Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
170

КОММЕНТАРИИ

Этот свод примечаний заслуживает нескольких вступительных слов хотя бы по одной причине. Я подозреваю, что сам автор книги, Паскаль Киньяр, отнесся бы к их наличию или отсутствию равнодушно, а может быть, и приветствовал бы появление своего текста по-русски в «девственном», неоткомментированном виде. Жанр эссе предполагает свободу изложения, а жанр эссе деконструктивистской эпохи — свободу игры с читателем. Блестящая образованность автора позволяет ему легко обрушивать на читателей массу фактов, цитат, иногда меняя контекст или исподволь смещая акценты. В этом одна из целей книги. Но чтобы оценить и понять игру, надо контекст знать. Читатель русский знает его не хуже и не лучше французского, но у последнего одно преимущество — для него латинские корни слов выглядят естественнее и роднее — не скажу понятнее. И в этом одна из причин появления комментария. Другая — собственно в том, что он дает возможность сравнить идеи Киньяра с реальным античным фоном, на котором они возникли. Эта возможность не противоречит, но продолжает идею книги — примечательна не только сама мысль, но и ее контекст. В комментарии этот контекст намечен, дало читателя — его углубить и оценить.

Глава I. Паррасий и Тиберий

1 ...зовутся фесценнинами. — Фесценнинские стихи (фесценнины) — стихи и песни обсценного содержания. По свидетельству Сервия (Комментарий к «Энеиде», VII, 695), их название связано с городом Фесценний, располагавшимся в Южной Этрурии. Как сообщают Сенека Старший (Контроверсии, VII, 6) и Плиний (Естественная история, XV, 86), фесценнины изначально являлись элементом свадебного обряда, для которого непристойные песни были одним из атрибутов в различных культурах. Поскольку в широком фольклорно-мифологическом контексте свадьба связывалась с культом плодородия, то фесцен-

171

нины присутствовали и в традиционных сельских ритуалах (в частности, в форме ритуальной перебранки). Обязательный для таких ритуалов культ фаллоса дал повод сблизить название песни и соответствующего фольклорного жанра со словом fascinus (так, например, объяснял этимологию фесценнин римский ученый II—III вв. Юлий Павел), и именно это сближение постоянно подчеркивает П.Киньяр.
2 ...римского романа — «satura». — «Сатура» в римской литературе название особого жанра, причем жанра типично римского, недаром Квинтилиан гордо писал, что «сатура целиком наша» (Воспитание оратора, X, 1,93). Первоначально этим словом (производным от лат. satur — «полный») назывались представления, состоявшие из отдельных, не соединенных друг с другом песен и сценок, в известной мере продолжавших традицию фесценнинских стихов. Впоследствии под влиянием различных заимствованных жанров (прежде всего новоаттической комедии и философского диалога-мениппеи) сатура все больше «литературизировалась»; основным показателем жанра являлось смешение различных стихотворных размеров, а также прозы и стиха на уровне формы, и подобная же тематическая «пестрота» содержания. В жанре сатуры писали Энний, Луцилий, Варрон, Гораций, этим же словом обозначились «сатиры» Персия и Ювенала. Традиционно называемое «романом» произведение Петрония «Сатирикон» самим своим заглавием обнаруживает принадлежность к той же жанровой традиции.
3..что звалось ludibrium. — П.Киньяр объединяет первичное и производное значения латинского слова. Ludibrium (производное от ludus — «игра»), означая насмешку, употреблялось и в значении оскорбления, насилия, в том числе и сексуального.
4 Паррасий Эфесский — знаменитый греческий художник, жизнь которого датируется V—IV вв. до н.э. Был известен своим резким нравом и вызывающими манерами (так, он носил пурпурные одежды и золотой венок). Среди его картин наиболее замечательными считались изображения Тезея, Филоктета, сцен исцеления Телефа и мнимого безумия Одиссея, а его стиль был отмечен любовью к изображению сильных переживаний и богатством красок. По свидетельству древних, он был автором и нескольких сочинений по теории живописи.
5 ...«изображение проститутки». — Следует заметить, что слово pornographos в античных памятниках вовсе не зафиксировано, а единственное его употребление у Афинея (Пир софистов, 13, 567b) подразумевает не художника, но «пишущего о проститутках».
6 Светоний рассказывает... — Светоний. Тиберий, 43—44; см. издание: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1990, с. 95.
7 Spintrias (сфинктеры) — проституирующие мужчины.

