Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
190

Глава 16
ПРИНЦИПАТ АВГУСТА. ОРГАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ

1. Формирование монархических структур. Победа при Акции, завоевание Египта и самоубийство Антония сделали Октавиана единственным правителем Римского государства. С 30-х годов до н. э. начинается новая историческая эпоха в истории Римского государства и древнего мира вообще — эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике. Падение республиканской формы правления и рождение монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально-политической борьбы, как, например, во многих полисах Греции, где на смену полисным органам приходили тиранические режимы, они недолго держались у власти и, в свою очередь, заменялись традиционными республиканскими институтами.
Падение Римской республики и утверждение Римской империи стало событием огромного исторического значения, радикальным социально-политическим переворотом, революцией, вызванной перестройкой традиционных общественно-экономических и политических институтов. Основой перестройки стало превращение полисно-общинной организации как всеобъемлющей системы в структуру другого типа, которую условно можно назвать имперской провинциально-муниципальной системой. Полисно-общинная форма организации общества и всего образа жизни обеспечила создание эффективной экономики, динамичного общественного устройства, республиканского строя с его политической свободой, высокий уровень культуры, но к концу I в. до н. э. в Риме она исчерпала свои потенциальные возможности, стала тормозом дальнейшего развития общества и культуры.
Почему же полисно-общинная организация как универсальная система устарела и должна была уступить место иной организации?

191

Полисная организация базировалась на мелкой земельной собственности, существовании небольшого и достаточно замкнутого гражданского коллектива, прямом народоправстве граждан, организованных в народное собрание, на ополченческой армии, составленной из боеспособных граждан. Но к I в. до н. э. все эти условия в Риме изменились существенным образом. Динамично развивалась экономика, в основе которой стояла товарная рабовладельческая вилла в деревне или товарная ремесленная мастерская в городе. По мере римских завоеваний узкие полисные рамки гражданского коллектива неопределенно расширялись, ополчение было заменено профессиональной наемной армией, хотя этот процесс еще не был завершен. Наконец, полисная система управления, сформировавшаяся и приспособленная к руководству небольшим государством, совершенно не подходила к управлению Средиземноморской державой.
Разрушение старых основ и традиционной структуры приводило к серьезным социальным конфликтам в римском обществе, которые выливались в кровопролитные гражданские войны, рабские восстания, яростные столкновения в среде самого господствующего класса.
Перед рождающейся Империей вставали сложные задачи: привести в соответствие новые социально-экономические и политические основы, формирование нового имперского общества. Одной из таких задач было создание монархических структур на месте существовавшей столетиями полисно-общинной, т. е. в принципе республиканской, формы государства. Правда, римским политикам были хорошо известны монархии эллинистических стран, так же как и тиранические режимы многих греческих городов Великой Греции (например, Агафокла или Гиерона II в Сиракузах). В самой структуре римских республиканских органов, в частности в ординарной магистратуре консулов и особенно в экстраординарной магистратуре диктатора, монархический элемент был выражен с достаточной четкостью.
Однако в новых условиях общественно-политической жизни Рима в I в. до н. э. все эти виды монархического устройства оказались неприемлемыми и неэффективными. Попытки Юлия Цезаря и Марка Антония привить некоторые черты эллинистических монархий на римской почве вызвали яростное неприятие руководящих кругов римского общества, а такая исконно римская магистратура, как диктатура, была дискредитирована жестокостями Суллы и законодательно изъята из государственного механизма Рима еще в 44 г. до н. э. Вот почему перед новым правителем Рима Октавианом и поддерживающими его кругами господствующего класса стояла сложная задача формирования монархических структур на новых основах и вместе с тем с использованием, так сказать, традиционных римских политических институтов. В течение своего 44-летнего правления Октавиан последовательно и целенаправленно занимался формированием новых монархических учреждений.
К моменту гибели Марка Антония Октавиан пользовался властью, полученной в чрезвычайных обстоятельствах гражданской войны, и при ее окончании должен был сложить свои полномочия и вернуться к традиционной системе республиканского правления. Однако, как показали события кровопролитных гражданских войн, республиканская форма правления выявила свою неэффективность и распыленность по сравнению с единоличной властью диктатора Юлия Цезаря или триумвиров. Вот почему первые годы единоличного правления Октавиана ушли на то, чтобы решить довольно противоречивые задачи, а именно сложить с себя чрезвычайные полномочия и вернуться к прежнему правлению, но вместе с тем перестроить его в монархическом духе, используя традиционные идеи римского государственного права.
Вернувшись в Италию в 29 г. до н. э., Октавиан пересмотрел состав римского сената. Из него были исключены сторонники Марка Антония, фанатичные республиканцы, личные недруги нового правителя, состав сената был пополнен верными людьми Октавиана, а его общий список сокращен с 1000 до 600 членов. В том же году в торжественной обстановке с раздачей больших подарков населению Рима были отпразднованы несколько триумфов Октавиана в честь его многочисленных побед, что снискало ему популярность у многих простых граждан. Реформированный сенат и благодарный народ декретировал новому правителю ряд почестей, и прежде всего ему был

