|
|
243
|
§ 2. Англо-американская историография
античности
Изменения в мире (углубление общего кризиса капитализма,
возникновение и укрепление социалистического лагеря, крах
колониальной системы) находили свое
отражение в развитии англо-американского антиковеведения.
Послевоенное время характеризуется прежде всего
резким расширением источниковедческой базы исследований.
Успехи археологии, эпиграфики, нумизматики,
папирологии давали в руки исследователей новый
огромный материал, усовершенствование методов исследования
позволило извлекать из этого материала неизмеримо больше
информации, чем ранее.
Американские и английские археологи в послевоенное время
вели активные и широкие по масштабам археологические изыскания
в Греции, Италии, Малой
Азии. Эти работы проводились как постоянными центрами (Американская
и Британская археологические школы в Афинах, Американская
академия в Риме), так и
специальными экспедициями, организуемыми большей
частью различными университетами (Чикагским, Нью-Йоркским
и др.). Характерной особенностью является
осуществление широких по масштабам проектов по
сплошному археологическому исследованию больших
районов. Так, английские археологи изучали Южную
Этрурию, фиксируя все памятники, находящиеся на
этой территории, и проводя стратиграфические раскопки. В
результате была выявлена картина расселения населения в
различные исторические эпохи (в том числе
|
|
|
|
|
244
|
в доримскую и римскую), что позволило выявить характерные
особенности развития целого района, а не
какого-либо отдельного пункта. Техника раскопок стала
более совершенной, особое внимание начали уделять
созданию детальных стратиграфических схем. В практику археологических
исследований вошли методы точных
наук, особенно ценные для выявления особенностей
древней технологии (при анализе произведений ремесла). Для
археологических разведок широко применяется
аэрофотосъемка, для поисков находящихся на большой
глубине руин древних сооружений — протонный магнитометр (он,
в частности, использовался объединенной
итало-американской экспедицией при поисках Сибариса). Широко
развернулись подводные археологические
исследования, объектом которых стали остатки затонувших
в древности кораблей, затопленных морем районов
древних городов и прочее. Особое значение имело открытие
остатков критского корабля II тыс. до н.э. у мыса Яссын-ада
(Южная Турция).
Активно исследовались памятники III и особенно
II тыс. до н. э. в Греции. Особый интерес к этим памятникам
вызвала дешифровка линейного письма Б. Важное значение имели
результаты американских раскопок
под руководством Блегена в Пилосе, где исследовались
дворец и прилегающая к нему территория. Пилосский
дворец сохранился намного лучше, нежели одновременные с
ним дворцы Тиринфа и Микен. При раскопках
был найден и дворцовый архив. Среди работ английских
археологов следует отметить раскопки в Кноссе, где
широко исследовались слои, предшествующие созданию
дворца, что позволяет лучше, чем раньше, понять процесс
возникновения государства на Крите.
Важные результаты были получены англо-турецкой
экспедицией (под руководством Дж. Кука и Э. Акургала) в
Смирне, давшие материалы для решения вопроса
о характере греческого полиса в самый ранний период
его истории. Было установлено, что поселение здесь возникло
в Х в. до н. э., выявлена система планировки, характер укреплений,
облик жилища в VIII — VII вв.
до н. э.
Чикагский университет проводит широкие по масштабам археологические
раскопки Коринфа. Интересные находки сделаны в гавани Коринфа
— Кенхреях.
Продолжаются и исследования Афин, где американская
|
|
|
|
|
245
|
экспедиция раскапывает агору. Найденные материалы
позволили выявить историю общественного центра Афин
за время его существования. Исследования Афин показали своеобразие
судьбы города в период дорийского завоевания: в то время
как в других центрах Эллады в это
время заметен явный упадок, Афины продолжают расти,
что, видимо, объясняется переселением сюда, в область,
не затронутую дорийским завоеванием, беглецов из Пелопоннеса.
При раскопках Сард на большой площади были
вскрыты слои от бронзового века до византийского времени.
Сравнительно недавно начаты работы в Афродисии (Малая Азия) — городе,
ранее совершенно не подвергавшемся раскопкам. На территории
Сицилии американские археологи изучают городище Сьерро-Орландо
— крупный местный центр, существовавший с VI в.
