Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
150

 

§ 4. Французская историография античности

В конце XIX в. завершается переход капиталистической Франции в стадию империализма. Жестокое поражение Франции в войне 1870 — 1871 гг. придало соперничеству с Германией исключительную остроту и страстность. Давая ответ на вопросы о происхождении французской нации, роли в ее формировании романских и германских элементов, античная история приобретала особую актуальность. Этому способствовали также обострение классовой борьбы и поляризация сил демократии и реакции. Как сторонники буржуазной демократии, так и ее противники использовали факты античной истории для аргументации политических концепций. Обладая давними традициями классического образования, Франция не уступала Германии в разработке фундаментальных проблем древней истории и классической филологии и соперничала с ней в области археологических, эпиграфических и нумизматических исследований.

Значительную активность проявляла в эти годы французская археологическая школа в Афинах. Одним из наиболее значительных ее предприятий были раскопки на Делосе (1877 — 1880), игравшем благодаря своему святилищу Аполлона и географическому положению большую роль в экономической и культурной жизни Восточного Средиземноморья. Еще более результативными оказались французские раскопки общегреческого святилища и оракула в Дельфах (1893). Они во многом изменили представления о развитии греческой скульптуры и архитектуры, уточнили знания об организации культа. Большой исторический материал для понимания жизни в римских провинциях дали раскопки городов Тимгада, Ламбезиса, Карфагена, Волюбилиса в Северной Африке. Одновременно начались исследования созданной римлянами на границе с пустыней оборонительной системы.

Организованный характер приобрели раскопки на территории Франции, выявившие памятники греческой, кельтской и галло-римской культур. Созданные при университетах кафедры археологии и региональные общества любителей древностей взяли на себя проведение раскопок и публикацию находок. О масштабах этой деятельности можно судить по четырехтомному «Руководству по доисторической, кельтской и галло-римской

   
 
151

 

археологии» (1908 — 1915) Ж. Дешелетта (1862 — 1914). В конце XIX в. сложилась школа французских эпиграфистов, давшая такие блестящие имена, как Р. Канья (1852 — 1937). Не меньшим признанием пользовалась французская нумизматика, представленная трудами Ж. Бабелона (1854 — 1924). Раскопки в Файюме, Антинополе и в других местностях Египта обогатили французские собрания папирусов.

Широкий размах приобрела во французской науке модернизация экономической истории античности. Французские модернизаторы особое внимание обращают на деятельность древнегреческих и древнеримских ростовщиков, в которых видят банкиров древности (например, работа П. Делуме «Римские дельцы»). В этом бесспорно сказалось своеобразие французского империализма, который В. И. Ленин определил как ростовщический.

Сильные позиции в исследовании социальной и экономической истории античности занимала школа Фюстель де Куланжа. Ученик Фюстеля П. Гиро (1850 — 1907) известен своими работами по истории земельной собственности (1893), ремесленного производства Греции (1900). Ему принадлежит также сборник статей по экономике античного мира (1905) и хрестоматия по частной и общественной жизни греков и римлян. Подобно своему учителю, Гиро решительно отвергает тезис об общинном характере земельной собственности в гомеровскую эпоху.

Острая дискуссия возникла во французской науке по проблемам афинской демократии. Профессор Страссбургского университета и Парижского католического института Э. Кавеньяк (1876 — 1963) перенес свою ненависть к французскому рабочему классу на изображение афинского демоса. Афинская демократия для него — это «анархия» и «антинациональный режим», демос — «канальи», а его предводители — «крикуны». Главный порок афинской демократии, по его мнению, в том, что она предоставляла власть невежественным людям, отстраняя от управления государством людей богатых и влиятельных. Зато олигархическая Спарта и Сиракузы времен Дионисия Старшего вызывают у Кавеньяка восхищение, поскольку, как он считает, ими был установлен «законный порядок». Эпаминонду Кавеньяк дает исключительно негативную оценку, так как он под-

   
 
152

 

рывал гегемонию Спарты и «не считался с возможностями своего народа».

С иных позиций освещается история афинской демократии в работах А. Круазе (1845 — 1923) — «Античные демократии» (1909), «Аристофан и Афины» (1906). Защищая афинскую демократию от ее современных и древних недругов, Круазе настаивает на том, что демократическая организация сама по себе неповинна в «анархии», в отсутствии дисциплины. Что касается афинской демократии, то она была далека от крайностей нового времени. Политическая борьба «пятидесятилетия» между демократами и аристократами, с точки зрения А. Круазе, отличалась сдержанностью и умеренностью так же, как и внешняя политика Перикла, а «социализм», хотя и не был вовсе чужд афинянам, не представлял серьезной угрозы демократии. Считая демократию «одним из величайших творений греческого гения», Круазе затушевывает ее историческую ограниченность. Так, он уверяет, что существование рабства не наложило на демократию особого отпечатка, поскольку в Афинах наиболее многочисленный класс составляли не рабы, а свободные бедняки.

Со времени выхода «Истории эллинизма» Дройзена появился папирологический и эпиграфический материал, сделавший необходимым новое освещение истории эллинистических государств. Это понял переводчик Дройзена и исследователь античной религии и астрологии Буше-Леклерк (1842 — 1923), взявший на себя задачу написать труд, подобный дройзеновскому, но на новом материале. Два тома «Истории Лагидов» (1903 — 1907) Буше-Леклерка посвящены политической истории эллинистического Египта, земельным отношениям, ремеслу, торговле, налоговой системе, военному делу. Рассматривая историю государства Селевкидов в другой своей работе, Буше-Леклерк распутывает ряд сложных хронологических вопросов. Его задачей является также установление на материалах надписей особого положения греческого города.

