образом женщины. Это были серьги, ожерелья, браслеты, кольца. Мужчины имели только перстни-печати. Золотые перстни имели право носить только сенаторы и всадники. У вольноотпущенника Тримальхиона был огромный, но только позолочен

245

ный перстень, золотой же был сплошь покрыт железными звездочками. Были в ходу обручальные кольца. Браслеты надевали только франты. Дети сенаторов и всадников носили на шее особый золотой медальон — буллу.

В императорский период увеличение роскоши вызвало особые указы, регламентировавшие ношение одежды и украшений: в III в. не только мужчины, но и женщины должны были носить одежду и обувь, соответствующие званию. Для императорской семьи не было ограничений, императоры появлялись в пурпурных одеждах и золотой обуви, а императрица Агриппина являлась на морское сражение гладиаторов в плаще, сотканном из золотых нитей. Роскошными одеждами особенно блистали в театрах; туалеты и украшения часто можно было взять напрокат. Также регламентировано по сословиям было пользование носилками.

Различная косметика, душистые масла, бальзамы были в широком употреблении теми, кому они были по средствам. Душили не только тело и одежду, но и постель, комнаты, воду в бассейнах.

Римская семья была основной хозяйственной и общественной единицей. В римском обществе положение женщин было много лучше, чем в греческом; весталки могли отменять казнь осужденного, консулы уступали им дорогу. В доме на попечении женщин был культ домашних богов. Грек женился для того, чтобы иметь законных детей, римлянин — чтобы иметь подругу, делящую с ним радости и беды. Это получило отражение в той формуле, которую произносила невеста на брачной церемонии: «Где ты, Гай, там и я — Гайя».

Римская женщина не была заперта в стенах гинекея, как гречанка, и ее все, не исключая мужа, называли почтительно «госпожа». Ее расположения добивались не только рабы, но и клиенты.

Один римский историк писал: «Какой римлянин постыдился бы отправиться на пир с женой и чья жена не живет в передней части дома и чуждается общества». Римлянки посещали общественные места и представления, нередко участвовали и в общественной жизни. Не имея избирательных прав, женщины принимали активное участие в агитации за выборы того или иного магистрата.

В императорский период почетные звания носили не только сенаторы, но и их жены. Знатные женщины образовывали своеобразный конвент и имели здания для своих собраний. На пирах женщины имели право, как и мужчины, возлежать на ложах, они присутствовали также на императорских приемах, а жены магистратов в провинциях — на военных смотрах. Если до нас дошли главным образом имена греческих гетер, то от римской эпохи — имена почитаемых женщин — жен, прекрасно образованных и являвших собой пример доблести или самопожертвований ради осужденного на смерть мужа.

Брак обычно заключался по сговору родителей, обручение часто совершалось еще в детском возрасте. Девушку выдавали замуж между 13 и 18 годами. Брак заключали различным образом: в древности брак патрициев совершался главным жрецом Юпитера, брак плебеев был по форме «куплей» невесты у ее отца, в основе третьей формы брака женщина, прожившая в доме мужчины год, признавалась его законной женой.

246

Женские прически

Женские прически

Невеста надевала огненного цвета паллу, наброшенную на длинную тунику. После подписания брачного контракта и пира невесту вводили в дом жениха, пронося ее на руках через порог, и она приобщалась к очагу в семье мужа. В древности разводы были редкими явлениями, но со II в. до н. э. они становятся обычными, причем муж и жена обладали равными правами в возбуждении бракоразводного процесса.

Уже с конца II в. до н. э. в римской литературе звучали жалобы на падение нравов, а в конце республики продолжительные браки в среде аристократии и богатых стали редким явлением. Рабство было причиной того, что к неверности мужа относились снисходительно. Женщины с течением времени стали требовать такого же «равноправия». Гражданские войны также расшатывали устои семьи. Для укрепления семьи был издан ряд законов об обязательном вступлении в брак лиц высших сословий и наложении штрафа за безбрачность и бездетность на женщин с 20-летнего, а на мужчин с 25-летнего возраста, Имеющие детей пользовались привилегиями, а позднее мать троих детей имела почетное звание и особые украшения. Но никакие декреты и штрафы не могли остановить процесса падения нравственности в высших слоях Рима. В среде трудового населения Италии нравственность была выше и браки более прочными. На надгробиях, поставленных простым женщинам, мужья их писали о целомудрии и бережливости преждевременно покинувшей их подруги. В римских провинциях нравственность также была выше, чем в Риме.

