Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

196

 

§ 4. Подразделения гражданской общины

В политическом и религиозном отношении афинская гражданская община подразделялась, как известно, на значительное число отдельных общественных групп (филы, демы, триттии, фратрии и роды) с самостоятельным управлением В этих подразделениях видна общая всем грекам характерная черта — стремление народа к обособленности, к отдельному политическому существованию В особенности демы в политическом и административном отношении занимали наиболее выдающееся положение между всеми другими подразделениями

Демы, филы и триттии. Демы и филы со времен Клисфена были основами политической организации афинского государства Цели, которые преследовались реформатором при их учреждении, и их политическое значение были указаны выше (разд III, гл 17, § 1), так что здесь остается отметить основные черты их внутреннего устройства, известные преимущественно из надписей

Мы уже видели, что каждый дем представлял собою маленькую общину, самостоятельную во всем, что относилось к ее внутреннему управлению и местным нуждам, но подчиненную центральному правительству во всех общегосударственных делах *. К каждому дему раз навсегда и наследственно приписаны были граждане, имевшие в нем постоянное жительство при его учреждении Поэтому уже вскоре после реформы, вследствие перемены отдельными гражданами мест жительства, в составе населения каждого дема стали различаться а) dhmotai, т е граждане, приписанные к данному дему, б) oi egkekthmenoi, т е такие граждане, которые были приписаны к другому дему, но проживали в данном, платя за право владения в нем недвижимою собственностью особую подать (to egkthtikon) Живя в деме, они все-таки оставались ему чужды и не имели прав, принадлежавших только демотам, именно а) права участвовать в мирской сходке (agora) дема, б) быть избираемым в должности по дему, в) участвовать в культах и праздниках, принадлежавших исключительно данному дему, г) беспошлинно владеть недвижимою собственностью Каждый гражданин пользовался этими правами только в том деме, к которому был приписан, хотя бы и не проживал в нем В каждом деме велась общинная книга (lhxiarcikon grammateion), в которую были записываемы все его члены по достижении ими 18-летнего возраста (см выше, разд III, гл 20, § 3)

__________

* Из всех демов только один Элевсин сохранил остаток своей прежней самостоятельности в виде права чеканить монету.

 

 
197

 

Однако демы не только преследовали свои местные интересы, но также, в качестве местных округов, из которых были составлены филы, служили и государственным целям. Так, по демам набирались гоплиты и экипаж для флота; в число 50 членов совета из каждой филы входило большее или меньшее число представителей каждого дема, смотря по его величине, избиравшихся по жребию самими демотами (Арист. Аф. пол. 62); по демам же делились зрелищные деньги (to qewrikon).

Как самостоятельные местные общины, демы имели общинные земли, собрания, должностых лиц, доходы и расходы, святыни и праздники. Во главе каждого дема стоял ежегодно сменявшийся старшина (dhmarcoV), который был его представителем по отношению к государству и распорядителем во всех делах, относившихся к внутренней жизни дема. Он собирал с демотов деньги в уплату штрафов и взносов, налагаемых на них государством, описывал имущества неисправных государственных должников, а также содействовал и при взыскании частных долгов, признанных судом. Он же собирал с демотов начатки ежегодной жатвы, посвящавшиеся Элевсинским богиням, и отвозил их в Элевсин (Ditt. Syll. 13), наконец, имел полицейскую власть в пределах дема (так, например, на его обязанности лежало распоряжение о погребении трупа, найденного на земле дема. Дем. — Пр. Мак. 58). Как руководитель дел, относившихся к внутренней жизни дема, демарх вел общинную книгу дема, заведовал его имуществом (взыскивал деньги за отданные в аренду общинные участки и др. статьи дохода, заведовал вместе с казначеями общинной казной и пр.), был его представителем при процессах, собирал сходки демотов, председательствовал в них и заботился об исполнении их определений, при общинных праздниках совершал жертвоприношения от имени общины, помогал жрецам в поддержании порядка в храмах и пр. За неисполнение своих законных требований демарх, подобно государственным чиновникам, имел право налагать на виновного штраф (epibolhn epiballein).

Кроме демарха в каждом деме были 2 казначея (tamiai) и другие должностные лица, а также жрецы для местных культов. Все они должны были пред вступлением в должность подвергаться докимасии и давать клятву, а по окончании срока должности — сдавать отчет.