172

8 ...книги Элефантиды... — Под названием, производным или от названия древнеегипетского города Элефантины, или от имени малоизвестного божества, античные авторы упоминали либо трактаты, посвященные различным косметическим средствам, либо (как в данном случае) собрание «фигур Венеры» (см.: Марциал, XII, 43,4) — некий античный аналог «Камасутры».
9 Греческий глагол, означающий процесс содомии — eispein... —
Греческий глагол исходно имел вполне нейтральное значение «вдыхать» и применительно к любовной связи употреблялся метафорически. По свидетельству Элиана (Пестрые истории, 3, 12), в таком значении его использовали спартанцы, и это позволило Киньяру «сделать» его обозначением гомосексуальной любви.
10 Ноинт Атерий (Quintus Haterius, умер в 24 г.н.э.) — знаменитый чтец и оратор, известный своей способностью к импровизации. Упоминается также у Сенеки Младшего (Письма к Луцилию, 40, 10) и у Тацита (Анналы, IV, 61).
11 Officium — ключевое понятие римской этики, подразумевавшее гражданский, социальный и моральный долг. Цицерон посвятил ему специальный трактат «Об обязанностях».
12 Я ненавижу объятия, в коих один или другой не отдается полностью. — Овидий. Наука любви, 2, 683
13 Я не желаю услуги от женщины. — Там же, 2, 688.
14 Эту норму ясно определяет одна из эпиграмм Марциала. — Марциал. Эпиграммы, 9, 32.
15 ...убил педагога, который поцеловал его двенадцатилетнюю дочь. — Валерий Максим. Достопримечательные деяния и высказывания, 6, 1, 4. Под педагогом подразумевается раб-воспитатель; при этом Валерий Максим именует Мения «суровым хранителем стыдливости».
18 Артсмидор из Эфеса (втор. пол. II в.) — автор знаменитого сонника.
17 ...ее самоубийство с помощью бронзового кинжала явилось основой создания «римской» республики. — Имеется в виду знаменитая история о матроне Лукреции, обесчещенной сыном последнего римского царя Тарквиния (род Тарквиниев происходил из Этрурии). Ее самоубийство послужило поводом к уничтожению царской власти и установлению республики. С нескрываемым восхищением о деянии Лукреции рассказывает Тит Ливии в своей «Истории» (1, 58); эту же историю подробно описывает Овидий в «Фастах» (2, 721—852).
18 ...республика Отцов. — Словом patres, «отцы», в Риме обозначалось, в частности, патрицианское и сенаторское сословие. Для Киньяра важно соотношение «родового» и «социального» значений слова, поэтому в переводе практически всюду выбран наиболее общий вариант.

173

19 ... Отцы убили Ромула... — Имеется в виду версия мифа, согласно которой Ромул был убит в результате заговора сенаторов («отцов», patres). В первой книге своей «Истории» Тит Ливии рассказывает, как во время бури облако накрыло Ромула и с тех пор его никто не видел. Его провозгласили божеством, унесенным на небо (историю божественного апофеоза Ромула, ставшего богом Квирином — покровителем римского народа, излагают и Цицерон, и Овидий). Однако сразу же, как сообщает Ливии (I, 16), пошли разговоры о том, что на самом деле Ромула убили стоявшие подле него сенаторы. Дабы успокоить народ, один из них, Прокул Юлий, поведал, что ему-де явился спустившийся с небес Ромул. «Удивительно, — заключает Ливии, — насколько люди уверовали в этот рассказ и как горе армии и народа умерилось уверенностью в божественности Ромула».
20 Stuprum — срам, позор, в особенности, прелюбодеяние (все равно, вольное или невольное).
21 ...поразительному сходству трех сыновей Юлии Старшей с их отцом Агриппой. — Юлия Старшая — дочь императора Августа, известная своим распутством. Марк Випсаний Агриппа (род. ок. 63 г. до н.э., умер в 12 г. до н.э.), ее второй муж, один из ближайших соратников Августа. От их брака родилось три сына и две дочери.
22 Мутун — одно из латинских слов, служивших для обозначения мужского полового органа; происходит от имени божества италийского происхождения Mutunus Tutuniis, отождествлявшегося с Приапом (а иногда с Меркурием-Гермесом) и игравшего роль защитника-охранителя (genius). Его святилище в Риме считалось одним из древнейших (по свидетельству ученого IV в. Руфия Феста, оно стояло там «от основания города»); в отправлении культа участвовали в основном женщины, которые во время ритуала, как сообщает нам юрист и историк II—III вв. Юлий Павел, должны были быть «в тогах с пурпурной каймой и с покрытыми головами».
23 Либер Патер — Liber Pater, букв. «Отец Освобождающий», или просто Liber — одно из древнейших италийских божеств, почитавшееся вместе с парным женским божеством по имени Л ибера. Впоследствии Либер был отоя^дествлен с греческим Дионисом. По всей видимости, культ Л ибера был изначально сельским, и поэтому бог не имел собственного храма в Риме. Тем не менее пара архаических божеств плодородия почиталась на Авентине вместе с Церерой, детьми которой считались Либер и Либера; Либер был центральным божеством празднеств Liberalia (17 марта), во время которых, по свидетельству Овидия (Фасты, 3, 771), было принято, чтобы достигшие совершеннолетия мальчики надевали «взрослую тогу», toga virilis, становясь тем самым мужчинами.
24 ...Ромул и Рем произошли от насилия Марса над Реей Силь-

174

вией. — Рея Сильвия, девственная весталка, дочь царя Нумитора, которой, согласно мифу, овладел Марс, в результате чего родились близнецы Ромул и Рем.
25 «Патронаж» римской матроны осуществлялся богиней Юноной Югой. — Iuga — культовый эпитет Юноны «Соединяющая» (от лат. iungere) — осмыслялся как знак Юноны — покровительницы брака (Юлий Павел: «Юнона, как полагают, именуется Югой, ибо соединяет в браке»); наряду с этим эпитет сближался и с другим словом: iugum — «ярмо, плуг, бремя».
2(i Там, где ты будешь Гаем, я буду Гайей. — Эту формулу, древность которой подчеркнута архаической формой имени Gaiai, упоминают, например, Квинтилиан (Воспитание оратора, 1, 7, 28) и Авл Геллий (Аттические ночи, 7, 7, 1).
27 ...закона Оппия. — Гай Оппий, трибун 215 г. до н.э., провел закон, запрещавший женщинам носить пестрые платья, ездить в повозках и владеть мало-мальски значительными средствами. Закон был отменен в 195 г. до н.э.
28 Жена есть маленький Эней, чью руку держит Pater. Каждый супруг — это старый Анхиз, которого его будущие сыновья понесут на своих плечах и чье изображение они будут хранить в доме. — П.Киньяр одновременно подразумевает две вещи: историю «благочестивого» Энея, вынесшего на своих плечах из горящей Трои отца Анхиза вместе с изображением домашних богов, и тот факт, что в римских домах маски умерших предков хранились в специальном помещении (атриуме) в качестве символов домашних божеств.
29 В пьесе Теренция... — Имеется в виду комедия Теренция «Свекровь».
30 Lex Julia de adulteriis coercendis. — Изданный Августом Юлиев закон о запрете прелюбодейства (связи замужней женщины с посторонним мужчиной, не мужем).
31 История изложена по Светонию (Тиберий, 45).
32 Веллий Патеркул. Римская история, II 124.
33 Дион Кассий. Римская история, 57, 2.
34 ...подобно новому Ромулу. — См. примеч. 19.
35 Тем же словом — Lupa — называли и блудниц. — Здесь намек на объяснение мифа о волчице, вскормившей Ромул а и Рема, которое приводит Тит Ливий (История, 1, 4, 7), полагавший, что жену нашедшего близнецов пастуха прозвали «волчицей» (т.е. шлюхой) за ее «доступность».
36 Латинское Vixit на могилах — это перевод этрусского Lupu. — Имеется в виду формула, сохранившаяся на этрусских могилах, которая считается формой причастия прошедшего времени, озна-

