Глава 12
Важным моментом в истории Северного Причерноморья в I тыс. до н. э. была греческая колонизация, значительно расширившая область расселения греков. Греческие поселения узкой каймой охватили берега Черного моря, куда колонисты перенесли из метрополии и основу античного общества — рабовладение.) Рабовладельческая система хозяйства — закономерный этап социального развития общества. Она возникла в результате его внутреннего развития и характерна для других областей, например для Средней Азии, Кавказа. Характеризуя эту социально-экономическую формацию, Ф. Энгельс писал: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира — для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой
науки; без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»
В Греции в то время происходили важные социальные процессы — становление и укрепление рабовладельческого общества. В результате развития рабовладения труд свободных земледельцев был заменен трудом рабов, шел быстрый процесс обезземеливания свободных земледельцев, усугублявшийся общей нехваткой удобных для возделывания земель, создавалось «избыточное» население. Это главная причина греческой колонизации, ее мотивы различны. Происходившая в Греции ожесточенная классовая борьба приводила к тому, что одни были вынуждены покидать метрополию по политическим причинам, другие — из-за стремления к наживе, в поисках дешевых рабов, так как в результате жестокой эксплуатации рабы быстро умирали. Греция нуждалась в восполнении рабской рабочей силы. Важным мотивом была также торговля. Греческая колонизация началась в VIII в. до н. э. в направлении берегов Средиземноморья. Наибольшего развития она достигла в VII в. до н. э., когда внимание греков привлекло и Северное Причерноморье. Возникшие там греческие города-колонии были совершенно независимы от метрополии. Они оказали значительное влияние на социально-экономическое развитие племен Причерноморья. Далеко от морского побережья находят расписную керамику, античное оружие и другие несомненные следы торговых связей с центрами античной цивилизации. С другой стороны, почва для греческой колонизации в Северном Причерноморье была подготовлена его историческим развитием. Социальные процессы, происходившие в среде скифских племен, достигли достаточного развития для возникновения рабства и торговли, иначе скифы не могли бы торговать с греками, поставлять им рабов, а греческая колонизация не была бы возможна.
Одним из древнейших мест греческой колонизации в Северном Причерноморье был район Днепровско-Бугского лимана. Здесь на острове Березань раскопано одно из ранних поселений греков — остатки рыболовецкого поселения. Там изобилуют рыбьи кости. Черноморская рыба, поступавшая в греческую метрополию из Северного Причерноморья, ценилась высоко. Колония была ионийской, т. е. основана греками, принадлежавшими к ионийской группе племен. Об этом можно судить по находкам ионийской расписной керамики. Сосуды, найденные на острове Березань, сделаны на гончарном круге, отлично обожжены, на них нанесена художественная роспись (мифологические сцены, растительный и геометрический орнамент). Но лак, которым нанесен орнамент, еще не столь высокого качества, как будет позднее, а нарисованные фигуры еще не имеют той реалистичности, которая характерна для
более поздней росписи, в узорах еще чувствуется влияние Древнего Востока. По этим признакам специалисты относят эту керамику к VII в. до н. э.
Позже по соседству, на правом берегу реки Южный Буг, появляется другое греческое поселение, которое называлось Ольвией, что в переводе значит «Счастливая». Это типичное название многих греческих колоний, основанных в разных землях. Оно как бы предопределяло судьбу города в дальнейшем, выражало надежду на счастье первых поселенцев.
Ольвия в устье Южного Буга раскопана хорошо, хотя ее раскопки продолжаются поныне, принося все новые открытия. Это был сравнительно небольшой город, занимавший площадь около 50 га. Его население, даже в период расцвета, как предполагают, не превышало 15 тыс. человек. История этого города известна довольно подробно: она прослежена частично по сообщениям античных авторов, в первую очередь побывавшего там Геродота, частично — по письменным и вещественным источникам, найденным в земле.
Основана Ольвия на рубеже VII и VI вв. до н. э. выходцами из малоазийского города Милета. Это был период интенсивного развития торговли хлебом, которым оказался богат далекий для греков Север. Расцвет Ольвии относится к IV в. до н. э. В 331—330 гг. до н. э. Ольвия выдержала осаду войск Зопириона — полководца Александра Македонского. Мирные отношения, установившиеся между греческим поселением и скифами, с III в. до н. э., т. е. с усилением скифо-сарматского нажима на богатые греческие города, портятся, и Ольвия начинает испытывать упадок. В середине II в. до н. э. Ольвия подчинена скифами и тесно связана с их крымской столицей — Неаполем-на-Салгире. В середине I в. до н. э. ее разгромили фракийские племена гетов. После гетского разгрома Ольвия возродилась, но занимала лишь третью часть прежней площади. Места ранее цветущих кварталов отводятся под кладбища. Наконец в III в. н. э. городская жизнь в Ольвии обрывается, что, видимо, связано с нашествием готов.
