Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
340

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Афиней, 206d — 209b

„О сооруженном Гиероном Сиракузским корабле, строителем которого был также и геометр Архимед, я считаю невозможным умолчать, после того как его описание сделал некий Мосхион, и я его недавно основательно прочитал. Пишет же Мосхион так: «Диоклид из Абдеры славен гелеполой, которую Деметрий подвел к стенам во время осады Родоса; Тимей — костром, воздвигнутым сицилийскому тирану Дионисию; Иероним — постройкой колесницы, на которой перевезено было тело Александра; Поликлит — светильником, сделанным для персидского царя;1 Гиерон же, царь сиракузян, верный друг римлян, усердствовал в сооружении святилищ и гимнасиев и он же был ревностным строителем кораблей и строил суда для перевозки хлеба; о сооружении одного из них я и упомяну. В качестве строительного материала он заготовил лес с горы Этны, достаточный для постройки шестидесяти тетрер. После же этого он заготовил гвозди и материал для ребер, для нижней и для верхней их части; древесину для прочих надобностей — частью из Италии, частью из Сицилии; для канатов — пеньку из Иберии; паклю и смолу — с побережья реки Роны; все остальные потребные материалы — из многих мест. Он собрал также кораблестроителей и иных мастеров и, поставив над всеми архитектора Архия из Корианды, велел ретиво взяться за работу и сам немало дней провел на постройке. И половину всей постройки корабля закончили в шесть месяцев; и по мере того, как та или иная часть была построена, ее обшивали сделанными из свинца пластинами, причем было триста человек, выполнявших плотничную работу, не считая вспомогательных рабочих. И было приказано корабль в таком виде спустить на воду, чтобы уже там он получил остальную отделку. Когда же при спуске его на воду возникло много затруднений, механик Архимед спустил его один с помощью нескольких человек: изготовив систему блоков, он сдвинул в море судно такого размера. Ведь Архимед первым изобрел устройство сложных блоков. Когда же и остальные части

1 Упоминаемые здесь в качестве строителей Диоклид и другие на самом деле были авторами, описывавшими все перечисленные технические сооружения.
341

корабля были закончены в течение следующих шести месяцев, причем весь он был скреплен медными гвоздями, из которых большинство были в десять мин весом,1 остальные же в полтора раза тяжелее (они были вогнаны при помощи сверл и скрепляли ребра; а дерево было покрыто свинцовыми пластинами с прокладками из просмоленного холста) — когда закончили внешнюю отделку, принялись за внутреннее устройство. Этот корабль был по типу двадцативесельным и имел три продольных прохода: нижний шел к грузу, и спуск к этому проходу происходил при помощи постоянных лестниц; другой был устроен для желавших пройти к жилым помещениям; а за ним последний — для состоявших при снастях. По обе стороны среднего прохода находились за перегородками четырехместные помещения, числом тридцать. А капитанское помещение имело пятнадцать мест, и при нем было три трехместных каюты, из которых кормовая служила кухней. Все эти помещения имели пол, выложенный мозаикой из разноцветных камней, изображавшей весь миф Илиады. Во всем этом были изумительно сделаны убранство, потолки и двери. У верхнего прохода устроен был зал для упражнений и место для прогулок, размеры которых соответствовали величине судна; среди них были разнообразные сады с поразительным изобилием растений, которые орошались при помощи свинцовых труб, а кроме того шпалеры из белого плюща и виноградных лоз, корни которых получали питание из бочек, наполненных землей; они пользовались тем же орошением, что и сады. Эти шпалеры осеняли галлереи для прогулок. Рядом с ними был покой, посвященный Афродите, где пол состоял из агатов и других прекраснейших камней, какие только встречались в Сицилии. Стены и кровля были из кипариса, а двери — из слоновой кости и туи; помещение было роскошно отделано картинами и статуями, а также прекрасными вазами. Рядом находился пятиместный кабинет со стенами и дверями из самшита; в нем была библиотека, а на кровле — солнечные часы, сделанные по образцу часов из Ахрадины. Была и трехместная баня с тремя медными ваннами и баком емкостью в пять метретов [200 л], разукрашенным мрамором из Тавромения. Оборудованы были и помещения для морской пехоты и для ведающих откачкой воды. Кроме того, были и стойла для лошадей по десяти у каждого борта; в них находился и корм для лошадей и снаряжение для всадников и конюхов. Был и закрытый водоем в носовой части, вмещающий две тысячи метретов [80 000 л], сделанный при помощи досок, смолы и парусины. Рядом с ним находился закрытый рыбный садок из свинца и досок; он был наполнен морской водой, и в нем содержались многочисленные рыбы. А с обеих сторон по бортам были выдвинуты на соразмерное расстояние балки, на которых находились клети для дров, печи, кухни, мельницы и многие другие службы. С наружной стороны вокруг корабля стояли атланты в шесть локтей [3 м]

