Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
21

Глава II

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Большая часть территории Греции покрыта горами и лишь менее одной пятой ее площади пригодно для земледелия. Климат Греции сухой, дождей выпадает мало. Большинство рек и ручьев летом пересыхает, и многие области часто страдают от засухи, поэтому в земледельческом хозяйстве греков некоторую роль играло искусственное орошение и не случайно в договорах между греческими государствами постоянно встречается формула: «не отрезать у союзных общин проточной воды».

Высокие горные хребты, разделявшие отдельные районы Греции, защищали плодородные равнины от неблагоприятных ветров и, задерживая на вершинах снег, сохраняли влагу для орошения полей. Каждая равнина имела, таким образом, свой микроклимат, к которому приспосабливались ее обитатели. Из областей Северной Греции наиболее пригодны для земледелия плодородные равнины Фессалии. В Средней Греции плодородием славились равнины Беотии, но и на землях довольно скудной Аттики обитало немало земледельцев. Из областей Южной Греции наибольшим плодородием отличались Мессения и Лаконика, но земледелие было основным занятием и у жителей Арголиды.

Грекам также принадлежали плодородные земли на западном побережье Малой Азии, в Сицилии и Южной Италии.

Население Греции еще до появления полисов знало пахотные орудия — рало, бронзовые серпы и мотыги, оно культивировало различные злаки: пшеницу, ячмень, просо, а также виноград и оливу.

В начале I тысячелетия до н. э. в Греции входят в широкое употребление железные орудия, что способствовало дальнейшему расцвету земледелия.

Ведущая роль земледелия в экономике Греции архаической эпохи, т. е. в VIII—VI вв. до н. э., нашла отражение в большом значении земледельческих культов, а также в изобразительном искусстве и литературе греков.

О хозяйстве мелкого греческого земледельца, жившего в VIII—VII вв. до н. э. в Беотии, нам рассказывает Гесиод. Сын мелкого земледельца, переселившегося из Малой Азии в материковую Грецию, он с детства жил в небольшой деревушке, обрабатывая отцовский участок. В своей поэме «Труды и дни», написанной в назиданье беспутному брату Персу, Гесиод излагает свои наблюдения как мелкий земледелец и дает советы, когда и какие сельскохозяйственные работы следует делать, как экономнее вести хозяйство. Из его поэмы мы узнаем, что удельный вес рабского труда в сельском хозяйстве в это время был невелик. Хозяин

22

участка работал на поле сам вместе со своими работниками. Гесиод славит труд:

«Труд человеку стада добывает и всякий достаток,
Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее
Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки.
Нет никакого позора в работе: позорно безделье...»

Однако в хозяйстве земледельца имеются и рабы: женщина — чтобы волов погонять, и мальчик, который засыпает землей семена, брошенные в пашню. Участок земледельца наряду с хлебным полем включает и виноградник, позволяющий заготовлять вино — одну из обязательных частей пищевого рациона греков. В хозяйстве земледельца, кроме волов, обрабатывающих хлебное поле, имеется и другой скот. Гесиод называет мулов, лошадей, коров, быков, овец, коз и свиней. Хозяйство, по-видимому, было частично натуральным. Хозяин сам в дождливое время года рубит лес и готовит орудия труда: деревянную ступу с пестом, ось, колотушку, части составного плуга:

«Два снаряди себе плуга, чтоб были всегда под рукою,—
Цельный один, а другой составной, так удобнее будет:
Если сломаешь один, остается другой наготове».

Дома изготовляется и теплая одежда «из шкур козлят первородных». Вместе с тем часть продуктов хозяин, вероятно, вынужден был продавать, чтобы иметь возможность что-либо купить для хозяйства. Так, Гесиод советует покупать рабыню и девятилетних быков. Торговля играла немалую роль в хозяйстве земледельца архаической эпохи. Некоторые из земледельцев в свободное от сельских работ время даже предпринимали морские торговые экспедиции, как, например, отец Гесиода, плававший с товарами на корабле, «чтобы домой с барышом воротиться».

