Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
93

АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕНИ ПОЗДНЕЙ РЕСПУБЛИКИ (середина I в. до н. э.)

Среди первостепенных памятников римской архитектуры I века до н. э. важное место занимают монументальные гробницы римской знати и римских богачей. Римско-италийские гробницы тянулись по сторонам больших дорог, выходящих из города: таковы участки дорог у ворот Помпей, особенно у Геркуланских, с их небольшими разнообразными надгробиями в виде экседр, саркофагов и т. п. Таковы дороги около Рима, уже в республиканское время обрамленные многочисленными гробницами, среди которых выделяются своей монументальностью мавзолеи особо богатых или влиятельных лиц. К I веку до н. э. сложилось два основных типа надгробий: круглые или прямоугольные по форме. Лучшим выразителем первого типа является гробница Цецилии Метеллы, относящаяся к середине I века до н. э.
Гробница Цецилии Метеллы. Гробница Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге (табл. 36, фиг. 1) представляет собою громадный цилиндр на квадратном основании со стороной в 22,3 м. Цилиндр увенчан прекрасным карнизом и строгим фризом с гирляндами и букраниями. Одна из сторон выделена расширением фриза на высоту ряда облицовки, для размещения группы трофеев. Под этим расширением помещена профилированная доска с лаконической памятной надписью.
По конструкции, гробница Цецилии Метеллы представляет бетонный массив, облицованный искусно пригнанными блоками травертина, которые в круглой части имеют форму клиньев с идущими к центру швами. Фриз и карниз выполнены из мрамора, мрамором же был облицован и венчавший когда-то все сооружение конус.
Гробница Цецилии Метеллы является лучшим из многочисленных римских памятников с круглым барабаном, которые продолжают древнюю традицию этрусского тумулуса. При сравнении бросается в глаза, однако, не только сходство, но и различие между ними. В гробнице Цецилии Метеллы цилиндр из невысокой скромно профилированной крепиды обратился в мощный барабан с богато разработанным карнизом. Памятник превосходит курганообразные этрусские тумулусы выразительностью и величием своего внешнего облика.
Прямоугольные гробницы. Второй, прямоугольный, тип гробниц чаще всего имеет вид высоко поднятого монументального саркофага. Такова гробница Бибула (вторая четверть I века до н. э.) около Капитолия. По общей схеме, гробница Бибула напоминает эллинистическую гробницу Терона, но вместо полуколонн декорация сохранившейся части состоит из плоских пилястр. Пилястры разработаны в дорическом ордере, но архитрав из двух фасций и фриз с гирляндами и бычьими головами скорее были бы свойственны коринфскому или ионическому ордеру. Профили сходны с профилями предыдущего периода, но грубоваты по исполнению и говорят о ремесленной работе. В недавно открытых прямоугольных гробницах Сарсины на высоком подии стоит обычно храмик с коринфским портиком на одной стороне (рис. 59). Храмик завершается пирамидой преувеличенно высоких пропорций, напоминающей ту форму шпиля, которая стала позднее обычной в надгробиях императорского времени Галлии и других провинций.
Памятник Еврисака. Своеобразным вариантом мавзолея I века до н. э. является гробница богатого владельца булочных — Еврисака, за стеной древнего города, непосредственно около Порта Маджоре (табл. 36, фиг. 2—3).

94

Гробница Обулакка в Сарсине (середина I века до н. э.)

59. Гробница Обулакка в Сарсине (середина I века до н. э.)