Район Днепровско-Бугского лимана, где расположена Ольвия, был развитым земледельческим районом. Экспорт хлеба играл немалую роль в хозяйстве Ольвии. Вблизи города лежали поля, принадлежавшие грекам, но его сельскохозяйственная округа была невелика.
Условием развития хлеботорговли была максимальная эксплуатация рабов, позволившая выдерживать конкуренцию на хлебном рынке. Рабовладельческий способ производства составлял основу экономики всех причерноморских греческих городов, в том числе и Ольвии. О большом числе рабов известно по сообщениям античных авторов и надписям, высеченным на мраморных досках, которые по обычаю ставили на улицах и площадях греческих городов в честь какого-нибудь выдающегося поступка того или иного гражданина. Такие надписи сообщили историкам много важных сведений по истории греческих городов.
Рис. 68. Сельскохозяйственные орудия из античных городов Северного Причерноморья: 1—2 — мотыги, 3 — виноградарский нож, 4 — ручной жернов (схема), 5 — коса
Торговые связи Ольвии простирались далеко на север. Ольвийские изделия находят под Киевом, Полтавой. У Ольвии начинался караванный путь в Поволжье.
Раскопки установили треугольную форму города, образованную береговой частью Буга и оврагами. Открыты мощные стены с высокими башнями. Улицы города пересекались под прямым углом, образуя правильные кварталы. Территория Ольвии делилась на нагорную и приречную части. Город рос от портовой приречной части, где кроме портовых сооружений были жилые дома и гончарные мастерские. Нагорную часть занимали общественные здания и дома богатых ольвиополитов. Здесь же открыта центральная площадь, так называемая агора — рыночная площадь и площадь народных собраний. Вокруг агоры концентрировались общественные здания, главным образом храмы, а также здание суда, гимнасии (философско-спортивные школы). Около агоры был расположен театр. Археологи предполагают, что он находился на склоне, идущем от агоры к нижнему городу. Таким образом, на агоре сосредоточивалась политическая, культурная и религиозная жизнь города.
Ольвийскую агору с двух сторон ограничивали постройки с большим количеством помещений. Эти здания считают торговыми рядами. Кроме лавок в них размещались склады товаров, конторы по обмену денег и т. д. Здесь было найдено около 700 монет. Возникновение монет относится к VII в. до н. э. Они появились у малоазийского народа лидийцев. В VII в. до н. э. монеты чеканились уже в Греции, а оттуда проникли в Северное Причерноморье.
193
Рис. 69. Античные монеты (увеличены):1 — монета с изображением плуга, 2 — монета Пантикапея с изображением грифона с колосом, 3 — монета Пантикапея
Ранние ольвийские монеты (VI—V вв. до н. э.) изготовлялись не чеканкой, как обычно, а литьем. Некоторые из них имели форму маленьких дельфинов или стрелок. На круглых монетах Ольвии изображен орел, напавший на дельфина.
К ольвийской агоре с севера примыкал священный участок, в центре которого находился большой алтарь. Здесь были храмы, посвященные Зевсу и Аполлону, и священная роща. Около вымощенных черепками дорожек (обычный в античных городах способ мощения улиц) открыты каменные постаменты, на которых в древности стояли статуи и находились надписи. Найдено несколько десятков обломков таких надписей, многие из которых, несмотря на их фрагментарность, сообщают важные сведения. Среди надписей есть две целых. Особенно интересны проксении — декреты, представлявшие ряд почетных привилегий иностранным купцам. Важен декрет в честь Протогена, ярко рисующий тяжелое положение Ольвии в III в. до н. э. и свидетельствующий о глубоком социальном и имущественном расслоении ольвийского населения.
В Ольвии было развито ремесло. Из продукции литейщиков следует отметить круглые зеркала с прямой длинной ручкой, конец которой украшен изображением зверя. Эти зеркала находят не только в греческих городах Причерноморья, они проникали в глубь Скифии, на Кавказ и в Приуралье. Раскопками вскрыт квартал ремесленников-гончаров, а также пекарня, занимавшая полуподвальное помещение. Развивалось производство тканей, а также другие ремесла и промыслы. По письменным источникам известно, что жители Ольвии в устье Днепра добывали соль.
Хорошо изучены жилые дома. Они построены из камня без связующего раствора. Стена, выходившая на улицу, обычно глухая. Частную жизнь скрывали за стенами. Внутри дома был дворик, на который выходили жилые комнаты; в свободное время здесь отдыхали. Дворики вымощены цветной галькой, составляющей узор.
