Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
121

6. РОДОССКИЕ ДЕМЫ

Территория острова с очень давнего времени была разделена между Линдом, Камиром и Ялисом. Линд занимал наибольшую часть островной территории: к нему отходил основной юго-восточный массив острова; часть западной береговой полосы принадлежала Камиру; северная часть острова составила территорию Ялиса (рис. 24).181 В историческое время каждая из островных территорий выступала разделенным на демы территориальным районом, входившим в состав, общеродосского государства.

Остров Родос

Рис. 24. Остров Родос.

Повидимому, разделение на демы имело место до общеродосского синойкизма, причем уже и тогда эти демы имели территориальное значение. Яснее всего выступают перед нами довольно многочисленные демы Линда.
Местонахождение Линда и многих его демов определено совершенно бесспорно и подтверждается постоянно увеличи-

122

кающимися эпиграфическими находками, из которых особенный интерес представляют открытые датскими учеными хроника храма Афины Линдии и список линдийских жрецов.182
Одним из крупнейших был дем Линдополиты, охватывающий самый город Линд и его окрестности. Можно предполагать с большой долей уверенности, что этот городской дем был одним из самых многочисленных и населенных, так как в надписях с демотическими именами число линдополитян всегда превышает число представителей других демов. 183
К югу от Линда, на западном побережье острова расположен современный поселок Каттавия, сохранивший название древнего линдийского дема Каттабии, определение которого стало возможным со времени раскопок Кинка.184 Он был обитаем с древних, еще микенских времен, и имя его — до-греческое,185 как и некоторые другие имена линдийских демов.
К северу от Каттавии, на том же западном побережье, может быть, вблизи современного селения Аполачьи расположена древняя Нетти я (Неттиды),186 в области которой находились и Эи (ср. Οίϊαται Λινδιων). 187
К северу от Неттии, на границе с областью Камира был расположен дем Брасии, впервые сопоставленный С. Селивановым с Прасиями Страбона.188 Сундваль189 считал название «Брасии» карийско-ликийским, сопоставляя его с ликийским Брэсайс и карийским Брэсион. В 1892 г. Гиллер нашел к северу от Истрии надпись с демотическим именем «Брасиос»190 между Сианой и Керами. Широм была опубликована ваза из Сианы с надписью не позднее начала V в. до н. э.:

Брасия — прекраснейшая земля,
Как мне кажется.191

Западное побережье вплоть до Акрамити было занято тремя демами: Ладармии, Пагии, Класии.
Название «Ладармии» сближается Сундвалем с ликийским *«лада» ( = жена, женщина) — *ладат(е)рма — Ладарма (современная Алаерма).192 Это большой дем, население которого, живя в горных и лесистых районах, было не таким густым, как население побережья.
Из всех линдийских демотических имен «Пагиос» встречается реже всего; может быть, этот дем не был многолюдным. В его территорию входило и местечко Кекойя, со святилищем Артемиды Кекойи или «той, что в Кекойе». 193 На расположение храма в Ладарме указывает отождествление Кекойи

123

с современным названием (на его территории) — «Эремоке-койя».194
Границы многолюдного линдийского дема Класии точно не определены. С. Селиванов сближал Класос с современным се лением вблизи Линда — Калатос. Сундваль сравнивал это имя с ликийским малоазийским корнем *qla (qla, может быть, «фила»), указывая на параллель в названии бога реки КЛАСЕАС на эфесских монетах императорского времени от *kla(a)za.191
Если принять сближение Селиванова, то этот дем непосредственно примыкал бы с запада к дему Линдополитян, включая в свои границы часть плодородной равнины Маллоны и Массари с гаванью Лорима.196
Остальные известные нам линдийские демы — Каминдии. Дрииты, Аргеи и Булиды — топографически пока не поддаются определению.
Фукар, на основании имени «Дриитяне», сближал дем с какой-нибудь лесистой местностью, богатой дубами;197 нам известна и совпадающая с именем дема линдийская патра Дриитян.198
Второе имя, «Аргеи», неоднократно возбуждало интерес ученых. В линдийских надписях встречается и имя филы Аргея, которое необходимо сблизить с названием дема.199
Демотикон Каминдии, повидимому, как предполагал еше С. Селиванов, образован от «Каминдос». Подтверждение мы находим в линдийской надписи, где упоминается «Аполлон в Каминде»; дем этот находился, вероятно, вблизи Вати.20п
Дем Булиды часто встречается в родосских надписях;20: ученые обращали внимание на то, что Булиды подобно Неттидам имеют родовое окончание. G. Селиванов сопоставлял это имя с названием одной из камирских патр — Агафобулиды: «Быть может,—писал он,— члены ее имели какое-либо отношение к дему Булиды».202
Область Ялиса занимала весь северо-восточный район острова; именно здесь, недалеко от Ялиса, позже возник общеостровной родосский центр — город Родос. «Самая северная часть острова, — писал Росс, — к северу от высокого горного хребта св. Ильи, поднимающегося на 2000 футов, который, как стена, протянулся от западного к восточному побережью, находилась древняя Ялисия, в целом район очень плодородный, пересеченный лишь невысокими холмами. ..» 203 Древние ялисцы поселились у подножья и на вершине Охиромы (современного Филерма), привлеченные и естественным укреплением Филерма и плодородием окружающей равнины.