до н. э. и очень рано подвергшийся эллинизации. Исследовались
также города и на восточной периферии античного мира. В
частности, английские археологи вели
раскопки в Чарсаде (Пакистан), где были вскрыты слои
времени греко-индийского царства.
Огромный и очень ценный археологический материал, полученный
при раскопках, был детально исследован и издан в послевоенный
период в виде многотомных
публикаций. Отметим, в частности, серию публикаций
материалов из Дура-Европос, Антиохии на Оронте, Таксилы.
Наибольшее внимание в Англии, однако, уделялось
исследованию римских памятников Британии. Самой
характерной чертой здесь являются широкие масштабы
исследований. В последние годы появилось множество
монографий, посвященных отдельным городам римской
Британии, написанных главным образом на основе археологических
данных. Активно изучаются отдельные
сельские поселения, римские укрепления по границам,
дороги, местные поселения кельтского населения, процесс
его романизации. В английской археологии все более заметным
становится стремление использовать археологические материалы
как основной исторический
источник. Проводятся, в частности, сплошные исследования
отдельных регионов, позволяющие создать их детальную историю
(см., например: «Римский западный
край», 1973; «Классическая культура и кельтское общество»,
1976). Большое внимание уделяется изучению
|
|
|
|
|
246
|
ремесленного производства (на базе археологического
материала) — книга И. Вилда «Текстильные мастерские
в северных провинциях» (1970). Кроме того, британские материалы
сопоставляются с материалами из других римских провинций,
что позволяет выявить специфику развития Британии в римское
время.
Важнейшими явлениями в развитии древнегреческой
эпиграфии рассматриваемого периода является издание
(или переиздание) капитальных тематических сборников надписей:
2-томный сборник М. Тода «Греческие
исторические надписи», новое издание которого подготовили
Мейгз и Льюис (основной эпиграфический источник об истории
Афинского морского союза), еще один
сборник, выходивший под редакцией Вудхэда (вышло
5 томов, издание сейчас прекращено). Для архаической
эпохи важнейшим исследованием была работа Л. Джеффери о
локальных вариантах греческого письма.
Заметным явлением стала публикация первого тома
римских надписей Британии (1965). Всего издано более
2400 лапидарных надписей. Меньшее значение имеет
сборник «избранных» надписей, подготовленный Берном, в котором
в первую очередь публикуются надписи,
освещающие римское присутствие в Британии (1969).
Происходит заметное расширение нумизматических
исследований, началась публикация музейных коллекций античных
монет (в частности. Американского нумизматического общества).
В исследованиях древних
монет теперь все шире используются методы точных
наук (например, метод нейтронной активации), проводятся
эксперименты по воспроизведению процесса изготовления античных
монет.
Одним из важнейших достижений стала публикация
каталога греческих монетных кладов, подготовленного
Американским нумизматическим обществом (заменившего устаревшую
уже сводку Ноу), в котором собраны сведения о всех обнаруженных
кладах древнегреческих монет (редакторы М. Томпсон, О. Моркхольм,
К. Крей, 1973). Важное значение имела публикация ряда общих
руководств по древнегреческой нумизматике
(например, К. Крея «Архаические и классические греческие
монеты», 1976). В изучении афинской нумизматики
наиболее примечательным явлением было появление
книги М. Томпсон, посвященной так называемым афинским тетрадрахмам
«нового стиля» (1961). Необходимо
|
|
|
|
|
247
|
также отметить книгу Вэллес, посвященную чеканке
монет Эвбейской лиги (1956).
В изучении нумизматики эллинистической эпохи
большие заслуги принадлежат Э. Беллинджеру, изучавшему монетное
дело Александра Македонского («Очерк
монетного чекана Александра Великого», 1963), Он исследовал
не только собственно нумизматические вопросы, но и экономическую
политику царя, установив, в
частности, ее «экстравагантный» характер — резкое превышение
расходов над регулярными доходами. Большое
значение имели также работы М. Томпсон и Э. Беллинджера
по изучению чеканки монет различных городов
Малой Азии в эллинистическую эпоху. Значение этой
работы заключается в выделении из огромной массы
монет, чеканившихся по типу монет Александра Македонского,
серий, принадлежавших отдельным городам, и
точное хронологическое распределение их. Для изучения
монет эллинистического Востока (Парфия, Греко-Бактрия) особое
значение имели работы Селлвуда, Дженкинса. Мак Дауэлла.
