Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
214

Глава 14

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ И ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ И СИБИРИ

Древнюю историю Средней Азии можно подразделить на архаический, эллинистический и кушано-сасанидский периоды. Грань между эпохами бронзы и железа в Средней Азии и Казахстане четко прослеживается не везде. В Казахстане этой грани соответствуют курганы Тагискена, подразделяющиеся на раннее и позднее кладбища. В древнейших курганах (IX—VIII вв. до н. э.) погребение родовых вождей находились в мавзолеях из сырцового кирпича, к которым пристроены погребальные сооружения приближенных и родственников погребенных. Умерших сопровождал богатый инвентарь: золотые и бронзовые украшения, бронзовые стрелы, посуда, сделанная как без помощи гончарного круга, так и на нем. В материальной культуре проявляются традиции культур поздней бронзы Казахстана. В поздней группе (VII—V вв. до н.э.) тоже много вещей, в том числе сарматских типов: оружие, конская сбруя, предметы, орнаментированные в зверином стиле. Отмечаются связи с савроматами и культурами Южной Сибири. Курганы Тагискена оставлены кочевыми скотоводческими племенами саков, живших к востоку от Сырдарьи до Памира (о них упоминает Г еродот).

На огромных пространствах Центрального Казахстана, Алтая, Семиречья, Южной Сибири в начале железного века жили родственные племена.

В Целиноградской и Карагандинской областях распространена тасмолинская культура (VII—III вв. до н. э.). Древности тасмолинского типа представлены курганами, как обычными, так и парными, отмеченными каменными дугами — «усами». Обычные курганы содержат вытянутые трупоположения в ямах, а в парных курганах меньший насыпан над погребением коня или взнузданной конской головы. Курганы с «усами» и без них содержат одинаковый инвентарь и принадлежат одной культуре. При погребенных

215

находят круглые каменные блюда-жертвенники, кости животных, главным образом черепа овец и лошадей, бронзовые удила и псалии, аналогии которым известны на более восточных территориях. Здесь много бронзовых пряжек, бляшек и колокольчиков, украшавших сбрую. Наконечники стрел трехлопастные черешковые, но есть и скифского типа — втульчатые. Иногда находят бронзовые круглые зеркала. В искусстве изображения подобны скифо-сибирским.

Сосуды сделаны без помощи гончарного круга, плоскодонные, без орнамента.

Курганные инвентари, в которых обычны кости животных, типичных для скотоводческого хозяйства, а также предметы снаряжения всадника и коня, говорят о кочевом скотоводстве, составлявшем хозяйственную базу тасмолинских племен. Родовых кладбищ, характерных для бронзового века, уже нет. Их сменили курганные группы с небольшим количеством насыпей (10—12)—кладбища семейной патриархальной общины. Считают, что курганы с «усами» заключают погребения родовой знати — вождей племен, старейшин рода. Имущественное неравенство не столь сильно, как у скифов.

Но частная собственность уже появилась. В ямах, оставленных грабителями, встречаются выброшенные ими конские черепа, на которых уздечки сохранились в надлежащем порядке. Значит, между захоронением и ограблением могилы прошло короткое время, за которое органические части трупа лошади не успели исчезнуть. Следовательно, грабители были современниками погребенного.

Общественное устройство тасмолинских племен соответствует военной демократии.

Полагают, что тасмолинцы были потомками андроновцев. Об этом говорят и найденные вещи и антропологическое сходство. Облик тасмолинцев был европеоидный.

К югу от Сырдарьи жили массагеты, тоже кочевники-скотоводы. Геродот говорит, что «по одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов». В Таджикистане у Амударьи был найден богатейший клад, названный Амударьинским. Из входящих в него вещей прежде всего следует упомянуть пластинки с однотипными изображениями человека, будто бы сошедшие с кульобской вазы. Человек бородат, на нем рубаха, колпак, пояс и меч скифского типа. Таким образом, слова Геродота, как и во многих других случаях, подтвердились археологически. Этот клад — прежде всего сокровище, которое накапливалось в несколько этапов с конца IV в. до н. э. по конец III в. до н. э. Изумительна золотая модель колесницы, запряженной четверкой лошадей. Много различных фигурок, сосудов, а также монет иранских, греческих и других городов.