124

Маюри отмечает, что акрополь Филерма, выдающийся над группой окружающих его холмов, далеко виден с моря и достаточно хорошо защищен от бурных петров заливом Триакды. На ранних этапах развития Ялис был центром родосской культуры; соревноваться с ним мог только Линд. Процветание Ялиса подготовило процветание Родоса; возникновение последнего во время общеродосского синойкизма было подсказано экономическим развитием Ялиса и благоприятными условиями транзитной торговли с центрами азиатского побережья и Египтом. 204
На территории Ялиса обнаружен интереснейший памятник — храм и театр Аполлона Эрефимия и большое количество надписей, относящихся к культу этого божества. Культ Аполлона Эрефимия, как предполагает Якопи, один из древнейших на Родосе, но архитектурные остатки храма, раскопанного итальянцами, не старше V в. до н. э.205 До нас дошел список жрецов этого храма, исполнявших обязанности от 63 до 36 г. до н. э.;206 на основании списка можно установить и названия ялисских демов: Бригиндарии, Гистании, Гиперенхеи, Неополиты, Астипалеи, Понтореи, Политы, Сибитии. Однако не все демы Ялиса представлены в списке. По Гиллеру, к числу ялисских демов относятся и Палеополиты, Даматриеи и Фагаеи.
Три дема — Политы, Неополиты и Палеополиты — Гиллер связывает с районом Ялиса. Надпись Алектроны свидетельствует о разделении города на нижний и верхний; Гиллер склонен относить демотикон Политы к Ахее, т. е. городу на ялисском акрополе, а демотикон Неополиты — к нижнему, более позднему городу. Демотикон Палеополиты (в надписях нигде точно не приуроченный к Ялису) Гиллер склонен относить к мифической Кирбе или к некоему древнему, а затем покинутому городу. 207 Повидимому, эти 3 дема действительно охватывали территорию самого города Ялиса и его ближайших окрестностей.
Значительность дема Гистании ясна уже из того, что из него происходят 13 жрецов (из 34 жрецов списка). Повидимому, на территории дема находилось и святилище Аполлона. В изданной Маюри надписи I в. до н. э. в честь Поликла, последний чествуется коллегией гиерофитов, избранной для празднования Эрефимий,208 ибо выражение εν Έρεθίμοις нужно понимать как обозначение места, где почитался Аполлон Эрефимий.209 Дем Гистании был расположен между северо-западным побережьем и областью Камира.
Понтореи — демотикон, встречающийся очень часто в родос-

125

ских надписях. В одной из них предположительно восстанавливается и имя местности — Понторея.210 Гиллер с уверенностью локализует Понторею — «морскую гору» — на северовосточном побережье Ялисии у современного Архангела.
Бригиндарии (в аттическом податном списке — Брикиндарии 211) находились на восточном побережье, южнее деревни Дфанту; на его территории было и святилище местной богини Бригинды. Это— плодородная область, славившаяся своими смоквами.212
Сибитии и Гиперенхеи — демы, местоположение которых еще не определено.213
Астипалеи — дем, тоже пока не определенный топографически. С. Селиванов предлагал искать его в районе современного Архиполи. По предположению Гиллера, может быть, расположение дема нужно искать в районе Эремокастра, северо-восточнее Бригинды, — скалы, круто поднимающейся между двумя рукавами реки, на вершине которой остатки киклопических или полигональных стен.211
Эпиграфические находки последних 20-ти лет дают названия двух демов — Даматриеи и Фагаси, — местоположение которых неясно.215
О демах самою города Родоса мы также еще ничего не знаем.
Область Камира занимала сравнительно узкую полосу на северо-западном побережье острова. Самый город, расположенный на холме, недалеко от берега, был связан дорогой с небольшой и не очень удобной дли стоянки кораблей гаванью. Повидимому, город не был укреплен стенами. Последние находки позволяют предположить, что городской дем Камира назывался «Локсиды».216
Дем Лелии, хорошо известный по надписям, был расположен на границе с Линдом в районе современной Аполлоны, восточнее нее.217 Этот район, удаленный от моря и соединявшийся с побережьем дорогой, следы которой сохранились еще и теперь, был гористым, с хорошими пастбищами и лесами. В средние века он использовался для защиты береговой территории и для укрытия от врагов; можно предполагать, что и в античности он мог иметь также оборонительное значение и служить, в случае нападения, надежным убежищем для мирного населения и для стад. В древнем некрополе обнаружены погребения и позднемикенского периода. На холме Скарионес обнаружены остатки крепостной стены. В надписях мы встречаем упоминание об «общине Пиргалидов, тех, что в Леле».218

126

Южнее этого дема, вблизи Атабирия (на северном его склоне) у современной Эмбоны, повидимому, находился дем Ронкиды или Ринхиды.219 Поселение Эмбона находится ν подножья горы Атабирия, и сообщение ее с берегом затруднено. В окрестностях Эмбоны, повидимому, нужно помещать Гиппотею, согласно надписи, в Ронкии, по дороге из Ангилеи в Гиппотею, с которой С. Селиванов сближает камирскую патру Гиппотадов.220
Ангилею Селиванов предположительно помещает на территории современной Ланконии,221 живописной долины, окаймленной лесистыми холмами, подходящими вплотную к морю. Здесь находилась пристань, где и теперь пристают грузовые суда, большей частью с о. Халкеи. Если предположение Селиванова правильно, то, следовательно, гавань Ланкония соединялась дорогой с высотами Гиппотеи у отрогов Атабирия. Вершина Атабирия, высочайшая вершина на Родосе (1240 м над уровнем моря), вероятно, входила в территорию этого дема.222 На вершине Атабирия был воздвигнут храм в честь Зевса Атабирского; по преданию основателем этого храма был Алфемен, ойкист критских колонистов на Родосе. Уже раньше здесь находили, кроме развалин храма, вотивные бронзовые статуэтки быков и коров, о которых схолиаст к Пиндару сообщал, что они обладают магической силой предупреждать об опасности, угрожающей городу-223
Раскопки 1927 г., производившиеся итальянцами на горе Атабирии, обогатили нас и эпиграфическими находками (74 надписи). 224 Большая часть этих надписей — посвящения граждан Родоса и малоазийских городов (среди последних упоминаются Солы, Термесс, Неаполь, Милет и Эфес). Наличие надписи, датируемой VII в. до н. э., говорит о раннем существовании здесь культа Зевса Атабирского, восходящего, по преданию, к минойскому Криту. С вершины Атабирия в ясную погоду виден Крит; с него же открывается вид на весь Родос с окружающими его островами.
Южнее Ронкиды, в юго-западной части территории Камира, расположен дем Кимисалеи.226 Местонахождение дема давно уже было правильно определено С. Селивановым. «Этот дем, — писал он, — как я полагаю, лежал на западном склоне Акрамити, на одном из довольно многочисленных здесь террасообразных холмов, идущих от упомянутой возвышенности к морю. Этот холм и до сих пор хранит, очевидно, свое древнее название Чимисала (по родосскому произношению), т. е. Кимисала».226 Маюри, исследуя местность, установил следы античной дороги, идущей с юго-востока

