Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

279

 

§ 3. Издержки представлений. Хорегия

Соответственно религиозному значению драматических представлений как составной части празднеств, совершаемых государством в честь Диониса, государство само заведовало ими через своих магистратов. Что же касается нужных для них расходов, то в V и IV вв. наиболее значительная часть их падала на долю хорегов, а остальные — на долю театральных откупщиков и государственной казны. Сущность драматической хорегии, принадлежавшей к числу так называемых «круговых» литургий, вкратце изложена в 1-й части нашего «Очерка» (разд. III, гл. 25, § 3). Первоначально она была установлена только для трагических представлений, вероятно, вскоре после реформ Клисфена; хор в комедии первоначально составлялся из «охотников» (eqelontai. Арист. Поэт. 5) и, судя по некоторым намекам (например, Афин. II, 57 а), имел очень бедный вид; хорегия для комедии была установлена, кажется, только около 467 года. Первая обязанность хорега состояла в наборе необходимого количества певцов для хора, доставлении им содержания во время обучения и уплате жалованья; он же должен был дать место для упражнений в своем доме или в нанятой для этой цели квартире. Если поэт или его поверенный не принимал на себя дело обучения хора, то хорег должен был пригласить за плату особого учителя (corodidaskaloV). Музыкант для каждого хора назначался по жребию (Дем. Пр. Мид. 13), но хорег обязан был вознаграждать и его. В период процветания драмы при наборе певцов для хора хорег руководствовался, конечно, советами и рекомендациями автора-поэта. Таким образом могло происходить, что при исполнении пьес одного и того же автора, поставленных в разные годы и при разных хорегах, главные хоревты бывали одни и те же. Для представления хорег должен был заготовлять хоревтам богатые костюмы и маски, а также и сам являлся в роскошном праздничном платье и с венком на голове. О других расходах хорега не сохранилось подробных сведений. Во всяком случае издержки на хорегию были весьма значительны, тем более, что хорега отчасти из тщеславия, желая отличиться друг перед другом, отчасти

 

280

 

же из благочестия, не щадили расходов, чтобы исполнить свою литургию как можно лучше *. Случалось, впрочем, и наоборот, что хореги скупились, но тогда архонт мог принимать против них принудительные меры (Ксен. Гиер. 9, 4), и народ поднимал их на смех. После состязания хорег, лучше всех исполнивший свои обязанности, был признаваем победителем и получал в награду венок; в память победы он ставил в храме доску с записью о победе (pinax thV nikhV, Плут. Фем, 5). Получали ли победители в драматических хорегиях наградные треножники подобно победителям на музыкальных состязаниях, наверное сказать нельзя (см. ч. I, разд. III, гл. 25, § 3). Эти последние состязания происходили между филами и честь победы доставалась, прежде всего, той или другой филе, а затем уже хорегу, бывшему ее представителем; драматические же хорегии не имели отношения к филам, и победы присуждались лично хорегам; только около времен Аристотеля драматические хореги — и то лишь комедические — стали избираться филами (Арист. Аф. пол. 56).

Под конец Пелопоннесской войны, вследствие объединения народа, для драматической хорегии, как и для других литургий, стали допускаться разные облегчения (как, например, разделение издержек одной хорегии между двумя лицами, см. схол. Аристоф. Ляг. 404), а вскоре после войны комическая хорегия, как говорят, была и вовсе отменена, хоры стали ставиться с гораздо меньшею пышностью и мало-помалу потеряли свое значение как в трагедии, так в особенности в комедии, так что к концу III в. до Р. X. хор уже является такой роскошью, без которой легко можно было обойтись при постановке пьес. В правление Деметрия Фалерского все устройство драматической и музыкальной хорегии подверглось коренному изменению: сам народ стал номинально принимать на себя хорегию (o dhmoV ecorhgei), а для ближайшего заведования состязаниями (и для совершения праздничных жертвоприношений от лица государства) стал избираться agwnoqethV сроком на один год; из того обстоятельства, что он по окончании срока своей службы обязан был сдавать отчет (С. I. А. II, 314), следует заключить, что он получал часть средств на поставку хоров из государственной казны, хотя ему приходилось тратить и свои средства, иногда весьма значительные (С. I. А. II, 307). В эпоху римских императоров снова упоминаются хореги, но рядом с ними и агонофеты.

