|
|
285
|
§ 4. Послевоенная итальянская историография
античности
Демократический подъем, связанный с участием широких слоев
итальянского общества в движении Сопротивления, и ликвидация
фашистского режима оздоровили
идейный климат. В Италии возросло влияние Коммунистической
партии и получили более широкое распространение марксистско-ленинские
взгляды, в частности среди
интеллигенции. Создались возможности для научной и
педагогической деятельности в университетах для коммунистов
и других прогрессивных историков, в том числе
и антиковедов.
Большой размах приобрели археологические изыскания. Характерной
чертой итальянской археологии этого
периода является не только широкий фронт работ по Ри-
|
|
|
|
|
286
|
му, Апеннинскому полуострову и прилегающим островам, но
и активное применение новых методов исследования. Это радиокарбонный
метод, важный для определения датировки древнейших предметов
материальной
культуры и практикуемый в специальных лабораториях,
в первую очередь при Пизанском университете; химический
анализ металлических изделий, остатков съестных
припасов и т. п.; стратиграфический метод, выявляющий относительную
хронологию культурных слоев; аэрофотосъемка, позволяющая
обнаружить следы межевания полей, границ поселений и некрополей;
подводное
обследование берегов и морского дна, фотозондирование
подкурганновых могил, введенное инженером Леричи для
первоначального обследования и фотографирования
этрусских захоронений; электромагнитный зондаж. Новым в
археологии явился принцип исследования не отдельных памятников,
а целых комплексов, например городов Цэре и Тарквиний (в
Южной Этрурии), Остии,
некрополей Спины, поселений и городов Лация и
территории самого Рима, где раскопки возглавляются
П. Романелли. Археологические работы обогатили и
фонд эпиграфических памятников. Накопление источников, отказ
от их гиперкритики стимулировали работу
историков. Регулярнее стали собираться научные совещания
— локальные симпозиумы, например по древней
истории Ломбардии, Понтинского и Аврункского районов.
округа Велейи и других, и конгрессы: в 1961 г., посвященные
Великой Греции, в 1963 г. — Сицилии и т. д. Так же
с 1963 г. созываются конгрессы Общества итальянских
историков, где дебатируется общее направление развития науки
и преподавания. На базе Института Римской
истории при Римском университете регулярно продолжают собираться
международные конгрессы, посвященные латинскому языку и
литературе и их влиянию на современные языки и литературы,
а также преподаванию
указанных дисциплин. Результаты археологических раскопок,
эпиграфических находок и исследований регулярно публикуются.
Стали выходить новые (общеисторические и специальные) журналы:
с 1950 г. — «Классическая археология», с 1953 г. — «Римские
штудии», с
1958 г. — «Журнал классической и средневековой культуры»,
с 1959 г. — «Исторические исследования», издающийся Институтом
А. Грамши. Вышли из печати три выпуска «Италийских надписей»,
включающие публика-
|
|
|
|
|
287
|
ции фаст и элогий, «Сборник латинских надписей эпохи
Республики», подготовленный ведущим эпиграфистом
Д. Деграсси, а также сборники нелатинских и раннехристианских
надписей Италии и Сицилии и многие другие.
Вышло основное число томов 30-томной «Истории Италии», 19
из которых посвящены античности. Эта серия
начала подготавливаться еще в довоенное время. В создании
ее приняли участие ведущие ученые. Серия содержит труды
по истории, праву, искусству римского мира,
включая провинции, а XVI книга заключает в себе работу С.
Мадзарино о современной историографии Рима.
С 1968 г. издается 8-томная «История Италии», две первые
книги которой охватывают историю первобытного
времени и древности. Очень подробно рассматривается
здесь эпоха империи, в частности государственный аппарат,
ремесленные и жреческие коллегии. Заметным явлением итальянской
историографии стала «История
Рима и римского мира» в шести томах, выходивших на
протяжении 1952 — 1961 гг. Автор названного труда
Л. Парети — широко эрудированный историк, которому
удалось охватить гражданскую и культурную историю
Рима, Италии и провинций вплоть до правления императора
Константина. Авторитетного ученого привлекли к
созданию «Истории культурного и научного развития
человечества», издаваемой ЮНЕСКО, в которой он руководил
написанием 2-го тома.