192

присвоен в качестве постоянного титул императора, который рассматривался как часть личного имени (теперь новый правитель назывался официально император Гай Юлий Цезарь Октавиан) и должен был символизировать не только власть над армией, но и его победоносность, его непобедимость, поскольку по традиционным представлениям титул императора присваивался (ранее временно) полководцу, одержавшему крупную победу.
Располагая послушным ему большинством реформированного сената, расположением римского гражданства, поддержкой армии, Октавиан посчитал момент благоприятным для сложения с себя чрезвычайных полномочий и правового оформления своей верховной власти в государстве.
В январе 27 г. до н. э. Октавиан на специально собранном заседании сената отказался от верховной власти, всех своих должностей, объявил о восстановлении традиционного республиканского управления и о желании уйти в частную жизнь. Отказ от власти был удачной и хорошо продуманной инсценировкой. Ни огромная римская армия, ни демобилизованные ветераны, одержавшие под его руководством столько побед, ни широкие слои граждан, благодарные за установление мира и роскошные подарки, полученные во время триумфов, ни его многочисленные друзья, зачисленные в сенат, конечно, не представляли своего будущего без верховной власти Октавиана. Вот почему сенат и народ стали упрашивать его не отказываться от власти, не покидать Республику. По словам Диона Кассия, сенаторы «просили, чтобы он взял на себя единодержавие, и приводили всякие доводы в пользу этого до тех пор, пока, разумеется, не принудили его принять единоличную власть».
Уступив «приказу» сената, Октавиан оформил свою верховную власть в духе староримских традиций, старательно избегая одиозных в обществе титулов эллинистического басилевса, древнеримского рекса или республиканского диктатора. Основными слагаемыми власти Октавиана стал набор нескольких высших магистратур, привычных общественному сознанию, но в совокупности создающих верховную власть.
Октавиан, чтобы не возбуждать общественное мнение быстрой концентрацией своей власти, растянул процесс сосредоточения разных магистратур на несколько лет. В период с 27 по 23 г. до н э. Октавиан соединил в своих руках полномочия консула, народного трибуна, он был поставлен во главе сенатского списка и стал как бы председателем высшего органа Римской республики, постоянный титул императора закреплял его права как главнокомандующего вооруженных сил. Для укрепления своей власти Октавиан широко использовал морально-религиозный фактор и поддержку общественного мнения. Прежде всего он позаботился о придании своей власти некоторого сакрального характера. Уже как наследник Юлия Цезаря, объявленного сенатом богом, Октавиан имел официальное имя Divi filius, «сын божественного». Определенный сакральный элемент, в частности понятие неприкосновенности, заключался в магистратуре народного трибуна, дарованной Октавиану пожизненно. Но этого было мало. Октавиан позаботился о том, чтобы получить особое священное имя Августа (от augeo, «возвеличиваю», «возвышаю», оно этимологически было связано с термином augur и рождало ассоциации с основателем Римского государства Ромулом). Имя Август из почетного обозначения превратилось в титул, передающий высший, освященный богами статус правителя и, хотя этот титул был принципиально новым, Август, используя этимологические ассоциации с фигурой Ромула, действовал как бы в русле древних римских традиций. Именем Августа, как именем божества, можно было скреплять клятвы. Особенно широкое понятие божественности Августа было распространено в восточных провинциях, в которых обожествление верховного правителя, например эллинистического царя, было традиционным и привычным. Однако, соблюдая осторожность, Август не формировал процесс своего личного обожествления и предпочитал соединение своего сакрального имени Август с культом богини Ромы, обожествленной римской власти.
Август постепенно усиливал и свой моральный авторитет. Так, он получил от сената полномочия по охране нравов и авторитета законов (cura legum et morum), был избран во многие религиозные коллегии Рима, в 13 г. до н. э. он был избран верховным понтификом — главой самой авторитетной религиозной корпорации Ри-

193

ма. Своего рода завершением этого процесса стало присвоение Августу особого титула «отец отечества» — pater patriae (2 г. до н. э.). Этот титул, известный и ранее, например, его имел Марк Цицерон, в системе высших прерогатив Августа имел особое значение в качестве своего рода моральной основы всех юридических полномочий правителя, приравнивая его как отца нации к отцу семейства единодержавно, строго, но в то же время заботливо правящего народом как своими детьми.

Император Август

Император Август

Новый характер в процессе формирования императорской власти приобрели отношения между правителем Октавианом и главными органами прежнего республиканского строя: народным собранием, сенатом и системой магистратур. При Октавиане народное собрание собиралось, принимало законы, в том числе многие законы о власти самого правителя, продолжало избирать традиционных магистратов (консулов, преторов, эдилов, квесторов), однако утратило какую-либо самостоятельную роль и превратилось в послушное орудие Октавиана. Прежде всего Август, получивший пожизненный трибунат, как бы получал полномочия полноправного представителя народного суверенитета, представляемого народным собранием.