175

чающей «умерший». По смыслу она аналогична латинскому «прожил». Для Киньяра важно подобие этой формы латинскому слову lupus — «волк».
37 Светоний пишет... — Светоний. Тиберий, 68, 2.
38 Плиний Старший... написал... — Плиний. Естественная история, 11, 143.
30 Светоний рассказывает... — Светоний. Тиберий, 72—73.
40 Там же. 73, 2.
41 По свидетельству Тацита... — Корнелий Тацит. Анналы, 6, 50.
42 Невий Серторий Макрон — с 31 г. начальник преторианской гвардии Тиберия, его ближайший советник. Активно способствовал приходу к власти Гая Калигулы, но новый император сначала велел ему удалиться из Рима, а затем, в 38 г., вынудил покончить жизнь самоубийством.
43 Светоний. Тиберий, 73, 2.
44 Древние римляне переняли у этрусков игру Phersu. — Phersu — это надпись на т.н. «гробнице авгуров» (датируемой приблизительно 550 г. до н.э.) в Тарквиниях, в Этрурии, рядом с изображением фигур в масках, участвующих в схватке волка с человеком, похожим на гладиатора. Происхождение самого слова остается весьма загадочным. Его сопоставляли с латинским persona — «лицо, маска», полагая, что речь идет о ритуальной маске участника некоего культового действа. Существует также версия, что Phersu — имя некоего божества-тотема (отсюда изображение волка). Иногда это слово соотносят с именем греческой богини подземного царства Персефоны.

Глава II. Римская живопись

1 Аристотель в своей «Поэтике» пишет... — Далее следует весьма «вольный пересказ» Аристотеля. В «Поэтике» «характер», ethos, определяется как важнейшая составляющая трагедии, объединяющая ее с живописью (гл. 6, 1450а); но проявляется характер прежде всего в «выборе» героя (последствия поступка здесь вторичны). «Души в Аиде» упоминаются как предмет т.н. «трагедий зрелища» (греческое opsis действительно может означать «зрение, взгляд», но в этом месте «Поэтики» (гл. 18, 1456а1) оно представляет собой конъектуру, т.е. исправление рукописного текста). «Трагедии зрелища» упоминаются сразу после трагедий «характеров». Интересно, что в этом же месте упоминается и сюжет о Прометее, который, похоже, дает Киньяру возможность здесь же упомянуть и о страданиях Христа.
2 Эвфранор — знаменитый скульптор и живописец V в. до н.э. Среди его скульптур наиболее известны изображения Париса, Александра и Филиппа Македонского, среди картин — изображение битвы

176

при Мантинее, двенадцати олимпийских богов, Тезея (картина, написанная «в ответ» на знаменитую картину Паррасия). Он был также автором трактатов о пропорциях и колорите.
3 Собрание амфиктионий... — Амфиктионии — союзы греческих племен, объединенных вокруг какого-либо крупного святилища, обладавшие достаточным политическим авторитетом, издававшие свои законы и даже чеканившие собственную монету. Крупнейшей амфиктионией в Греции был Дельфийский союз.
4 Полигнот — афинский художник V в. до н.э., знаменитый, в частности, своими картинами «Падение Трои», «Ахилл на Скиросе», «Навсикая» и др. Он прославился как мастер изображения «характеров», в этом качестве его упоминает, например, Аристотель в «Поэтике».
5 Апеллес из Колофона — знаменитый художник IV в. до н.э. Самой прославленной его работой было изображение выходящей из моря Афродиты; кроме того, считался мастером портрета (написал Филиппа и Александра Македонских, а также свой автопортрет).
6 Зевксид из Гераклеи — художник V—IV вв. до н.э. Изображенный им Эрот упоминается Аристофаном, Лукиан превозносит нарисованную им женскую фигуру кентавра. Ему также принадлежали изображения Пенелопы и Елены, но Аристотель считал, что ему не хватало мастерства в обрисовке характеров, чем был так славен Полигнот.
7 Паррасий... простер вперед правую руку и возгласил: «Вот эта рука нашла суть искусства» (technes termata). — Эта история описана Афинееем. Пир софистов, 12, 62.
8 Клеарх рассказывал... — Имеется в виду Клеарх из Сол, философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Среди его многочисленных сочинений были «Жизни», сочетавшие, по всей видимости, описание жизненного уклада различных народов с элементами биографий разных исторических лиц (философов, политических деятелей и т.д.). Один из сохранившихся фрагментов и содержит упоминаемый анекдот о Паррасии.
9 ...старался облегчить свой тяжкий труд. — Феофраст, фр. 79.
10 Плиний. Естественная история, XXXV, 68.
11 Афиней. Пир софистов, 12, 62.
12 Аристид Фиванский — художник IV в. до н.э., известный в основном со слов Плиния, по мнению которого Аристид «прежде всего изображал душу и человеческие чувства, которые греки именовали это сами» (Естественная история, XXXV, 98).
13 Аристотель в «Поэтике» объясняет, что трагедия состоит из трех различных элементов: рассказ, характер, развязка (muthos, ethos, telos). — П.Киньяр контаминирует различные утверждения Аристотеля, у которого «миф» (рассказ, сюжет) и «характер» действительно две из шести составляющих трагедии (наряду с музы-

