|
Введение |
19
|
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ ИСТОРИИ ЕЕ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Римская история составляет заключительное звено древней истории
Средиземноморья. В его восточной половине очень рано возникли
классовые
образования и были заложены основы античной
культуры. В истории государств Древнего Востока перед нами выступает
первая, в целом еще
примитивная стадия развития рабовладельческого общества.
Следующий этап рабовладельческой системы — в районе мира Эгеиды.
Благоприятное сочетание географических условий, с одной стороны,
и сильного влияния близлежащих восточных государств — с другой,
создали предпосылки для расцвета древнегреческих полисов. На базе
рабовладельческой системы, более развитой, чем на Востоке, сложилась
античная демократия, в рамках которой, особенно в Афинах, в V—IV
в.в. до н. э. были созданы величайшие культурные ценности, легшие
в основу культурного развития Европы.
Однако тесные границы Эгейского мира и его политическая
раздробленность ускорили кризис рабовладельческой системы
классической Греции. В узких рамках полисов дальнейшее развитие
стало невозможным. Это вызвало переход к новому этапу
исторического развития—эллинизму. Завоевания Александра
Македонского и дальнейшая колонизация Востока греками и македонянами
создали предпосылки для возникновения более высокой формы рабовладельческой
экономики в странах восточного Средиземноморья. Эллинистические
государства на некоторое время стали ведущими силами исторического
процесса,
подготовляя переход к четвертой, и последней, эпохе древней
истории.
|
|
|
20
|
Еще задолго до этого в Италии, на нижнем Тибре, возник
маленький город-государство—Рим. До поры до времени он
оставался в системе Средиземноморья самостоятельным и относительно
изолированным очагом исторического развития. Однако это был очаг
большой социальной мощи, центр скрещения
разнообразных этнических, хозяйственных и культурных взаимодействий
в средней Италии. Параллельно с развитием римской экспансии в
Италии (V—III вв.), а затем вне ее—в западном и восточном Средиземноморье
(III—I вв.) Рим втягивался
в систему средиземноморских хозяйственных и культурных связей
и, в ,свою очередь, стал оказывать на нее сильное влияние.
К концу I в. до н. э. сформировалась в основных чертах римская
мировая держава, включившая в себя все предшествовавшие ей государственные
образования в районе Средиземного
моря. Древняя история вступила в свою четвертую, и последнюю,
фазу.
Рим, как было сказано, вошел в сложившуюся систему эллинистического
мира. Но, входя в нее, он начал ее преобразовывать. Рабовладельческие
общества Средиземноморья, в первую очередь сама Италия, в ходе
римских завоеваний испытали ряд глубоких изменений: значительный
рост денежного хозяйства, огромное развитие рабства, концентрацию
земли, пролетаризацию мелких свободных производителей. Все эти
изменения явились специфическими чертами римской хозяйственной
системы, которая стала самой высокой формой античного рабовладения.
В римскую эпоху рабский труд как в Италии, так и в значительной
части провинций занял ведущую роль во всех областях хозяйственной
жизни. Юридическое и бытовое положение
рабов значительно ухудшилось по сравнению с предшествующими периодами
и стало близко подходить к формуле Аристотеля — Варрона об «одушевленных»
и «говорящих орудиях».
Весь район Средиземного моря с прилегающей к нему широкой
периферией был охвачен экономическими связями, достаточно
тесными для того, чтобы говорить о зародышах единого средиземноморского
рынка и о некоторых экономических явлениях,
общих для всего района: колебаниях цен, кризисах. Поэтому
римская держава, созданная рабовладельческой экспансией,
опиралась не только на силу римского оружия, но и на некоторое
хозяйственное единство средиземноморского района. И по
форме своей эта держава, оставаясь федерацией автономных
полисов, приближалась к территориальным государствам эллинистического
типа.
В области культуры Рим в основном использовал достижения предшествующих
эпох, особенно эллинизма. Рим был втянут
в орбиту средиземноморских отношений уже тогда, когда куль
|
|
|
21
|
тура эллинизма достигла такой высоты, что Риму не оставалось
ничего другого, как заимствовать ее и подражать ей. Поэтому
римская культура не была вполне самостоятельной. Значение
Рима—главным образом в распространении эллинистической
культуры, приспособленной к римским потребностям, на отсталом
Западе.
