Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

354

Искусство этрусков

В своих истоках этрусское искусство было связано с культурой вилланова, сближалось с культурой италиков, a также имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством. В последние периоды существования этрусков памятники их искусства принимали все большее сходство с древнеримскими. Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные этрусские города с художественными мастерскими к северу от этих границ (Марцаботто, Спина и др.) и к югу (Пренеста, Веллетри, Сатрикум и др.) 18.
Многое в истории городов, характере религии, культуры этрусков, не исключая и пока еще не расшифрованной письменности, остается неясным, ожидающим археологических, исторических и лингвистических исследователей 19.
Периодизация этрусского искусства — одна из самых сложных проблем современной этрускологии. В определении границ отдельных периодов этрусского искусства существуют разные мнения, вызываемые как слабой изученностью истории социально-политического и экономического развития этрусских городов и их внешних связей с другими народами Средиземноморья, так и трудностью точной датировки памятников этрусского искусства.
Итальянские антиковеды, в частности Р. Бианки-Бандинелли, соотносят этапы этрусского искусства с развитием древнегреческого искусства 20. В конце VIII —VII в. до н. э. на художественную культуру этрусков сильное воздействие оказывали народы восточного Средиземноморья, определившие ее характер как ориентализирующий. В VI—V вв. этрусские мастера поддерживали тесные контакты с архаическими и классическими художниками Греции. В этом этапе выделяют два периода: первый (600—475 гг.), характеризовавшийся расцветом этрусского искусства, и второй (475—400 гг.), когда заметен значительный спад эко-



18 Проблемы искусства этрускор разрабатываются итальянскими антиковедами. См., в частности: Pallotino M. Etruscologia. Milano, 1950.
19 См.: Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Воронеж, 1969; Тимофеева Н. К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск, 1980.
и Bianchi-Bandinelli R., Giuliano A. Op. cit.

 
355
номической и культурной активности этрусков. Если для греков V в. до н. э. был временем наивысшего расцвета, то после падения Кум в 474 г. до н. э. для этрусских городов начиналась кризисная эпоха. Время 400—225 гг., на которое приходится завоевание римлянами этрусских городов, было особенно тяжелым. В художественной продукции этрусков стала заметна сильная ориентация на эллинистические образцы. Период 225—30 гг. считается вторым и последним кратким периодом расцвета, когда в завоеванных римлянами этрусских городах жизнь несколько стабилизировалась и оживились художественные ремесла. Однако в течение этих лет своеобразие этрусского искусства постепенно утрачивалось.
Этруски знали те же виды изобразительного искусства, что и другие народы. В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений В памятниках монументальной и камерной скульптуры средством для этого служили пластические объемы, сюжетные композиции, украшавшие храмы, гробницы, саркофаги, погребальные урны, культовые и бытовые предметы — треножники, цисты, зеркала 22. Этрусские скульпторы создавали портретные образы, знаком был им и рельеф различных видов — низкий и высокий. Отпечаток художественного мастерства этрусков сохранила керамика, очень своеобразная по формам, украшавшаяся как рельефными, так и живописными изображениями. Этрусские торевты делали из драгоценных металлов серьги, браслеты, фибулы, кольца, диадемы и пр. Резчики по камню создавали на инталиях-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции, умело соотнося характер врезанного рельефа с формой небольшого цветного камня. Особенное значение имеют для науки и искусства этрусские погребальные росписи, дающие представление о характере античной живописи первого тысячелетия до н. э.23
Материалы, которыми пользовались этрусские мастера, несколько отличались от греческих. В архитектуре обращались к камню различных пород для сооружения крепостных построек, фундаментов храмов и жилых домов, a также к дереву и глине, из которой изготавливались сырцовые кирпичи для кладки степ. Камень в скульптуре сравнительно редок. Ваянию, при котором мастер отсекает от каменной глыбы лишние куски, как бы высвобождая видимый им художественный образ, этруски предпочитали пластику. Постепенным наращиванием материала — сырой глины или воска - они создавали пластический образ в терракоте или бронзе. Бронза и терракота — основные материалы этрусских скульпторов и керамистов; реже применялись камень, драгоценные металлы, кость и полудрагоценные камни для изготовления украшений и инталий.

