Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
235

ГЛОССАРИЙ

Академия — роща в Афинах, названная в честь героя Академа; там располагался гимнасий, где Платон собирал своих учеников; отсюда название основанной им философской школы.
Амфиктиония — объединение соседних племен вокруг общего святилища; наиболее известной А. была Дельфийская.
Ареопаг — «холм Ареса», где заседал старейший Совет Афин. Верховный правящий орган в архаическую эпоху; в демократическую сохранил только судебные функции.
Архонт — название высших должностных лиц в различных греческих полисах. Утрачивают прежнее значение в классическую эпоху в Афинах, где на первый план выходят стратеги. Отправление должности архонта называлось архонтством.
Ателия — освобождение от налогов.
Буле — в Афинах — совет из 500 членов, подготавливавший проекты законов, которые затем выносились на голосование Собрания (эк-клесии).
Бустрофедон — способ письма, при котором строки идут попеременно справа налево и наоборот, подобно бороздам, проведенным по полю плугом.
Варвар — звукоподражательное слово для обозначения чужеземца, говорящего на непонятном грекам языке (он произносит «бар-бар»); вначале слово не имело нравственного оттенка.
Войны греко-персидские — см. войны мидийские.

236

Войны мидийские (490 и 480—479 гг. до н.э.) — двукратное столкновение греков с Персидской империей. Первая индийская война (названная так потому, что греки не проводили особого различия между мидянами и персами) закончилась победой греков в сухопутной битве при Марафоне (490 г. до н.э.), вторая - морским сражением при Саламине (480 г. до н.э.), а затем битвой при Платеях (479 г. до н.э.).
Война Пелопоннесская (431-404 гг. до н.э.) — конфликт между Спартой и Афинами, стоявшими во главе двух союзов полисов. Закончилась поражением Афин.
Войны священные — столкновения из-за святилища в Дельфах.
Гегемония — верховенство одного из полисов в коалиции государств.
Гелиэя — суд в Афинах.
Гимнасий — совокупность объектов, предназначенных для спортивных упражнений, а также служивших местом выступлений ораторов и философов; приобрели большое значение в эллинистическую эпоху, где служили знаком принадлежности к эллинистической культуре.
Глашатай — неприкосновенное лицо, в обязанности которого входит делать публичные объявления внутри полиса или за его пределами.
Гостеприимен — лицо, связанное наследственными взаимоотношениями с кем-либо за пределами своей общины. До конца архаического периода гостеприимство играло важную роль в отношениях между греками.
Дем — территориально-административное подразделение полиса в Афинах, в некоторых городах Пелопоннеса, во многих островных полисах и в Ионии. Вокруг них сосредоточивалась общественная жизнь; молодые люди, получавшие права гражданства, приписывались к демам.
Демот — член общины дема.
Десять тысяч — название корпуса греческих наемников на службе у персидского царевича Кира Младшего в 401 г. до н.э. Рассказ об их отступлении после битвы при Кунаксе составляет содержание «Анабасиса» Ксенофонта.

237

Дионисии — празднества в честь Диониса, по случаю которых проводились драматические состязания.
Докимасия — официальная проверка личности кандидатов в должностные лица, будущих граждан, юношей, поступающих в эфебы. Лица, занимавшие государственные посты, подвергались докимасии и по окончании срока службы.
Драхма — денежная единица; одна драхма равна 6 оболам.
Исангелия — в Афинах — процедура обличения перед Собранием или Советом в случае тяжкого преступления.
Исотел — проживающий в полисе иноземец, по указу получивший равенство в налогообложении с гражданами.
Кифаред — поэт и певец, аккомпанирующий себе на кифаре.
Койне — «общий (язык)». Язык эллинистического мира после завоеваний Александра. Распространенный среди широких масс населения, он был проще классического греческого.
Космополит — гражданин мира.
Ксен — одновременно гость и чужеземец.
Ксенеласия — в Спарте — процедура изгнания иноземцев.
Линейное письмо — древняя система письма; линейное А — еще не расшифрованное критское письмо; линейное Б (XVI—XII вв. до н.э.)— слоговое письмо, которым записан уже греческий язык.
Литургия — общественная повинность, обязательная для богатых частных лиц, например: снаряжение триеры (триерархия) или оплата хора для театральных представлений (хорегия). Условия выплаты литургии были весьма тяжелыми.
Метек — этимологически «живущий вместе»; проживающий в полисе иноземец, облагаемый налогом на пребывание.
Обол — самая мелкая денежная единица; шесть оболов составляли драхму.
Олигархи — приверженцы политического строя, при котором власть делит между собой ограниченное число лиц (oligoi).