В своем календаре сельскохозяйственных работ Гесиод подытожил многовековую практику беотийских земледельцев. Он делит год на несколько частей, определяющихся земледельческими работами. Посев он рекомендует проводить в период от захода созвездия Плеяд до солнцеворота, т. е. примерно со второй половины октября или с начала ноября до декабря.

«Строго следи, чтобы вовремя крик журавлиный услышать,
Из облаков с поднебесных высот ежегодно звучащий.
Знак он для сева дает, провозвестником служит дождливой зимней погоды

Но прежде чем начать сев, Гесиод советует принести молитвы подземному Зевсу, вероятно Аиду и богине Деметре — покровительнице земледелия. В дождливое время года, когда нет полевых работ, хозяин заготовляет лес для построек и земледельческих орудий. Еще до прилета ласточек, которые появляются в Греции в феврале — марте, начинается подрезка виноградных лоз, а с восходом Плеяд, т. е. около середины мая, приступают к жатве. Восход Ориона дает сигнал к началу молотьбы — в конце июня — начале июля. Когда созвездие восходит вместе с

23

зарей — 6 сентября, можно срезать виноградные гроздья и готовить вино. Судя по Гесиоду, земледелец должен был дважды вспахать поле — весной и летом, чтобы после третьей вспашки, при заходе Плеяд, вновь начинать посев.

В VlII—VI вв. наблюдается широкое распространение греческой земледельческой техники далеко за пределы Балканского полуострова и Эгейского бассейна. В это время происходит интенсивное освоение—новых земель греческими переселенцами. Греческие переселенцы, поселившиеся во вновь основанных городах, привезли с собой привычные для них сельскохозяйственные орудия, методы обработки почвы, семена сельскохозяйственных культур. В период расцвета греческой культуры — с копия _ VI в. до н. э. по IV в. до н. э.— земледелие сохраняет, свою ведущую роль в экономике большей части греческих государств, что находит отражение в эмблемах монет. На монетах некоторых греческих полисов помещают изображения пшеничных и ячменных колосьев, головы богини земледелия Деметры, бога покровителя виноградарства Диониса или его спутников — сатиров, а также остродонной амфоры для вина и виноградной кисти.

Разбросанность греческих полисов и различные естественно-географические условия их местоположения способствовали специализации отдельных районов на производстве тех или иных сельскохозяйственных культур. Так, каменистая почва, горный ландшафт и сухой климат большей части материковой и островной Греции были малопригодны для зерновых культур, но чрезвычайно благоприятны для оливководства, виноградарства и скотоводства. Зато земли Фессалии, Северного Причерноморья и Сицилии давали прекрасные урожаи пшеницы и других зерновых злаков.

Каждый греческий город владел сельскохозяйственной территорией, где находились земельные участки, принадлежавшие гражданам данного города. Греческий историк Фукидид писал, что большинство афинских граждан привыкли постоянно жить на своих полях, правда, он добавляет, что сельский образ жизни характерен для афинян более, чем для других эллинов. Другой греческий писатель — Ксенофонт, отражая принятый у греков взгляд на земледелие, писал в начале IV в. до н. э. в сочинении «Домострой», что земледелие, как и военное искусство, является почетным и благородным делом, тогда как заниматься ремеслом не подобает свободным грекам. Однако там же он описывает идеального сельского хозяина, который не живет постоянно в своей сельской усадьбе, а только навещает свое поле, отправляясь туда как на прогулку. Его поле обрабатывают рабы под присмотром управляющего, постоянно находящегося в усадьбе. Некоторые земледельцы нанимали для сезонных полевых работ свободных сельскохозяйственных рабочих-батраков. В комедиях Аристофана упомянуты мелкие земледельцы, обрабатывавшие своп участки собственными силами. За ними посылает земледелец Хремил — герой комедии Аристофана «Богатство» — своего раба, приказав ему: «...собратьев наших, хлебопашцев, собери, что на полях соленый проливают пот» (525).