В Южной Туркмении выделяют памятники архаического Дахистана на юго-западе и памятники группы Яздепе в низовьях реки Мургаб. Для Дахистана характерны крупные поселения с центральной цитаделью. Дома на них сделаны из сырцовых больших

216

квадратных кирпичей и имели плоские перекрытия. Керамика высокого качества, без орнамента. Неоднократно найдены следы железоделательного производства — шлаки, крицы, куски железа. Но стрелы еще бронзовые. Интенсивно возделывались долины, орошаемые каналами длиной до 60 км. Постройка каналов, наблюдение за ними, их защита при нападении подразумевают централизованную власть.

Для памятников группы Яздепе тоже характерны крупные поселения. Керамика здесь с росписью и сделана без гончарного круга, что связывают с проникновением отсталых племен степной бронзы. Лишь на последнем этапе развития Яздепе появляется гончарный круг, исчезает роспись сосудов, которым придается новая, цилиндро-коническая форма. Такая посуда известна в нижних слоях Афрасиаба (древний Самарканд), в памятниках Хорезма и Бактрии середины I тысячелетия до н. э. Найденный на Яздепе железный серп — пока самое древнее железное изделие Средней Азии. Остальные металлические предметы сделаны из бронзы.

В середине I тыс. до н. э. складывается раннеклассовое общество, возникают поселения городского типа — Мараканда, Бакры, Мерв. Площадь каждого из них составляет несколько десятков гектаров. Складываются и первые государственные образования I тысячелетия до н. э., упомянутые в Бехистунской надписи Дария: Хорезм, Согд, Бактрия, Маргиана, Парфия. В этот период Средняя Азия попала под власть ахеменидской Персии Дария. В IV в. до н. э. это государство разрушил Александр Македонский и юг Средней Азии попал в круг эллинистических государств, в культуре которых заметно сказывается влияние культуры Древней Греции.

Основу хозяйства Средней Азии составляло пашенное земледелие в сочетании со скотоводством, в особенности коневодством. Оросительная система была расширена и усовершенствована. Многие ныне пустынные земли орошались. Почва обрабатывалась ралом с железным наконечником. Возделывались не только зерновые, но и технические культуры. Поселения располагались на концах арыков и представляли собой крепости, входившие в систему круговой обороны Хорезмийского государства. Джанбаскала — типичная хорезмийская крепость IV—III вв. до н. э., окруженная стеной без башен, но с двумя ярусами стрелковых галерей. Единственная улица делит пополам прямоугольную в плане крепость. Прослежено четкое членение на кварталы каждой из половин. Главными зданиями городов были храмы. В Джанбаскале найдены остатки жертвенника. В храмах проходили и общие собрания граждан.

Для Средней Азии характерно разнообразие религий: зороастризм, буддизм, иудаизм, христианство. Погребальные обряды соответствовали религиям. Глиняные гробики-оссуарии содержали очищенные кости, это погребение зороастрийцев. Буддисты умерших сжигали. Остатки трупосожжений известны археологически. Трупоположения характерны для кочевников.

Предполагают, что круглая в плане крепость IV—I вв. до н. э. Кой-Крылганкала была огромным храмом, может быть, астраль

217

ного культа и одновременно усыпальницей. Она окружена стеной и рвом. В центре крепости находилось двухэтажное здание, состоявшее из сводчатых помещений. Пространство между ним и внешней стеной было застроено жилыми, хозяйственными и производственными помещениями.

Найдено много керамических изделий с росписью красной краской. На некоторых сосудах изображения рельефны. Есть на сосудах и надписи, сделанные арамейским шрифтом. Много статуэток людей, женщины в пышных одеждах, мужчины — в трехрогих шапках.