Для римской нумизматики важное значение сыграло
завершение публикации коллекции римских монет времени империи,
хранящихся в Британском музее, осуществленное Г. Маттингли.
Так же важны монументальные
исследования, посвященные римскому монетному делу,
как республиканского, так и императорского времени,
проведенные X. Маттингли и Э. Сайденхэмом. Большую
роль сыграли публикации монет, добытых различными
экспедициями при раскопках ряда крупных античных
центров (Трои, Антиохии на Оронте, Дура-Европос).
В современной нумизматике все сильнее замечается
стремление к рассмотрению монеты, как источника по
экономической истории античного мира. При этом заметно также
стремление отказаться от модернизации в
объяснении общественных отношений. В частности,
в ряде нумизматических исследований постоянно подчеркивается
мысль, что при анализе ареала распространения монет того
или иного центра необходимо учитывать не только экономические
связи, но и иного рода
факторы (например, военно-политические). Однако иногда подобный
подход приобретает крайние формы и, по
существу, элиминируется все значения экономики. Так,
в частности, К. Крей полностью отрицает роль торговли
(как внешней, так и внутренней) в процессе появления монет.
|
|
|
|
|
248
|
В послевоенное время продолжались начатые ранее
публикации коллекций папирусов (принадлежащих различным
учреждениям и частным лицам): Британского
музея (в дальнейшем Британской библиотеки), Мичиганского
(несколько томов различных папирусов и остраков из Караниса),
Нью-йоркского (также документы из Караниса) и Иельского
университетов, Библиотеки Джона Риландса в Манчестере и
Честер Битти в
Дублине (папирусы из Панополиса), коллекций лорда
Амхерста и Вильфреда Мортона. Знаменитая серия документов
из Оксиринха, издаваемая английскими учеными, пополнилась
двадцатью новыми томами. Английские папирологи принимали
участие в публикации папирусов, хранящихся в других странах
(например, из
библиотеки Михаилидиса в Каире).
Характерной особенностью развития папирологии в
эти годы является стремление издавать (и переиздавать)
комплексы документов: отдельные архивы или подборки
документов по определенной проблематике. Так, были
опубликованы папирусы из архива семьи Аврелия Исидора (конец
III — начало IV в. н. э.), хранившиеся частью в Египетском
музее (Каир), частью в Мичиганском
университете, и архив римского офицера Абиннея (время императора
Константина II). Среди изданий, в которых собраны и прокомментированы
документы по одному какому-либо аспекту жизни греко-римского
Египта,
заслуживают внимания сборник решений императора
Сентимия Севера по различным юридическим вопросам,
собрание документов по налоговому обложению из Теадельфии,
сборник папирусов, освещающих проблему
литургии в римском Египте, и, наконец, трехтомное издание
папирусов, дающих всестороннее представление о
жизни иудейского населения греко-римского Египта.
Продолжали публиковаться также и демотические документы.
Очень заметным явлением была полная публикация папирусов
и пергаментов из раскопок Дура-Европос — самая обширная коллекция
папирусов документального характера вне пределов Египта.
Одной из
примечательных особенностей является то, что в последние
годы осуществлялись попытки использовать ЭВМ
для анализа данных, содержащихся в документах на
папирусе, предпринятые американскими учеными.
Расширение источниковедческой базы бесспорно способствовало
развитию конкретных исторических иссле-
|
|
|
|
|
249
|
дований. Общей их особенностью является ожесточенная идейная
борьба. Для первых послевоенных лег
характерным было усиление реакционных тенденций,
находивших свое выражение в распространении модернизаторских
концепций, антидемократизме, в презрении
к народным массам. Модернизация античности проявилась и
в традиционных формах. Так, в частности, в
«Эллинской истории» Дж. Ботсфорда и Ч. Робинсона
(1948) основополагающими понятиями являются «капитализм»,
«социализм». В книге В. Эренберга «Народ
Аристофана. Социология древней аттической комедии»
(1961) в несколько модифицированной форме делался
большой акцент на роль и значение «средних классово
в противовес старой схеме противопоставления античной
«буржуазии» и античного «пролетариата». Еще сильнее
реакционные тенденции проявлялись в модернизации
другого характера — в попытках провести параллели
между положением в древнем мире и в современном и,
пользуясь этими мнимо существующими аналогиями, более или
менее откровенно проповедовать идеи, прямо
враждебные СССР и странам социалистического лагеря (см.:
Бергер А. К., Зельин К. К., Штаерман Е. М.
