Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
71

V. ТЕХНИКА МОНЕТНОГО ДЕЛА

Монетные металлы и порча металла в монете. Одним из первых металлов, применяемых в монетном деле, был естественный сплав золота и серебра — электрон или электр (ήλεκτρον), или, как его называли греки, «белое золото» (χρυσοισλενκόσ)· Из этого металла выбиты самые ранние монеты Лидии и Ионии, а с VI по IV в. до н. э. из электра чеканят монеты многие города Малой Азии, в том числе Кизик, Фокея, а также г. Митилена на о. Лесбосе. Причиной распространения электровых монет на территории Малой Азии является обилие этого металла в речном песке в долине реки Пак-тола, в горных хребтах Тмола и Синила. Вообще до разработки Лаврийских серебряных рудников в Греции ощущался недостаток серебра 1. В других местах электровые монеты употреблялись реже. Например, в IV в. до н. э. из электра недолго чеканили монеты г. Сиракузы и Карфаген. Этот сплав употреблялся при чекане некоторых так называемых «варварских» подражаний (например, кельтских) и статеров Боепорских царей2. Соотношение золота и серебра в естественном сплаве — электроне —было не очень постоянным и колебалось от 69 до 16%. Несмотря на это курс электровых монет был твердым независимо от процентного содержания золота и серебра.
Чистое золото как монетный металл появляется позже электра. Первыми золотыми монетами являются монеты, приписываемые лидийскому царю Крезу (II половина VI в. до н. э.), которые назывались по его имени — Κροισειοι, так же как персидские золотые монеты назывались дариками. Следует отметить одновременное употребление в монетном деле Персии двух металлов — золота и серебра (биметаллизм). Греческие монетные системы были до IV в. до н. э. монометаллическими, т. е. базировались на выпуске либо серебряных, либо электровых монет. Большинство греческих полисов начало свой монетный чекан с выпуска серебряных монет. Наиболее ранние монетные системы —эгинская, коринфская и др.— основаны на выпуске серебра. От некоторых античных городов, которые рано исчезли с арены истории, до нас дошли исключительно одни серебряные монеты. Таковы серебряные статеры города Сибариса в Великой Греции, разрушенного в 510 г. жителями соседнего города Кротона, монеты города Занклы в Сицилии, которая в 494 г. была переименована в Мессану; города Каулонии в Брутто и г. Наксоса в Сицилии, разрушенных Дионисием I.

1 В Греции золото добывалось на о. Сифносе и Фасосе, во Фракии, Македонии, отчасти в Фессалии и Эпире. Серебряные рудники имелись на о. Сифносе, в Македонии, Эпире, в Аттике. Медь привозилась с о. Кипра и добывалась на о. Эвбее.
2 Правда, в этом случае электр применяется со специальной целью и это следует рассматривать как «порчу» монеты государственной властью.
72

Электровые, серебряные и золотые монеты обслуживали нужды крупной торговли, участвовали в больших торговых операциях, так как стоимость крупных номиналов «монет из драгоценных металлов в древности была сравнительно высокой. Из-за отсутствия в обращении до IV в. до н. э. монет из дешевого металла, меди, которые могли служить разменными деньгами, приходилось чеканить серебряные монеты очень мелких номиналов, вес которых часто не превышал 0,18 г и даже доходил до 0,047 г.
Медь, которая играла по отношению к золоту и серебру вспомогательную роль, получила широкое распространение только в IV в. до н. э. 3. Из меди чеканилась мелкая разменная монета, служившая нуждам местного внутреннего рынка. Греки употребляли медь различного состава, были известны сплавы ее с другими металлами— так называемая эгинская, коринфская, делосская медь. Римлянам была известна бронза (сплав меди с оловом) и латунь (сплав меди с цинком).
Другие металлы в монетном деле применялись очень редко и распространение их было локально ограниченным.
Так, железные прутья — «оболы» — были известны в Спарте. Железные монеты изредка находят з городах Пелопоннеса — Тегее, Герее, Аргосе. Но эти монеты относятся .к IV в. до н. э. Из никеля (20% никеля и 80% меди) сравнительно недолго чеканили монеты цари Бактрии Евтидем II и Агафокл. Но в это же время обращались в Бактрии серебряные и медные монеты.
Свинец и олово употреблялись только для изготовления различных заменителей денег — тесе ер, которые в случае необходимости могли быть обменены на монету.
Рим в отличие от греческих государств начинает свой монетный выпуск с крайне тяжеловесных литых медных монет. Серебро в Риме появляется только после 268 г. до н. э., а золото приобретает некоторое распространение только в конце республики.
В монетном деле в Греции и Риме употреблялись драгоценные металлы очень высокой пробы. Проба для золота была не ниже 98%, для серебра не ниже 95%.
Античное монетное дело, как правило, не знало практики распространения низкопробной монеты в качестве мелкой разменной монеты. Никаких примесей к золоту и серебру не допускалось. В случае необходимости ввести в обращение неполноценную монету прибегали к особому приему — выпускались так называемые плакированные или субэратные монеты, т. е. монеты с медной сердцевиной, обтянутые серебряной или золотой оболочкой. Такие субэраты в эпоху Римской республики не были подделкой, так как они чеканились теми же штемпелями, что и обычные монеты.
Монета из золота и серебра низкой пробы появляется поздно, лишь в тяжелые периоды экономических и финансовых затруднений, и является сознательно испорченной государственными орга-

