Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
116

Глава VIII.

ИСКУССТВО

Древние греки были высокоодаренным народом. Они создали оригинальные высокохудожественные произведения архитектуры, скульптуры и живописи. Среди различных отраслей художественного ремесла особенно видное место занимали роспись ваз, изготовление статуэток из терракоты (коропластика), художественно украшенной металлической утвари (торевтика) и гемм из полудрагоценных камней (глиптика).

Греческое искусство не утратило своей неувядаемой прелести до наших дней. Оно внесло большой вклад в историю мирового искусства. Греческие скульпторы впервые в истории создали образ свободного общественного человека-гражданина. Возвеличение достоинств человека стало эстетическим идеалом Греции. Поэтому искусство эллинов имело большое воспитательное значение. Оно отразило в художественных образах богатые сюжеты эллинской мифологии, представлявшиеся грекам как реально существующий мир. Аристотель— философ IV в. до н. э.— говорил об искусстве как о «простом подражании природе». В мифологических образах греки прославили не только созданных своей богатой поэтической фантазией богов, но и наделенных сверхъестественной силой легендарных предков. Для греческого искусства характерна человеческая природа мифологических образов. В них и связанных с ними действиях греки отражали современные им исторические события. Образы полулюдей-полузверей (кентавры; сатиры), олицетворявшие дикие силы природы, играли второстепенную роль и всегда терпели неудачу в борьбе с человеком — самой разумной, гармонически совершенной силой в природе.

Характер сюжетов греческого искусства весьма своеобразен. Художники прославляли главным образом легендарные события, особенно борьбу с врагом, так как война была доблестью свободных граждан. Одним из основных источников творчества художников были бессмертные эпические поэмы Гомера — «Илиада» и «Одиссея». Согласно мифам, в первой описана война греков с Троей (город в северо-западной части Малой Азии), во второй — полные различных опасностей скитания одного из героев этой войны — Одиссея.

Искусство греков прославляло не только величие свободного гражданина полиса, но и его красоту. Для правильного воспитания человека, писал философ IV в. до н. э. Платон, нужна гармония развития всех сил его; одно физическое воспитание ведет к огрубению, одни науки и искусство ослабляют и изнеживают. Каждое поколение, внося свой творческий вклад, бережно хранило наследие прошлого. Произведения ис-

117

кусств, особенно работы великих мастеров живописи и скульптуры, повторялись в многочисленных вариантах на протяжении столетий.

Памятники искусства были народным достоянием, доступным для постоянного и широкого обозрения. Монументальные статуи, рельефы и большие картины украшали все общественные здания и площади, где грек проводил большую часть своего свободного времени в государственных и общественных делах, в занятиях физической культурой. Здесь находилось много статуй с изображением божеств и выдающихся людей.

На пьедесталах статуй делали надписи, чтобы память о людях распространилась, чтобы чтили их века.

Развитие художественного вкуса было неразрывно связано с театральными представлениями и торжественными процессиями.

История греческого искусства тесно связана с общим ходом исторического развития античного общества и его мировоззрения. Самым ранним, довольно примитивным художественным стилем в искусстве Греции является геометрический (IX—VIII вв. до н. э.). Наиболее яркое выражение он получил в росписях ваз, опоясанных линейными геометрическими узорами, обычно подчиненными строгой симметрии. Фигурные изображения на вазах, а также статуэтки из терракоты, бронзы и слоновой кости отличаются схематизмом и геометризацией форм. В это время зарождается древнейшая греческая монументальная скульптура — это были деревянные фигуры богов (ксоаны) в застывшей позе с обобщенным, малорасчлененными формами. Суровая простота и примитивность изображений отвечали простоте представлений греческого общества.

Храмы этого времени имели сырцовые стены на каменном цоколе с деревянными столбами и перекрытием. Такая техника в строительном деле была в ходу и в VII в. до н. э., сочетаясь с применением ярко раскрашенных терракотовых облицовок. Позднее храмы строились из известняка, а затем и мрамора.

Эллинское художественное творчество VII—VI вв. до н. э. (период архаики) разнообразнее, чем в предшествующий период. Основное место в архитектуре занимает храм — важнейший для полисного времени тип общественного здания. В каждом полисе культ богов — покровителей государства — был общественным долгом всех его жителей. Греки воздвигали богам «жилища» — храмы, которые своей величиной и убранством Должны были выделяться среди рядовых домов. Равным образом храмы Должны были отличаться от жилищ и своими «героическими масштаба

Кратер Геометрического стиля

Кратер Геометрического стиля

118

Архитектурные ордера

Архитектурные ордера
а — дорийский ордер

ми», создающими впечатление величавой монументальности и торжественности. Это достигалось очень большими размерами дверей и громадными «ступенями» ступенчатого основания, на котором стоял храм, как бы рассчитанный на рост сверхчеловеческого существа. Храмы, посвященные богам, возводились главным фасадом на восток, так как стоящая против входной двери храма статуя божества была обращена к восходу солнца. Храмы в честь обожествленных после смерти героев обращались на запад, в сторону царства мертвых.

Одним из древних типов архаического храма был так называемый «храм в антах». Это небольшое помещение, на фасадной стороне которого, между выступами боковых стен (антами), были помещены две колонны.

