Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

257

 

ГЛАВА 25. Финансы

§ 1. Экономическое состояние Афинского государства

Основы государственного хозяйства в Афинах, вообще говоря, были непрочны; можно смело сказать, что своими собственными средствами оно не могло бы приобрести и сохранить то блестящее положение, в котором мы видим его в V в., если бы его экономическое состояние не обеспечивалось политическим положением, которое доставили ему счастливые обстоятельства и патриотическая деятельность граждан. Причина этого неблагоприятного экономического положения заключалась в том, что Аттика потребляла гораздо больше, чем производила, т. е. что ввоз товаров был больше вывоза и, таким образом, часть народного имущества ежегодно уходила заграницу. Еще во времена Солона собственного хлеба в Аттике едва хватало на прокормление земледельческого населения (Плут. Сол. 22), впоследствии же, когда народонаселение значительно увеличилось, а крестьянское хозяйство неоднократно разорялось во время войн, особенно Пелопоннесской, страна производила средним числом немного более половины количества хлеба, требовавшегося для народонаселения. Ежегодно ввозилось в Аттику до 800 000 медимнов хлеба на сумму до 140 талантов *; сюда присоединялся, далее, ввоз кораблестроительного материала (дерево, железо, медь, смола и пр.), соленой рыбы, предметов роскоши, рабов и сырых материалов для аттической обрабатывающей промышленности.

Вывоз, напротив, ограничивался лишь некоторыми естественными продуктами (оливковое масло, смоквы, медь, шерсть, мрамор и пр.),

__________

* Со времен Солона в Афинах была принята эвбейская система весов, в которой наибольшей единицей был талант серебра весом в 26,196 кг (= приблизительно 1415 рублей сер. по нынешней стоимости серебряной монеты). Талант делился на 60 мин, мина — на 100 драхм (4,366 кг = около 24 коп. сер.), из которых каждая подразделялась еще на 6 оболов. Ходячей монетой в Афинах постоянно была серебряная (главной был stathr или tetradracmon), отличавшаяся высоким достоинством металла и потому охотно принимавшаяся повсюду в Элладе. Со времен Писистрата на передней стороне монет обыкновенно изображалась голова Афины, на задней — сова. Золотая монета чеканилась редко и носила такие же названия, как серебряная; законом установленного отношения стоимости золотой монеты к серебряной не было. Медная разменная монета (главной был calkouV = 1/2 обола) чеканилась приблизительно с половины V в., особенно же со времен Александра Македонского.

 

 
258

 

не представлявшими значительной ценности, и произведениями аттической промышленности, в числе которых на первом плане стояла изящная глиняная посуда. Если, несмотря на этот неблагоприятный торговый баланс, аттические финансы в V в., особенно при начале Пелопоннесской войны, находились в блестящем положении, то главная причина этого лежала в том, что значительные суммы денег ежегодно стекались в Афины в виде дани союзников, затем в том, что сама Аттика была богата серебром (Лаврийские рудники), наконец, в прибылях от морской торговли в Пирее. Когда вследствие Пелопоннесской войны уничтожилось первое и третье из указанных условий народного благосостояния, то экономическое положение Афин стало довольно печальным и в IV в. лишь время от времени несколько поправлялось.

Благоприятному материальному положению граждан в цветущее время государства способствовала также значительная доходность капиталов: денежные капиталы приносили от 12 до 18% ежегодного дохода, земли и дом (посредством аренды или найма) — от 8 до 12%; еще значительнее был доход от отдачи внаймы рабов (30 — 38%) и от коммерческих предприятий, соединенных с риском. Цены на физический труд вследствие значительного количества рабов и метеков-ремесленников были очень умеренны: во 2-й половине V в. при возведении общественных построек ремесленники получали не более драхмы в день. Для небогатых граждан небольшое вознаграждение за исполнение государственных должностей и обязанностей, при умеренности их жизненных потребностей, доставляло возможность безбедного существования, а беднейший класс кроме того находил обеспечение в клерухиях. Все эти обстоятельства способствовали тому, что в цветущее время в Афинах почти не было пролетариата, но зато впоследствии, во времена упадка, экономическое положение народа все более и более ухудшалось.

Со времени основания первого морского союза явилась необходимость иметь особую военную казну, из которой можно было бы брать деньги на продолжение войны с персами. Для этой цели союзники были обложены определенными взносами, которые поступали в союзную казну, хранившуюся на о. Делосе. Когда война с персами прекратилась и союзники постепенно стали к Афинам в отношения подданства, то делосская союзная казна в 454 г. была перенесена в Афины и, соответственно новому положению Афин в союзе, сделалась афинской государственной казной, в которую ежегодно вносились остатки государственных доходов, в особенности дань союзников. Эта казна хранилась в опистодоме Парфенона под ведением казначеев богини Афины, но не считалась собственностью богини, а только вкладом (depositum), который государство поручало

 

259

 

ей на хранение и которым могло распоряжаться по своему усмотрению посредством народных постановлений. Богине отделялись только «начатки» (aparcai) дани союзников в размере 1/60 общей суммы дани.