История эллинистических государств Малой Азии привлекла внимание Т. Рейнака (1860 — 1928). В своей первой работе «Три царства Малой Азии: Капподокия, Вифиния, Понт» (1888) Рейнак ввел в научный оборот монеты, что ему позволило по-новому осветить вопросы хронологии этих эллинистических государств. Другая

   
 
153

 

работа — «Митридат Евпатор, царь Понта» (1890) предоставляет собой тщательное, основанное на литературных, эпиграфических и нумизматических данных исследование политической истории Понтийского царства, превратившегося к началу I в. до н.э. в черноморскую державу.

Историей Рима в широком плане занимался Г. Буассье (1823 — 1908). Будучи далек от гиперкритики, он ставил своей целью подтвердить данные античной традиции с помощью археологии, доказывая, например, реальность троянской колонизации Италии. Мировоззрение Буассье отчетливее всего выявляется в работах, посвященных идеологической борьбе в римском обществе: «Картины древнеримской жизни. Очерки общественного настроения времен Цезарей» (1896); «Падение язычества» (1892). Давно уже минуло то время, когда французские ученые прославляли раннее бунтарское христианство и осуждали позднее за его конформизм. Г. Буассье выступает с апологией христианской церкви времени падения Римской империи. Ей приписывается роль спасительницы античной культуры от катастрофы, в которую она была ввергнута вторжением варваров. С большим литературным талантом автор описывает последних носителей античной мысли и культуры, изображая их застарелыми реакционерами, а империю — живым трупом. Если Вольтер в борьбе с реакцией и католицизмом видел в Юлиане Отступнике своего союзника, то для Буассье Юлиан — «благочестивый мистик» и близорукий политик, пытавшийся провести в жизнь программу неоплатоников.

Посвящая часть труда языческому и христианскому воспитанию, Буассье стремится доказать, что христиане не были враждебны античной образованности, как это явствует из трудов Тертуллиана и Августина, а усвоили ее «здоровые элементы». Именно поэтому, считает Буассье, христианство сыграло исторически прогрессивную роль, сохранив и передав средним векам наследие античной культуры.

Расширение французской колониальной империи, в частности колонизация Туниса и Алжира, дало в распоряжение французских ученых ценный эпиграфический и археологический материал и способствовало появлению ряда фундаментальных исследований по истории Римской Африки. Один из пионеров ее археологического изучения Ст. Гзелль (1864 — 1932) создал капитальный

   
 
154

 

труд «История Африки в древности» (1914). Гзелль дает в целом объективную оценку римской политики. Так, он указывает на опасные последствия оттеснения берберских кочевников к Сахаре и лишения их земель, пригодных для земледелия. Широко использует Гзелль эпиграфический материал, восстанавливая полнее, чем его предшественники, историю колоната.

Наряду с общими работами по истории Северной Африки в античную эпоху появляются исследования, посвященные римскому завоеванию, римской оккупационной армии. Написанные одним из лучших эпиграфистов того времени Р. Канья, они включают всю научную информацию надписей.

Работы французских ученых по истории Галлии, созданные в конце XIX — начале XX в., основывались на новом эпиграфическом и археологическом материале и уже поэтому находились на высоком научном уровне. Это прежде всего относится к 8-томному труду К. Жюллиана (1859 — 1933) «История Галлии». В работе выяснены социальные, экономические, религиозные, этнические аспекты истории кельтов, прослежены их отношения с соседними народами Европы, исследован длительный процесс романизации.

На характер работ французских ученых о галлах и Галлии наложили отпечаток современные политические события — поражение Франции в войне с Пруссией. Подобно тому как в Германии создавались работы, героизирующие Арминия, возглавившего сопротивление древних германцев римской агрессии, К. Жюллиан воссоздал героическую эпопею Верцингеторига — борца за кельтскую свободу (1901).

Рост количества памятников античного искусства потребовал новой их систематизации. Она была осуществлена С. Рейнаком (1858 — 1932), принимавшим участие во всех крупных французских раскопках конца XIX в. и составившим описание всех греческих и римских статуй, рельефов, расписных греческих и этрусских ваз, картин и мозаик. С. Рейнаку принадлежит превосходная по материалам общая история пластических искусств (см.: Аполлон. Общая история пластических искусств. Авт. пер. с франц. И. Г. Самсоновой. М., 1924. Лекции, читанные в Высшей школе при Лувре). Среди работ С. Рейнака было исследование по истории Боспорскоео царства.

   
 
155

 

Археологические раскопки на территории бывших западных провинций Римской империи дали в распоряжение французских ученых огромное количество эпиграфических свидетельств о религиозных верованиях. Они были обобщены Жюлем Тутэном (1865 — 1961) в работе «Языческие культуры в Римской империи» (1907, т. I; 1911, т. II; 1920, т. III). Тутэн рассматривает распространение официального культа императоров, культа восточных божеств, характер локальных культов, изучая тенденцию синкретизма. Он поставил также вопрос о социальном положении носителей тех или иных культов.

   

 

   

 



Rambler's Top100