194

Насколько нам известно, за все время правления Октавиана не было случаев не только противоборства, но даже несогласия между всемогущим правителем и народным собранием Рима, тем более что Октавиан, кроме собственно огромных юридических полномочий, держал в Риме и его окрестностях около 20 тыс. воинов и охранных частей, к тому же ведал продовольственным снабжением римского населения и, кстати, наладил его превосходно. Традиционный орган республиканского строя — суверенное народное собрание было умело приспособлено к формирующимся монархическим институтам и стало их частью.
Более сложными были правовые отношения между Октавианом и римским сенатом. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового, и Октавиан проводил по отношению к нему очень осторожную политику постепенного сокращения его компетенции, внешне оставляя за ним большие права. В 27 г. до н. э. он возвратил сенату верховную власть, сложив с себя чрезвычайные полномочия триумвира, а сенат, в свою очередь, наделил его новыми, так сказать, легальными полномочиями, оставив за собой значительную компетенцию. Между Октавианом — носителем новой власти и сенатом — органом традиционной республики было установлено как бы юридическое равноправие, своего рода юридическая диархия. Так, все римские провинции были поделены на сенатские, подлежащие компетенции сената и управляемые его ставленниками, и императорские, полностью подчиненные Октавиану, руководство которых назначалось им единолично. Традиционная римская казна — эрариум курировалась сенатом, но Октавиан располагал огромными денежными средствами, которые вскоре образовали особую императорскую казну, так называемый фиск, из которой финансировались содержание огромного римского войска, щедрые раздачи населению и другие траты. Во времена правления Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Однако при всей большой юридической компетенции сената в тех областях, которые были доверены его управлению, он оказался под полным контролем всемогущего правителя. Прежде всего Октавиан имел право республиканского цензора проводить ревизию сенатских списков, так называемые lectiones. Он провел пять таких lectiones, во время которых мог удалить из сената всех своих противников или просто несогласных. Само право проведения ревизии сенатских списков означало как бы более высокий авторитет Октавиана. Стоя в сенатском списке первым (princeps senatus), Октавиан, согласно древней традиции, имел право первым высказывать свое мнение, которое, естественно, было руководящим не только для его многочисленных сторонников, но и для других сенаторов. Как первоприсутствующий в сенате, принцепс сената созывал сенатские заседания, когда ему было угодно. Таким образом, римский сенат при большой декларированной власти, которая была как бы равна власти Октавиана, фактически был включен в систему рождающихся монархических учреждений как его органическая часть, хотя Август проявлял большой такт по соблюдению внешних прерогатив сената.
Конечно, не все государственные, особенно сложные и трудные, проблемы можно было обсудить в сенате, состоящем из 600 человек. И Август стал собирать для обсуждения некоторых щекотливых дел узкие собрания из своих ближайших друзей, которые получили название consilium principis — совет принцепса. Совет принцепса при Августе не был официальным государственным органом, но в кругу близких советников Октавиана обсуждались многие государственные дела. Совет принцепса мог составить серьезную конкуренцию официальному римскому сенату как орган реальной власти в государстве.
Еще более органичным оказалось включение в структуру рождающейся монархии традиционных выборных магистратур. И во времена Августа, так же как при республиканском строе, ежегодно избирались консулы (их количество возросло с двух до 6—8), преторы, трибуны, эдилы и квесторы, и они также осуществляли свои традиционные функции. Однако теперь они потеряли свое самодовлеющее значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не столько перед народным собранием, где они продолжали избираться, или перед авторитетом сената, сколько перед принцепсом и императором. Ведь принцепс получил от сената очень важное право

195

рекомендации (ius commendationis), т. е. среди разных претендентов на магистратскую должность он имел право указать своего кандидата, и такая рекомендация оказывалась решающей, а выборы превращались фактически в назначение. В ряде случаев проходили и неугодные Октавиану кандидаты, но, как правило, все магистраты, начиная с низших, были обязаны своей дальнейшей карьерой покровительству принцепса как при выборах на следующие должности, так и вне их, например в системе провинциального управления, в армии, целиком подчиненных Августу; от его воли зависело занесение бывших магистратов в сенатские списки. Прохождение таких карьер, начиная с самой низшей до высших консульских с последующим включением в сенат, создавало зародыш будущих бюрократических связей как основы собственно монархических структур. Помимо изменивших свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления, не выборных, а им единолично назначаемых. Так, им назначались руководители новых важных ведомств по управлению городом Римом — префект Рима, префект анноны, ведающий снабжением огромного города, префект претория, т. е. командующий преторианской гвардией, префект вод, ведающий снабжением водой и канализацией, укреплением берегов Тибра и др. Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения.
Для управления императорскими провинциями Август назначал наместников, носивших звание императорских легатов. Им помогали так называемые прокураторы, ведающие, главным образом, финансовыми вопросами, но иногда управлявшие небольшими по размеру провинциальными областями, как, например, знаменитый Понтий Пилат, управлявший Палестиной во времена Иисуса Христа.
Таким образом, постепенно создавался и расширялся постоянный аппарат управления. К нему с установлением новых бюрократических связей стали все более переходить функции государственного управления, целиком зависимые от воли монарха. В эту систему исполнительных органов органично вписывалась система выборных магистратур как ее составная часть.
К концу многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя, вошедшего в мировую историю под названием Римской империи. Эта форма монархии вырастала на почве собственно римских государственных структур, господствующих идей, что придавало императорскому режиму, так сказать, национальный характер, хотя нельзя отрицать влияние на его формирование эллинистических монархических институтов или некоторых тиранических режимов Древней Греции.
Поскольку монархический строй формировался на основе традиционных полисно-общинных институтов, рождающиеся имперские структуры оказались связанными с прежними порядками, а новая монархия — пронизанной некоторыми республиканскими правовыми идеями. Это проявилось в том, что власть Августа опиралась на традиционные органы, вместе с тем и сенат — цитадель республиканского строя — располагал огромной, в принципе равной императору, властью. Республиканские традиции проявлялись и в том, что огромные полномочия Августа в ряде случаев как бы прерывались, например, он вел счет годам своей трибунской власти, количеству проведенных им консульств, традиционных провозглашений войском императором. К тому же Август стремился занимать дарованные ему магистратские должности вместе с другими коллегами, придерживаясь древнего принципа коллегиальности.
Все эти особенности придали новым монархическим структурам некоторый республиканский оттенок, а в целом эта своеобразная форма Римской империи получила название принципата как особой формы Империи, пронизанной республиканскими идеями.
2. Социальная политика Августа. Одной из важнейших причин падения республиканского режима в Риме была неэффективность его социальной политики, которая привела к обострению всех групп противоречий между разными классами и социальными слоями римского общества —рабами и рабовладельцами, мелким и крупным землевладением; между разными прослойками господствующего класса — сенаторами и всадниками, муниципальной верхушкой и