О некоторых направлениях в современной буржуазной
историографии античности. — Вестник древней истории,
1959, № 1, с.151). Так, например, английский военный
историк генерал Фуллер в заключении книги о военном
руководстве Александра Македонского (1968) утверждает, что
поход македонского царя — один из этапов
вековой борьбы Европы и Азии. В современном мире
роль «Европы» играют страны НАТО, а «Азии» — СССР.
В дальнейшем эти грубовульгаризаторские построения все
больше исчезают, хотя использование античной
истории в пропагандистких целях продолжается в более
смягченной форме. Одновременно происходит постепенная перестройка
основных исходных принципов исследований. Неудовлетворенность
модернизаторским подходом, заводящим антиковедение в тупик,
привела к
рождению нового направления — антимодернизаторского, основным
принципом которого стало стремление выявить специфику античного
общества в экономике, социальной структуре, формах классовой
борьбы и, наконец,
в идеологии.
Бесспорно, что рождение этого направления — значительный
шаг вперед в понимании сущности античной
|
|
|
|
|
250
|
эпохи по сравнению со старыми модернизаторским» построениями.
Однако для большинства исследователей
отказ от модернизации не сопровождался принятием
марксистской методологии и очень скоро стали заметны
недостатки этого направления, оказавшегося более продуктивным
в разрушении старых схем, нежели в создании новых концепций.
Поиски специфики античного общества иногда приобретают абсолютный
характер, и его
своеобразие в трудах некоторых ученых становится столь
всеобъемлющим, что никакие общие законы развития
человеческого общества (с точки зрения этих исследователей)
к нему неприложимы. Иногда же античное
общество трактуется как одно из «традиционных» обществ и
анализируется исходя из этой посылки. Подобный подход также
глубоко неправилен. «Традиционное
общество» — понятие, введенное в науку американской
культурантропологией. Под этой рубрикой объединяются
все общества, не достигшие стадии промышленной революции.
Таким образом, воедино собираются первобытные, рабовладельческие
и феодальные общества. Но
растворение античного общества среди массы иных,
принадлежащих другим общественно-экономическим
формациям, может только дезориентировать исследователя.
Виднейшим представителем этого «антимодернизаторского»
направления в современном англо-американском антиковедении
является М. Финли (род. 1912).
М. Финли в основном занимается исследованием
истории Древней Греции, хотя в ряде своих работ, посвященных
общим вопросам истории античного мира, широко обращается
и к римскому материалу. Им издано
большое число монографий («Исследования о земле и
кредите в древних Афинах 500 — 200 гг. до н. э.», 1952; «Древние
греки», 1963; «Мир Одиссея», 1954; «История
Сицилии», 1968; «Ранняя Греция. Бронзовый и архаический
века», 1970; «Конституция предков», 1971; «Древняя и современная
демократия», 1973; «Древняя экономика», 1973) и сборников
статей («Аспекты античности»,
1960; «Польза и бесполезность истории», 1975). Кроме
того, под его редакцией выходил ряд сборников статей
различных ученых, посвященных некоторым кардинальным проблемам
античного мира («Рабство в классической античности», 1960;
«Проблемы земли в Древней
Греции»,1973).
|
|
|
|
|
251
|
Значительное влияние на современное антиковедение
оказала первая из монографий М. Финли, посвященная
изучению земельных отношений в Афинах классической
эпохи. Крайне показательно, что она вышла практически
одновременно с работой Дж. Файна «Горой. Исследования по
закладу, залогу и земельному держанию в древних Афинах»
(1951), построенной на базе изучения той
же категории источников — закладных камней на имущество (участок
земли или дом), и что авторы в своих
основных выводах близки. Сущность исторических выводов заключается
в том, что, несмотря на известное
развитие в IV в. до н. э. процесса концентрации земли,
он не привел к созданию крупных единых хозяйств и к
массовому обезземеливанию крестьянства. Хотя в афинском
обществе и возрастал уровень бедности, он не
сопровождался возрастанием богатства на другом социальном
полюсе, вследствие чего не происходило обострения социальных
конфликтов.
