Автохтонное население — коренное, местное население какой-либо области.
Агораномы — должностные лица, наблюдавшие за состоянием рынков и торговли.
Аид—(миф.) —1) бог подземного царства; 2) подземное царство, место пребывания душ умерших.
Амазонки (миф.) — племя, состоявшее исключительно из женщин, отличавшееся своей воинственностью. По греческой мифологии, амазонки жили в Скифии — Северном Причерноморье и неоднократно вступали в борьбу с греками.
Амфора — сосуд с двумя ручками. Остродонные глиняные амфоры служили тарой для хранения и перевозки вина и масла. Главными центрами производства амфор являлись: Фасос, Родо1с, Парос, Книд, Синопа, Гераклея, Херсонес, Боспор и др. Амфоры являлись мерой объема.
Анты (архит. термин) — выступы продольных стен в небольших храмах. В воротах Херсонеса анты служили для укрепления полотнищ ворот.
Аргонавты (миф.)—греческие герои, во главе с Язоном, совершившие на корабле Арго плавание из Греции в Колхиду (Грузия) за золотым руном (золотой шкурой барана).
Архонты (или стратеги) — высшая коллегия должностных лиц в Херсонесе, которой принадлежало общее руководство государством. С I в. н. э. в Херсонесе известен первый архонт — главный военачальник и руководитель государства, он же эпоним (см.) года.
Аск — небольшой закрытый сосуд для маЬла, с носиком и ручкой.
Астиномы — должностные лица, наблюдавшие за чеканкой монет и мерами веса и объема я за состоянием мест общественного пользования — улицами, дорогами и пр. Имена астиномов встречаются на херсонесСких монетах. Большое количество имен астиномов Херсонеса известно по амфорным клеймам.
Астрагалы — бабки (обычно бараньи) для игры в кости. Встречаются астрагалы, изготовленные, например, из бронзы.
Ателия — освобождение от налогов или повинностей. Ателия была предоставлена Херсонесу, по свидетельству Константина Багрянородного, Диоклетианом.
Базилика — здание, прямоугольное в плане, разделенное внутри рядами колонн на три или пять продольных частей, называемых нефами. Над средним нефом, имевшим два яруса колонн, кровля была
выше, чем над боковыми нефами. В эллинистический и римский периоды базилики являлись общественными зданиями — судилища-ми, рынками, местом Ьделок, прогулок. В христианскую эпоху базилики служили храмами и имели полукруглую апсиду — алтарь в восточном конце.
Баллистарии — отряд воинов, в ведении которых находились метательные машины — баллисты, катапульты.
Бальзамарий — небольшой фладон с узким, обычно высоким горлом. В эллинистическую эпоху он был глиняным, в римскую — стеклянным. Бальзамарии употреблялись для душистого маЬла и благовоний. В большом количестве найдены при раскопках могил.
Вотивный — обетный. Принесение или посвящение какого-либо предмета (статуи, терракоты и пр.) в храм или божеству по обещанию.
Геракл — мифический греческий герой, совершивший ряд подвигов и тем избавивший гречеЬкий народ от различных чудовищ и диких зверей. Геракл считался предком дорян. Гераклея, метрополия Херсонеса, носила имя Геракла. Культ Геракла был популярным в Херсонесе.
Гераклов узел — в искусстве — орнаментальный мотив: соединение двух петель таким образом, что при натягивании они образуют неразрывный узел.
Гидрия — ваза для воды, с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой (табл. VI, 1).
Гимнасиарх — должностное лицо, заведывавшее гимнасиями.
Гимнасий — здание, обычно, двор с портиками, в котором юноши занимались физическими упражнениями. Происходит от — «обнаженный», так как юноши занимались физическими упражнениями обнаженными.
Дамиурги (демиурги) — общее название выборных должностных лиц в Херсонесе.
Деиарий — римская монета. Серебряный денарий ок. 25 коп.
Дионисии — народный земледельческий праздник, устраивавшийся в честь Диониса, бога растительных сил природы и виноделия.
Индикация — тонкий кружок (обычно золотой) с отпечатком с монеты. Индикации клали в могилы вместо монет.
