Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

225

 

ГЛАВА 23. Судоустройство и судопроизводство

Развитие форм судопроизводства в Аттике до Клисфена мы уже проследили выше, в историческом обзоре. Вследствие того, что любовь к спорам и тяжбам была одним из видных недостатков афинского народа, уже с древнейших времен были в Аттике разного рода

 

226

 

судилища, а впоследствии, с развитием народной жизни, все более и более развивались путем практики (теория мало способствовала этому, в древнегреческой литературе мы не находим юридических писателей) и формы судоустройства и судопроизводства. Неясность и недостаточность законов во многих отношениях, известная filodikia афинян и то, что в период своего могущества Афины были местом суда для союзников, — все это доставляло афинским судам обширное поле деятельности. В рассматриваемый нами период господства демократии судебная власть принадлежала, главным образом, народному суду присяжных, затем Ареопагу, диэтетам и другим судьям.

§ 1. Право ведения судебных дел и их роды

Заводить всякое судебное дело (dikh в общем смысле) или быть истцом (o diwkwn), как от своего имени, так и от имени лиц, не имевших на то права, мог только совершеннолетний и не лишенный прав афинский гражданин; так, за раба вчинял иск его господин, за метека — его простат, за женщину и несовершеннолетнего — kurioV (отец, муж) или epitropoV (опекун), за иностранца — его xenoV. Ответчиками же (o feugwn) могли быть и мужчины и женщины всех званий.

Формы обвинения, председательство на суде и порядки судопроизводства были разнообразны, смотря по роду дел. Все судебные дела по форме процесса разделялись вообще на 2 рода: grafai и dikai, между которыми могут быть проведены следующие различия: 1) grafh (или dikh dhmosia) назывался такой процесс, в котором затронуто было государство или непосредственно или посредственно в лице отдельного члена его, пострадавшего от нарушения государственных законов; dikh idia, или просто dikh) (в тесном смысле) называлось судебное дело, возникавшее вследствие нарушения чьих-либо личных интересов. В начале grafhV письменно объявлялось во всеобщее сведение, что такое-то лицо начинает процесс; поэтому сначала и записывались только grafai (откуда и название их), но впоследствии стали записываться и частные процессы, только без публикации. 2) Начинать государственный процесс имел право всякий полноправный гражданин, хотя бы дело лично его и не касалось (за исключением dikai fonikai), а частное дело мог заводить только тот, кого оно касалось непосредственно, или его kurioV или prostathV. 3) В государственном процессе обвинитель не получал никакой материальной выгоды, так как дело относилось не к лицу, а к государству, которое и получало штраф в случае, если обвиненный был к нему приговариваем; частное же дело было сопряжено с материальной выгодой для истца, так как он в случае выигрыша процесса получал предмет спора или штраф. Были, впрочем, некоторые формы государственных процессов (fasiV, apografh), в которых обвинитель

 

227

 

получал вознаграждение. 4) При государственном процессе обвинитель подвергался штрафу в 1000 драхм, если, по рассмотрении дела, на его стороне оказывалось менее 5-й части голосов судей, а в случае троекратного повторения неудачных обвинений был лишаем права впредь подавать их (следовательно, становился уже atimoV); в частных тяжбах вместо этого истец, не получивший на свою сторону 5-й части голосов, платил ответчику epwbelian, т. е. шестую долю (обол с драхмы) суммы иска. 5) Частное дело истец мог прекратить, не дожидаясь решения, за что не подвергался никакой ответственности, а государственный процесс он должен был довести до конца, под опасением штрафа в 1000 драхм. 6) В начале частного процесса истец вносил судебную пошлину, а при государственном не вносил (за исключением некоторых отдельных случаев, см. ниже).

Кроме того, в афинском судопроизводстве различались dikai kata tinoV и dikai proV tina. Первым именем назывались такие дела, которые были направлены лично против обвиняемого и имели следствием его наказание за содеянное им преступление; второе название означало тяжбы о каком-либо спорном предмете, имевшие следствием присуждение его одной из спорящих сторон, но не личное наказание ответчика.

Лексикограф Поллукс перечисляет (VIII, 40 и 31) различные роды государственных и частных процессов, именно grafai: fonou, traumatoV ek pronoiaV, purkaiaV, farmakwn, moiceiaV, ubrewV, ierosuliaV, asebeiaV, prodosiaV, dwrwn, dekasmou, lipostratiou (уклонение от военной службы), lipotaxiou (дезертирство), astrateiaV, liponautiou, anaumaciou, tou riyai thn aspida, agamiou, argiaV, yeudoklhteiaV, xeniaV, paranomwn, parapresbeiaV и пр. Dikai: aikiaV, kakhgoriaV, blabhV, kakwsewV, klophV, sumbolaiwn, sunqhkwn parabasewV, misqwsewV oikou, epitrophV, acaristiaV, sitou, karpou, enoikiou, adikiou, foraV, afanouV, meqhmerinhV и пр.