Более развитым типом храма был простиль, его передний фасад имел четыре колонны.

Во второй половине VII в. до н.э. сложился распространенный тип храма — периптер. Это была прямоугольная в плане постройка, окруженная со всех сторон колоннадой. Периптер лег в основу храмового зодчества греков. С развитием плана греческого храма параллельно развивался его внешний облик, особенностью которого был ордер — одно из самых больших достижений эллинского зодчества. Ордер — это особая система соотношения несущих и несомых частей здания; он возник из деревянной стоечно-балочной конструкции греческого зодчества. Важнейшей его чертой является наличие колоннад, поддерживающих перекрытие. Строгие расчеты, пропорциональность всех деталей позволяют со значительной степенью точности воссоздать реконструкцию греческого храма даже тогда, когда от него сохранилась лишь небольшая часть ордера.

Греки создали два основных архитектурных ордера, древнейший — дорийский, несколько позднее появился ионийский, а много позже — вариант ионийского коринфский. Первые два в основном соответствовали двум главным ветвям в греческом искусстве. Дорийская колонна имела ствол, прорезанный рядом неглубоких продольных желобков — каннелюр; вверху он заканчивался капителью, состоящей из округлой

119

Архитектурные ордера

Архитектурные ордера
б — ионийский ордер; в —коринфский ордер

каменной подушки — эхина и невысокой каменной плиты — абака.

Ионийская колонна выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорийская. Желобки каннелюр ее ствола врезаны глубже и разделены плоскими срезами граней, благодаря чему игра света и тени в этой колонне резче. Ионийская колонна имеет профилированную базу и капитель с эхином, образующим два спиралевидных завитка (волюты). Коринфская колонна более вытянутая, чем колонна ионийская, увенчана пышной корзпнообразной капителью из стилизованных листьев аканфа и завитков.

Колоннада, обрамлявшая внутреннее помещение храма, являлась важной несущей частью ордера. Дорийские колонны поддерживали антаблемент, состоящий из трех частей: нижней — в виде гладкой балки-архитрава, средней — фриза, состоящего в свою очередь из триглифов — узких расчлененных порезкой прямоугольников и метоп, почти квадрат-

120

ных плит, иногда украшенных рельефами, и верхней — карниза. В храмах ионийского ордера фриз не являлся обязательной частью здания.

На торцовых сторонах храма антаблемент завершался фронтоном с карнизом. На продольных сторонах храма находились водометы в виде львиных масок. Сочетание игры света и тени в колоннаде создавало переход от яркого света дня к полумраку внутренних помещений храма: пронаосу (сеням), наосу или целле — главной зале, где помещалась статуя божества, и описфодому — помещению, служившему местом хранения предметов культа. Фронтон нередко украшался скульптурой, скульптурные украшения венчали углы фронтона и продольные стороны крыши. Установившиеся в ордерной системе состав архитектурных элементов и строгий порядок их взаимоотношений отнюдь не лишали зодчих творческой свободы для создания индивидуального облика каждого храма. Этому способствовала возможность изменять пропорции и отдельные детали храма.

В архитектуре храма широко применялась раскраска, главным образом верхних частей здания: красный и синий цвета, позолота. Раскраска подчеркивала отдельные части храма и придавала ему более нарядный вид. Как и все произведения греческой скульптуры, раскрашивались также и скульптурные украшения храмов.

Ордерные храмы восходят к деревянному зодчеству. Один из самых ранних дорийских храмов, относящийся к VII в. до н. э.,— храм Афины Пронайи в Дельфах — имел исключительно стройные колонны, повторяющие в камне пропорции, свойственные деревянной архитектуре. Широкое освоение камня привело к другой крайности — к тяжелым и приземистым пропорциям ранних дорийских храмов. Позднее они стали несколько более стройными.

По мнению древних зодчих, дорийский ордер создавал впечатление мужественности и строгости. Для ионийского ордера, наоборот, характерны большая легкость и изящество.

В древнейший период в Ионии строились грандиозные по своим размерам мраморные диптеры, имевшие снаружи два ряда колонн. Наибольшей известностью среди них пользовался храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из семи чудес света.

Известняк и мрамор широко применялись и в греческой скульптуре VII—VI вв. до н. э. Деревянные статуи нередко обшивались листами бронзы, что привело в дальнейшем к появлению бронзовых статуй. Они выковывались по частям из листового металла и соединялись скрепами. Позднее стала широко применяться и техника отливки бронзовых статуй, отдельные детали которых золотили и серебрили, а глаза исполняли посредством инкрустации. В VII—VI вв. до н. э. в греческой скульптуре преобладали строго симметричные неподвижные статуи из камня. В архаической монументальной скульптуре большую роль играли прямостоящие обнаженные статуи юношей и статуи закутанных в богатую одежду женских фигур. Состоящее из полноправных граждан и выступавшее в поход в тяжелом вооружении греческое войско требовало от воинов большой выносливости. Этому способствовало занятие физической культурой, стимулировавшееся многочисленными состязаниями. По

121

бедителям оказывали различные почести, в том числе им ставили статуи. Так появился тип статуи в виде нагого атлета, ставший в древнегреческом искусстве характерным для изображений «прекрасного и доблестного» гражданина, мужественного героя — защитника отечества.