В противоположность Ксенофонту знаменитый греческий философ Аристотель считает, вразрез с существующим в Афинах порядком, что

24

землю должны обрабатывать не те, кому она принадлежит, а рабы или закабаленные иноземцы. Именно так обстояло дело в спартанском государстве, где землю обрабатывали илоты, а граждане Спарты были заняты военной службой и держали илотов в покорности. Земельные участки, которыми владели граждане греческих городов, можно было купить, продать и сдать в аренду. Составлялись арендные договоры, в которых указывались размеры арендной платы, вносимой зерном, и оговаривались другие обязанности арендатора.

Кроме граждан городов, владевших земельными участками, большими земельными угодьями на территории, принадлежавшей государству, владели храмы. Так, например, две бронзовые таблички конца IV в до н. э., происходящие из сицилийского города Гераклеи, сохранили тексты договоров двух святилищ Диониса и Афины с арендаторами участков. Арендаторы по условию договора должны заботиться о деревьях, которые растут на участках, посадить новый виноградник, четыре оливковых дерева, старые виноградники и оливковые деревья заменить новыми, построить хлев для быков, склад и ригу. Арендная плата зависела от количества обрабатываемой земли, при этом за участки с виноградниками нужно было платить много дороже.

В период эллинизма во время завоевательных походов на Восток греки столкнулись в Египте и Месопотамии с необычным для них типом земледелия — ирригационным. Греки быстро приспособились к новым условиям и внесли свои усовершенствования в сельскохозяйственную технику. Так, прибывший в Египет сицилийский механик Архимед изобрел механизм, который облегчал подачу воды на высокие участки. Знакомство с различными землями, новыми растениями и новыми приемами обработки почвы привело к стремлению осмыслить и обобщить всю сумму практических знаний и наблюдений. Именно это характерно для знаменитого греческого ботаника Феофраста. Из его книги «История растений» мы полнее всего узнаем о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых греками.

Все хлебные зерновые растения, упомянутые Феофрастом и культивируемые в его время, издавна встречались в Греции: пшеница, ячмень и полба. Никаких новых хлебных злаков вплоть до римского времени в Грепии не появилось. Рожь греки не знали, овес являлся сорняком, просо греки считали пищей варваров. Пшеница и ячмень культивировались в_Греции неравномерно. Благодаря различию почвенных условий в одних областях Греции лучше росла пшеница, в других — ячмень. Так, греческий писатель рубежа нашей эры Диодор Сицилийский писал, что в Сицилии росла дикая пшеница, Аристотель в IV в. до н. э. также отмечал там особо крупную пшеницу. Феофраст указывал, что в Аттике очень хорошо рос ячмень. Ячмень там, по-видимому, предшествовал пшенице, и это нашло отражение в культах ее жителей. Ячменные зерна обитатели Аттики употребляли при жертвоприношениях и гаданиях. Под Элевсином, где находилось святилище богини Деметры — покровительницы земледелия, было священное ячменное поле. Из ячменных колосьев плели венки, которыми украшали изображение богини, из ячменной муки приготовляли священный напиток Деметры.

25

Феофраст говорит о шести видах ячменя, тогда как в современной ботанике их различают только два. Полба в Греции не играла большой роли в рационе человека, так как ее зерна было трудно освободить от оболочки. Кроме зерновых хлебных растений, греки культивировали бобовые: горох, чечевицу, вику, бобы, лупин и нут. Из маслянистых растений они выращивали сезам (кунжут).

Греки хорошо понимали необходимость удобрения почвы. Греческая легенда об Авгиевых конюшнях, которые очистил Геракл, отразила древний обычай земледельцев удобрять поля навозом. В тексте одного из арендных договоров арендатору предписывалось вносить ежегодно в почву по 150 корзин навоза, содержащих более чем по медимну навоза каждая, а всего, таким образом, около 10 кбм навоза. Греки применяли в качестве удобрений также птичий помет и компост из грязи с сорняками. Самым лучшим удобрением Феофраст считает перепревшую солому. Иногда солому сжигали в поле, и зола, таким образом, удобряла землю, а иногда солому смешивали с навозом. Феофраст знал, что почву можно было улучшить простым смешением различной земли. Из химических удобрений он упоминает селитру, которой поливали капусту в Египте, и щелочь для смачивания семян бобовых растений. Знали греки и пользу зеленого пара и даже свойства бобовых растений поднимать плодородие почвы. Феофраст пишет, что в Македонии и в Фессалии, когда бобы зацветут, их перепахивают. Впрочем, нут, также принадлежащий к семейству бобовых, по мнению Феофраста, не только не удобрял землю, но истощал ее.