Этот вывод через некоторое время стал отправной
точкой для целого ряда исследований проблем истории
Греции в IV в. до н. э. Поскольку факт кризиса полиса
не отвергался, то стали необходимыми новые объяснения
его причин, иные, чем в традиционных схемах, в которых
основной причиной являлось обезземеливание крестьянства
и все остальные стороны кризиса возводились к
этой. В этих новых концепциях основой кризиса полиса
считаются: борьба двух форм собственности (традиционной
земельной и денежной) растущее несоответствие
политической и социальной структур полиса и т. д.
Наиболее полное выражение взгляды М. Финли на основные
проблемы истории античного общества нашли в его книге «Древняя
экономика». Пафос этой книги — в утверждении своеобразия
античного общества, резко отличающегося как от капиталистических
обществ, так и от обществ Древнего Востока. Особенно активно
М. Финли выступает против модернизации античных обществ,
применения к ним категорий и понятий, характерных для нового
и новейшего времени. Он утверждает, что античность не знала
таких экономических категорий, как «капитал», «продукция»,
«капиталовложение», «спрос», «предложение»; не существовало
представления о полезности и возможности постоянного прогресса
технологии. Он указывает, что античный город был прежде
всего центром потребления, а не центром производства; что
|
|
|
|
|
252
|
в условиях Римской империи не могло существовать
мирового рынка, в античности не было государственной
экономической политики в современном смысле этого
слова, не было борьбы за рынки сбыта и не было войн,
объясняемых торговыми интересами.
Экономическая система античности, считает М. Финли, всегда
оставалась тесно связанной с натуральным
производством, а основой социально-экономических отношений
были восходящие к крестьянскому хозяйству
ойкос или фамилия с нерасчлененной на экономический,
социальный и личный аспекты властью их главы, без
четкого разделения на базис и надстройку. При определении
места человека в обществе имели значение: состояние (бедность
всегда презиралась), сословие, статус,
класс, причем, с точки зрения М. Финли, марксистская
концепция класса вряд ли применима при анализе античного
общества. Очень важное место в общей концепции М. Финли
занимает его идея относительно «спектра
состояний»: античное общество знало не только свободу
и рабство, но и целый ряд промежуточных состояний.
Рабы — это только одна из многих категорий зависимого
населения. В Греции и Риме только в исторически короткие
периоды, периоды расцвета, рабство вытесняло
остальные категории, а в начале и в конце античной
эпохи социальная структура характеризовалась многообразием
форм зависимости.
Гибель античного общества, по мысли М. Финли,
проистекает вследствие замены полисного строя бюрократической
монархией. Прекращение поступления внешней добычи в конце
империи привело к необходимости
усиления налогового гнета (и закабалению основной
массы населения) для содержания огромной армии и
бюрократического аппарата, что окончательно подорвало хозяйство.
Концепция М. Финли явно создавалась под определенным воздействием
марксизма. В частности, проводимая им постоянно мысль о
коренном отличии целей
производства в условиях античной и капиталистической
экономики безусловно порождена марксистским положением о
том, что только при капитализме целью производства становится
само производство, его постоянное
расширение. Однако М. Финли не сознает, что за многообразием
социальных слоев очень ясно прослеживаются основные классовые
деления античного общества.
|
|
|
|
|
253
|
Наконец, для М. Финли сами основные особенности античного
экономического мышления (отсутствие ориентации на прибыль)
остаются, в сущности, невыясненными, хотя им в его концепции
придается огромное значение.
Значительнейшим явлением была дешифровка линейного письма
Б., осуществленная английскими учеными
М. Вентрисом и Д. Чадвиком («Свидетельства о греческом языке
в микенских архивах», 1953) и открывшая
возможность для неизмеримо более глубокого понимания характера
древнегреческого общества II тыс. до н.э.
