Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
142

Архитектурные ордера

Время, предшествующее греко-персидским войнам, отмечено высоким развитием греческого искусства. В этот период возникли основные архитектурные формы, которые в V в. находят свое завершение и яркое воплощение в архитектурных и скульптурных памятниках Афин.

Важнейшими условиями этого расцвета было развитие полисного строя и, в связи с ростом труда рабов, расцвет свободного ремесла как ремесла художественного. Демократический строй Афинского государства создал непосредственную заинтересованность всего афинского народа в памятниках как большого, так и малого искусства. Греческие художники и архитекторы, несмотря на свободу творчества, были подчинены, однако, общим строгим требованиям, выработанным жизнью и идеологией полисного коллектива граждан.

Греко-персидские войны сыграли большую роль в дальнейшем развитии греческого искусства. Вторжение персов в пределы Греции сопровождалось массовыми разрушениями храмов, изуродованием статуй богов и расхищением их, не говоря уже о городах, которые лежали в руинах. В представлении греков война с персами была не только стремлением врагов подчинить всю Грецию, но и поработить эллинских богов. Именно поэтому греки приписывали победы при Марафоне, Платеях, Саламине не только мужеству своих воинов, но и непосредственной помощи божества. В битве при Марафоне участвовали Пан и герой Марафон, а в сражении при Саламине бились за победу боги и герои Аттики.

Естественно, что после отражения персов и освобождения малоазийских греков боги должны были в знак благодарности получить новые жилища, достойные их могущества. Богатая военная добыча и уверенность в неприкосновенности своих границ позволили греческим городам развернуть строительные работы. В это время строили не только храмы, но и общественные здания — гимнасии, бани, театры украшали постройками городские площади.

143

В Афинах, по свидетельству Диодора Сицилийского, Фемистокл, увеличивая количество морских военных судов, убеждал афинян освободить от налога владельцев наемных домов и ремесленников, чтобы объединить в Афинах мастеров разнообразных специальностей.

Эту же цель после Фемистокла преследовал Кимон и затем Перикл. При Кимоне развалины построек Акрополя были употреблены на расширение и уравнивание платформы этой скалы. При нем же Акрополь обнесли высокими каменными стенами. Перикл возглавил афинскую демократию в период высшего экономического расцвета Афинского государства. Казна государства пополнялась ежегодными взносами афинских союзников. Настал момент выполнить данное некогда обещание — восстановить храмы богов, разрушенные персами. При Перикле развернулось такое широкое строительство, что даже сложилась поговорка: «Хорошо со строительством, хорошо и в остальном».

В это время профессии архитектора, скульптора и художника высоко ценились в Греции и были поэтому всегда профессиями свободного человека, не только метека, но и гражданина. Все, что было связано с искусством, было неотделимо от идеи Родины-полиса и от богов-покровителей и защитников греческой демократии.

Скульптор изучал в гимнасиях красоту телодвижений атлетов; архитектор применял на деле свои теоретические занятия математикой и геометрией. Они, как правило, были в это время одними из образованнейших людей своего города. А поскольку строительство было общенародным и патриотическим делом, постольку чем выше было его искусство, тем более прославляли его имя в народе. Имена скульпторов и архитекторов, так же как и художников-живописцев, провозглашались в театре, на общественных общегреческих играх им присуждали венки. В Афинах был принят закон о том, что наиболее искусные мастера должны питаться в пританее за общественный счет и занимать там первое место.

Когда Полигнот написал в Дельфах картину взятия Трои, совет Дельфийского храма (совет амфиктионов) вынес особое постановление о том, что во всех пританеях Греции Полигнот имеет право на бесплатное общественное питание, что в те времена рассматривалось как небывалая почесть.

Ранние греческие храмы строились из дерева, затем из кирпича (позже облицованного мрамором), из известняка, и, наконец, из самого прекрасного строительного материала, из мрамора.

И действительно, «мрамор обладает особым очарованием. Помимо впечатления мощи и долговечности, он привлекает художников разнообразием окраски и рисунка.

Снежно-белый мрамор своей удивительной чистотой вызывает представление о чем-то недосягаемо высоком. Нет другого

144

материала на нашей планете, который обладал бы таким глубоким белым цветом.

Несмотря на свою прочность, мрамор легко поддается обработке; в этом отношении с ним вряд ли может спорить какой-либо иной камень. Его можно обрабатывать резцом, пилой, сверлом, не опасаясь расколоть. На мраморе возможна тонкая работа резьбы. Полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск.

Для ваяния, скульптуры и пластики нет более совершенного материала, чем белый мрамор» (акад. А. Е. Ферсман).

