Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

6

Глава первая

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ЭЛЛАДЕ

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Для более глубокого понимания закономерностей существования античного рабовладельческого общества необходимо постоянно обращаться к культурной истории Эллады. Между тем общая картина духовной жизни древних греков еще изобилует обширными белыми пятнами. В частности, почти не изучены условия труда интеллигенции, конкретно-исторические рамки, в которых разворачивалось творчество не только гениев эллинской мысли, но и рядовой массы работников умственного труда в области науки, культуры и искусства. Творчество самых ярких деятелей науки и искусства Греции этого (времени уже получило всестороннее освещение в историографии. По условия работы и вклад рядовых работников умственного труда остаются вне внимания исследователей. А ведь именно интенсивная интеллектуальная деятельность этого слоя населения Греции в эпоху развитых рабовладельческих отношений прежде всего способствовала появлению тех выдающихся деятелей, которые создали фундаментальные духовные ценности, ставшие краеугольными камнями всей современной цивилизации.
Произведения античной философии, а также литературы и истории, отличавшиеся реализмом и высоким эстетическим уровнем, содержат в развитой форме или в зародыше многие идеи, которые получили широкое признание в последующие эпохи. Творчество художников древней Эллады доставляет человечеству художественное наслаждение на протяжении уже многих сотен лет.
Ряд естественных наук и поныне опирается на некоторые положения, выработанные учеными Греции еще в V —I вв. до н. э. Например, врач Гиппократ, уроженец

7

острова Коса, в V в. до н. э. заложил основы рациональной медицины. Великий математик Евклид, акмэ которого приходится на время около 300 г. до н. э., создал «Начала», которые являются классическим образцом логического мышления и до сих пор служат эталоном для школьных учебников элементарной геометрии. В английских школах еще в прошлом веке геометрию преподавали по переводу Евклида. Астроном и математик Аристарх Самосский (около 310—230 гг. до н. э.), впервые сформулировал гелиоцентрическую теорию, высказав мысль о вращении Земли в ряду других планет вокруг Солнца. Архимед из Сиракуз (ок. 287—212 гг. до н. э.), руководивший защитой своего города во время римской осады, заложил основы высшей математики и прославился как выдающийся механик. Многие из созданных им механизмов не утратили своего значения и в настоящее время (например, сложные блоки).
В настоящей работе нет надобности перечислять все знания, которые мы получили от античной Греции: по отдельным отраслям науки и искусства имеется обширная специальная литература. Нас интересует другое: кто были те люди, которые создавали культурные ценности древней Греции.
Как известно, современные ученые, разрабатывающие совершенно новые отрасли знания, обращаются к лексике древнегреческого и латинского языков в поисках наиболее точной терминологии. Так появились слова: «космос, геобиосфера, экология, антропогенез, демография» и многие другие. В научном языке нашего времени живет ряд античных терминов — «зоология, философия, география, поэтика, история». Античные корни «многочисленных понятий, вошедших в современные словари, неоспоримо свидетельствуют о высоком интеллектуальном уровне работников умственного труда в древней Греции и античном Риме.
Приведенные примеры составляют лишь незначительную часть имеющихся свидетельств, но и они вполне оправдывают интерес к вопросу о том, кем были те люди, которые выработали столь устойчивые духовные ценности.
Необходимо выяснить профессиональный и социальный состав античной интеллигенции, условия ее труда, определить экономическое положение той части рабовладельческого общества Эллады, для которой умственный труд являлся источником существования.

8

К III — I вв. до н. э. Греция накопила большой научный потенциал, который поддерживал установившийся высокий авторитет греческой культуры. Это обстоятельство сделало возможным дальнейшее развитие научных традиций внутри самой Эллады, а также в тех сопредельных странах, куда проникали достижения греческой науки и искусства. Успехи мореходства, достигнутые ко времени эллинизма, способствовали интенсивности и быстроте не только экономических, но и культурных контактов между различными полисами, в том числе и самыми отдаленными частями эллинского мира. Результатом этого было широкое распространение греческой науки по всему Средиземноморью.
Исследуемая нами проблема заслуживает внимания еще и потому, что в современной буржуазной историографии имеют хождение теории, пытающиеся умалить вклад античной Греции в сокровищницу мировой культуры, а заодно и отрицающие важное значение многочисленных носителей интеллигентного труда в жизни античной Греции. В этой связи следует упомянуть американского историка Б. Фэррингтона, посвятившего несколько книг греческой науке 1. По мнению Фэррингтона, греко-римский мир стоял на пороге современной науки, но не перешел его, так как наука не стала реальной силой в жизни античного общества. Фэррингтон даже предлагает весьма рискованное определение науки в древней Греции: это-де некий круг вольных исследований для привилегированного меньшинства 2. Если приведенное мнение в какой-то мере может быть справедливо в отношении дифирамбической поэзии 3 или панегирической риторики, то оно абсо-