127

к северо-западу от Сианы мимо холма Мармарулли и холма Кимисалы к акрополю горы св. Фоки. Дорога заботливо поддерживалась и оберегалась специальными сооружениями от завалов и размыва. Вполне вероятно, что эта дорога вела к району современного Вассилика и выходила к морю недалеко от залива Глифада.
На холме Мармарулли обнаружены следы небольшого святилища, окруженного полигональными стенами. Самый характер постройки свидетельствует о древности и длительности справлявшегося здесь культа.
Акрополь Фоки сохранил следы внешней оборонительной стены, которые, по мнению Порро, производят впечатление довольно мощных укреплений. 227 Этот храм господствует над окружающей местностью; с него открывается вид на залив Глифада, древний порт Кимисалы и на дорогу к Акрамити. Кроме стен, город-крепость, повидимому, имел для защиты и наблюдения сторожевой бастион или башню. Уже раньше Берг и Билиотти 228 отмечали наличие на акрополе древнего святилища. Итальянские ученые детальнее обследовали руины, густо заросшие лесным кустарником. Храм, обращенный к морю, стоял на-самом высоком месте холма; следы древнего храма утрачены; возможно, что он не раз перестраивался.229 Оставшиеся части храма принадлежат периоду эллинизма. Таким образом, акрополь Фоки и был древним акрополем Кимисалы, в то время как ее некрополь помещался на одном из противолежащих холмов.
Известны еще два камирских дема — Силирии и Эриеи, расположение которых пока не установлено.230
Может быть к камирским демам можно причислить и дем Пларии.231 Особенно интересна надпись II—I вв. до н. э., найденная на камирском акрополе, где семья из дема Плария — отец и мать, три брата и два племянника—чествуют сына Теофана и Авксиды, увенчанного камирцами и двумя коллегиями.232 Стела, поставленная семьей на акрополе, указывает, по нашему мнению, на принадлежность Плария к демам Камира; 233 возможно, что этот дем, подобно дему Локсиды, занимал часть городской территории Камира или, во всяком случае, был расположен по соседству с городом.
Мы также не знаем, в территорию какого дема входила камирская Кретиния с патрой Кретинады,. Селиванов правильно намечал границы: «Местность, крайние пределы которой — Эмбона, Кастеллос и долина Ланкония, — как нельзя более соответствует древним определениям Критинии».234
Родосская Перея. Еще до общеродосского синой-

128

Родосская Перея

Рис. 25. Родосская Перея

129

кизма Линд, Камир и Ялис расширили свои владения за пределы острова (рис. 25 и 26) на лежащий по ту сторону пролива Херсонес Книдский. Этот полуостров, в свою очередь, состоит из двух полуостровов, отделенных друг от друга: собственно книдский Херсонес и Херсонес родосский. От города Фиска до карийских Дедал проходит узкая полоса родосской Переи. Иногда и древними и современными авторами родосской Переей называется и родосский Херсонес и прибрежная полоса до Дедал.235

Остров Симе и родосская Перея

Рис. 26. Остров Симе и родосская Перея.

Вся эта территория была включена в гражданские общины родосских городов и имела свои демы, патры и ктены. Это несомненно свидетельствует о том, что присоединение Переи совершилось до общеродосского синойкизма; характерно, что территория Переи была точно распределена между тремя родосскими городами: Линдом, Камиром и Ялисом.236 Восточная часть Переи с городом Фиском входила в общину Линда; ее центральная часть принадлежала Камиру (с городом Феник), а о. Симе входил, повидимому, в территорию Ялиса. Значительная часть книдского Херсонеса также принадлежала родосцам, но пока еще не удалось установить точно распределение этой территории между родосскими городами.
Город Фиск (демотикон — Фискии), современный Мар-мара,237 являлся одним из демов Линда. До нас дошло постановление линдийского народного собрания, определявшее религиозные дела Линда и Фиска.238 В псевдоэсхиновских письмах говорится и о родосских владениях на материке239 и о покупке Эсхином поместья в Фиске. 240 Нередки случаи упоминания родосских граждан с демотиконом Фискиец и