На рубеже нашей эры складывается Кушанское (Индо-Парфянское) царство. Это рабовладельческое государство включало южные области Согда и Бактрии, а его основные центры лежали в тогдашней Индии. В Кушанское царство входили современный Афганистан и Восточный Иран. Его северные границы проходили по Хорезму.

Города кушан представляли собой укрепленные поселения, разбитые на прямоугольные кварталы. Крепостные стены складывались из крупного сырцового кирпича. Башни были сначала прямоугольные, потом круглые. Правитель жил в цитадели. Примером кушанского города может быть Термез (античная Деметрия), его расцвет приходится на время Великих Кушан. К этому же периоду относится расцвет жизни на городище Дальверзин. Его цитадель площадью 7 га была обнесена стеной и рвом. К ней с юга примыкал город размером 1000X800 м, обнесенный стеной с башнями и рвами. В городе открыты кварталы гончаров, жилища рядовых и богатых горожан, а также бани. Один из богатых домов делился на две части — жилую и парадную, украшенную росписью и скульптурой. Здесь были найдены древнейшие у нас фигурки, относящиеся к игре — предшественнице шахмат. Под полом небольшой комнаты открыт клад золотых предметов — слитки и брусочки этого металла, часто с нанесенными на них буквами и цифрами, а также украшения.

Недалеко от Термеза в Айртаме находятся развалины буддийского монастыря, состоявшего из святилища и келий. Широко известен айртамский рельеф, на котором изображены женщины, играющие на музыкальных инструментах: образы буддийской мифологии. Манера изображения сходна с индийской — лица округлые, но пропорции и движения напоминают греческую скульптуру. В кушанский период народы Средней Азии, развивая местные традиции, освоили и творчески переработали ряд достижений античной культуры и культуры народов Индии и Ирана.

К началу III в. н. э. Хорезм освободился от кушанского владычества. На послекушанское время падает расцвет Топраккалы — дворца, возникшего в I в. до н. э. и просуществовавшего по VI в. Он был укреплен. Крепость обнесена стеной, сложенной из сырцового кирпича. Высота его трех башен достигала 25 м. Дворец в III—IV вв. располагался рядом с храмовым комплексом, к которому от ворот вела городская улица. Вокруг дворца располагались

218

жилые кварталы. Большая часть дворца была двухэтажной. В его центре располагались парадные залы, украшенные скульптурой, статуи изображали царей в коронах, по которым можно узнать, какой именно царь изображен. На стенах дворца частично сохранилась роспись. Фигура сидящей арфистки по сюжету и пропорциям напоминает музыкантш айртамского рельефа. Изображение женщины, собирающей фрукты, выделяется богатством красок.

В кладовых дворца найдено много зерен пшеницы, ячменя, проса, косточек абрикосов, персиков, винограда. В восточной части дворца находились хозяйственные и производственные помещения, в том числе мастерская по изготовлению луков. Найдены и луки: дерево в Хорезме иногда сохраняется. Оружие представлено железными копьями и стрелами сарматского типа. Открыт архив, содержащий 116 документов хозяйственной отчетности, написа-нных на дереве и коже древнехорезмийским алфавитом. Ключ к прочтению этих документов дали хорезмийские монеты.

С IV в. в Хорезме начинают строить многочисленные укрепленные усадьбы — результат развития феодализма и расселения дехканства. Наблюдается упадок ирригации и ремесла, сокращаются связи, ослабла центральная власть. Вновь появляется керамика, лепленная от руки, хотя в отдельных районах гончарный круг продолжал существовать. Вырастает роль кочевников. Могущество Хорезма падает.

Столицей Согда была Мараканда, которую в 329 г. до н. э. занял Александр Македонский. Сходство названий позволяет заключить, что это был Самарканд, тем более что древнейшие слои городища Афрасиаб, которое тогда занимал город, образовались еще до греческого завоевания. Афрасиаб — типичный огромный телль, его площадь более 200 га, протяженность городской стены около 10 км. Как показали раскопки, жизнь в городе протекала непрерывно с VI в. до н. э. по XIII в. н. э. Толщина культурного слоя доходит до 20—25 м. В слоях кушанского времени на Афрасиабе открыта гончарная мастерская, в которой найдены остатки гончарного круга, приводившегося в движение ногами гончара. Здесь же обнаружены запасы глины. Открыты черепки разных сосудов, а также глиняные статуэтки, сделанные в формах.