Для семьи римского богатого рабовладельца характерна многочисленная домашняя челядь, состоявшая из рабов, цирюльников, спальников, гардеробщиков, пекарей, поваров, ткачей, швей, фуллонов, музыкантов, педагогов, врачей. Раб-диспенсатор ведал финансовыми делами, архивом заведовал табулярий, были рабы архитекторы, художники и т. д. По закону в случае убийства господина казни подлежали все рабы, находящиеся в доме. Так, в I в. было казнено 400 рабов, бывших в доме убитого рабовладельца.

247

Женские прически

Женские прически

Среди римлян была распространена поговорка «сколько рабов, столько врагов». Особенно большой приток рабов был после завоеваний II в. до н. э. В I в. н. э. большое значение приобретают рабы, выросшие в доме хозяина. В I в. писатель Колумелла советовал господам дружески разговаривать со своими рабами, а рабынь, имеющих детей, освобождать от тяжелой работы. Безнаказанное убийство рабов их господином было запрещено во II в. н. э. и подтверждено в IV в. н. э. Семью разрешалось иметь послушным и усердным рабам, однако по воле хозяина она могла быть разрушена.

До семи лет дети воспитывались дома под наблюдением родителей, за мальчиком смотрел раб, часто грек, учивший греческому языку. С семи лет детей посылали в школу, где обучение мальчиков и девочек было совместным и где вместе учились дети патрициев и вольноотпущенников.

Школы принадлежали частным учителям, учившим чтению, письму и счету. Как и в греческих школах, ученики писали на навощенных табличках заостренной палочкой — стилем. Употребляли в школах папирус и пергамент. Листы, исписанные школьными упражнениями, обычно покупали затем лавочники для обертки. Обучение в школах начиналось на заре и длилось, не считая обеденного перерыва, весь день. Учитель сидел в кресле со спинкой — катедре, ученики — на табуретах, держа таблички на коленях. Стены школы были увешаны таблицами из мрамора или гипса с изображениями мифологических и исторических сцеп. В школе воспитывался патриотизм, и школьники рано входили в курс политических событий. Обучение в школе длилось пять лет — до 12-летнего возраста, дисциплина была суровой, с телесными наказаниями. В начале периода империи в Риме стали появляться государственные начальные школы. У детей из бедных семей обучение обычно заканчивалось прохождением этих школ.

Средний курс обучения с 12 до 16 лет мальчики проходили в школе учителя-грамматика. Эти школы обычно держали вольноотпущенники-греки, и, несмотря на довольно обширные знания, которыми они должны были обладать, их положение было невысоким, а заработок ничтожным.

248

Исправляя речь своих учеников, грамматик учил правильному произношению, чтению в подлиннике греческих и латинских авторов, их толкованию и пересказу. Попутно грамматик сообщал биографии авторов, исторические события, мифологию и географию, а также вводил в риторику.

Высшее образование получали в школе риторов, которыми долгое время владели греки. Помимо высокой платы от учеников требовалось прекрасное знание греческого языка, поэтому эти школы были недоступны широким массам. В I в. до н. э. появились школы латинских риторов, уже более доступные для простых людей. Школы готовили главным образом ораторов из тех, кто стремился к политической или судебной карьере. Учеников обучали искусству произнесения речей, составлению обвинений или защиты, для чего примеры брались не только из судебной практики, но из истории, мифологии или были надуманными. Преподавателями часто были искусные ораторы, которых приходили слушать императоры. На выступления учеников приглашались их родители и гости. Школы риторов окончили многие писатели и поэты, историки и выдающиеся государственные деятели Рима.

Также были школы, где изучали естественные науки, геометрию. Под влиянием греков стали заниматься искусством, но на скульпторов и живописцев всегда смотрели с пренебрежением. Долго с презрением относились к музыке и танцам, греческим гимнасиям. На Марсовом поле юноши занимались только верховой ездой.

В императорское время дети бедных граждан пользовались льготами при обучении в специальных технических и строительных школах. Крупные центры просвещения были не только в Италии, но и в провинциях, проходили обучение в других городах: молодые римляне нередко отправлялись в Афины для изучения греческой философии.