1 Farrington В. Head and Hand in ancient Greece. L., 1947; Idem. Greek Science: its Meaning for us. I. N. Y., 1944; IL N. Y., 1949; Idem. Science and Politics in the Ancient World. N. Y., 1966.
2 Farrington B. Greece Science..., II, p. 164.
3 Поэзия в целом, однако, имела весьма широкий круг ценителей в Греции VI—V вв. Достаточно вспомнить о пифейских состязаниях, каждое четырехлетие привлекавших значительную часть населения Греции: на них соревновались поэты, певцы и музыканты, ставили трагедии драматурги. Поэзия владела театрами, а ведь греческие театры, имевшие колоссальные размеры, были рассчитаны на самого массового зрителя. Сошлемся также на многочисленные стихотворные эпитафии, которые иногда состояли из одной лишь строки (см., например: Реек W. Griechische Versinschriften. В., 1955, № 137—141, 330), но все же были истинно поэтическими творениями.

9

лютно ошибочно, если говорить об архитектуре, о строительном или инженерном деле, о гуманитарных или естественных науках 4. Напомним, что современная физика микромира ведет свои истоки именно от научных достижений древних эллинов 5. О многих других разделах физики, разработанных учеными древней Эллады, подробно писали уже давно 6. Та ясно ощутимая нить преемственности, которая идет от научных изысканий древних эллинов к современному знанию, служит достаточным доказательством того, что труды ученых древней Греции, направленные на познание законов природы, отнюдь не были «вольными упражнениями».
Еще менее справедливо ограничивать круг научных тружеников Эллады «привилегированным меньшинством». Это мнение возникло лет сто назад, когда действительно были известны лишь немногочисленные крупнейшие мыслители древней Греции. Ныне с появлением огромного количества эпиграфических и папирологических источников историки получили документальные сведения о сотнях малозаметных работников умственного труда 7. Среди многих десятков тысяч эпиграфических текстов оказались надписи, которые обогащают наши представления о рядовых представителях интеллектуальных профессий. Стали известны имена и время деятельности некоторых интеллигентов, ранее совершенно неизвестных. Мы узнали о тех похвалах и наградах, которые они получали за свой труд, о тех затруднениях, с которыми они


4 См.: Рожанский И. Д. Анаксагор. М., 1972, где весьма обстоятельно охарактеризована естественнонаучная направленность мышления Анаксагора, одного из крупнейших философов Греции в V в. до н. э. Говоря о роли Платона, И. Д. Рожанский отмечает: «Атомистическая концепция Платона («Тимей») представляет собой поразительное и в каких-то отношениях провидческое явление в истории европейского естествознания». См.: Рожанский И. Д. Платон и современная физика.— В кн.: Платон и его эпоха. М., 1971, с. 171.
5 Эта мысль четко проводится в работах нынешних физиков. См., например: Шредингер Э. 2400 лет квантовой теории.— Избр. труды по квантовой механике. М., 1976, с. 254—260.
6 Любимов II. А. История физики, ч. 1, с. 197—264.
7 Число их постоянно растет, причем особенно интенсивно расширяется список скульпторов за счет подписей на базах статуй. Но даже очень обстоятельный «Словарь античных художников (скульпторов)», изданный А. П. Чубовой в 1972 г., уже теперь требует дополнений. Например, в 1957 г. среди надписей из раскопок театра в Аргосе опубликована сигнатура скульптора Евклида, работавшего в III в. до н. э.

