Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
295

Глава 17

ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ И ЗОЛОТАЯ ОРДА

Волжская Болгария была высокоразвитым государством, но ее собственных письменных исторических источников не осталось. Ее история известна по сообщениям русских летописей и арабских авторов. Поэтому в восстановлении прошлого Волжской Болгарии археологические источники играют немаловажную роль.

По этногенезу волжских болгар важные сведения мы черпаем из раскопок могильников, среди которых выделяются Большетарханский VIII—IX вв. (у села Большие Тарханы на Средней Волге), где вскрыто более 350 захоронений, и Танкеевский IX—X вв. (у села Танкеевка Куйбышевского района ТАССР), где раскопано более 800 могил; предполагают, что в нем окажется еще около 2000 погребений.

В Большетарханском могильнике костяки вытянуты и лежат головой на запад. Изредка встречаются коллективные захоронения, вероятно, погребения членов одной семьи. Часто встречаются кости лошадей, несколько реже — кости овец, характерных животных для хозяйства кочевников. Инвентарь погребений немногочислен: украшения, бытовая утварь, малоизогнутые сабли (почти мечи), железный серп, напильник, сосуды, в большинстве сделанные на гончарном круге. Изредка находят дирхемы.

В Танкеевском могильнике положение костяков тоже вытянутое, но детали обряда различны. Форма одних могильных ям узкая и вытянутая, как в погребальных памятниках Башкирии, а в некоторых ямах по бокам встречаются заплечики для устройства перекрытия. На некоторых погребенных имеются тонкие лицевые серебряные маски с прорезями для глаз и рта. Это угорский обряд, ему есть аналогии на Верхней Каме и в Венгрии. Различия в погребальном обряде, видимо, говорят о разноэтничности населения, оставившего Танкеевский могильник.

Погребения сопровождаются конскими костями (черепа и кости ног), горшком с пищей, от которой остались кости, украшениями, орудиями труда и оружием. Из оружия встречены сабли (их только две), копья (их тоже два), часты топоры (их много), стрелы, ножи, из предметов конского снаряжения — удила и пряжки от сбруи. Из украшений особенно обращают на себя внимание шумящие подвески, остатки головных уборов с ромбическими накладками из серебра, височные кольца и бусы. Аналогии найденным предметам известны на Верхней Каме и в Башкирии. Примерно третья часть всех сосудов сделана на гончарном круге: в X в. гончарное производство и здесь начало обосабливаться. Гончарные сосуды представлены почти круглодонными кувшинами с одной ручкой, тулово которых покрыто пересекающимися полосами лощения. Кувшины с подобной орнаментацией впоследствии хорошо известны в Волжской Болгарии. О широком распространении деревянной посуды свидетельствуют находки деревянных чаш с сереб

296

ряной обкладкой по венчику. Открыто богатое погребение воина с конем в сбруе со стременами. При воине — сабля, боевой топор, стрелы; пояс украшен металлическими бляшками. Это типичное погребение кочевника.

Исследователи считают, что у населения, оставившего Танкеевский могильник, не было родственных связей с племенами предшествующих культур; иными словами, оно пришлое. Вместе с тем, уже судя по письменным источникам, в составе раннеболгарского объединения можно насчитать не менее семи племен или этнических групп. На разноэтничность состава раннего населения указывают и результаты раскопок Танкеевского могильника, причем отрицаются связи с городецкими племенами (предками мордвы), ставятся под сомнение связи с пьяноборской культурой (предками удмуртов и коми). Не должны удивлять некоторые венгерские аналогии погребальному обряду и инвентарю: мадьяры прошли через нашу территорию из Приуралья.

В Большетарханском могильнике еще нет такой смешанности обрядов и погребальных комплексов. Здесь нет ни масок, ни подвесок. Этот могильник собственно болгарский, и в Танкеевском могильнике лишь небольшая кучка погребений аналогична большетарханским.