21 Об этрусской архитектуре исследований пе очень много. См.: Patroni G. Architettura preistorica generale ed italica. Architettura etrusca. Bergamo (1941).
22 Скульптура этрусков изучена больше, чем архитектура. См.: Hanfmann G. Etruskische Plastik. Stuttgart, 1956; Ducati P. La scultura etrusa. Novara, 1941.
23 Об этрусской живописи много работ. См.: Pallotino M. Etruscan Painting. Geneva, 1952; Messerschmidt F. Beitrage zur Chronologie der etrusken Wandmalerei. Diss. Halle, 1926.
 
356
В живописи гробниц использовались минеральные краски разных цветов, преимущественно теплых тонов.
В архитектуре этрусков нашел отражение не только высокий уровень знаний народа, заявивший о себе в точных расчетах и глубоко продуманных строительных решениях, по и художественный, проявившийся в особенном характере построек. В настоящее время можно говорить о планировке некоторых этрусских городов (Марцаботто, Спина), мощи крепостных стен и красоте ворот (Вольтерра, Перуджа), мостах (Булликаме, Биеда) и пробитых в скалах туннелях (Понте Содо), разнообразных формах гробниц, остатках храмов и домов (Марцаботто). Весьма мало известны пока какие-либо этрусские, возникшие до воздействия римлян здания для общественных собраний, заседаний, советов, a также сооружения зрелищного назначения типа театров, стадионов, цирков, хотя на одной из фресок V в. до н. э. в гробнице Тарквиний, возможно, изображены зрители, сидящие в театре. Чисто деловой характер этрусской ар-
 
357
хитектуры, предназначавшейся прежде всего для жизненно необходимых целей или культовых церемоний, заставляет видеть в ней прообраз римских памятников Республики, авторы которых во многом следовали правилам этрусских зодчих.
Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.) 24.
Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов — с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких

24 О терракотовом убранстве этрусских храмов см.: Andren A. Architectural terracottas from Elrusco-Italic lempels. Lund, 1940.
 
358
подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры — фасадность сооружения. Выдающиеся памятники этрусской архитектуры — три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, по имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.
Стены жилых домов строились из сырцового кирпича и выкладывались на каменных фундаментах. Планировка в Марцаботто позволяет говорить о крупных кварталах VI—V вв. размерами 150 мХ50 м. Внешний вид домов с двускатной и четырехскатной кровлей отчасти повторяют погребальные урны (из Черветри, Поджо Гаэла, Кьюзи, Перуджи). Интерьеры жилых помещений хорошо воспроизводят камеры погребальных сооружений.
Свидетельство высокого строительного искусства этрусков — архитектура гробниц. Типы склепов весьма различны. К VII в. до н. э. относятся псевдокупольные сооружения Популонии, Ветулонии и северных районов Этрурии, около современных Сиены и Флоренции. Иногда центр камер занимал мощный четырехгранный, сужающийся кверху столб, уходящий под верхнюю часть ложного свода: он имел не конструктивное, а скорее культовое назначение (Квинто, Вилла Манфреди, Казале Мариттимо. VI в. до н. э.). Некоторые усыпальницы VII в. до н. э. (Реголини Галасси) свидетельствуют об использовании этрусскими зодчими скалистых выступов, естественных углублений и пещер. Высекались в каменистом грунте с невысокими лежанками по бокам для пеплохраннльниц и с оставленным в центре столбом и некоторые гробницы близ Вольтерры, а также в Кастель д'Ассо (скальные склепы III в. до н. э). Захоронения (VI-V вв. до н. э.) в северном и западном некрополях Марцаботто производились в каменных, стоящих на поверхности ящиках из травертина, перекрытых тяжелой в виде двускатной кровли плитой.
Очень разнообразны интерьеры некрополя Бандитачча в Черветри, существовавшего длительный период, вплоть до упадка этрусской культуры. Это или высеченные целиком в естественной туфовой породе, или сложенные частично из квадров туфа камеры. Многочисленны гробницы в виде кургана — тумулуса с высеченной цилиндрической поверхностью экстерьера, покрывавшегося сверху зараставшей травой насыпью. В камерах, имитировавших интерьеры жилых домов, оставлялись невырезанными в туфовой породе лежанки по стенам, монументальные кресла, мощные подпорные столбы, которым придавался вид колонн с капителями; степы украшались раскрашенными рельефными изображениями щитов, оружия, архитектурных деталей, реже мифологическими сценами.
 