Греческим земледельцам было известно, что пшеница больше всего истощает почву, поэтому для ее выращивания требуется самая хорошая земля. Ячмень же не так прихотлив, он дает урожай и на более тощей земле и меньше истощает почву.

Земледелие у греков было пашенным. Пахали с помощью пары волов, реже мулов и пахотного орудия, изображение которого часто встречается на различных статуэтках и в росписи греческих ваз. Лошадей для пахоты греки не применяли. Пахотные орудия они называли аротрон. Восточные~ и южные славяне свое пахотное орудие называли рало. Дошедшие до нас изображения древнегреческого пашенного орудия правильнее считать ралом, которое только рыхлило поверхность земли, не переворачивая ее. Оно могло быть сделано из одного куска дерева или состоять из нескольких частей, могло иметь и не иметь полоза и железного наконечника — наральника. Гесиод упоминает рало, составленное из нескольких различных пород древесины. «Дышло из вяза или лавра готовь — не точат их черви, скрепу из падуба делай, подошву (или полоз.— И. Т.) — из дуба».

На древнегреческих изображениях имеются только рала с полозами, параллельными поверхности почвы, и с рукоятками, отделенными от дышла. Такое рало представлено на глиняной статуэтке VIII в. до н. э., найденной в Танагре в Беотии, оно же воспроизводится в росписи греческих ваз VI—V вв. до н. э. Позднее такое рало изображают на монетах, например на пантикапейской бронзовой монете II в. до н. э. из Северного Причерноморья, а также на резных камнях.

26

Наряду с ралом у греков в V в. до н. э. появился уже примитивный плуг, о нем сообщает Ксенофонт в упоминавшемся выше сочинении «Домострой». Он пишет, что пахарь с помощью упряжки волов, тянувших этот плуг, переворачивал землю, чтоб солнце прогрело ее глубинную часть и выжгло корни сорняков.

Железный наральник первой половины VI в. до н. э. лопатообразной формы с загнутыми боковинами был найден в Сицилии среди других железных орудий труда, принесенных в жертву Деметре и Коре греческими переселенцами и закопанных в землю еще до того, как были построены постоянные святилища этим богиням.

Кроме рала, для подготовки почвы к посеву земледельцы пользовались железными мотыгами. Известны широкие мотыги с заостренными концами, мотыги однозубые типа кирки и двузубые для пропалывания и рыхления почвы. Наряду с мотыгой применяли сапку и трезубые вилы. Комья земли после пахоты разбивали кувалдой или дубиной. Применили также и борону.

Весной, по окончании сезона дождей, в Греции посевы. окапывали, выпалывали сорняки: если хлеба тянулись в рост, их скашивали косами. Созревший урожай жали серпами и свозили на ток. В VI в. до н. э. треки делали серпы из железа. Своей формой они напоминали современные, но режущая часть была менее изогнута.

Ксенофонт описывает молотьбу с помощью подъяремного скота: волов, мулов и лошадей. Молотильщики гоняли животных по кругу и подбрасывали им под ноги то. что еще не было вытоптано. Затем зерно веяли. Для его хранения выкапывали ямы — зернохранилища, стены которых обмазывали глиной и обжигали, чтобы уничтожить насекомых. Сохранились зернотерки, на которых перетирали зерно в муку; наиболее примитивные из них состояли из плотного камня овальной формы с плоской поверхностью, по которой водили камнем меньших размеров, перетирая находящееся между камнями зерно. Примитивные мельницы состояли из двух жерновов прямоугольной формы. Верхняя поверхность нижнего жернова имела желобки. Верхний жернов имел конусовидное углубление для засыпки зерна и сквозное отверстие, через которое зерно попадало на поверхность нижнего жернова. Тяжелый верхний жернов приводился в движение с помощью рычага. Прямоугольные жернова двигались только вперед и назад. Были известны и мельницы с круглыми жерновами, которые вращались вокруг укрепленного в центре стержня. Верхний имел воронкообразное углубление для зерна, просачивавшегося между жерновами и перетиравшегося ими в муку.

