Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

296

 

§ 2. Делосская и другие амфиктионии

При храме Аполлона на о. Делосе издревле существовал священный союз народов ионийского племени. Уже в так называемом гомеровском гимне Аполлону (относящемся, по мнению проф. Ф. Ф. Соколова, вероятно, к концу VI в.) есть упоминание о собраниях на о. Делосе ионийцев, которые во время празднеств тешили бога кулачными боями, пением и пляской (ст. 146 сл.). То же говорит Фукидид *: «Издревле было на Делосе большое собрание ионийцев и соседних островитян; они собирались на празднества с женами и детьми..., там производились гимнические и музыкальные состязания и города посылали хоры, как свидетельствует и Гомер (далее Фукидид цитирует 2 места из упомянутого гимна). Впослед-

__________

* Ист. III, 104 (вся эта глава посвящена истории делосской амфиктионии).

 

 
297

 

ствии же островитяне и афиняне посылали только хоры, а состязания прекратились, как кажется, вследствие бедствий».

Тираны, приобретавшие власть на Эгейском море, старались разными способами выражать свое уважение к делосскому божеству. Поликрат Самосский подарил храму соседний остров Рению и присоединил его цепями к Делосу; Писистрат Афинский очистил всю часть Делоса, которая видна была из храма, приказав вырыть и перенести оттуда гробы на другие части острова и на Рению. Со времени основания Первого Афинского морского союза о. Делос был сделан местом собрания союзников и хранения союзной казны и таким образом приобрел важное политическое значение. С тех пор, как союз превратился в афинскую морскую державу и союзная казна была перенесена в Афины (454 г.), афиняне естественным образом приобрели себе господствующую роль в амфиктионии и захватили в свои руки управление храмом и делами союза, для чего избирали комиссию должностных лиц под названием amfiktioneV *. В 426 г. афиняне снова с большой тщательностью очистили весь остров, вывезя с него гробы, и запретили на будущее время рождаться и умирать на Делосе, т. е. всех больных приказали высылать с острова. Они постановили совершать делосский праздник (Dhlia) раз в 4 года, возобновили на нем гимнастические состязания и для большей пышности прибавили конные ристания, которых прежде не было. Члены союза отправляли на этот праздник священные посольства (qewriai), начальники которых (arciqewroi) старались всеми средствами содействовать блеску и пышности посольства и праздника, на котором они были представителями своих государств. В Афинах arciqewria была литургией богатых граждан (см. гл. 25, § 3).

В 422 г. афиняне с целью окончательного очищения острова удалили всех жителей его на малоазиатский берег, но в следующем же году, считая свои военные неудачи наказанием от Аполлона за слишком жестокий поступок с делосцами, возвратили их на остров (Фук. V, 32).

После несчастного для афинян исхода Пелопоннесской войны Делос подпал господству лакедемонян и управление храмом было передано делосцам **, которым и принадлежало, по всей вероятности, до перехода гегемонии на море снова к афинянам после битвы при Книде

__________

* Заведование делосским храмом принадлежало афинянам уже в 434 г. до Р. X., см. С. I. А. I, 283.

** Это можно заключить из найденной на Делосе надписи, датированной именами спартанских царей Агиса-и Павсания и всех пяти эфоров и упоминающей о «храмах и имуществе бога», очевидно делосского (I. Gr. ant., 91).

 

 
298

 

(394 г.). В 70-х годах IV в., как видно из относящихся к амфиктионии документов *, в ней участвовали кроме афинян острова: Микон, Сирос, Тенос, Кеос, Сериф, Сифн, Иос, Парос, Икар, Наксос, Андрос, г. Карист на Эвбее и, может быть, некоторые другие города. Организация и число членов комиссии амфиктионов, заведовавшей делами союза, подвергались переменам: так, в 410 г. было 4 афинских амфиктиона с годичным сроком должности, тогда как с 377 г. в течение четырехлетия управляла одна и та же комиссия из 5 афинских амфиктионов с секретарем и одного андросского (С. I. А. II, 814), откуда видно, что при возвращении управления делами амфиктионии в руки афинян было постановлено, чтобы в комиссии участвовали депутаты и от других членов союза; но в 341 г. снова были в комиссии только афинские амфиктионы в числе пяти с секретарем.