Раскопано здание того же времени, построенное из крупного квадратного кирпича. В этом доме несколько комнат, в одной из которых сохранился своеобразный очаг, вероятно, домашний алтарь огнепоклонников. Из многочисленной посуды следует отметить изящные кубки на высокой ножке, а также чаши и кубки. В этот период город переживал подъем.

Крупнейшим городом Маргианы был Мерв, занимавший площадь в 3,5 кв. км, в котором раскопаны кварталы литейщиков бронзы, изготовлявших орудия труда и произведения искусства. Развивалась торговля, найдено много монет местной и иностранной чеканки. Распространяется письменность.

219

Средняя Азия в начале II в. н. э. (схема): 1 — границы древних государств, 2 — Великий шелковый путь

Рис. 75. Средняя Азия в начале II в. н. э. (схема): 1 — границы древних государств, 2 — Великий шелковый путь

220

Материальная культура среднеазиатских государств

Рис. 76. Материальная культура среднеазиатских государств
Маргиана: 1 — печати, 2 — бронзовое зеркало, 3 — стили, 4 — бронзовая ложечка; Средняя Амударья: 5 — бронзовый браслет, 6 — бронзовая пряжка, 7 — железный меч, 8 — бронзовое зеркало, 9 — золотая бляха из Амударьинского клада; Согд: 10—11 — мечи, 12—13 — кинжалы, 14—15 — терракоты

221

В результате постоянных войн, внутренних неурядиц и кризиса рабовладельческой системы Кушанское царство с середины II в. н. э. попадает в зависимость от Ирана, потом кризис углубляется еще больше.

** *

III—IV века — время кризиса рабовладельческой системы хозяйства и одновременно время развития новых, феодальных отношений. В эпоху раннего средневековья (IV—VII вв.) Средняя Азия вошла в состав Сасанидского государства. Участились нападения различных кочевых племен, из которых можно отметить тюрок, образовавших в VI в. Тюркский каганат.

Древности Средней Азии раннего и .развитого средневековья изучены хорошо. В это время продолжает существовать и развиваться древний Самарканд, опоясанный несколькими линиями стен. Раскопан дворец VII в., украшенный монументальной росписью. По масштабу сохранившейся части росписи можно судить, что его потолок был расположен не менее чем на четырехметровой высоте. Роспись изображает прием послов, о чем говорит согдийская надпись. Люди, нарисованные на стенах другой комнаты, держат в руках чаши с огнем. По росписям можно судить о внешнем облике согдийцев. Кроме домов городской знати раскопаны жилища горожан, общественные и культовые здания. Изучены различные типы гончарных горнов, бронзолитейные и ювелирные мастерские.

В верховьях реки Зеравшан ведутся многолетние раскопки Пенджикента. К отдельно стоящей цитадели примыкали городские кварталы, обнесенные стеной. Это был сравнительно небольшой город, его площадь составляла 19 га. Раскопками изучены жилые дома, ремесленные мастерские, лавки, сложной планировки храмы. Большое художественное значение имеют росписи стен, открытые на стенах дворца VII в., и особенно в храме. Значительная их часть, может быть, иллюстрирует легенду о Сиявуше, другая изображает владетелей Согда. Вне укреплений Пенджикента раскопана винодельня.

В 40 км к западу от Бухары раскопано городище Варахша, где открыт дворец бухар-худатов (доисламских правителей Бухары). Стены во дворце в VIII—IX вв. украшены распространенным приемом — резьбой по ганчу (род высокосортной штукатурки) — и расписаны: изображены водоем с водорослями и рыбами, а также битва героев, сидящих на белых слонах, с чудовищами — белыми и желтыми грифонами и львами. Найдена раскрашенная скульптура.