Сходка демотов (agora) имела решающую власть во всех общинных делах. Она тайным голосованием решала вопрос о внесении или невнесении в общинную книгу каждого из молодых граждан, достигших 18-летнего возраста, а также о правах каждого демота при diayhfisiV, производила выборы или жеребьевку должностных лиц общины и их докимасию, постановляла приговоры при апелляции против наложенного демархом штрафа или против решений властей,

 
198

 

которым должностные лица дема сдавали отчеты, делала постановления о даровании почестей и привилегий заслуженным лицам (увенчание, проэдрия, ателия, освобождение от взноса tou egkthtikou и пр.), наконец, имела верховное заведование общинным хозяйством. Доходы дема состояли, главным образом из tou egkthtikou, арендных денег за участки общинной земли, натуральных повинностей (литургий) зажиточнейших демотов и пр. Одной из важнейших статей расхода были издержки на жертвоприношения и праздники.

Филы, подобно демам, представляли собой территориальные единицы с собственным управлением и имуществом. Во главе каждой из них стояло несколько (может быть трое, соответственно числу триттий) epimelhtai thV fulhV, ежегодно избиравшихся филетами Эти «попечители» заведовали администрациею филы, имели надзор за ее поземельной собственностью, заведовали вместе с казначеем общественной казной филы, собирали сходки (agorai) филетов и заботились об исполнении их постановлений. Так как в филах не было особых правительственных центров, то сходки их собирались в самих Афинах (иногда на Акрополе). Дела на сходках решались тайным голосованием Они делали постановления об общинных делах, избирали должностных лиц и членов комиссий, которые должны были заботиться об исполнении приходившейся на долю каждой филы 10-й части разных общественных работ (таковы были teicopoioi, tafropoioi, trihropoioi и пр.)

Филы представляли собою по отношению к государству округа, по которым распределялись политические должности и отбывание военной службы. По филам были выбираемы члены совета (по 50 из каждой) и распределялись граждане в военной службе (каждая фила ставила полк тяжелой пехоты и кавалерии), составлялись списки убитых на войне и совершалось торжественное их погребение. По филам же велся порядок литургий (кроме драматических хорегий); граждане, обязанные исполнять их, вступали в состязания между собой, и в случае победы гражданина известной филы победительницей считалась сама фила. Филетов, отличившихся при исполнении литургии или оказавших филе какие-либо другие услуги, собрание филы награждало венком или какими-нибудь привилегиями, например, освобождением от литургий.

Три триттии, из которых состояла каждая клисфеновская фила (см. разд. III, гл. 17, § 1), также имели своих старшин (trittuarcoi), доходы и расходы и делали постановления. Упоминания о триттиях немногочисленны и значение их как политических и административных единиц не вполне ясно. По-видимому, они служили, главным образом, военным целям и в особенности заботились о снаряжении флота. В Пирее найдено несколько надписей V в. до Р. X., слу-

 
199

 

живших пограничными столбами, отделявшими одну триттию от другой *; отсюда видно, что гавань была разделена на участки между триттиями, вероятно, для исправного ее содержания. Известные нам названия триттий за исключением одного (EpakreiV) взяты от названий демов; очевидно, каждая триттия обыкновенно получала название по наибольшему из демов, в нее входивших.

Роды и фратрии. Четыре древние филы после Клисфена сохранили только тень своего прежнего существования (см. разд. III, гл. 17, § 1), но роды и фратрии удержали важное значение для семейного и гражданского права. Связь их членов поддерживалась, главным образом, общностью религиозного культа. Каждый род представлял собою корпорацию, члены которой (gennhtai) не все были родственниками между собой, но признавали одного общего родоначальника и имели общий родовой культ (patrwa iera); все роды участвовали в культе ApollwnoV patrwou и DioV erkeiou. В каждом роде велся список его членов, в который были вносимы только законные дети членов; впрочем, это внесение в родовые списки не имело значения для гражданского права. Во главе каждого рода стоял arcwn tou genouV.