3 Исключением являются медные литые монеты г. Ольвии VI в. до н. э.
73

нами монетой. Таковы «электровые» (из искусственного сплава золота и серебра) статеры боспорских царей, «варварские» подражания кельтских и кавказских племен. Это испорченная первоначально чистая золотая монета. Другим примером государственной порчи монеты служат так называемые «антонинианы», широко распространившиеся в Римской империи со времени правления Каракаллы, или деградировавший республиканский высокопробный серебряный денарий; в его составе лигатура меди и серебра. Эти биллоновые монеты, содержащие до 50% меди, обращались на рынке по курсу серебра. Деградация таких монет доходит до того, что первоначально золотые боспорские статеры в дальнейшем становятся серебряными и даже медными, а римские «антонинианы» превращаются в чисто медную монету. Греческие города в классическую эпоху не знали такого принудительного денежного курса — стоимость греческих монет, как правило, определялась реальной стоимостью заключенного в ней металла.

Монетная техника. Существует несколько различных источников, которые дают нам представление об античной монетной технике. Прежде всего это сами монеты, наблюдение над особенностями фактуры которых позволяет сделать определенные выводы относительно способа изготовления данной монеты, так как монета всегда несет на себе следы производства. Большое значение имеют случаи находки подлинных монетных штемпелей. Однако эти случаи крайне «редки, так как изготовление монет было государственной тайной и отработанные штемпели уничтожались. Кроме того, встречаются штемпели античных фальшивомонетчиков.
Некоторые, правда очень немногочисленные, сведения о способе изготовления монет дают письменные источники, сообщающие термины, которыми обозначались различные процессы производства монеты и орудия их изготовления. Так, известно, что штемпель назывался термином χαρακτήρ. Процесс чеканки монеты обозначался словами κόπτω, χαράσσω, τυπόω, ποιέω и др. Производным термином от глагола κόπτω является греческое название монетного двора— αργυροκοπειον. На некоторых монетах существуют своеобразные надписи, свидетельствующие о технике изготовления этих монет. Так, монеты г. Гор тины и Феста на Крите имеют надписи Γόρτυνος το παιμα или Φαιστίων то παιμα— чекан Гортины и чекан Феста. Наконец, некоторые монеты имеют изображение орудий, при помощи которых чеканились монеты. На римской республиканской монете магистрата Тита Каризия изображены наковальня, молот, штемпель и клещи, которыми поддерживался штемпель во время работы (табл. XVII, № 13). На монете из Пестума имеется изображение монетного мастера, который держит клещами штемпель на наковальне, а другой мастер ударяет молотом по штемпелю.
Античная монетная техника знала два способа производства монеты — чекан и литье.

74

Вполне доказано и неоспоримо, что чеканка монеты —наиболее ранний и наиболее распространенный способ изготовления монеты. Литье применялось в большинстве случаев при производстве крупных медных монет, чеканить которые было очень трудно 4.