Прежде всего, было бесспорно доказано, что население
Греции этого времени говорило на греческом языке, анализ
же содержания документов позволил выявить характер социальной
организации общества. В дальнейшем
исследования по этой тематике стали занимать очень
важное место в англо-американском антиковедении. При
Лондонском университете был создан специальный институт
классических исследований, стал издаваться посвященный изучению
этой проблематики журнал «Minos».
Исследования велись по нескольким направлениям: в
археологических работах — Дж. Грэхэм «Дворцы Крита» (1962);
В. Тэйлур «Микенцы», (1964); Э. Вермюль
«Греция в бронзовый век» (1964) — помимо раскопок
ранее уже известных центров большое внимание уделялось разведкам,
составлению точных карт памятников
II тыс. до н. э.; очень важную роль играли исследования
технологической базы данной цивилизации. Наконец,
проводились исследования по выявлению характера общества,
отраженного в документах.
Среди англо-американских специалистов, работающих над этой
проблемой, некоторые (например, Л. Палмер) полагают, что
в Пилосе существовали феодальные
отношения, причем одним из основных аргументов служит утверждение,
что такие отношения иконе присущи
индоевропейской расе (Палмер «Ахейцы и индоевропейцы», 1955;
его же «Микенцы и минойцы», 1962). Ученые другого направления
(к которому, например, принадлежит Т. Вебстер) считают,
что общественная структура микенского общества близка структуре
древневосточных обществ (отрицая при этом их рабовладельческий
характер). Согласно М. Финли, дворцовое хозяйство определяло
все стороны жизни критского общества: через его посредство
распределялась работа, материа-
|
|
|
|
|
254
|
лы, конечный продукт. В этом отношении общество напоминало
общества Переднего Востока, но с одним важным отличием:
здесь существовала совершенно иная
система ценностей — не прокламировались ни могущество царя,
ни военная функция общества. В материковой Греции также
основой экономической системы были
дворцовые хозяйства, но в отличие от Крита важнейшую
роль здесь играла военная аристократия.
В современном англо-американском антиковедении
господствующей является концепция, согласно которой
поэмы Гомера (как бы ни решался вопрос об авторстве)
не отражают историческую реальность микенской эпохи
(Д. Пэйдж «История и гомеровская Илиада», 1959; Дж. Кирк
«Песни Гомера», 1962; М. Финли «Мир Одиссеи», 1962). Решающую
роль в новой оценке информации, содержащейся в «Илиаде»
и «Одиссее», сыграла дешифровка линейного письма Б, в результате
чего стало ясно, что общество, изображенное в гомеровских
поэмах, и общества, отображенные в архивах Пилоса, Кносса
и других центров, не могут иметь ничего
общего. И если ранее (особенно в английской литературе)
часто искали микенские реминисценции в поэмах
Гомера (например, «Справочник по Гомеру», изд. Э. Вэйс
и Ф. Стаббингз, 1967), то теперь исследователи считают,
что «Илиада» и «Одиссея» отражают главным образом историческую
реальность IX — VIII вв. до н. э. Вместе с тем подчеркивается,
что в поэмах содержится определенное историческое ядро — сам
факт троянской войны не может вызывать сомнеьий (М. Финли,
Дж. Каски, Д. Мэйдис «Троянская война»). Кроме того, большое
внимание уделяется анализу поэм как эпического произведения:
К. Боурэ «Гомер и его предшественники»
(1955); его же «Гомер» (1965); М. Парри «Создание
гомеровских стихов» (1971); Э. Лорд «Певец сказок»
(1960), в частности эпического языка и эпических формул,
через посредство которых передается информация
о ранних исторических эпохах, поскольку общепринятым
является мнение, что Гомер использовал предшествующую эпическую
традицию.
Археологические материалы по «темным векам»
(XI — IX вв. до н.э.) наиболее полно исследовал В. Десборо — «Последние
микенцы и их преемники» (1964).
Лучшей работой (с точки зрения полноты фактического
материала) по проблемам греческой колонизации, види-
|
|
|
|
|
255
|
мо, можно считать книгу Дж. Бордмэна, видящего в
колонизации феномен, постоянно присущий греческой
цивилизации — «Заморские греки» (1973). В работе Грэхэма «Колония
и метрополия в Древней Греции» (1964),
исследующей взаимоотношения между греческими колониями и
их метрополиями, опровергается распространенный тезис, согласно
которому греческие колонии
не зависели политически от своих метрополий. Он подчеркивает
разнообразие «моделей», по которым строились эти отношения:
от полной независимости до полной
зависимости.