Так же изображали и богов.) Статуи атлетов отвечают гражданственному характеру греческого полиса.

Особой жизнерадостностью отличаются статуи девушек, выделяющиеся нарядно исполненными складками ярко раскрашенной одежды, пышными прядями волос, оживленными улыбками юных лиц. Сюжет нарядно одетой девушки диктовался положением женщины. Ведя замкнутый образ жизни, женщина выходила из дому главным образом для совершения различных культовых обрядов или в качестве участницы религиозных процессий, для которых надевала парадную одежду. Появление статуй юношей и девушек, изображения которых были значительно более близкими к натуре, чем древнейшие примитивные изваяния человека, знаменовали собой большой шаг вперед в развитии греческой скульптуры.

Для архаической скульптуры характерно преимущественно применение низкого рельефа. Примером первых своеобразных попыток изваять горельеф с помощью углубления фона являются метопы в Селинунте (Южная Сицилия). На них изображены сцены из греческой мифологии.

Живопись, как и монументальная скульптура, играла большую роль в художественной жизни греков. Дошедшие до нас росписи терракотовых метоп из храма в Ферме (Средняя Греция) VII в. до н. э. представляют собой плоские силуэтные фигуры, исполненные в разнообразной палитре.

В VII—VI вв. до н. э. значительного развития достигло производство расписных глиняных ваз. В VII в. до н. э. сосуды украшались растительными орнаментами, фигурами животных и фантастических существ. Пестрые узоры этих ваз, исполненные так называемым лаком коричневого, а позднее черного цвета, а также белой и лилово-коричне-

Статуя юноши

Статуя юноши

122

вой краской, имели декоративный характер. Основными центрами производства таких ваз коврового стиля были города островной и малоазийской Греции, а также Коринф. В VI в. до н. э. в греческой вазописи сложился новый, чернофигурный стиль: узорный орнамент был вытеснен четкими силуэтными изображениями фигур, более выразительно передающих жесты и движение. Силуэтные фигуры расписывались черным лаком на красном фоне глины. Применялись белая и пурпуровая краски. В росписях чернофигурного стиля широко применялись многофигурные композиции. Наивысшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Крупнейшими вазописцами были Клитий и Эксекий. Они оставили нам на своих сосудах сказочный мир из мифологических сюжетов греческого эпоса.

Краснофигурные вазы, появившиеся еще в последних десятилетиях VI в. до н. э., постепенно вытеснили чернофигурную керамику. В краснофигурных росписях фигуры оставались неокрашенными, а фон был покрыт черным лаком. Детали фигур исполняли пером или кистью. Это давало большие, чем прежде, возможности для передачи объема и движения естественной моделировки человеческого тела. Излюбленной формой были сосуды для питья вина, расписанные чаще всего сценами пирушек афинской молодежи, веселого бога вина Диониса и его спутников — силенов и менад. Большой любовью пользовался также цикл мифов, связанный с эпосом. В середине V в. до н. э. встречаются многоплановые композиции. Некоторые из вазовых рисунков, особенно V в. до н. э., заимствованы из произведений великих живописцев. Поэтому росписи ваз служат хорошим источником для изучения не сохранившейся монументальной живописи.

Однако задачи, которые ставили перед собой вазописцы и живописцы, были разными. Первым приходилось учитывать форму сосуда и подчинять ей рисунок, пользуясь главным образом черным лаком и весьма ограниченным набором красок, выдерживающих обжиг. У вторых было больше возможностей: живопись на стене размещалась свободно. Она исполнялась в технике фрески, т. е. водяные краски наносились на свежую (сырую) штукатурку. Греки применяли главным образом минеральные краски. Вместе с тем в творчестве вазописцев и живописцев было много общего: принципы композиции, характер изображения нату ры, уровень знания анатомии и т. д.

В V в. до н. э., в период наивысшего расцвета греческого рабовладельческого полиса, искусство достигло расцвета. Победы греков над персами способствовали росту патриотизма эллинов. И хотя искусство этого времени по-прежнему пронизано мифологическим содержанием, оно насыщено героической тематикой. Главной темой художников становиться человек, в изображениях которого преодолевается свойственная архаике скованность, появляются более свободная передача человеческого тела, анатомически правильные движения. Создается типически монументальный образ человека, большую роль играет фигура атлета-победителя, гражданина. В круглой скульптуре начинает развиваться группа.

Живопись этого времени (период классики) занимала особенно важное место в художественной жизни Греции. Она носила монументаль-

123

вый характер и создавалась вместе с архитектурными ансамблями.