196

провинциальной знатью. Вот почему одной из первоочередных задач стоящие за Августом новые монархические структуры считали ослабление общественных противоречий, нейтрализацию причин, их рождающих, достижение возможного в тех условиях социального консенсуса. В социальной политике Августа можно выделить три основных направления: укрепление основ рабовладения и придание рабовладельческим отношениям, широко распространившимся по Империи, определенного юридического статуса; консолидация господствующего класса Империи; покровительство средним прослойкам общества, будь это свободные земледельцы или ремесленники. Особым направлением социальной политики стала новая организация римской армии. Решение многих сложных вопросов социальной политики осуществлялось через интенсивное правотворчество, издание множества новых указов, эдиктов, законов, которые должны были создать эффективный правопорядок и обеспечить нормальное функционирование хозяйственной и общественной жизни, в значительной степени подорванные во время предшествующих гражданских войн.
Видимо, никогда не было издано столь много законов, связанных с регулированием отношений между рабами и их господами, как во времена Августа. Еще в самом начале своего правления Октавиан принял строгие меры к розыску беглых невольников, рабов, зачисленных в различные армии, например Секста Помпея, и вернул их господам. Особыми указами были подтверждены древние правовые акты о праве жизни и смерти господина над собственными рабами, а также о казни всех находящихся в доме невольников погибшего насильственной смертью господина.
Двумя законодательными актами от 2 г. до н. э. (закон Фуфия — Каниния) и от 4 г. н. э. (закон Элия —Сентия) ограничивался отпуск рабов на волю как обычным способом, так и по завещанию. Вместе с тем Август принял строгие меры, препятствующие незаконному или насильственному обращению в рабство свободных людей, и с этой целью провел ревизию рабских тюрем-эргастулов и освободил из них людей, насильственно обращенных в рабство. Предпринятые меры укрепили основы римского рабовладения и вместе с тем создали известные правовые основы рабовладельческих отношений как таковых, которые широко распространились по Империи.
Важнейшим направлением социальной политики была консолидация господствующего класса, разделенного к концу I в. до н. э. на четыре важнейших социальных слоя: сенаторское сословие, всадничество, муниципальная верхушка, провинциальная знать, часто не имеющая прав римского гражданства. Октавиан как представитель одной из аристократических семей Рима и принцепс сената, естественно, считал необходимым поддерживать внешний блеск сенаторского сословия. В театрах, амфитеатрах и цирках сенаторам согласно традиции отводились лучшие места. Август заботился о том, чтобы сенаторы располагали хорошим достатком, сенатский ценз был официально установлен в 1 млн. сестерциев, а если семьи сенаторов не имели такого большого имущества, он помогал им из своих личных средств. Сенаторы и члены их семей назначались на влиятельные и доходные посты в армии и провинциальном управлении. Наиболее уважаемым сенатским семьям было пожаловано достоинство римских патрициев. Такое ярко выраженное покровительство сенаторскому сословию не только преследовало цель достичь согласия между принцепсом и сенаторами как хранителями республиканских традиций, но и было необходимо из чисто прагматических соображений: без знаний, богатства и опыта сенаторского сословия просто невозможно было управлять огромным государством. И хотя в сенате всегда существовали влиятельные противники монархического режима, а сенатская оппозиция никогда не исчезала в целом (во времена Августа было организовано 6 заговоров), принцепс и сенат были соучастниками высшей власти, а сенатское сословие — верной опорой новой монархии.
В конце Республики всадническое сословие неоднократно вступало в конфликты с сенаторской знатью из-за дележа политической и судебной власти, сфер политического влияния. При Августе эти конфликтные ситуации были сведены к минимуму благодаря его умелой и целенаправленной политике. При новом правительстве всадничество оформилось как второе после сенаторского высшее сословие римского общества, его имущественный ценз был ус-