Укрепленные замки — «кешки» VI—VII вв. строятся не только в Хорезме, но и в Мерве, и под Самаркандом.

В VIII в. Средняя Азия, так же как часть Закавказья, была завоевана арабами и вошла в состав Арабского халифата. Арабское завоевание было тяжелым игом для местного населения. Страна была разорена, увеличился налоговый гнет. Арабы придали среднеазиатскому обществу некоторые черты военно-рабовладель-

222

ческого уклада, но, как считают, именно при арабах оформляются возникшие ранее феодальные отношения. Насаждается ислам. В изобразительном искусстве характерен орнаментализм в связи с религиозным запретом изображения живых существ. Арабский язык стал языком официальных бумаг и науки. Вместе с тем внутри халифата усилилось общение входивших в него народов, на основе достижений которых складывается единая культура.

В конце IX—X вв. в Средней Азии правит местная династия Саманидов, которая формально считалась зависимой от центрального правительства халифата, а фактически была самостоятельной. При Саманидах растут города, которые обрастают ремесленными поселками. Для среднеазиатского города обычны три составные части, однако города, где имелись все три компонента, очень редки. Эти компоненты таковы. Правитель жил в арке, т. е. в цитадели,— это центральная часть города. Ее окружал шахристан, собственно город, где были расположены жилища знати и базары. Шахристан, если город имел его, был окружен стеной. За шахри-станом лежал рабад — торгово-ремесленное предместье, также обносившееся стеной. Стены были глинобитные, поскольку в этой части Средней Азии камня нет.

Средневековый Самарканд по-прежнему был расположен на городище Афрасиаб. В нем прослеживаются все три части города: арк, шахристан, рабад. В разных концах города открыты два квартала гончаров. Керамика вся сделана на гончарном кругу. Посуда имеет разные формы, часты кувшины, плоские фляги, обычны большие сосуды-хумы. Наружная сторона фляги украшалась узорами. В VIII в. появляются первые глазури. Саманидская поливная керамика имеет коричневые узоры по желтоватому фону.

Об обилии кузниц на Афрасиабе свидетельствуют частые находки криц. Много железных изделий — узких и длинных топоров, ножей. Расширяющийся к концу тупой нож служил ткачихам для уплотнения ткани. Открыта мастерская стеклянных бус.

Афрасиаб пересекали многочисленные оросительные каналы, но часто вода проводилась не по открытым арыкам, а по глиняным водопроводным трубам, которых найдено много. Однако не все города Средней Азии имели столь совершенную систему водоснабжения. Обычно в город, если он был расположен недалеко от реки, проводили крупные арыки. В Бухаре, а также во многих других городах строились хаузы — вырытые в земле водоемы, берега которых облицовывались камнем. В хауз собиралась дождевая вода. «Ляби (большой) хауз» в Бухаре представляет собой огромный величественный водоем со ступенчатыми берегами, выложенными из камня.

Улицы Самарканда, как сообщают средневековые авторы, были вымощены камнем, и эти сообщения подтверждаются археологически. Каменные мостовые Афрасиаба сделаны из местного сланца. На этом же городище открыты многочисленные глинобитные жилища, стены которых часто покрыты орнаментальной живописью. Полы этих жилищ иногда выстилались кирпичом.

223

При Саманидах чеканились серебряные монеты величиной приблизительно с нашу пятикопеечную монету, но тоньше ее. Эти монеты называют дйрхемами. С обеих сторон на них чеканились арабские тексты, в которых указан год и место чеканки, имя халифа Аббасида и эмира Саманида. Дирхемы были широко распространены и хорошо известны на Руси, где явились основой, на которой сложилось денежное обращение.

Ко времени правления Саманидов относятся постройки уже из обожженного кирпича. Замечателен мавзолей Саманидов в Бухаре, построенный в конце IX в. Кирпичи в его стенах положены по-разному: то прямо, то ребром, то поперек, то вдоль. Такая кладка дает богатую игру светотени, создается впечатление великолепного ковра.

