§ 4. Критские мистерии Зевса и Куретов
Остров Крит в мифических сказаниях известен как место рождения
Зевса; младенец был спрятан матерью Реей, боявшейся, чтобы
Крон не поглотил его подобно другим детям, в пещере и вскормлен
козой Амалфеей или, по другим сказаниям, свиньей (Агафокл
Вавилонский у Афин. IX, 18), причем мифические существа
KourhteV для того, чтобы Крон
не услышал криков младенца, старались заглушать их, ударяя
копьями о щиты. По другим сказаниям, Зевс и умер на Крите
и погребен в пещере. Вообще Зевсова пещера (DioV
antron) играет видную роль в относящихся к Криту
сказаниях и неоднократно упоминается писателями. Как кажется,
на Крите показывалось несколько пещер под именем Зевсовой.
Сказания о Зевсе и Куретах послужили сюжетом мистерий, совершавшихся
на Крите и пользовавшихся значительной известностью. Подробности
их очень мало известны. Мы знаем только, что мистерии были
открыты для всех (Диод. V, 77), что от участников требовалось
целомудрие и воздержание от мясной пищи и прикосновения
к трупу *, что при мистериях совершалось поминовение усопших,
при этом из Зевсовой пещеры выходил огонь, и что участники
мистерий совершали воинственные пляски в полном вооружении
(purrich). Факт поминовения усопших
заставляет предполагать, что Критским мистериям была присуща
идея смерти и возрождения человечества подобно смерти и
воскресению божества — Зевса. Затем Порфирий в жизнеописании
Пифагора (гл. 17) передает подробности относительно очищения,
требовавшегося от участников мистерий: Пифагор, явившись
на Крит, пристал к мистам, которые и очистили его громовым
камнем (th keraunia liqw), причем
утром он должен был ложиться навзничь (prhnhV)
у моря, а ночью — у реки, увенчанный шерстью черного барана;
затем, явившись с черной шерстью в так называемую Ид ейскую
пещеру, он провел там положенные трижды-девять дней, совершил
жертвоприношение Зевсу и видел престол, который ежегодно
приготовляют для него.
Henrychowsky, De Iove Cretico, Inowrazlaw 1879.