Техника чекана. Инструментами, необходимыми для чекана монет, были наковальня, молот, клещи или щипцы, штемпели лицевой и оборотной сторон, на которых вырезано то или иное изображение. Монетный кружок отливался заранее в определенном весе и размере. Ударом штемпеля по монетному кружку негативное изображение штемпелей наносилось на монету. Нижний штемпель был врезан в наковальню (обычно это штемпель лицевой стороны) и имел более глубокий рельеф. Эта наковальня с укрепленным на ней штемпелем называлась ακμονίσκοσ. Верхний штемпель имел цилиндрическую форму и накладывался на монету. На нем обычно сохранялись следы от многочисленных ударов молота, а при частом употреблении верхушка у него расплющивалась.
Таким образом, процесс изготовления монеты сводился к следующему: заранее отливалось в глиняной или каменной форме необходимое количество монетных кружков, выверялся их вес. Затем они разогревались до определенной температуры и по очереди накладывались на наковальню. Эту операцию производил один рабочий, другой рабочий прикладывал верхний штемпель и ударял по нему молотом.
Весь процесс чеканки одной монеты длился около 6—7 секунд. В результате такой поспешности при примитивной ручной технике получалось большое количество поврежденных монет, со смещенным изображением, поврежденными, сдвоенными надписями, так называемые «incusi» — монеты, которые чеканились не штемпелем, а застрявшим в нем предыдущим экземпляром. Однако все такие бракованные монеты пускались в обращение наряду с хорошими.

Рис. 4. Штемпели лицевой и оборотной сторон

Рис. 4. Штемпели лицевой и оборотной сторон

Развитие изображения на штемпеле оборотной стороны. На основании изучения изображений на монетах удалось установить

4 Например, техника литья была связана с выпуском очень больших монет из меди в Ольвии в VI в. до н. э. и в древнем Риме в IV в. до н. э.
75

процесс эволюции штемпелей, особенно заметный для верхнего штемпеля, т. е. штемпеля оборотной стороны.
Архаические монеты часто не имеют изображения на оборотной стороне, а имеют только углубления различной формы. Углубления получались потому, что верхний штемпель еще состоял из одного стержня с шипами на конце или нескольких металлических стержней. Это углубление обычно называлось термином quadratum incusum, хотя форма его была различной — прямоугольной, квадратной, в виде свастики, лопастей или расчлененного на части квадрата. Quadratum incusum в виде рудимента сохранялся в классическую эпоху. Так, имевшие широкое распространение афинские тетрадрахмы вплоть до IV в. до н. э. сохраняли на оборотной стороне quadratum incusum5, внутри которого помещалось изображение совы.

Чеканка некоторых монет г. Сиракуз. Некоторое своеобразие в смысле техники чекана представляют сиракузские монеты V в. до н. э. Очень интересные наблюдения над этими монетами проделал А. Н. Зограф6. Характерной особенностью этих монет являются выступы дугообразной формы по краям монеты с двух противоположных сторон. Долго эти выступы были необъяснимы. Наконец, английский нумизмат Хилл высказал предположение о том, что эти монеты чеканились на шарообразных слитках, а А. Н. Зограф установил, что при литье шарообразных слитков на месте соединения двух половинок формочек оставался след в виде ободка (экватора), который при чеканке превращался в дугообразные выступы на краях монеты. Это предположение хорошо объясняет большое количество вариантов расположения дужек на монете, так как при работе штемпели ложились случайно и каждый раз различным образом (табл. XVII, № 1—4).

Nummi incusi (вдавленные монеты). Совершенно своеобразной техникой чеканились монеты городов Великой Греции в архаическую эпоху. Монеты Кротона, Сибариса, Метапонта, Каулонии, Посей доний и др. имели на оборотной стороне часто то же изображение, что и на лицевой, но в вогнутом виде (т. е. в том виде, как оно обычно вырезалось на штемпеле). Это так называемые nummi incusi. Достаточно убедительного объяснения причин появления такой техники не имеется. Предположение А. Н. Зографа, что оба штемпеля для чеканки этих монет были изготовлены с одной матрицы, не всегда подтверждается7 (табл. V, VI).