В первой половине V в. до н. э. Полигнот работал в Дельфах, Платеях и Афинах, где получил за свои росписи общественных зданий права афинского гражданина. Полигнот первый преодолел наследие архаического искусства: скованность и плоскостность изображений. Нарисованные им фигуры отличались совершенством передачи анатомии человека, одежда стала «эхом тела». Многофигурные композиции создавали иллюзию глубины пространства. С помощью приоткрытого рта, ракурсов и движений фигур Полигнот стремился передать сложный мир душевных переживаний своих героев. Аристотель назвал его «хорошим изобретателем характеров», и в этом отношении Полигнот может быть сопоставлен с древними трагиками Эсхилом и Софоклом. Но картины Полигнота представляли собой скорей монументальный раскрашенный рисунок, чем живописные произведения в современном смысле этого слова. Фигуры в них моделировались контурной линией, а отдельные детали окрашивались в один тон краски. Полигнот преимущественно употреблял четыре краски: белую, желтую, красную, черную. Общий стиль произведений Полигнота и его последователей возвышенный. Аристотель отмечал высокую идейность этих работ; они являлись хорошим средством воспитания молодежи, славили подвиги героев, патриотизм. К таким произведениям относятся картины: «Битва при Марафоне», «Падение Илиона» (Трои), «Подземное царство» и др. Картины Полигнота достигали грандиозных размеров — 8—9 м в длину и 3—4 м в высоту. Каждая композиция включала от 70 до 90 фигур. В картине «Падение Илиона» Полигнот показал Трою на утро после роковой ночи: убитые воины на поле боя, объятые ужасом и горем пленницы, здесь же величавые вожди-победители — Менелай, Агамемнон и др. В окружении прислужниц на троне восседает виновница всех несчастий — Елена, неподалеку виден готовый к отплытию корабль Менелая. Картина «Подземное царство» повествует о судьбе душ, погибших

Статуя девушки

Статуя девушки

124

Храм Посейдона в Пестуме

Храм Посейдона в Пестуме

в этом сражении. Ахилл, Патрокл и другие герои Троянской войны показаны Полигнотом молодыми и прекрасными, занятыми мирной беседой. Опечаленные же троянские герои — Гектор, Мемнон и другие были изображены смотрящими на муки Тантала и вечно катящего в гору камень Сизифа. Здесь много других грешников и прочих обитателей подземного царства. Они слетелись ко входу в подземное царство и жалуются на свою судьбу Одиссею, пришедшему сюда, чтобы спросить прорицателя, как успешней ему возвратиться домой.

Ведущую роль в архитектуре V в. до н. э. играл дорийский ордер, в котором была преодолена прежняя тяжеловесность форм. К первой половине V в. до н. э. относятся дорийские периптеры, среди которых выделяются храмы в Посейдонии (Южная Италия) и Олимпии. Храм Зевса в Олимпии — «единственный на земле, достойный величия бога», как заметил римский историк Тит Ливий, был построен из местного известняка. Сюжеты скульптур, стоявших в восточном фронтоне, отвечали назначению этого популярнейшего в Греции святилища. Там находилась мраморная группа, изображавшая состязание Пелопса и Эномая на колесницах. В храме Зевса находилась исполненная Фидием хрисоелефантинная (из слоновой кости и золота) статуя Зевса высотою в 14 м. Тело Зевса было покрыто плотно пригнанными одна к другой пластинами из слоновой кости, а волосы и одежда были сделаны из листового золота. Зевс был изображен величаво сидящим на троне, сделанном из черного дерева, слоновой кости и золота и усыпанном драгоценными камнями.

125

Метопа Селинунтского храма

Метопа Селинунтского храма

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?»

так выражали свое удивление древние поэты. Существует предание о том, что Фидий создавал Зевса по тому образцу, который дан Гомером в следующих стихах «Илиады»:

«Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы, и потрясся Олимп многохолмный».

Однако есть основания предполагать, что Зевс Фидия производил впечатление скорее «благодетеля человечества», чем грозного бога, заставлявшего дрожать Олимп и вселенную. По-видимому, он предстал перед современниками в новом образе всемогущего и щедрого царя богов и людей.

Полы некоторых помещений храма были украшены плохо сохранившейся мозаикой, подражавшей узорам ковра. Прекрасные образцы мозаичных полов конца V — первой половины IV в. до н. э., украшенные геометрическим и растительным орнаментом и фигурными изображениями из белых, черных и желтых голышей, выложенных на известковом растворе, были открыты и в домах Олинфа — греческого города на северном берегу Эгейского моря.

Подъем искусства V в. до н. э. тесно связан с именами великих мастеров — скульпторов Мирона, Поликлета и Фидия.

126

Мирон — первый скульптор, который поставил своей задачей запечатлеть момент перехода тела от одного движения к другому. Он работал в бронзе. Его статуя «Дискобол» отличается тщательной, но немного обобщенной передачей анатомии. Для нее характерны холодная красота линий, отсутствие «чувств души», как метко заметил рпмский ученый Плиний, хотя художник уже и отказался от торжественной неподвижности фигур. Поликлет изображал атлетов-победителей и тоже работал в бронзе. Он прославился созданием классических образцов спокойно стоящих фигур, отвечающих облику сурового и мужественного гоплита. Это типические образы юношей-воинов, воплощавшие представления о доблестном гражданине. Наиболее завершенное выражение стиль Поликлета получил в статуе «Дорифора» (копьеносца): тяжелые пропорции, могучее и красивое тело, передающее мужественный образ, перекликающийся с персонажами в живописи Полигнота, а также с образами атлетов-победителей, воспетых в полных торжественного величия одах поэта Пиндара. Поликлет участвовал в конкурсе лучших ваятелей, которые должны были сделать статую амазонки для знаменитого храма Артемиды в Эфесе, и вышел победителем, оставив на втором месте Фидия. Поликлет написал сочинение «Канон», которое явилось изложением принципов его творчества.