177

кальным сопровождением, мыслью, словесным выражением и зрелищем), а развязка (обозначаемая не как telos, но как lusis) противостоит «завязке» внутри структуры трагического действия. Telos — это, в свою очередь, «цель», «сердцевина» трагедии, которую составляют события и миф (Поэтика, 1450а, 22).
14 ...Кинегир с отсеченными руками... — Брат Эсхила, прославившейся своей геройской гибелью в Марафонской битве, когда враги смогли справиться с ним, только после того как отсекли ему руки. Картина, запечатлевшая его подвиг, была выставлена в Пестром портике в Афинах (ок. 460 г. до н.э.), а для позднейших историков Кинегир служил примером самоотверженности и героизма (Диоген Лаэртский, 1, 56; Плутарх. О славе афинян, 347-d).
15 См. Плиний. Естественная история, XXV, 142.
16 «Un pictura poesis» Горация... — «Поэзия как живопись» — фраза Горация из «Послания к П пеонам», (361); сравнение литературы с искусством живописи было весьма распространено в античности — к нему прибегали Платон, Аристотель, Дионисий Галикарнасский и др.
17 ...говорит, сохраняя молчание... — Знаменитое изречение Симонида, которое повторяли и автор трактата «К Гереннию» (IV, 39), и Плутарх (например, «О слушании поэтов», 17f), и многие другие античные авторы, выглядело следующим образом: «Поэзия — звучащая живопись, живопись — молчащая поэзия». П.Киньяр слегка меняет контекст и смысл сравнения.
18 Лукреций. О природе вещей, V, 9—12. 19 Вергилий. Энеида, IV, 653—654.
20 Ср.: Аристотель. Риторика, 1414а; О небе, 396b.
21 ...азианисты — александрийские живописцы. — Эпитет «азианский» применялся в античности прежде всего к риторике, где «азианским» стилем именовалось стремление к вычурности и необычности выражения (ему противостоял «аттицизм», возрождавший в римской стилистике I в. образцы классических греческих авторов). П.Киньяр распространяет это определение и на изобразительное искусство.
22 Лукреций. О природе вещей, 4, 426—431.
23 Там же, 4, 353—391.
24 Это высказывание Анаксагора приводит, в частности, Секст Эмпирик (Против ученых, VII, 140).
25 ...первое значение слова orthographia. — «Орфография» в качестве архитектурного термина, обозначающего подъем здания, действительно зафиксирована (например, у Витрувия 1, 2, 2), но все же в античности наиболее распространенным было употребление этого понятия в значении «правописание» или «правильное произношение» (на-

178

пример, у Секста Эмпирика, грамматиков Аполлония Дискола и Геродиана).
26 Цицерон. Письма к Аттику, II, 3.
27 Греческое слово paradeisos означает «парк». — Слово paradeisos — «парадиз», заимствованное с Востока и впервые употребленное Ксенофонтом (Анабасис, 1, 2, 7), изначально обозначало ухоженные сады персидских царей и вельмож.
28 Одна из философских школ называла себя Академией, другая — Ликеем, третья — Портиком. — Академия — школа Платона, Ликей — Аристотеля, Портик (греч. Stoa) — название школы стоиков, собиравшихся в Пестром Портике Афин.
29 ...звалась Садом. — Имеется в виду школа Эпикура, ученики которого встречались с учителем в саду перед его домом в Афинах. 30 См.: Платон. Государство, 401а, 598Ь; Политик, 288с и др.
31 Лудий — римский живописец, мастер фресок (его имя также иногда читается как Студий), живший во времена Августа; известен только по Плинию.
32 Посидоний (135—50 гг. до н.э.) — знаменитый философ, представитель т.н. Средней Стой, чье учение оказало большое влияние на римскую философию. О красоте и «выстроенности» космоса см., например, фр. 364 из корпуса его фрагментов.

Глава III. Фасцинус

1 ...который греки называли Приапон. — Приап — божество плодородия, первоначально почитавшееся в Лампсаке (греческая колония в Малой Азии). В греческой мифологии считался сыном Диониса и Афродиты (Страбон. География, 13, 1, 12; Павсаний. Описание Эллады, 9, 31,2). В жертву ему приносили осла (животное, символизировавшее безудержную похоть. — См.: Овидий. Фасты, 1, 391). Постепенно культ его распространился на всю Грецию, а затем перешел в Италию, где он почитался еще и как покровитель садов (изображался в виде небольшой фигурки с огромным членом и заодно служил еще и пугалом). Существовал специальный жанр приапеи, обсценных стихов в честь божества, среди авторов которых значились Катулл, Тибулл, Овидий и Вергилий.
2 Верцингеторикс — галльский вождь, предводитель восстания против Рима и Цезаря в 52 г. до н.э.
3 Арсиноя — царица Египта, противница Цезаря.
4 Юба — нумидийский царь, союзник Помпея в войне против Цезаря. После поражения покончил с собой. Его сын, тоже Юба, был

