Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
110

 

§ 4. Французская историография античности

Во французской буржуазной историографии второй половины XIX в. господствующее положение заняла

   
 
111

 

позитивистская методология, что явилось результатом развития общественной мысли страны. В это время основной линией политического развития Франции была борьба между буржуазией и пролетариатом. В 1852 г. после бонапартистского государственного переворота в стране установилась «цезаристская монархия в особенно гнусной форме», которая в 1870 г. была сметена Парижской Коммуной. Если в первой половине XIX в. первоочередной задачей французской буржуазии была борьба за окончательное завоевание власти, то во второй половине века буржуазия, став правящим классом, прежде всего нуждалась в защите завоеванного буржуазного порядка от революционных потрясений. Богатые революционные традиции Франции становились для нее прямой помехой. Этим определялась основная политическая линия буржуазной историографии.

Одним из крупнейших французских историков, работавших над проблемами древней истории на основе позитивизма, был Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830 — 1889). Уже одна из его первых работ «Полибий, или Греция, завоеванная римлянами» (1858) обратила внимание публики на молодого ученого. Фигура Полибия привлекала Фюстеля своей якобы «беспристрастностью». По мнению ученого, это был последний историк свободной Греции и первый историк ее завоевания. Однако Полибий писал, не испытывая ни сожаления о независимости, ни ненависти к победителям. В этом Фюстель видел его объективность.

С I860 г. начинается страсбургский период в жизнедеятельности Фюстеля. Здесь, в Страсбурге, он создает свой известный труд по античности «Античная гражданская община» (1864), в котором подчеркивает специфичность античности по сравнению с новым временем, характеризуя античные государства как коллективы граждан.

Политические мотивы «Гражданской общины античного мира» были изложены Фюстель де Куланжем со всей определенностью: «Мысль, которую составили себе о Греции и Риме наши поколения, часто доводила их до смут. В силу ошибочного взгляда на институты державного города древности воображали, что можно воскресить их и ныне. Свобода новейших народов подвергалась опасности из-за тою, что заблуждалась насчет значения свободы у древних. Последние восемь-

   
 
112

 

десят лет французской истории показали ясно, что одно из главных препятствий, мешающих прогрессу нового общества, — привычка его всегда иметь перед глазами греческую и римскую древность». Фюстель де Куланжем было верно подмечено, что древняя история, начиная со времен Великой французской буржуазной революции, становится все более актуальной. Он понимал, что революционные идеи зачастую питались античными традициями.

Фюстель считал что гражданская община состояла из семей и основывалась на религии, своим внутренним строем она уподоблялась церкви. Отсюда ученый выводил ее силу. Существование индивидуальной свободы в городе-государстве он отрицал, историю Греции и Рима изображал как серию изменений, в основе которых лежала религия. Так, уничтожение царского строя разросшимися семьями и установление республики с господством патрициев Фюстель связывал с борьбой за культы. В основе борьбы плебеев с патрициями он видит борьбу за общегосударственный культ.

Особенно плодотворными в научном отношении для Ф. де Куланжа были годы пребывания в Париже. Именно тогда было написано его самое крупное и важное сочинение «История общественного строя древней Франции» (1874 — 1892), в котором ученый развивает свою теорию исторического развития древних и средневековых обществ. Греция и Рим развивались однотипно, поэтому изменение их общественного строя следует изучать параллельно. Ключ для понимания внутренней истории античности находится в развитии религии. Открыть, какова была религия древних, значит отыскать первоначальную основу их учреждений. Автор строит картину развития древних общин от выделения аристократии из первобытной (патриархальной) монархии через эмансипацию низших классов (клиентов и плебеев) к исчезновению самостоятельности многочисленных гражданских общин, которые объединяются в одно громадное государство первоначально путем завоевания, потом с помощью права и цивилизации. Римская империя подготовила космополитическую теорию «всемирного гражданства». Появление христианства воплощает последнюю революцию, которая прекратила существование древнего государства, общества, семьи, религии.