130

Фискиянка. В одной из надписей III в. до н. э. мы встречаем имя Скиллина, сына Эпикратея, Фискийца, бывшего синтагматархом над наемниками.241 Таким образом, ясно, что граждане Фиска и его района входили в гражданскую общину Линда как ее полноправные члены.
Демотикон Фискии встречается также в линдийском списке граждан, распределенных по демам, 242 с указанием даров, сделанных ими, повидимому, Афине Линдийской.
Самый город Фиск, расположенный на скалистых массивах Кале, занимал положение контрольного поста над входом и выходом из гавани. 243 Поэтому дем был важен для Линда и в стратегическом отношении.
С Линдом был связан еще и другой, повидимому, находившийся по соседству с Фиском, дем Гигассеи. Его следует помещать не в районе залива Лоста, как это предполагали Хула и Сцанто, но в районе Рены, рядом с древним демом Эринаеи, на берегу залива Рены. С этим согласуется и определение его территории у Стефана Византийского.244
Дем Амии, имя которого очень часто встречается в родосских надписях, относится к Линду, главным образом, по топографическим соображениям, так как Фискии, Гигассеи и Амии занимали сплошную территорию в северной части родосского Херсонеса. Последние исследования этого района также свидетельствуют о вхождении дема Амиев в общину Линда. Амий представлял собой небольшой, но хорошо укрепленный пункт, расположенный у входа в гавань Фиска. Скалистая и суровая местность не предоставляла возможности для большого городского населения. Назначение Амия — контроль над входом в залив. Маюри обнаружил здесь мощные городские укрепления со сторожевыми башнями.
В одной из дошедших до нас надписей упоминается дем Амийцев, 245 в другой, найденной на о. Мегисте, сохранилось имя амийца, бывшего эпистатом в Кастабе и в крепости на о. Мегисте. 246 Амос упоминается в одном из псевдоэсхиновских писем 247 и у Александра Полигистора. 248 В письме город назван маленькой крепостцей, 249 что вполне согласуется и с вышеприведенными наблюдениями Маюри.
Вероятнее всего, к родосской Перее нужно относить и дем Педиеи, упомянутый и в афинском податном списке Πεδιης εγ Λίνδου, который Гиллер помещает к юго- или северо-западу от Линда на территории острова.250
Мнению Гиллера противоречит уже тот факт, что этот дем, повидимому, малолюдный и небольшой, отделен от остальных линдийских демов для уплаты афинянам фороса.

131

Этому противоречит и свидетельство, сохраненное у Стефана Византийского: Педиеи, город Карии. Если дем Педиею относить к Карии, то становится совершенно понятным, что он мог уплачивать подать отдельно от Линда.
В пользу указанного предположения свидетельствуют и наблюдения Маюри, который склоняется к отождествлению Педиеи с Педалой — небольшой равниной, сжатой горами, и с хорошо укрепленным (еще в глубокой древности) акрополем на родосском Херсонесе на полуострове между заливами Кар-Вассили и Лостой, т. е. в непосредственном территориальном соседстве с другими демами Линда.251
О камирских владениях в родосской Перее мы узнаем прежде всего из знаменитой надписи о ктенах Камира: «тех, что на острове и тех, что εν τάι Άπείρωι. 252 Ά άπειρος, вероятно, как предполагает Эрнст Мейер, было :собственным именем, обозначающим территорию Переи, входившую в состав камирской общины.233
В камирскую "Απειρος входил дем Тлои с городом Феник (современный Fenaké).254 Феник, повидимому, один из наиболее крупных городов родосской Переи, был расположен на вершине скалы в южной части полуострова. Он был удален от моря, но зато находился в центре небольшой долины между двумя реками. Его некрополь находился в скалах, замыкающих долину с севера, и в скале самого акрополя города. Акрополь на вершине скалы был укреплен стенами киклопической кладки. С вершины акрополя открывался вид на острова Симе и Родос. Здесь обнаружены многочисленные фрагменты строительных черепиц и античных амфор. Были обнаружены и цистерны, повидимому, для хранения воды.235 Страбон, описывая Перею, говорит о Фенике, как о высочайшей горе полуострова, а «на вершине — крепость, одноименная с горой Феником».256 Таким образом, Феник был не только городом (остатки которого обнаружены в долине, у подножия акрополя), но и как другие города родосской Переи, укрепленным сторожевым центром, городом-крепостью. Из Феника, расположенного на проливе между береговой линией и Родосом, можно было вести наблюдение и за всей поверхностью окружающего моря, и за береговой линией.237
Несомненной является принадлежность к камирской Перее и дема Фиссанунтян.258 Этот дем был расположен на территории между заливами Лоста и Симе: последний врезался в Херсонес тремя бухтами; в районе средней из них, Ортаджи, и находился дем. Особенно интересные находки были

132

опубликованы M. и H. Хавиарас. В одной сильно поврежденной (нет начала) надписи I в. н. э. (между 81—96 гг. н. э.) мы встречаем упоминание «дема Фиссанунтян, проживающих в Фиссанунте, и ктены Страпиатов».259 Таким образом, гражданский коллектив этого полиса разделен, подобно Камиру и другим родосским городам, на ктены.
Кроме того, подобно тому, как мы отметили это для города Феника, в деме Тлоитян налицо и метеки, проживающие в Фиссанунте и не имеющие родосских гражданских прав. Уже самое наличие ктены говорит о том, что вхождение камирских владений Переи в состав камирского государства произошло в достаточно раннее время; в противном случае мы могли бы ожидать лишь наличие территориальных подразделений после общеродосского синойкизма. Принадлежность дема Фиссанунтян к Камиру засвидетельствована наличием в нем храма и культа Афины Камириды.260
Кроме того, подобно Камиру, если правильно восстановление, в Фиссанунте мы встречаем и камирскую жреческую должность демиурга, сохранившуюся как пережиток былой самостоятельности Камира.261
На большую заселенность дема метеками указывает и наличие союзов, встречающихся в большом количестве и в родосских городах, к ним относятся: Эранисты, Адониасты, Аполлониасты, Сотернасты и Асклепиасты Аристодамеи.262
К северу от дема Фиссанунтян, на берегу залива, глубоко врезавшегося в сушу и изобилующего у берега мелкими островками, находился дем Боспоран с городом Боспорон или Боспора. Этот город стоял как крепость у воды; мелкие острова открывали возможность лишь узкого прохода для кораблей в месте расположения города. 263 Возможно, что этот дем принадлежал Камиру; это, как будто, подтверждается и надписями: мы встречаемся здесь с чисто камир-ской жреческой должностью архераниста.264
Может быть, к Камиру следует относить и дем Тимнии в районе современной Лосты, в глубине залива того же имени, к северу от дема Боспорана.865 Предположение основано лишь на топографических наблюдениях, ибо дем замыкает камирские владения в Перее, образуя естественную границу с владениями Линда.
Город Тимн и дем его имени занимали плодороднейшую местность, пересеченную долинами, ущельями и холмами со множеством источников прекрасной питьевой воды. Немногочисленные надписи указывают на имевшийся здесь культ Деметры и Коры, а также на культ Артемиды, 260 весьма рас-