Стиль архитектурной орнаментики меняется. Орнаментальные приемы, характерные для мавзолея Саманидов, сохранялись в некоторых местах до XII в. Например, минарет Калян в Бухаре построен еще в этом стиле. Затем появляются иные манеры орнаментации. В XII в. распространяется полихромия, достиг расцвета геометрический стиль — бесконечные переплетения треугольников и квадратов, образующих сложный звездчатый узор. С этим стилем соперничал растительный орнамент. Обычен эпиграфический орнамент, состоящий из арабских надписей. Надписи эти так стилизованы, что прочитать их могут часто только опытные палеографы. В XII в. появляются первые среднеазиатские поливные изразцы.

До начала XIII в. наиболее могущественным государством Средней Азии был Хорезм. Крепостные стены его замков стали чисто декоративными — тонкими и легкими. Это объясняется сильной централизованной властью, установившейся в Хорезме и взявшей на себя оборону всего государства. Вокруг феодальных замков располагались поселки. Столицей Хорезма стал Ургенч, где в это время воздвигается ряд зданий.

В XIII в. Среднюю Азию разорили монголо-татары. Страна была разрушена, опустошена. Перестали существовать ирригационные системы и многие оазисы. Завоеватели полностью уничтожили Самарканд, и он, как считают, не мог быть восстановлен из-за разрушения главного водоснабжающего канала. Место, где стоял Самарканд, было заброшено и превратилось в огромное пустое тепе-городище Афрасиаб. Город стал понемному восстанавливаться рядом с Афрасиабом лишь много лет спустя. Искусство вновь поднялось только в XIV в. Нет никаких следов монгольского влияния на него. Здания стали украшаться сплошными узорами из изразцов. Хорезм возродился быстрее, чем другие государства Средней Азии.

В конце XIV в. Хорезм разрушил Тимур, и цветущая страна надолго стала пустыней. Тимур избрал своей столицей Самарканд, испытывающий тогда некоторый хозяйственный подъем, выразившийся в грандиозном строительстве. Здания, возведенные при Тимуре и его преемниках, строились талантливыми зодчими, но

224

наспех, под постоянной угрозой расправы. Многие постройки рухнули при землетрясениях.

Гур-Эмир — усыпальница Тимура — построен в 1405 г. Он облицован изразцовой мозаикой и перекрыт огромным ребристым куполом, выложенным голубыми изразцами.

Знаменит и комплекс мавзолеев XIV—XV вв. Шахи-Зинда. Он дает нам самые изящные примеры изразцовой мозаики.

В XIV—XV вв. широко употребляются кобальтовые красители глазури: тимуридская керамика покрыта сине-голубой поливой, часто с черным узором.

Средневековые погребения в Средней Азии совершены по мусульманскому обряду. Костяки вытянуты, лежат лицом к Мекке, без вещей.

Потомок Тимура — могущественный Улугбек, живший в XV в., был выдающимся ученым своего времени — математиком, философом, астрономом. На противоположной от Самарканда границе Афрасиаба он построил обсерваторию. Раскопками открыт горизонтальный круг и вертикальный секстант, служивший для наблюдений. Секстант мраморный, он находится в специально вырытой для него траншее. Дуга секстанта прекрасно отшлифована, на нее нанесены деления.

***

Дальнейшая история Саяно-Алтайского нагорья тесно связана с возникшим в середине VI в. Тюркским каганатом, основными создателями которого были алтайские тюрки-тугю (первые сведения о них относятся к тому же времени). Среди народов, подчиненных каганатом, были не только тюрки. Центр каганата лежал в Монголии.

Каганат контролировал важнейшие торговые пути, например Великий шелковый путь, что способствовало его вовлечению в торговые, культурные и политические связи с могущественными государствами— Византией, Сасанидским Ираном, Китаем.

По этим путям среди прочих товаров шло и железо, которым богат Алтай. Производство железа засвидетельствовано как большим количеством находимых железных изделий, так и раскопанными домницами.

