Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
4

 

ВВЕДЕНИЕ

Историография в системе исторических наук является одной из самостоятельных дисциплин. Как особая историческая дисциплина она имеет свой предмет исследования, свои источники, собственные методы исследования.

Объектом изучения в историографии выступает не процесс исторического развития как таковой, а историческая мысль, его познающая, т. е. сама историческая наука. Если, например, история античного мира изучает собственно древнегреческие полисы, эллинистические государства, Древний Рим, их социально-экономическое, политическое и культурное развитие с начала II тысячелетия до н. э. по V в. н. э., то историография античности исследует, как изучалась история Древней Греции и Древнего Рима в Европе после падения Римской империи и крушения античной цивилизации — в средние века, новое и новейшее время, как она исследуется в наши дни.

Историография как история исторической мысли есть часть общественных наук и как таковая отражает идеологию той или иной эпохи, участвует в идейной борьбе своего времени, в противоборстве мировоззрений разных общественных классов.

Развитие историографии органически связано с конкретным познанием исторического процесса. Вместе с тем эти процессы не тождественны. Историография призвана объяснить, почему в тот или иной период европейской истории, скажем в XVIII в. или на рубеже XIX — XX вв., получают популярность одни аспекты исторического процесса, а в другое время они отходят на второй план.

Историография как одна из исторических дисциплин находится в тесной связи с источниковедением, ибо расширение круга источников в каждую эпоху, успехи в их

   
 
5

 

критическом использовании, сам подход к разным категориям источников не только определяют разработку тех или иных конкретных проблем, но и отражают общий уровень исторической мысли. Однако при самой тесной взаимосвязи между историографией и источниковедением следует подчеркнуть, что это различные исторические дисциплины со своим предметом и методом исследования.

История исторической науки есть объект мировой историографии. Мировая историография традиционно делится на несколько разделов, каждый из которых характеризует состояние исторической мысли о крупном этапе человеческой цивилизации, соответствующем определенной общественно-экономической формации: историография античного мира, медиевистика, историография нового и новейшего времени и др. Вместе с тем в исторической литературе часто употребляются такие понятия, как, например, историография афинской демократии, историография Поздней Римской империи, итальянского Возрождения, Французской буржуазной революции и т. п. Этими понятиями обозначаются составные части какого-либо раздела, например историографии античности или медиевистики.

Историография античности (Древней Греции и Древнего Рима) является одной из основных ветвей мировой историографии. Отражая в своем развитии ее особенности, антиковедение имеет черты, придающие ему определенную специфику. Историография античности — самая насыщенная часть всемирной историографии. Античный мир, древнегреческие полисы, эллинистические государства, огромное Римское государство, блестящие достижения античной цивилизации привлекали к себе преимущественное внимание историков, с раннего средневековья и вплоть до конца XVIII в., были их постоянными и излюбленными темами, а историография античности занимала ведущие позиции в мировой исторической науке.

Методы работы с источниками, подход к материалу, применение философских теорий к историческим исследованиям были разработаны в богатой литературе об античности и широко использовались в медиевистике, историографии нового времени.

Историография как специфическая историческая дисциплина имеет свои источники, которые не совпадают по

   
 
6

 

своему характеру с источниками собственно конкретных исторических исследований. Первостепенное значение при историографических штудиях имеют прежде всего конкретно-исторические работы по истории, и культуре античности, труды по источниковедению.

В произведениях основоположников марксизма-ленинизма — К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина изложена концепция материалистического понимания истории, дана глубокая разработка многих конкретных проблем всемирной истории и их труды являются важнейшими источниками историографических штудий, в том числе и антиковедения.

Процесс развития исторической мысли как в целом, так и ее основных разделов, в частности антиковедения, невозможно понять, не обращаясь к трудам ведущих или наиболее популярных для каждого исторического периода философов, например Августина, Вольтера, Гегеля, Макса Вебера, Арн. Тоинби или других мыслителей, создавших глобальные концепции исторического развития, в которых отводилась своя роль и античному миру.

Особую группу источников по исследованию античности в ту или иную историческую эпоху, например в XIX в. или в межвоенный период, составляют труды по смежным разделам мировой историографии, таким, как историография Древнего Востока, медиевистика, достижения в которых обогащают процесс развития и антиковедения. Наконец, немаловажное значение имеют архивные материалы и мемуарная литература о тех или иных крупных историках, например, о Эд. Гиббоне, Г. Нибуре и научных школах: Т. Моммзена, Ф. де Куланжа, школе «Анналов» и др., помогающих понять многие особенности творчества ученых. Разнотипность источников, необходимость их комплексного использования определяют сложность историографических исследований.