133

пространеиный на Родосе. В районе Тимна Маюри была обнаружена и древнейшая из имеющихся в Перее надпись конца V — начала IV в. до н. э.— сильно поврежденное постановление Совета и народа (повидимому, Тимна) об оплате наемников и о внесении денег в казну жреца Арел Энпалея.267
Город Касара и одноименный дем Касареи находился на юге родосского Херсонеса в районе современного поселения Като Сикеан. 268 Повидимому, вся южная оконечность родосского Херсонеса с гаванью Лоримой принадлежала дему.269 Гиллер ошибочно относил его к Ялису; это мнение сейчас опровергнуто показаниями надписей.270
Остается спорным вопрос — территорию какого дема образовывал о. Симе, отделенный от Переи лишь узким проливом. Вхождение Симе в число родосских владений Переи — несомненно.271 Однако, соображения Гиллера о принадлежности о. Симе к дему Касареев не кажутся убедительными. Наиболее веским аргументом Гиллера является указание на надпись II в. до н. э. из Симе, которая начинается так: «При жреце Эпихарме и демиурге Гиппократее, в 14-й день месяца Агриания Союз постановил. Ликомед, сын Ликиада, Касареец внес предложение. . .».272 И далее следует изложение предложения Ликомеда из дема Касары об увенчании Агафадора Агафонова Амийца за его заслуги перед союзом проживающих на Симе. Гиллер, указывая на то, что предложение об увенчании внесено Касарейцем, считает возможным на основании этого включить и о. Симе в дем Касареев. Несомненно, что Ликомед Касареец был членом или патроном союза проживающих на Симе и как гражданин Родоса имел право на внесение предложения. Однако, ввиду частного характера этого постановления, нельзя делать вывод: если Касареец вносит предложение на о. Симе, то о. Симе входит в дем Касареев. Против этого предположения Гиллера говорит как будто бы и факт существования дема Арии.273 Этот дем, точно не локализованный, предположительно сближают 274 с островками, лежащими между о. Симе и гаванью Лоримой. Если это сближение верно, то дем Касареев оказался бы пересеченным демом Ариев, что вряд ли возможно, так как до сих пор все известные нам демы представляют единую территорию. В нашем распоряжении пока нет никаких данных, удостоверяю-щих принадлежность о. Симе к какому-либо определенному дему.
К внешним владениям Ялиса можно пока с уверенностью отнести лишь один дем Эринаеи,275 в котором

134

имел место и ялисский культ Аполлона Эрефимия.278 Дем находился несколько юго-западнее Фиска, вблизи одноименного залива. Маюри отмечает красоту и плодородие берегов Эрине, богатых источниками, пастбищами и пахотными землями. 277 Повидимому, этот дем, отождествленный еще Кёлером с «Эринес» податного списка афинян, 278 был связан и со святилищем Латоны.279
Для родосской Переи удостоверены надписями еще следующие демы: Бибассии, Евфениты, Амнистии, Евриады, Криассеи.
Демы Бибассии и Евфениты были расположены в восточной части книдского Херсонеса, так как и этот полуостров, кроме Книда, входил в состав родосского государства.
Если раньше могло быть сомнение в том, что термин «Бибассии», встречавшийся только в надгробных надписях, обозначает демотикон, то теперь позднейшими по времени находками доказано, что Бибассии — родосский дем. Мы встречаемся в нем с культом Афины Полиады и Зевса Полнея — общеродосским (или в своем происхождении — линдийским?) культом. 280 Однако нам неизвестно, когда эта территория вошла в состав Родоса и к какому из городов она была приписана. Город Бибасс должен был являться для родосцев одним из важнейших опорных пунктов в Перее.281 Самый город находился на берегу современного залива Емеджик к востоку от залива Даччиа.
Севернее дема Бибассиев находился дем Евфениты (город Евфены). 282 К дему Евфениты примыкал на востоке тоже родосский дем Кедреаты, город которого был расположен на небольшом островке против берега в том месте Керамического залива, где последний, сужаясь, образует бухту Джова.283 На малоазийском берегу были расположены гавань и некрополь города. Ксенофонт характеризует население города словом «миксоварвары».284
Из надписей, найденных в городе, очень интересна одна поздняя, II в. до н. э., 285 в которой семья чтит Тейсия, сына Феодама, постановкой ему бронзовой статуи. В числе заслуг этого деятеля отмечается, что он был агемоном Мегисте, стратегом в Перее и стратегом в A[пейре] (?); кроме того он был жрецом Аполлона Пифийского и Кедреатийского, увенчан золотым венком «филетами Ди[мак]ами и Па[...]нами из тех, что в Кедреях». Здесь впервые на родосской территории встречается упоминание филы Диманов; повидимому, эта дорийская фила некогда существовала и на Родосе.
К северу, в глубине Керамического залива, находился го-