10

сталкивались, например, когда им приходилось добывать нужную литературу. Хотя в эллинистическое время во всех крупных городах были библиотеки, что позволяло грамотным деловым и располагающим возможностями людям читать книги в государственных читальнях, однако это удовлетворяло не всех. Распространение письменности и развитие книжного дела породили стремление иметь свои домашние библиотеки. Небогатые люди покупали по дешевке макулатуру того времени — папирусные свитки, исписанные с одной стороны — и переписывали на них классические произведения. На таком папирусе вторичного использования была, в частности, написана дошедшая до нас трагедия Эсхила «Гипсипила».
Скромен вклад каждого из средних интеллигентов, и данные о его деятельности могут показаться мелким, совершенно частным фактом. Однако высокий уровень профессионализма и сознание личной ответственности образованных работников при строгости законов и в условиях общедоступной гласности в полисах имел своим результатом исключительную эффективность интеллектуального труда. Именно благодаря этому образование и наука в государствах эллинистической Греции стали факторами, имевшими не только производительное, но и мировоззренческое значение. Рационалистическая направленность древнегреческой мысли и стремление к научному познанию8 способствовали выработке многих точных критериев, которыми коллектив граждан, особенно в демократических полисах, оценивал труд своих представителей умственного труда. Это обстоятельство стимулировало деятельность образованных тружеников Эллады, заставляло их заботиться о своем профессиональном авторитете. Самоотверженное трудолюбие рядовых работников 9, естественно, создавало дополнитель-


8 Достаточно вспомнить о внимании Платона к знанию, к науке, которое нашло особенно яркое выражение в его трудах «Протагор» и «Государство». Столь же интересно мнение Аристотеля о том, что приобретать знания приятно не только философам, но и всем остальным людям, хотя они уделяют мало времени расширению своего образования (Arist. Poet., 1448 b). Примечательна уверенность Аристотеля в том, что все люди стремятся к знаниям (Arist. Metaph., 980 а).
9 Взыскательное отношение греческих специалистов к своим обязанностям нашло отражение в ряде рассказов, которые были известны и римлянам. Например, ритор Квинтилиан (I в. н. э.) сообщает об упорном труде Демосфена, который, составляя речи, проверял эффективность своего ораторского искусства, глядя на себя в большое зеркало (Quint. De inst, orat., XI, 68, 3).

11

ные условия для роста творческого потенциала греческих науки и техники даже в трудные для эллинов времена 10 между 336 и 146 гг. до н. э. Ставшие ныне достоянием науки многочисленные единичные факты придают иногда совершенно непредвиденное значение ранее известным крупным событиям в истории культуры. В этой связи можно вспомнить, что еще Гегель уделил большое внимание роли людей в историческом процессе 11, подчеркивая, что «ничто великое в мире не совершалось без страсти», что «частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания» 12.
Представления о роли массы образованных профессионалов в культурной жизни античной Греции будут искаженными, если не напомнить еще одно обстоятельство. К нескольким тысячам известных ныне имен греческих работников интеллектуального труда нужно добавить столько же, если не больше, лиц вспомогательных интеллигентных профессий. Это чертежники, резчики надписей, стенографисты, переписчики нот и рукописей, изготовители инструментов, театральные механики, а также повитухи, массажисты, сиделки и другие специалисты. Тогда окажется, что население древней Эллады обслуживалось большим числом профессионально подготовленных работников 13. Таким образом, в период эллинизма интеллигентный труд продолжал сохранять широкое распространение и являлся важным социальным фактором в жизни общества.


10 Сколь тяжкие испытания претерпевала тогда Эллада, позволяет понять наблюдение М. Лонэ, который высчитал, что за 93 года (с 322 по 229 г.) Аттика была свободна от постоя чужих гарнизонов только на протяжении 12 лет — с лета 307 г. по весну 295 г. до н. э. (Launey Μ. Recherches, p. 634).
11 Гегель Г. В. Φ. Собр. соч. т. VIII. Философия истории. М.; Л., 1935, с. 20—42. Ф. Энгельс высоко оценивал цитированную работу Гегеля: «...ее титанические идеи страшно захватывают меня»,—писал он в 1840 г. (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 335).
12 Гегель Г. В. Ф. Указ. соч., с. 23, 42.
13 Из этого круга приходило пополнение, поднимавшее еще выше умственное развитие Эллады: например, Сократ был сыном повитухи; на приемы повивального искусства он даже ссылался в своих философских рассуждениях.

12

Портрет греческого интеллигента. Римская копия, восходящая к греческому оригиналу начала III в. до н. э.— портрету Демосфена  (?) скульптора   Полиевкта. Аполлония     Иллирийcкая.

РИС. 1. Портрет греческого интеллигента. Римская копия, восходящая к греческому оригиналу начала III в. до н. э.— портрету Демосфена (?) скульптора Полиевкта. Аполлония Иллирийcкая.