В плане памятник Еврисака имеет форму неправильного четырехугольника, обусловленную контуром участка между Пренестинской и Лабиканской дорогами. Памятник поднят на высокий постамент и по высоте делится на несколько зон. Нижняя зона (над постаментом, ушедшим в землю с течением времени) расчленена мощными круглыми цилиндрами, зажатыми между прямоугольными столбами различной толщины; эта зона отделена от следующей фризом с надписью, повторяющей на всех четырех фасадах эпитафию покойного.
Средняя, главная, зона обрамлена широкими пилястрами с растительными капителями: эти пилястры стоят над угловыми пилонами нижней зоны. Поля средней зоны разбиты на квадратные плиты с круглыми стверстиями, обрамленными широкими гладкими кольцами, которые, повидимому, изображают устья пифосов или жерла печей. Число этих плит по вертикали 3, по горизонтали — 2, 3, 4 и 5, в зависимости от длины каждой стороны. Таким образом,
кажущееся случайным соотношение сторон неправильного четырехугольника находит свое разрешение в средней, главной зоне; здесь ширина пилястр подобрана так, что поля, прорезанные круглыми отверстиями, имели простые отношения 2:3; 3:3; 4:3; 5 : 3. Особенно спокойное впечатление производит сохранившаяся сторона, где круги размещены на квадратном поле в три ряда как по высоте, так и по ширине.
В антаблементе от архитрава оставлена лишь узенькая полка, а фигурный фриз изображает в ряде рельефов сцены изготовления хлеба. Необычайно свободна переработка ордера, который сведен к широко расставленным угловым пилястрам без баз и к фризу с карнизом; ордер играет здесь явно подчиненную роль по сравнению с ведущим мотивом многократно повторенных круглых отверстий. Памятник, несомненно, завершался пирамидой, вероятно сходной с завершением памятников Сарсины.
В памятнике Еврисака все внимание обращено лишь на внешний облик, который всеми доступными средствами архитектуры, скульптуры и языка стремится преподнести зрителю образ Еврисака. Камера архитектурно не обработана, как и в гробнице Цецилии Метеллы. Но самая идея возвеличения и увековечения приобрела здесь совершенно новое, невозможное на востоке и в Греции, применение. В памятнике Еврисака впервые превознесена и увековечена профессия представителя торгово-промышленных слоев, приведшая его к личному обогащению и к почетным должностям. Это, в сущности, новая, типично римская идея, которая нашла себе многообразное выражение в дошедших до нас надгробиях императорского периода на Священном острове около Остии и в прирейнских провинциях.
Храм Фортуны Вирилис. Ионический храм на Бычьем форуме (Форум Боариум), неверно называемый храмом Фортуны Вирилис (табл. 28, фиг. 6—9), построен в годы поздней Республики и характерен для этого времени как по своим формам, так и по технике.
По типу — это италийский псевдопериптер с глубоким передним портиком без внутренних колонн и с широкой лестницей между выступами подия. Подий, весь облицованный травертином, имеет наверху тонкий и красиво разработанный профиль.

95

Профиль под ортостатами вертикальной стенки проще и совершенно отличен от верхнего по своему характеру. Над верхним профилем подия проходят еще две ступени, из которых нижняя соответствует вертикальной плоскости ортостатов; на верхней ступени, являющейся стилобатом, стоят своими квадратными плинтами аттические базы колонн; базы имеют небольшой вынос по сравнению с их высотой. Каннелюры заканчиваются сверху и снизу полукругами, близко подходящими как к базе, так и к капители; в этом их отличие от каннелюр предыдущего периода, которые обычно заканчиваются горизонтально и оставляют под капителью гладкую шейку.
Капители (рис. 60) — двухфасадные, вместо обычных в туфовом периоде диагональных капителей. Лишь в угловых капителях один внешний угол выдвинут по диагонали. Волюта ограничена с фасада единой вертикальной плоскостью, и ее глазок не выступает сильным движением, как в помпейских капителях. Крупные овы получили спокойные, уравновешенные формы, которым совершенно подчинены небольшие пальметки в углах около волют. Абак из каблучка и полки почти не выступает за пределы фуста, волюты поджаты к фусту, так что центры глазков лежат друг от друга на расстоянии верхнего диаметра колонны.
Антаблемент сильно развит (отношение высоты антаблемента к высоте колонны h : Н = 1 : 3,5) и богато разработан во всех частях; архитрав из трех фасций завершен сильным каблучком и полкой и украшен ниткой бус над средней фасцией. По невысокому фризу проходит непрерывный рельеф из гирлянд, которые поддерживаются чередующимися канделябрами и человеческими фигурами.
Карниз по высоте равен фризу и архитраву, вместе взятым; его вынос приближается к высоте; выносная плита слабо выражена, общее направление карниза, в отличие от более ранних профилей, приближается к наклонной линии под углом 45°. Кроме зубчиков, карниз оживлен еще порезкой на венчающем гуське, на четвертном вале под выносной плитой и на нижнем каблучке.

Капитель ионического храма (так называемого Фортуны Вирилис) на Форум-Боариум в Риме (середина I века до н. э.)

60. Капитель ионического храма (так называемого Фортуны Вирилис) на Форум-Боариум в Риме (середина I века до н. э.)

