Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
389

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучаемый период раннеполисной государственности Эллады примечателен тем, что тогда изменялись не только органы власти и системы разных видов политей. Существенно менялась важнейшая часть государственности — сам народ, развивавший в XI—VII вв. интенсивную хозяйственную и духовную деятельность. Тогда на протяжении почти 450 лет (1050-600 гг.) в жизни страны происходили многие яркие политико-правовые явления, отвечавшие усложнившемуся внутреннему состоянию эллинства. Для ряда его частей остро стоял вопрос о поисках новых земель путем передвижения в соседние области или выселения апойкии. Во многих областях их аристократические власти могли осуществлять такие мероприятия лишь силами рядовых членов кланов или соплеменников. Естественно, что при этом росло значение массы простых политов и их самосознание. Крепла их правоспособность, которую определяли не только традиционные кланово-племенные уставы, но и новые раннеполисные правовые обычаи.
Рост числа автономных образований вел к выработке разных типов полисного устройства. Однако политико-правовое обособление многих земель страны не подрывало рост самосознания всего эллинского массива. Народ считал главной ценностью свое этноконфессиональное единство и отводил второстепенное значение разности областных политических систем. Автономизм был не безграничен.
Длительно развивавшееся правосознание эллинства, его глубокое правовое чувство, внимание к правовым принципам и мощное правотворчество позволили народу создать общеэтнические правовые уставы. Велика роль Олимпии, усилившей важные законы межполисных отношений и практически укреплявшей сплоченность издревле единого эллинского массива. Уже в VIII в. святилище Зевса оберегало признанное общеэллинское конфессиональное право.
Характерна правовая история Аттики, развитие государственности которой в XII—VII вв. отличалось важными особенностями. Зажиточная знать нескольких локальных племен и многих кланов

390

добилась постепенного ограничения полномочий басилеев: рядом с царем были поставлены полемарх и архонт. Монархия была заменена триархией. В последующей борьбе разных групп афинской аристократии за высшие должности в полисе аристократия, по-видимому, опиралась на поддержку своих кланов. Внутриклановая ограниченная политическая деятельность развивала правосознание массы рядовых политов. Они лучше понимали необходимость сохранения старинных правовых обычаев, определявших их жизнь и свободу.
Переход высших полисных постов в руки олигархов и усилившиеся беззаконие олигархов, неограниченно попиравших основные права обедневших сограждан, вызывали упорное сопротивление народа. Именно защищая правоспособность народа и опираясь на силу аттических ратников, Солон установил народоправность всего свободного населения полуострова, а также право малообеспеченных политов на участие в народном собрании и суде. Великий реформатор создал 594/3 г. раннюю форму народоправности, демократии, в аттическом полисе.

Подготовлено по изданию:

Блаватская Т. В.
Черты истории государственности Эллады. — СПб.: Алетейя, 2003. — 409 с. — (Серия «Античная библиотека. Исследования»).
ISBN 5-89329-632-Х

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2003
© Т. В. Блаватская. 2003



Rambler's Top100