359
Помещения этрусских гробниц конца IV-II вв. характеризуются усложнением планов, хотя симметричность в расположении камер и сохранялась (Перуджа. Гробница Волюмниев. II в. до н. э.). В III—II вв. чаще создавались крупные гробницы с большим количеством вырезанных в стенах ниш для пеплохранильниц и саркофагов; они имеют вид склепов для семейных захоронений, и в них утрачивалось ощущение камерности помещения, предназначенного для одного или двух погребений (Черветри. Гробница Рельефов. III в. до н. э.).
Древнейшие живописные композиции VII в. до н. э. известны по гробницам в Черветри. Богаты фресками некрополь в Тарквиниях (VI— II вв. до н. э.), a также расписные склепы близ Кьюзи (V в. до н. э.), около Орвието (IV в. до н. э.) и Вульчи (III в. до н. э.) 25.
Поверхность, на которую наносились краски, была различной: иногда их накладывали на сырую штукатурку, покрывавшую степы гробницы, порой на сухую, а в некоторых склепах Тарквиний прямо на скалистые стены погребальной камеры. В VI-V вв. преобладали красные, коричневые, желтые тона. Позднее чаще использовались зеленые и синие. Росписи VI в. до н. э. отличались однотонным ровным наложением красок, в композициях главную роль играл контур фигуры.
Этрусская погребальная живопись достигла расцвета в VI в. до н. э., когда были созданы лучшие и многочисленные композиции некрополя Монтероцци в Тарквиниях. В росписях VI в., как упоминалось, большую роль играли линии силуэтов, выразительные движения фигур, а также раскраска. Светотеневой моделировки, как и объемности фигур, здесь не замечается 26.
В этрусской живописи VI в. до н. э. редко звучало чувство печали; глухо прорывалось оно лишь в двух маленьких фигурках из гробницы Авгуров: одной — исступленно простирающей руки к жрецу, и другой — в темных одеждах, в скорбном забытьи присевшей у его ног. Основное внимание в композициях уделялось проявлениям не затихающей ни на минуту кипучей деятельности. В росписи гробницы «Охоты и рыбной ловли» все исполнено бурной, динамичной жизни: плещется показанное синими волнами море, колеблющее остроносую лодку, забрасывают сети рыбаки, один из них внимательно всматривается в морскую глубину, другой сидит на корме с веслом, a остальные оживленно машут руками; плеснув хвостом, уходит в воду выпрыгнувший из моря дельфин, трещит крыльями и галдит взлетевшая на воздух стая птиц, потревоженная взбежавшим на скалу этруском с пращой, красиво летит с крутого обрыва в море прыгуп.
В этрусском искусстве, в частности в живописных композициях, гораздо чаще, нежели в вазописи и рельефах греков VI в. до н. э., встречается изображение природы, пейзажей. Условность восприятия мира, которая была так сильна в греческом искусстве эпохи архаики, менее свойственна этрускам.

25 См.: Bianchi-Bandinelli R. Le pittura délie tombe arcaiche di Chiusi. Roma, 1939.
26 В последние годы открываются все новые памятники этрусской живописи, см.. Moretti M. Nuovi Monumenti délia Pittura Etrusca. Milano, 1906.
 