В целом, карниз очень богат, но не перегружен, так что ордер еще носит достаточно строгий характер. Профили имеют геометрическое начертание и состоят только из частей круга и прямых, без характерной для более раннего республиканского времени тонкой прорисовки от руки.
Если типологически храм Фортуны является завершением ряда псевдопериптеров, известных нам по Тиволи и Террачине, то по материалу и его распределению он тоже полностью относится к республиканскому времени. При всем богатстве рельефной порезки, храм построен из туфа и травертина, без применения мрамора. Наиболее нагруженные отдельно стоящие колонны, а также углы целлы с трехчетвертными колоннами вытесаны из твердого травертина, которым облицован и подий; стены же целлы, вместе с полуколоннами, сложены из анийского туфа; в полуколоннах сделаны из травертина только капители и базы. Таким образом, дорогой травертин применен как в местах наибольшей нагрузки, так и в местах, наиболее ответственных с художественной точки зрения. Разница в материале была скрыта тонким слоем стука, покрывавшим все части прекрасного здания.
Конструкция архитрава напоминает Табуларий; блоки над полуколоннами сильно расширяются книзу, образуя наклонные пяты для плоских перемычек, каковыми фактически является архитрав, состоящий из трех клиньев в каждом пролете. Позднее сходный прием применен во фризе храма Кастора и Поллукса на Римском Форуме (см. часть II, стр. 181).

96

По счастливой и редкой для Рима случайности, храм дошел до нас не искаженным никакими более поздними подновлениями. В настоящее время он освобожден от застройки, реставрирован и полностью передает свой первоначальный образ. Этот замечательный памятник свидетельствует о той высоте техники и строгости в проработке форм, до которой римская архитектура поднялась к концу республиканского периода.
Круглый храм на Тибре. Расположенный также на Бычьем форуме так называемый храм Весты на Тибре (табл. 37) связан с ионическим псевдопериптером лишь принципами свободной живописной планировки; он стоит совсем близко к берегу реки, но не на оси псевдопериптера, а за задним фасадом последнего. Это уже не туфовый и не травертиновый храм, как другие храмы Республики. И колонны, и блоки стен вытесаны в нем из привозного паросского мрамора.
Храм представляет собою круглый периптер с 20 коринфскими колоннами, из которых 19 сохранилось на месте; но перекрытие целлы исчезло вместе с антаблементом портика, и все сооружение покрыто в настоящее время невысокой конусообразной крышей, лежащей прямо на прекрасных капителях и затеняющей их своеобразные формы. Первоначально храм стоял на подии, высотой несколько более человеческого роста; круговые ступени появились позднее, в результате переделки, приблизившей италийский храм к греческим образцам.
По своему ордеру, храм уже относится к классическому типу, который вылился в канонические формы и сыграл такую большую роль в архитектуре императорского Рима. Здесь многие черты еще говорят о незавершенной переработке греческих мотивов: аттическая база лишена квадратного плинта, острые углы абака не срезаны, как позднее, в памятниках императорского времени.
Общей композицией капителей храм на Тибре 1 сходен с плохо сохранившимся храмом Кастора и Поллукса в Кори, на архитраве и фризе которого сохранилась надпись конца Республики. Расстояние по высоте между обоими рядами аканта в их капителях не очень значительно, так что получается один двойной венец, как и в итало-коринфских капителях. Но на этом и кончается сходство с излюбленной капителью предыдущего периода (см. стр. 85). Здесь, как и в Кори, волюты и завитки вырастают из того же общего стержня, что и поддерживающие их дополнительные листья третьего ряда. Центральный цветок связан стеблем с остальным растительным убором. Акант, по схеме рисунка листа, принадлежит к греческому типу с острыми листьями, но, по трактовке, он гораздо мясистее, телеснее, ближе к италийским вкусам. При вытесывании мрамор вынут не очень глубоко, работа еще далека от виртуозности, что говорит о небольшом опыте мастеров в обращении с новым для них, твердым и хрупким материалом. Самый выбор паросского мрамора может быть объяснен постройкой храма в раннее время, когда каррарские каменоломни еще не были открыты. Расстояние между колоннами в свету составляет 12/3 нижнего диаметра, т. е. по расстановке колонн он близок к систилю. Колонны чрезвычайно стройны, может быть, даже излишне тонки; диаметр укладывается почти 11 раз в их высоте, высота капители — 8 1/2 раз.
Состояние памятника не позволяет говорить об oбщих пропорциях ордера и храма. Несмотря на отсутствие антаблемента храм легко представить себе в его первоначальном виде. Вместе с ионическим храмом он образует прекрасный ансамбль ранней, но уже зрелой римской архитектуры конца республиканского периода (или самого начала правления Августа). Тишина квартала, тщательная и продуманная реставрация помогают перенестись в античную эпоху, когда набережная Тибра была гораздо более низкой и круглый храм возвышался как бы над самой водой.
Театр Помпея. «Каменным театром», или «Мраморным театром», источники называют театр Помпея в Риме (рис. 61), построенный в период 55—52 годов на Марсовом Поле, за республиканской стеной. Постройка каменного театра в Риме отвечала требованиям дня: даже в таком провинциальном городке, как Помпеи, давно уже было два постоянных театра. Но масштаб, в котором эта задача была разрешена Помпеем,