   
 
113

 

Фюстель выступает против распространенного мнения о полном падении Римской империи о том, что варвары принесли ей на смену здоровые начала жизни. Он считает основной особенностью истории человечества непрерывность (континуитет) развития между отдельными ее эпохами (стадиями). Несмотря на существенные различия между древней и новой цивилизациями Европы, обе они стоят в тесной связи друг с другом. Европейский мир и его культура выросли из принципов и форм, данных Римской империей. Между двумя эпохами не было перерыва, было только расширение сферы влияния римской культуры. Варвары-германцы не принесли с собой никаких оригинальных начал. Их свобода была лишь анархией варварства. И поэтому они сами неминуемо поддались влиянию более высокой цивилизации.

Римской империи удалось утвердить свою культуру на родине древних кельтов, ассимилировав их национальность и направив романизированных ее потомков к участию в социально-политической и духовной жизни. Но и она не избежала подчинения общему закону перерождения и стала терять единство и централизованную силу.

Большое значение имеет работа Ф. де Куланжа «Римский колонат» (1885), в которой подчеркивается частно-правовое происхождение этого института.

С позиций позитивизма выступил другой французский ученый, литературовед, философ и историк И.Тэн (1828 — 1893). В своих взглядах он эволюционировал от умеренного либерализма до крайней реакции. Парижскую Коммуну встретил враждебно и стал идеологом контрреволюционной буржуазии. Политическая идея основного исторического сочинения Тэна «Происхождение современной Франции» (1876 — 1894) направлена против Великой французской революции.

И. Тэну принадлежат работы по истории и культуре Древней Греции (1869) и исследование историко-философской концепции Тита Ливия. Характеризуя приемы по подбору и истолкованию исторических фактов Тита Ливия, изображению им исторических лиц, особенностей речей, влагаемых в уста этих лиц, а также стиль изложения древнего автора, Тэн приходит к выводу, что Ливии в истории остался оратором. Именно это определило значение его творчества. К слабым сто-

   
 
114

 

ронам Тэн относит недостаточно критическое отношение Ливия к источникам, к сильным — то, что у него есть своя философия истории, т.е. идея, объясняющая причину падения Рима повреждением нравов.

Большое значение в разработке проблемы античного рабства имеют исследования Анри Валлона (1812 — 1904). Являясь активным участником аболиционистского движения за уничтожение рабства в колониях, Анри Валлон посылает в 1837 г. на конкурс Академии моральных и политических наук работу, посвященную проблеме отмены рабства, побеждает в конкурсе и на основе этого сочинения через 10 лет выпускает первое издание «Истории рабства в античном мире».

В 50 — 60-х годах Анри Валлон публикует целый ряд богословских и исторических трудов (о Жанне д'Арк, о Ричарде II), которые, по едкому замечанию одного из биографов историка Э.Реклю, были настолько пропитаны духом католицизма, что их мог подписать любой сельский патер. К Парижской Коммуне Валлон отнесся резко отрицательно. Он считал, что борьба трудящихся происходит лишь из-за развращенности нравов, вызванной отсутствием всякого религиозного чувства.

Лучшим трудом Валлона была «История рабства в античном мире» (1847, 2-е изд. — 1879; русск. перевод: 1936 — Греция, 1941 — Греция и Рим). Ценным выводом этого исследования является признание важнейшей роли рабства в античном мире и его глубокого влияния на многие стороны античной цивилизации. Валлон осуждает рабство с позиций «вечной» христианской морали как чисто политический институт, созданный человеческим грехопадением. Однако он непоследователен; придерживаясь провиденциализма и христианской проповеди смирения и равенства всех людей в религии, он приходит к оправданию социального неравенства, в том числе рабства древности.

Представителей консервативного направления во французской исторической науке интересовала проблема законодательства в древности, в чем без труда можно разглядеть «социальный заказ» правящих кругов Второй империи. В 1852 г. Евгений Лерминье выпустил книгу «История законодателей и законодательств в Древней Греции», в которой заявил, что любые завоевания могут оказаться напрасными, если завоева-

   
 
115

 

тель не проявит себя и как законодатель. Е. Лерминье делил всех законодателей на три типа: а) религиозные законодатели; б) законодатели-поэты; в) политические законодатели. Религиозный тип законодателей существовал главным образом на Крите, а в самой Греции таким был только Ликург. Законодателей-поэтов Лерминье находил в Египте, а затем в Греции, где языком реформаторов служил стих. К ним он относил мифических Орфея, Мусея и Лина и реально существовавшего Солона.