В сложении Волжской Болгарии наряду с сармато-аланским элементом важную роль сыграл тюрко-угорский. Тюрками были болгары, пришедшие в VII—VIII вв. из Приазовья. К X в. болгары заняли значительную территорию, лежащую к югу от Нижней Камы по Волге до Самарской Луки. Позднее они распространились на восток до реки Урал.

Самостоятельное существование Волжской Болгарии длилось недолго, так как уже в IX в. она платила дань хазарам. Принятие мусульманства и признание власти арабского халифа не помогло избавиться от хазарской зависимости. Лишь крушение Хазарии в 965 г. под ударами Древнерусского государства освободило Волжскую Болгарию от хазарского ига.

Наиболее значительными болгарскими городами были Болгар, Биляр и Сувар. Болгар стоял на Волге недалеко от устья Камы. Город достиг расцвета в X—XI вв. В XII в. он уступил первенство Биляру. В XIII в. оба города разрушили монголо-татары. В XIV в. Болгар испытал кратковременный подъем. Именно тогда были возведены городские валы, построены мечеть с минаретом и бани. В XV в. Болгар запустел в связи с возвышением Казани.

Волжская Болгария пережила три периода своей истории: раннеболгарский (VIII—X вв.), к которому относятся Большетарханский и Танкеевский могильники, домонгольский и золотоордынский. Этим периодам соответствуют культурные слои в болгарских городах.

Болгар был крупным ремесленным центром, в нем обнаружено несколько металлургических печей. Достижением волжских болгар было освоение передельного процесса, железо стали получать через посредство чугуна. Передельный процесс — дальневосточное изо-

297

бретение III в. н.э., занесенное в Волжскую Болгарию монголами. Раскопками открыты чугунолитейные печи XIV вв. Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы. В таких печах создавалась высокая температура, необходимая для выплавки чугуна. Это древнейшие чугунолитейные печи в Европе. Для получения железа приходилось прибегать к процессу переделки чугуна: прибавился лишний производственный цикл, но выросла производительность труда, уменьшились потери железа в шлаках. Железо получали по-прежнему в твердом виде, жидким был только сам чугун. Из чугуна умели получать и сталь, но тоже в твердом виде. Промышленное производство литой стали было освоено значительно позже — в XIX в. В Волжской Болгарии найдено много чугунного литья, например большие котлы, которые вмазывались в печи.

Обработка металла во всех трех городах Волжской Болгарии была ведущей отраслью ремесла. Хорошо изучены кузницы и кузнечный инструмент. Найдены молоты-кувалды — находка редкая, потерять такую массивную вещь трудно, вещь была дорогой, ведь железо ценилось. При порче такого молота его можно было перековать. Встречаются молоты-ручники, наковальни, клещи, зубила, долота, топоры, тигли, литейные формы.

Болгарские кузнецы были универсалами, но особенно они прославились производством оружия. Находят изящные изогнутые боевые топорики, часто украшенные растительным орнаментом, копья, кистени, обрывки кольчуг. Мечи каролингского типа были, вероятно, привозными. Сабля вытесняет меч, видимо, около XIV в. Лук был сложносоставным, как бы в виде буквы «М» со скругленными углами. Стрелы имели те же формы, что и на Руси.

Большого мастерства достигли местные ювелиры. Они освоили сложные ювелирные приемы, в частности зернь и скань. Ими были выработаны местные типы женских украшений — серег, браслетов, гривен. Витые ажурные гривны и такие же браслеты встречаются в Волжской Болгарии чаще, чем за ее пределами. Подобные гривни известны и на Руси, где они представляют собой несомненный импорт.

Болгарские ювелиры иногда были людьми богатыми, о чем свидетельствуют, в частности, их надгробия. Так, на одном из них есть надпись: «Почитатель ученых, кормилец вдов и сирот, сын Мусы, золотых дел мастер Шагид-Улла».