5 Это, как и особый «архаический» стиль тетрадрахм Афин V—IV вв. до н. э., вызвано необходимостью придать им постоянный вид законной монеты в связи с их распространением вне Афин.
6 «К технике сицилийских монет V в. до н. э.». ТОНГЭ, т. 1. Л., 1945.
7 Нередко изображение на оборотной стороне передает лишь общие черты изображения лицевой, не давая подробностей, надписей, диферентов и т. д. Встречаются и различные изображения на лицевой и оборотной сторонах монет, выполненных этой техникой. Например, на мелких монетах Метапонта на лицевой стороне изображен колос, а на оборотной — букраний, на монетах Кротонат — на лицевой стороне треножник, на оборотной стороне — птица с раскрытыми крыльями и др. Очевидно, что столь высокая и сложная техника изготовления этих монет обеспечивала невозможность их подделки.
76

Не следует путать nummi incusi с монетным браком; вогнутое изображение на бракованных монетах получается в результате того, что предыдущая монета. застряла в наковальне и ею наносился удар по новому монетному кружку.

Односторонние монеты. Существуют односторонние монеты, имеющие изображение только на лицевой стороне, чеканенные одним нижним штемпелем. Таковы архаические монеты г. Популонии и некоторых других городов Этрурии. Оборотная сторона у них имеет совершенно гладкую поверхность (табл. XVII, № 5, 6).
Nummi serrati или dentati (зубчатые монеты). Некоторые выпуски римских республиканских монет (денариев) имеют на краях (гурте) зазубрины. Такие же зубчатые края и у некоторых монет г. Карфагена и Сирии (особенно при Антигоне Эпифане). Предполагают, что такой способ применялся с целью затруднить подделку монет, в частности предотвратить выпуск субэратных монет8. Зубцы на монету наносились уже после того, (как было получено изображение, хотя селевкидские монеты, очевидно, имели своеобразную форму отливки медных кружков для монет «зубчатых».

Nummi scyphati (вогнутые монеты). Некоторые монеты из так называемых «варварских» подражаний имеют вогнуто-выпуклую форму, подобную некоторым византийским монетам (X—XI вв.). Таких nummi scyphati особенно много среди кельтских и придунайских монет, воспроизводящих в очень грубой форме типы тетрадрахм Филиппа II и Александра.

Nummi subaerati. Особое значение имеют так называемые nummi subaerati, о которых уже говорилось и которые в техническом отношении представляют медное ядро, обтянутое серебряной оболочкой. Такие субэраты впервые стали выпускаться римлянами после поражения при Тразименском озере в 217 г. до н. э. В 91 г. до н. э. народный трибун Марк Ливии Друз предложил выпускать их в соотношении 1 субэрат к 7 полноценным денариям, что сильно засорило рынок неполноценной монетой и вызвало затруднение обмена. Поэтому в 86 г. до н. э. все субэраты были обменены на доброкачественные монеты или изъяты из обращения. Однако это не прекратило их дальнейшего выпуска—так, большое их количество чеканил Сулла. Плакированные монеты изготовлялись путем опускания раскаленного медного кружка в расплавленное золото или серебро, а затем чеканились.

8 Однако, следует отметить, что среди serrati встречается такое же количество подделок, как и среди обычных монет, попадаются и субэратные экземпляры.
77

Техника литья. Техника литья развивалась независимо друг от друга в г. Ольвии в VI в. до н. э. и в древнем Риме в IV в. до н. э. Ольвийские литые медные монеты по сходству техники изготовления и размеру с римскими часто неправильно называют ассами.
Отливка монет производилась группами в групповой форме. Об этом свидетельствуют оставшиеся на некоторых монетах следы металла, соединявшего монеты (литники). В коллекции Британского музея имеется такая группа соединенных монет. После от-

Литейные формы

Рис. 5. Литейные формы

ливки литники разрубались и на месте разрубания оставался след. Формы для литья делались из глины, на поверхность которой оттискивалось изображение монеты, после чего глина обжигалась. Форма состояла из двух половинок, в результате смещения которых монета иногда приобретала неправильную форму гурта.