179

воспитан в Риме, получил римское гражданство; Октавиан Август возвратил ему престол.
5 Во время Луперкалий... — Луперкалии — римское празднество, происходившее 15 февраля, когда римские юноши приносили жертвы (козла или козла и собаку) в честь бога Фавна в пещере Луперкал на склоне Палатинского холма, а затем бегали в округе Палатина и хлестали прохожих (прежде всего женщин) ремнями из шкур жертвы. В празднике очевидны черты древней магии плодородия и очистительного ритуала; само его название и имя юношей-луперков связано с «волком» (lupus). Праздник подробно описан у Овидия (Фасты, 2, 19—36, 267—452) и Дионисия Галикарнасского (Римские древности, 1, 80,1). По свидетельству Светония, Август специально упорядочил проведение этого праздника (Август, 31).
6 Во время Квинкватрий... — Квинкватрии — праздник в честь богини Минервы, справлявшийся 19—23 марта и 13 июня.
7 На Матроналии... — Матроналии — праздник, отмечавшийся 1 марта в честь богини Юноны.
8 На Сатурналии... — Сатурналии — праздник в честь бога Сатурна, отмечавшийся 17 декабря; по словам Катулла (14, 15), «самый веселый день в году», когда рабам давалась временная свобода, избирался потешный царь, люди обменивались подарками.
9 ...почести Венере Дикой... — Имеется в виду культ Венеры Эрицины, храм которой был воздвигнут у Коллинских ворот в 181 г. до н.э. Эпитет богини происходит от названия горы Эрикс на Сицилии, где был знаменитый храм Афродиты, оттуда культ и был перенесен в Рим. Упомянутый ритуал происходил в «Винный праздник» (Vinalia), начинавшийся 23 апреля, третий день которого в римских календарях именовался «днем проституток».
10 ...празднества, называемые Floralia. — Праздник в честь богини произрастания Флоры, происходивший 28 апреля и сопровождавшийся, в частности, разыгрыванием сценок-фарсов весьма непристойного содержания (Овидий. Фасты, 5, 331).
11 ...logos spermaticos является для тестикулов тем же, что слух для ушей и взгляд для глаз. — Гален. О мнениях Гиппократа и Платона, III, 1, 11. Logos spermaticos — это одновременно и обозначение способности к деторождению, и, метафорически, «порождающий принцип», например в терминологии Стои.
12 Фемий — певец, изображенный Гомером в «Одиссее».
13 Фамир — мифический певец, которого Музы лишили зрения за то, что он отважился состязаться в пении с богами (Илиада, 2, 599—600).
14 Овидий. Любовные элегии, III, 7.
15 Лукреций. О природе вещей, 4, 1084—1120.

180

16 Вергилий. Энеида, 4, 1—2.
17 Fascinum (искусственный фасцинус) есть baskanion (оберег против дурного глаза). Плутарх говорит, что подобный талисман... — Плутарх говорит об амулетах вообще, не обязательно в форме фаллоса (Застольные беседы, 682а).
18 Тацит... описывает Эпихарис, вовлеченную в заговор Писона... — Имеется в виду история о заговоре 65 г. против Нерона, во главе которого стоял Гай Кальпурний Писон. После доноса Писон по приказанию Нерона покончил с собой.
19 Петроний. Сатирикон, 17.
20 «Бей в живот!» — чисто римское требование. — Речь идет об убийстве в 59 г. по приказанию Нерона его матери Агриппины Младшей, описанном Тацитом в «Анналах», 14, 8.
21 Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел, 2, 17.
22 История Мария изложена по Плутарху. Марий, 36 и далее. 23 Плутарх. Сулла, 36.
24 ...покорно отдал себя железу и смерти. — Сцена убийства Цезаря описана по Плутарху. Цезарь, 66.
25 Jacere amorem, jaecre umorem. — Букв. «извергать любовь, извергать [семенную] жидкость». Намек на описание любовного соития Лукрецием (О природе вещей, 4, 1054—1065).
26 Лукреций. О природе вещей, 4, 1038—1120.
27 См.: Павсаний. Описание Эллады, 3, 15, 10—11.
28 ...Октавиан становится Авгу столь... — Термин augustus в латинском языке применялся исключительно к божествам (см.: Овидий. Фасты, 1, 609) и был специально предложен Октавиану сенатом в качестве почетного титула, перешедшего впоследствии ко всем римским императорам.
29 Плутарх передаст нам следующее высказывание Ламприя... — Ламприй — брат Плутарха, персонаж несольких его диалогов. В данном случае имеется в виду пассаж из диалога «О лике, видимом на Луне» (928b), где Луна уподобляется печени, поскольку расположена между Солнцем — «сердцем» и Землей — «чревом» мира. О «меланхолии» речи нет, впрочем, печень, по представлению греков, являлась причиной этой болезни, вызываемой разлитием желчи.
30 Лукреций. О природе вещей, 1, 1—27.
31 ...Капитолийскую Венеру... — На Капитолии стоял храм Венеры Эрицины (см. примеч. 9).
32 ...Венеру-Покорную (Obsequens) Большого Цирка... — Имеется в виду храм, воздвигнутый на площади Большого Цирка в начале III в. до н.э.
33 ...Венера Дикая... стала богиней для Суллы... — Подле храма