360
Ряд новшеств по сравнению с VI в. можно заметить в этрусской живописи начала V в. до н. э. В изображении юного музыканта из гробницы Леопардов в Тарквиниях художник старался ключицы, мускулатуру грудной клетки показать тонкими линиями, подобно вазописцам того времени. Смещенным в сторону взгляда зрачком он конкретизировал внимание юноши, обращенное на что-то определенное, показал очертание глаза уже не замкнутым овалом, но разорвал его с той стороны, куда направлен взор.
Мастер гробницы Холма некрополя Кьюзи обратился к изображению крупных фигур атлетов и музыкантов. Примечательно, что при усилившемся внимании в росписях V в. до н. э. к человеческой фигуре ослабился интерес к пейзажным фонам, изображению растений, деревьев, моря, более распространенным во фресках VI в.
В конце IV в. до н. э. в этрусских погребальных росписях участились сюжеты драматического характера, изображающие казни, мучения; порой художники показывали страдания, ожидающие человека в царстве теней. Героя одной из фресок гробницы Чудовищ терзает страшный демон Тухулка, изображенный предельно экспрессивно. Рваными резкими линиями мазков этрусский мастер как бы подчеркивал разъяренность чудовища. В плавных спокойных очертаниях контура героев, напротив, оттенялось мужественное, стоическое перенесение им страданий27. В росписях IV —II вв. заметен более свободный принцип наложения красок, попытка передать в некоторых случаях светотеневые эффекты.
Живописцы III в. до н. э. склонялись, с одной стороны, ко все большей детализации изображений, воспроизводя мелкие подробности окружавших человека предметов - вышитых одежд, покрывал, подушек, мебели, с другой - к усилению трагизма ситуаций. В гробнице Щитов из некрополя Тарквиний мастер показал сцену заупокойной трапезы Велтуры Велха и Ларт Велха, имена которых написаны рядом с супругами. Лицо Ларт исполнено тревоги и непередаваемого внутреннего трепета. В широко раскрытых темных глазах - глубокая печаль, смешанная с ужасом перед тайной смерти. Этрусский художник достиг здесь такой выразительной силы, которая предвосхитила чувства, особенно ярко проявившиеся позднее в позднеантичном и раннехристианском искусстве28.
В росписи гробницы Франсуа в некрополе близ Вульчи (III в. до н. э.) можно почувствовать развитие тех же тенденций. Художник изобразил сцену жертвоприношения пленников во время Троянской войны: жреца-палача, склоняющегося с кинжалом над жертвой, и ожидающего своей участи юношу. Художники III в., тяжелого для этрусских городов времени, когда они один за другим подпадали под власть римлян, часто воплощали в своем искусстве жестокую силу, торжествующую над прекрасным и возвышенным.
Драматизм и эмоциональность образов в этрусских фресках нарастают ко II в. до н. э.; в гробнице Тифона некрополя Тарквиний художник

27 Чубова А. П. Этрусское искусство. М., 1972, илл. 100.
28 Там же, илл. 90, 91.
 
361
показал обезумевшего от напряжения крылатого, змееногого демона, будто тщетно стремящегося удержать тяжесть давящих на него плит 29.
Немалую роль играла в повседневной и религиозной жизни этрусков пластика: статуями украшались храмы, в гробницах устанавливались скульптурные и рельефные изваяния, различными изображениями в мелкой пластике покрывались культовые и бытовые предметы, возник интерес к портрету. Профессия скульптора в Этрурии, однако, вряд ли высоко ценилась. Имена ваятелей почти не дошли до наших дней; известен лишь упомянутый Плинием работавший в конце VI—V в. мастер Булка.
Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая - терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV—III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахии из Пирги (все из музея Вилла Джулия).
От храма в Вейях конца VI в. до н. э. дошли памятники круглой терракотовой скульптуры — статуи Аполлона, Геракла, Гермеса и богини (возможно, Лето) с ребенком на руках. В этрусской скульптуре можно заметить своеобразное сочетание греческих и италийских принципов, несомненно, хорошо знакомых всем мастерам, работавшим на Апеннинском полуострове.
Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Горгоны Медузы с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами - сквозь разинутую пасть горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев - оберегов храмов от злых сил, предвосхищая функции многих поздних химер на средневековых соборах. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен. Свойственное большинству античных произведений тесное единство функционального, сюжетно-смыслового и декоративного в этих этрусских памятниках выступало особенно наглядно.
Декоративная скульптура храмов конца IV—III в. несла на себе следы нового художественного стиля. С одной стороны, нарастала экспрессивность образов, с другой - повышалось стремление к идеальной красоте пропорций лиц и фигур. Возрастал интерес к героическим персона-

