Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
428

АВСОНИЙ

Самым значительным поэтом IV в. является Децим Магн Авсоний (около 310—395 гг.) Прославленный ритор из Бурдигалы (Бордо), профессор риторики и грамматики, он был воспитателем сына императора Валентиана Грациана. Поэт сопровождал верховного главу государства в походе против аламаннов, а впоследствии управлял Галлией, затем Италией, Иллирией и Африкой. Валентиан проводил политику терпимости по отношению к существовавшим религиозным верованиям. Судя по тому, что у Авсония были «Пасхальные стихи», он был, вероятно, христианином, но это мало заметно в сохранившихся произведениях. Он пишет многочисленные послания в стихах своим родственникам, составляет поэтический сборник «Эфемериды, или Проведение дня», посвященный описанию его времяпрепровождения в дневные часы, многочисленные эпиграммы. Изысканный мастер стиха, виртуозно владеющий метрикой, он увлекается разными метрическими экспериментами, называя их «безделушками мастерства». Одна из таких «безделок» носит название «Вопросы и ответы» и построена так:

Кто обвиненного взял под залог в ожиданье суда — друг.
Если ответчик сокроется, что поручителя ждет,— штраф.
...
Имя какое имеет Меркурий у честных людей — вор.
(Пер. М. Гаспарова)

Составляет он и «лоскутные поэмы» (центоны), как бы склеенные из отрывков, взятых из произведений Вергилия. Такова его поэма «Свадебное празднество».
Подобные «опусы», свидетельствующие о прекрасном знании классической поэзии и о скудости творческой фантазии составителей «центонов», были очень распространены на закате Римской империи.
Одним из наиболее интересных созданий Авсония была его поэма «Мозелла», в которой описывалось плаванье по реке Мозелю. Трир, расположенный на ее берегу, был цветущим и красивым городом, в котором любил останавливаться Валентиниан. Поэт описывает береговые пейзажи, проплывающие перед его глазами, холмы, покрытые виноградом, песчаные отмели, любуется прозрачностью воды, позволяющей рассмотреть растущие на дне травы и резвящиеся стада играющих рыб. Ученое пользование традиционными мотивами «классиков» сочетается в поэме с наблюдениями самого автора, свидетельствующими о том, что

429
материал реальности уже вводится в эту позднюю римскую поэзию с большей непосредственностью и свободой, чем это было на прежних этапах развития римской литературы.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100