181

Венеры Эрицины проводились «Игры победы Суллы» в память о выигранном им сражении у Коллинских ворот; сам Сулла называл себя Эпафродитом, т.е. «любимцем Венеры».
34 ...Венера Дикая... стала... Венерой Победоносной (Victrix) для Помпея... — Имеется в виду воздвигнутый Гнеем Помпеем в 55 г. до н.э. мраморный театр со святилищем Венеры-Победительницы.
35 Венера Дикая... стала... Венерой-Прародительницей, Genetrix (матерью Энея и всех Юлиев) для Цезаря... — Подразумевается рассказанная Аппианом (II, 102—104) история о том, что Юлий Цезарь пообещал перед Фарсальской битвой воздвигнуть храм Аресу и Афродите, что он и сделал, построив храм Венере-Прародительнице на forum Caesaris; эпитет божества напоминал о божественном происхождении рода Юлиев и одновременно утверждал величие богини как бы «в противовес» Веиере-Победительнице побежденного Цезарем Помпея.
36 ...Веспасиан уподобил ее самому Риму, называя Roma. — Скорее всего, намек на знаменитый храм Венеры и Рима (Roma) в Велиях у начала Священной дороги, построенный в 135 г., но не Веспасианом, а Антонином Пием.
37 Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел, XI, 3—5.
38 Эпикур использовал это слово, чтобы назвать тело человека и единственное место возможного счастья. — См.: Эпикур. Главные мысли, 4,5; 18,1.

Глава IV. Персей и Медуза

1 Существует также высказывание Платона об отказе различать красоту и испуг. — Вероятно, П.Киньяр имеет в виду рассуждения о красоте и опасности, свойственной Эросу. — См., например, «Пир», 197b.
2 ...звание повелителя страха» (mestör phoboio). — Выражение взято П.Киньяром из «Илиады», 5, 272.
3 У западной окраины мира он повстречался с Граями... — В греческой мифологии Граи — две или три старухи, сестры Горгон, живущие на западном крае земли.
4 Желание (pothos), которое обессиливает все члены (lusimeles), делает взгляд женщины еще более изнуряющим (takeros), нежели Гипнос и Танатос. — Алкман, фр. 3, 61—62. Следует заметить, что в сохранившемся тексте нет «взгляда женщины»; букв, перевод: «Пристально глядит, расслабляющим желанием изнуряя больше, чем сон или смерть».
5 Апулей. Метаморфозы, III, 9.
6 Тиресий — человек, увидевший сцену первого соития, став-

182

ший одновременно и мужчиной и женщиной... — Фиванский прорицатель Тиресий убил двух змей в момент-совокупления и был превращен в женщину. Потом он убил двух змей еще раз, и он вновь стал мужчиной. Этот сюжет был весьма популярен в античности (см.: Овидий. Метаморфозы, III, 323 и далее).
7 Баубо — женское божество, почитавшееся на острове Парос и в Малой Азии. В орфических гимнах является персонажем мифа о странствиях Деметры, замещающим служанку Ямбу, которая в принятых версиях мифа смешит Деметру непристойными шутками.
8 Метанира — в мифе жена царя Элевсина Келея (в его доме Деметра нашла приют во время своих странствий) и мать Триптолема, которому Деметра дала зерно, чтобы тот засеял пересохшие поля.
9 Лисса — в греческой мифологии божество безумия, рожденное Ночью из крови Урана. В трагедии Еврипида она выступает как посланница Геры, лишающая Геракла рассудка.
10 Ср.: Илиада, 5, 741; 11, 36—37.
11 .. .Ликург приказывал юношам... — Ксенофонт. Лакедемонское государство, 11, 3.
12 Светоний. Тиберий, 73, 2.
13 Речь идет о храме Зевса Ликейского, основанном, по мифу, Ликаоном, сыном Пеласга (Павсаний. Описание Эллады, 8, 2), который принес богу в жертву ребенка и за это был обращен в волка.
14 Lycosoura переводится с греческого как «святилище волков». — Точнее — «хранилище волков».
15 Марциал. Эпиграммы, 9, 37, 9—10.

Глава V. Римская эротика

1 Апулей. Метаморфозы, 10, 32
2 Овидий. Наука любви, II, 676—691 (с некоторыми перестановками).
3 Апулей. Метаморфозы, 2, 10; 3, 2.
4 Тацит. Германия, 8, 1.
5 ...задрав свои пеплосы (peplos). — Плутарх именует одеяние женщин не пеплосом, а хитоном (О доблестях женских, 248Ь).
6 Плутарх говорил, что Metlicia — это световой хаос. — Ср.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 153 b; О вреде оракулов 433 d-e. Тема «истины-света» воспринята Плутархом у Платона (см.: Государство, 508 а-е).
7 Плутарх. Amatorius, 75 Od.
8 Апулей. Метаморфозы, 6, 8.
9 Девочка... получит имя Voluptas. — Т.е. Вожделение; см.: Апулей. Метаморфозы, 6, 24.

183

Глава VI. Петроний и Авзоний
1 Ср. с описанием смерти Петрония у Тацита. Анналы, 16, 19.
2 Паулин из Нолы (род. ок 353 г.) — ученик Авзония, римский консул, впоследствии принявший христианство и ставший монахом. Сохранились его стихи и переписка с Авзонием.

Глава VII. Domus и вилла

1 Цицерон. Об ораторе, 2, 351 и далее.
2 Квинтилиан. Воспитание оратора, 11, 2,11 и далее.
3 Демокрит. Фр. 32, 3 по собранию Дильса-Кранца.
4 Имеется в виду знаменитая история о Солоне и Крезе. — Плутарх. Солон, 27.
5 См., напр., Письмо к Пифоклу, 116, 3; Письмо к Менекею, 122, 10. 6 Сенека. Письма к Луцилию, 77, 6.
7 Плиний Младший. Письма, 1, 9.
8 ...ри.нляне... перевели как temperantia — максимальное наслаждение... — Temperantia — букв, означает «умеренность, сдержанность».
9 Плиний Младший. Письма, 9, 7.
10 Ср. Анналы, 4, 38.
11 «Наука любви», 1, 342.
12 Так оно было с Тибуллом и Делией. Так же — с Проперцием и Цинтией. — Делия — адресат любовных элегий Тибулла; Цинтия (Кинфия) — имя возлюбленной Проперция. Согласно античным свидетельствам, под этими «псевдонимами» скрывались имена реальных женщин (Апулей в своей «Апологии» говорит, что Делию звали Планией, а Цинтию — Гостией), хотя, естественно, жанр любовной элегии предполагал и некую условную «маску» возлюбленной поэта.