Одним из крупных историков Франции был Виктор Дюрюи (1811 — 1894), государственный деятель, член Французской Академии, с 1863 по 1870 г. министр народного просвещения Франции. В качестве министра он провел ряд реформ, направленных на развитие системы народного образования, в частности расширение сети начального обучения, создание специального среднего образования, женских учебных заведений, увеличение числа высших школ, включение в учебные программы новых языков и др.

Перу Виктора Дюрюи принадлежат такие капитальные произведения, как «История римлян» в восьми томах, «История греков» в трех томах, «Политическая география Римской республики и империи».

В «Истории греков» Дюрюи подчеркивал значение законодательства. Он высоко оценивал Солона, считая его законодательство «гуманным», согласующимся с потребностями Афин. Однако суть этих потребностей Дюрюи не объяснил. Перипетии острой социальной борьбы в Афинах на рубеже VII — VI вв. он сводил к борьбе «традиций» с «нововведениями», «старого» с «молодым». Наибольшей похвалы со стороны Дюрюи заслужили Перикл, как практик, и Аристотель, как теоретик. Считая конституцию Афин V в. наиболее демократичной, Дюрюи «забыл» о ее рабовладельческой сущности.

Из 8 томов «Истории римлян» Дюрюи первые два были опубликованы в 1843 — 1844 гг., а остальные увидели свет в 1872 г. Республику Дюрюи представляет как правление узкой олигархии, которая завоевав мир, не знала, как им управлять. Разделяя точку зрения Моммзена на услуги, оказанные империей цивилизации, Дюрюи утверждал, что жизнь провинций была настолько добродетельной, насколько жизнь столицы порочной.

   
 
116

 

История империи была доведена автором до императора Феодосия.

Одним из крупнейших представителей французской историографии второй половины XIX в. был Жозеф Эрнест Ренан (1828 — 1892). Напуганный революцией 1848 г., Э. Ренан видел основную свою задачу в служении религиозной идее, стараясь с помощью рационализма приспособить религию для служения буржуазии.

Труды Ренана «История происхождения христианства», «Жизнь Иисуса», «Апостолы» и другие обеспечили ему заметное место в буржуазной историографии XIX в. Небывалый успех имела книга «Жизнь Иисуса», выпущенная им в 1868 г. Христос, по Ренану, вполне реальная историческая личность, сын своего времени и своего народа, продукт той географической и исторической среды, в которой он вырос и сформировался как личность, разделяя идеологию современной ему эпохи, включая и ее иллюзии. Ренан не сомневается в факте существования Христа, ибо в противном случае ему представляется невероятным возникновение христианства. Происхождение христианства объясняется Ренаном моральными, а не социально-экономическими причинами. Христианские церкви почти всех толков (за исключением некоторых ответвлений протестантства) резко отрицательно отнеслись к книге Ренана.

В своей последней книге, посвященной христианству, — «Марк Аврелий и конец античного мира» Э. Ренан излагал культурно-политическую историю Рима последних столетий. Основная идея произведения заключается в том, что римская аристократия сыграла свою политическую роль еще в I в. до н. э. Но потенциальные силы великой средиземноморской державы не были исчерпаны. Одной из главных причин победы христианства Ренан считал «властную потребность сердец к обновлению». По его мнению, заслуга христианства заключается в улучшении нравов и установлении равенства людей перед богом. Христианство, по словам автора, положило начало принципу, развитому Сенекой, Вольтером, Руссо и французской революцией и провозгласившему, что человек должен принадлежать только самому себе. Этот принцип подрывал устои рабства и послужил базой новой веры человечества. В то же время Ренан не отрицал, что христианство, как вампир, выпило все соки из античного общества. Многогранная

   
 
117

 

жизнь театра, форума, празднеств и бранной славы умерла, уступив место жизни бледной, скучной, вялой, аполитичной и антипатриотичной. Общество разделилось на более мелкие группы, секты и уединилось в своих церквях. В этом невольном разоблачении христианской морали и христианского образа жизни состоит немалая заслуга Ренана. Маркс и Энгельс, отмечая известную поверхностность и «эстетический сентиментализм» многих произведений Э. Ренана о христианстве, вместе с тем ценили его критику канонической концепции происхождения христианства.

   

 

   

 



Rambler's Top100