1 Десять мин — около 4.5 кг.
342

вышиной, принимавшие на себя и всю верхнюю тяжесть и балки с триглифами; все они были на соразмерном расстоянии друг от друга. Весь корабль был расписан подходящими картинами. И было на нем восемь башен, величиной соответствовавших размерам корабля: две башни на корме, столько же на носу и остальные в средней части корабля. На каждой башне были укреплены две балки, а на них висели корзины, из которых можно было сбрасывать камни на подплывающих неприятелей. На каждой башне помещалось по четыре вооруженных воина и по два лучника. Вся внутренность башен была полна камней и стрел. По всему кораблю про. ходила стена с бруствером и навесом, укрепленная на сваях; а на ней был установлен камнемет, сбрасывавший камни в три таланта и стрелы в двенадцать локтей. Эту машину соорудил Архимед. И те и другие снаряды он метал на стадий [164 м]. Затем были прикрытия, состоявшие из толстых бревен, висевших на медных цепях. Мачт было три, и на каждой по две камнеметные реи; с них спускались на нападающих крючья и свинцовые слитки. Была вокруг корабля и железная ограда против тех, кто попытался бы взойти на него, и железные кошки, которые, спускаясь при помощи механизмов, завладевали кораблем противника и подводили его под удар. На каждом борту стояло по шестидесяти воинов в полном вооружении, и столько же их было у мачт и камнеметных рей. Были и на самих мачтах в медных гнездах люди, на первой трое, а на каждой из следующих это число уменьшалось на одного. Им подавались рабами в эти защищенные гнезда при помощи воротов камни и стрелы. Якорей же .было четыре деревянных и восемь железных.

Из мачт вторую и третью найти удалось легко, первая же была найдена с большим трудом в горах Бруттия каким-то свинопасом. К морю ее доставил механик Филей из Тавромения. Вода из трюма, хотя бы и стоявшая очень высоко, вычерпывалась одним человеком при помощи бесконечного винта, изобретенного Архимедом. Имя кораблю было «Сиракузянка»; когда же Гиерон его отсылал, он переименовал его в «Александриду». Вспомогательными судами при нем были, во-первых, грузовой бот, поднимавший три тысячи тал«нтов [178.6 тонн]; двигался он только на веслах. Далее, — вмещавшие полторы тысячи талантов лодки и челноки. Команда же была численностью не менее... [в тексте пропуск]... помимо названных, и еще шестьсот человек на носу, которые были наготове, чтобы исполнять приказания. Для разбора проступков, совершавшихся на корабле, существовал суд, в который входили капитан, кормчий и носовой дозорный, судившие по сиракузским законам. Зерна грузили на корабль шестьдесят тысяч талантов, сицилийской соленой рыбы — десять тысяч бочек, шерсти — двадцать тысяч талантов и двадцать тысяч талантов других товаров; кроме этого, продовольствие для плывущих на корабле. Но когда Гиерон услышал, что одни гавани не могут вместить этот корабль, другие же даже опасны для него, он решил отправить его в подарок царю Птолемею в Александрии,

343

ибо в Египте был неурожай· Так он и сделал, и корабль отправился в Александрию, где он и был поставлен в док. Гиерон же наградил Архимела, автора эпиграмм, написавшего эпиграмму на этот корабль, тысячей медимнов [52 000 л] пшеницы и переслал их на собственный счет в Пирей“.

Подготовлено по изданию:

Эллинистическая техника
Сборник статей / Под ред. акад. И. И. Толстого ; Академия наук СССР. - М.-Л. : Б. и., 1948. - 367 с., 1 карт.



Rambler's Top100