__________

* Некоторые данные, относящиеся к издержкам хорегии, приведены в I ч. разд. III, гл. 25, § 3.

 

 
281

 

Кроме хорегов часть издержек на содержание театра несли театральные арендаторы (qeatrwnai или qeatropwlai). Здание театра в Афинах составляло собственность государства, но последнее не находило для себя удобным непосредственное заведование им и потому, подобно другим статьям государственных доходов, сдавало его в аренду. Арендная плата определялась, конечно, по сопоставлению падавших на арендатора расходов с ожидаемой от зрителей платой за вход. Для ознакомления с условиями аренды весьма интересен сохранившийся (к сожалению, не вполне) контракт Пирейского дема с 4-мя арендаторами Пирейского театра (С. I. А. II, 573), относящийся приблизительно к середине IV в. до Р. X. Арендная плата определена здесь в 3300 драхм, причем двое из арендаторов внесли по 1100 драхм, третий — 600 и четвертый — 500; арендаторы обязуются поддерживать здание в исправном виде, в случае же каких-либо упущений дем сам исправляет их за счет арендаторов; при сдаче театра арендаторам должна быть произведена его оценка тремя избранными ad hoc гражданами Пирейского дема.

Что касается расходов, приходившихся на долю государственной казны, то наши сведения о них весьма недостаточны. Прежде всего государство, по-видимому, вознаграждало актеров; это следует из того, что архонт назначал актеров поэту, а не хорегу, что, без сомнения, делалось бы в том случае, если бы последний платил актерам жалованье. О величине вознаграждения актеров во время процветания драмы в Афинах нет сведений; имеющиеся у нас данные или неопределенны, или относятся к позднейшему времени, либо к другим греческим государствам. Из них видно, что величина жалованья была весьма различна и что знаменитые актеры иногда получали весьма значительные суммы. Нет сведений и о величине гонорара, который получали от государства допущенные к состязанию поэты *. От гонорара следует отличать денежные призы и почетные венки, которые выдавались только победителям, по одному в каждом состязании. Затем от государства, вероятно, получали жалованье rabdoucoi, смотревшие за порядком в театре.

Кроме этих прямых расходов на театральные представления на государственной казне тяжким бременем лежала выдача гражданам денег на уплату за вход в театр (ta qewrika ). Первоначально всякий мог даром смотреть на драматические представления, причем дело

__________

* Свидетельства об этом гонораре дают схолии к Аристофану (Мир. 697; Ляг. 367; Еккл. 102) и Гесихий п. cл. misqoV.

 

 
282

 

не обходилось без толкотни, разных беспорядков и даже драк, так как каждый старался занять место получше (Либ. Содерж. к Дел. Ол. I; схол. Лук. Тим. 49); в предупреждение этих беспорядков была установлена (неизвестно с точностью, когда именно) входная плата в 2 обола, по внесении которой каждый зритель получал определенное место. Перикл, как известно, установил раздачу денег на уплату за вход в театр из государственной казны, причем сначала получали их только беднейшие граждане в те праздники, в которые действительно происходили театральные представления, а затем в IV в. раздача приняла гораздо более широкие размеры и стала поглощать значительную долю средств государственной казны *. Впрочем, часть этих денег возвращалась в казну в виде арендной платы за театр. Раздача зрелищных денег существовала, вероятно, до времен македонского владычества, так как позднее о ней совсем нет сведений.

__________

* См. об этом ч. I, разд. III, гл. 19, § 1; гл. 25, § 1 и § 4.

 

 

 

   

 



Rambler's Top100