Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
93

К. Р. Кобрин (Нижегородский пединститут)

О. М. ЭДВАРДС О РИМСКОМ ГОСПОДСТВЕ В УЭЛЬСЕ

Процесс «возрождения кельтских культур», происходивший в конце XIX — нач. XX в. в Ирландии, Уэльсе, Корнуэлле весьма своеобразно отразился в историографии. Утверждая самоценность национальной истории в пику расхожим мнениям о решающем цивилизаторском значении английского господства, деятели «кельтского возрождения» старались найти противовес англо-саксонскому и англо-норманскому миру в некоем кельтском единстве и кельтской культуре дорийского периода, либо в римско-кельтской общности, погибшей в результате миграции германских племен. Не составило исключение и одно из первых валлийских исследований — книга О. М. Эдвардса «Уэльс», вышедшая в 1902 г.1.
Периоду римского господства в Уэльсе посвящена вторая глава работы, носящая символичное название «Рим и Артур». О. М. Эдварде, скорее беллетрист, чем глубокий исследователь; скорее интерпретатор известных фактов, чем их первооткрыватель. Источники второй главы — Тацит, Беда Достопочтенный. Хронологические рамки ее: 43 г. — 635 гг., т. е. от начала римского завоевания Британии до крушения последней попытки кельтов изгнать с острова англо-саксов. Историк, ограничиваясь описанием внешней стороны событий, выделяет все-таки три условных, с его точки зрения, момента в истории Уэльса в названный период. Первый — ожесточенное сопротивление племен катувелавнов и силуров (во главе с вождем Каратаком) римскому наступлению (50-е гг.). Автор всячески подчеркивает, что именно кимрские племена были наиболее последовательными борцами за независимость острова и что с разгромом и пленением Каратака окончательно пала независимость Британии. «Наследник идеи бритского единства в Британии, он девять лет боролся против могущества Рима и

94

в последнем решительном сражении, которое должно было стать либо началом восстановления свободы его народа, либо его народ должен был быть закован в цепи вечного рабства: в этом сражении выяснилось, что не бритты, а римляне будут править на острове Британия»2. Итак, по мнению О. M. Эдвардса, судьбы Британии решались на берегах валлийской реки Беройн.
Однако сопротивление валлийцев не прекращается и преемники победителя Каратака Остория Скапулы-Авл Дидий, Вераний, Светоний Павел оказались не в состоянии окончательно подавить его. И в конце 70-х гг. I в. н. э., считает исследователь, наступает второй узловой момент валлийской истории эпохи римского завоевания и господства. В 78 г. Юлий Фронтин окончательно разгромил силуров и стал контролировать валлийские горы, а его преемник Кай Юлий Агрикола взял курс на укрепление римского господства мирным путем. Перед валлийцами встал выбор — либо долгая, бесперспективная, кровавая конфронтация с Римом, либо приобщение к ценностям передовой цивилизации, создание новой этнической и культурной общности. И валлийцы выбирают второе. Вот что, пересказывая Тацита, пишет Эдвардс: «... мы видим, как римское завоевание развивается гораздо быстрее и шире с помощью политики мира, чем с помощью политики войны... Осторий и Светоний думали о стране, чьих орлов они переносили на запад, Агрикола же думал о стране, которую подчинял для мощи и цивилизации Рима»3. Так происходит переход от конфронтации к сотрудничеству. Этот переход нужен историку, чтобы подчеркнуть обоюдный, а не насильственный характер согласия на тот путь развития, по которому до середины 5 в. двигался Уэльс. Автор не скупится на похвалы римской политике и ее плодам. Он отмечает расцвет земледелия, строительство дорог, городов, разработку залежей меди, золота, свинца и железа; и, наконец, проникновение христианства. «Римские каменные города... достраивались уже для удобства торговцев, которые привозили новые товары, новые слова (что ускоряло развитие искусства) и новую религию»4. Результатом этого, с точки зрения О. М. Эдвардса, весьма плодотворного периода явилось появление «...нового народа, единого и возрожденного, говорящего на новом языке»5.
Третий узловой момент — 5—6 вв. н. э. — натиск англосаксов, падение римского владычества в Британии. Если в первом римляне проявили себя как победоносные завоеватели, во втором — как непревзойденные политики и носители передовой цивилизации, то здесь они — прежде всего защитники римско-кельтской христианской цивилизации от варваров-язычников. «Устойчивость римского влияния на валлийскую общественную мысль, язык и литературу частично объясняется тем,