В эпоху могущества Филиппа Македонского делосцы, и прежде неоднократно выражавшие недовольство властью афинян и желавшие от нее избавиться, принесли на них жалобу дельфийской амфиктионии, которая однако же решила дело в пользу афинян, после того как оратор Гиперид, посланный последними в качестве адвоката на суд амфиктионов, сказал превосходную «Делосскую речь» (к сожалению, до нас не дошедшую), в которой доказывал, что афиняне, восстановившие праздничные делосские собрания, имеют право надзора за храмом. Около 320 г. (вероятно, по миру с Антипатром в 322 г.) афиняне отказались от Делоса, который с тех пор был совершенно независим от них до 166 года. При этом амфиктиония, как кажется, была окончательно уничтожена, и храмом стали заведовать ieropoioi, избиравшиеся из делосских граждан.

__________

* Именно из С. I. А. II, 814. Это важнейший документ амфиктионии, состоящий из 3-х обломков, из которых один, так называемый marmor Sandwicense, найден еще в прошлом столетии и издан в С. I. Gr. под № 158, а два другие найдены лишь в недавнее время. Документ представляет собой отчет амфиктионов за четырехлетие 377 — 374 г., именно свод доходов и расходов храма, список неисправных должников и пр. В числе доходов отмечены: арендная плата с принадлежащих храму домов и участков земли на Делосе и Рении, судебные пошлины и залоги, проценты с сумм, взятых в долг из храма и пр., всего 9 талантов с лишком. Расходы из храмовых сумм были произведены на венец, поднесенный божеству (с платой сделавшему венец художнику), на треножники, данные в награду хорам, одержавшим победу в состязании, на покупку 109 быков для праздника, на позолоту их рогов, на переезде хоров и пр. Кроме этого отчета довольно много других надписей, относящихся к амфиктионии, найдено частью в Афинах (С. I. А. II, 813 — 828), частью на Делосе при раскопках, производимых там с 1876 г. членами французской археологической школы в Афинах.

 

 
299

 

Были у греков и другие амфиктионии, о которых сохранилось очень мало сведений. Страбон (VIII, 6, 14) упоминает о калаврийской амфиктионии (при храме Посейдона на о. Калаврии близ берега Арголиды), к которой принадлежали города: Гермиона, Эпидавр, Эгина, Афины, Прасии, Навплия и Орхомен минийский (в Беотии). Участие последнего в амфиктионии показывает, что основание ее относится к древнейшей эпохе, когда область Орхомена доходила еще до моря. Впоследствии на место Навплия вступил в амфиктионию Аргос, а на место Прасий — Спарта. Амфиктиония онхестская при храме Посейдона в Онхесте в области г. Галиарта в Беотии известна только по имени (Страб. IX, 2, 33). Потом этот храм был общим святилищем Беотийского союза.

О дельфийско-фермопилъской амфиктионии: Foucart, Memoire sur les ruines et l'histoire de Delphes, Paris 1865; Wescher, Etude sur le mon. bilingue de Delphes, Par. 1869; Bucher, De gente Aetolica amphictyoniae participe, Bonn 1870; Weil, De amphictionum Delphicorum suffragiis, Berl. 1872; Sauppe, De amphictionia Delphica et hieromnemone attico, Getting. 1873; Burgel, Die Pylaisch-delphische amphictyonie, Munchen 1877; Pomtow, Fasti Delphici (Jahrb. f. cl. Phil. 1889, 1894); A. В. Никитский, Chios in der delphischen Amphiktyonie, Ath. Mitth. 1894; его же. Дельфийские эпиграфические этюды (I — VI), Одесса 1894-95 (ср. замечательную рецензию на эту книгу Ф. Ф. Соколова в Ж. М. Н. Пр. дек. 1895, дающую новое освещение многим фактам). Важнейшие сборники дельфийских надписей: Е. Curtius, Anecdota Delphica, Berl. 1843; Wescher et Foucart, Inscriptions recueillies a Delphes, Paris 1863; I. Baunack в сборнике Collitz'a; Bulletin de correspondance Hellenique в большинстве томов заключает важные дельфийские документы.

О делосской амфиктионии: G. Attinger, Beitrage zur Gesch. von Delos, Frauenfeld 1887; Vol. de Schoeffer, De Deli insulae rebus, Berl. 1889. Надписи издавались французскими учеными, производившими раскопки на Делосе, почти в каждом томе Bull. de corr. Hellenique. Свод эпиграфических свидетельств об амфиктионии: Th. Homolle, Les archives de l'intendance sacree a Delos, Paris 1887.

 

 

   

 



Rambler's Top100