Колонией Милета был также город Пантикапей, достигший наибольшего значения среди греческих городов Северного Причерноморья. Он стоял там, где ныне расположена Керчь. Пантикапей — слово не греческое, видимо, местное. Город занимал вершину и склон горы Митридат. На вершине горы располагался акрополь. На ее восточном склоне установлено существование древнейших (наряду с более поздними) греческих домов Пантикапея. С IV в. до н. э. для Пантикапея типична террасообразная планировка: террасы, поддерживаемые опорными стенками, опоясывали склон горы, а на этих террасах располагались дома. Видимо, к этому времени относится сооружение башен и стен акрополя, тоже расположенных на уступах, полученных в результате подтески скал. На горе Митридат строились богатые общественные и частные здания. Окраины города застраивались домами бедноты и ремесленников. Внешняя стена окаймляла весь город. Как и Ольвия, Пантикапей был городом, хозяйство которого основывалось на хлеботорговле.
Если Ольвия была рабовладельческой республикой, то Панти-капеем правил монарх. С Пантикапеем политически был связан
ряд городов, расположенных у Боспора Киммерийского (Керченский пролив). Наиболее важна из них Фанагория на восточном берегу Боспора, который греки считали азиатским берегом. Эти сначала самостоятельные города-государства скоро слились для агрессивной борьбы против местных племен. Постепенно этот союз превратился в Боспорское царство, историю которого ведут с 480 г. до н. э. Его границы простирались от устья Дона, где стоял город Танаис. В Боспорское царство входили Горгиппия (Анапа), Феодосия (сохранившая свое название поныне) и ряд более мелких городов. Столицей стал Пантикапей. Расцвет Боспорского царства относится к IV в. до н. э.
Боспорское царство имело самую большую среди греческих государств Северного Причерноморья сельскохозяйственную территорию. Здесь выращивались пшеница, ячмень, просо, чечевица и другие сельскохозяйственные культуры. Боспор поставлял Афинам половину необходимого им зерна.
О рабовладельческом хозяйстве Маркс писал, что оно «прохоходит ряд ступеней — от патриархальной системы, рассчитанной преимущественно на собственное потребление, до собственно плантаторской системы, работающей на мировой рынок» 1.
У боспорских домов часты зерновые ямы глубиной от 2 до 6 м. Они имеют грушевидную форму, обмазаны глиной и обожжены, а над их верхним краем выложен каменный бортик. Иногда зернохранилищем служил врытый в землю сосуд огромных размеров. Наличие зерновых ям подтверждает данные письменных источников о зерновом хозяйстве Пантикапея. Земледелие было пашенным. На некоторых монетах Пантикапея встречается изображение пахотного орудия, оно известно и в росписи греческих ваз. Это орудие было деревянным и до нас не дошло, и поэтому его конструкцию можно изучить только по изображениям и найденным железным сошникам III в. н. э. Важным сельскохозяйственным орудием была также мотыга. Форма ее рабочей части полудисковидная или же близкая к треугольнику.
О скотоводстве в античных городах археологи, как всегда, судят по находкам костей животных. Наиболее распространен был мелкий рогатый скот. В Греции преобладали козы, возможно, так было и в Крыму, но на этот вопрос точного ответа пока нет, так как зоологи не всегда различают кости коз и овец. Коров было меньше, еще меньше свиней. Костей лошадей совсем мало, так как лошадей использовали только как верховых животных. Пахали на быках.
Зерно на муку в течение длительного времени размалывали зернотерками, которые в греческое время стали массивными, причем нижняя плита была неподвижной. На нее насыпали зерно и перетирали его верхней плитой. В IV—III вв. до н. э. появляются жернова. Верхний камень имел суживающуюся книзу полость, через которую поступало зерно. Этот камень рычагом двигали вперед-назад
по плоскому нижнему камню. Существовали жернова и современной конструктивной схемы. Они состоят из двух круглых камней: нижний — выпуклый, верхний — вогнутый. Сверху в центре жернова имеется отверстие, в которое засыпали зерно. Оно поступало в очень небольшой зазор между верхним и неподвижным нижним камнями и размалывалось. Требовалась большая физическая сила, чтобы вручную вращать или двигать жернова. Их вращали рабы, причем это была одна из самых тяжелых разновидностей рабского труда. Позднее изобрели водяную мельницу, но она археологически неизвестна, о ней знаем только по письменным источникам. Постройка мельницы, видимо, стоила много дороже жизни одного или даже нескольких рабов. Рабская рабочая сила была дешевой, поэтому жернова по-прежнему вращали рабы, хотя их можно было заменить силой воды.