Во второй половине V в. до н. э., в период расцвета афинской рабовладельческой демократии, Афины стали крупным центром художественной жизни. Во главе зодчих и скульпторов стоял Фидий. По словам греческого писателя II в. н. э. Плутарха, в это время Афины были городом всеобщего почитания; в них работало много местных и приезжих художников — архитекторов, скульпторов, живописцев и вазописцев. В городе появляется много общественных зданий. Главным из них был новый ансамбль афинского акрополя, на котором разместились основные святилища афинян. Архитектурный ансамбль акрополя прославлял мощь аттического союза и величие афинского народа. Согласно замыслу его создателей, он должен был восприниматься как политический и культурный центр будущей Греции, подчиненной гегемонии Афин.

Чувство связи архитектуры с пейзажем, свойственное грекам, здесь получило особенно яркое выражение. Размещение построек в святилищах находилось в соответствии с путем торжественных процессий в дни празднеств. Пройдя парадный вход — Пропилей, около которого стоял небольшой храм Победы (Ники Аптерос), посетитель вступал на площадь, на которой стояла колоссальная бронзовая статуя покровительницы города — Афины с копьем в руках, а за ней находились храмы Афины-девы (Парфенон) и позднее построенный Эрехфейон (в честь богини Афины и бога моря Посейдона — Эрехфея) и, наконец, площадь с алтарем Афины. Наиболее величественным в этом ансамбле является Парфенон; его построили архитекторы Иктин и Калликрат. Парфенон воздвигнут из мрамора, в дорийском ордере, но с отдельными элементами ионийского (рельефный фриз). Для выделения архитектурных деталей и фона скульптурных фронтонов и метоп храма была применена обычная в греческой архитектуре раскраска. В отличие от более яркой расцветки архаического времени, в V в. до н. э. раскраска отличалась бо-

127

Копьеносец (Дорифор) Поликлета

Копьеносец (Дорифор) Поликлета

лее спокойным характером, отвечающим скульптурам того времени.

Парфенон был богато украшен скульптурой, в исполнении которой принимал участие Фидий. Все метопы Парфенона были украшены горельефами, изображавшими мифологические сцены. Эти сюжеты в глазах греков утверждали идею победы человеческого начала над стихийными силами природы и напоминали о победе греков над персами. Скульптуры западного фронтона храма, которые первыми встречали торжественную процессию, прославляли Афину, согласно мифу, победившую бога Посейдона в споре за господство над Аттикой; скульптуры восточного фронтона изображали чудесное ее рождение из головы верховного бога Зевса. На рельефном фризе, на наружных сторонах наоса было представлено праздничное шествие в дни Великих Панафиней, кульминационным моментом которых было поднесение Афине даров: парадного покрывала и золотого венка. По обе стороны от этой сцены показаны отдельные моменты приготовления к процессии и сама процессия — двигались юные всадники и колесницы, старцы с оливковыми ветвями, юноши с сосудами для возлияний, юноши с глубокими блюдами, в которых несут жертвенные медовые пироги, за ними гонят жертвенных животных — овец и быков. Здесь же присутствуют олимпийские боги. В наосе храма стояла двенадцатиметровая статуя Афины-девы, исполненная в хрисоэлефантинной технике. Для скульптур Фидия характерно торжественное величие, стремление подчеркнуть превосходство божества над человеком и в то же время показать его в виде прекрасного человеческого существа.

Стоящий против Парфенона Эрехфейон представлял сравнительно небольшой храм ионийского ордера, построенный в конце V и, вероятно, в начале IV в. до н. э. Это храм особого типа, при возведений которого были сознательно нарушены прежние основные принципы. Зда-

128

Фрагмент фриза Парфенона с изображением юных всадников

Фрагмент фриза Парфенона с изображением юных всадников

ние подчинено рельефу местности, а не доминирует над ней; пристроенные к нему с двух сторон портики нарушают симметрию, вместо колонн на одном из портиков храма стоят фигуры девушек-кариатид.

Об убранстве афинского акрополя спустя семь веков так писал греческий писатель Плутарх: «Что всего больше радовало афинян, чем они гордились и чему всего сильнее удивлялись другие,— это великолепные храмы, в настоящее время единственные свидетели того, что минувшее прославленное величие Греции п ее прежнее богатство не были вымыслом».

В конце V в. до н. э. в живописи появилась новая манера — получила применение светотень. Это явилось началом подлинной иллюзионистической живописи, на основе которой развилась живопись нового времени. Создателем нового направления был Аполлодор Афинский, являющийся первым живописцем в современном понимании этого слова.

В IV в. до н. э. в период кризиса полисов намечается новое направление в греческом искусстве. Оно стало отражать интересы частного человека, а не только полиса. В скульптуре начинается процесс отхода от героики V в. до п. э. Художники направляют внимание на раскрытие внутреннего душевного мира человека. Боги изображаются более обыденными, чем прежде.