Вес монетного кружка. Групповой способ отливки монетного кружка или монеты не мог точно гарантировать их постоянного и определенного веса. Поэтому такой способ мог применяться только для изготовления медных монет, так как монета из драгоценного металла требовала точной юстировки веса. Для этого прибегали к особому способу изготовления монетного кружка для золотых и серебряных монет. Путем взвешивания определенного количества металла достигался определенный вес слитка, необходимый для монетного кружка. Из этого слитка чеканилась монета.

Изменения в технике производства монет в эпоху эллинизма. В эллинистический период в связи с быстрым развитием торговых связей между греческими государствами и государствами Востока, с усилением обмена потребовалось значительно большее количество монет, обслуживавших нужды торговли. Эта необходи-

78

мость повлекла за собой некоторые усовершенствования в технике изготовления монет, которые в основном были направлены на ускорение процесса чеканки. Для того чтобы монета прочно сидела в нижнем штемпеле и не выскакивала при ударе, штемпель делался несколько вогнутым, в результате чего и сама монета приобретала форму часового стекла. В этом отношении характерны монеты эллинистического Египта. При чеканке стали нередко употреблять группу монетных кружков, соединенных литниками, что также ускоряло процесс чеканки, так как литники отрубались уже после того, как монета была готова.
Часто встречаются монеты с правильным и постоянным соотношением осей9. Возможно, для этого на верхнем штемпеле имелась специальная отметка, указывавшая положение штемпеля при ударе. Штемпели изготовлялись из железа. Однако сопряженные штемпели появились гораздо позже, только в римское время.

Монета как произведение искусства. Говоря о технике изготовления греческих монет, всегда следует помнить, что искусство резьбы монетного штемпеля в Греции высоко ценилось и считалось не ремеслом, а подлинным искусством, по своему характеру приближавшимся к глиптике — искусству резьбы по камню. Несмотря на несовершенство технических приемов, большинство греческих монет отличаются удивитель-

Рис. 6. Статуарное изображение Митридата VI Евпатора

Рис. 6. Статуарное изображение Митридата VI Евпатора

Рис. 7. Изображение Митридата VI Евпатора на монете

Рис. 7. Изображение Митридата VI Евпатора на монете

ной красотой, изяществом, вкусом и являются подлинными произведениями искусства.

9 Для архаической и классической эпох характерно случайное соотношение осей.
79

Лучшие художники, резчики камней и гемм предлагали свои услуги и участвовали в работе по изготовлению штемпелей, либо делая их самостоятельно, либо исправляя и усовершенствуя, либо приготовляя образцы. Поэтому на многих монетах есть имя художника, делавшего штемпель. Это так называемые подписные монеты. Среди имен художников-резчиков монетных штемпелей особенно известны имена прекрасных мастеров монетного искусства Кимона и Эвенета, сделавших штемпели к сиракузским монетам V в. до н. э., а также Евклида, Евмена, Аристоксена (сицилийские города), Феодота из Клазомен, Неанта с о. Крита и др.
Кимон и Эвенет, современники, создали два образца сиракузских мемориальных декадрахм (или пентеконталитр), которые соревновались в красоте, не уступая друг другу первенства. Эвенета считают Фидием в монетном деле. Оба мастера оказали большое влияние на работу других резчиков, иногда даже копировавших их шедевры (табл. VII, № 3, 4).
Монетное искусство, как и всякое другое искусство, развивается согласно своим специфическим законам и имеет свои особенности. К одной из таких особенностей относится его «консервативность», замедленность развития. Это объясняется постоянством монетного типа, что часто вызывает необходимость «архаизировать» стиль изображения на монете. Например, резчик штемпеля для афинских тетрадрахм IV в. до н. э. сознательно старался придать им вид монет V в. до н. э., которые в свою очередь копировали образцы архаического стиля 10.