Развитие историографии определяется рядом факторов, и прежде всего общим состоянием общественной мысли, господствующей историко-философской системой. Например, рационализм просветителей XVIII в., позитивизм середины и второй половины XIX в. или неокантианство конца XIX — начала XX в. по-разному определяли направление научного поиска, круг важнейших проблем, интерпретацию источников. Вместе с тем сле-

   
 
7

 

дует учитывать, что на развитии историографии, как и любой другой общественной науки, сказывается влияние традиционных, часто отживших концепций на новые, приспособление устаревших теорий к новым условиям, переплетение прогрессивных идей с консервативными..

Характерным явлением для историографии каждого исторического периода является противоборство передовых и реакционных теорий, например концепции социальной физики и клерикальной теории Боссюэ во второй половине XVII в., неокантианства и позитивизма в конце XIX — начале XX в. и др.

Важными факторами в развитии историографии являются круг использованных источников и принятая в данный период методика исторического исследования. Изучение историографии позволяет проследить своего рода чередование периодов социологического подхода с меньшим интересом к источникам, например в эпоху средневековья или Просвещения, и повышенного внимания к расширению источниковой базы, например в эпоху Возрождения или во второй половине XIX в. Совершенствование методики исторического исследования, (разработка критического, сравнительно-исторического, ретроспективного и других методов), открытие новых видов источников (эпиграфических, археологических, нумизматических) оказывают существенное влияние на уровень исторической науки.

При всей обусловленности научного творчества отдельных ученых общей исторической обстановкой, социальным интересом того или иного класса взгляды каждого из них индивидуальны, по-разному отражают общее состояние исторической мысли и влияют на ее развитие. Особенно благотворное воздействие оказывают выдающиеся представители исторической науки, которые полнее других воплощают в своем творчестве достижения своего времени. По ним в определенной степени равняются (часто в острой дискуссии с ними) другие исследователи.

Труды Лоренцо Валлы, Эдуарда Гиббона, Бартольда Нибура, Августа Бека, Теодора Моммзена, Эдуарда Мейера, Фюстеля де Куланжа, Арнольда Тойнби стали своего рода рубежами в развитии историографии, и, естественно, историография уделяет их творчеству особое внимание.

   
 
8

 

Историография античности в Европе развивалась на протяжении почти 15 столетий. В течение этого длительного времени историческая наука проделала сложную внутреннюю эволюцию, прошла ряд крупных этапов. Каждый из этих этапов отражал общее движение общественной мысли, которое, в свою очередь, определялось социально-экономическим развитием европейского общества. В основу периодизации историографии об античности положены особенности социально-экономического развития Европы.

Особое место отводится развитию исторической мысли со времени раннего средневековья до начала Возрождения в Италии (конец V — XIII вв.). В целом это период постепенного и принципиального (т. е. основанного на определенной историко-философской доктрине) забвения, отказа от богатого наследия античной историографии, затухающего интереса к античной цивилизации, обращения к событиям античной истории как наиболее яркому проявлению греховного земного царства, противостоящего царству божию. Вот почему эпоха раннего и зрелого средневековья (конец V — XIII в.) может быть определена как предварительная стадия историографии, подготовка почвы для развития историографии об античности в новых условиях.

Крупным явлением общественно-политического развития в Европе XIV — XVI вв. стало Возрождение, которое в области идеологии дало начало направлению гуманизма. Эпоха Возрождения началась в развитых торгово-ремесленных городах Италии и отражала появление ростков будущих капиталистических отношений. Гуманисты Возрождения провозгласили отказ от средневековой системы культурных ценностей, противопоставили им античные образцы. Возрождение забытых в средние века культурных достижений античности, подчеркнутая апелляция к античным моделям в искусстве, зодчестве, литературе и истории — таков был лозунг гуманистов. Возрождение распространилось, хотя и в меньшей степени, во Франции, Нидерландах, Англии, в своеобразной форме проникло в Германию. В этот период наблюдаются повышенный интерес к античной истории, особенно к произведениям античных историков, попытка овладеть их достижениями. В целом историческая наука в период от начала Возрождения в Италии в XIV в. и до английской буржуазной революции середины XVII в. приобре-

   
 
9

 

тает новое качество. Это первый период в развитии историографии античности — историография периода гуманизма.

Второй период развития европейской исторической мысли продолжался от английской буржуазной революции середины XVII в. до Великой французской буржуазной революции 1789 г. Он характеризуется распространением философской концепции английских рационалистов (Локка и Гоббса) и французских просветителей (Монтескье, Дидро, Вольтера и др.), созданием светской истории, ожесточенной борьбой с клерикальными концепциями, созданием теории исторического прогресса, расширением содержания и объема понятия всемирной истории (историография Просвещения).