Рядом с этой государственной казной существовала в Парфеноне особая священная казна богини Афины. Около 435 г. по сохранившемуся до нас народному постановлению (С. I. А. I, 32) были переведены в опистодом Парфенона сокровища, находившиеся в храмах других богов, и таким образом положено основание центральной священной казне других богов. Доходы храмов, поступавшие в эту казну, получались, главным образом, от отдачи в аренду принадлежавших храмам участков земли, от даров и пр.; в казну богини Афины отделялись, кроме того, вышеупомянутая aparcai дани и 1/10 конфискованных имуществ. Из этой казны прежде всего, конечно, покрывались издержки культа и храмовых построек, но кроме того, она служила резервным фондом, из которого народ мог делать займы для государственных целей. Эти займы считались настоящими долгами, которые государство обязано было погашать, а до погашения платило проценты, вычислявшиеся логистами. Предложения о заимствовании денег из священной казны можно было делать только после испрошения adeia. В более древние времена, до Пелопоннесской войны, займы делались редко, но в годы войны было множество экстраординарных расходов, которые не могли быть покрыты из государственной казны и заставляли народ по необходимости прибегать к займам.

В 435 г. собранные на Акрополе сокровища достигли такого размера, какого никогда не было ни прежде, ни после, именно 9700 талантов. К весне 431 г. вследствие расходов на постройку Пропилей и других зданий и на начатую осенью 432 г. осаду Потидеи это количество уменьшилось до 6000 талантов, из коих 1000 была отложена в виде запасного фонда на случай крайней необходимости, а 5000 оставались в распоряжении народа для займов Пелопоннесская война поглотила не только все ежегодно получавшиеся доходы (для увеличения которых афиняне прибегали и к наложению прямой подати на граждан, и к увеличению дани союзников, и к введению новых пошлин), но и все запасные капиталы, так что в конце войны Афины были окончательно разорены не только в политическом, но и в финансовом отношении. Остатки государственных доходов со времен Фемистокла, прежде всего, употреблялись на усиление флота, затем на постройку укреплений и прочие военные надобности. Однако уже во времена Перикла вошел в силу принцип, что в случае, если военные потребности были обеспечены, то остатки дани, вносившейся союзниками на предмет войны с персами, могли упот-

 

260

 

ребляться на общественные постройки, которые, содействуя блеску и славе города, в то же время занимали и кормили народ, а также на праздничные раздачи, которые обеспечивали бедному классу народа участие в государственном культе и в эстетических наслаждениях, доставляемых драматическими представлениями (это — так называемые «зрелищные деньги», qewrika crhmata). В IV в., несмотря на то, что дани союзников уже не было, праздничные раздачи приняли еще более широкие размеры. В правление Эвбула была основана особая «зрелищная касса», в которую по закону стали поступать все остатки от расходов по государственному управлению. Внесенное в 350 г. гражданином Аполлодором предложение возвратить ta qewrika, их первоначальному военному назначению было отменено посредством grafhV paranomwn ; была даже установлена законом смертная казнь за предложение употребить деньги зрелищной кассы на другие надобности. Только в 339 г. удалось Демосфену добиться возвращения остатков государственных доходов в военную казну. Вслед за тем при Ликурге и Деметрии Фалерском афинские финансы снова пришли в лучшее состояние.

Афинское финансовое управление не составляло ежегодного бюджета, т. е. предварительной росписи государственных приходов и расходов; однако с течением времени собрано было практическим путем достаточно сведений для определения отношения отдельных статей дохода к статьям расхода и таким образом явился обычай назначать определенные статьи регулярных доходов на определенные расходы, приблизительно им соответствовавшие; так, например, доходы от пошлин предназначались на расходы по государственному управлению (Дем. Пр. Тимокр. 97), судебные пошлины и штрафы с обвиненных по суду — на жалованье судьям и другие судебные расходы (Поллукс VIII, 38 и др.). Кроме того, было в обычае отделять в специальные кассы отдельных казначеев суммы на те расходы, которые входили в область их ведения; таковы были, например, «деньги на расходы по постановлениям народа» (ta kata yhfismata analiskomena tw dhmw) и пр. В надписях, содержащих в себе декреты, требовавшие каких-либо расходов на свое исполнение, нередко указывается, из каких сумм или какими казначеями должна быть произведена выдача.

 

 

   

 



Rambler's Top100