1 Отдельные капители храма заметно различаются между собою не только рисунком, но и диаметром, что дает основание предполагать античную, но позднюю перекладку храма с добавлением частей.
97

План театра и портиков Помпея, середина I века до н. э. (по античным фрагментам плана Рима и но остаткам)

61. План театра и портиков Помпея, середина I века до н. э. (по античным фрагментам плана Рима и но остаткам)

поднял театральное строительство в Италии на новую ступень.
Ансамбль театра Помпея состоял из храма, громадного театра, сцены длиной 90 м и примыкающих к сцене портиков, окружавших великолепный сад. Идея соединения театра и храма не нова в Италии. Как древний габийский храм, так и храм Геркулеса в Тиволи поставлены за полукругом театра. Портики занимали все пространство до храмов Ларго Арджентина, так что общая площадь сооружений достигала 1,5— 2 га. Ось ансамбля перпендикулярна к общей фасадной линии, древнего культового комплекса на Ларго Арджентина (см. стр. 51). Театр Помпея полностью вышел на поверхность земли. Места для 17 000 зрителей состояли из трех широких концентрических ярусов и одного более узкого яруса у орхестры. Радиальные стены субструкций прерваны лишь одним внутренним круговым обходом; второй обход окружал здание по периферии и выходил на фасад. Храм Венеры возвышался над воронкой мест для зрителей, подчеркивая ось всей композиции. Цилиндрический фасад диаметром около 160 м, прерванный субструкциями храма, по-видимому, состоял из ордерных аркад, повторяя по кривой конструкцию и мотив, впервые введенные в Табуларии, — те же столбы с полуколоннами и пилястрами, воспринимающие арки фасада и поперечные арки наружного кольцевого обхода.
Судя по гравюре Пиранези, в театре Помпея встречались также аркады, опирающиеся на колонны с антаблементом, причем прием этот получил здесь монументальное выражение. Сцена при Помпее еще оставалась деревянной. Примыкающие к ней портики состояли не только из колоннад, но и из многочисленных полуциркульных и прямоугольных экседр, открытых то внутрь сада, то наружу. Все эти портики и экседры были украшены расставленными повсюду статуями, росписью и другими произведениями искусства.
По конструкции, театр Помпея типичен для позднереспубликанекого периода. Бетонные субструкции облицованы уже не инцертом сулланского времени, а настоящим ретикулатом из красноватого туфа, имеющим на поверхности вид мелкой и правильной диагональной сетки (табл. 13, фиг. 8; рис. 62). Наиболее ответственные и видимые части субструкций были вытесаны из туфа, а наружная аркада сложена из габийского камня с отдельными элементами из травертина.
При сравнении театра Помпея в Риме и Большого театра в Помпеях бросается в глаза сходство в их плане: те же портики со стороны сцены, та же тесная связь с храмом. Однако еще разрозненные в Помпеях элементы слились в римском театре в единую, грандиозную композицию. Вместо наполовину вросшего в землю сооружения, в театре Помпея мы имеем законченный план надземного театра римского типа; надо полагать, что этот тип театра, с его системой кулуаров и выходов под местами

Субструкции театра Помпея в Риме, ретикулат (середина I века до н. э.)

62. Субструкции театра Помпея в Риме, ретикулат (середина I века до н. э.)

