Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

44

 

ГЛАВА 5. Храмовые имущества и дары

Мы видели выше, что освященные культом места строго отделялись от неосвященных; точно также и всякого рода собственность богов различалась от собственности людей. Эллины, представляя своих богов с человеческими качествами, склонностями и страстями, верили, что богам доставляет удовольствие все то, что доставляет его людям, в том числе всякого рода собственность. Как в героические времена царям давались в пользование земельные участки (temenh) и избранные части военной и всякой другой добычи в виде почетных даров, так давались они и богам *. Недвижимая и движимая собственность была посвящаема богам прежде всего, конечно, для удовлетворения потребностей священнослужения: первая отдавалась в арендное содержание и вырученные деньги шли на покрытие издержек культа и содержания священнослужителей, вторая состояла из священной утвари, необходимой для священнодействий; но весьма часто были приносимы божествам и такие дары, которые употреблялись только для украшения храма или увеличивали его богатства.

Все предметы, посвящавшиеся богам для украшения их святилищ или для их удовольствия, назывались общим именем anaqhmata. Едва ли было какое-нибудь святилище у эллинов, которое бы не было более или менее богато снабжено такими дарами, и чем большим уважением пользовался какой-нибудь храм, тем значительнее было количество приносимых поклонниками даров; в наиболее известные и уважаемые святилища, например, Зевса в Олимпии или Аполлона в Дельфах, они стекались со всех концов эллинского мира в таком количестве, что для их хранения не доставало места в храмах, и потому с этой целью строились особые сокровищницы (qhsauroi) в периболе храма. В дар богам приносились, разумеется, весьма разнообразные предметы, смотря по обстоятельствам, степени набожности дарителя, его зажиточности и пр. Скромные, но принесенные от чистого сердца даяния бедняков считались не менее приятными богам, чем драгоценные вклады, которыми украшали свя-

__________

* Ср. Гесих. п. сл.TemenoV. paV o memerismenoV topoV tini eiV timhn h ieron kai bwmoV aponemhqen qew h basilei — Обычай посвящать богам дары существовал уже в гомеровские времена. Так, в Ил. VI, 293 сл. Гекаба приносит драгоценное платье в храм Афины, в Ил. VII, 82 Гектор обещает посвятить в храм Аполлона оружие побежденного противника, в Од. III, 274 говорится о посвящении богам драгоценных даров и пр.

 

 
45

 

тилища цари и богачи. Даже обыкновенная утварь, рабочие орудия, носильное платье и т. п. посвящались богам: музыкант посвящал свою кифару, земледелец — плуг, воин — оружие. Лица, посвященные в мистерии (mustai), как можно долее носили те платья, в которых были посвящены, а потом приносили их в дар божеству; девицы при выходе замуж посвящали какой-нибудь богине свой девический пояс; больные, исцеленные с помощью божеств здоровья, жертвовали в их храмы изображения тех частей тела, которые были поражены болезнью, чаще всего из благородных металлов и с надписью имени посвятившего их лица *. Весьма широко распространен был обычай посвящать свои волосы богам, преимущественно речным и нимфам, а также Аполлону. Девицы делали это перед свадьбою, юноши при первой стрижке по наступлении возмужалости. Из Афин богатые и тщеславные юноши нередко специально отправлялись в Дельфы для посвящения своих волос Аполлону. Но чаще всего, конечно, были жертвуемы в храмы такие предметы, которые могли служить или для целей культа, или для одеяния и украшения статуй, как то: всякого рода чаши, бокалы, лампы, столы, треножники, ожерелья, браслеты, платья, пояса и многое тому подобное, затем художественные произведения (статуи, картины, рельефы) для украшения храма или окружавшего его перибола **. Вообще в храмах собиралось все замечательное, что производила художественная деятельность народа, или что считалось достойным сохранения из патриотических интересов.

Самые значительные и ценные дары были приносимы в храмы, конечно, государствами и властителями, иногда даже негреческими. Известен рассказ Геродота (I, 50 сл.) о массе драгоценностей, пожертвованных в Дельфийский храм лидийским царем Крезом. Весьма употребительным видом пожертвований как со стороны государств, так и частных лиц, была десятина (dekath, to epidekaton) со всякого рода прибыли или добычи. После всякой победы жертвовали богам десятую или какую-нибудь другую часть военной добычи. Колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (PromacoV) на афинском Акрополе была сооружена из десятины добычи, полученной при Марафоне (Павc. I, 28, 2). После Саламинской победы из час-

__________

* Ср. инвентарь Афинского храма Асклепия в С. I. А. II, 2.

