Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

18

 

§ 3. Вырождение и упадок религиозных верований

По мере умственного прогресса эллинов развивавшиеся религиозные потребности находили все менее и менее удовлетворения в существующей религии, в которой все сводилось к внешней форме, в ущерб внутреннему содержанию, да и сама эта форма начинала, главным образом, давать пищу удовольствиям и роскоши. Внешним образом обряды культа все более и более развивались и увеличивались, так что в Афинах, например, праздники занимали два месяца в году (схол. Аристоф. Осы, ст. 663), а в Таранте в эпоху его процветания было больше праздников, чем будней (Страб. VI, 280, Афин IV, 61), но как совершались эти праздники уже в IV в до Р. Х., видно из свидетельства Исократа (Ареоп. 29), что древнейшие и священнейшие обряды или совсем не исполнялись, или же их исполнение отдавалось на откуп, тогда как разные второстепенные празднества, если с ними было соединено какое-нибудь угощение народа, совершались с величайшей пышностью. Вследствие такого извращения религиозные верования должны были все более падать и заменяться или равнодушием, или полным неверием. После падения греческой свободы этот упадок религии сказался, между прочим, в том, что обоготворение стало распространяться не только на умерших великих деятелей, но и на живых людей, и, благодаря особенно восточным влияниям, эта деморализация развилась до такой степени, что новые пышные праздники сплошь и рядом учреждались в честь римских императоров, правителей или полководцев, и значительнейшие города Малой Азии высоко ставили честь называться чистильщиками храма (newkoroi) какого-нибудь императора, а императорские статуи казались страшнее статуи Зевса Олимпийского (Филостр. Жизнь Аполл. I, 15). Даже там, где рядом с такими культами удерживалось древнее богопочитание, оно состояло главным образом в пышных жертвах и дарах, которыми тщеславие богачей старалось привлечь к себе внимание и благодарность избалованной черни, да в состязаниях, которые развились до чрезвычайного разнообразия, но вместе с тем далеко отступили от строгих древнеэллинских понятий о гимнастическом искусстве. Внутренней религиозной потребности оставалось или искать утешения в философии, разделившейся к тому времени на множество сект, или предаться суеверию, всевозможные проявления которого легко уживались на этой выродившейся почве, или, наконец, обратиться к религиям Востока, которые при всех своих грубых заблуждениях и крайностях все-таки имели хоть какое-нибудь внутреннее содержание, хранили в себе хоть какие-нибудь идеи. До какой степени ослабело верование в господствовавших прежде эллинских богов, это доказывается, между прочим,

 
19

 

упадком оракулов, наступившим довольно быстро в первые века после Р. X. Затем борьба с христианством окончательно подрезала все корни полузасохшего уже древа язычества, и лишь только оно при Константине Великом лишилось поддержки и защиты государства, как пало уже окончательно и навсегда.

Общие сочинения по истории греческой религии, богослужебным древностям и мифологии. — Р. van Limbourg-Brouwer, Histoire de la civilisation morale et religieuse des Grecs, 8 т., Groningue 1832 — 42. — P. F. Stuhr, Die Religions-Systeme der Hellenen in ihrer geschichtl. Entwicklung bis auf die Makedonische Zeit, Berl. 1838. - M. W. Heffter, Die Geschichte der Religion der Griechen, Brandenb. 1845. — W. F. Rinck, Die Religion der Hellen aus den Mythen, den Lehren der Philosophen und dem Kultus entwickelt und dargestellt, 2 т. Zurich 1854. — Л. Maury, Histoire des religions de la Grece antique, 3 т. Paris 1857. — С. F. Nagelsbach, Homerische Theologie, 3 изд. Nurnberg 1884. — Его же, Nachhomerische Theologie, Numb. 1857. — Архим. Хрисанф, Религии древнего мира в их отношении к христианству, т. 2, СПб. 1875. — Д. И. Азаревич, Античный мир и христианство, Яросл. 1880. — В. Д. Кудрявцев, Религии культурных языч. народов в <Прав. Обозр.» 1880. — И. Татарский, Религ. элемент в эпосе Гомера (Приб. к Твор. св. отцов в русском пер., изд. Моск. дух. акад. 1891, кн. 4). — G. Boissier, La fin du paganisme. Etude sur les demieres luttes religieuses en Occident an IV siecle, 2 т. Par. 1891 (Русский пер. под ред. Корелина, M. 1892). — V. Schultze, Geschichte des Untergangs des griech.-romischen Heidenthums. 2 т. Jena 1887-92. - F. H. v. Arneth, Das klass. Heidentum und die christl. Religion, 2 т. Wien 1895. — P. Tiele, Geschichte der Religion im Altertum bis auf Alexander den Grossen. Deutsche Ausgabe von C. Gehrich. T. 1 и 2. Gotha 1895. - M. Robiou, L'etat religieux de la Grece et de 1'Orient au siecle d'Alexandre, 2 p. Par. 1895. — Я. Usener, Gotternamen. Versuch einer Lehre von d. religiosen Begriffsbildung. Bonn 1896. — L. R. Farnell, The cults of the Greek states. Vol. 1, 2. Oxf. 1896. - W. Reichel, Vorhellen. Gotterkulte, Wien 1897. - 0. Gruppe, Griech. Mythologie u. Religionsgeschichte (в Iw. Muller's Handb. d. klass. Alter- tumswiss. V Bd., 2 Abth.), Munch. 1897.