Храм у греков был в полном смысле этого слова домом бога, а не местом для совершения каких-либо религиозных церемоний. Здесь должен был жить сам бог. И поэтому основным помещением храма была комната (целла) со статуей бога или богини. Поэтому все греческие храмы, как правило, небольших размеров. Все религиозные церемонии греков происходили не в храме, а перед ним, там, где стояли жертвенные алтари. В самом же помещении храма находились лишь посвящения, особенно красизые и ценные, принесенные богатыми почитателями. Таким образом, в целле постепенно собирались редкие и замечательные по своему искусству предметы, которые представляли для посетителей храма чисто музейный интерес.

Греческий храм обычно — четырехугольное здание, либо только спереди и сзади обрамленное колоннами (простильный храм), либо обнесенное колоннадой со всех сторон (периптерный храм).

Архитектурные греческие стили различаются по ордерам, т. е. по правильному расположению основных, бросающихся в глаза архитектурных частей постройки, среди которых главную роль играют колонны.

Наиболее ранним греческим ордером является дорийский, в котором прообразом колонны служил ствол дерева. Подобно тому как у основания ствол дерева всегда толще и лишь постепенно суживается кверху, так и колонна дорийского стиля кажется выросшей непосредственно из земли, что придает ей силу и приземистость. Римский ученый Витрувий в сочинении «Об архитектуре» сравнивал дорическую колонну с крепостью и красотой мужского тела атлета. В центре эта колонна чуть-чуть расширяется, как если бы человек, желая поддержать тяжесть, напряг мускулы своего тела. Назначение колонны — поддержать перекрытие храма, поэтому вверху она расширяется. Это расширение колонны называется капителью (от латинского «капителлум» — головка), которая в дорийской колонне состоит из круглой подушки (эхин) и тяжелой плиты, наложенной на нее (абак — по-гречески «стол», «счетная доска»). Ствол колонны покрыт широкими и неглубокими углублениями (каннелюрами), отделенными друг от друга выступающими острыми ребрами колонны. «Как долго, — пишет один ученый, — мы привыкали

145

к этой величественной грубости дорийского ордера. Эта выступающая капитель, оттеняющая свою обширную абаку, эту простую подушку с грубоватой округлостью, покатую и сплюснутую, эти резкие каннелюры, этот конический ствол, спускающийся в землю без основания, без ступни, без котурнов и сандалий... Нужно долго смотреть на нее, чтобы почувствовать, что греческое искусство представляет подлинную красоту».

Колонны поддерживают антаблемент, состоящий из трех частей: архитрава — плоского среза, положенного горизонтально на капители, фриза, украшенного триглифами, т. е. тремя ребрами некогда выступавшего потолочного перекрытия, и метопами. Первоначально, при постройке деревянного храма, пустое пространство между балками покрывалось керамическими разрисованными плитами. Позже метопы дорического храма превратились в прекрасные мраморные картины, украшенные скульптурными изображениями. Над фризом, образуя внешний выступ над колоннадой, располагается карниз, составляющий третью часть антаблемента. На него опирается фронтон, треугольный выступ, образуемый двускатной крышей храма.

«Не для удовольствия, но из-за необходимости, — писал Цицерон, — возникли фронтоны наших храмов. Эту форму породила необходимость стока воды. Однако красота ее так велика и она стала столь необходимой для зданий, что если бы сами боги строили храм на Олимпе, где никогда не бывает дождей, они все равно создали бы фронтон».

И действительно, фронтон придает прекрасное завершение всей постройке. Самая форма этого треугольника, достигающая наибольшей высоты в центре, предписывает скульптору определенные правила, выполнение которых необходимо. Центр определяет место главной фигуры архитектурной композиции — бога или героя, стоящего во весь рост. Постепенно к углам фигуры понижаются, заканчиваясь по обеим сторонам лежащими людьми или богами, смотря по архитектурному замыслу художника.

Ионический ордер менее строг. Он отличается от дорийского прежде всего тем, что колонна поставлена на основание и ее капитель резко видоизменена. Она украшена по бокам двумя большими завитками (волютами). Ствол колонны покрыт 24 каннелюрами, отделенными друг от друга не острыми гранями, но полукруглыми выступами (полосками), бросающими тень на углубления; это нарушало однообразие каменных складок ствола колонны. Конусообразная форма колонн значительно менее выражена, они гораздо тоньше дорических, и расстояние между ними шире. Витрувий говорит, что греки придали ионийской колонне грациозность и стройность женщины. «Толщину колонны они сделали в 1/8 часть ее высоты... В основание колонны они положили базис. На капители они справа и слева расположили завитки, свисающие, как завитые кудри на женской прическе. Лицевую сторону они украсили расположенными на подобие

146

волос волнообразными резными украшениями и ниспадающими фестонами, а по всему стволу колонны спустили каннелюры, словно складки на женских хитонах. Таким образом, они изобрели два различных типа колонн: одну, по виду похожую на обнаженного мужчину, другую, по своему украшению и соразмерности напоминающую изящную женщину».