197

План форума (современное состояние)

План форума (современное состояние):
1 — храм Согласия; 2 — храм Веспасиана; 3— портик; 4— арка Септимия Севера; 5 — древние ростры; 6 — «Пуп» Рима; 7 — храм Сатурна; 8 — колонна Фоки; 9 — барельефы; 10 — возвышенность Деценалий; 11 — база конной статуи Константина; 12 — жертвенник Цезаря, ростры Юлиана и храм Цезаря; 13— храм Кастора и Поллукса; 14 — остатки бассейна; 15 — храм Весты; 16—дворец царей («Регия»); 17 — дом весталок; 18 — храм Антонина и Фаустины

198

тановлен в 400 тыс. сестерциев. Состав всаднического сословия постоянно пополнялся за счет выслужившихся военных командиров (военные трибуны, префекты), наиболее видных представителей римских муниципий. Всадники еще при Республике принимали активное участие в проведении судебных разбирательств, а также в финансовых и экономических предприятиях (особенно в провинциях). Август широко использовал их деловой опыт и привлекал в качестве императорских прокураторов для управления финансовыми делами в провинциях, сбора налогов, для надзора за работой рудников, императорских земельных владений, а то и поручал общее руководство небольшими провинциями. При нем всадническое сословие стало превращаться в служилое сословие, тесно связанное именно с монархическими (не выборными) структурами, всецело подчиненное принцепсу.
Особым направлением политики Августа по отношению к сенаторской знати и всадничеству была забота о их воспроизводстве и пополнении. Он провел серию так называемых брачных законов, согласно которым (18 г. до н. э.) сенаторы и всадники должны были обязательно вступать в брак, иметь и воспитывать детей. Имеющие детей, живущие в браке получали ряд преимуществ при прохождении карьеры, имели некоторые налоговые льготы. Были приняты законы о прелюбодеянии, сурово карающие супружескую измену, развратное поведение. Причем Август был вынужден применить этот закон к своей единственной дочери Юлии и собственной внучке, Юлии Младшей.
С точки зрения рождающейся монархии высшие сословия рассматривались как служилые сословия, обязанные отдавать свои опыт, силы и возможности на благо нового имперского общества, и потому их личная жизнь подчинялась высшим государственным интересам.
Многочисленным социальным слоем имперского общества была верхушка римских муниципиев и колоний, разбросанных по всем провинциям Империи, но особенно в Италии. Август завершил начатую еще Юлием Цезарем работу по новому административному устройству Италии. Вся территория Италии (со времен Цезаря она включала Паданскую равнину и простиралась до Альп) была разделена на 11 областей, каждая из которых состояла из нескольких муниципиев и колоний. Центром муниципия и колоний, как правило, был крупный или мелкий город (например, Капуя, Тускул, Помпеи) с приписанной к нему сельской территорией, на которой располагались земельные владения жителей муниципия. В каждом муниципии действовало местное народное собрание, на котором избирались городской совет (называемый обычно курия) и городские магистраты. Высшей городской магистратурой была коллегия из двух членов (дуумвиры) или из 4 членов (кваттуорвиры). В члены муниципального совета (декурион) городские магистраты избирали наиболее знатных и богатых граждан, как правило, владельцев крупных ремесленных мастерских, собственников пригородных поместий, людей достаточно состоятельных, чтобы нести расходы по отправлению должности, благотворительному строительству, раздачам городскому плебсу. Муниципий пользовался полной автономией в своих делах, городской совет и магистраты располагали реальной властью в своем муниципии. При стабилизации внутренней обстановки, оживлении хозяйственной деятельности, расцвете городского строя в Империи местные органы муниципального самоуправления приобретают большой политический вес, возрастает экономическая и культурная активность городской верхушки. Муниципальная верхушка, в руки которой была передана вся власть по управлению местными делами и которая устраивала их с большой выгодой для себя, не могла не поддерживать общую политику рождающегося принципата. Вместе с тем центральное правительство рассматривало муниципальную верхушку как питательную среду для пополнения высших правящих сословий, особенно всаднического, постоянно включая в их состав наиболее энергичных и знатных муниципалов, открывая перед ними путь к блестящим карьерам.
В отличие от Юлия Цезаря, щедро раздававшего права римского гражданства провинциальному населению и тем самым привлекавшего его к общему римскому делу, Август разработал иную политику. Наделение провинциальных жителей правами римского гражданства стало довольно редким явлением и носило персональный характер. Значительно большее внимание уде-