Влияние прогрессивных идей сказалось как в общем
подходе к историческому процессу, так и в оценке различных
периодов античной историографии. Обращает на
себя внимание стремление к постановке широких проблем на
материале античной истории. Так, С. Мадзарино
рассмотрел становление и развитие исторической мысли
античного мира. Им охвачены все труды античных авторов,
не только историков, но и философов и поэтов, выразивших
отношение к историческому процессу и задачам исторического
исследования в различные эпохи существования античного мира.
С. Мадзарино освещает
такие сложные и спорные проблемы, как греческая историческая
мысль и Восток, влияние греческой философии
на формирование античной историографии, зависимость
исторической мысли от политической борьбы. Характерно выступление
автора против модного в настоящее время экзистенциалистского
тезиса об аисторизме греческого
мышления и приоритете библейско-христианского исто-
|
|
|
|
|
288
|
ризма. Он ставит задачу определить социальные отношения,
которые направляют ход всей исторической
мысли классической эпохи в целом.
Успехи в разработке отдельных проблем античной
истории зависят от уровня источниковедческих исследований,
и прежде всего от отношения к античной традиции.
Итальянское источниковедение, пройдя через периоды частичного
или полного скептицизма, пришло к признанию за античной
традицией достоверности в отношении политической, военной
и культурной истории. Своей
реабилитацией традиция обязана не только подтверждающим
ее свидетельствам археологии, эпиграфики
и т. п., но и новому подходу к источниковедческим проблемам.
Применительно к литературным источникам
этот подход характеризуется стремлением рассматривать их
не как набор сведений, заимствованных у предшественников,
а как явление идеологической и политической борьбы своего
времени. Задачей историка становится не столько выделение
ошибок или фальсификаций в исторических источниках, сколько
объяснение их причин. Именно такой подход характерен для
работ Э. Габбы о Дионисии Галикарнасском (1968) и Аппиане
(1957)
и А. Момильяно о Тимее и Фабии Пикторе (1966), М. Павана
о Диодоре Сицилийском.
Бурное развитие археологических раскопок в разных
частях Средиземноморья привело к значительному пополнению
памятников искусства и сделало невозможным пользование прежними
искусствоведческими исследованиями. Обобщение всего огромного
материала и
рассмотрение его с прогрессивных материалистических
позиций взял на себя ученый-коммунист, профессор и
член Академии Линчей Р. Бьянки-Бандинелли (1900 —
1975), основатель журнала «Критика искусства», написавший
ряд монографий по римскому и этрусскому искусству и создавший
в сотрудничестве с многими учеными монументальную «Энциклопедию
древнего искусства,
классического и восточного» в семи томах.
Определенные сдвиги, происшедшие в итальянской
историографии, выразились, в частности, в повороте ее
интересов к древнейшему прошлому различных регионов
Средиземноморья. Видное место занимают микенологические
исследования. В работе итальянской исследовательницы Л.
Стелла «Микенское общество в современных
ему документах» (1965) прослеживается социальный
|
|
|
|
|
289
|
аспект микенской культуры и выясняются ее внешние
связи.
Особый интерес итальянские историки проявляют к
проблеме контактов Италии и Сицилии с минойско-микенским
миром. Многочисленные находки микенской керамики в разных
пунктах побережья Тарентийского залива, в -Сицилии, на Липарских
островах и даже в Этрурии позволили отказаться от мнения,
приписывавшего
решающую роль в развитии Италии вторжениям с севера, и понять
значение древнейшего колонизационного
движения, исходившего из эгейских центров. Осмысление всех
данных о микенском влиянии дает исследование
ветерана итальянского антиковедения Дж. Пульезе-Каррателли
(1962). Согласно его трактовке, в XVI в. до н.э.