Существенно меняется общий характер греческой архитектуры. Усиливается роль ионийского ордера. Строительство храмов начинает отходить на второй план; развивается сооружение театров, палестр, гим-

129

насиев и других общественных зданий. Как и прежде, создаются круглые в плане ордерные сооружения. Появляются сооружения, посвященные правителям. В отделке зданий большое внимание уделяется деталям. применяются коринфский ордер, а также пилястры и полуколонны. Широко практикуется скульптурная отделка архитектурных элементов.

Наиболее значительным ансамблем этого времени является святилище бога-врачевателя Асклепия в Эпидавре, служившее центром паломничества жаждущих исцеления. Здесь храм главного божества — Асклепия — занимал сравнительно скромное место в общем ансамбле архитектурных сооружений. В Эпидавре находился образцовый, по строгой соразмерности своих частей, театр древности, построенный скульптором и архитектором Поликлетом Младшим. В нем было 52 ряда каменных скамей, вмещавших не менее 10 тыс. зрителей.

Филиппейон в Олимпии был построен в честь македонского царя Филиппа и его рода. Это было круглое в плане здание, обрамленное

Гробница Мавсола. Реконструкция

Гробница Мавсола. Реконструкция

130

енаружи колоннадой ионийского ордера и коринфского — внутри. Оно было сооружено из известняка и паросского мрамора, стены покрыты раскрашенной штукатуркой. Внутри помещения стояли статуи царей македонской династии, созданные Леохаром. Они выполнены в хрисоэлефантинной технике, до тех пор применяемой только для изображения богов.

Особенно далеким по духу от зодчества греческого полиса был грандиозный мавзолей в Галикарнасе — одном из городов в Малой Азии. В этой пышной гробнице был погребен Мавсол — правитель персидской провинции Карии. Гробница Мавсола считалась в древности одним из семи чудес света и стала нарицательным наименованием монументальных надгробных сооружений (мавзолей).

Менада Скопаса

Менада Скопаса

Крупнейшими скульпторами IV в. до н. э. были Скопас, Пракситель и Лисипп. Скопас изображал сильных людей с огромной экспрессией внутренних переживаний. Он широко применял мрамор, отказавшись от бронзы, которая до этого была излюбленным материалом для многих скульпторов. Мрамор, дающий богатую игру света и тени, был ближе его творчеству. Произведениями Скопаса являются головы раненых воинов с западного фронтона храма Афины Алеи в Тегее и неиствующая Менада, вызывавшая восторги у древних писателей:

«Нет, не природа создала нам эту Вакханку в экстазе,
Создал художник ее, в мрамор безумие вложив».

Из других произведений Скопаса знамениты рельефы с изображением борьбы греков с амазонками на Галикарнасском мавзолее. В отличие от фриза Парфенона, где действие развивается в спокойном шествии, в рельефах Скопаса выступает драматизм событий.

Образы Праксителя передают настроение безмятежной созерцательности, спокойной задумчивости. Он ваял богов в виде красивых юношей и молодых женщин. Аполлона Пракситель изобразил подростком, пре-

131

следующим ящерицу; богиню Артемиду — юной девушкой, застегивающей плащ. Даже демоны лесов — сатиры — превратились у него в нежных юношей. В Афродите Книдской скульптор изобразил богиню совершенно обнаженной, как прекрасную земную женщину. Как и Скопас.

Пракситель умело владел техникой обработки мрамора. По словам древнего писателя, «Пракситель отделкою мрамора превзошел самого себя». Статуи Праксителя, как это широко практиковалось, раскрашивал известный живописец Никий. Он покрывал их расплавленными восковыми красками (такая техника живописи называется энкаустикой).

О широкой популярности произведений Праксителя свидетельствуют не только многочисленные копии его статуй в мраморе, но и повторения их в терракотовых фигурках.

Лисипп, придворный скульптор Александра Македонского, внес новые оттенки в раскрытие внутреннего мира человека, наделяя свои образы характерно выразительными чертами. Он создал огромное количество бронзовых статуй богов, героев и атлетов, портреты философов, поэтов, изображал животных. Лисиппом был исполнен Апоксиомен — юноша -атлет, очищающий скребком тело от песка, приставшего к нему во время борьбы. Эта статуя знаменовала новое решение в изображении мужской фигуры. В отличие от статуй Поликлета, Апоксиомен наделен более легкими удлиненными пропорциями фигуры, показанной в движении при кажущемся покое. Лисипп создавал как монументальные статуи, так и небольшие статуэтки. Новым в искусстве было исполнение Лисиппом многофигурных скульптурных композиций на исторические темы: «Александр в битве при Гранике», изображенный с двадцатью пятью своими конными дружинниками и др. Статуи Александра работы Лисиппа вызывали большой интерес у современников, давая повод поэтам сравнивать этого царя с Зевсом:

«Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:
«Землю беру я себе, ты же Олимпом владей».

Апоксиомен Лисиппа

Апоксиомен Лисиппа

133

Мозаика из Пеллы

Пробуждение интереса к личности вызвало быстрое развитие портрета как отдельной отрасли скульптуры.