98

для зрителей, сложился уже в тех деревянных театрах, о которых мы знаем только по источникам.
Новое грандиозное сооружение стало центром не только театральной, но и общественной жизни Рима. Центральное расположение в новом районе города сделало из портиков Помпея новый форум города, под великолепными колоннадами которого встречались деловые люди и праздная молодежь. Портики Помпея заменили собою ставший тесным и недостаточно нарядным Римский Форум. В одном из помещений ансамбля театра Помпея происходили заседания сената; здесь, у подножия статуи Помпея, был убит Цезарь.
Вариантом той же схемы сочетания театра и портика за сценой является комплекс в Остии, относящийся ко времени Августа (перестроен в III веке н. э.). Однако в Остии храм не врезан в воронку мест для зрителей, а стоит за сценой, окруженный портиками площади.
Римский Форум при Цезаре. Планы Цезаря в отношении перестройки Рима были очень широки; как и его политические планы, они диктовались его монархическими замыслами; эти планы в большей своей части остались, однако, не осуществленными.
Ко времени Цезаря относится прежде всего полная реконструкция Римского Форума: при Цезаре было произведено новое замощение Форума на более высоком уровне; были перенесены к подножию Капитолия и заново построены Ростры; начато сооружение новой базилики, названной в его честь Юлиевой (План центра Рима); в это же время была полностью реконструирована древняя Эмилиева базилика, вид и уровень расположения которой, благодаря новому замощению, уже не отвечали вновь созданному ансамблю.
Базилика Эмилия (План центра Рима) сохранила и при этой реконструкции прежнюю ориентировку, с которой связаны Табуларий и храм Конкордии; но, благодаря постройке нового арочного портика, она вместе с табернами оказалась за ним. Базилика имела не вполне правильную форму; ее прямоугольник вытянут перпендикулярно оси главного входа и разделен на продольные нефы тремя рядами столбов.
Перегруженный орнаментами дорический ордер портика сооружен при реконструкции базилики после пожара (14 г. до н. э.); к тому же времени относится и ряд рельефов, изображающих эпизоды из мифических времен истории Рима.
Новая Юлиева базилика (46 г. до н. э.; План центра Рима) ориентирована по древнему храму Кастора и Поллукса, так что ее фасад не параллелен фасаду базилики Эмилия, и площадь между ними имеет форму вытянутой трапеции. Внутреннее пространство Юлиевой базилики расчленено столбами, которые двойным рядом идут по всем четырем сторонам. Посередине остается, таким образом, довольно значительное свободное пространство, при пятинефной схеме поперечного и продольного разрезов; эта схема и пропорции повторяются и в базилике Траяна. Юлиева базилика была совершенно перестроена при Августе и перестраивалась еще много раз позднее из-за пожаров особенно разрушительных при деревянных перекрытиях базилик; плохая сохранность памятника не дает возможности восстановить его первоначальный архитектурный облик.
Ко времени Цезаря или Августа относится система подземных сводчатых коридоров между отдельными частями ставшего тесным Форума, служивших, повидимому, вспомогательными ходами сообщения при организации празднеств. Ширина коридоров всего 1,5 м при высоте 2,4 м до пят сводов. В связи с их служебным назначением, коридоры, не имея декоративной отделки, отличаются хорошим техническим исполнением архитектурных частей.
Реконструкция Цезаря придала Форуму тот характер, который он в общих чертах сохранял в следующие века.
Форум Цезаря. Несмотря на реконструкцию, тесный республиканский Форум уже не удовлетворял новым требованиям, которые быстро разросшаяся мировая столица предъявляла к архитектуре главного центра своей деловой и общественной жизни. В 54 году до н. э. Цезарь решил начать постройку нового регулярного форума, который был освящен через восемь лет, в 46 году до н. э., вместе с еще не законченным храмом, посвященным Венере Родительнице, покровительнице рода Юлиев.
Форум Цезаря (План центра Рима; табл. 38; рис. 63) представлял собою сильно вытянутый, прекрасно замощенный двор, с двойным портиком на продольных сторонах; храм поставлен в самой его глубине. С ле-