Относительно числа фратрий нельзя, наверное, решить, было ли оставлено Клисфеном прежнее их число (12) или увеличено, хотя последнее гораздо вероятнее. Во главе каждой фратрии стоял избранный ее членами fratriarcoV, заведовавший ее делами и хранивший fraterikon grammateion, в который вносились законные дети членов фратрии (см. выше, разд. III, гл. 20, § 3). Каждая из них состояла под покровительством особого божества. Так как из документов заметна территориальная связь фратрий и то, что названия их обыкновенно были родовые **, то можно думать, что в состав каждой фратрии входили жители околотка, окружающего местопребывание какого-нибудь древнего и знатного рода, который стоял во главе фратрии и обыкновенно давал ей свое имя. На основании документа фратрии Демотионидов, где упоминаются qiaswtai, новейшие исследователи заключают, что состав клисфеновских фрат-

__________

* Ditt. Syll. 299 — 301. До сих пор известны следующие названия триттий: PaianieiV, Murrinousioi, K[udaqhnaieiV], Eleusinioi, PeiraieiV, KerameiV, EpakreiV, Lakiadai и Qriasioi.

** С полною достоверностью известны названия: Acniadai (Ditt. Syll. 302), Qerrik[wni?]dai (Athen. Mittheil. II стр. 186) и Dhmotiwnidai (С. I. А. II, 841 b; IV, 2, 841 b); названия Zakuadai (Ditt. Syll. 303) и Elasidai (Ind. schol. Goett. 1890/1, стр. 3) также по всей вероятности обозначают фратрии, но DualeiV (С. I. А. II, 600) — скорее, союз двух фратрий. Важнейшим документом фратрий является постановление Демотионидов о проверке списков фратрии.

 

 
200

 

рий был сложный. Вокруг главного ядра, состоявшего из членов древних родов (gennhtai), в них группировались люди неродовитые (qiaswtai или orgewneV), связанные с геннетами лишь узами общего культа DioV Fratriou и AqhnaV FratriaV. Имели ли фратеры второго рода участие в родовых культах, с точностью неизвестно. Члены фратрии обязаны были помогать в родовой мести родственникам убитого и сами мстить, если убитый не имел родственников.

О метеках см. статьи К. Schenkl'я в Wiener Studien, II (1880) и V. Thumser'a там же, т. VII; Wilamowitz-Mollendorff, Die Demotika der Metoken, Hermes XXII (1887); M. Clerc, Les meteques atheniens, Par. 1893.

О гражданах: A. Philippi, Beitrage zu einer Geschichte des attischen Burgerrechts, Berl. 1870; статьи Buermann'a. в Jahrb. f. kl. Philol., Supplbd. IX и X; E. Szanto, Untersuchungen uber das att. Burgerrecht, Wien 1881; К. Schenki, Zur Gesch. d. att. Burgerrechts в Wiener Studien т. V (1883) и VII; R. Zimmermann, De nothorum Athenis condicione, Berl. 1886; H. Lewy, De civili condicione mulierum graecarum, Vratisl. 1885; V. Thumser, De civium Atheniensium muneribus eorumque immunitate, Vindob. 1880; его же, EgguhsiV, gamhlia, epidikasia. в сборнике Serta Harteliana, Wien 1896; /. M. J. Valeton, De suffragio senum milium Atheniensi в Mnemosyne т. XV (1887).

О подразделениях граждан: A. Hug, Studien aus dem klass. Altertum. I: Bezirke, Gemeinden und Burgerrecht in Attika, Freib. 1881; В. Haussoullier, La vie municipale en Attique, Paris 1884 (исследование об устройстве и внутренней жизни демов; ср. мою рецензию в Журн. M. H. Пр. за январь 1885); С. Schafer в Athen. Mittheil. V, стр. 85 ел. (о триттиях); Szanto, Zur att. Phratrien- und Geschlechterverfassung в Rhein. Mus. т. XL (1885); Sauppe, De phratriis atticis, Gotting. 1886; Scholl, Ueber die kleisthenischen Phratrien в Berichte d. bayer. Akad. 1889, II, стр. 1 сл.; В. А. Шеффер, Афинское гражданство, стр. 310 сл. (M. 1891); Szanto, Die kleisthenische Trittyen, Hermes XXVII (1892), стр. 312-15; его же, Zur att. Phratrien und Geschlechtsverfassung в Rhein. Mus. 40; Lipsius, Die Phratrie der Demotionidai, Leipz. Stud. XVI (1894), стр. 157-171.

 

 

   

 



Rambler's Top100