Понятия о процессе государственном и частном не были строго разграничены и во многих случаях от истца зависело начать тот или, другой род процесса. Демосфен наглядно рисует нам эту свободу действий для истца в следующих словах (Пр. Андрот. 26): «Законодатель Солон считал необходимым, чтобы никто не был лишен возможности добиться правосудия, как каждому можно. Как же это сделать? Если дать много способов законного преследования обидчиков. Возьмем для примера воровство. Ты силен и уверен в себе? Отведи (т. е. вора к чиновнику), — опасность в тысяче (драхм штрафа). Ты слишком слаб? Приведи чиновников и они это сделают. Ты боишься и этого? Начни государственный процесс. Ты не уверен в себе и, будучи беден, не можешь заплатить 1000 драхм? Судись у диэтета и не подвергнешься риску. Все эти роды процессов различны.

 

228

 

Точно также и при нечестии можно отвести, начать государственный процесс, судиться у Эвмолпидов *, подать жалобу царю».

В афинском судопроизводстве были некоторые особые формы процессов, отличавшиеся от других по способу начинания дела. Из них были уже упомянуты eisaggelia и probolh (см. разд III, гл. 21, § 2), а затем должны быть отмечены: fasiV, apografh, apagwgh, efhghsiV и endeixiV.

FasiV (fainw) назывался донос частного лица о нарушении финансовых интересов государства, именно о неуплате податей, пошлин или арендных денег, контрабанде (т. е. ввозе или вывозе запрещенных продуктов), нарушении правил в разработке рудников, злоупотреблениях в хлебной торговле, затем также нерадивой или недобросовестной опеке (например, если опекун не отдавал в аренду имения опекаемых или отдавал по низкой цене, получив взятку от арендатора). В случае, если суд признавал донос справедливым, доносчик получал в вознаграждение 1/2 конфискованного имущества подсудимого или наложенного на него денежного штрафа **.

Apografh называлась жалоба на частное лицо, которое несправедливо владело каким-либо имуществом, принадлежавшим государству; свое название такая жалоба получила оттого, что при ней подавалась опись имущества, подлежавшего конфискации в пользу государства. В случае признания справедливости жалобы подавший ее получал часть конфискуемого имущества, но какую именно, мы не знаем наверное. Демосфен (Пр. Никостр. 2) говорит, что доносчику выдаваемы были три части, но какие именно, неизвестно; может быть 3/8.

Остальные три формы из числа вышеупомянутых близко сходны между собой и применялись только при очевидных преступлениях. При них не было предварительного призыва к суду и преступник до решения дела заключался в тюрьму, если не мог представить трех поручителей из одного с собою имущественного класса. Разница между этими формами состояла только в способе привлечения преступника к суду.

Apagwgh называлось отведение к подлежащему начальству преступника, взятого на месте преступления (ep autofwrw); оно применялось преимущественно при преступлениях, направленных против жизни или имущества: убийстве, воровстве, грабеже, похищении людей и пр.

__________

* Род Эвмолпидов имел наследственное жречество в Элевсинских мистериях Деметры и судил дела о нарушении мистерий.

** Такой донос не должен быть смешиваем с исангелией, от которой он отличается по месту (он подавался в суд гелиастов, а исангелия — в совет или народное собрание) и по предмету.

 

 
229

 

EfhghsiV называлось приглашение начальства на место, где находился преступник, для ареста его. Оно применялось, главным образом, к укрывателям изгнанников, самовольно вернувшихся в Афины, а также к похитителям государственного имущества (например, документов).

EndeixiV называлось письменное донесение на человека, совершившего что-либо запрещенное, например, на государственного должника, занимавшего общественную должность, на проклятого или лишенного прав, появлявшегося в таких местах, куда ему воспрещен был доступ (в храме, на площади), также на председателя народного собрания, незаконно противившегося голосованию (Плат. Апол. 20), на клеветника, изменника и т. п. Донос делали фесмофетам и toiV endeka , ведению которых подлежали подобного рода дела.

Материальные выгоды, сопряженные с некоторыми видами процессов для обвинителей, создали целый класс доносчиков, известных под именем сикофантов, которые злоупотребляли правом всякого гражданина с помощью суда поддерживать государственное и частное благосостояние. Название sukofantai (= suka fainonteV) первоначально принадлежало тем, которые доносили о вывозе из Аттики смокв и других продуктов, запрещенном Солоном; впоследствии же этим именем были заклеймлены продажные доносчики, публичные клеветники, которые сутяжничали и заводили процессы ради личных материальных выгод, чтобы, запугав кого-либо судом, вынудить отступную плату или получить часть имущества обвиненного, и часто служили орудием честолюбию или злобе. Собственно говоря, каждый гражданин обязан был заботиться о государственных интересах, что, при любви афинян к тяжбам, выражалось, главным образом, в обвинениях (в речах ораторов встречаются упреки, что такой-то гражданин «никогда никого не обвинил»). Но гнусное ремесло сикофантов, преследовавших своекорыстные цели, а не интересы государства, находилось во всеобщем презрении, так как они причиняли зло и частным лицам, и государству. Вследствие развития сикофантства явился даже новый вид обвинений — fasiV eiV sukofantaV, т. е. донос на сикофантов, вымогавших деньги злостными доносами.

 

 

   

 



Rambler's Top100