С Французской буржуазной революции начинается новый период в развитии европейской историографии, в том числе и антиковедения. Его отличительными чертами был пересмотр основных положений просветительской-историко-философской теории, механистических абстрактных представлений об обществе, решающей роли великих исторических личностей в пользу концепций органического развития общества в рамках отдельных стран и народов, наделенных национальными и духовными особенностями с уменьшением интереса к деятельности великих людей. Само общество рассматривается как расчлененное на различные социальные слои, ведущие между собой борьбу. На обогащение европейской исторической мысли оказали большое влияние немецкая идеалистическая философия, английская классическая политэкономия, французские социологические теории 30 — 40-х годов XIX в. В трудах Нибура и других историков получил разработку критический метод исследования, являющийся крупным достижением мировой историографии («историография буржуазного романтизма»).

Переломным этапом в развитии мировой историографии стало открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине 40-х годов XIX в. исторического материализма, поставившего мировую историографию на твердую научную почву. Различным идеалистическим концепциям всемирного исторического процесса было противопоставлено материалистическое понимание истории, которое обогатило мировую науку не только решением общих аспектов исторического развития, но и новым подходом к материалу и исследованием многих кон-

   
 
10

 

кретных проблем всемирной истории. К. Маркс и Ф; Энгельс разработали свою концепцию античного рабовладельческого общества, которая явилась крупнейшим достижением антиковедения XIX в. и стала постепенно оказывать большое воздействие на развитие мировой историографии.

В развитии буржуазной исторической науки новый этап (четвертый период) начался после революций конца, 40-х годов XIX в., которые привели к бурному развитию капитализма в Европе. Расцвет капиталистической экономики, колониальные завоевания, научный и технический прогресс способствовали развитию буржуазной общественной мысли и буржуазной исторической науки, в том числе и в области антиковедения.

Историография этого периода разработала на основе тщательного и комбинированного исследования источников (и освоения их новых видов) основные тенденции исторического процесса в античном мире, создала ряд фундаментальных трудов, вошедших в золотой фонд мировой историографии (Моммзен, Фюстель де Куланж, Морган и др.).

Пятый период европейского антиковедения охватывает начало империализма (от середины 1890-х годов) до Великой Октябрьской социалистической революции. Усиление реакционных тенденций в конце XIX — начале XX в. в политике и идеологической жизни проявилось и в области историко-философской мысли, в частности отказ от прогрессивных сторон позитивизма, распространение неокантианства, различных модернистских концепций, расистских теорий. Подвергаются критике достижения передовой исторической мысли предшествующего периода, принципы историзма, теории прогресса, познаваемости исторического прошлого.

Усиливается борьба с марксистско-ленинской теорией общественного развития.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране знаменовала рождение социалистического общественного строя, идейной основой которого стал марксизм-ленинизм. Марксистско-ленинское учение явилось методологией советской исторической науки, в том числе советского антиковедения. Советская историческая наука стала новым явлением в мировой историографии, она противостоит различным течениям буржуазной исторической мысли. Ее развитие и укреп-

   
 
11

 

ление определялось потребностями строящегося социалистического общества, состоянием общественной мысли, борьбой с реакционными концепциями буржуазной историографии.

Великая Октябрьская социалистическая революция, первая мировая война, рост революционных настроений в .странах Европы оказали решающее влияние на мировую буржуазную историографию, открыли в ее развитии новый (шестой) период, характеризующийся размежеванием в буржуазной историографии либерального и реакционного (получившего наиболее законченное проявление в фашистской «историографии») направлений, укреплением марксистского антиковедения. На общее состояние буржуазной исторической мысли, особенно национальных историографии, оказали влияние результаты первой мировой войны, с одной стороны, и подготовка второй мировой войны — с другой. Активно разрабатываются многие разделы всемирной историографии, в том числе стран Древнего Востока, «варварского» окружения, что способствовало окончательному преодолению антикоцентризма, греко-романоцентризма, столь характерных для предшествующей исторической мысли.

Последний, седьмой, период развития историографии берет начало после второй мировой воины, в которой потерпели решительное поражение силы фашизма и реакции — современная историография. Его важнейшими особенностями являются дальнейшее укрепление советской исторической науки, ее возрастающее воздействие на мировую историографию, в частности социалистических и развивающихся стран, где историческая наука получила особое развитие именно в послевоенный период, а ее результаты широко используются для роста национального самосознания.

Для буржуазной же историографии в целом послевоенный период характеризуется противоречивым развитием, усиливающимся разрывом между качественными и количественными его сторонами: высокой профессионализацией науки, совершенствованием исследовательской техники, укреплением организационных основ науки, расширением проблематики, высоким уровнем издательского дела и сужением познавательных возможностей исторической науки, методологическим эклектизмом, субъективизмом и пессимизмом конечных выводов.

   
 
12

 

Вместе с тем под воздействием роста сил демократии и социализма, под влиянием марксистской историографии началось частичное возрождение гуманистических принципов объективного исследования, преодоления субъективизма и пессимизма в буржуазной науке. Одной из общих особенностей развития современной историографии в капиталистических странах Европы и США является создание марксистского и близкого к нему направления как свидетельство широкого распространения исторического материализма, марксистско-ленинской историографии.

   

 

   

 



Rambler's Top100