Большое внимание обращали греки на садоводство и виноградарство. Если ячмень и пшеницу они считали даром богини Деметры, которая научила их сеять, то оливковое дерево, согласно греческой мифологии, дала людям богиня Афина.

Существовало сказание, согласно которому богиня мудрости Афина вступила в спор с богом моря Посейдоном о том, кто из них может принести жителям Афин большую пользу. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и появился источник, а Афина ударила копьем в землю, и выросла олива. С этого времени афиняне стали почитать Афину как глав-

27

ное божество города. Оливки наряду с хлебом и виноградным вином составляли обычный рацион многих греков. Кроме того, оливковое масло употреблялось для разных целей и, как вино, было важной статьей греческого экспорта.

Кроме оливковых деревьев, которые высаживали на особых участках, греки выращивали другие плодовые деревья. Особенно распространена была смоква, или фиговое дерево. В сапах греческих земледельцев рос, гранатник, плоды которого как символ плодородия воспроизводились в глине и служили приношением богам. Иногда они также изображались в руках богинь Деметры и Коры, которым поклонялись земледельцы.

Вопросы садовой агротехники у греков, по-видимому, были хорошо разработаны. Ксенофонтом и Феофрастом даются советы о том, как пере-

Сцены пахоты на чернофигурной чаше [чаша Никосфена конца VI в. до н. э. из Берлинского музея.]

Сцены пахоты на чернофигурной чаше [чаша Никосфена конца VI в. до н. э. из Берлинского музея.]

28

саживать молодые деревца, какого размера ямы надо рыть для них и какие должны быть между ними интервалы. Феофраст также советует прививать деревья.

Особенно большого внимания земледельца требовали виноградники. С распространением виноградарства в Греции связана популярность, которую получил культ Диониса — бога жизненной силы природы и покровителя виноделия. Изображения Диониса или его спутников — сатиров и менад — были одним из любимых сюжетов греческого искусства.

Из сочинения Гесиода мы можем судить о большой роли, которую играло виноградарство в хозяйстве земледельца VIII—VII вв. до н. э. Ксенофонт также считает виноградник обязательной частью сельскохозяйственного участка.

Сцены из сельской жизни [роспись чернофигурного аттического килика VI в. до н. э. из Луврского музея]

Археологические раскопки в Крыму, на территории Гераклейского полуострова (около Севастополя), позволили восстановить картину сельской жизни граждан древнегреческого города Херсонеса.

В IV в. до н. э. западная часть Гераклейского полуострова, выступающая в море в виде небольшого мыса, была разделена ровной сетью дорог примерно на 80 участков-клеров по 4—4,5 га каждый. На каждом участке имелась усадьба, состоящая из центрального двора, окруженного жилыми хозяйственными помещениями, среди которых находились и винодельни. Для обработки такого небольшого участка не было необходимости содержать многочисленных рабов. С работой могла справиться и семья владельца участка.

На рубеже IV и III вв. до н. э. было произведено размежевание участков на всей остальной части Гераклейского полуострова. Граждане Херсонеса получили тут еще около 380 клеров и при этом значительно больших размеров, чем раньше. Большинство клеров было прямоугольной формы и имели площадь 26,4 га. Каждый клер был обнесен каменной стеной, отгораживавшей его от дорог, ровная сеть которых пересекала всю размежеванную территорию. Внутри площадь клера в свою

29

очередь делилась каменными стенами на отдельные участки, поля и сады. При этом виноградники, как правило, были расположены в южной части клеров; от северных ветров их ограждала полоса садов, а северная часть участка отводилась под зерновые культуры. Полевые участки обычно были невелики, часто разделены на две равные части, что свидетельствует о наличии двухпольной системы земледелия.

Владельцы херсонесских клеров проделали поистине гигантскую работу для того, чтобы сделать земли Гераклейского полуострова пригодными для виноградарства. Им пришлось снять верхний слой скалистого грунта, под которым лежала прослойка глины, перемешать глину с почвой, а вынутые камни сложить ровными рядами в виде стенок, разделяющих участки. Такие стенки толщиной около 1 м тянулись параллель-

Сбор винограда и приготовление вина [роспись на аттической амфоре VI в. до н. э.]

