|
66 |
4. Домашний суд
Современные юристы часто старались определить состав, компетенцию
и процедуру домашнего суда, но все их изыскания не
приводили ни к чему. Да оно и понятно. В самом деле, судебная
власть отца не имеет ничего общего с государственными магистратурами:
она определяется не законами, а нравами и обычаями. Ее
авторитет, представляя собой род домашней цензуры, был чисто
нравственный, и ее организация, изменчивая и неопределенная,
зависела только от обычая, и никогда не была предметом законодательной
регламентации. Она выступает во всех значительных случаях
семейной жизни: она играет руководящую роль и при обручении
молодой девушки, и при торжестве совершеннолетия, когда
юноша,
выходя из-под опеки, надевает тогу мужчины (toga virilis);
она
является блюстительницей интересов сирот, она сопутствует
домовладыке, когда тот судит и наказывает проступки своей
жены или
детей. Без сомнения, при всех этих разнообразных обстоятельствах,
собрание домочадцев не имело никакой принудительной силы,
не
опиралось ни на какой авторитет закона: глава семьи, который
бы
прогнал свою жену, или казнил своего сына, не собрав для
суда
|
|
|
67 |
над ними родных и друзей, или же вопреки их постановлению,
не
нарушил бы этим никакого закона, но он восстановил бы против
себя общественное мнение, подвергся бы порицанию цензора
и даже
уголовному обвинению в народном собрании, которое, являясь
одновременно и законодателем и судьей, может выступить в
случае молчания закона на защиту попранной нравственности.
На основании обычая, домашний суд был облечен особой властью
по отношению к женщине. Часто государство, без сомнения,
для того
чтобы избежать скандала, поручало ему привести в исполнение
приговор, произнесенный над женщиной общественным судом.
Женщина в
течение всей своей жизни оставалась подчиненной нравственному
авторитету этого семейного совета. Если она находилась под
властью
отца, этот совет заседал при отце; когда она оставалась
сиротой, этот
совет оберегал ее нравственные интересы, как опекун — интересы
имущественные. Наконец, даже когда она выходила замуж, ничто,
по-
видимому, не изменялось ни в правах, ни в составе этого
совета, если
не считать прибавления нового члена — мужа. Этот последний
так же,
как и отец, неизменно созывал совет родных жены всякий раз,
когда
дело шло о суде над нею и о ее наказании. Отец и муж встречались
таким образом в одном и том же семейном собрании, где власть
мужняя и власть отцовская действовали во взаимном согласии.
(Gide, Etude sur la condition priuee de la femme, стр.
116 2-е изд.).
|
|
|
|
|