IV век до н. э. — период блестящего расцвета живописи. В это время выделяются две школы: афинская и сикионская, к которой принадлежал Апеллес. Художники в совершенстве овладели техникой энкаустики, отличавшейся прочными и нетемнеющими красками. Апелесу древние авторы отводят первое место среди других греческих живописцев. Его Афродита Анадиомена, т. е. рожденная морем, стала воплощением женственности и неоднократно повторялась в монументальной и мелкой пластике. Она была воспета многими древними поэтами. В творчестве Апеллеса — придворного живописца Александра — большое место занимал портрет; он изображал царя юным, возмужалым, в виде Зевса с молнией, с копьем на коне, на колеснице. Представление о творчестве живописца Никия, которого особенно высоко ценил Пракситель, дает помпеянская фреска с изображением греческого героя Персея, спасающего от морского чудовища царскую дочь Андромеду. По сравнению с картинами V в. до н. э. она отличается свободной трактовкой движения фигур и тонкой моделировкой тела, в то время как изображение пейзажа намечено еще в самых общих чертах. Позднее наряду с усовершенствованием новых живописных приемов мастера специализируются на изображениях цветов, натюрмортов и пейзажа, служившего фоном для действующих лиц. В творчестве художника конца IV в. Антифила нашли развитие жанр карикатура, изображение природы, интерьера и освещения.

Прекрасными образцами мозаик IV в. до н. э. являются полы одного

133

Персей и Андромеда. Помпейская фреска.

Персей и Андромеда. Помпейская фреска.

из дворцов Пеллы — столицы Македонии. Недавно раскопанные здесь мозаичные полы выложены из гальки естественных цветов, они украшены мифологическими сюжетами. Особенно хорошо сохранилась мозаика с изображением охоты на лань.

В IV в. до н. э. художественное ремесло наряду с собственно греческими центрами получает развитие и в городах Великой Греции (Южная Италия). Однако прикладное искусство, особенно вазопись, не достигает былого совершенства. Преимущественное использование вазописцами кисти, вместо пера, способствовало небрежной манере исполнения рисунка. Применяются различные краски, особенно белая, а также пурпур и позолота. В краснофигурные росписи включаются рельефные фигуры. По сравнению с более глубокими по содержанию росписями ваз V в. до н. э. теперь появляются однообразные, порою бессодержательные сюжеты, связанные с кругом Диониса и Афродиты. В росписях южно-италийской керамики большое место отводится орнаменту.

В период эллинизма основные центры художественной жизни перемещаются из материковой Греции на острова Эгейского архипелага (Родос, Делос) и особенно в Малую Азию (главным образом Пергамское царство), Сирию и Египет. Александрия в Египте стала крупнейшим центром искусства эллинистического мира. Здесь работали ученики Праксителя, великий живописец Апеллес и др. Строгая и героическая простота сооружений уступила место более сложным светским постройкам с подчеркнутой пышностью и парадностью. Зодчество по-прежнему следует ордерным системам, но они используются с большей свободой. Происходит смешение

134

Кулачный боец

Кулачный боец

ордеров. Эллинистический ордер отличается легкостью и меньшей монументальностью, чем ордер предшествующей архитектуры. В строительстве храмов наряду с периптером применяется более пышный диптер.

О грандиозных масштабах и роскоши эллинистической архитектуры дает представление храм Аполлона в Дидимах близ Милета, строившийся в IV—II в. до н. э. Это громадный ионийский диптер с колоннами, высота которых достигала 20 м. Многочисленные крытые галереи были непременной принадлежностью городских площадей, иногда применяются двухъярусные колоннады. Широкое развитие получает монументальная скульптура как элемент архитектурных ансамблей. Ее иногда украшают цоколь, базы и капители колонн. Изображения богов иногда приобретают жанровый характер, а мифологические сюжеты нередко сменяются надуманны ми аллегориями. Художники стремятся к показу чрезмерного и эффектного. Изображения рядовых людей различного возраста, национальности, социальных кругов и профессий завоевывают все большее место в искусстве. Наряду с доведенными до шаржа и карикатуры сюжетами создавались внешне репрезентативные памятники официального искусства, про-

135

Ника Самофракийская

Ника Самофракийская

славлявшие могущество монархов. Произведения искусства превращаются в предметы роскоши, украшая дворцы и парки храмов, а художники в значительной мере — в придворных мастеров.

Некоторые произведения эллинистического искусства созданы под большим влиянием Скопаса, Лисиппа и Праксителя. Это прежде всего знаменитая статуя Ники, поставленная на Самофракии, в память победы, одержанной в 306 г. Ника была изображена опустившейся на нос боевого корабля. Эту богиню изображали в монументальной скульптуре и раньше, однако без того эмоционального подъема и выражения чувства ликующей радости: стремительный порыв — фигура с приподнятыми крыльями, великолепно подчеркнутая передачей одежды в многочисленных, развевающихся от ветра или облегающих тело складках. Еще больше черт искусства предшествующего периода, переработанных соответственно новому

136

времени, заключается в статуе полуобнаженной Афродиты с о. Милоса, величественная красота богини умело сочетается с жизненностью образа.

Ярким образцом архитектуры II в. до н. э. является воздвигнутый в Пергаме алтарь Зевса. На цоколе этого грандиозного сооружения находится пояс скульптур, исполненных в очень высоком рельефе. Они передают битву богов с восставшими против них сынами земли — гигантами. Это — сцены смертельных схваток, которые несут гигантам поражение, муки и страдание, а богам — победу и воодушевление.