Могильники мусульманского времени содержат мало вещей, что объясняется религиозным запретом класть вещи в могилу. В погребениях изредка встречаются мелкие медные, серебряные или золотые украшения и обрывки шелковых тканей. Наличие богатых привозных тканей в болгарских могилах иногда сопоставляют с сообщением Ибн-Фадлана — арабского дипломата, оставившего нам свои записки, в которых, в частности, он описал знаменитое погребение руса. В 922 г. Ибн-Фадлан посетил Болгар, в котором он встретил портного из Багдада. Арабский халифат был религиозным центром и законодателем мод.

298

Вещи волжских болгар: 1—лемех, 2 — мотыга, 3 — топор, 4 — тесло, 5 — молоток, 6—7 — зеркала, 8 — браслет, 9— 10 — серьги, 11—12—бусы, 13—булавка, 14—16 — перстни, 17 — замок, 18 — ключи

Рис. 107. Вещи волжских болгар: 1—лемех, 2 — мотыга, 3 — топор, 4 — тесло, 5 — молоток, 6—7 — зеркала, 8 — браслет, 9— 10 — серьги, 11—12—бусы, 13—булавка, 14—16 — перстни, 17 — замок, 18 — ключи

Гончарное производство в Волжской Болгарии достигло больших успехов, хотя наряду с сосудами, изготовленными на гончарном круге, встречаются и сделанные без его помощи. Широко распространены болгарские кувшины превосходного обжига, аналогичные которым встречены еще в Танкеевском могильнике. При раскопках болгарских городов находят и китайский фарфор.

Жилищами были бревенчатые дома, часто разделенные на две половины — мужскую и женскую. Внутри изб находились сводча

299

тые глинобитные печи. Возле домов часто встречаются зерновые ямы — Волжская Болгария была земледельческим государством.

Болгар был своеобразной ярмаркой средневековья. В этот город приезжали русские, хазарские, хорезмийские, скандинавские, армянские купцы для свершения торговых сделок. Приезжие обусловливали этническую пестроту городского населения. В Болгаре были русский, армянский и иные кварталы.

Длина городских укреплений Болгара составляла 7 км. Они имели дерево-земляную конструкцию, аналогичную конструкции древнерусских городских стен. В городе существовала разветвленная сеть глиняных водопроводных труб, в том числе снабжавших водою бани. При раскопках обнаружены остатки нескольких бань. Одна из них имела расположенные парами медные краны для горячей и холодной воды. Вода смешивалась в каменных чашах. Посредине имелся фонтан в виде двенадцатилепесткового цветка. Стены бани выкрашены в красный цвет. В предбаннике были лежанки для отдыха. Устройство таких бань типично для мусульманского средневековья.

Город Бидяр, расположенный на реке Малый Черемшан, был самым крупным из городов Волжской Болгарии. Его оборонительные сооружения состояли из нескольких линий, причем внешняя имела протяженность более 10 км. Почти четырехугольная площадь Биляра в несколько раз превышала территорию Болгара. Только в центральной части города было не менее 2500 домов.

Биляр возник в начале X в. и был столицей Волжской Болгарии в XII — середине XIII в. Его раскопки дали десятки тысяч предметов, даты которых лежат в строгих пределах его сравнительно недолгого существования и являются хронологическим эталоном болгарских древностей. Здесь как бы сфокусировалась материальная культура Волжской Болгарии.

Центр города занимал комплекс деревянных и кирпичных построек. Возле него находилось кладбище болгарской знати. Открыт ряд глинобитных домов. Много колодцев, зерновых ям. Одна из усадеб принадлежала бронзолитейщику. Некоторые из кирпичных домов имели подпольное отопление. Это, видимо, были бани.

Во внутреннем городе были жилые и производственные кварталы. На городище находится большой холм из остатков кузнечного производства, развитого и в Биляре. Открыто четыре металлургических горна. О косторезном производстве говорят как находки самих костяных изделий, так и отходы производства в мусорных ямах, откуда извлечено не менее 600 т костей и костяных обрезков.

Изучены гончарные слободы, остатки стеклоделательного производства. Среди его продукции были стеклянные браслеты, носившиеся и в Волжской Болгарии.

В 1236 г. Биляр был разрушен монголо-татарами и больше не поднялся. Болгар тоже был разрушен, но затем восстановлен.

