Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
3

ВВЕДЕНИЕ

Венская сессия Всемирного Совета Мира в ноябре 1953 г. приняла решение отметить 2400 лет со дня рождения Аристофана. Это решение свидетельствует о признании огромных заслуг древнегреческого драматурга в развитии мировой культуры.
Аристофан — один из тех гениев человечества, искусство которых и в паши дни сохраняет большое познавательное и эстетическое значение. Язык, на котором Аристофан создавал свои произведения, принадлежит теперь к числу так называемых мертвых языков, но круг идей, затронутых поэтом, продолжает волновать нас и до сих пор. В произведениях Аристофана, гражданина афинского государства второй половины V в. до н. э. отражена жизнь современных ему Афин во всех ее наиболее существенных проявлениях.
В своих комедиях Аристофан мастерски рисует картины интересной эпохи в истории человечества — эпохи афинской рабовладельческой демократии. В годы юности драматурга эта демократия достигла наивысшего расцвета. Аристофан был свидетелем и начавшегося упадка афинской демократии. Время, в которое он жил, было насыщено бурными событиями. Он был свидетелем Пелопоннесской войны, расколовшей всю Грецию на два враждебных лагеря, страшного поражения Афин в этой войне, падения афинского демократического режима и последовавшей

4

за этим борьбы за его восстановление, закончившейся победой и восстановлением демократии, но уже не в прежней ее силе и блеске.
В произведениях Аристофана неоднократно проводится мысль о том, что драматург обязан служить своему народу. Жизнь Афин находит настолько широкое отражение в его произведениях, что его комедии являются ценнейшим источником для изучения истории Греции последней трети V в. При чтении комедий Аристофана неизбежно рассеиваются те иллюзии, которые в какой-то степени остались еще у людей в силу традиции, идущей от неправильного, идеалистического освещения исторического процесса с его культом героев античности, характерном для представителей буржуазной науки, не желавших видеть в истории древней Эллады социально-экономических противоречий или изображавших эти противоречия в слишком общей, абстрактной, идеализированной форме. Забывали о том, что уже в раннее время Греция нуждалась в привозном хлебе и что в ряде мест земледельцам приходилось насыпать землю слоями на каменистые уступы. Забывали и о том, что Греция жила в атмосфере постоянных военных столкновений и острой социальной борьбы внутри каждого полиса 1. Из комедий Аристофана читатель узнаёт, что, наряду со сложнейшими вопросами политической жизни, напряженными исканиями в сфере науки и искусства, людям того времени приходилось интересоваться и такими вопросами: подешевели ли хлеб и рыба, удастся ли завтра прокормить себя и свою семью, как найти хоть сколько-нибудь сносное жилье и т. п.
Поражает прежде всего круг вопросов, затрагиваемых Аристофаном. Он касается в своих произведениях проблем социального неравенства, политического устройства современного ему афинского государства и деятельности отдельных его учреждений — суда присяжных, совета пятисот и т. д. В связи с Пелопоннесской войной он ставит вопросы внешней политики Афин и взаимоотношений с союзниками. Вопросы философии, религии, морали, воспитания детей, литературы и театра постоянно находят место в комедиях Аристофана. Ярко и сочно рисует он образы горожан и де-

1 Полис — город-государство древней Греции.
5

Аристофан. Галерея Уффици. Флоренция.

Аристофан. Галерея Уффици. Флоренция.