29 Там же, илл. 109; Moretti M. Tarquinia. Novara, 1974, fig. 76.
 
362
жам древних мифов. В изображении прикованной к скале Андромеды скульптор с эллинистической изысканностью моделировал формы ее обнаженного, гармонически сложенного, с чуть удлиненными пропорциями тела. Этрусские мастера III в. до н. э. и в лицах стремились передать весьма различные настроения: в образе юноши из храма Сказато (Фалерии Ветерес) мужественная порывистость сочетается с нежной чувственностью, в облике Юпитера (оттуда же) воплощена умудренность, смягченная проникновенностью и добротой взора 30.
Характерен для скульптуры того времени декор фронтона храма Сказато в Фалериях — полуфигура, очевидно, Аполлона с вдохновенным лицом, смело устремленным вперед горящим взглядом, разметавшимися по плечам прядями волос31. Повышенная эмоциональность образа, возможно, была навеяна широко распространенными тогда изображениями Александра Македонского. Фронтоны этрусских храмов III в. до н. э. украшались и сложными горельефными композициями вроде крылатых коней одного из храмов в Тарквиниях.
Большинство памятников этрусской скульптуры связано с погребальным обрядом. Крупными центрами ее производства были города Вульчи и Кьюзи. В Вульчи уже в начале VI в. изготавливались из серой вулканической породы туфа—ненфро-изваяння кентавров, сфинксов и других фантастических существ, а также львов-апотропеев, оберегающих покой умерших. Грубость камня сочеталась в них с непропорциональностью форм, резкостью черт, не скрываемым, но подчеркнутым примитивизмом исполнения.
Каменным скульптурам VI в. из Кьюзи порой свойственна большая лиричность, особенно в изваяниях женских полуфигур со сложенными на груди руками и созерцательно-отвлеченным, необычным для этрусских образов взглядом широко раскрытых, умиротворенно-спокойных глаз.
Этрусские гробницы отмечались не только фигурными столбами, овальными или шаровидными камнями, как в Марцаботто, но и каменными рельефными надгробиями 32. В некрополе Сан-Лука (близ современной Болоньи) было найдено много характерных по форме для этой области надгробных плит — плоских, с закруглением чуть расширяющегося верха. Эти стелы чаще всего обрамляет волнистый орнамент, поверхность их разделена на фризы с изображением фантастических существ — гиппокампов и драконов, полета умершего в колеснице, запряженной крылатыми конями, сражений пеших и конных воинов (Болонья, Археологический музей).
Широким полем деятельности этрусских скульпторов было украшение рельефами и фигурами урн, саркофагов и погребальных ящиков. Центром производства урн-пеплохранилышц был город Кьюзи, где начи-

30 Чубова А. П. Указ. соч., илл. 98.
31 Там же, илл. 120.
32 Харко Л. П. Этрусский барельеф в Киевском музее искусств — Труды секции археологии и искусствознания РАНИОН. М., 1928, т. IV, с 519. Штительман Ф M Античное искусство. Киев, 1977, рис. 83; Бабенцова Л.' Ю., Рябикипа З. П. .Музеи Западного и Восточного искусства. Киев, 1983, рис. 18—20.
 
