Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

217

 

ГЛАВА 22. Должностные лица

§ 1. Общие замечания

Классы должностных лиц. Исполнителями воли верховной власти были: 1) arconteV, регулярные магистраты, которые были избираемы хиротонией или жребием, сроком обыкновенно на один год, для заведования различными отраслями государственного управления с известной властью и юрисдикцией в кругу своей деятельности; 2) epimelhtai, попечители или экстраординарные магистраты, исполнявшие специальные поручения или дела в более или менее продолжительный срок, как например, надзиратели за постройками, послы, защитники и др.; если они выбирались более чем на 30 дней, то подвергались докимасии и имели право юрисдикции в делах, относившихся к их ведомству, так что тогда уже не отличались от чиновников; да и вообще понятия о чиновниках и попечителях нередко были смешиваемы. Некоторые магистраты имели право выбирать себе «товарищей» (paredroi). Кроме того, при магистратах состояли служители (uphretai), исполнявшие различные их поручения и получавшие жалованье.

Способы избрания. Должностные лица были назначаемы или по выборам (arcai ceirotonhtai, airetai) на народном собрании посредством открытой подачи голосов поднятием рук или по жребию (a. klhrwtai, kuameutai). При господстве демократии замещаемы по выборам были лишь немногие должности, требовавшие политической или военной опытности или каких-либо специальных познаний; именно, по выборам служили: epimelhtai для исполнения отдельных дел и поручений, военные начальники (strathgoi, taxiarcoi, ipparcoi, katalogeiV, составлявшие призывные списки всадников), высшие финансовые магистраты (o epi th dioikhsei со своим секретарем и управитель зрелищной кассы), надзиратели эфебов (swfronistai), наконец, чиновники фил и демов. О производстве выборов см. выше, разд. III, гл. 21, § 2. Жеребьевка производилась, вероятно, одновременно с выборами, в храме Тесея фесмофетами; ставили два сосуда, из которых в одном были таблички с именами кандидатов на должности, в другом — соответственное количество белых и черных бобов; в одно время вынимались табличка и боб; белый боб был избирательный, черный — неизбирательный. Для каждой должности избираемы были по 2 кандидата на случай, если один будет отвергнут при испытании, которому должны были под-

 

218

 

вергаться до вступления в должность все ординарные магистраты, члены совета и попечители, избиравшиеся на срок более 30 дней.

Испытание (dokimasia) производилось для членов совета перед советом предыдущего года, для 9 архонтов перед советом и судом, для всех остальных должностных лиц — только перед судом; причем обращалось внимание не на способности кандидата, знание им законов и обязанностей службы, а на поведение, гражданские права и соответствие условиям, требовавшимся для данной должности. Со времен Аристида доступ к должностям был открыт для всякого гражданина и составлял часть его политических прав. Однако, для занятия некоторых должностей существовали особые условия и ограничения: кандидаты на должности архонтов и жрецов должны были быть гражданами, по крайней мере в 3-м колене, и не должны были иметь телесных недостатков; должность архонта-царя мог занимать только тот, кто был женат на девице-гражданке, а не на вдове; в стратеги были избираемы только лица, жившие в законном браке и владевшие недвижимой собственностью в Аттике, для некоторых финансовых должностей существовал имущественный ценз. Вообще все кандидаты не должны были быть моложе 30 лет, а кандидаты на должности эфетов, диэтетов и послов — не моложе 50 лет. Государственные должники под страхом казни не могли являться соискателями на должности, равно как чиновники, не сдавшие еще отчета по прежней должности или занимавшие в то время другую. Закон запрещал два раза занимать одну и ту же должность, за исключением права быть дважды членом совета и должности стратега, которой одно и то же лицо могло быть облечено несколько раз сряду. При обсуждении поведения каждого кандидата рассматривались вопросы: чтит ли он родителей и отеческие святыни, исполнял ли военную службу во всех случаях, когда от него требовалось, и все финансовые обязанности по отношению к государству (Поллукс, VIII, 82). Впрочем, испытание не ограничивалось только этими пунктами. Оратор Лисий (За Мант. 9) считает справедливым, чтобы при докимасии кандидат отдавал отчет во всей своей жизни. Всякий гражданин мог высказывать при этом обвинения перед судом, и кандидаты, отстраненные вследствие их от должности (apodokimasqenteV), подвергались атимии. Это, впрочем, бывало редко; народ полагался на добросовестность кандидатов, да при том же утверждение должностных лиц народом на каждую пританию, годовой отчет, постоянный надзор, опасность со стороны сикофантов — все это представляло достаточные ручательства за добросовестное исполнение магистратами их обязанностей и устрашало неспособных.

