читался как покровитель очага ZeuV
efestioV. Некоторые ставили еще на очаге или при
нем статую Гефеста как бога огня. Были также особые qeoi
mucioi , боги внутренности дома, соответствовавшие
римским пенатам. ZeuV kthsioV
почитался как податель и умножитель богатства в доме, ZeuV
erkeioV — как охранитель ограды дома, т е его неприкосновенности.
Боги и герои, считавшиеся покровителями известных ремесл
и занятий, конечно, специально почитаемы были лицами, занимавшимися
тем или другим ремеслом, как, например, Афина Эргана и Гефест
— ремесленниками и художниками, Прометей или Керам — гончарами,
Гермес — риторами и учителями гимнастики, Асклепий — врачами
и т. п. Кроме того, отдельные семейства или лица по тем
или другим причинам вводили у себя культ каких-либо особых
богов. Например, было совершенно естественно, что отдельные
роды или семьи, переселившиеся с родины в такую местность,
где не было культа божества, особенно почитавшегося у них
на родине, вводили его у себя дома, так, род Исагора Афинского,
известного противника Клисфена, поклонялся Зевсу Карийскому
(Герод. V, 66).
В более богатых домах устраивались особые молельни или
божницы, в которых ставились статуи домашних богов, тогда
как в небольших и тесных жилищах небогатых людей, вероятно,
устраивались только ниши или шкафы, в которых ставились
небольшие, по большей части глиняные статуэтки, или же изображения
богов просто рисовались на стене, как это встречается в
помпейских домах Изображения Зевса Ктесия ставились в кладовых,
а Зевсу Оградному (erkeioV) ставился
алтарь во дворе За входной дверью устраивалась ниша со статуей
Гермеса Поворотного (strofaioV),
считавшегося покровителем дверей. Здесь же устраивались
жертвенники или ниши со статуями Гекаты (Ekataia),
которую почитали как богиню дорог и которой поклонялись
при входе и выходе, женщины, выходя из дому, гадали по изображениям
Гекаты о благополучном совершении предпринимаемого пути.
Перед входной дверью на улице обыкновенно ставилась небольшая
кеглеобразная колонна как символ бога-покровителя улиц,
которым в большинстве случаев считался Apollwn
AguieuV . На углах улиц, на площадях и в прочих местах
стояли четырехугольные столбы с головой Гермеса (Ermai),
принадлежавшие уже не отдельным домам, а считавшиеся общими
святынями для целого околотка.
Набожные люди поклонялись своим домашним богам утром и
вечером, при начале и окончании всякого дела. Особенно важные
случаи домашней жизни, как брак, рождение ребенка, смерть
кого-либо из членов семьи, подавали повод к совершению особых,
со-