Адриатическое побережье Италии и берега Сицилии приняли
первый поток микенских колонистов. «Одиссея»
отражает первое знакомство греков с Западом. Метрополией
микенских колоний Запада могло быть известное
Гомеру Пилосское царство Нестора, занимавшее наиболее выгодное
положение на путях в Италию. Найденные
в Пилосе таблички упоминают «дем Метапа», в котором
исследователь видит Метапонт. Эти же таблички регистрируют
поступление в Пилос металлов с Эльбы. На
торговле металлом, видимо, и выросли микенские колонии в
Италии.
Для понимания археологического контекста минойско-микенского
проникновения на Запад наибольшее
значение имеют раскопки Л. Бернабо Бреа на Эолийских
островах, выявившие соответствие неолита, энеолита и
бронзового века Италии и Сицилии с прилегающими к
ней островами стадиям элладской культуры (1973).
Интерес современной итальянской науки к великой
греческой колонизации обусловлен тем значением, которое
она имела для социально-экономического и политического развития
местного населения Италии и соседних
с ней островов.
Со времен В. Паче и Э. Чачери, имевших в центре
внимания город как колонизационный центр и его архитектуру,
появились новые археологические данные, позволяющие рассмотреть
такие проблемы, как соотношение города с окружающей его
сельской территорией,
взаимоотношения местного и греческого населения, связь
между греческими колониями Сицилии и Великой Греции и ряд
других. Особое значение имело изучение раз-
|
|
|
|
|
290
|
межевания хоры греческих колоний, начавшееся с аэрофотосъемки
Метапонта и Кавлонии. Здесь итальянские
ученые имели своим образцом работы советских исследователей
— В. Д. Блаватского, С. Ф. Стрежелецкого и др.
Традиционным является интерес итальянской науки
к истории Греции IV в. до н. э. и эллинизма. Этой темы
касается М. Фортина, профессор из Турина, которого
занимает прежде всего политическая история; его интересует
проблема роли личности в античности вообще, традиционная
для Италии. Изложение материала ведется
хронологически, источники собраны полно и анализируются
тщательно; особое значение придается детским годам, семейному
окружению, воспитанию героя. R 1958 г.
Фортина издает книгу «Эпаминонд». Там отмечается, что
личный талант и указанные обстоятельства выковали из
Эпаминонда человека интеллектуального и морального
величия. Он первенствовал среди греков своего времени,
и это сыграло огромную роль в превращении Фив в сильный
государственный организм. Сила государства — в
активной внешней политике. Без таких, как Эпаминонд
и Пелопид, Фивы успешно развиваться не могли, а потому после
Мантинеи быстро пали. В 1965 г. выходит
«Кассандр — царь Македонии». Автор считает, что на
Кассандре сказались враждебные отношения с семьей
македонских царей, и это в значительной мере определило
его действия. Фортина признает, что в методах и принципах
Кассандр не отличался от других диадохов. Но
автор не доводит читателя до мысли об объективной закономерности
появления такого рода деятелей. Неудача
Кассандра в том, что ему не удалось утвердиться на Балканах,
однако полностью отрицательной характеристики
Кассандр не заслуживает, поскольку не лишен ценных
качеств — образованности, вкуса к художественному
творчеству, к элоквенции.
Устройство Греции времен римского владычества
рассмотрено в монографии С. Аккаме (1946), где на основании
всего имевшегося в его распоряжении эпиграфического материала
прослеживается и объясняется
эволюция римского управления, покоившаяся на системе
союзов с греческими городами и общинами. Опираясь на
литературные и эпиграфические источники, Дж. Джанелли рассмотрел
историю отношений эллинистических
государств с Римской республикой (1959).
|
|
|
|
|
291
|
Раскопки в Сицилии и Сардинии сделали реальной
проблему финикийского и пунийского влияния, долгое
время служившего предметом гиперкритических нападок
западноевропейских, прежде всего немецких, ученых. Новые
итальянские раскопки Мотии (с 1964 г.) выявили
настоящий финикийский город с домами и святилищем
классического для финикийцев типа. Подтвердились сведения
античной литературной традиции о ранней финикийской колонизации
Сицилии. Раскопки в Сардинии
обнаружили ряд финикийских центров, находящихся во
внутренней части острова. Все эти данные явились историческим
контекстом, в который прекрасно вписались
сведения о союзе между карфагенянами и этрусками и
их борьбе против растущего греческого присутствия.