135

род Идима (или Идимэ), местоположение которого точно установлено находкой надписи времени Веспасиана с обозначением союза Идимеян.286 Позднее новые эпиграфические находки на территории Идимы подтвердили сделанное отождествление.287 От самого города, кроме некрополя с большим количеством карийских погребений, осталось мало следов; на месте древнего акрополя позднее была построена византийская крепость.
Город был небольшим, и родосцы владели лишь примыкающей к нему территорией. В надписи, датируемой приблизительно 197 г. до н. э.,288 Никатор, сын Памфила, а по усыновлению — Никатора, из дема Ладармы, бывший стратегом в Перес, говорит об отвоеванной им стране писиетов, идимейцев и килландийцев, и крепостей, там находящихся. Следовательно, до II в. до н. э. район Идимы являлся родосским, затем был потерян и вновь отвоеван Никатором. Одновременно и другие надписи из Идимы свидетельствуют о вхождении города в состав родосского государства;289 может быть, был и дем Идимы.290
Лоссей — дем, вероятно, недалеко от Идимы; его имя встретилось пока всего лишь два раза и оба раза в надписях Идимы.
К северу от Идимы, уже в отдалении от моря, находился последний пограничный пункт родосской Переи — город Кил-ланд, расположенный на большом торговом пути Карии: Алабанда — Латина — Стратоникея — Писис — Идима (т. е. выход к морю).291 Килланд находился, повидимому, в районе современной Эркасеи, где Патон и Майрс нашли надпись очень плохой сохранности.292 Чтимый в этой надписи стратег Переи обозначается по имени без добавления определения «Родосец»; это свидетельствует о вхождении Килланда в состав старой родосской Переи.
Таким образом, полоса Карийского побережья от города Фиска на востоке до Идимы и Килланда на севере с раннего времени находилась в руках родосцев. Эти плодородные и богатые территории предоставляли родосцам широкие возможности не только для развития своего хозяйства, не только снабжали их людскими резервами, не только способствовали развитию торговых сношений в Малой Азии, но и обеспечивали безопасность развития собственно родосской морской торговли и надежные гавани родосскому военному флоту.
Южной границей материковых владений родосской Переи Страбон называет Дедалу,293 которую отождествляют с возвышенностью на северном берегу речки Инлидже к западу от

136

реки Главка (современный Карги-Чай) и к северо-западу от Тельмесса.294 Как устанавливает Калинка, в IV в до н. э. и позже западной границей Ликии был Тельмесс, а Дедала отошла к Карий; но затем, около 100 г., в связи с перемещением границ, пограничным пунктом, разделяющим Ликию и Карию, снова оказалась Дедала.295
Дедала была небольшим укрепленным поселением. Тит Ливий называет ее небольшой крепостью.296 Последнее обследование Маюри подтвердило маленькие размеры этой крепостцы: акрополь Дедалы (а может быть все население ее ограничивалось лишь акрополем) находился на крутой скале, искусственно выравненной и образовавшей площадку небольших размеров. На склоне скалы Маюри заметил две крепостных поперечных кладки позднего времени. Вершина акрополя поросла густым кустарником, и следов античных построек ни на акрополе, ни у его подножья не удалось обнаружить. С вершины акрополя открывается вид на весь залив Макри с его многочисленными островками и береговыми изгибами. Таким образом, крепость представляла собой прекрасный наблюдательный и сторожевой пост. Вдоль тропинки, ведущей к акрополю, в скалах обнаружено много разграбленных погребений, среди которых встречаются и погребения ликийского типа.297
Повидимому, Дедала также входила в состав родосского государства, как об этом свидетельствует единственная посвятительная надпись, найденная пока на ее территории.298 Поскольку посвятитель, родосский эпистат, находится на родосской земле, он не употребляет обозначения «Родосец». Поэтому с некоторой долей уверенности можно считать Дедалу входившей в состав родосских демов. Эти соображения подкрепляются и находками посвятительных надписей родосских эпистатов на о. Мегисте.299 Может быть, Эрнст Мейер и нрав, отождествляя родосский дем Криассеи с этим районом южнокарийских владений Родоса.300 Аркрайт отождествлял город Крию с Харопией —юго-западнее Дедалы на западном побережье залива Макри к северу от Лиссы.301 Хебердей принял это отождествление в карте Ликии, приложенной к первому тому ликийских надписей.302 Упоминание граждан этого дема в родосских надписях довольно часто.303
Таким образом, весьма вероятно было бы считать и Дедалу и Крию с прилегающими к ней островками Терсана и Иерониси 304 входящими в состав дема Криассеи, хотя это до новых находок не может считаться установленным.
В родосские владения в IV в. до н. э. входил и о. Мегисте, как об этом свидетельствует описание псевдо-Скилака.305 Из

137

пяти найденных там надписей три связаны с именами родосских эпистатов. Самые имена эпистатов (одно из них с демотическим обозначением: Амиец) указывают на вхождение о. Мегисте в родосское государство. В надписях содержатся указания на наличие на острове культов Аполлона Мегистея, Диоскуров, Гермеса и Зевса.306
Остров Мегисте был границей родосских владений на юго-востоке.
Остается ряд демов, местоположение которых пока нельзя указать даже предположительно; таковы Амнистии, Евриады и Нассии, относящиеся все, может быть, к родосской Перее.307
Существовал и еще один дем, имя которого пока не установлено; он упомянут в списке пожертвователей на восстановление стен к цистернам Камира ... ειδαν ο δαμος. 30S Повидимому, это один из камирских демов.
Родосские материковые владения территориально превосходили размеры самого острова. Ван-Гельдер в свое время предполагал, что только после общеродосского синойкизма Перея была поделена на демы и получила, таким образом, гражданские права.309 Однако против этого мнения свидетельствует существование ктен в родосской Перее, которые, несомненно, древнее общеродосского синойкизма. Против этого свидетельствует и наличие в Перее родосской филы Диманов, исчезнувшей на Родосе ко времени синойкизма. Против этого свидетельствует и обнаруженный в деме Фиссанунтян культ Афины Камириды, так как после родосского синойкизма здесь Мог скорее возникнуть культ Афины Полиады, справлявшийся в городе Родосе.
Все эти данные говорят, по нашему мнению, о большой древности родосских владений в Перее.
С другой стороны, когда родосцы прокладывали себе путь к Фаселиде, т. е. в начале VII в. до н. э., о. Мегисте, повидимому, еще не был родосским, во всяком случае, ликийская часть Переи еще не принадлежала Родосу.
Так мы получаем две крайние даты: начало VII в. до н.э. и конец V в. до н. э. (дата основания города Родоса). Последняя дата точно удостоверена находкой постановления общеродосского совета и народа в Тимне.310 Это — самая ранняя дорийская надпись не только в Перее, но и на всех Спорадах, включая сюда и Родос. Она датируется Маюри самым концом V или самым началом IV в. до н. э., т. е. временем, непосредственно близким к общеродосскому синойкизму. Судя по ее содержанию, образование единого родосского государства сопровождалось какой-то реорганизацией военных сил. Однако