Сувар находился на реке Утке. Он был раз в 6—8 меньше Биляра, но его укрепления имели ту же конструкцию. Их длина достигала 5 км. Население жило также в деревянных домах, около

300

которых нередки зерновые ямы. В центре города расположен кирпичный дворец, украшенный голубыми и зелеными изразцами, подобными среднеазиатским.

Монеты Волжской Болгарии прослеживаются в X в. По внешнему виду они копируют арабские дирхемы — тот же эпиграфический орнамент и отсутствие изображений правителей. Надписи на монетах арабские, даже имя болгарского царя написано по-арабски. Чеканка монет прекращается в XI в. В XIV в. выпуск монет возобновляется, их чеканили золотоордынские правители Болгара.

О земледельческом хозяйстве Волжской Болгарии кроме частых зерновых ям говорят находки в разных местах плужных лемехов. Они часто склепаны из двух половинок, тяжелые и широкие, что обеспечивало большую ширину захвата при пахоте. Плужные резцы были длинными и массивными. Обычны серпы и косы. Дифференциация земледельческих орудий и их совершенство указывают на высокую технику земледелия. Сеяли все основные культуры: рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, а также горох. Найден ряд каменных жерновов ручных мельниц. Известно, что в периоды неурожаев Русь покупала хлеб в Волжской Болгарии. Большое значение имело и скотоводство. Оно подтверждается находками не только костей домашних животных, но и удил, стремян, подков, конских пут, скребниц. Крестьяне платили подати скотом и шкурами.

Болгарская знать постепенно захватывает общинные земли, что можно проследить по городищам. Близ Елабуги есть городище, называемое местным населением Чертовым. Оно первоначально было родовым укреплением, защищенным лишь земляными валами. В IX—X вв. на территории, ограниченной ими, была выстроена каменная цитадель с четырьмя башнями -— явление, типичное для классового общества. Аналогичный процесс прослежен и на других городищах, малых по площади, но обнесенных огромными валами, для возведения которых рабочих рук населения этих крепостей было недостаточно. Видимо, здесь применялся труд зависимого населения, а эти стены около XI в. стали стенами феодального замка. Вокруг них сосредоточивалось большинство деревень.

Волжская Болгария была первым европейским государством, испытавшим монголо-татарское разорение и тяжесть ига захватчиков.

Облик материальной культуры волжских болгар наиболее сходен с характером культуры современных казанских татар и чувашей. Связь с культурой болгар прослеживается по форме ювелирных изделий, устройству жилищ, бытовому орнаменту и т. п. Волжские болгары в XV—XVI вв. приняли имя татар — одного из монгольских племен, прямого отношения к ним не имеющего. В истории иногда так бывало.

***

На обломках обширной Монгольской империи возникло государство Золотая Орда. Оно включало Хорезм, Западную Сибирь, Се

301

верный Кавказ, Волжскую Болгарию, половецкие степи и другие территории. Название «Золотая Орда» встречается только в русских источниках, другие же называли ее «Улус Джучи». Коренные русские земли в Орду не входили, а были в вассальной зависимости от нее. Нижняя Волга, где был центр Золотой Орды, представлял собой комплекс благоприятных природных условий: удобных для земледелия районов и степных пастбищ. Это в какой-то степени обусловило сочетание в хозяйстве Золотой Орды господствовавшего в степях кочевого скотоводства с оседлым земледелием. Двумя составными частями Золотой Орды были половцы и золотоордынские города, объединенные мощной властью золотоордынских ханов. Господствовавшая верхушка происходила из кочевников. В XIV в. сложилась довольно высокая цивилизация на местной основе, в которой явственно заметны элементы культур завоеванных народов. Золотая Орда была татарским, а не монгольским государством. Население городов было смешанным и состояло из татар, половцев, русских, аланов и др.