В англо-американском антиковедении довольно важное место
занимают работы, посвященные экономической истории. Хотя
в целом все сильнее укрепляется
тенденция рассматривать экономику античного общества отличной
от современной экономики, все же встречаются и работы, в
которых античная экономика трактуется в традиционном модернизаторском
духе. Одним
из наиболее ярких примеров этого является первый том
«Европейской экономической истории» (авторы В. Дэвисон и
Дж. Харпер, (1972). Античная экономика определяется как
безусловно рыночная экономика, где
господствуют мелкие товаропроизводители. Не учитывается
специфика социальных отношений античного общества: по мнению
авторов, рабство не было базисом
античной экономики, поскольку в условиях господства
рыночных отношений рабский труд становится невыгодным. Однако
подобного рода работы играют все меньшую
роль в современном англо-американском антиковедении.
Примером принципиально иного подхода является книга Дж.
Сэн-Круа, в которой исследуется происхождение
Пелопоннесской войны (1972). Изучив конкретные причины данной
войны, автор переходит к более широким
обобщениям. Он доказывает, что какое бы соперничество
ни существовало между отдельными торговцами различных полисов,
оно никогда не проецировалось на сами
полисы. Античность, по мнению Сэн-Круа, не знала ни
меркантилистской государственной политики, ни торгового
соперничества, ни торговых войн.
Проблема рабства в античности не принадлежит к
числу тех проблем, которые активно разрабатываются
современным англо-американским антиковедением. Наиболее
полным исследованием этой проблемы является
книга У. Уэстерманна «Рабские системы греческой и
|
|
|
|
|
256
|
римской античности» (1955). Автор подчеркивает, что
никаких общих закономерностей в развитии античного
рабства не было, что в каждом районе античного мира
оно развивалось по-особому. У. Уэстерманн последовательно
проводит принцип идеализации рабства. В частности, он утверждает,
что «мягкая форма» рабства (типа гомеровского) широко была
распространена вплоть
до Ив. до н.э. в тех областях, где не развилось ремесло.
Им совершенно бездоказательно отвергается ряд свидетельств
о численности рабов и об их тяжелом положении.
По мнению Уэстерманна, общее число рабов всегда было
невелико и только в исключительных обстоятельствах
резко возрастало. Так, он признает наличие огромного
числа рабов в Италии, Сицилии и Африке в конце республики,
однако при этом не обращает внимания на влияние самого института
рабства на различные стороны социальной жизни, политического
строя и культуры. С установлением же империи, как он считает,
роль рабства вообще сходит на нет. Противоречий между рабами
и
свободными не было. С распространением же вольноотпущенничества
переход из рабского статуса к свободному, по его мнению,
вообще не представлял каких-либо
сложностей. Рабство не тормозило технического прогресса
и, следовательно, не влияло *на экономику; причиной
падения античного мира поэтому был отнюдь не институт рабства.
Подобная концепция роли рабства в античном мире весьма далека
от подлинной картины, она вдохновляется идеей о том, что
классовые противоречия в
любом обществе постепенно затухают. Нельзя сказать,
чтобы Уэстерманн был одинок в своих стремлениях умалить
роль рабства в античном обществе. Очень показателен сборник
«Рабство в классической античности»
(1960). В статье А. Джоунза «Рабство в древнем мире»,
опубликованной в этом сборнике, также проводятся аналогичные
идеи: незначительность роли рабства в производстве (основная
масса рабов — прислуга); рабство
в значительных размерах — результат исключительного
стечения обстоятельств и т. д. Важную роль сыграла
опубликованная в этом же сборнике статья М. Финли
«Была ли греческая цивилизация основана на рабском
труде?». М. Финли подчеркивал, что рабство было «одним из
основных элементов греческой цивилизации».
Совершенно справедливо он указывал, что для того,
чтобы считать общество рабовладельческим, совсем не
|
|
|
|
|
257
|
обязательно, чтобы в нем основную часть населения составляли
рабы.