138

здесь нам важно пока лишь одно: к моменту общеродосского синойкизма Тимн входил в состав родосского государства.
Когда же все-таки произошло внедрение родосцев на побережье Карии? Повидимому, до времени похода Дария, так как во время похода этого персидского царя родосцы признали над собой власть персов и тем самым уже не могли проявлять самостоятельной экспансии в Малой Азии. Если последнее предположение убедительно, то остается лишь одна возможность: заселение Переи могло происходить в период наибольшей торговой и колонизационной активности родосских городов, т. е. во второй половине VII в. и в VI в. дон. э.
Вряд ли возможно считать, что заселение карийского побережья происходило одновременно и параллельно с заселением Родоса дорийцами, ибо карийские земли распределены по отдельным областям Родоса, а это указывает на колонизационную активность автономных родосских городов. Повидимому, заселение Карии шло путем колонизации, но поскольку эта колонизация происходила по соседству с родосской территорией, то возникавшие на полуострове Херсонесе апойкии не отрывались от метрополии, но включались в метрополию, как ее составные части.
В сохранении гражданских прав Линда, Ялиса, Камира, в распространении этих прав на колонистов Переи был кровно заинтересован каждый из родосских городов, ибо одним из основных назначений новых колоний в Карии являлась охрана торговых путей в районе Родоса и подступов к острову; поэтому-то каждый из городов Переи представлял из себя крепость, расположенную на высотах у проливов и заливов, ближайших к Родосу. Характерен и документ из Тимна, который дает представление о военных силах, сосредоточенных в городах Переи и организованных еще частично по родовому образцу: главы родов — частные люди со своими дружинами, и наряду с этим какое-то войско, оплачиваемое городом.
Мы ничего не можем сказать об отношении греческого родосского населения этих городов к карийскому населению, кроме того, что наемниками были, повидимому, карийцы, издавна славившиеся этим ремеслом. Часть завоеванных карийцев, вероятно, была превращена в рабов. Но в ряде городов, как свидетельствует наличие погребений карийского типа, население было смешанным. В некоторых случаях кладкам античных городов предшествуют туземные кладки; следовательно, родосцы приходили не на пустые места.
Наиболее древним было заселение лежащего против Родоса Херсонеса; распространение родосцев вглубь Керамиче-

139

ского залива до Идимы и далее до Килланда произошло, вероятно, позже.
Позже Переи, вероятно, был, заселен и район Дедалы и Крии, сообщающийся с Переей лишь морем. Об этом свидетельствует и то, что полуостров Макри был завоеван лишь частично, и город Лисса, не отличавшийся большой военной мощью, расположенный по соседству с Крией, не потерял своей политической независимости.
Телос, Халкея, Карпаф. Соседние с Родосом острова также постепенно были включены в состав родосского государства. Очень рано, повидимому, в состав Камира вошли острова Телос и Халкея и в состав Линда — Карпаф и Сарос.311
Остров Телос,312 входивший в северо-восточную группу Спорад, повидимому, был заселен в древнее время; об этом свидетельствуют античные строительные остатки в районе современного залива Пладжо и на востоке острова — в районе долины Ливадии. Обе плодородные долины, скрытые береговыми холмами, не видны с моря, что в древнее время, ввиду развития пиратства, представляло важное преимущество для населения острова. На высоком холме, подымающемся на юго-восточном берегу залива Пладжо, в древности был расположен акрополь города, одноименного с островом. Остатки ранней полигональной кладки и античная керамика были обнаружены здесь Бентом; эту кладку перекрывали средневековые строительные остатки; на акрополе в средние века была построена сторожевая башня и часовня, поэтому античные остатки здесь очень скудны.
Граждане Телоса, согласно Геродоту, участвовали вместе с Линдом и Камиром в основании Гелы. Эпонимный жрец Телоса — дамиург, повидимому, был и политическим и религиозным главой общины. Телиос — родосский демотикон; вероятно, весь остров представлял один дем. Позднее во главе Телоса стоял родосский эпистат.
Остров Халкея расположен вблизи Родоса против Камира. Он — горист, но, согласно Феофрасту,313 на северном его побережье была полоса очень плодородной земли.
Гавань находилась на южном побережье, и вход в нее при зимних ветрах был труден (эта гавань и сейчас носит название, унаследованное от древности,—Эмпорий). Недалеко от гавани был расположен и город, одноименный с островом.311 Повидимому, Халкея представляла также один дем.
О древней принадлежности острова к Камиру свидетельствует уже много раз цитированная надпись о камирских:

140

ктенах, где острову предоставлена возможность либо включить свои ктены в список ктен Камира, либо записать их отдельно (может быть, в связи с более поздним переходом острова к Линду).
Остров Карпафпо своему расположению (с примыкающим к нему о. Саросом) являлся мостом в сношениях Родоса с Критом. Страбон в своем описании острова отмечает наличие на нем четырех городов, один из которых также назывался Карпафом, другой — Нисиром.315 По сообщению Диодора, Карпаф первоначально был заселен критянами во времена морского могущества Миноса, а уже затем Иоклом, сыном Демолеонта, аргосцем.316
Эти сообщения, по существу, исчерпывают наши сведения по литературным источникам о древнем периоде истории острова.
Ранние связи Карпафа с Критом подтверждаются и археологическими находками на острове, а также и его географическим положением. От Карпафа до Касоса 3 часа плаванья (на лодках), а Касос с Критом также связан лодочным сообщением.317
Карпаф представляет длинный, узкий, чрезвычайно гористый остров с горными хребтами, круто обрывающимися в море. Его центральную площадь образует возвышенность, перерезанная холмами, то переходящими в горные вершины, то постепенно снижающимися до равнины. Единственная широкая долина — долина Пигадии на юго-восточном побережье острова.
На северо-восточном побережье острова (в районе Гиофами) были обнаружены микенская посуда и бронзовый меч, сходные по типу с ялисскими.
На о. Саросе местными жителями были найдены небольшие черные каменные топоры, аналогичные находкам в районе восточного Крита.318 Одно погребение микенского периода было открыто и в юго-западном районе, вблизи древнего города Брикунта.319 Таким образом, на острове имеются явные следы его древнего заселения.
Величайшая вершина острова — Калолимнон (1200 м над уровнем моря) уже и в древние времена, повидимому, делила Карпаф на две половины — южную и северную. Отсюда район непосредственного деления и до сих пор называется Месохорией. Южная часть острова разделялась на два дема — Карпафиополиты и Аркасеи, на территории которых расположены одноименные города.
Местоположение города Карпафа с точностью не устано-

141

влено, но, по всей вероятности, он находился в районе залива; Пигадии, на юго-восточном побережье. Древняя Арьасея находилась на юго-западном побережье, на вершине скалы. Здесь еще до последнего времени были видны остатки древнейших киклопических стен и античные кладки.320
В южной же части острова, в районе Пигадии был расположен и Посидион (древнее — Потидеон), известный нам по надписям Карпафа. Ктена Потидейцев входила в дем Карпафиополитян, и возможно, что город Потидеон был гаванью Карпафа.321 На тесную связь этой ктены с жизнью дема Карпафиополитян указывает встречающаяся в надписях формула: «дем Карпафиополитян и ктена Потидейцев».322
Другая надпись дема 323 сообщает о даре кипарисового дерева Афине; эта надпись была найдена в Пини, вблизи Валады, к северо-западу от Пигадии. Возможно, что здесь и был расположен город Карпаф, у входа в плодородную долину. Современное поселение, расположенное здесь, известно до сих пор под именем Скарпенто.
Город Брикунт, по имени которого назван третий дем острова — Брикунтии,324 был расположен на северо-западном побережье острова, на современном полуострове Вургунда. На территории этого дема находилось известное нам по надписям святилище Посейдона Порфмия, которое, судя по месту эпиграфических находок, стояло на берегу современной гавани Тристомо.325 Повидимому, «перевоз» был проливом между Карпафом и Саросом (современная Сария).
Местоположение упомянутого Страбоном города Нисира с точностью не установлено. Житель острова Манолакакис, написавший его историю, первый отождествил Нисир с местечком Палатии на о. Саросе. Здесь были найдены две надгробные надписи, указывающие на то, что остров был обитаем.326
В святилище Посейдона Порфмия найдена посвятительная надпись от имени лиц, избранных гиерагогами:
«Мелантий, сын Менекратея, Брикунтиец, Эпенет, сын Радия, Нисириец, Сосипол, сын Архикратея, Брикунтиец».327
Наличие в надписи двух граждан из Брикунта и одного из Нисира, может быть, указывает на территориальную близость этих городов. Кроме того, при отождествлении Палатий с Нисиром разъяснилось бы и противоречие в показаниях Перилла (псевдо-Скилака) и Страбона (трехградие-четырехградие), поскольку четвертый город о. Карпафа Нисир помещался бы на о. Саросе, который можно, при желании, считать Карпафом.328
В родосских надписях часто встречается демотикон Ниси-

142

риец, хотя возможно, что он относится не к карпафскому Нисиру, а к городу Нисиру, расположенному на острове того же имени. Демотикона «Сариос» мы нигде не встречаем.329 Если отождествление Палатий с Нисиром все же правильно, то Сарос и представлял бы собой дем Нисирии.
Колонизация острова шла в основном из Линда, как на это указывает культ Афины Линдии, существовавший в Бри-кукте.330 На раннее вхождение Карпафа в линдийское государство указывает и наличие ктены Потидейцев на южной оконечности острова, главным святилищем которой было также святилище Афины Линдии.331
Интересно отметить на острове наличие союза Этеокарпа-фян.332 В афинских податных описках Этеокарпафии названы наряду с Карпафиями, Брикунтиями и Аркасиеями.333 По аналогии с Этеокритянами, встречающимися у Гомера,334 можно предполагать, что эти «подлинные Карпафяне» представляли древнейший слой населения острова и занимали особую определенную территорию. На это указывает их наличие, как особой податной единицы, в афинских податных списках. Поскольку юго-восток острова был занят Карпафиополитянами, юго-запад — Аркасейцами, а север — Брикинтиями, остается предположить, что они занимали центральную часть острова— Месохорию. Однако в родосском государстве они не представляли собой отдельного дема, но обозначались как союз. Территориально, вероятно, они входили в дем Карпафиополитян.
Остров Карпаф был важен родосцам не только тем, что через него лежал путь к Криту, но и тем, что вся группа островов, постепенно осваиваемых родосцами, образовывала защитный барьер на подступах к самому о. Родосу.
Позже, во второй половине VI или в первой половине V в. до н. э. к островным владениям родосцев присоединились еще острова Нисир, Астипалея и Касос (в VII в. до н. э. Нисир и Касос принадлежали еще Косу; Астипалея была колонией Эпидавра). На этих островах, включенных в родосское государство, возвышались укрепления и, как показывают дальнейшие события родосской истории, во время осады Родоса Димитрием Полиоркетом и во время войны с Критом в III в. до н. э. этот островной барьер вокруг Родоса был искусно использован родосцами для военных целей. В борьбе с Критом, например, весь удар приняли на себя жители Карпафа, и критский десант удалось отразить на Карпафе, даже не допустив его до Родоса.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М.
Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX-VII вв. до н.э.). Л., Издательство ЛГУ, 1951.



Rambler's Top100