О развитии металлургии в Боспорском царстве данных мало. Варка железа археологически засвидетельствована лишь на Азиатском Боспоре. Кузницы тоже не найдены. Железо в пантикапейской почве не сохраняется, поэтому железных изделий до нас дошло мало. В Пантикапее найдены остатки мастерской, где производились предметы вооружения — кольчуги, мечи и ножи. Существовали также мастерские, изготовлявшие орудия труда — сошники, топоры, пилы и др.
Хорошо изучены пантикапейские ювелирные изделия. В мастерских делали художественные пластины с изображением различных сцен, серебряные и золотые сосуды и женские украшения. Из последних наиболее известны серьги, исполненные чаще всего в виде грозди винограда или с привеской, имеющей вид статуэтки, желудя или сосудика. В погребениях находят венцы из изображенных в золоте листьев дуба или лавра. Встречаются ожерелья, составленные из золотых желудей. Произведения ювелирного искусства боспорских городов не уступают соответствующим изделиям метрополии. Греческие ювелирные вещи прослежены у нас в большем количестве и в лучших образцах, чем на территории самой Греции. Помимо тончайшей техники исполнения для греческих ювелирных изделий характерно великолепное мастерство композиции, простота и реализм. Здесь ярко проявляется особенность рабовладельческого строя, на которую указывал Маркс: «...древние и не помышляли о том, чтобы превращать прибавочный продукт в капитал. Во всяком случае, если и делали это, то только в незначительной степени. (Широко практиковавшееся ими собирание сокровищ в собственном смысле слова показывает, как много прибавочного продукта лежало у них без всякого употребления.) Значительную часть прибавочного продукта они обращали на непроизводительные затраты — на произведения искусства, на религиозные и общественные сооружения» 1.
На монетах Пантикапея, которые известны с VI в. до н. э., встречается изображение не только рала, но и колосьев, быка, лошади, а также рыб.
Глиняная посуда изготовлялась на гончарном круге. Она великолепно обожжена до розового цвета. Формы греческих сосудов весьма разнообразны. Наиболее распространенным сосудом была амфора, представляющая собой расширяющийся кверху стройный, обычно узкогорлый сосуд высотой до 1 м, с заостренным дном и двумя вертикальными ручками. Амфора служила для перевозки различных грузов: вин, масла, зерна. Ее вместимость доходила до трех ведер и была мерой емкости кораблей. На ручках амфор часты клейма городов, где они изготовлялись. В Риме из черепков амфор вырос холм, теперь застроенный и заселенный. Такой массовый материал служит хорошим источником для изучения торговли античных государств. Парадные амфоры — плоскодонные и расписные. Амфоры, употреблявшиеся в качестве тары, не расписывались.
Другим сосудом, получившим широкое распространение, был пифос. Он больше амфоры: будучи врытым в землю, он заменял целый амбар. Пифос был настолько велик, что в нем легко мог поместиться человек. Такие огромные сосуды делали на гончарном круге по частям.
Расписывали всякие сосуды, в том числе очень большие. Но излюбленным объектом росписи были маленькие парадные сосуды. Наиболее распространенным из них был кратер — сосуд для смешивания вина с водой: греки неразбавленное вино не пили, а пьянство считали позором. Килик представляет собой как бы блюдечко на высокой ножке с двумя горизонтальными ручками.
Рис. 70. Формы античных сосудов:1 пифос, 2—3 — амфоры, 4—5 — пелики, 6—7 — гидрии, 8 — оксибаф (разновидность кратера), 9 — лебес, 10 — килик, 11 —киаф, 12 — канфар, 13 — светильник
Рис. 71. Роспись античных сосудов: 1 — чернофигурная пелика, 2 — краснофигурный бомбилий, 3 — чернофигурная панафинейская амфора, 4 — килик и его роспись
Это был бокал. Килики расписывались с внутренней стороны, а за ручки их вешали на гвоздик для украшения жилища.
Шаровидные сосуды с узким горлышком и маленькой ручкой наполняли маслом, которым атлеты умащивали свое тело перед соревнованиями. Эти сосуды называются арибаллами.
Туалетных сосудов, как строгих форм, так и фигурных, было множество. Часто встречаются, например, сосуды для благовоний в виде сфинксов.
Для росписи сосудов в VI—II вв. до н. э. применялся черный лак, как считают, вулканического происхождения. Его химический состав известен, но сделать такой лак в наше время не удается. В период расцвета он характеризуется твердостью, матовым блес-
ком. Нередко сосуд целиком покрывался черным лаком. На других чернолаковых сосудах изображались динамичные мифологические и бытовые сцены. Росписи часто интересны и в археологическом отношении. Изображались, например, пахота, работа в кузнице и т. п. Приемы таких производственных процессов можно уточнить, изучая росписи античной керамики.
