•Afrodith,
АФРОДИТА, Venus, по Гомеру (Iliad. 5, 1,
371. 428), дочь Зевса и Дионы, по Гесиоду (theog. 190), произошла
из морской
пены (afroV) и вышла на сушу
на острове Кипр (отсюда hfrogeneia,
Anadumenh, Kuprogeneia).
Это богиня
любви и красоты, превосходящая всех богинь изяществом и
прелестью. В свите ее находятся Горы, приводящие все к
пышному расцвету, Хариты, Peiqw, PouV и ImeroV,
олицетворения любовных желаний; в поясе ее заключаются
все очарования, отуманивающие даже ум мудрецов (Il. 14,
215): люди и боги — все живущее подчиненно ее власти. Hom.
hymn. in. Vener. Она подательница красоты и счастливой
любви, потому также богиня брака. Путем брака она сплачивает
народ в общину; поэтому она, напр., в Афинах почиталась
как богиня PandhmoV. Позднее,
впрочем, А. PandhmoV получила
значение богини низшей, чувственной
любви и ей
противополагалась, как олицетворение чистой, возвышенной
любви, богиня А. Ourania. В
одном месте «Одиссеи» А. изображается супругой Гефеста,
но любит
Арея; поэт «Илиады» знает как
супругу Гефеста только Хариту. По связи с Ареем А. впоследствии
стали представлять также воинственной богиней (Areia),
которой мила красота оружия; напротив, у Гомера А. является
малоискусной в делах войны (Il. 5, 312-430). Идея и культ
из моря возникшей богини любви пришли к грекам из Азии;
А., подобно сирийской Астарте, была олицетворением производительной
силы природы, которая, по древнему представлению, из влаги
рождает все живущее на земле; но в Греции чужеземный отпечаток
этого божества изгладился и оно сделалось национальным
эллинским. Остров Кипр, где соприкасались образованность
азиатская и эллинская, был главным местом служения А. В
Греции из-за моря распространившееся почитание этой богини,
родившейся из моря, утвердилось прежде всего на островах
и побережьях, и впоследствии особенно много храмов воздвигнуто
было ей у гаваней и на морских берегах; она, между прочим,
давала и благополучное плавание (Limnhsia,
Euploia, Galhnaia).
От древнейших мест почитания богини и сама она имела различные
прозвания: KupruV, Pafia, Amaqosia, Idalia,
Kuidia, Kuqereia, Erukinh (от
города Ерика в Сицилии, куда почитание Афродиты было занесено
финикиянами).
О детях
А. и Арея см. ArhV; от Анхиса
она родила Энея. А. были посвящены, как символы любви, мирта,
роза, яблоко; как символы
плодовитости: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине
— дельфин. Ваятельное искусство изображало ее в виде прелестной,
находящейся в полном расцвете красоты женщины, с нежным,
продолговатым лицем, полным очарования томными глазами и
улыбающимся ртом. Одна из прекраснейших и знаменитейших между
сохранившимися статуями — это Венера Медицейская, но выше
ее по художественному достоинству знаменитая милосская статуя
Венеры в Париже. Римляне отождествили греческую А. со своей
богиней Венерой. Римская Venus, как кажется, была богиней
садов, весны, произрастания и расцвета. Когда культ А. перенесен
был в Рим и почему она была отождествлена с Венерой, нам
неизвестно; но особенный почет ее культу в Риме доставили
лишь Цезарь и Август, покровительствовавшие верованию, что
А.-Венера через Энея была прародительницей римского народа,
и особенно рода Юлиев (V. Genetrix). У римлян Venus по преимуществу
считалась богиней супружеской любви; она была чествуема в
римских святилищах под весьма различными наименованиями:
Conciliatrix, Viriplaca, Myrtia (Murtea, богиня мирт), Murcia
(от mulcere?), Cloacina (очищающая), Calva (обманывающая?)
и т. д. В календы посвященного ей весеннего месяца апреля
женщины совершали в честь ее особый праздник. Ov. fast 4,
1, слл.