Конечно, слой лиц интеллектуального труда составлял меньшинство среди всего свободного населения каждого полиса, но, тем не менее, он был достаточно велик, поскольку включал не только граждан или инополитов, но и рабов. Упомянем хотя бы рабов-лекарей, лечивших своих сотоварищей.
Правда, среди тружеников умственных профессий были представители богатых семей, не нуждавшиеся в оплачиваемой работе. Можно назвать Эсхила, отец которого, Евфорион, принадлежал к знатному землевладельческому роду Аттики, пользовавшемуся большими достатками. Фукидид, сын Олора, располагавший немалыми доходами от золотых разработок во Фракии 14, также был свободен от забот о добывании средств к жизни. Но все же таких деятелей было не очень много. Подавляющее большинство работников умственного труда существовало на заработанные деньги 15.
Наличие пользующейся общественным признанием группы свободного населения, которая посвятила себя профессиональному умственному труду, составляет важную особенность, характеризующую общество эллинистической Греции. Однако не следует забывать, что лица, занимавшиеся умственным трудом, все же оставались сравнительно небольшой частью всего населения страны, довольствовавшегося началами знаний. Что же касается рабов, численность которых сильно возросла в эллинистическое время, то в массе своей они были почти совершенно лишены образования.
Следует сказать еще об одной особенности деятельности работников умственного труда Эллады в IV—II вв. до н. э. Это было время, когда страстная проповедь Исократа о необходимости единения эллинов перед лицом варваров уже вошла в арсенал теоретической мысли греков, а на практике все более возрастало значение этнического единства, ярко проявлявшегося в языке, во все прогрессирующем развитии общегреческой культуры и в религии. Наука и образованность также стали теперь одним из важных компонентов духовной жизни вези Греции. Рационалистическая направленность мировоззрения греческих ученых, писавших о могуществе разума о гармонии тела и души, о ценности жизни каждого сво-



14 Thuc, IV, 105.
15 Еще поэт Архилох Паросский (вторая половина VII в.) добывал хлеб тяжким трудом воина-наемника (Archil. Eleg., f. 2).

13

бодного гражданина, находила самый широкий отклик во всем греческом народе независимо от политических границ между отдельными полисами или целыми федерациями.
Образованный специалист, наделенный умом, знаниями и профессиональным мастерством, повсюду в Элладе был прежде всего греком, носителем эллинской образованности, и перед этим обстоятельством отступал на второй план политический партикуляризм. В силу этих обстоятельств интеллигентная часть граждан своей повседневной деятельностью весьма эффективно содействовала не только росту общенациональной культуры эллинов, но и успешному преодолению межполисных границ. Последнее становится особенно ясным, если обратить внимание на то, как всесторонне полисы использовали выработанные ими юридические нормы для привлечения к себе на работу образованных граждан иных полисов и для создания им нужных условий труда. Многочисленные декреты в честь таких квалифицированных инополитов показывают, как широко предоставлялись самые важные права и привилегии интеллигентам из других греческих государств, обслуживающим тот или иной полис 16.



16 Ярким примером может служить декрет самосцев, которым они около 200 г. до н. э. даровали полное гражданство философу-перипатетику Эпикрату из Гераклеи за то, что, пребывая долгое время в их полисе, он принес большую пользу юношеству благодаря своему образованию, и за другие заслуги по распространению знаний. См.: SEG, I N 368; Tod Ν. Μ, Sidelights on Greek Philosophers.- JHS, 1957, LXXVII, p. 135-136.

14

Общеэллинская роль интеллигенции имела следствием также и создание новых видов межполисных связей. Например, в эллинистическое время примечательна деятельность локальных артистических союзов, объединявших актеров и музыкантов. Эти профессионалы, именовавшиеся технитами, выступали на праздниках Диониса и других богов в театрах Аттики и ряда областей средней и южной Греции. Такие передвижные труппы технитов быстро распространяли общие идеи, эффективно способствуя дальнейшему сплочению эллинской культуры. Значение их деятельности было столь велико, что уже в 278/7 г. до н. э. Дельфийская амфиктиония даровала такому афинскому объединению артистов особые привилегии 17.
Заметим попутно, что яркая деятельность греческой интеллигенции в соседних с Элладой странах, естественно, оказывала положительное воздействие на рост уважения эллинов к достижениям всего своего народа и на уменьшение локального патриотизма.


17 Syll.3, N 309; Ferguson. Hellenistic Athens, p. 214, 296—297.

Подготовлено по изданию:

Блаватская Т.В.
Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. — М.: Наука, 1983.

© Издательство «Наука», 1983



Rambler's Top100