Многие стороны жизни доримской и римской Италии
предстали в новом свете благодаря успехам итальянской
этрускологии. Проблема происхождения этрусков —
предмет многолетних исследований М. Паллотино (род.
1909). В отличие от П. Дукати, пытавшегося опереться
на весь археологический и лингвистический материал для
доказательства восточного происхождения этрусков, и
Л. Парети, формально примыкавшего к европейско-ретийской
теории, М. Паллотино говорит о формировании
этрусского народа на местной почве. Решающим аргументом
для него служит существование в одних и тех же
городах и некрополях примитивных элементов культуры
Вилланова и памятников развитой этрусской культуры.
Паллотино является ведущим этрускологом. Он руководит археологическими
раскопками и занимается интерпретацией этрусского языка.
Кроме большого числа публикаций археологических и эпиграфических
памятников
и исследовательских статей он издал сборник этрусских
надписей и сохранившихся у античных авторов переводов
этрусских слов, озаглавленный «Свидетельства этрусского
языка», и книгу «Этрускология», выдержавшую пять
изданий. В ней высказаны серьезные соображения о средиземноморском
происхождении этрусков. Критически
разобраны все теории происхождения и языковой принадлежности
этрусков и сформулировано положение
о сложности этрусского этногенеза на почве Италии,
Паллотино дал подробный обзор всех основных этрусских городов:
Тосканы, Кампании и Северной Этрурии, — известных по раскопкам,
эпиграфике и античной
традиции, а также очерки политической и социаль-
|
|
|
|
|
292
|
ной организации этрусков, их религии, литературы,
искусства и архитектуры. В качестве важного аспекта
культуры наряду с погребальными обычаями и празднествами
исследуются экономика и военная техника, в чем
сказывается позитивистская позиция автора. Важную
часть книги составляют краткая грамматика и словарь
этрусского языка. Эти труды Паллотино представляют
собой отправную точку этрускологических исследований; он
изучает этрусков на широком фоне древнейшего населения Италии
и формулирует проблему италиков. На
базе достижений археологии, учитывая топографию языков в
Италии середины I тыс. до н. э., ученый говорит о
многократных колонизационного типа внедрениях носителей
италийских языков на Апеннинский полуостров
преимущественно не с севера, а с востока морским путем
и о распространении их по Италии в направлениях к западу
и к северу. Большой вклад носит Паллотино и в
изучение истории Древнего Рима, выясняя спорные вопросы
хронологии, формирования древнейшей цивилизации и роль в
этом процессе этрусков.
Широко занимаются итальянские историки проблемами этрусской
колонизации Италии. Исследования в
этом направлении бычи стимулированы раскопками в
Северной Италии и Кампании. Проблеме этрусской колонизации
посвящены материалы первого конгресса
этрусских изысканий (1959), а также монографическое
исследование Н. Альфьери «Спина» (1958). Следы этрусков
в Помпеях выявил А. Майюри (1954).
Позитивный вклад в изучение этрусского города как
социального феномена внесли итальянские исследователи, занимающиеся
проблемами этрусской урбанистики.
Материал им дают возобновившиеся раскопки Марцаботто и раскопки
крупного центра Рузелл.
Новейшие археологические открытия привлекли внимание к
вопросу о времени возникновения Рима. Итальянские историки
и археологи единодушно подтвердили
традиционные представления об основании города, показали
несостоятельность исторических позиций и ошибочность интерпретации
археологического материала
шведским ученым Геерстедом.