99

вой, юго-западной, его стороны сохранились таберны, которые подпирают «Подъем Аргентариев», соединявший Священную дорогу (виа Сакра) Римского Форума с Широкой улицей (Виа Лата) на Марсовом Поле.
Если театр Помпея является доведенной до монументальной грандиозности переработкой традиционного республиканского театрально-храмового ансамбля, то форум Цезаря завершает собою развитие типа италийского форума, прослеженное нами на примере Помпей. Увеличение размеров по сравнению с помпейским форумом в форуме Цезаря не очень значительно: ширина в осях колонн равна всего 43 м вместо 38 м; глубина до фронта храма — 125 м вместо 122 м в Помпеях. Вполне аналогичны в обоих форумах общие вытянутые пропорции, двойной портик, размещение в глубине форума подиумного храма. На форуме Цезаря храм был прислонен к остаткам республиканской стены и фактически не мог иметь заднего фасада. Как и в Помпеях, портики в форуме Цезаря не были связаны со стеной, вдоль которой они проходили. Они представляли собою самостоятельное сооружение из двух рядов опор и перекрытия. В Риме это объясняется размещением за портиком таберн, которые получали свет только со стороны форума, а своей тыльной частью упирались в откос Подъема Аргентариев: при отсутствии неперекрытого прохода между портиком и табернами, таберны были бы лишены достаточного освещения. Построенный по единому плану, форум Цезаря отличается от Помпейского лишь геометрической правильностью и симметрией основных частей. Дальнейшие перестройки при Августе, при Флавиях, при Траяне, при Адриане и при поздней Империи несколько изменили этот первоначально правильный и симметричный его план.
Наиболее интересной частью первоначальной постройки являются таберны, представляющие собою ряд прямоугольных помещений разной глубины. Задняя часть самых глубоких таберн отделена аркой.
При Цезаре каждая таберна состояла из нижнего помещения с большим входным проемом и отделенного от него деревянным перекрытием верхнего помещения, соединявшегося с низом деревянной же лестницей; с табернами этого типа мы уже встречались в Помпеях, начиная со II века до н. э.

План форума Цезаря

63. План форума Цезаря

Однако в форуме Цезаря оба помещения таберны уже не выражены на фасаде единым проемом: верхнее помещение имело свое большое лежачее окно. Впоследствии, при Адриане, все междуэтажные перекрытия были уничтожены, и таберны были перекрыты полуциркульными сводами.
На фасаде каждая из таберн выражена нижним, почти квадратным проемом шириной 3,8 м, высотой 3,83 м и верхним проемом высотой всего 2,05 м. Каждый из них перекрыт плоской перемычкой из 7 больших клиньев; верхняя перемычка разгружается аркой из 17 клиньев. Композиция

100

этой стены очень строга: пропорции просты; хорошо найдено соотношение пролетов и каменных масс. Замечательно в этой монументальной постройке распределение материалов: внутренние стены, столбы, разгрузные арки и забутка выполнены из туфа; более нагруженные и подверженные действию непогоды столбы и перемычки фасада выложены из блоков габийского камня; наконец, наиболее напряженные трапецоидальные опоры перемычек вытесаны из травертина. Характерна ошибка, по которой замки причислены к наиболее напряженным частям и сделаны тоже из травертина. Диференцированное распределение материалов, так же как в Табуларии и в мосту Фабриция, явно продиктовано экономией средств. При Республике фасад таберн не был облицован. Колонны портика первоначально стояли на полу обхода, с которого три высоких ступени спускались на уровень средней площадки. В противоположность табернам, храм Венеры был нарядно украшен скульптурой и картинами, привезенными из Греции. К первоначальной постройке храма относится лишь форма его плана с большой абсидой на заднем выступе подия. Закончен храм был при Августе, а затем полностью перестроен Траяном (113 н. э.), которому и следует приписать дошедшие до нас три коринфские колонны и богато украшенный антаблемент портика.
Сводчато-арочная базилика, охватывавшая храм сзади, и триумфальные арки по его сторонам относятся к императорскому периоду.
Общий характер архитектуры времени поздней Республики. Архитектуру времени поздней Республики можно рассматривать как переход к архитектуре Империи. В крупных общественных сооружениях этот переход сопровождается усилением парадно-репрезентативной стороны архитектуры и отказом от некоторых указанных выше реалистических принципов, которые были свойственны предшествующему периоду. Примером первого может служить форум Цезаря, в котором, несмотря на сохранение таберн с их утилитарным назначением, вся композиция подчинена основной идее прославления победившего диктатора. Примером второго является комплекс театра Помпея, в котором схема террасной композиции, увенчанной храмом и разработанной для пересеченной местности, искусственно перенесена на равнину Марсова поля.

Подготовлено по изданию:

Кауфман С.А., Николаев И.С., Цирес А.Г.,Блаватский В.Д.
Всеобщая история архитектуры, том. II, книга 2. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948.



Rambler's Top100