Сбор винограда и приготовление вина [роспись на аттической амфоре VI в. до н. э.]

Сбор оливы [роспись на аттической вазе VI в. до н. э.]

Сбор оливы [роспись на аттической вазе VI в. до н. э.]

30

ными рядами на расстоянии 2 м одна от другой. Двухметровая полоса между стенками получила, таким образом, более мощный почвенный слой, пригодный для посадки винограда.

На некоторых участках для виноградных лоз вырубали в скале специальные ямки, располагая их строго симметрично, осуществляя, таким образом, посадку винограда квадратным способом, при котором расстояние между кустами было около 1,4 м. Кроме виноградника со взрослыми плодоносящими кустами, хозяева клеров имели небольшие виноградные питомники. Так, на одном из исследованных клеров на 13 га виноградника был питомник площадью 1,4 га, что достаточно для выращивания 18 тыс. саженцев. Рядом с виноградниками находились участки, отведенные под плодовые деревья, которые сажали в ямки, расположенные на расстоянии 5—6 м одна от другой, или в канавы, тянувшиеся вдоль плантажных стен. Эти стены, как и на виноградниках, появились в результате выемки скалы при углублении почвенного слоя. Несмотря на то, что создание садов и виноградников требовало больших усилий, под эти культуры в III и II вв. до н. э. отводилась большая часть участка, значительно превосходящая по своим размерам пахотное поле.

Новые клеры Гераклейского полуострова уже не могли обслуживаться только членами семьи их владельцев. Клеры III—II вв. до н. э. обрабатывались рабами. Это вполне соответствует и характеру усадеб, которые были значительно более крупных размеров, со специальными помещениями для рабов, скота и других потребностей хозяйства. Они имели укрепленные башни и изолированные жилые помещения со своими внутренними дворами.

Садовые сорта винограда были привезены в Северное Причерноморье греками. Они же привезли с собой и навыки изготовления вина. На клерах Херсонеса неоднократно находили железные закругленные виноградарские ножи и приспособления для выжимания виноградного сока. Виноград давили на небольших давильнях-тарапанах, представлявших собой чаще всего плоские каменные плиты круглой или прямоугольной формы, с высокими бортиками или с желобком по краю и со сливом, через который выжатый сок стекал в специальный сосуд.

Иногда тарапаны вырезались прямо в скале, но встречались и более сложные винодельни с одной или двумя цементированными площадками, на которых виноград давили ногами, а затем вторично давили мезгу, т. е. то, что осталось от выжатого винограда, либо в мешке, положенном в корыто, под пресс, либо тут же на площадке с применением специального каменного рычажного пресса. Сок с давильных площадок через специальные сливы поступал в крупные глиняные сосуды, или в специальные, вырытые рядом с площадкой и оцементированные цистерны. Сцены выжимания виноградного сока ногами неоднократно изображались живописцами на расписных аттических вазах.

Вино (а равно и оливковое масло) греки хранили в пифосах — очень больших сосудах, близких по форме бочкам. Емкость их была в несколько сот литров. Для перевозки вина (и оливкового масла) служили амфоры — значительно меньшие по размерам двуручные сосуды. Емкость их обычно была около десяти литров или несколько больше.

31

Кроме садов и виноградников, греки имели небольшие огороды, где выращивали овощи. Огороды находились вблизи домов. По-видимому, удельный вес огородничества в сельском хозяйстве был невелик, и сведения об овощах у греческих писателей встречаются редко. Греки выращивали капусту, два сорта репы, петрушку, огурцы, тыкву, чеснок, латук, или салат, сельдерей, лук и другие овощи. Феофраст говорит о существовании множества видов луковиц, среди которых есть сладкие, употребляемые в пищу сырыми. Огороды часто устраивались и в междурядьях среди плодовых деревьев. Только виноград, оливы и смоква были выделены на специальные участки, а гранатник, миндальное дерево, кидонское яблоко, или айва, и другие деревья хорошо уживались с овощами, тем более, что овощи требовали хорошего удобрения и поливки. Для овощей приготовляли особую почву, вскапывали четырехугольные грядки, обильно удобряли их, рыхлили, около них по канавкам в определенные часы пускали воду. За год на огороде получали три урожая, трижды меняя виды овощей. Так, например, осенью сеяли капусту, в январе — феврале — лук, петрушку и другую зелень, а в апреле-мае — огурцы,, тыкву и др.

