Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

154

 

§ 3. Дельфы

Кроме Пифийского праздника в Дельфах было несколько других, как в честь Аполлона, так и в честь других богов, преимущественно Диониса. По преданию, Аполлон на три зимние месяца покидал Дельфы, и они были посвящены Дионису. В честь возвращения Аполлона, по всей вероятности в месяце BusioV, праздновались Qeofania. (Герод. I, 51). Из других аполлоновских праздников заслуживает упоминания Septhrion, совершавшийся раз в 8 лет в воспоминание победы Аполлона над Пифоном. Их борьба изображалась в драматическом представлении, при котором роль бога играл избранный мальчик благородного происхождения, имевший в живых обоих родителей (Страб. IX, 422; Плут. Об исчезн. оракулов. 15, Греч. вопр. 12). К этому же празднику относится торжественная процессия в Темпейскую долину, где Аполлон, по преданию, получил очищение после убиения Пифона. Сюда отправлялись мальчики благороднейших родов, и после великолепного жертвоприношения один из них, представлявший бога, срезал ветвь священного лаврового дерева и торжественно, при веселых песнях сопровождавшего его хора юношей, возвращался с ней по священной дороге PuqiaV в Дельфы (dafnhforia). К числу аполлоновских же праздников можно отнести Qeoxenia, т. е «угощение богов», при котором чествовались все олимпийские боги, но преимущественно Аполлон и мать его Лето. Подробности совершения этого праздника в Дельфах неизвестны, но, по всей вероятности, он был сходен с подобными праздниками в других местах, т. е. изображения божеств возлагались на

 

155

 

богато убранные ложа и перед ними ставились столы с разными яствами и напитками (strwsiV thV klinhV kai kosmhsiV thV trapezhV,, по латыни lectisternium). Праздник совершался в месяце QeoxenioV, получившем от него свое название и соответствующем приблизительно нашему марту.

Дионис, по преданию, был погребен в Дельфах после убиения его титанами, и его гробницу показывали в aduton храма Аполлона. В честь его через каждые два года совершалось празднество, при котором oi osioi (см. о них разд. V, гл. 19, § 2) устраивали таинственное жертвоприношение в святилище Аполлона, а дельфийские и аттические женщины выходили с факелами на Парнас и здесь в вакхическом экстазе совершали оргии в честь Диониса, которого при этом называли LiknithV. Женщины эти назывались quiadeV и имели особую предводительницу (h twn quiadwn archgoV). Празднество совершалось в месяце DaadaforioV, получившем название от факелов, с которыми выходили фиады, и соответствовавшем приблизительно нашему ноябрю. (Об этом празднике см. Плут. Об Исиде... 35; Павc. X, 4, 2 и др.) К Дионисовскому же культу принадлежит повторяющийся через каждые 8 лет праздник HrwiV, к которому, по словам Плутарха (Греч. вопр. 12), относилось особое мистическое сказание, известное фиадам; на основании совершавшихся при нем обрядов его скорее всего можно было бы представить себе возвращением Семелы из подземного мира.

Затем упомянем совершавшийся также раз в 8 лет праздник Carila, установленный, по сохранившемуся у Плутарха преданию (Греч. вопр. 12), по следующему случаю. Однажды в Дельфах был голод; жители с женами и детьми приходили к царю, который из своих запасов выдавал муку и овощи более уважаемым гражданам, так как для всех не хватило бы запасов. Однажды пришла к царю за хлебом девочка-сирота, но он ударил ее башмаком и прогнал, после чего она с горя повесилась. Тогда голод сделался еще сильнее, и к нему присоединились разные болезни. Пифия приказала царю умилостивить девушку-самоубийцу Харилу. С трудом узнали, что такое имя носила обиженная девочка, совершили в честь ее соединенное с очищением жертвоприношение и установили на будущее время периодическое празднество. Во время его царь раздавал всем гражданам и иностранцам муку и овощи; после всех к нему подносили куклу, изображавшую Харилу; царь ударял ее башмаком, затем предводительница фиад относила ее в пустынное скалистое место, где, по преданию, была похоронена Харила, и там зарывали куклу в землю с веревкой на шее. Время праздника с точностью неизвестно.

 

156

 

После отражения нашествия галатов на Элладу в 279/8 г. по решению Этолийского союза был установлен в Дельфах в память этого счастливого события праздник Swthria в честь Зевса Спасителя и Аполлона Пифийского. Главной частью празднества были музыкальные, гимнические и конные состязания, причем первые были поставлены наравне с Пифийскими, а вторые и третьи — наравне с Немейскими; кроме того, были состязания орхестические и драматические. Празднество совершалось раз в четыре года (позднее, может быть, ежегодно) и находилось сначала в заведовании этолийцев, а позднее — амфиктионов.

A. Mommsen, Delphika, Leipz. 1878. — L. Weniger, Ueber das Collegium der Thyiaden von Delphi, Eisenach 1876. — О Сотериях: В. Haussoullier в Bulletin de corresp. hell. т. V (1881).

 

 

   

 



Rambler's Top100