199

лялось другим аспектам провинциальной политики. Август усилил контроль за деятельностью наместников со стороны центрального правительства и начал бескомпромиссную борьбу с коррупцией провинциальной администрации. В канцелярии наместников направлялись инструкции из центра, которые регламентировали их прежде неограниченную власть. Как показывают надписи из провинции Киренаика, Август проводил политику осторожного ограничения власти римского наместника, в частности в области судопроизводства, допуская к участию в нем представителей местной знати, не имеющей прав римского гражданства. Эффективным средством для смягчения социальной напряженности в провинциях и привлечения на сторону Империи местной аристократии явились так называемые провинциальные собрания, которые стали собираться при Августе. Первоначально это были ежегодные собрания жрецов всей провинции в главном храмовом центре, и одним из их главных актов было торжественное жертвоприношение в честь принцепса Августа и богини Ромы как выражение лояльности данной провинции к центральному правительству. Здесь же суммировались просьбы и направлялись петиции непосредственно в Рим, в которых местное население могло приносить жалобы на управлявшего наместника. Как опытный политик Август понимал, что одним из главных источников недовольства провинциалов была старая система сбора налогов через откупные кампании римских публиканов. Римские публиканы, зачастую вступив в сговор с подкупленным наместником, произвольно завышали суммы налогов, составляя на этом огромные состояния. При Августе стали отходить от этой разорительной практики, и хотя откупа полностью не исчезли, но они теперь отдавались местным коммерсантам. Однако Август начал вводить новую систему сбора налогов через назначаемых им же прокураторов, которые руководствовались государственными интересами. Все эти мероприятия не столько облегчили, сколько упорядочили сбор налогов и вместе с тем допустили к этому важному звену управления представителей местных деловых кругов.
Пользующаяся покровительством центральной власти, располагающая подавляющим влиянием в своих городах и общинах, приобщенная к более высокой имперской культуре (особенно в западных провинциях) через осторожную романизацию, провинциальная аристократия поддерживала общую политику рождающейся монархии. Активно воспринятый в провинциях культ Августа и богини Ромы, множество памятников и статуй в его честь, поставленных в разных провинциях, масса благодарственных надписей принцепсу — свидетельство эффективности провинциальной политики первого римского монарха.
Важным направлением социальной программы Августа было проведение взвешенной и гибкой политики по отношению к средним и низшим слоям свободного населения Империи. Основной задачей нового имперского правительства было создание благоприятных условий для производительной работы мелких и средних земледельцев и ремесленников, переключение их жизненной энергии с политической активности на решение хозяйственных дел. Этому способствовало окончание разорительных гражданских войн, установление мира, оживление экономики, развитие городской жизни. Колоссальное строительство, развернутое центральным правительством и местными властями, о котором свидетельствуют многочисленные памятники, давало заработок ремесленному населению, но особое внимание Август уделил в своей социальной программе мелкому землевладению. Им была предложена и реализована обширная программа по поддержке мелкого и среднего землевладения. При Августе было демобилизовано и поселено в колониях около полумиллиона ветеранов, получивших участки плодородной земли и денежные средства для налаживания достаточно доходного хозяйства. Для обеспечения максимально благоприятных условий существования земледельческих хозяйств Август разработал детальные правила землеустройства сельской территории, провел земельный кадастр, закрепил земельные участки в качестве полной частной собственности (dominium), заложил основы аграрного права, защищающего интересы земледельцев.
Одним из направлений аграрной политики Августа стала активная пропаганда земледельческого труда, прелестей деревенской жизни, высокой престижности хозяйственных занятий. Крупнейший римский поэт Вергилий написал специальный трак-

200

тат на эту тему, прославление сельской жизни — один из главных мотивов поэзии Горация. Желая привлечь к сельскому труду часть городского плебса Рима, Август сократил общее число продовольственных раздач с 300 тыс. до 200 тыс. в самом Риме, подавая пример и властям других городов, в которых находился малоимущий городской плебс.
Однако как реальный политик Август понимал, что избавиться от малоимущего населения, городских люмпенов невозможно, и с его существованием и даже некоторым влиянием (ведь это были полноправные римские граждане) приходилось считаться. Недовольство голодных люмпенов вызывало волну насилия, волнений, создавало определенную напряженность в столице. Для успокоения этой паразитической и опасной толпы было организовано специальное ведомство снабжения во главе с префектом анноны, а запасы продовольствия постоянно пополнялись за счет привоза хлеба, особенно из Египта. Каждый из 200 тыс. люмпенов, занесенных в специальные списки, ежемесячно получал хлебный паек в 5 модиев зерна (в перерасчете на печеный хлеб около 1,5 кг в день). По случаю различных побед, торжественных событий Август неоднократно раздавал денежные подарки, достигавшие до 400 сестерциев на человека. Предметом постоянной заботы правительства была организация пышных зрелищ. Она преследовала цели не только успокоения капризного люмпен-пролетариата, но и прославление силы и богатства нового имперского режима в глазах широких масс населения. «Трижды я давал гладиаторские игры от своего имени и 5 раз от имени моих внуков,— писал Август.— Во время этих игр участвовало в боях около 10 тыс. человек... От своего имени и от имени моих сыновей и внуков я 26 раз устраивал для народа травлю африканских зверей в цирке, или на форуме, или в амфитеатрах. При этом было истреблено 3500 животных. Я устроил для народа морское сражение за Тибром... В составе этих флотов, кроме гребцов, сражалось еще около 3000 человек».
Конечно, содержание такой огромной массы люмпенов было тяжелой обузой для государственной казны, однако это были необходимые траты, поскольку при господстве рабского труда не все свободные граждане могли найти себе землю или работу и были вынуждены вести паразитический образ жизни, вкус к которому они быстро приобрели и от которого уже не хотели избавиться. Вместе с тем деклассированная масса римских граждан, подкармливаемая из государственной казны, служила постоянным источником для пополнения огромной наемной армии, служба в которой считалась престижной и весьма доходной.
В целом можно говорить об эффективности социальной политики рождающейся Империи, приведшей к известному сплочению интересов различных прослоек господствующего класса, смягчению напряженности в отношениях крупного и мелкого землевладения, укреплению основ классического рабовладения.
Особым направлением внутренней политики Августа было его отношение к армии. Еще в легионах Суллы, Помпея и Цезаря воины служили по многу лет, и фактически римская армия стала профессиональной. Во времена II триумвирата воины служили не менее 10 лет в различных военных кампаниях. Август учел ведущие тенденции эпохи и провел серию военных реформ, которые завершили реорганизацию римской армии на профессиональных началах. Теперь армия комплектовалась на основах добровольного найма граждан, которые были обязаны служить 20—25 лет. За службу каждый воин получал регулярную плату в 225 денариев (900 сеет.) и довольно частые денежные подарки по случаю побед или примерной службы. Поступивший на военную службу приносил присягу на верность императору. Находящийся на службе воин не имел права заводить семью, жил в военном лагере и занимался воинскими учениями. При выходе в отставку в возрасте 35—40 лет он получал звание ветерана, земельный участок в несколько десятков югеров и, используя накопленные денежные сбережения, превращался в зажиточного земледельца.
Основой армейской организации был легион, насчитывающий в среднем около 5 тыс. воинов. Основой легиона была тяжеловооруженная пехота, небольшое количество легковооруженных воинов и отряд всадников. В каждом легионе был определенный набор метательных и осадных орудий (древняя «артиллерия»), саперные подразделения. Каждому легиону придава-