** О богатстве и разнообразии вещей, посвящавшихся в храмы, могут дать понятие сохранившиеся на камнях (большей частью, конечно, в обломанном или попорченном виде) инвентари афинских храмов, собранные в С. I. А. II, 2, или делосские — в Bull. de corr. hellen. VI и др.

 

 
46

 

ти добычи (akroqinia) была воздвигнута в Дельфах статуя Аполлона в 12 локтей вышиною с корабельным носом в руках, кроме того, были пожертвованы богам три финикийские галеры: одна — Посейдону на Истме, другая — в храм Афины на мысе Сунии, третья — Эанту на Саламине (Герод. VIII, 121). После победы при Платеях из десятины добычи были сооружены и пожертвованы: в Дельфийский храм золотой треножник, стоявший на бронзовом пьедестале, имеющем вид трех свившихся между собой змей, в храм Олимпийский — медная статуя Зевса в 10 локтей вышиною, а в храм Посейдона на Истме — медная статуя бога в 7 локтей *. В Афинах богине-покровительнице города посвящалась десятина штрафов, взыскивающихся с преступников, и 1/60 дани союзников в Делосскоаттическом союзе, начиная со времени перенесения союзной казны в Афины. Элевсинским богиням (Деметре и Коре) по совету Дельфийского оракула афиняне и их союзники обязательно, а другие эллинские города по желанию, жертвовали с 440-х годов до Р. X. начатки ежегодной жатвы в количестве не менее 1/600 части всего собранного ячменя и 1/1200 пшеницы. На деньги, вырученные от продажи полученного зерна, совершались торжественные жертвоприношения Деметре с Корой, Афине и некоторым другим богам и героям, а на остальные деньги сооружались различные anaqhmata, посвящавшиеся в храм. **

Обычай требовал посвящать божествам и почетные награды (венки и пр.), получавшиеся победителями на праздничных состязаниях. В Афинах целая улица близ храма Диониса была обстроена небольшими зданиями, наверху которых стояли треножники, полученные в награду хорегами-победителями, и носила название TripodeV.

Особый вид священных даров составляли животные, жертвовавшиеся в собственность божеству. Конечно, часто случалось, что владельцы стад заранее обрекали то или другое животное на жертву божеству, после чего такие животные считались священными (iera

__________

* Герод. IX, 81. Пьедестал Дельфийского треножника (который был похищен фокейцами в 3-ю Священную войну, см. Павс. X, 13, 5), перевезенный при императоре Константине в Константинополь, до сих пор стоит там на Атмейданской площади, только головы змей отбиты. На нем сохранилась надпись, прочитанная только в 1856 году и заключающая в себе 31 название дружин греческих городов, принимавших участие в битве, по порядку их доблести (Lakedaimonioi, Aqanaioi, Korinqioi, Tegeatai, Sekuwnioi, Aiginatai и т. д.). См. Roehl, Inscr. Gr. ant. 70; Ditt. Syll. 1.

** Почти вполне сохранившийся декрет о пожертвовании начатков найден в Элевсине в 1880 году. Он издан впервые Фукаром в Bulletin de con. hellen., т. IV, затем - Ditt. Syll. 13 и в С. I. А. IV, 2. 27 b.

 

 
47

 