В 16 лет юноши надевали тогу взрослого, и их обучение проходило не только в школах, но также на форумах — центрах общественной жизни. Дочери из состоятельных семей свое начальное образование продолжали дома под руководством грамматика. Имена высокообразованных женщин относятся главным образом к концу республики или к императорскому времени. Некоторые из них обладали большими познаниями в области литературы, музыки и геометрии или занимались математикой и риторикой. Римляне придавали большое значение женскому образованию: Варрон советовал для развития вкуса учить девочек живописи. На одной из помпейских фресок изображена женщина, рисующая статую, за ее работой следят две девушки. На другой фреске представлены девушка и мужчина: в руках у девушки — свиток, у мужчины — табличка для письма. В первые века нашей эры женщины были и врачами.

Так же, как и греки, римляне придавали большое значение соблюдению всех правил погребального обряда. Непогребение было большим грехом, так как считалось, что душа умершего тогда не сможет достичь подземного мира и будет в тоске, мучая живых, бродить по земле.

Погребениями занимались особые устроители — либитинарии. Знатного покойника они обмывали, одевали его в парадные одежды, душили, выставляли в атриуме ногами к выходу для прощания, они же устраивали пышную погребальную процессию. Траурная процессия знати был»

249

Дорога гробниц в Помпеях

Дорога гробниц в Помпеях

очень пышной. Она отправлялась днем с факелами и свечами в сопровождении плакальщиц и музыкантов. Вслед за музыкантами шли хор, исполнявший комический танец, и актеры, один из которых изображал покойного. За шутами шел ряд актеров, изображавших предков покойного, на них были портретные маски и одежда, соответствующая занимаемым ими должностям. «Предки-триумфаторы» ехали на колесницах. Носилки с покойником несли его сыновья и друзья, а далее шли родственники в траурных одеждах. Женщины в знак скорби были с распущенными волосами. Перед носилками несли картины с изображениями одержанных покойным побед, покоренных народов, взятой добычи.

Знатных покойников приносили на форум, ставили на ораторскую трибуну, вокруг которой рассаживались «предки», а сын покойного держал похвальную речь умершему и его предкам. В особых случаях подобной чести удостаивались и умершие женщины.

250

Римский колумбарий

Римский колумбарий

После речи знатного покойника несли к месту его погребения, на Аппиеву дорогу, находящуюся за городскими воротами, где был приготовлен костер, украшенный коврами. По обычаю, заимствованному у греков, в рот покойного вкладывали монету. После возлияний вином, молоком и кровью жертвенных животных, после торжественной процессии вокруг покойного, лежащего на костре, гладиаторских игр в его честь покойный сжигался, его кости собирались в урну. После сожжения устраивались поминальная трапеза и захоронение урны. Такие роскошные похороны стоили, конечно, колоссальных денег и были доступны лишь знати. Через 9 дней снималась траурная одежда, богатыми семьями устраивались обед или раздача денег и гладиаторские игры; также устраивались несколько раз в год поминальные жертвы.

С покойным сжигали или хоронили любимые его вещи, так как считалось, что за гробом продолжается жизнь. Большое значение придавалось памятникам с надписями в честь умерших. У римлян, как и у греков, существовало два способа захоронения: сожжение и погребение. Последнее со II в. н. э. стало преобладающим.

Знатным покойникам сооружали грандиозные каменные гробницы. Сохранился целый ряд таких сооружений конца I в. до н. э.— начала I в. н. э. Таковы гробницы Цециллии Метеллы — мощное цилиндриче-

251

ское сооружение, украшенное мраморными рельефами, гробница Гая Цестия в виде четырехгранной пирамиды высотой в 37 м. Своеобразна гробница поставщика хлеба, булочника Еврисака. На обрамлявших ее барельефах с большим реализмом переданы сцены, связанные с приготовлением хлеба. Хорошо сохранился грандиозный мавзолей императора Адриана (II в. н. э.).

С I в. появились обширные колумбарии — подземные сооружения, где по стенам в больших прямоугольных залах были расположены в несколько рядов ниши — углубления для урн. Сначала в них хоронили только рабов и вольноотпущенников, но затем в колумбариях стали хоронить и свободных. Существовали особые погребальные кассы, небогатые члены которых на общие взносы хоронили своих умерших. Христиане часто пользовались для погребений подземными гробницами — катакомбами.

Жилище и быт римлян изменялись в различные периоды. Более простые и суровые — в ранний период, с развитием общества они усложнялись, отчасти под воздействием других народов, однако, не утратив италийской самобытности в жилище, одежде, семейных установлениях. Внутри римского общества и жилище, и быт были различными для разных социальных слоев. Быт в инсулах и табернах отличался по характеру жилища, обстановке, одежде и обычаям от жизни обитателей богатых особняков, с атриумами и перистилями, загородных вилл и дворцов.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.



Rambler's Top100