363
ная с конца VII в. до н. э. изготавливались весьма разнообразные по формам с фигурными крышками терракотовые урны. Иногда мастер ограничивался изображением головы покойника, порой показывал его во весь рост, с ужасом всматривающегося вдаль и поднявшего в страхе руку к губам. Скульпторам удавалось выразительно передать настроения и характер человека то в фигурке встревоженного, прижавшего к груди руки толстяка, то в мечтательно-задумчивом, обращенном к небу лице другого этруска.
В Кьюзи высекались из камня и урны крупных размеров, в виде сидящего на троне усопшего с головой, служившей крышкой (музей Палермо). Камень таких урн покрывался ярко-красной краской, иногда вставными и подвижными были части рук, исполнявшихся отдельно и прикреплявшихся к локтевым сгибам.
С существованием у этрусков различных погребальных обрядов — кремации и трупоположения — связано изготовление и саркофагов с фигурными изображениями. Известны терракотовые саркофаги (Черветри), где показаны супруги, облокотившиеся на подушки и с умиротворенной улыбкой смотрящие перед собой (конец VI — начало V в. до н. э.).
Богатейшие месторождения алебастра, напоминавшего цветом мрамор, но более прозрачного (вблизи этрусского города Вольтерры), способствовали развитию производства там в III —I вв. погребальных урн. Прекрасные образцы их хранятся в Ватикане, но еще большая коллекция — в музее Вольтерры. Это небольшие прямоугольные ящички, украшенные рельефами на боковых частях и имеющие крышки в виде женской или мужской фигуры, полулежащей, облокотившейся на подушки, порой с чашей, но иногда с зеркалом в руке.
Широкое распространение во всех этрусских городах имела надгробная и посвятительная бронзовая скульптура. Уже в середине первого тысячелетия до н. э. на принадлежавшем этрускам острове Эльба и на материке велись разработки месторождений металлов, обеспечивавшие расцвет бронзового литья. Из бронзы отливались культовые изваяния типа химеры из Ареццо, посвятительные статуи и статуэтки воинов, богов и гениев, предметы быта — бронзовые цисты, светильники, зеркала и оружие, шлемы, колесницы. Знаменитая бронзовая статуя Капитолийской волчицы — памятник, выполненный этрусским скульптором (есть предположение, что ее автор — Вулка), хотя по существу это уже изваяние, связанное с римской историей.
Этрусские мастера не создавали статуй больших размеров и чаще преуменьшали фигуру, изображая воинов или богов в людском облике. Статуя воина IV в. до н. э., названного Марсом из Тоди (Рим, Ватикан) — выдающийся образец этрусского художественного литья, при котором части статуи — торс, голову, шлем, руки и ноги — отливали отдельно. Несмотря на то. что она исполнена в размерах меньше человеческого роста (1,42 м), образ воина не теряет от этого горделивости и уверенности в своей силе 33.
Развитие у этрусков скульптурного портрета определялось их лю-

33 Чубова А. П. Указ. соч., илл. 81, 82.
 