В отличие от произведений классического искусства, прославлявшего полис и его граждан, пергамский алтарь должен был прославить царя. Героический пафос, характерный для эллинистического периода, нашел отражение и в пергамских скульптурах. Так, мастер Эпигон создал скульптуры: «Умирающий галл» и «Галл, убивающий мечом себя и жену», чтобы не попасть в позорный плен к победителям. В обоих произведениях большое внимание уделяется передаче этнического типа: резкие черты лица, усы, волосы, торчащие крупными грубыми прядями, тело сильное, но лишенное признаков того развития, которое достигается гимнастическими упражнениями.

Одним из элементов эллинистических архитектурных ансамблей были колоссальные статуи. На острове Родосе было сто таких статуй, в том числе бронзовая статуя бога солнца Гелиоса высотою более 31 м. Она считалась одним из семи чудес света. Для родосской скульптуры характерны

Пергамский алтарь. Реконструкция

Пергамский алтарь. Реконструкция

137

также многофигурные группы драматического содержания. Например, широко известная группа «Лаокоон», выполненная в I в. до н. э. Сюжетом ее служит один из мифов о Троянской войне: гигантские змеи, посланные богом Посейдоном, душат Лаокоона и его сыновей. Эта группа передаст очень сильное физическое страдание, которое показано с большим мастерством: искаженные от муки лица, тела, сдавленные кольцами страшных змей.

Большой интерес к человеку способствовал популяризации портрета в искусстве этого периода. На площадях, в театрах и других общественных зданиях нередко стояли портреты выдающихся граждан и царей. Были созданы портреты преемников Александра, великих мыслителей, поэтов, политических деятелей. Бронзовая статуя пожилого кулачного бойца как бы завершает изображения греческого атлета от гармонически развитого человека — гражданина VI—V вв. до н. э. к типу атлета-профессионала, выступающего перед праздной толпой ради заработка. В ней художник стремился показать чисто внешние особенности натуры: разбитые уши, шрамы на лице, сильная, но уже дряхлеющая мускулатура, перчатки с металлическими гирьками.

Широкое развитие получают так называемый живописный рельеф — изображение бытовых сцен на фоне пейзажа — и жанровая скульптура. Популярная в древности бронзовая группа такого рода, как «Мальчик с гусем», часто копируется и в паше время. Она исполнена, по-видимому,

138

скульптором Боэфом, славившимся созданием забавных детских изваяний, вызывавших умиление и улыбку у зрителя.

В сюжетах росписей большим успехом пользуются изображения пейзажей, особенно сцен из сельской жизни, навеянных зарождавшимся в этот период поэтическим жанром — идиллией.

Крупным художником позднего эллинизма был Тимомах. Образцом глубокого психологизма явилась его картина «Медея», сохранившаяся в копиях римского времени. Картина, изображавшая Медею перед убийством своих детей, производила сильное впечатление на современников: «Образ рисуя Медеи ужасной, в чьем сердце боролась С ревностью к мужу любовь к маленьким детям своим,

Труд бесконечный принял Тимомах, чтобы выразить чувства,
Столь не похожие в ней; то состраданье, то гнев;
То и другое ему удалось; посмотри на картину:
Видишь, как в гневе слеза, в жалости злоба сквозит».

Полы богатых эллинистических зданий чаще, чем прежде, украшались мозаикой. Для мозаичных картин применяли кубики главным образом из естественных пород цветных камней различных оттенков. Мозаичисты создавали первоклассные произведения живописи, передающие главным образом мифологические сюжеты, сцены из повседневной жизни и орнаментальные мотивы. С исключительным мастерством исполнена мозаика, изображающая сражение македонской конницы с Александром во главе против персидского царя Дария.

Во дворце в Пергаме работал известный мастер Сосий, передавший в мозаике картину в виде разбросанных по полу остатков яств и весело клевавших их птиц. Это помещение получило название «Невыметенная столовая». Другая знаменитая мозаика Сосия — голуби около чаши, наполненной водой,— также исполнена очень реалистично.

Стремление к украшению частного быта вызвало большой спрос на произведения прикладного искусства, отличавшиеся поразительной роскошью. В основных центрах пышно расцветают резьба на драгоценных камнях, изготовление художественной металлической утвари и терракотовых статуэток. В создании произведений мелкой пластики скульпторы и коропласты следовали новым веяниям, исходившим от художников большого искусства. Статуэтки отличались точностью изображений, острой жизненной наблюдательностью. Появляется большое количество изображений представителей различных социальных кругов: рыбаков, крестьян, пастухов и др. Художники проявляют большой интерес к изображению детей и стариков, что не было свойственно мастерам V—IV вв. до н. э. Наиболее живые фигурки были созданы александрийской и малоазийской коропластикой. Большое место в ней занимают карикатурные типы, нередко навеянные образами комедии. Широко славились александрийская торевтика и глиптика. Греческие полисы внесли большой вклад в мировое искусство. Велика роль греческого зодчества в истории архитектуры: греки впервые применили ордер и создали замечательные архитектурные ансамбли. В Греции появилась настоящая живопись, а скульптура достигла выдающегося мастерства.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.



Rambler's Top100