Другая важная тема исследований — это состав древнеримской
общины и взаимоотношения патрициев и плебеев. Обстоятельнейшим
образом она рассмотрена в
четырехтомном труде Ф. Де Мартнно «История римской
|
|
|
|
|
293
|
конституции» (1958 — 1962). В отличие от своих предшественников
Де Мартино, занимаясь историей римских
государственных учреждений, стремился выяснить их социальную
основу. Он убежденный противник схематического подхода к
проблеме возникновения государства.
Де Мартино не ставит знака равенства, как это делают
многие зарубежные исследователи, между семьей и родом, усматривая
в последнем политическое объединение
семей, представляющих собой самостоятельные хозяйственные
единицы. Разложению рода способствовало появление клиентов — чужеземных
торговцев и ремесленников, привлеченных экономическим процветанием
Рима. Как известно, античные авторы часто отождествляли
плебеев и клиентов, но в новое время клиентелу стали
резко противопоставлять плебсу. На такой точке зрения
стоит и де Мартино, считающий, что клиенты входили
в большие семьи; плебс же образовался из свободного
притока чужеземцев в уже сформировавшуюся римскую
общину, ничем не отличаясь от афинских метеков. Интересы
плебеев и клиентов, как полагает автор, были
прямо противоположны. В то время как городское сословие
— плебеи — боролись с патрициями за политическую свободу,
клиенты держали сторону патрициев и
оказывали им поддержку. Такому взгляду, однако, противоречат
сельские интересы плебеев, боровшихся за
землю, и почитание плебеями божеств земли. Наиболее
сложен из-за отсутствия источников вопрос о связях клиентов
и патрициев на почве аграрных отношений. Де
Мартино, рассматривая клиентов как трудовой элемент
римского рода, полагает, что сферой эксплуатации
клиентов было не землепашество, а скотоводство.
Заметное место в итальянской историографии занимают проблемы
экономики. Прогрессивный профессор,
член Академии, отстранявшийся от преподавания в период фашизма,
Дж. Луццатто (1878 — 1964) издал в
1949 г. I том «Экономической истории Италии», включающий
в себя эпоху древности и средних веков и содержащий большой
фактический материал по сельскому
хозяйству, ремеслу и торговле в разных районах Италии. Развитие
техники и организация производства, а
также положение разных категорий трудящихся, прежде
всего рабов, в римском мире составляют предмет исследований
Ф. де Робертиса (1969). Изучению экономиче-
|
|
|
|
|
294
|
ских связей Рима с подвластными ему областями посвящена
работа Л. Руджини (1968).
Большой интерес итальянских исследователей вызывает проблема
аграрных отношений в Римской республике и проблема аграрной
борьбы. Аграрному законодательству эпохи республики посвящена
монография профессора университета Павии Дж. Тибилетти (род.
1924)
«Развитие латифундии в Италии с эпохи Гракхов». Продолжая
в другой работе свои изыскания в области аграрных отношений,
автор выбирает эпоху социального кризиса II — I вв. до н.
э. Он считает, что борьба против латифундий была не прямой
целью, а лишь средством
возрождения древнего крестьянства, для Мария же, Суллы.
Цезаря и Октавиана — источником вознаграждения
ветеранов и сторонников. Для этого периода уверенно
можно говорить о широком распространении латифундий, основанных
на эксплуатации рабского труда.
Для послевоенной зарубежной науки в целом характерен интерес
к истории рабства, которое и на Западе
все большим числом ученых рассматривается теперь как
явление, органически присущее античному миру. В связи с
этим придается большое значение и рабским восстаниям. Итальянская
исследовательница М. Капоцца признает реальность рабских
восстаний уже с древнейшей
эпохи. Сохраненные античной традицией эпизоды выступлений
рабов М. Капоцца подразделяет по двум периодам: 1) восстания
V в. до н. э.; 2) восстания III — II вв.