Столицей Золотой Орды был Сарай, что, как известно, означает «дворец». Сараев было два: Сарай и Новый Сарай. Оба они стоят на Ахтубё, которая тогда была главным руслом Волги. Существование Сарая зафиксировано записками Рубрука в 1254 г. Новый Сарай был построен в 30-х годах XIII в. Столица была перенесена в Новый Сарай в XIV в. В эти города сгонялись ремесленники порабощенных стран, которые обстраивали столицу и обслуживали быт золотоордынской знати. Естественно, что русские люди ненавидели эти города, как и самих завоевателей и их государство.

По отзывам путешественников, особенно по запискам Ибн-Батуты, столицы Золотой Орды выглядели великолепными и многолюдными городами. Действительно, Сарай был большим городом с дворцами, садами, мечетями, минаретами.

Обе столицы подвергались археологическим раскопкам. Сарай располагался на городище, называющемся по современному селу Селитренным. Там раскопаны керамические материалы, безошибочно атрибуируемые по находкам тысяч бракованных сосудов. Найдены все формы и виды сосудов [кроме так называемых люстровых (см. ниже)], ранее считавшиеся привозными из Средней Азии. Поскольку они встречены в свалках брака, то их безусловно следует отнести к местным изделиям. Выделяются чаши, украшенные поливой с многоцветным узором.

Производство сосудов в Сарае достигло высокого уровня. Обнаружены десятки форм, служивших для формовки сосудов и нанесения на них рельефного узора. Раскопаны совершенные гончарные горны.

Исследованы усадьбы аристократов. В одном из домов, имевших сложную планировку, в центральном зале находился бассейн, а за ним на возвышении стоял трон хозяина дома. По обеим сторонам зала располагалось два других, тоже больших, вероятно, парадных зала. Жилых комнат всего было три. В них находились лежанки и отопительные системы в виде горизонтальных дымохо

302

дов. Имелся и небольшой центральный двор с колоннами. Были также склады. Рядом с домом имелись деревянные помещения для слуг. Дом много раз перестраивался, так как большая семейная община дробилась. В конце XIV в. бассейн заполняется мусором — дом был заброшен.

На том же городище раскопан другой, еще более богатый дом. Это был многокомнатный дворец с огромным центральным залом площадью более 100 кв. м. Пол был вымощен квадратными и шестиугольными кирпичами, в центре зала вместо бассейна находился умывальник с поглощающим колодцем. В глубине зала стоял трон хозяина. Стены были украшены изразцами с росписью и позолотой. По бокам центрального зала располагались жилые помещения. В одном из них обнаружена подставка под жернов, а в другом — печи для выпечки лепешек. Была во дворце и ванная комната, от которой отходила система гляняных труб. Одна из комнат служила, вероятно, детской — на лежанке процарапана основа игры, а стены покрыты процарапанными рисунками зверей. Найдены и надписи, выполненные арабским и уйгурским шрифтами. При доме был большой банный комплекс с обогреваемыми полами. Дом был сооружен около 1330 г. и уже вскоре перестраивался. Дальнейшая его история отражает упадок и окончательное падение богатства заселявшей его семьи.

В 1360—1370 гг. в Золотой Орде наступил период усобиц за власть. Тогда и погибли оба дома, вероятно, вместе с их хозяевами.

Похожую картину дали раскопки Царевского городища — остатков Нового Сарая. Город прорезан сетью улиц с арыками. Десятки найденных при раскопках жилищ удалось расположить по социально-имущественной шкале. Внизу ее находятся полуземляночные жилища без печей — вероятно, жилища рабов. Вершину схемы, отделенную от основания несколькими ступеньками, занимают многокомнатные кирпичные дома знати.

Городских усадеб раскопано много, и при исследовании города они представляют главный интерес. Три усадьбы были отделены друг от друга арыками и глинобитной стеной. Они были небольшими и принадлежали людям среднего достатка. Главные дома на этих усадьбах были бревенчатые, построенные на цоколях из сырцового кирпича. Жилища слуг и челяди цоколя не имели. Были раскопаны и другие, более богатые усадьбы, где все дома выстроены в соответствии с этим признаком, господский дом состоял из четырех соединенных в один жилых домов, а помещение для слуг — из трех домов со стенами из сырцового кирпича. Эти усадьбы погибли в 70-х годах XIV в.

