Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

158

 

§ 5. Острова Эгейского моря

Обращаясь к культам островов Эгейского моря, прежде всего упомянем Самофракийские мистерии Кабиров, стоявшие наряду с самыми знаменитыми празднествами Эллады. Подробности о них см. ниже в разд. V, гл. 20, § 3.

Остров Эвбея известен был многими празднествами, которые посещались иностранцами, как, например, Geraistia в честь Посейдона в г. Гересте, Amarunqia в честь Артемиды близ Эретрии и др. На ионических Кикладах наибольшего развития достиг культ Диониса, праздники которого, как и в других местах, были соединены с хоровыми и театральными представлениями; некоторые из праздников Диониса отличались и местными особенностями, как, например, на о. Андросе, где в зимний праздник Диониса, называвшийся Qeodaisia, вино само текло из храма (Павc. VI, 26, 1; ср. Quia в Элиде), или на о. Наксосе, где, по мифическому преданию, Дионис сочетался браком с Ариадной: перемены судьбы последней подавали повод празднующим сначала к выражениям печали, потом — радости. Кроме того, на каждом острове и даже в отдельных городах одного и того же острова, были, конечно, местные особенно уважаемые культы и праздники, например, на Сиросе Hrakleia, на Аморге Hraia, на Теносе и Миконе Posideia, на Паросе Plunthria и пр. Но все эти местные праздники затмевало собой знаменитое празднество Аполлона на о. Делосе, религиозном центре Киклад. Здесь издревле существовала амфиктиония или священный союз народов ионийского племени *. Соседние островитяне собирались на священный остров, считавшийся родиной Аполлона и сестры его Артемиды, с женами и детьми и совершали в честь бога гимнические и музыкальные состязания с участием хоров, посылавшихся городами. С течением времени праздник пришел в упадок вследствие разных бедствий, поразивших ионийцев, так что состязания на нем совершенно прекратились, только хоры по-прежнему посылались на праздник афинянами и островитянами (Фук. III, 104). В 426 г. афиняне, имевшие тогда главенство в амфиктионии, произвели тщательное очищение острова, возобновили на празднике Аполлона гимнические

__________

* См. ч. I, разд. IV, гл. 27, § 2.

 

 
159

 

состязания и ввели конные ристания, которых прежде не было. С тех пор праздник, носивший по острову название Dhlia, был пентетерическим, т. е. совершался раз в четыре года. Он состоял, главным образом, из хоровых песен и плясок в честь бога и различных состязаний, увеличению блеска и пышности которых много содействовали священные посольства (qewriai), прибывавшие с участвовавших в амфиктионии островов, из Афин и из некоторых других государств собственно Эллады (например, из Мегар и Мессении). Особенным великолепием отличалась афинская феория, начальство над которой (arciqewria) принадлежало к числу литургий богатых граждан *. Феория отправлялась не только к пентерическому празднику, а ежегодно; для переезда ее на Делос всегда употреблялся один и тот же старинный, но, конечно, по мере надобности подновляемый корабль, по преданию, тот самый, на котором Тесей ездил на Крит для убиения Минотавра. Вообще воспоминание об этом путешествии играло видную роль во время праздника; в числе священных плясок упоминается geranoV, в которой мимически представлялось блуждание Тесея в лабиринте (Плут. Тес. 21; ср. Каллим. Гимн к остр. Дел. 310). Из истории осуждения Сократа известно, что все время от отправления священного корабля на Делос до возвращения (иногда задерживавшегося противными ветрами) считалось священным, и в течение его не могли приводиться в исполнение смертные приговоры над преступниками. Праздник совершался в «Священном» месяце, соответствовавшем аттическому Анфестериону. Ежегодно в то же время совершались Apollwnia с гимническими и конными играми и хорами. Известен также праздник Dionusia с драматическими представлениями и др.**

На о. Самосе особым уважением пользовалась Гера, которая, по словам самосцев, на их острове родилась, выросла и вышла замуж; это предпочтительное уважение к богине, которая у других ионийцев не пользовалась особенно выдающимся значением, быть может, следует объяснять тем, что ионические переселенцы уже застали культ Геры у прежних обитателей острова и усвоили его себе. В пользу этого предположения свидетельствует встречающееся у авторов название самосской Геры Пеласгической. В честь Геры совершались здесь два праздника, из которых один, называвшийся 'Нраих, известен блестящей вооруженной процессией, при которой

__________

* См. ч. I, разд. III, гл. 25, § 3.