Глава VIII. Медея

1 Хрисипп (280—207 гг. до н.э.) — один из наиболее известных философов Стои. Теория «душевных порывов» (hormai) составляла фундамент стоической этики.
2 Апулей. Апология, 80—84.
3 Но мой thymos (жизненная сила, libido) сильнее, чем мои bouleumata (вещи, которых я хочу). — П.Киньяр чуть меняет смысл фразы: у Еврипида Медея говорит не о том, чего «хочет», но что

184

«знает»: «Я знаю, что намереваюсь сделать дурное, но мой дух сильнее моих мыслей».
4 Еврипид. Медея, 108—110.
5 Агава, убивающая собственного сына, видит перед собою не его, а льва. — Подразумевается миф о гибели фиванского царя Пенфея, прогневавшего Диониса, от рук собственной обезумевшей матери. Этот миф послужил сюжетом для трагедии Еврипида «Вакханки».
6 Там она... рождает... сына Меда, которого любит так горячо, что помогает ему убить Перса, чтобы завладеть его царством. — П.Киньяр не совсем точен: говоря о возвращении Медеи в Колхиду и убийстве ее дяди Перса, он контаминирует две версии. По первой Перса убил сын Медеи Мед (Страбон. География, 11, 13), по второй его убила сама Медея, чтобы вернуть трон своему отцу Ээту (Аполлодор. Мифологическая библиотека, I, 9,28).
7 Посидоний. — Ср. фр.423, 59; 254, 14.
8 Ти.\юмах — художник времен Цезаря. По свидетельству Плиния (Естественная история, 35, 136), Цезарь поместил две его картины, изображавшие Медею и Аякса, в храме Венеры-Прародительницы.
9 П.Киньяр соединяет пифагорейскую идею «неразумия» человека с темой рождения; пифагорейцы осуждали беспорядочное и «неподготовленное» соитие, говоря, что следует заботиться о том, чтобы появление новорожденных было «обдуманным» и потому счастливым (см.: Ямвлих. О пифагорейской жизни, 209—213).
10 Ср.: Сенека. Письма к Луцилию, 22, 15; Об утешении, 10, 5.

Глава IX. Пасифая и Апулей

1 ...легенды и имена, рассказывающие о древнем мире первых римлян — волчица-тотем, названия римских холмов — Виминал, Кверкветал, Фагутал... — Виминал — букв. «ивовый», Кверкветал (иначе Целиев холм) — «дубовый», Фагутал — «буковый».
2 ... «Mentiri поп didicere ferne» (Дикие звери лгать не умеют). — Марциал. Эпиграммы, 1, 22; правда, в каноническом тексте о диких зверях говорится, что они не научены «смиряться» (frangere).
3 ...совсем коротенького романа о греке Лукие... — Имеется в виду сочинение «Лукий, или Осел», приписываемое Лукиану.
4 Овидий. Метаморфозы, 5, 629—630.
5 Лукреций. О природе вещей, 4, 988 и далее. 6 Светоний. Август, 43.

185

7 Граттий «Фалиск» — римский поэт, современник Овидия, который упоминает о нем в «Письмах с Понта» (4, 16, 34); автор поэмы об охоте.
8 Светоний. Нерон, 29, 1
9 Светоний. Тиберий, 67, 1.
10 Светоний. Нерон, 10, 2.
11 Нерон-актер играл рожающую Канаку. — Согласно мифу, Канака, дочь Эола, внука Девкалиона, влюбилась в собственного брата и родила от него сына, которого убил ее отец; сама Канака покончила с собой (Овидий. Героиды, 11, 1—128).
12 ...к пребыванию в Риме Тиридата... — Тиридат — царь Армении, торжественно коронованный в 66 г. Нероном в Риме.
13 Атаргата — сирийское божество плодородия («сирийская богиня»), чей культ описывается Лукианом и Апулеем. Он был более распространен в Греции, чем в Италии. См.: Светоний. Нерон, 56.

Глава X. Бык и ныряльщик

1 Тацит. История, 1, 18, 17.
2 Гомер... пользуется словом oarystus (любовное свидание). — Греческое слово oarystus может означать «встреча, беседа», но Киньяр подчеркивает его связь с oar «супруга».
3 Пиндар. Олимп, 3, 44; Нем, 3, 21.
4 Симонид. — Фр. 37.
5 Феогнид. Элегии, 425—428.
6 ...фраза Ахилла в аду... — См.: Илиада, 9, 411—415; правда, Ахилл произносит эту фразу еще живым.
7 Эсхил. Умоляющие (Просительницы), 407—409.

Глава XI. Римская меланхолия

1 Myса-вольноотпущенник — римский ритор, вольноотпущенник Сенеки Старшего (Контроверсии, 10, 9—10).
2 ...Петроний писал: «Наслаждение (voluptas), достигаемое в коитусе, мерзко и недолговечно; за любовньш (Венериным) актом следует отвращение (taedium)». — Интересно, что в «Сатириконе» герой постоянно испытывает «желание», которое он не в силах удовлетворить, ибо страдает импотенцией; а «отвращение» (taedium) охватывает его лишь однажды от сетований старухи на то, что он убил гуся — птицу Приапа (Сатирикон, 137, 6).