до н. э. Первые рассматриваются лишь как результат
возмущения рабов особенно тяжелым положением или
использования недовольства рабов внешними врагами,
враждующими политическими группировками. Вторые
связываются с социально-экономическими сдвигами эпохи завоеваний.
Несмотря на внимание итальянских историков к социальным
проблемам и экономике, большинство их не
доходят до понимания определяющего значения социально-экономического
фактора в развитии общества. Исключение составляют Ф. де
Мартино и М. Капоцца, а также крупный специалист по аграрной
истории, видный
общественный деятель Э. Серени (род. 1907). Он коммунист,
подвергался жестоким репрессиям в период фашистского господства,
активный участник антифашистской
борьбы. В 1946 — 1947 гг. Серени входил в качестве министра
в состав правительства, с 1948 г. стал сенатором
|
|
|
|
|
295
|
республики. С 1946 г. он вошел в состав ЦК и руководства
Итальянской коммунистической партии, в 1950 г. был
избран в члены Всемирного Совета Мира. В 1966 г. Серени
возглавил теоретический журнал «Марксистская
критика», являющийся органом ИКП. Э. Серени занимается острой
для итальянцев аграрной проблемой Италии с древности до
новейшего времени. В своих работах,
особенно в фундаментальном труде «Сельская община
древней Италии» (1955), он на основе анализа эпиграфического
материала и античной традиции прослеживает смену родовых
общин сельскими, территориальными,
которая произошла под влиянием производственных
сдвигов в районе древней Лигурии, а также функционирование
сельских общин в рамках Римского государства.
В соответствии с марксистской методологией Серени видит
связь этих общин с формами собственности на
землю.
Не потеряла своей актуальности проблема принципата Августа,
определения сущности политических порядков, созданных при
Августе. В свое время Г. Ферреро
примкнул к взгляду Эд. Мейера, объяснявшего принципат Августа
на основе идеологии, сформулированной в
трактате Цицерона «О государстве» и самим Августом
в политическом завещании как своего рода республиканский
режим. В 30-х годах появилась работа Премерштейна, объяснявшего
власть Августа теми отношениями
-между клиентом и патроном, которые издавна сложились в
римском обществе. Автор исходил из предположения, что Август
управлял государством на законных
основаниях и пользовался не высшей властью, а данной
ему законом. П. де Франчиши в своих работах углубил
эту идею. Впрочем, развитие проблемы принципата Августа
показывает борьбу различных направлений. Часть
историков выступают против «республиканской» интерпретации
принципата Августа. В 1956 г. Витуччи напомнил, что постоянное
функционирование городской префектуры было возобновлено
Августом. В исследованиях
поздней Римской империи итальянские ученые стремятся конкретизировать
исторические процессы применительно к разным провинциям
и эпохам. А. Кальдерини,
Р. Парибени и ряд других исследователей показывают разные
аспекты кризиса Римской империи в области экономики, социальных
отношений, идеологии, рассматривая их как явления одного
порядка,
|
|
|
|
|
296
|
Изменения в социальной структуре и идеологической
сфере позднего Рима представлены в итальянской историографии
как длительная эволюция. Современные исследователи, придерживающиеся
идеалистического мировоззрения, остались в вопросе о переходе
от античности к средневековью на позициях континуитета.
Корректив в эти представления вносит С. Мадзарино (1959;
1963). Он обращает специальное внимание на социальный аспект
развития империи IV — V вв., в частности выявляет в источниках
материалы о мелких земельных собственниках и определяет
их место в классовой структуре
позднеримского общества. Он обнаруживает в них тенденцию
к социальной революции, которая черпала свои
лозунги в христианской фразеологии, но не была поддержана
церковью. Характеризуя революционные выступления IV в.,
автор подчеркивает отсутствие у восставших
четких идеологических принципов, ясности целей и настойчивости
в их осуществлении. Акцентирование роли
классовой борьбы обогащает представление о картине
позднего Рима.
|
|
|
|
|
|