201

лось приблизительно такой же численности соединение союзников, комплектующееся из провинциальных жителей (например, из фракийцев, галлов, иберов, сирийцев), не имеющих прав римского гражданства. В составе союзных соединений преобладали конные подразделения, которые удачно дополняли легионную тяжеловооруженную пехоту. Вместе с вспомогательными частями легион стал насчитывать около 10 тыс. воинов, представлял собой боевую единицу, включающую разные виды войск, способную выполнять разные задания от решительного наступления до активной обороны. Командовал легионом императорский легат в звании пропретора, к высшему командному составу легиона относились военные трибуны и префекты, которые командовали когортами, к среднему относились центурионы, начальствующие над манипулами и центуриями. Денежные выплаты центурионам и военным трибунам в несколько раз превосходили плату простым легионерам. Оплата вспомогательных частей была вдвое меньшей, чем легионерам. После полной выслуги лет воины вспомогательных частей могли рассчитывать на получение права римского гражданства. Общий состав римской полевой армии был определен к концу правления Августа в 25 легионов (включая вспомогательные части около 250 тыс. человек). Это была самая большая армия древнего мира, прекрасно организованная, хорошо тренированная, профессиональная.

Римские военные метательные машины (I —II вв.)

Римские военные метательные машины (I —II вв.): 1—скорпион; 2—онагр; 3— катапульта; 4 —баллиста

Военно-морской флот Римской империи не был главной частью вооруженных сил и решал вспомогательные задачи по охране безопасности Средиземного моря, превратившегося во внутреннее море государства. Он состоял из трех больших флотилий, которые базировались в трех крупнейших военно-морских базах Империи: в Мизене (Кампания), зоной ее действия была западная часть Средиземного моря, в Равенне (Северная Италия) для охраны центральной части Средиземного моря и в Александрии — для обеспечения восточной части Средиземного моря.
Кроме собственно полевой армии Август организовал гвардейские привилегированные части, основным назначением которых стала охрана Италии, особенно столицы Рима и особы самого императора. Были сформированы из отборных воинов, уроженцев Италии, 9 когорт, каждая из которых состояла не из 500 воинов, как обычно в легионах, а из 1000 воинов, при-