Исополития — гражданское и политическое равноправие, предоставляемое по!становлением народного собрания кому-либо из иноземцев.
Килик — широкая чаша на низкой подставке или на ножке, с двумя ручками, для питья вина.
Кокит (миф.) — река в подземном царстве.
Кора или Персефона (миф.)—дочь Деметры, супруга Аида, богиня подземного царства. Нариц. — дева; статуя или статуэтка девушки,
Коропласт — мастер терракот — глиняных статуэток.
Котопан — в русской (Лаврентьевской) летописи так назван стратиг (см.) Херсонеса.
Кратер — большой широкий открытый сосуд для смешивания вина с водою.
Куртина — часть крепостной стены между соседними башнями.
Лекиф — сосуд для душистого масла, его главные формы: узкий высокий цилиндрического вида с прямыми плечиками или невысокий, но с высоким узким горлом и округлыми шаровидными плечиками (табл. X, 1).
Лета (миф.) — река в подземном царЬтве; в переносном значении — забвение, смерть.
Люнетка — украшение (напр, подвеска) или деталь украшения (напр, серьги), имеющая вид части луны.
Менада (миф.) — женский лесной демон, низшее божество, спутница бога Диониса. В произведениях Искусства, напр, на вазах, менады изображались в виде молодых девушек, играющих на флейтах и танцующих в обществе силенов (см. табл. IV, 2) и сатиров (см.).
Некрополь — город мертвых, кладбище. В античную эпоху оно располагалось обычно за пределами города.
Номофилаки — стражи закона, должностные лица, наблюдавшие за правильным исполнением законов в государстве и предлагавшие проекты новых законов.
Нуклеу1с — ядро кремня, от которого откалывались пластинки для изготовления из них различных каменных орудий — ножей, пилочек, скребков и пр.
Океан (миф.) — река в подземном царстве.
Олигархия — захват власти в государстве небольшой группой лиц.
Ойнохоя — высокий сосуд для разливания вина, с одной вертикальной ручкой и желобком на венчике.
Парфении — праздник, справлявшийся в Херсонесе в честь главной богини Девы.
Перибол — в Херсонесе периболом принято называть междуСтение, пространство между двумя параллельными крепостными стенами, главной и передовой, имевшее целью не дать возможности неприятелю подвезти осадные машины к главной стене. Вообще же перибол — ограда, окружающая город.
Пилоны — две параллельные стены, образующие длинный узкий проезд в воротах.
Пилястры — выступы у стен, служившие основанием для арочных перекрытий или имевшие декоративное значение для украшения плоскости стен.
Пифия — жрица в Дельфах, она садилась на треножник над расселиной и под влиянием исходящих из расселины одуряющих газов изрекала неясные слова, которые истолковывались жрецами.
Пифос — глиняный сосуд огромных размеров, без ручек, для хранения запасов продуктов: зерна, соленой рыбы, вина.
Пнроны — скрепы, деревянные или металлические, вкладывавшиеся в углубления на концах соседних плит в кладке стены и имевшие назначением связать плиты друг С другом. Форма пиронов была различна: деревянные бруски расширялись к концам и имели вид ласточкина хвоста, металлические — в виде двойной скобы.
Полихромия — многоцветная раскраска, живопись или украшение цветными камнями.
Продик — выборное должностное лицо в Херсонесе, его обязанности имели юридический характер, повидимому, близкие к обязанностям прокурора.
Проедры — председатели совета в Херсонесе в римское время, сменявшиеся ежемесячно.
Проксения — право гостеприимства и защиты интересов граждан иностранного государства. ПрокСеном называлось то лицо, которое получало право оказания гостеприимства и осуществляло его у себя на родине по отношению к гражданам того иностранного государства, которое избрало его своим проксеном. Проксены, в свою очередь, пользовались различными правами и преимуществами в иностранном государстве.
Протевон — первенствующий, так назывался в средние века первый архонт в Херсонесе, бывший главным выборным должностным лицом и военачальником.
Протейхизма — передовая оборонительная стена. В Херсонесе она была сооружена (позднее, нежели главная стена) на наиболее доступных для о!сады неприятелем участках обороны.