6

ревенских жителей, их стремления, мысли, чувства и настроения.
Аристофан был сторонником мирного разрешения возникавших между государствами конфликтов. Он выступал убежденным противником Пелопоннесской войны. Эта война между самыми большими и сильными государствами Греции -— Афинами и Спартой — и их союзниками за политическую гегемонию в Греции и господство на Средиземном море продолжалась с перерывами 27 лет. Она принесла неисчислимые бедствия стране — погибло много тысяч человеческих жизней, была разорена и истощена вся Греция. В результате ослабления обеих воюющих сторон Персия получила возможность вмешиваться во внутренние дела Греции. Война отличалась крайней жестокостью (случаи казни пленных, поголовного истребления взрослого мужского населения, продажи женщин и детей в рабство).
Гениальное чутье художника, чувство горячей любви к родине и убеждение в необходимости единения между всеми греческими племенами и государствами перед все еще сильной Персией помогли Аристофану уже в первые годы Пелопоннесской войны, когда он не мог предвидеть всех ее разрушительных последствий, понять несправедливый, захватнический характер войны и сурово осудить ее виновников. Аристофан вместе с тем защищал справедливые войны V в., в которых греки отстояли свою независимость, и в своих пьесах он не раз возвращался к доблестным бойцам Марафона и Саламина, отразившим персидское нашествие и спасшим Грецию от порабощения персами.
Борьба против войны тесно связывается у Аристофана с прославлением мирного труда. Мирный труд он рассматривает как необходимое условие нормальной жизни. Особенно восхваляет он земледельческий труд и в некоторых комедиях дает живое изображение мирной, простой деревенской жизни. Аристофан понимал—пусть еще неясно и неотчетливо,— что нарушает мир между народами и ставит под угрозу существование земледельцев в деревне и ремесленников в городе.
В его комедиях слышится протест против растущей власти денег и против того раздора, который они внесли в жизнь людей. Он бичует карьеризм, казнокрадство, взяточничество, продажность должностных лиц, стремление

7

перенести тяжесть государственных повинностей на низшие слои населения, чрезмерные поборы с союзных городов и островов.
В то же время Аристофан, как сын своего века, разделял рабовладельческую идеологию. Положительные герои его комедий, мелкие землевладельцы, имеют одного-двух рабов, хотя и сами принуждены работать на своих небольших участках.
В одной из последних пьес Аристофана, представляющей собой социальную утопию,— в пьесе «Женщины в народном собрании»,— показано новое общество, в котором не будет частной собственности. Однако рабство в этом обществе сохранится и все свободные будут жить за счет труда рабов.
Еще при жизни Аристофана развитие торговли, денежного обращения и ростовщичества обострили противоречия, свойственные рабовладельческому обществу: усилилась эксплуатация рабов, значительно выросло имущественное неравенство среди свободных, разорялись ремесленники и земледельцы. Но Аристофану казалось, что этот процесс можно еще остановить, если пресечь злую волю отдельных людей, оздоровить афинскую демократию и вернуть ей то значение, какое она имела во времена Марафона и Саламина.
Наряду с прославлением мирного созидательного труда, обличением (с позиций аттического мелкого и среднего земледельца) ряда недостатков тогдашней демократии и сатирическим изображением деятельности ее высших учреждений и демагогов 1 через все комедии Аристофана проходит мысль о высоком назначении искусства поэзии, в частности, искусства комического поэта. Поэзия должна быть связана с жизнью народа, с его нуждами и запросами. Она должна быть проникнута высокой идейностью и понятна народу, должна порождаться искренним желанием поэта сказать согражданам нужное слово. Аристофан осмеивает

1 Демагог по-гречески — вождь народа. В рабовладельческих демократиях древней Греции демагогами называли руководителей народной партии. Греки не вкладывали в это слово того смысла, какой оно получило теперь, обозначая политикана, старающегося при помощи лживых обещаний и лести добиться популярности у народных масс.
8