В VI в. до н. э. существовал чернофигурный стиль росписи: фигурки выполнялись силуэтно. Черным лаком заливалась вся фигурка, а потом процарапывались отдельные детали — глаза, контуры подбородка и пр. В конце VI—IV вв. до н. э. стиль стал как бы противоположным: черным лаком заливался фон, а фигуры оставались цвета глины, на которую наносилась роспись, т. е. розовыми, условно говоря, красными. Отсюда название этого стиля — краснофигурный. И краснофигурные, и чернофигурные сосуды относятся к чернолаковым. Краснофигурные сосуды представляют собой вершину греческой керамической росписи. Особенно славятся краснофигурные кратеры и килики.
В III в. до н. э. распространяются сосуды, на которые роспись наносилась красками. Хотя лак еще и существовал, но он уже терял свой красивый черный цвет и становился коричневым. Видимо, запасы черного лака кончались.
В греческих городах было много стеклянных сосудов. Колоссальное техническое открытие — изобретение стекла — произошло в Египте еще в бронзовом веке — в середине II тысячелетия до н. э. Сначала из стекла делали бусы, которые носили фараоны. Одна из древнейших условно названа бусиной Хатшепсут. Высоко ценились и небольшие стеклянные сосуды. Позднее эти изделия поступали из Египта в разные страны Средиземноморья и Причерноморья. В Пантикапее, Ольвии находят множество египетских бус VI—III вв. до н. э., которые через эти города проникали Даже в наши леса. Стеклянные туалетные сосуды встречаются в погребениях. Они
Рис. 72. Мраморная статуя (Афродита Таманская)
имеют цилиндрическую форму и узкое горло. Известны также кубки и иные сосуды.
Обычным обрядом погребения в греческих городах, в том числе в Пантикапее, было трупоположение, но встречаются и трупосожжения. Богатство инвентаря резко различно — сказывается классовая структура общества. В отличие от скифских погребений у греков много туалетных сосудов, мало оружия и нет конских жертвоприношений. Но с течением времени эти различия нивелируются.
В могильных ямах находят саркофаги, чаще всего деревянные, иногда очень простые, иногда покрытые пышной резьбой и накладными украшениями, сделанными из гипса. Саркофаг часто копировал форму греческого жилища или храма. Знаменит каменный саркофаг, найденный близ станицы Таманской. Он прост в очертаниях. На нем изображены каменные цветы тонкой работы. Двускатная крышка делает его похожим на античный храм. Считают, что такое сходство отражает представление о героизации умерших знатных людей.
В некоторых случаях саркофаги помещались в склепы, над которыми насыпались курганы. Склепы, как и греческие дома, складывались из камня насухо. Камни так плотно подгонялись друг к другу, что они держались и без связующего раствора. Греки еще не умели сооружать купольные своды, поэтому своды у них ступенчатые, состоящие из камней, которые ступеньками сближаются друг с другом. Известен целый ряд греческих склепов, открытых вблизи Пантикапея. В самом городе замечателен Царский курган, названный так по великолепию склепа. Он представляет собой изящное сооружение в виде высокого длинного коридора с уступчатым перекрытием, который ведет к квадратному склепу с таким же сводом.
Многие склепы имели роспись. В кургане IV в. до н. э. Большая Близница в Фанагории, на восточном берегу Керченского пролива, открыт склеп, в котором, видимо, была погребена жрица богини Деметры. На центральном камне склепа написана красками голова этой богини. Найденные золотые фигурки изображают празднества в ее честь.
К периоду эллинизма относится роспись склепа Пигмеев в Пантикапее (II в. до н. э.), изображающая битву карликов с журавлями.
Роспись одного маленького склепа состоит из мохнатых полотенец, лавровых венков, арибаллов и стригилей. Стригилями назывались металлические крюки дуговидного сечения, служившие для того, чтобы счищать с тела атлета песок, прилипший во время тренировок; при этом производился массаж.
Хорошо известны культовые сосуды, так называемые панафинейские амфоры, которые сейчас назвали бы призовыми кубками. Это плоскодонные, расписные амфоры, с изображением того или иного вида соревнований, в котором одержана победа, и богини
Афины, которой посвящались панафинейские игры. В этих общегреческих играх участвовали и боспорские спортсмены.
Спорт в греческих городах развивался и культивировался веками. Длительная, из поколения в поколение, тренировка делала греков физически крепкими. Во многих греческих городах существовали палестры — гимнастические площадки, на которых тренировались спортсмены.