На Селитренном и Царевском городищах прослежено производство чугуна и найдены чугунные изделия.

У города Дубовка Волгоградской области расположено Водянское городище — остатки рядового провинциального золотоордынского города, предположительно Бельджамена. Здесь изучены дома и усадьбы, землянки и ремесленные мастерские, а также кварталы русских ремесленников. Полностью раскопана мечеть, постро

303

енная из камня на глиняном растворе и изнутри покрытая белой штукатуркой. В центре мечети вкопана, как подставка для корана, большая мраморная колонна, привезенная, вероятно, из развалин какого-то античного, может быть, крымского города.

Золотоордынские монеты принадлежат к монетам мусульманского типа, но имеют орнаментальные рамки, а в центре — рисунок, например в форме переплетенных сердец. В надписях указан год и место чеканки, а также имя хана с обычным добавлением формулы типа «да продлит Аллах его дни». Монеты чеканились во многих золотоордынских городах.

В Селитренном, Царевском, Бодянском городищах найдено много вещей. Среди них формочки для литья свинцовых и бронзовых изделий, мраморный подсвечник, сделанный в Египте, стекло из Египта или Сирии, массивный золотой браслет. Есть обломки фаянсовых чаш с золотистой росписью. Такая керамика называется люстровой, она имитировала золотые сосуды, употребление которых запрещено кораном. Изготовлялись люстровые сосуды в Иране. Найдена бронзорая астролябия с арабскими обозначениями градусов. На изразцах иногда встречаются персидские стихи. Земля этих городищ насыщена монетами, в первую очередь золотоордынскими.

Еще Марко Поло в XIII в. писал, что хан Золотой Орды давал военачальникам в качестве награды золотые или серебряные байсы. Сохранилось пять байс. Они относятся к XIII—XIV вв. и представляют собой металлические пластинки с дырочкой для шнурка. Это ордынский знак отличия. На байсах помещено изображение тигра или звезды и стрелы, а также надпись, угрожающая непокорным.

Увек — первый после Сарая город Золотой Орды. Его остатки находятся на территории современного Саратова и тоже раскапываются. Раскопаны большие городские дома знати, иногда двухэтажные, с несколькими залами. Вода в доме подавалась при помощи водопровода из глиняных труб — типичное для золотоордынских городов благоустройство. Найдено несколько горнов, предназначенных для обжига изразцов, на которых были сложные узоры, преимущественно из цветов. Увекские монеты встречаются почти так же часто, как сарайские.

На месте города Наровчата Пензенской области был расположен золотоордынский город Мохша (XIV в.). Найдены орнаментальные каменные рельефы, водопровод и монеты, чеканенные в Мохше. Имя города было установлено по этим монетам: такого преобладания мохшанского чекана больше нет нигде. Здесь был центр татарского княжества, упоминаемого в русских летописях,— одного из вассальных княжеств Золотой Орды. Татарское поселение Мохша было расположено на территории завоеванной мордвы. В самом Наровчате раскопан мордовский могильник, в одном из погребений которого найдена мохшанская монета XIV в.

Далеко на юге, на берегу Кумы в Ставропольском крае, раскапывался золотоордынский город Маджары (XIII—XVI вв.). Он стоял на караванных путях, связывавших Волгу с Малой Азией. Мад-

304

жары чеканил свою монету. Раскопками вскрыты многочисленные сооружения из сырцового и обожженного кирпича, часто богато орнаментированные. Найдено много изделий местных ремесленников.

В некоторых золотоордынских городах раскопками открыты кварталы, где жило подневольное русское население. О нем говорят в первую очередь найденные вещи, в большинстве религиозного назначения: крестики, иконки, энколпионы (складные кресты — коробочки). Они не могли быть предметами татарской торговли. Некоторые из этих вещей имеют русские надписи, сделанные еще до монголо-татарского нашествия, но в предвидении его, например: «Святая богородица, помогай!» Эти предметы привезены русскими в Орду, чтобы напоминать о родине, быть символом надежды на избавление от ига захватчиков. Нашли также и православное кладбище.