Но так как колонна ионического ордера изменилась в высоте и в ширине, то были изменены и пропорции антаблемента. Весь антаблемент выглядит более легким, соразмерным поддерживающим его колоннам. Архитрав разделен на три ровные полосы, почему кажется и уже и легче дорического. Фриз не разделен на метопы и триглифы, а развертывается ровной лентой, которая создает для скульптора возможность развернуть, изобразить на них уже не отдельные картины, а, как это сделал Фидий на фризе Парфенона, целые сложные действия или даже шествие.

Позже на основе ионического ордера возникает коринфский ордер, отличающийся от ионического преимущественно капителью колонны. Капитель здесь принимает форму вазы или перевернутого колокола, окруженного листвой аканфа 1. О возникновении этого ордера существует прекрасная легенда, сохраненная у Витрувия. Молодая коринфская девушка, будучи невестой, внезапно тяжело заболела и умерла. После похорон ее кормилица собрала и сложила в корзину различные драгоценности и безделушки, которые так любила ее воспитанница. Она отнесла их к могиле и положила сверху, а чтобы эти вещицы как можно долее сохранялись, она прикрыла корзинку крышкой. Случайно оказалось, что корзинка была поставлена на корни аканфа. К весне аканф пустил ростки и пробился через скважины плетеного дна, но так как по бокам корзины его придавливала тяжесть крышки, растения изгибались по сторонам, образуя завитки. Однажды мимо некрополя проходил скульптор Каллимах, прозванный афинянами за изящество и тонкость своих работ «искуснейшим мастером». Он заметил эту корзину, обрамленную нежными молодыми листьями. Восхищенный красотой формы, он сделал по этому образцу капители колонны в Коринфе.

Коринфский ордер в архитектуре стал выражением богатства и великолепия. В Афинах первый памятник коринфского стиля появляется лишь в IV веке. Он связан с именем хорега — победителя в дифирамбических хорах, который увековечил свою победу, воздвигнув на улице Треножников в Афинах в качестве подножия для треножника, полученного в награду за победу, маленький алтарь, украшенный коринфскими колоннами. Только в эллинистический период коринфский стиль получает широкое распространение.

1 Аканф — декоративное южное растение с широкими резными листьями, постепенно суживающимися.
147

Архитектурные ордера. 1. Дорийский. 2. Ионический. 3. Коринфский.

Архитектурные ордера. 1. Дорийский. 2. Ионический. 3. Коринфский.

148

Замечательны и украшения греческих храмов Как правило, в классический период они были рассчитаны ьа то, чтобы придать архитектурную законченность всему зданию, подобно тому как кайма на женской одежде подчеркивала красоту ее складок. Заостренная вершина фронтона увенчивалась обычно пальметкой— стилизованным листом пальмы с его заостренными концами и мягкими внутренними волютами. Выходы стоков воды украшались головами животных, особенно льва или пантеры; иногда — масками шаржированных лиц, несколько напоминающими театральные маски актеров.

Характерной чертой греческой архитектуры является также то внимание, которое, греческие художники уделяли окружающей местности. Как правило, греческие храмы и общественные здания всегда строились на возвышении, увеличенном еще большой каменной платформой (стилобатом) —основой здания. Постройка должна органично входить в пейзаж, украшая его и дополняя. Силуэт храма вырисовывается четкими линиями на фоне неба, посреди священных рощ и скал, которые его окружают. Греческие архитектурные стили должны соответствовать и природе божества. Поэтому храмы Афины и Ареса, так же как культовые постройки, посвященные Гераклу, выполнены в дорийском ордере. Это соответствует силе и воинственности тех богов и героев, которые будут в нем обитать. Храмы Афродиты или Диониса построены в ионическом ордере, более элегантном и грациозном.

И несмотря на то, что в Греции много храмов дорического или ионического ордера, ни один храм не повторяет в точности другой. Два храма одного и того же ордера никогда не являются копиями друг друга.

От скульпторов и архитекторов Греции требовалось большое мастерство и предварительная теоретическая подготовка. Об этом свидетельствуют многочисленные, теперь утерянные, сочинения, которые перечисляет в своем труде Витрувий.

Пролетели тысячелетия. Но и доныне развалины греческих храмов стоят незыблемо под голубым небом Эллады как бессмертный пример архитектурного совершенства, как непревзойденный образец для архитекторов наших дней.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Озерецкая Е.Л.
Как жили древние греки. Л., 1959.



Rambler's Top100