Риме (1903), Берлине (1908), Лондоне (1913) имели секции
древней истории, эпиграфики, классической археологии.
Для ориентировки специалистов в имеющемся материале и в
степени разработанности отдельных проблем
античной истории в целом создаются специализированные энциклопедии
и справочные пособия. С 1882 г.
Г. Виссова, а позднее В. Кролль приступили к коренной
переработке выходившей в середине XIX в. «Реальной
энциклопедии классической древности Паули». Эта работа,
продолженная учеными нескольких поколений, вылилась к 1974
г. в создание 80 монументальных томов,
дающих наиболее полное представление о состоянии
знаний в области античной истории. Составленный группой
французских ученых, десятитомный «Словарь греческих и римских
древностей» содержит наряду с текстами статей о политических
учреждениях, праве, религии,
искусстве, быте греков и римлян также воспроизведения
древних памятников по соответствующим сюжетам.
На новом филологическом уровне осуществляется
Тейбнеровское издание греческих и латинских авторов с
вводными статьями и комментариями на латинском
языке. Такого же типа издание текстов древних авторов выходит
во Франции. Оно носит имя родоначальника французской классической
филологии Г. Бюде.
С конца XIX в. в Германии под наблюдением И. Мюллера стала
издаваться серия: «Руководства по науке
классической древности». Каждое из них давало систематическое
изложение истории накопления источников,
поднимаемой ими проблематики, методики исследования и достигнутых
научных результатов.
К началу ХХ в. археологические раскопки перестают
быть делом энтузиастов и переходят в руки государственных
учреждений или научных обществ, хотя в финансировании их
по-прежнему значительную роль играет
частное благотворительство. Раскопки нередко сопровождаются
рекламой, цель которой далека от развития
подлинной науки.
Центрами хранения исследования памятников античного искусства
и истории становятся музеи. Коллекции предметов, относящихся
к античности, весьма обширны. Некоторые из них преследуют
учебные цели
(музеи слепков). Каталогизация музейных собраний
выходит за национальные рамки, объединяя группы памятников
всех стран.