202

чем три когорты были размещены в самом Риме, а остальные шесть — в Средней Италии. Преторианцы имели ряд привилегий по сравнению с легионерами: они практически не участвовали в военных кампаниях и несли легкую охранную службу в столице и Италии, служили 16 лет, плата за службу была установлена в 3,5 раза выше, чем легионеру (750 денариев, 3000 сестерциев).
Август впервые в истории Рима, а возможно, и вообще в истории древних государств, организовал специальные полицейские части — 7 когорт вигилов (около 7 тыс. человек) во главе с особым префектом и четыре городские когорты в количестве около 4 тыс. человек, подчиненных префекту города. Жалование тех и других составляло 375 денариев (1500 сестерциев). Созданная реформами Августа военная организация Римской империи стала одной из лучших в древнем мире, она успешно выполняла необходимые государственные задачи и функционировала как эффективная система свыше двухсот лет.
3. Внешняя политика Августа. Располагая внушительной армией, Август мог проводить успешную военную и дипломатическую политику в наиболее угрожаемых участках растянутой границы Римского государства. Таковыми стали участки вдоль Рейна и Дуная, где римским границам постоянно угрожали воинственные германские и другие варварские племена, восточные районы Малой Азии и Сирия, где соприкасались границы Империи и сильной Парфянской державы. Именно в этих регионах были сосредоточены наиболее сильные группы легионов, насчитывающие по 4—6 легионов в каждой. Такой мощный военный кулак мог быть использован и для завоевательных операций, и для успешной обороны римских провинций. В других провинциях регулярных войск было значительно меньше. Так, в Египте несли службу два легиона (в конце правления Августа один легион), один легион находился в провинции Африка, два легиона (позднее один легион) стояли в Испании.
Август был осторожным политиком и крупных войн, особенно с сильными противниками, старался избегать. Так, с сильной Парфянской державой он поддерживал сложные дипломатические отношения, направленные на охрану восточных провинций, хотя именно в Сирии было сосредоточено 4 легиона, к которым можно было присоединить и египетские легионы. Вместе с тем Август зорко следил за борьбой внутри парфянского царствующего рода, умело используя разногласия борющихся группировок в интересах Рима. Особенно крупного успеха Август добился в 20 г. до н. э., когда парфянский царь Фраат IV, испытывая большие трудности в борьбе со своими соперниками, был заинтересован в поддержке римлян. Он был вынужден заключить очень выгодный для Августа договор. По договору римлянам возвращались захваченные ранее (у Красса и Антония) военные значки, легионные орлы и знамена. Они были торжественно помещены в одном из капитолийских храмов в Риме. Более того, Фраат IV должен был согласиться на утверждение в Армении римского ставленника царя Тиграна III. После такой блистательной дипломатической победы Август стремился поддерживать мирные отношения с Парфией, и это ему в целом удавалось. Однако он понимал, что ситуация на Востоке могла измениться в любое время, и держал в Сирии одну из самых сильных военных группировок Империи. Мир с Парфией развязал руки Августу, и он смог округлить римские владения на Востоке. Каппадокия была поставлена под римский контроль, полусамостоятельное Иудейское царство присоединено к провинции Сирии, и туда был послан римской прокуратор. Римский флот контролировал военную ситуацию на Красном море.
Более сложной, хотя в целом и удачной, была военная политика Августа в западной и центральной части Империи. В самом начале правления ему удалось присоединить северо-западный угол Пиренейского полуострова, богатый металлами, в тяжелой борьбе разгромив храбрые племена астуров и кантабров (25—19 гг. до н. э.). Успешно закончились завоевания альпийских областей, где были образованы новые провинции Паннония, Норик и Реция, а также Иллирик и Мезия. Не столь успешными стали взаимоотношения с германскими племенами. Правда, в середине правления Августа римлянам удалось нанести германским племенам несколько поражений и продвинуться на правом берегу Рейна на значительное расстояние вплоть до Эльбы и организовать новую провинцию Германия. После организации провинций Пан-

203

нония и Германия римляне, казалось, прочно оккупировали весь бассейн Рейна от его верховьев до устья, а также верховья Дуная. Однако именно здесь Августу пришлось испытать очень сильные удары воинственных варварских племен, германцев и паннонцев. В 6 г. н. э. вспыхнуло мощное восстание жителей Паннонии. Оно началось с избиения римских граждан — колонистов, купцов, воинов местных гарнизонов. Ценой огромных усилий (здесь было сосредоточено 15 легионов) в течение трех лет удалось подавить опасное для римлян восстание. Еще более опасным оказалось положение в провинции Германия. Здесь германские племена во главе с Арминием, молодым вождем племени херусков, смогли заманить сильную группировку, состоящую из трех легионов, в Тевтобурский лес и полностью ее уничтожить (9 г. н.э.). Давно римляне не терпели такого сокрушительного поражения. Его последствиями была их полная эвакуация с правого берега Рейна. Теперь граница между свободными германскими племенами и галльскими провинциями проходила по широкому Рейну. Она была превращена в хорошо укрепленную пограничную линию. Однако постоянная опасность нападений со стороны германских племен вынуждала римлян держать здесь одну из самых сильных военных группировок, насчитывающую иногда до 8 легионов.

Строительство моста через Рейн. I — II вв. н. э. Реконструкция

Строительство моста через Рейн. I — II вв. н. э. Реконструкция

В период правления Августа были намечены основные направления военно-дипломатической деятельности имперского правительства: германский вопрос (отражение нападений со стороны германцев на Рейне); дунайский фронт (где сильная армейская группировка в 4—6 легионов защищала дунайскую границу) и парфянская проблема (сложные взаимоотношения с Парфянской державой опирались на мощный кулак сирийских легионов).
Таким образом, к концу своего длительного 44-летнего единоличного правления путем целенаправленных и многочисленных реформ Августу и стоящим за ним кругам господствующего класса удалось решить многие больные проблемы римского общества и государства, которые столь остро проявились во время кровопролитных гражданских войн. Были заложены прочные основы рождающейся Римской империи как нового типа античной государственности и имперского рабовладельческого общества, новой средиземноморской культуры.

Подготовлено по изданию:

История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина.— 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2000.— 383 с: ил.
ISBN 5-06-003677-4
© ГУП издательство «Высшая школа», 2000



Rambler's Top100