Экономика Тюркского каганата базировалась на скотоводстве и пашенном поливном земледелии. Племенная знать, сосредоточившая у себя огромные стада, обладала всей полнотой власти. Каганат был феодально-патриархальным раннегосударственным объединением с сильными пережитками родовых отношений.

История алтайских тюрок-тугю нам известна как по археологическим, так и по письменным источникам. Основные археологические памятники представлены погребениями в курганах, возведенных из камней и земли. Иногда на поверхности земли делалась круглая каменная выкладка. Под насыпями находятся обширные могильные ямы. Покойники лежат вытянуто, на спине. Часто встре

225

чаются погребения воинов с оружием и конем. В центре кладбища обычно находится богатое захоронение представителя знати, а вокруг— рядовых воинов. Инвентарь окраинных погребений беден.

Большие курганы отличаются сложным погребальным обрядом, многочисленностью и богатством инвентаря. В них часто встречаются кости лошади, сопровождавшей хозяина в загробный мир. Примером таких кладбищ может быть курганная группа Кудыргэ в Восточном Алтае. Из находок, обнаруженных в могиле, наиболее интересна костяная обкладка луки седла, на которой выгравирована сцена охоты. Инвентарь составляет оружие и конское снаряжение. Предметы вооружения представлены мечом, кинжалами, железными и изредка костяными стрелами, остатками луков и колчанов, пластинчатых и кольчужных доспехов. У курганов находятся поминальные оградки из каменных плит. Иногда возле кургана ставили каменное изваяние мужчины с сосудиком в руках.

Тюрки Центральной Азии и Алтая появились в VII в. С ними распространилась так называемая руническая письменность, названная так по аналогии со скандинавской. Эту письменность дешифровали только в конце XIX в., она оказалась тюркоязычной. Надписи встречаются на скалах, камнях, сосудах. Восходит эта письменность к арамейским письменам. В Хакасии известно около ста таких надписей.

Быт и культура алтайских тюрок несут отпечаток скотоводческого хозяйства. Орудия труда представлены ножом и теслом, обычны части конской сбруи, оружие. С тюрками связано появление пояса, украшенного металлическими бляшками, со временем распространившегося до Кавказа, Венгрии и Скандинавии. Такой пояс был знаком воина. Богатство пояса, как полагают, зависело от военных заслуг владельца. Луки были сложные, стрелы — железные черешковые, трехлопастные, но много крупнее сарматских. Они имели отверстие, благодаря чему стрела в полете устрашающе свистела. Мечи длинные, приспособленные для рубки с коня. Были панцири и шлемы.

На Среднем Енисее еще около IV в. н. э. навсегда исчезают коллективные захоронения, сменившись индивидуальными погребениями. К VI — началу IX в. относится культура чаатасов. Чаатас (в переводе — «камень войны») представляет собой группу курганов с каменной насыпью, обставленных вертикальными плитами. Большие курганы содержат остатки кремации, сопровождаемые сосудами и вещами. Под самыми маленькими насыпями находятся трупоположения без вещей, как думают, рабов. Эти различия по высоте, обряду и количеству инвентаря отражают классовую дифференциацию общества. Чаатас у села Копёны на Енисее имеет насыпи особенно большой величины. Все они ограблены, но грабители не знали подробностей топографии курганов и вскрывали насыпи ямой в центре, чтобы вынуть основное погребение. Археологи же снесли всю насыпь целиком, прослеживая ее внутреннюю структуру. Оказалось, что в нескольких сантиметрах от края разграбленной ямы находился тайник, в котором хранились четыре золо

226

тых кувшина на серебряном блюде, золотая тарелка и множество мелких украшений. Два кувшина покрыты рельефным растительным узором, среди которого изображены фантастические птицы, терзающие рыб. На двух других сосудах изображений нет, но на их днищах имеются надписи, сделанные орхонскими письменами, где речь идет о дани, принесенной господину. На тарелке тоже изображены птицы и цветы. Бронзовые фигурки, найденные в одном из курганов, некогда составляли сцену. Они, видимо, нашивались на седло. Всадник в резком повороте назад стреляет в преследующих его кабана и тигра. От всадника убегают барсы и мелкие звери. Сцена динамична и художественна. Эти находки значительно изменили представление о местном сибирском искусстве, которое до этого открытия считалось декоративным. Копёнские курганы относятся к VII в. Они принадлежат высшим слоям кыргызской знати.