95

что римляне принесли новую цивилизацию восприимчивому народу, но главная причина — то, что римляне защищали эту цивилизацию от растущей агрессии варваров-язычников»6. Однако римляне были бессильны остановить германский натиск с востока, и в конце концов их господство пало, причем, как пишет Эдвардс: «Римское господство, связанное теперь с независимостью бриттов, пало на западе гораздо позже»7. Натиск англо-саксов был остановлен в начале 7 в. на линии рек Северн и Ди, когда Западной Римской Империи давно уже не существовало. Именно по этой линии первоначально пролегла граница между кельтским и германским миром. «Все, что осталось от римской провинции — нагромождение гор между долиной и морем — современный Уэльс»8. По Эдвардсу, кельтский мир совпадает с областью, сохранившей сильное римское влияние, и эта область — Уэльс. Он противопоставляется варварскому англо-саксонскому миру, позже англо-норманскому.
Последняя попытка объединить страну и изгнать англосаксов с острова была предпринята кельтским вождем Кадуаллоном в первой трети 7 в. Именно фигура Кадуаллона, по мнению автора, стала источником легенд о короле Артуре. Политический миф об Артуре — защитнике единства бриттов, считает Эдварс, и является завещанием Рима Уэльсу. «Кимрская попытка продлить политическое единство, завещанное западу Римом, нашла отражение в рыцарских романах о короле Артуре, чье незримое величественное присутствие постоянно ощущается в валлийской политической мысли»9.
Такова концепция периода римского владычества в Уэльсе, предложенная О. М. Эдвардсом. Очевидно, что с точки зрения фактического материала она вряд ли может привлечь интерес сейчас. Валлийский историк обходится минимумом фактов, к тому же некритически подходит к своим немногочисленным источникам. Можно сказать, что глава «Рим и Артур» — метафора нереализованного, альтернативного современному (для автора), пути развития Уэльса. Работа О. М. Эдвардса важна другим. Идея «Уэльс-наследник Рима в Британии» стала одной из основополагающих в последующей валлийской историографии, и потому трудно понять особенности исторической рефлексии Уэльса XX в., не обратившись к этому исследованию.
Так, например, современные английские и американские исследователи склонны рассматривать валлийское общество VII—XII вв. абсолютно свободным от какого бы то ни было римского влияния. Американский историк Л. Нельсон пишет об Уэльсе X в. как о пастушеской стране, с крайне слабым земледелием, почти полным отсутствием дорог и городов. Он подчеркивает архаичность социальных структур, неразвитость политического устройства, полуязыческую церковную организа-

96

цию. Характерно, что конспективно излагая древнейшую историю Уэльса (начиная с мезолита), Нельсон даже не упоминает о 400 годах римского владычества10. Этой тенденции противостоят валлийские историки. На них по-прежнему оказывает большое влияние традиция истолкования роли Уэльса в Британии VI—XIII вв. как наследника Рима. (Любопытно, что в легендах и рыцарских романах о короле Артуре главный герой наделяется сверхъестественной силой после обретения магического меча Калибурна, или Экскалибура, по некоторым преданиям, принадлежащего одному из претендентов на императорский трон в Риме Магнусу Максимусу)и. Среди представителей этого направления, развивающего идеи О. М. Эдвардса, можно отметить Р. Р. Дэвиса, который в своей последней работе «Завоевание, сосуществование и изменение: Уэльс 1063— 1415»12 отметил значительное римское влияние не только на валлийскую экономику или политическую структуру XI— XII вв., но и на такой чисто национальный жанр литературы, как «валлийская героическая поэзия». Все это говорит об актуальности изучения работы О. М. Эдвардса сегодня.

ПРИМЕЧАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА

1 Edwarde О. М. Wales. — London, 1902.
2 Ibid. — P. 20.
3 Ibid. — P. 23.
4 Idib. — P. 24.
5 Idib. _ P. 24.
6 Ibid. — P. 26. 7. Ibid. — P. 26. 6 Ibid. — P. 29.
9 Ibid. — P. 29-30.
10 Nelson L. H. The Normans in South Wales 1070—1171 — Austin — London, 1966. — P. 3—13.
11 Arthurian Literature in the Middle Ages; A Collaborative History/Ed. Ъу R. S. Loomis. — Oxford, 1959.
12 Davies R. R. Conquest, Coexistance and Change: Wales 1063—1412 — Oxford, 1987. — P. 78.

Подготовлено по изданию:

Античность и раннее средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы: Межвузовский сборник научных трудов. — Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1991. — 149 с.
© Нижегородский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. М. Горького, 1991



Rambler's Top100