364
бовью ко всему особенному и неповторимому. Уже в крышках погребальных урн-каноп Кьюзи при всей обобщенности художественного образа обнаруживалась характерность и индивидуальность натуры. Ранний скульптурный портрет конца IV в.— голова мальчика из Археологического музея Флоренции — в пластическом отношении являет собой пример этрусской манеры лепить лицо в мягком материале (глина или воск) с последующей отливкой в бронзе.
Время расцвета этрусского портрета совпало с оживлением городов в III — II вв. В те века возникло много портретных образов в камне — на крышках погребальных ящиков, в бронзе (так называемый Брут) и в терракоте — в виде посвятительных портретных голов. На портретные черты обращали большое внимание и скульпторы алебастровых урн из Вольтерры. Они могли неправильно показать пропорции фигуры и резко сократить туловище, или в рельефе, украшавшем стенки погребального ящика, допустить несообразности анатомического характера, но в передаче черт лица они были безупречны. Хотя портреты эти были чаще всего меньше натуральной величины, в них всегда выражены глубокие чувства, то возвышенные пли скорбные, то порой будничные и резкие, даже грубоватые (терракотовая урна, называемая «Супруги». Этрусский музей Вольтерры). Портретисты, чувствовавшие качества алебастра, хорошо использовали нюансы светотени: прозрачность камня создавала впечатление изменчивости лица при различном освещении.
В бронзовых портретах III —II вв. до н. э., в частности в портрете так называемого Брута, который датируется весьма широко и по-разному (от III до I в. до н. э.), творческий гений этрусков выразился особенно полно. Облик этого человека предельно суров, но в то же время исполнен большого внутреннего благородства. Жестокость ранних этрусских образов смягчилась здесь почти трагической обреченностью и безысходностью. В бронзовых портретах Брута, в статуе Авла Метелла, как во многих портретах с алебастровых урн, заметно все нараставшее сближение этрусского и римского понимания образа. В характере таких памятников можно почувствовать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не столько на греко-эллинистической, сколько на этрусской основе. Статуя Авла Метелла, исполненная этрусским мастером, хотя в пластическом понимании формы и сохраняет еще принципы этрусского бронзового портрета, отмеченные выше в образе мальчика из Флоренции,— по существу уже римский образ, исполненный гражданственного, общественного звучания, необычного для этрусков.
Огромную роль в жизни этрусков играло прикладное искусство — керамика, бронзовые цисты и зеркала, резные камни, изделия из кости, золота34. Типично этрусскими можно назвать сосуды буккеро — «тонкого» (VII в. до н. э.) с поверхностью, покрытой легкими линиями рисунков, «тяжелого» (VI в. до н. э.), с выступающими рельефными изображениями, а также импасто и красного буккеро. Сильное воздействие на этрусских гончаров оказывали греческие, аттические и южноиталнйские

34 Huls Y. Ivoires d'Etrurie. Bruxelles; Roma, 1957.
 
365
мастера. В гробницах Черветри, Вульчи, Кьюзи и других городов найдено немало прекрасных чернофигурных и краснофигурных ваз 35.
Бронзовые предметы изготавливались преимущественно в мастерских Пренесты, откуда происходят лучшие бронзовые цисты — цилиндрические сосуды с фигурными ножками и ручками, покрытые гравированными рисунками на мифологические сюжеты (циста Фикорони, III в. до н. э.), многочисленные бронзовые ситулы, а также круглые с ручками бронзовые диски, одна сторона которых — начищенная — служила зеркалом, а другая покрывалась гравированной композицией. Творческая фантазия этрусских мастеров бронзового литья широко проявилась в изготовлении треножников, богато украшавшихся фигурками самого разнообразного характера.
Изображения на этрусских резных камнях, посвящавшиеся сценам из греческой мифологии и гомеровских поэм, исполнялись нередко в стиле «глоболо». Мастера этого стиля пользовались резцами, оставлявшими в камне ровные сферические пустоты, из комбинаций которых составлялись фигуры и композиции. О высоком мастерстве этрусков свидетельствуют золотые изделия, найденные в гробницах Реголини Галасси близ Черветри, Бернардини и Барберини в Пренесте. Золотые фибулы с множеством миниатюрных львиных фигурок, a также золотые кубки и пекторали с изображением драконов и других фантастических существ убеждают в богатстве творческого воображения торевтов VII в. до н. э. Среди находок IV в. до н. э. из гробниц Тоди, кроме золотых изделий, можно видеть красивые по цвету инталии из полудрагоценных камней. В прикладном искусстве этрусков, в частности в создании золотых веток с маленькими листочками, нашло отражение обращение мастеров к формам природы.
Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н. э. Архитектура, бронзовое литье, каменная скульптура, многокрасочные фрески этрусков лежали в истоках римского изобразительного искусства.
Кроме италиков и этрусков, на римских зодчих, ваятелей, живописцев, несомненно, оказывали сильное воздействие и греческие мастера, работавшие на юге Апеннинского полуострова в городах Великой Греции.


35 Dohm Г. Die sclnvarzfigurige Etruskischen Vasen. Köln, 1937; Гаталина Л. И. Четыре этрусских краснофигурных блюда с женской головой в медальоне (IV—III вв до н. э.).— Труды Гос. Эрмитажа, 1962, т. 7, с. 207—213.
 

 

 



Rambler's Top100