Цветочные сады получили распространение в Греции лишь с IV в. до н. э. и были расположены около домов.

Древние писатели не дают нам возможности заметить большого прогресса в агрокультуре греков периода эллинизма. Кроме нового вида удобрений — селитры, об употреблении которой говорит только Феофраст, все остальное было известно грекам и при Ксенофонте. К сожалению, до нас не дошли труды греческих агрономов, которыми широко пользовались римляне. Один из авторов I в. н. э., Колумелла, называет около 50 греческих писателей, труды которых были посвящены сельскому хозяйству. Из них сохранились лишь сочинения Гесиода, Ксенофонта и Феофраста. ни одного из них нельзя назвать настоящим агрономом.

О животноводстве в Греции сохранилось значительно меньше данных, чем о земледелии. Все основные породы скота, разводимые в Греции античного времени, существовали задолго до него да Балканском полуострове. Разведение домашних животных было тесно связано с земледелием, так как навоз, получаемый при стойловом—содержании скота,— ценное удобрение для хлебных долей, садов и огородов. Особенно ценился крупный рогатый скот, являвшийся основной тягловой силой. Терракотовые статуэтки и вазовая роспись неоднократно воспроизводили пахотное орудие, которое тянут пара или даже две пары волов. Гесиод подчеркивает необходимость для земледельца иметь волов, говоря, что крик журавлиный, который подает знак для сева, «сердце кусает мужам безволовым».

В материковой Греции с ее горным ландшафтом и каменистой почвой разведение лошади не получило особого распространения. Лошадей греки применяли отчасти для военных целей, а отчасти для спортивных — при состязании колесниц.

В хозяйстве греческих земледельцев, кроме крупного рогатого скота,, встречались мулы, ослы, бараны, козы, свиньи, собаки. Быков, коз, баранов и свиней греки употребляли в пищу, часто это делалось после при

32

несения этих животных в жертву богам. Изображения жертвенных животных, подводимых к алтарю, встречаются на различных рельефных плитах. Свиней как наиболее плодовитых животных приносили в жертву Деметре. В Сицилии нередки находки терракотовых статуэток в виде стоящих женщин с поросенком в руках, изображавших либо богиню Деметру, либо ее почитательниц, приносящих жертву Деметре и Коре. Художники, расписывавшие вазы в VI—V вв. до н. э., иногда изображали сцепы сельской жизни: пастуха, пасущего стадо из четырнадцати коз, или двух пастухов, ведущих корову, овцу и свинью, погонщика мулов или ослов.

Овцеводство было особенно распространено в горных районах Греции. Овец разводили не только для пищи, но и на шерсть, которая шла на изготовление одежды, головных уборов. Шерстяную пряжу и войлок могли делать и из шерсти коз.

Кожа животных шла на изготовление панцирей, шлемов, щитов, из нее шили обувь, а из шкур делали накидки, которые в непогоду надевали на голову и плечи.

Разведение домашней птицы также получило распространение в Греции. Встречаются изображения петухов и кур, уток, гусей, голубей.

Охота была некоторым подспорьем в хозяйстве греков. Росписи аттических ваз сохранили нам изображение охотничьих сцен. На чернофигурных сосудах VII и VI вв. до н. э. есть сцены травли лисиц охотничьими собаками, отправления мужчины на охоту с собакой на поводке и с дротиками в руках, возвращения удачливого охотника с собакой и с трофеями, привешенными на палке,— зайцем и лисицей. На одной

Охота на зайцев [роспись на аттической вазе IV в. до н. э.]

Охота на зайцев [роспись на аттической вазе IV в. до н. э.]