Рядом с Пантикапеем расположено несколько маленьких городов. Один из них — к югу от Пантикапея — назывался Дия-Тиритака или просто Тиритака. Думают, что этот городок возник еще до греков, поселившихся здесь в VI в. до н. э. Уже в V в. до н. э. Тиритака имела оборонительные стены. Раскопками обнаружен дом с сырцовыми стенами на каменном цоколе. Он был включен в оборонительную линию: от него к соседним домам тянулись крепостные стены. В хозяйстве этого города значительную роль играло виноделие и засолка рыбы. Найдены винодельни и рыбозасолочные ванны-цистерны. В одном из рыбозасолочных предприятий Тиритаки найден комплекс из 16 цистерн, каждая из которых вмещала до 20 т рыбы, а некоторые — даже 50 т. Метод засолки низкосортной рыбы был своеобразен. В Греции и ее колониях рыбу помещали в засолочные чаны, где она превращалась в рыбную массу, нечто вроде рыбного соуса. Ловили рыбу сетями. Их вязали металлическими иглами. Найдены глиняные грузила, часто пирамидальной формы. В рыбной ловле применялись и удочки, до нас дошли металлические крючки.
Восточнее Пантикапея находился город Мирмекий, основанный в то же время. В городе прослежены крепостные стены, постройка которых относится к IV в. до н. э. Слово «мирмекс» по-гречески означает муравей, который соответственно изображался на монетах города. В Мирмекии существовало винодельческое производство. Раскопками открыта винодельня с площадкой для раздавливания винограда ногами и с остатками давильного пресса в виде каменной плиты, обрамленной желобками со сливом. Виноград клали на эту площадку, накрывали доской и давили на нее при помощи рычага. Сок стекал в подставленный сосуд или же сразу в большой каменный оштукатуренный чан. Вино хранилось в пифосах. В винодельне работало 10—15 человек. В Мирмекии найдены и рыбозасолочные чаны.
Около Мирмекия прослежена сельская усадьба III—I вв. до н. э. Она состояла из жилых и хозяйственных построек, сгруппированных вокруг вымощенных плитами дворов. В хозяйственном помещении найдены остатки запасов зерна, жернова и ступки. Жилые комнаты роскошно отделаны цветной штукатуркой. Здесь же были найдены терракотовые статуэтки, часто изображающие Геракла. Высота фигурок около 15 см. Часто встречаются изображения женщин в пышных платьях, динамичные, жизненные, а также фигурки мужчин и детей, богов и богинь. Встречаются глиняные воспроизведения театральных масок.
В Мирмекии найдены черепицы от разрушенных кровель. Размеры черепицы больше современных. Основных форм было две: плоская, для перекрытия дома, и желобчатая, для закрывания щелей между плоскими черепицами. На черепицах изучено несколько сот клейм частных и государственных заводов. Изготовляли черепицы в деревянных формах.
В северной части Таманского полуострова находился небольшой город Боспорского царства Кепы, основанный в VI в. до н. э. переселенцами из Милета. Основой хозяйства было земледелие, вероятно, специализировавшееся на садоводстве, если судить по названию города: «кепы» означает «сады».
В Кепах раскапывается территория города и некрополь. В городе вскрыт небольшой храм II—I вв. до н. э. Внутри он имел яркую орнаментальную роспись по штукатурке. Здание было крыто черепицей. Важнейшей находкой стала небольшая статуя Афродиты, сделанная из белого мрамора. Совершенная передача форм человеческого тела, соразмерность пропорций, компактность композиции говорят о высоком таланте скульптора.
***
Западное побережье Крыма не входило в Боспорское царство. Оно принадлежало Херсонесу, развалины которого находятся на окраине современного Севастополя. Херсонес был основан выходцами из Гераклеи Понтийской и расположен на Гераклейском полуострове. Название города в переводе означает полуостров.
Херсонес возник в V в. до н. э., видимо, на месте поселения тавров — воинственного племени, как считают, родственного киммерийцам. Они долгое время сохраняли свою обособленность. На кладбище Херсонеса IV—III вв. до н. э. почти половина погребений скорченные, предположительно таврские.
Жители Херсонеса не только торговали, но энергично занимались хлебопашеством, садоводством, виноградарством, разными ремеслами.
Херсонес был городом-государством, рабовладельческой республикой. На херсонесской агоре найдена присяга, написанная на мраморной плите. Присяга говорит о рабовладельческой демократии. В тех правах и обязанностях, которые имели жители города, раскрывается полноправие свободных, главным образом рабовладельцев. В присяге упоминается и хлеботорговля как важная отрасль хозяйства Херсонеса.