Однако было бы ошибкой утверждать, что культура Рима
была сплошь подражательной. Во-первых, в ранней римской
культуре, например в религии, было много самобытных италийских
элементов, впоследствии только прикрытых слоем наносных греко-восточных
влияний. Во-вторых, даже в позднеримской культуре, в целом наименее
самостоятельной, существуют
формы, отмеченные печатью высокой оригинальности, в которых
римляне были подлинными творцами: право, архитектура, некоторые
литературные жанры (сатира). Наконец (и это самое
главное), даже копируя многие формы эллинистической культуры,
римляне не механически подражали им, а перерабатывали
их в своем духе и стиле. В результате этого получились явления,
глубоко своеобразные по существу, несмотря на внешне
подражательные формы, например лирика конца I в. до н. э.
Вот почему в целом мы должны признать римскую культуру
своеобразной стадией развития античной культуры.
Доведя рабовладельческую систему до полного развития,
Рим тем самым довел до максимального напряжения и все ее
социальные противоречия. Противоречия между свободными
и рабами, богатыми и бедными никогда в истории древнего мира
не достигали такой остроты, как в римскую эпоху. Поэтому ни
классический Восток, ни Греция не знали таких грандиозных
социальных битв, как гражданские войны II—I вв. до н. э. или
массовые движения колонов, рабов и варваров III—IV вв. н. э.
Римская эпоха создала предпосылки для социальной революции, которая
вместе с варварскими завоеваниями разрушила рабовладельческое
общество Средиземноморья и положила начало европейскому средневековью.
Длительность и сложность римской истории требует особого
внимания к ее периодизации. Общепринятым является деление
на две большие эпохи: республика и империя. Хронологической
гранью между ними чаще всего принимают конец 30-х годов
I в. до н. э. (битва при Акции и гибель Антония). Но эта периодизация
является далеко не совершенной. Во-первых, представляется спорным,
с кого начинать империю: с Суллы — первого диктатора, власть которого
была бессрочной, Цезаря —
фактического основателя империи или Октавиана Августа, закончившего
гражданскую войну? Если же создателем империи
считать Августа (что обычно и делают), то с какого года ее начинать:
с 31 г. до н. э.—года битвы при Акции, где Октавиан
|
|
|
22
|
разбил своего соперника Антония, с 30 ли года (смерть Антония),
или же с 27, когда Октавиан отказался от полномочий
триумвира? Кроме этого в основу общепринятой периодизации
положен не социально-экономический, а надстроечный момент —
форма государственной власти.
Тем не менее эта периодизация настолько прочно укоренилась в
науке, что менять ее было бы нецелесообразно. К тому
же она правильно устанавливает две основные эпохи римской
истории, хотя и определяет их не по основному признаку. Поэтому
мы сохраним деление на республиканскую и императорскую эпохи,
но с таким пояснением: эпоха республики — это история укрепления
и высшего расцвета рабовладельческой системы Средиземноморья;
эпоха империи—история ее упадка.
Условной гранью между ними будем считать 30 г. до н. э., год
смерти Антония.
Однако каждая из этих больших эпох нуждается в более
дробной периодизации. Оставляя пока империю, примем следующую
периодизацию истории республики (хронологические
рамки приблизительны).
I. Так называемый царский период (VIII—VI в. до н. э.) —
период позднеродового строя, или «военной демократии».
II. Период аристократической республики патрициев и борьбы патрициев
и плебеев (V—начало III в. до н. э.) — формирование римского рабовладельческого
полиса и завоевание
Италии.
Эти два первых периода обычно называются ранней римской историей.
III. Период олигархической республики нобилей (начало
III—30-е годы II в. до н. э.) —период больших римских завоеваний;
расцвет рабовладельческого хозяйства в Италии.
IV. Период гражданских войн (30-е годы II в.—30-е годы
I в. до н. э.) — революционно-демократическое движение рабов
и свободной бедноты; период образования мировой римской державы,
падение республики и образование империи.
|
|
|
|
|