33

из краснофигурных ваз V в. до н. э. изображена лисица, попавшая в капкан. На вазе IV в. до н. э. сохранилась сцена травли собакой зайца, в которого один из охотников собирается бросить камень. В руках другого охотника дубинка, которой он, вероятно, и должен добить оглушенного камнем зайца. Вазовая живопись позволяет, таким образом, нам установить наличие у греков различных способов охоты на зверей: ловли их с помощью капканов и сетей, травлю собаками, а также применение метательного копья или дротиков.

Ловля рыбы, которую греки очень любили, была обычным занятием всех жителей прибрежных поселений. Рыболовство и экспорт рыбы имели большое экономическое значение. Не случайно на монетах многих греческих государств изображалась рыба.

В Афинах на агоре — рыночной площади — для продажи рыбы было отведено особое место, вблизи пестрого портика, где имели обыкновение встречаться состоятельные люди. Продаже рыбы уделялось особое внимание. При появлении на рынке торговца со свежей рыбой наблюдатели за рынком немедленно звонили в колокол, чтобы афиняне успели купить рыбу еще свежей. Закон запрещал рыбакам поливать рыбу водой, чтобы рыботорговцы торопились продать ее быстрей, но они всячески старались обойти этот закон, желая продать рыбу возможно дороже. Не случайно в греческих комедиях часто встречаются жалобы на продавцов рыб. Наиболее дорогими, по-видимому, были угри, тунцы, скаты, кровяные крабы. Мелкая морская рыбка мембрада, афиэ — род сардинок, морские полипы продавались дешево. Наиболее дешевой была соленая рыба, являвшаяся пищей бедноты.

Сцена рыбной ловли [роспись V в. до н. э.]

Сцена рыбной ловли [роспись V в. до н. э.]

34

Рыбу ловили удочками на крючок и сетями. При раскопках приморских поселений очень часто находят рыболовные крючки различных размеров из бронзы и железа, каменные грузила для сетей с желобком или просверленным отверстием для привязывания, а также небольшие пирамидальные грузильца из хорошо обожженной глины, которые могли применяться для сетей.

На греческих расписных вазах V в. до н. э. встречаются изображения рыболовов. Изображение рыб было излюбленным сюжетом росписи чернолаковых рыбных блюд — больших плоских сосудов с углублением в центре, предназначенным для острого соуса.

Кроме рыбы, греки добывали различных съедобных моллюсков: устриц, мидий и др.

Среди промыслов, которыми занимались жители сельских областей, большое распространение получило пчеловодство. Гесиод упоминает пчел, откладывающих мед в специальных крытых ульях. Греческие боги Пан и Приап являлись покровителями пчеловодства. Самым большим спросом пользовался аттический мед, который собирали на склонах Гиметта. Уже во времена Солона было так много пчельников, что ему приписывали введение закона, по которому полагалось ставить пчельники на расстояние трехсот футов от пчельников, уже поставленных другими. Пчел разводили также в Фессалии, Ахайе, Аркадии. Особенно много производили меда на Кипре и в Африке (в Ливии).

Из других промыслов, распространенных в Греции, следует отметить добычу соли. Наибольшее количество соли добывали из соленых озер, вода которых летом испарялась. Такие соленые озера, в которых летом добывали соль, имелись на юге Аппенинского полуострова, у города Тарента, в Сицилии, у города Гелы, на острове Кипре, во Фригии, Каппадокии и во многих других местах. Геродот сообщает, что в Северном Причерноморье, у устья реки Борисфен, в большом количестве собирается соль.

Известны также залежи соли, которую добывали в карьерах, как камень. Аристотель сообщает о таких соляных рудниках в Утике. Геродоту были известны соляные копи Ливии. Добывали соль и искусственным способом, выпаривая ее из морской воды. Аристотелю было известно, что так добывают соль в Испании и в Эпире.

В настоящее время нельзя выяснить развития технических приемов, применявшихся греками для добычи соли, в пчеловодстве, охоте и других промыслах. Можно только предполагать, что все известные нам приемы не появились одновременно, а были результатом длительных поисков и многовековой практической работы.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.



Rambler's Top100