 

219

 

Непосредственно перед вступлением в должность новоизбранные магистраты были приводимы к присяге, содержание которой, конечно, было различно, смотря по должности. Вступление в должность происходило 1-го числа Гекатомбеона, первого месяца афинского гражданского года; только члены совета вступали в должность 14-го Скирофориона предшествовавшего года и казначеи священных сокровищ Афины и других богов в V в. начинали свою деятельность с праздника Панафиней (28-го числа Гекатомбеона). В IV в. с этого же числа вступали в должность tamiaV stratiwtikwn, заведующий зрелищной кассой и заведующий источниками.

Ответственность. Все должностные лица подвергались строгому контролю и обязаны были по сложении должности в течение известного срока отдавать отчет во всех своих действиях по должности и особенно в употреблении казенных денег, у кого таковые находились на руках; последнее относилось не только к магистратам в собственном смысле, но и к триерархам, посланникам, жрецам и т. п., и в случае растраты каждый отвечал за нее своим имуществом. Финансовые отчеты принимали 10 logistai, помощниками которых были еще 10 sunhgoroi, отчеты во всех других делах — вероятно, euqunoi, которые также представляли коллегию из 10 лиц. Тут всякий гражданин мог подавать обвинения против магистратов; но даже и в случае отсутствия таких обвинений логисты всегда представляли дело на окончательное решение суду гелиастов. До сдачи отчета чиновник не мог рассчитывать на награду (обыкновенно венок) за свою службу, не мог быть выбран в другую должность, ехать за границу, свободно располагать своим имуществом (на которое налагалось запрещение на случай взыскания за растрату), — вообще подвергался временной атимии. Однако, несмотря на все эти меры, случалось, особенно в позднейшее время, множество злоупотреблений.

Значение должностной власти. Огромное большинство должностей в Афинах было исполняемо не отдельными лицами, а коллегиями, чаще всего из 10 человек; каждая из них для занятий имела особую палату, где члены коллегии занимались делами все вместе; один из членов имел председательство или постоянное (как, например, первый архонт был постоянным председателем коллегии архонтов), или временное; были, впрочем, и такие коллегии, в которых все или некоторые члены имели свой особый круг деятельности и в нем каждый из них действовал совершенно самостоятельно (например, три первые архонта и в позднейшие времена — стратеги). Отдельные коллегии не были зависимы одна от другой и находились в прямых сношениях с советом и через него — с народным собранием, так что каждая власть в кругу своей деятельности отвечала сама за себя и не была стесняема действиями другой власти; произвол и притеснения, воз-

 

220

 

можные при такой самостоятельности, предупреждались коллегиальностью властей и постоянной ответственностью перед народом. Главными правами магистратов, по Аристотелю, были: право постановлять решения, право судить и в особенности право приказывать, как наиболее свойственное власти. За неисполнение своих приказаний или неповиновение законам, относящимся к кругу их деятельности, магистраты имели право подвергать виновного денежному штрафу (epibolh) не свыше определенного maximum'a. Избрание на какую-либо должность считалось почетом для каждого члена государства, и потому за исполнение большинства должностей жалованье не назначалось *. При исполнении служебных обязанностей магистраты надевали миртовый венок, вне же присутственных мест ничем не отличались от прочих граждан. За оскорбление словом или действием должностного лица при исполнении служебных обязанностей виновный подвергался атимии. Авторитет магистратов при господстве демократии вообще был незначителен, за исключением лишь некоторых должностей; дух равенства и независимости, распространенный между гражданами, ежегодная смена магистратов, возможность устранения от должности в каждую пританию, строгая отчетность и тому подобные обстоятельства представляли серьезные препятствия к значительному возвышению авторитета должностных лиц.

__________

* Некоторые магистраты получали, однако, либо жалованье, либо столовые деньги. Так, судьи, члены совета и делосские амфиктионы получали жалованье. Столовые получали: архонты (по 4 обола в день), архонт о. Саламина (по драхме), пританы, афлофеты Панафиней (в течение Гекатомбеона), софронисты (по драхме) и все должностные лица, отправлявшиеся в клерухии. Арист. Аф. пол. 42, 62).

 

 

 

   

 



Rambler's Top100