W. Wachsmuth, Hell. Alterthumskunde, т. 2-й, 2-е изд. Halle 1846. - К. F. Hermann, Lehrbuch d. Griech. Antiquitaten, т. 2: Lehrbuch d. Gottesdienstlichen Alterthumer der Griechen, 2-е изд. Heidelb. 1858. — G. F. Schumann, Griechische Alterthumer т. 2-й, 3-е изд. Berl. 1873. — К, Ф. Страшкевич, Краткий очерк греч. древностей, 2-е изд. Киев 1874. — Ф. Велишский, Быт греков и римлян (перев. с чешского), Прага 1878. — О. Seemann, Die Gottesdienstl. Gebrauche d. Griechen und Romer, Leipz. 1888. — P. Stengel, Die griech. Kultusaltertumer (в Iw. Muller's Handbuch d. klass. Altertumswiss. V Bd., 3 Abth.), 2 Aufl. Munch. 1898.

Max Mutter, Vorlesungen uber den Ursprung der Religion, Strassb. 1880. — Fr. Creuzer, Symbolik und Mythologie der alten Volker, bes. der Griechen, 4 т. 3-е изд. Leipz. 1836 сл. — E. Gerhard, Griech. Mythologie, 2 т. Berl. 1854. — G. Grote, Griech. - Mythologie und Antiquitaten ubers. von Dr. Th. Fischer, Bd. I, Leipz. 1856. - Fr. Welcker, Griech. Gotterlehre,

 
20

 

3 т. Gutting. 1857 — 63. — J. A.. Hartung, Die Religion und Mythologie der Griechen, 4 т., Leipz. 1865. — H. D. Muller, Mythologie der Griech. Stamme, 2 т., 2 изд. 1869. - L. Preller, Griech. Mythologie, 4 Aufl. von C. Robert, 2 т. Berl. 1894. — E. Plew, Die Griechen in ihrem Verh. zu den Gottheiten fremder Volker, Danz. 1876. — P. Decharme, Mythologie de la Grece antique, 2 изд. Paris 1886. — J. Owerbeck, Griech. Kunstmythologie, 2 т. Leipz. 1878. - M. Collignon, Mythologie figuree de la Grece, Par. 1883. - W. H. Roscher, Ausfuhrliches Lexikon der griech. und rom Mythologie (из- дается выпусками в Лейпциге с 1884). — О. Gruppe, Griech. Kulte u. Mythen, Leipz. 1887. - L. von Sybel, Die Mythologie der Ilias, Marb. 1877. - Л. Ф. Воеводский, Введение в мифологию Одиссеи, Од. 1881. — Ukert, Ueber Damonen, Heroen und Genien, Leipz. 1850. — Ohiert, Beitrage zur Heroenlehre d. Griechen, Lauban 1875. — J. A. Hild, Etude sur les demons, Par. 1881. — На русском языке есть переводы следующих популярных со- чинений по мифологии: Петискус, Олимп, пер. Евстафиева, 2 изд. СПб. 1873. — Г. В. Штолль, Мифы классической древности, перев. Покровского и Медведева, 2 т., 2 изд. M. 1880. — Дютшке, Олимп. Мифология др. греков и римлян. Перев. с нем. M. Корш, Спб. 1892. — Много ценных статей по богослуж. древностям и мифологии имеется в известном издании Daremberg et Saglio, Dictionnaire des antiquites grecques et Romaines, в Pauly's Real-Encyclopadie, Neue Bearb. herausg. von G. Wissowa (выходит с 1894 г.), и в разных филологических журналах.

 

 

   

 



Rambler's Top100