Вблизи города была огромная сельскохозяйственная округа. Ее население вместе с населением Херсонеса, по подсчетам археологов, составляло 20—25 тыс. человек. Каждый сельскохозяйственный участок был окружен стеной и имел дом, хозяйственные постройки, цистерну для воды, а также башню, которая служила небольшой крепостью при внезапном нападении. Размер надела был 25—30 га, хотя имеются отклонения в обе стороны. Внутри
участок был разделен низкими стенками из камней, выбранных из земли. Стенки препятствовали размыванию почвы дождями и служили конденсаторами почвенных вод. Иногда почвенный слой приходилось создавать искусственно, насыпать из привозной земли. Здесь преобладали виноградники, но были и пашни, засеянные хлебом, и сады. Нередки находки давильных плит виноделен. Известны кривые ножи, которые употреблялись для подрезки виноградных лоз. На виноградниках вблизи Херсонеса работало около 4 тыс. рабов, которых надо было держать в подчинении. Следовательно, требовалось большое войско.
В Херсонесе открыт ряд мастерских, прослежены и винодельни, такие же как в Мирмекии.
Херсонес раскопан, пожалуй, полнее, чем любой другой причерноморский античный город. Там открыто три яруса крепостных стен: греческие, римские и византийские, так как город существовал очень долго. Только в 1291 г. он был разрушен татарами.
В Херсонесе раскопана значительная часть театра, построенного во II в. до н. э. Как и все античные театры, он не имел кровли. В центре театра находилась полукруглая площадка, на которой выступал хор, пояснявший события и действия представления. Вокруг площадки амфитеатром возвышались ряды каменных скамеек для зрителей. Напротив них, за площадкой, помещался помост, на котором играли актеры. В середине IV в., после введения христианства, театр был закрыт, а камень, из которого он был сложен, стали использовать для городского строительства. Остатки театра открыты под раннехристианской церковью, построенной в Херсонесе.
С самого своего возникновения Херсонес был правильно распланирован. Прослежены остатки водопровода из глиняных труб. Раскопками открыта баня, имевшаяся в доме работорговца. В бане есть мозаика — на полу галькой выложено изображение двух моющихся женщин.
Херсонес поддерживал оживленные торговые сношения с другими греческими городами, иногда даже с очень отдаленными, расположенными, например, на Апеннинском полуострове. В конце II—I вв. до н. э. Северное Причерноморье попало в сферу бурных политических событий. Во время восстания Савмака был убит Перисад — последний боспорский царь из династии Спартокидов. Это облегчило захват Боспора Митридатом VI Евпатором — царем Понтийского царства, расположенного на Южном берегу Черного моря. Его полководец Диофант разгромил восставших, и Боспорское царство потеряло независимость. Ту же плату взял Митридат с Херсонеса за помощь против скифов. К началу I в. до н. э. все побережье Черного моря было объединено под властью Митридата. Создание такого крупного политического объединения привело к войнам Митридата с Римом. Во время первой из этих войн Боспор пытался отложиться от Митридата, но вскоре вновь попал под его власть. Готовя новый поход на Рим, Митридат военными поборами обострил отношение с греческими городами и местными пле
менами. В середине I в. до н. э. против Митридата вспыхнуло восстание в Фанагории, в ряде других городов Боспорского царства. Митридат, осажденный в своем дворце в Пантикапее, покончил жизнь самоубийством.
Вскоре после смерти Митридата Боспорское царство признало власть Рима. Экономическое подчинение Риму сказалось в том, что на Боспоре стали обращаться римские серебряные монеты. Местный чекан сохранился для медных и золотых монет. Начиная с Аспурга, принявшего тронное имя Рескупорид, с одной стороны монеты чеканился портрет боспорского царя, а с другой — его сюзерена — римского императора. Аспург и его потомки называли себя в честь императора Тиберия Тибериями-Юлиями. До гибели Боспорского царства (IV в. н. э.) в официальных надписях на постаментах вырезались формулы подчинения Риму: «Друг Цезаря и друг римлян».
* * *
С середины I в. н. э. римские войска появились и в Северном Причерноморье. В некоторых городах они находились постоянно, например в Херсонесе, хотя он иногда номинально и получал свободу. Время от времени они стояли в Пантикапее и Ольвии.
Экономика городов Северного Причерноморья по-прежнему основывалась на производстве и вывозе зерна. При раскопках встречаются многочисленные зерновые ямы. Как и раньше, вывоз хлеба упоминается в надписях. Однако неизвестно, применялся ли в Северном Причерноморье плуг, усовершенствованный римлянами.