238

Остракизм — в Афинах — процедура изгнания не более чем одного лица по подозрению в угрозе демократии; засвидетельствована с 487 по 417 г. до н.э.
Панэллинский — имеющий отношение ко всем греческим полисам.
Периэгеза — нечто вроде очень подробного путеводителя, типа произведений Гекатея Милетского (VI в. до н.э.) или Павсания (II в. н.э.).
Полис — греческое название политической общности, включающей городской центр и окружающую территорию.
Проксен — гостеприимец; гражданин полиса, представляющий в нем интересы другого полиса, даровавшего ему этот титул.
Промантия — право первоочередного обращения к оракулу.
Проэдрия — привилегия, дающая право сидеть на почетном месте в первых рядах в театре или на играх.
Пританей — общественное здание полиса, где поддерживается священный огонь и обедают гости полиса и лица, которым это право даровано государством.
Просящий — лицо, ищущее защиты у алтаря, неприкосновенное во время пребывания в храме.
Род — большая «семья», объединение граждан общего происхождения. В архаическую эпоху слово употреблялось применительно к ограниченному числу семей, пользовавшихся наследственными привилегиями и большим влиянием в общественной жизни. В классический период — обозначение всех потомков одного прадеда.
Священное перемирие — прекращение военных действий между полисами на период панэллинских игр.
Сикофант — в Афинах — профессиональный доносчик и шантажист.
Симмахия — союз полисов, имеющий прежде всего военную направленность.
Синойкизм — объединение нескольких деревень или общин в единый политический организм.

239

Софист — преподаватель философии и красноречия; знаменитые софисты V в. до н.э. были основными деятелями интеллектуального расцвета того времени.
Стенохория — нехватка обрабатываемых земель.
Стратег — должностное лицо греческих полисов, обязанностью которого было командование войсками; высшая должность в Афинах в V в. до н.э.
Тиран — тот, кто узурпировал власть.
Тридцать тиранов — комиссия по принятию законов, учрежденная в Афинах спартанцами после падения города в 404 г. до н.э.; сформированная из экстремистов, она установила режим террора.
Триттия — территориальное подразделение. Фила состояла из трех триттий: прибрежной, городской и внутренней.
Феория — священное посольство, отправленное полисом или святилищем для объявления о некоем событии (например, о дате Олимпийских игр).
Фила — территориальная единица в Аттике; Клисфен в 508— 507 гт. до н.э. преобразовал старые культовые филы, создав десять новых уже в качестве административных единиц.
Фратрия — подразделение гражданской общины, объединяемое общим культом.
Хорег — богатое частное лицо, на которое возложена обязанность оплачивать хор во время театральных представлений.
Эфебия — распространенный в греческих полисах институт, обеспечивавший обучение и интеллектуальное и нравственное воспитание юношества. В Афинах в эпоху Аристотеля приобретает форму обязательной воинской службы.
Эфоры — «наблюдатели»; в Спарте — пять высших должностных лиц, избиравшихся на один год и осуществлявших исполнительную власть.

Подготовлено по изданию:

Куле К.
СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия... / Пер. с франц. С.В. Кулланды. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 256 с., ил.
ISBN 5-86793-307-5
© 1996. La Société d'Edition Les Belles Lettres 95 Boulevard Raspa il, 75006 Paris
© Новое литературное обозрение, 2001



Rambler's Top100