Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

240

 

ГЛАВА 24. Устройство театрального здания
§ 1. Основной план здания

Греческий театр (to qeatron *), своим устройством весьма значительно отличавшийся от наших современных театров, состоял из трех частей: а) собственно театра или мест для зрителей, б) орхестры и в) части, называвшейся skhnh. О происхождении и постепенном усовершенствовании устройства этих основных частей театра у нас нет достоверных свидетельств, но есть возможность делать правдоподобные заключения из преданий, истории развития драмы и сохранившихся памятников. Мы уже видели, что драма постепенно развилась из песен и плясок хора, окружавшего жертвенник Диониса Первоначально эти песни и пляски, быть может, совершались всеми участниками празднества, но впоследствии, когда песни уже подверглись более или менее художественной обработке, так что для их исполнения стали требоваться известная подготовка и уменье, члены хора выделились из среды присутствующих, которые остались только зрителями и, естественно, стали обступать хоревтов более или менее тесным кружком. Затем, как мы уже видели, одно лицо стало выступать из хора и обращаться к нему с речами. На некотором расстоянии от того места, на котором действовал этот исполнитель-актер, ставился шалаш (или палатка), из которого актер появлялся и в который он уходил, чтобы в промежутки драматического действия, наполненные песнями хора, менять маски и костюмы. После этого зрители уже не могли становиться вокруг актеров, а должны были собираться только с трех сторон или полукругом; при большом стечении зрителей те из них, которые стояли в задних рядах, могли видеть хор и актеров только стоя выше передних рядов, это повело к устройству для зрителей деревянных подмостков (ikria), возвышавшихся в виде ступеней по мере удаления от сцены и сохранивших полукруглую форму как наиболее удобную. Так естественным путем сформировался план театрального здания, место действия хора и актеров с жертвенником, вокруг которого становился хор, заняло середину здания и стало называться орхестрой; за кругом, вид ко-

__________

* Слово qeatron встречается в разных значениях. Им обозначаются: а) пространство или часть здания, занимаемые зрителями драматического или иного зрелища, б) самое собрание зрителей, наконец в) все здание, предназначенное для драматических или иных представлений.

 

 
241

 

торого имела орхестра, ставилась skhnh, а с другой стороны орхестру стали огибать в виде полукружия места для зрителей. Но этому плану, как самому целесообразному, стали строиться и постоянные каменные театры, многочисленные развалины которых, сохранившиеся до наших времен в разных областях эллинского мира *, невольно возбуждают к себе удивление своей величественной красотой и удобством расположения.

Римский архитектор Витрувий Поллион, живший при Юлие Цезаре и Августе, в своем сочинении «Об архитектуре» (De architectura) между прочим оставил нам подробные указания относительно плана греческого и римского театра **. План греческого театра он представляет (кн. V, гл. 7) следующим образом: нужно начертить круг, соответствующий предполагаемой величине орхестры; в него вписываются три квадрата так, чтобы их углы, касаясь окружности, делили ее на 12 равных частей; сторона одного из квадратов, выбранная соответственно условиям местности, в которой дол-

__________

* Полный перечень сохранившихся развалин дает A. Мюллер, Buhnen-alterth. § 2.

** Общий тип римского театра был заимствован от греческого, но в деталях была значительная разница.

 

 
242

 

жен был строиться театр, обозначает переднюю сторону проскения (finitio proscaenii, см. на чертеже линию аб), а параллельная к ней касательная к окружности (вг) — заднюю его сторону (frons scaenae), таким образом получается величина орхестры и глубина сцены; для определения длины сцены в основном круге проводится диаметр (де), параллельный к линиям аб и вг, и из точек д и е (cornua hemicyclii) радиусом основного круга описываются две дуги, точки пересечения которых с продолжением линии аб (ж и з) обозначат пределы сцены с правой и левой стороны; обращенные к местам для зрителей углы квадратов, вписанных в основном круге (и — п), обозначат направление лестниц в первом ярусе мест, если в театре предполагается два или больше ярусов, то в каждом следующем ярусе продолжаются лестницы предыдущего и, кроме того, делается еще по одной лестнице между каждыми двумя лестницами предыдущего яруса.

Сохранившиеся развалины греческих театров представляют в деталях значительные различия и отступления от плана Витрувия, но при этом нужно принимать во внимание, что они строились не одновременно, а на протяжении нескольких столетий, что многие из них в римские времена переделывались, приближаясь при этом к типу римского театра, в некоторых отступления от основного плана при постройке обусловливались особенностями местности, средствами строителей, роскошью или модою и пр.

Литературу объяснений к описанию Витрувия указывает A. Мюллер, Buhnenalt, стр 16 Новейшие труды: Е. Fabricius, Ueber den Entwurf des griech. Theaters bei Vitruv Rhein. Mus. 46 (1891) - W. Doerpfeld, Das griech. Theater Vitruvs в Athen. Mittheil. 22 (1897) и 23. — О театральных зданиях кроме вышеуказанных сочинений см I. H. Strack, Die altgriechischen Theatergebaude, Potsdam 1843 — I. Hoepken, De theatro attico saeculi a Chr. quinti, Bonn. 1884. — G. Oehmichen, Griechischer Theaterbau, Berl. 1886. — G. Cawerau, ст. Theatergebaude в Denkmaler d. klass. Alterthums, herausg von A. Baumeister, т. 3. — К. Dumon, Le theatre de Polyclete, Paris 1889 (об Эпидаврском театре). — J. Chamonard, Theatre de Delos в Bull. de corr. hell. 20 (1896). — A. Muller, Untersuchungen zu den Buhnenalterthumern, Leipz. 1899.

 

 

   

 



Rambler's Top100