В римское время сохранились греческие формы сосудов и появились новые. По отделке они похожи на греческие, но росписи на них не бывает. Римская посуда украшена рельефными узорами, изображающими плоды, цветы, листья. Сосуд вместе с узором целиком покрывался красным лаком, отличавшимся большой прочностью и сургучным цветом.
Римляне уже умели изготовлять оконное стекло. Такие стекла
найдены при раскопках в постройках римского времени в Пантикапее, Горгиппии, Херсонесе. В Крыму на стоянке римского легиона у села Заветное найдены прекрасные печи для изготовления стеклянных изделий.
В Риме были распространены книги двух видов: книги-свитки, главным образом
Рис. 73. Краснолаковый сосуд и стригиль
из папируса, и пергаменные, сброшюрованные. Последние назывались ко дексами. Для повседневных записей у римлян существовали деревянные таб лички с нанесенным на них слоем воска, по которому палочкой процарапывалась запись. Такая палочка называлась стилем, она могла быть костяной и металлической. От названия этой палочки произошло название кинжала — стилет. От нее же идут выражения типа «литературный стиль», «бойкий стиль» и т. п.
Римлянам были известны пропорциональные, пустотные и иные циркули. Их существование установлено как по находкам самих циркулей, так и по узорам, которые невозможно сделать без их применения.
Собственно римских поселений в Северном Причерноморье немного.
Раскопан один такой военный лагерь на мысу Ай-Тодор в Крыму. Он назывался Харакс.
Это поселение существовало еще до римлян. Они, оккупировав Крымское побережье, оттеснили местное население от берега моря. Прежнее население Харакса оставило стену циклопической кладки, а две другие стены построили римляне. Большая часть домов размещалась на небольшой площадке. Здесь открыты каменные и кирпичные дома, бассейн с мозаичными изображениями на дне и с надписью-посвящением нимфам, а также водопровод из глиняных труб. В Хараксе жили не только воины и ремесленники, но и женщины, что прослеживается по обилию женских украшений. В этой крепости встречаются и медицинские инструменты, распространенные в Древнем Риме. Единственное богатое здание — баня, стены которой сложены на известковом растворе. В Древней Греции и в Древнем Риме бани были своеобразным клубом, при котором имелись библиотека, гимнастические площадки, комнаты для философских бесед. Римлянам мы обязаны изобретением мыла. Оно было еще вязким. Его делали из жира животных и золы растений. При банях найдены стригили, которые были непременной принадлежностью атлета.
Датировка Харакса довольно проста: там встречаются монеты с середины I в. н. э. (с Веспасиана), затем на монетах следуют без пропусков изображения всех императоров, наконец, в середине III в. н. э. встречаются последние монеты с портретом императора
Рис. 74. Римское оружие: 1 — меч (гладиус), 2 — копье, 3 — пилум
Гордиана — в это время римляне ушли из Северного Причерноморья.
Римляне были народом воинственным и оставили нам большое количество самых разнообразных видов вооружения. Особенно известен римский меч. Он был коротким, с рукоятью, разделенной на четыре звена, соответствующих четырем пальцам. Этот меч известен с III в. до н. э. по III в. н. э. Наряду с коротким мечом существовал и длинный — меч всадника. Примечательны римские копья с громадной железной втулкой длиной до 1 м (его называют пилум). Воин, в щит которого воткнулось такое копье, не мог его перерубить, поэтому щит приходилось бросать. Так разрушалась фаланга — сомкнутый строй пехоты, сдвинувшей щиты вплотную. Существовало и копье обычного типа. Большинство римских панцирей делалось из кожи, но известны также пластинчатые панцири и кольчуги. Меч носился справа, потому что в левой руке был щит, но офицеры, которые щита не имели, носили меч слева. Знаком римского легиона был орел, имевший значение знамени.
***
Античные города были центрами античной цивилизации, оказавшей большое влияние на историю Северного Причерноморья. Их существование и жизнедеятельность способствовали распаду первобытнообщинных и возникновению классовых отношений у скифов и других соседних народов. Причерноморские города втянули местные племена в торговые и культурные отношения с Средиземноморскими странами. В скифскую среду проникли лучшие образцы греческого и римского искусства (торевтики, вазописи). Некоторые формы римского оружия были восприняты местными племенами (например, пилум). Греческие города положили начало городской жизни в Северном Причерноморье, особенно в Крыму и на Таманском полуострове (Херсонес, Гермонасса), которая продолжалась до позднего средневековья. Тогда эти поселения стали древнерусскими городами и сыграли заметную роль в истории Древней Руси. А Пантикапей (Керчь), пройдя через многие этапы своей жизни, существует и поныне.