Изменения в технике производства монет в императорскую эпоху. Особенностью монетного дела этого времени является еще большее ускорение процесса чеканки, что было обусловлено потребностью в массовых выпусках монеты в масштабах всей империи. При Фаустине Младшей в одном из штемпелей стало делаться углубление, в которое входил другой штемпель. Это предотвращало появление бракованных монет в результате обычного ранее соскакивания штемпелей. В правление императора Константа с целью ускорения выпуска монет впервые стали применяться сдвоенные штемпели, соединенные наподобие пломбирных щипцов. Простые железные штемпели уступили место штемпелям из закаленного железа, что произошло еще при императоре Августе. Все это увеличило выпуск однотипных ауреусов и денариев, заполнивших рынки таких отдаленных от Рима стран, как Индия (денарии с типом Кая и Луция Цезарей, по предположению английских нумизматов, специально чеканились в эпоху Августа для торговли с Индией и другими странами Востока). Вариантов денариев одного и того же типа было очень большое количество, что гово-

10 Эта особенность вызывалась не художественными, а экономическими потребностями и позволяла монете долго удерживаться на межполисном рынке.
80

рит об одновременной работе многих монетных дворов и мастерских. Особенно увеличивается количество монет в III в. н. э. в связи с падением их стоимости. Так, император Флориан, правивший всего 3 месяца (276 г. н. э.), выпустил до 500 вариантов монет со своим именем, а император Тацит (275—276 гг. н. э.), правивший один год,— до 1500 вариантов основного типа. Художественная техника исполнения римских монет падала с увеличением количества их выпуска. Так, если республиканские и раннеимператорские серебряные и золотые монеты являются подлинными произведениями искусства, на которых сохранены следы индивидуальной обработки штемпеля, то поздние императорские монеты уже не представляют художественной ценности, а портреты императоров, помещенные на них, почти совершенно утрачивают сходство с оригиналом. Расцвет техники резьбы штемпелей в Риме наблюдается со II в. до н. э. до правления Адриана. Со времени Антонина Пия в этом деле заметен упадок.

Медали, конторниаты, тессеры. Медалей в нашем смысле слова в древности не знали. Однако, уже в Греции были известны мемориальные или коммеморативные монеты, всегда соответствовавшие по весу определенному номиналу (декадрахмы, тетрадрахмы), но посвященные каким-либо памятным событиям. Такие монеты играли роль современных исторических медалей, но участвовали в денежном обращении. Известны декадрахмы (пентеконталит-ры) г. Сиракуз, выпущенные по поводу неудачи экспедиции Алкивиада 415—413 гг. до н. э., римские денарии Брута с изображением фригийского колпака и двух кинжалов — напоминание о мартовских идах 44 г. и др. В древности существовали и дарственные монеты (донативы), выпущенные с целью награды и по своему значению равные нашим наградным медалям. Такие «медали» или медальоны в большом количестве распространялись римскими императорами среди своих приближенных или правителей зависимых государств. Медальонами можно считать монеты, выпущенные в ограниченном количестве, исключающем обращение этих монет на рынке, превосходящие по весовой норме обычные денежные единицы. Золотые медальоны известны со времени правления Августа, серебряные — со времени Домициана, медные — со времени Траяна. Известен случай, когда император Элагабал приказал для раздачи своим приближенным чеканить медальоны стоимостью (по весу) в 2, 3, 4, 10 и даже 100 ауреусов. Однако до нас они не дошли, так как, очевидно, были переплавлены последующим и императорами.
Особое значение имели так называемые заменители денег — конторниаты11 и тессеры. Конторниаты (медальоны или монеты с глубокой бороздой вокруг поля), служили наградой за победы

11 От итальянского слова contorno — контур.
81

в спортивных состязаниях. Иногда конторниаты играли роль талисманов, отгоняющих неприятности и приносящих счастье. Тессеры — бронзовые, иногда свинцовые жетоны, служили входными билетами на общественные зрелища, в цирк, в театр 12. Особенно много раздавалось тессер в правление первых императоров династии Юлиев—Клавдиев и в поздней римской империи. Иногда с монет оттискивались золотые пластинки, индикации, служившие украшениями и употреблявшиеся в городах Боспорского царства. Нередко индикации клались в рот покойникам вместо монеты. На Боспоре индикации употреблялись в качестве украшения погребальных венков.

12 Конторниаты и тессеры имели разнообразные изображения, в большинстве случаев относящиеся к спортивным играм, зрелищам. На тессерах имелись цифры, обозначавшие номер секции зрительного зала.

Подготовлено по изданию:

Казаманова Л.Н.
Введение в античную нумизматику. М.: Издательство Московского университета, 1969.



Rambler's Top100