Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

276

 

ГЛАВА 30. Устройство представлений
§ 1. Время и состав представлений

Драматические представления у греков были, как мы уже знаем, не простым развлечением, а одной из составных частей культа Диониса, и потому первоначально давались только в праздники этого бога. Таких праздников в Афинах было ежегодно четыре: сельские Дионисии в месяце Посидеоне, Ленеи в Гамелионе, Анфестерии в Анфестерионе и великие Дионисии в Элафеболионе. С наибольшим блеском и пышностью совершались драматические представления на великих Дионисиях и на Ленеях, особенно на первом из этих двух праздников. Во время сельских Дионисий давались драматические представления в некоторых зажиточнейших демах, имевших свои театры (в Пирее, Элевсине, Ахарнах, Коллите, Эксоне, Икарии, Флии, Форике и др.). Здесь ставились только старые пьесы, представленные уже в городе. Есть известие, что существовал некогда обычай устраивать представления комедий и в праздник Анфестерий, но был оставлен; потом он был вновь введен во второй половине IV века.

На каждом празднике ставились пьесы нескольких авторов, и особо избранные судьи после представления решали вопрос о сравнительном достоинстве поставленных пьес и участвовавших в них актеров и хоров; таким образом, представления являлись формальными состязаниями, с одной стороны — авторов пьес, с другой — их исполнителей. Со времен Эсхила (а может быть и раньше) вошло в обычай, чтобы каждый трагический поэт ставил по три трагедии и по одной сатировской драме (такая группа пьес называлась tetralogia). Еврипид иногда заменял сатировскую драму четвертой трагедией. Комики всегда ставили по одной пьесе, а не группами. В V в. к каждому состязанию на великих Дионисиях допускались по три трагика и по три комика, так что весь цикл представлений каждого праздника с трагедийными и комедийными состязаниями состоял из 15 пьес (9 трагедий, 3 сатировские драмы и 3 комедии). На Ленеях число комиков, участвовавших в состязаниях, было то же, а число трагиков, как кажется, ограничивалось двумя. Сколько дней продолжались представления и как распределялось между ними указанное количество пьес, невозможно определить с полной достоверностью, тем более, что с течением времени происходили изменения в порядке состязаний, как это несомненно

 

277

 

доказывается сохранившимися свидетельствами. Обыкновенно полагают, что в V в. на городских Дионисиях было три спектакльных дня, но это еще нельзя считать доказанным: возможно, что их было четыре и между ними распределялись пьесы так, что в первый день давались три комедии, а в следующие — по одной тетралогии. Кроме того, нужно заметить, что хотя важнейшую часть каждого театрального состязания составляли вновь представляемые пьесы, но уже и в V в., как видно из одного места Геродота (VI, 21), могли повторяться старые пьесы; позднее же, начиная приблизительно с половины IV в., возобновление пьес великих трагиков V в. стало составлять непременную принадлежность спектаклей, причем в каждый праздник ставилась одна «старая» трагедия, не входившая в состязание с новыми пьесами, равно как не входили тогда в состав состязания и сатировские драмы, исполнявшиеся также по одной на каждом празднике. Что касается до комедийных состязаний, то нам известно, что в самом конце V или в начале IV в. установился обычай допускать на состязание в каждый праздник по 5 новых комедий вместо прежних трех и что в позднейшие времена (по крайней мере со 2-й половины III в.) представление «старых» комедий сделалось таким же прочно установившимся обычаем, как и повторением пьес великих трагиков.

Театральными представлениями на великих Дионисиях заведовал архонт-эпоним, на Ленеях — архонт-царь, а на сельских Дионисиях в каждом деме — его демарх.

 

 

   

 



Rambler's Top100