186

3 Сенека. О кротости, 1, 17,1.
4 Сенека. Письма к Луцилию, 89, 13.
5 Смерть вырывает тебя из родимого чрева, отвратительного и зловонного. — Точный источник установить не удалось. Для Сенеки, с его идеей избавления от страха смерти, гораздо более характерно следующее описание соотношения смерти и рождения: «Смерть есть избавление от всех горестей и тот конечный предел, за который не проникают беды наши. Она возвращает нас в тот покой, в котором пребывали мы прежде рождения. Если кто горюет об умерших, то должен он горевать и о не родившихся» (Диалоги, 6, 19, 5). «Отвратительным» материнское чрево именуется в трагедии «Эдип» (напр., 637, 1039), где главный герой ассоциируется со смертью (652). Может быть, здесь мы имеем дело со своеобразным смешением философских идей и трагического образа.
6 Луций Афраний — римский поэт и комедиограф (род. ок 150 г. до н.э.). Приведенная строчка — фрагмент 300 из его собрания.
7 ...изображению отбросов и прочих «гадостей», чем особенно прославился Сос Пергамский. — Сос Пергамский — эллинистический художник, упоминаемый Плинием (Естественная история, 36, 184). Нам известны описания двух его картин: изображение зала после попойки и фреска с птичками, пьющими вино из чаши.
8 ...Галатон изобразил на одной из своих картин Гомера, извергающего рвоту... — Эта картина описана Элианом (Пестрые истории, 13, 22).
9 Проперций. Элегии, 1, 19
10 Сенека Старший. Рассуждения (Suasoria), 2, 12—13
11 Гораций. Искусство поэзии, 390; впрочем, в послании Горация речь идет всего лишь об опубликованных стихах — «вылетят, не поймаешь».

Глава XII. Liber

1 Сенека. Письма к Луцилию, 83, 20.
2 Артемидор свидетельствует, что женщины часто называли .мужской член to anagkaion (истязатель). — Артемидор. О сновидениях, 1, 45; эвфемизм можно перевести и как «принуждающий», и как «необходимый».
3 ...непререкаемость слов Фульвии, обращенных к Августу: «Aut futue aut pugnemus» (Или ты спишь со мною, или война!)... — Имеется в виду жена Марка Антония, активная противница Октавиана. Фраза Фульвии (весьма грубая, П.Киньяр ее смягчает — «Или засунь мне, или будем биться») приведена в эпиграмме Марциала (11,

187

20), причем он ссылается на эпиграмму, написанную самим Октавианом Августом (фр. 4).
4 ..маленькие затворницы изображали медведицу (богиню) и «приручали себя» в ее святилище. — Об этом обряде упоминает Аристофан в «Лисистрате» (645). См. также схолии к этому месту.
5 Плиний Младший. Письма, 7, 21. (; Там же, 9, 36.
7 Там же, 1, 6.

Глава XIII. Нарцисс

1 Павсаний. Описание Эллады, 9, 31 и далее.
2 Овидий. Метаморфозы, 3, 346 и далее.
3 Овидий. Метаморфозы, 3, 433.
4 Эрот-Фанес — божество орфического культа, «перворожденный», чье имя буквально означает «явившийся, блистающий»; отождествлялся с Эротом.
5 ...был изрезан на куски Титана.ии. — Имеется в виду орфический миф о Дионисе-Загрее, которого Титаны ребенком приманили блестящим зеркальцем, убили и растерзали.
0 Овидий. Скорбные элегии, 1, 207—208.
7 Ср. Сенека Старший. Контроверсии, 7, 3, 1.

Глава XIV. Сульпиций и развалины Помпей

1 Плиний. Письма, 6, 16.
2 Там же, 6, 20.
3 «Immortalia пе speres» (Не жди ничего от бессмертных вещей)... — П.Киньяр несколько усложняет фразу Горация. У Горация: «Не надейся на бессмертие». Гораций. Оды, 4, 7.
4 Там же, 4, 7, 16.
5 ...во время осады Рима Тотилой... — Тотила — король остготов, бравший Рим в 546 и 550 гг.

Глава XV. Вилла Мистерий

1 Имеется в виду Аполлоний Тианский, странствующий философ, герой книги Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского».
2 Стимула — римская богиня, иногда отождествлявшаяся с мате-

188

рью Диониса Семелой (см.: Овидий. Фасты, 6, 503; Тит Ливий, XXXIX, 12, 4). Ее имя понималось как «побуждающая».
3 Ювенал. Сатиры, 6, 118—132.
4 Тацит. Анналы, 11, 12.
5 Когда центурионы, во главе с Нарциссом, прибыли в Рим, императрица уже покинула празднество. — См.: Тацит. Анналы, 11, 36—37. Нарцисс — доверенный секретарь императора Клавдия, награжденный за раскрытие заговора жены императора Мессалины. Сразу после смерти Клавдия в 54 г. был схвачен и покончил жизнь самоубийством.
6 Сенека. Федра, 99—111.
7 Авл Геллий. Аттические ночи, 14, 4, 2.
8 Сенека Старший. Контроверсии, 2, 1.
9 Плиний. Естественная история, 35, 84.
10 Традиционное обозначение для сцены, происходящей в подземном мире; исходно употреблялось применительно к двум песням «Одиссеи» (11 и 24), имеющим соответствующий сюжет.

Н.Гринцер

Подготовлено по изданию:

Киньяр П.
Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. — М.: Текст, 2000. — 189 с.
ISBN 5-7516-0180-7
© Editions Gallimard, 1994
© «Текст», издание на русском языке, 2000



Rambler's Top100