boskhmata) и, по общему поверью, имели особенно цветущее здоровье, но кроме того при святилищах божества и на принадлежащих им землях паслись иногда целые стада различных животных, считавшихся собственностью божеств и не имевших никакого особого назначения кроме того, что некоторые из них были приносимы в жертву божеству во время праздников. Так, например, в г. Аполлонии на иллирийском берегу было посвящено богу Гелиосу стадо овец, днем пасшееся на определенном месте, а по ночам охранявшееся особым стражем, избиравшимся на год из среды богатейших и благороднейших граждан (Герод. IX, 93). В Аргосе были посвящены Гере лошади, происходившие, по преданию, от кобылиц Диомеда, похищенных Гераклом и посвященных богине Эврисфеем (Диод. IV, 15). При храмах Артемиды содержалась разная дичь (Павс. X, 35, 4; Ксен. Анаб. V, 3, 9). Кроме четвероногих животных были при храмах и священные птицы. Так, при храме Геры на о. Самосе содержались павлины, а в святилище Артемиды на о. Леросе — цесарки (meleagrideV), которых производили от сестер героя Мелеагра, по преданию превращенных богинею в этих птиц (Афин. XIV, 655); упоминаются также священные куры, гуси, голуби и пр. Птицы, гнездившиеся при храмах, вообще считались под защитой божества, и убивать их было грешно. Упоминаются в разных местах священные змеи, а также черепахи (Павс. VIII, 54, 5). В некоторых местностях считались священными и рыбы, например, в ручье Аретусе у Сиракуз и в одном ручье близ святилища Гермеса в ахейском городе Фарах (Диод. V, 3; Павс. VII, 22, 2). Эти птицы, рыбы и гады считались священными уже не потому, что были кем-либо пожертвованы божеству, а потому, что по каким-либо причинам признавались особенно ему приятными.

Наконец, к священной собственности принадлежали и люди, отношения которых к храмам были, впрочем, весьма разнообразны, хотя все посвященные божествам лица носили одно общее название ierodouloi. Во-первых, само собою разумеется, что храмы, как и государства и частные лица, могли иметь собственных рабов для исполнения разных служебных обязанностей при храме или при священнодействиях; нередко иеродулы занимались обработкою принадлежавших божествам земель и платили в храмы определенную аренду или отдавали известную часть продуктов натурой. Но нередко также посвящение раба в храм было только фиктивным и представляло собою одну из форм отпущения его на волю; при этом патроном (prostathV) вольноотпущенного становился бог, а не прежний его господин, но сам вольноотпущенный иногда не подчинялся никаким обязательствам по отношению к храму, только должен

 

48

 

был, по-видимому, вносить в храм небольшую сумму денег. Такой способ отпущения рабов особенно был распространен в III и II вв. до Р. X. в городах западной части Беотии (Херонее, Орхомене и др.), но встречается также в Фокиде и других местностях. В Дельфах практиковался несколько иной способ отпущения рабов при посредстве божества, именно фиктивная продажа их Аполлону, причем раб сам вносил выкупные деньги в храм и уже оттуда получал их его господин. Встречается также при различных храмах и добровольная иеродулия свободных людей, которую можно объяснить влиянием восточных обычаев; так, при храме Афродиты на горе Эрике в Сицилии было много посвященных богине мужчин и женщин, которых Цицерон называет Venerii (Пр. Цецил. 17, 55 и др.). В ранние времена встречались также примеры посвящения богам, особенно Аполлону Дельфийскому, десятой части или вообще значительного количества побежденных неприятелей (aparcai anqrwpwn), даже целых городов и народов. Божество, не нуждаясь в таких массах людей для служения при своем храме, обыкновенно повелевало им отправляться в качестве колонистов в какую-нибудь другую страну; основанные такими посвященными колонии, вероятно, платили храму известную дань или иным способом выражали свою зависимость от него, хотя прямых сведений об этом мы не имеем. Такими посвященными Аполлону колонистами писатели называют, например, дриопов в Асине, боттиэев во Фракии, магнетов при р. Меандре, регийцев в Италии и др. В более поздние времена этот обычай вышел из употребления.

Е. Curtius, Ueber die Weihgeschenke der Griechen в Getting. Nachrichten 1861, № 21. — Л. Michaelis, Der Parthenon, Leipz. 1871. — Fr. Ziemann, De anathematis Graecis diss. Konigsb. 1885. — Reisch, Griech. Weihgeschenke, Wien 1890. - Об иеродулии: Л. Hirt, Die Hierodulen, Berl. 1818. — I. Kreuser, Der Hellenen Priesterstaat mit vorzuglicher Rucksicht auf die Hierodulen, Mainz 1824. — P. Foucart, Memoire sur l'afrranchissement des esclaves par forme de vente a une divinite, Par. 1867. — Латышев, Хэронейские надписи о посвящении рабов в Жури. М. Н. Пр. февр. 1883. — О финансовой администрации храмов: Th. Horriolle, Les archives de 1'intendance sacree a Delos, Paris 1887.

 

 

   

 



Rambler's Top100