** Полный список делосских праздников, известньи из надписей, представляет Homolle в Bull. de corr. hell. 14 (1890), стр. 492 cл.

 

 
160

 

изображалось торжество бракосочетания Геры с Зевсом со всеми свадебными обрядами, а другой, называвшийся Toneia, отличался таинственными обрядами, в которых главную роль играла древняя деревянная статуя богини (bretaV). Афиней со слов самосца Менодота рассказывает (XV, 672), что праздник был установлен в воспоминание того, что однажды тирренские пираты сделали попытку похитить статую и действительно принесли было ее на корабль, но когда хотели пуститься в путь, то не могли сдвинуть с места корабль, пока не возвратили статую на берег и не принесли ей жертвы. Между тем среди обитателей острова распространился слух, что богиня исчезла из храма, и они пустились ее искать. Найдя статую на берегу и предполагая, что она сама перенеслась туда, они привязали ее к лозе и окутали ветвями, но затем жрица отвязала ее, очистила и перенесла обратно в храм. Поэтому и на празднике статую относили к берегу и прятали, потом снова отыскивали и возвращали в храм.

Из островов с дорическим населением Родос занимает первое место по числу и значению своих культов. Выше всего стоял здесь культ Солнца (HlioV, дорическая форма AlioV), в честь которого через каждые 4 года совершался большой праздник Alieia, соединенный с гимническими, конными и музыкальными состязаниями (первоначально установленными в память местного героя Тлеполема) и с большой процессией, в которой, по всей вероятности, вели четырех коней, потом приносившихся в жертву божеству посредством сбрасывания живьем в море. В г. Линде известен культ Афины Линдийской, праздник Геракла с оригинальным обычаем приносить в жертву рабочих быков при брани и проклятиях присутствовавших при жертвоприношении (ср. разд. III, гл. 11) и празднество Sminqia в честь Аполлона, культ которого с прозвищем SminqioV был широко распространен по малоазиатским городам. Название это производится от слова sminqoV — «мышь» и объясняется легендой о спасении страны Аполлоном и Дионисом от множества мышей, уничтожавших виноградные лозы. В г. Родосе совершались Dionusia с состязаниями хоров и театральными представлениями. Затем на Родосе было много религиозных обществ, составлявшихся с целью почитания разных греческих и негреческих божеств; каждое из них, конечно, имело свой особый праздник.

На о. Косе главным божеством был Асклепий, в честь которого совершались торжественно Asklhpieia. Кроме того, известны культы Геры, Деметры с праздником Qalusia, Геракла (в г. Антимахии), жрец которого при совершении жертвоприношения одевался в женское платье (Плут. Греч. вопр. 58), и др. богов.

 

161

 

Остров Крит представляет много оригинальных форм культов, происхождение которых относится к глубокой древности, еще до занятия острова дорийцами. Здесь совершались мистерии Зевса и Куретов, о которых будет сказано ниже (разд. V, гл. 20, § 4). В честь Европы, по известному мифу перенесенной Зевсом на Крит, совершался праздник Ellwtia, при котором кости Европы носили в процессии в огромном миртовом венке (Афин. XV, 22). В память убиения Диониса Загрея совершалось через каждые 2 года празднество, при котором представлялись его страдания (lul. Firm. de err. pr. relig. p. 417), в честь Инб или Левкотеи — Inacia. Кроме того, были, конечно, местные праздники в разных городах.

На дорических Кикладах Фере и Анафе упоминаются Karneia и Uakinqia, кроме того, на последнем острове праздник в честь Apollwn AsgelataV. В ливийской Кирене, колонизованной из Феры, кроме общего дорийцам культа Аполлона упоминается пышный праздник Dioskoureia, затем Astudromia в память основания города (oionei thV polewV geneqlia, Свида) и Qeodaisia в честь Диониса и Нимф.

Hermann, Gott. Alterth. § 65. — О родосских культах: М. W. Heffter, Ueber die Gotterdienste auf Rhodos, 3 Hefte, Zerbst 1827 — 33. — Dittenberger, De sacris Rhodiorum comm. 1 et 2, Halis (ind. schol.) 1886 — 87.

 

 

   

 



Rambler's Top100