Руст — рустованная кладка — способ обработки поверхности плиты, при котором делалась обтеска в виде узкой полосой по краям плиты, средняя же ее часть оставалась рельефной и менее тщательно обработанной. Позднее рустованная облицовка стен практиковалась главным образом в декоративных целях.
«Састер» — слово в тексте херсонесской присяги, которое в течение долгого времени оставалось необъясненным. Академик С. А. Жебелев (в работе «Херсонесская присяга», стр. 928—939) полагает, что слово «састер» обозначало кумир таврского божества — древнейшее изображение богини Девы, находившийся в ее храме и являвшийся величайшей святыней как для тавров, так и для херсонесцев.
Сатир (миф.)—лесной демон, низшее божество, спутник Диониса. Изображался молодым с козлиными рожками и в шкуре.
Силен (миф.)—лесной демон, воспитатель и спутник Диониса. Изображался стариком, с курносым носом, часто — пьяным, держащим в руках мех с вином.
Симнамоны — коллегия должностных лиц, руководившая устройством праздников, награждавшая чествуемых граждан, наблюдавшая за вырезкой почетных декретов и других постановлений.
Стела — надгробный памятник в виде плиты, украшенный изображением или орнаментом, часто с надписью — именем умершего; вообще — столб.
Стратегема — военная хитрость.
Стратеги (или архонты) — высшие должностные лица в Херсонесе, составлявшие коллегию из нескольких лиц. Они являлись военачальниками, им же принадлежало общее руководство государством.
Стратиг — наместник, назначавшийся в Херсонес византийским императором в средневековую эпоху, 1совмещавший в своем лице как гражданскую, так и военную власть.
Стригил — скребок, бронзовый или железный, для очищения масла и грязи с тела! после гимнастических упражнений или спортивных состязаний (табл. XXII, 1).
Тарапан — каменная плита с желобком вокруг и со Ьливом на одном конце, служившая для выжимки винограда (табл. III, 2).
Термы — бани. В Херсонесе термы были небольших размеров, они имели подпольное отопление, водопроводную и канализационную оеть. В Риме в первых веках н. э. термами назывались огромные сооружения, в состав которых входили как собственно бани с различными отделениями (горячими, холодными), так и бассейны для плавания, библиотеки, помещения для отдыха и бесед, портики для прогулок и т. д.
Т ерракоты — статуэтки и другие фигурные изделия из обожженной глины (от итальянских слов terra — земля и cotta — жженая).
Тирания — господство одного лица, насильственно захватившего власть в государстве.
Фиасы — религиозные общества, существовавшие в античности.
Фиасарх — глава, руководитель религиозной организации.
Фибула — застежка (бронзовая, серебряная, золотая) для верхней
одежды, имевшая различные формы — дуговидная, арбалетовидная, в виде щитка с иголкой и др.
Харисии — красота, прелести.
Харон (миф.) — старик, перевозивший тени умерших через реку Стикс в подземном царстве.
Херсоне сии — праздник на о. Делосе, справлявшийся наI проценты со специального капитала, в сумме 4000 драхм, внесенного Херсонесом в храм Аполлона.
Хтонические божества — божества подземного царства; Деметра, Персефона, Аид, а также Гермес, сопровождавший души умерших в подземное царство.
Элевтерия — свобода; в Херсонесе: период независимости с середины
II в. до конца III в. н. э.
Энколпион — складной металлический крест, состоящий из двух половинок, полый внутри — для хранения частиц мощей.
Эпимелеты — должностные лица в Херсонесе, исполнявшие различные поручения от имени государства, напр, были послами, представителями его при продаже земельных участков,, руководителями постройки стен и пр.
Эпоним — должностное лицо, именем которого назывался год. В Херсонесе эпонимом сначала был «царь», позднее проэсимнат — председатель совета, с установлением херсонесской эры и периода «царствования» Девы эпонимом стала сама богиня — «царица» Дева.
Эсимнаты — члены совета в Херсонесе в эллинистическую эпоху. Проэсимнат — председатель совета.