В Новом Сарае найдена большая серебряная чаша с надписью, из которой следует, что она принадлежала Владимиру Давыдовичу. Это был черниговский князь, погибший в усобице XII в., задолго до монголо-татарского нашествия. Чаша потом, вероятно, принадлежала наследникам этого князя и была отнята у них завоевателями.

Среди найденных русских вещей есть писала XII—XIV вв., глиняная птичка-свистулька с желто-зеленой поливой, даже вятическое височное кольцо, точное место находки которого, впрочем, неизвестно. Некоторые из этих вещей изготовлены в Орде. Характерна керамика, изготовлявшаяся русскими по традиционным образцам. По типам она относится к XIV в., но тесто и ее обжиг хуже чем на Руси. В русских кварталах встречаются кости свиньи, мясо которой, как известно, мусульмане не едят.

Бедность жилищ, возле которых найдены русские вещи, говорит о низком социальном положении их владельцев. Жившие в них русские люди были татарскими пленниками.

Золотоордынские городские погребения обычно вещей не содержат, но одно погребение в Увеке оказалось богато ими. На погребенной женщине был шелковый кафтан, сафьяновые сапоги, а на голове бокка — типичный монгольский головной убор из коры, обтянутой шелком, украшенный павлиньими перьями и пластинками из золота и серебра, и серьги татарского типа — в виде пластинчатого овального ободка. На руках были золотые браслеты. Рядом находились деревянные и серебряные чаши.

В степях раскопаны половецкие курганы XIII—XIV вв. (т. е. золотоордынского времени), под которыми находят вытянутые погребения лицом на юг — в сторону полуденного солнца. Это объясняют тем, что с Востока вместе с монголами пришли сибирские племена, у которых был культ юга. Курганные группы расположены в традиционных местах кочевых маршрутов половцев.

Насыпи над покойником возводили не сразу, а по истечении довольно долгого времени. У некоторых народов, например западносибирских угров и у тюрков, наблюдался обычай второго, как бы

305

окончательного погребения, до которого покойник считался живым. При этом иногда в курган клали куклу, изображавшую покойника. Перед этим ее держали в доме, «кормили», укладывали спать, а потом хоронили. Тогда и сооружали насыпь кургана.

Несмотря на участие половцев в завоевательных походах монголо-татар, жизнь половцев под властью пришельцев была тяжелой. В погребениях конские костяки редки, их часто заменяют кости коров и иногда даже рыб: рядом хоронили не друга и помощника умершего, а только небольшой запас пищи. Вещи заменялись их имитациями, украшения изготовлялись из тонких листочков меди. В инвентарях встречаются и обычные бытовые вещи: ножницы как пружинного, так и шарнирного типа, в богатых погребениях — драгоценная золотая или серебряная посуда. В курганах половцев конца XIII в. часто находят характерные орнаментированные костяные накладки на колчаны. Изображены олень, лань или растительные и геометрические узоры.

Иногда встречаются сабли. Это уже настоящие кривые и длинные клинки. Кроме них иногда находят стрелы и шлемы.

С приходом в степи монголо-татар половцы перестали выделывать каменные статуи. Это обстоятельство связывают с уничтожением завоевателями всей половецкой знати, в честь и память представителей которой изготовлялись и ставились в степях эти замечательные произведения половецкого искусства.

Золотая Орда показала свою слабость на Куликовом поле, и, хотя Тохтамыш спустя два года смог сжечь Москву, его государство никогда больше не поднялось и не достигло прежней мощи. Золотоордынские города были полностью разрушены Тимуром в 1395 г. Новый Сарай был заново отстроен, но былого значения не имел, а вскоре вновь разрушен. На месте цветущих городов опять раскинулась степь, кажущееся спокойствие которой было нарушено лишь с проникновением русских в XVI в., когда в Нижнем Поволжье возобновилось строительство городов.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989



Rambler's Top100