заумную, изощренную поэзию, ложный пафос и ложное вдохновение.
В произведениях Аристофана глубокое идейное содержание облекается в совершенную художественную форму. Поражает изобретательность его в отношении истинно комических положений. Сократ подвешивает себя в корзинке в воздухе, чтобы лучше размышлять о божественных делах («Облака»). Люди, недовольные жизнью в Афинах, полной всякого рода тяжб, основывают вместе с птицами где-то между небом и землей новый город, в котором надеются жить привольно и сытно, перехватывая подымающийся кверху дым от жертвенных животных («Птицы»). Заботливые, практичные, экономные хозяйки, афинские женщины решают перенести способы своего хозяйничанья на государственные дела. Переодевшись мужчинами и придя в народное собрание на рассвете, задолго до мужчин, они принимают решение о передаче власти в руки женщин («Женщины в народном собрании»). Земледелец Дикеополь, измученный тяготами войны, которую ведут Афины со Спартой, решает заключить со спартанцами своеобразный сепаратный мир — мир для себя и своей семьи. Это ему удается. Кругом бушует война, а он один со своей семьей наслаждается благами мира и даже ведет торговлю с соседними землями («Ахарняне»).
Представители разных слоев и профессий свободного населения, а также и рабы охарактеризованы настолько ярко, что они, как живые, встают перед нашими глазами. Вот туповатый афинский советник, представитель государственной мудрости тех дней, которого побеждает в споре именно по вопросам улучшения государственных дел энергичная и умная молодая женщина («Лисистрата»). Вот впавший в детство от старости Демос (т. е. афинский народ), который стал чрезмерно падок на лесть и позволяет демагогам водить себя за нос. Особенный восторг и умиление охватывают его тогда, когда ему говорят о господстве над всей Элладой и об его мудрости («Всадники»). Вот изнеженный и женоподобный поэт Агафон пишет рафинированные стихи. Он оделся в женское платье и приобрел все соответствующие принадлежности туалета — так легче ему познать свойства женского характера («Женщины на празднике Фесмофорий»). Аристофан не боится ради большей сценической выразительности преувеличить или даже

9

дать в шаржированном виде некоторые черты характера своих персонажей.
Энгельс назвал Аристофана «отцом комедии» 1. И действительно, Аристофан является подлинным создателем жанра древнегреческой комедии. Правда, и до него и одновременно с ним существовали в Афинах комедиографы, но их произведения, не дошедшие до нас вовсе или дошедшие только в небольших отрывках, уступали, насколько можно судить по свидетельству древних, в своих художественных достоинствах комедиям Аристофана. Именно в драматургии и театре Аристофана нашли наиболее яркое выражение типичные черты древней комедии, для которой характерны острая политическая направленность и сатирическое изображение отрицательных сторон общественной жизни. В чисто сценическом отношении древняя комедия представляет собою дальнейшее развитие и усовершенствование театральных форм, зародившихся еще на народных сельских празднествах в честь Диониса.
Энгельс подчеркивает, что Аристофан -— ярко выраженный тенденциозный писатель: отображая в своих комедиях существенные стороны жизни, он давал оценку им с точки зрения тех идеалов, которые воодушевляли его самого, оценку, всегда сатирически острую.
Основная тенденция творчества Аристофана — протест против войны, защита мирного развития Греции в кругу других государств и устранение ряда отрицательных явлений в порядках афинской демократии, п воззрениях и нравах общества.
К Аристофану в полной мере можно было бы применить слова Салтыкова-Щедрина, что «единственно плодотворная почва для сатиры есть почва народная, ибо ее только и можно называть общественной в истинном и действительном значении этого слова» 2.
Комедии Аристофана могут быть по справедливости причислены к подлинно народным произведениям. Их смотрели и высоко ценили афинские зрители. В них ставились и решались насущные вопросы, которые выдвигала жизнь.

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма. Госполитиздат, 1948, стр. 395.
2 М Е. Салтыков-Щедрин. Полн. собр. соч., т. VIII. стр. 297.
10
В построении своих сюжетов и в развитии действия Аристофан использует нередко мотивы народных сказок, в комедии вклиниваются бытовые сценки, дающие понятие об образе жизни, привычках и нравах народа. Характер представления напоминает сельские празднества в честь Диониса, справлявшиеся в деревнях в те отдаленные времена, когда Афины были еще небольшой гражданской общиной.

Подготовлено по изданию:

Головня В.В.
Аристофан. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1955.



Rambler's Top100