В исследовании проблемы древнегреческого полиса
современная англо-американская наука не дала никаких
принципиально новых решений. Отметим только работу
Литтона, который утверждал (в отличие от огромного
большинства исследователей), что древнегреческий полис не
был устойчивым политическим образованием,
поскольку с самого момента возникновения в нем шла
внутренняя борьба. Большое влияние на развитие представлений
о характере политической организации античного общества
оказала книга Дж. Ларсена, вышедшая двумя изданиями, «Представительное
правление в
греческой и римской истории» (1953). Заслуга автора
состоит в том, что он привлек внимание исследователей
к федеративной форме политической организации, существовавшей
в античном мире. Вместе с тем основные
выводы автора вряд ли могут быть приняты, поскольку
он исходит из явно идеалистических посылок. Так, в
частности, он полагает, что возникновение демократического
государственного строя в Греции было результатом только
распространения демократических идей без попыток выяснить,
что же рождало эти
идеи.
Особое внимание привлекает работа П. Гринхэла, в
которой более подробно, чем в других, ставится проблема
связи социальной структуры общества с военным
делом, с принципами его организации (П. Гринхэл «Раннегреческие
приемы войны. Всадники и колесницы в
гомеровской и архаический века», 1973). Автор считает,
что процесс демократизации древнегреческого общества
связан с появлением фаланги, что бесспорно справедливо,
хотя зависимость здесь более сложная, чем это представляется
автору. Но, с другой стороны, само возникновение фаланги
у него имеет только одну причину —
замену щита дипилонского типа гоплитским. Таким образом,
глубочайшие социальные изменения в обществе
в конечном счете определяются, по мнению П. Гринхэла, чисто
военно-техническими причинами.
Можно отметить и другие работы, посвященные военным проблемам.
Греческая и римская артиллерия
исследуются в книге Э. Марсдена «Греческая и римская
артиллерия, историческое развитие» (1969); отдельные
вопросы истории военного дела Спарты (армия при
|
|
|
|
|
258
|
Клеомене III, структура моры по Ксенофонту, организация
и размер спартанской армии в битвах при Левктре
и Мантинее) рассматриваются в сборнике работ А. Тойнби «Несколько
проблем греческой истории» (1969); военному делу IV в. до
н. э. посвящена книга А. Андерсона «Военная теория и практика
ввек Ксенофонта» (1970).
Ряд вопросов военной практики греков (введение
оплаты и ее размер, жертвоприношения, война и праздники,
глубина и ширина фаланги, захват добычи, право
собственности на нее и т. д.) освещены в книге В. Притчетта
«Древнегреческая военная практика» (1971).
Как и ранее, одной из наиболее популярных в англоамериканском
антиковедении проблем является проблема сущности и истории
античной демократии вообще
и прежде всего афинской.
В подавляющем большинстве работ политическая
эволюция афинского общества ставится в связь с экономической.
В некоторых из них утверждается, что экономический подъем
Афин, перестройка традиционной
сельскохозяйственной экономики — результат создания
Афинского морского союза (Ф. Форст «Племенная политика и
гражданское государство», 1976). В других же,
наоборот, подчеркивается, что Афины достигли высокого
уровня экономического развития к моменту его создания, что
и предопределило их ведущую роль в этом
союзе (А. Френч «Рост афинской экономики», 1964).
Одной из основных тем в англо-американском антиковедении
является защита афинской демократии. Наиболее последовательно
эту роль выполняет известный английский ученый А. Джоунз.
В книге «Афинская демократия» (1957) он следующим образом
определяет цель
своей работы — опровергнуть два основных «обвинения»,
выдвигаемых против афинской демократии: 1) афинская
демократия с ее широкой системой раздач и оплат была
паразитом на теле империи; 2) афинская демократия была рабовладельческой.
А. Джоунз стремится доказать,
что расходы на раздачи и оплату не были особенно велики
и в мирное время покрывались за счет внутренних
средств города. В качестве основного аргумента им используется
следующий довод: демократия продолжала
существовать и в IV в. до н. э., когда Афины не имели каких-либо
внешних доходов. А. Джоунз пытается также
доказать, что большинство (по его подсчетам 60%) граждан
жило за счет собственного труда и «даже бога-
|
|
|
|
|
|