Одновременно с алтайским складывается государство енисейских кыргызов (VI—XIII вв.). Кыргызы — тюркоязычное кочевое население Минусинской котловины. К этому времени у них постепенно произошло отделение ремесла от земледелия. В VI в. появляется гончарный круг — необходимый признак обособления первого из ремесел. Появилась в обращений иноземная бронзовая монета, вероятно послужившая основой денежного обращения.

После падения Тюркского каганата (середина VIII в.) ведущая роль в Южной Сибири перешла к государству уйгуров. Его экономическую основу составляло плужное земледелие. Найдены чугунные привозные плужные лемехи, ручные жернова, железные серпы. Оросительная система получила дальнейшее развитие.

Развивалось и скотоводство. В енисейских надписях, которые для истории государства кыргызов имеют не меньшее значение, чем для Алтая, подчеркивается, каким богатством были многочисленные табуны. В табунах отдельных представителей знати насчитывалось несколько тысяч коней. В погребальном ритуале важную роль играли жертвоприношения барана, что свидетельствует о многочисленности овечьих стад.

Наблюдается прямая связь с предшествующей таштыкской культурой, сказывающаяся в погребальном обряде, в орудиях труда, предметах быта.

Специализация и обособление ремесел привели к зарождению раннегородских центров, при раскопках которых обнаружены следы различных производств, особенно кузнечного: шлаки, угли, крицы. В VIII в. на Верхнем Енисее возникают крупные городские центры с монументальной застройкой. В ней выделяются дворцы и замок VIII—X вв. Одно время в этих городах были и манихейские храмы, но шаманизм сравнительно скоро восстановил свое господство.

Государство кыргызов пало в XIII в. под ударами монголов. Страна была разорена и в своем развитии отброшена назад. В XV в. на Саяно-Алтайском нагорье жило сравнительно малочисленное население в мелких феодальных улусах.

* * *

227

Железо быстро завоевало господствующее положение среди материалов для производства орудий труда и предметов вооружения. Оно, по сравнению с бронзой, стало общедоступнее, дешевле: железного сырья в природе много больше. Это привело к колоссальному развитию производительных сил. Больших успехов достигают земледелие и скотоводство. Производительность топора, сделанного из железа, резко возросла, а это было важно при вырубке леса. Расчистить под посевы большую площадь каменным и даже бронзовым топором было трудно; железный топор облегчил эту задачу. Применение железного лемеха значительно повысило урожайность, и земледелие смогло не только удовлетворить потребность в продуктах сельского хозяйства их производителей, но и дать весомый прибавочный продукт.

С появлением железного оружия многие племена и народы стали сильнее и смогли оказывать военное сопротивление другим племенам, перед которыми раньше были бессильны.

Ускорился процесс второго крупного общественного разделения труда, зародившийся в бронзовом веке лишь у некоторых народов. Теперь во многих странах ремесло отделяется от земледелия.

Рабовладельческий строй, появившийся в странах Древнего Востока еще в эпоху бронзы, достиг расцвета. С увеличением производства прибавочного продукта появилась возможность еще большего обогащения рабовладельцев. Это эпоха классической Греции, эпоха возвышения Рима. Вместе с тем это был период, когда рабовладельческие отношения переживают кризис; начинает зарождаться феодализм. Впрочем, рабовладельческие общества существовали на ограниченной территории. Большинство племен жило при патриархально-родовых отношениях. Но появление железа вело к распаду этих отношений, причем многие народы миновали рабовладельческую формацию. Этот процесс позднее происходил и у древнерусских племен, где железные орудия послужили одной из причин крушения первобытнообщинных отношений.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989



Rambler's Top100