•Alwadai,
АЛОАДЫ, Alwedai,
Aloidae, сыновья Ифимедеи и Алоея, AlweuV,
сына Посейдонова, или сыновья самого Посейдона; назывались
От и Ефиальт, OtoV, EfialthV.
Каждый год они вырастали на локоть в ширину и на сажень
в вышину,
так что на 9 году были ростом в 9 саженей, а толщиной в
9 локтей. Угрожали самим богам Олимпа, стараясь взгромоздить
Оссу на Олимп, а на Оссу Пелий, и исполнили бы это намерение,
если бы Аполлон не убил их своими стрелами (Od. 11, 305)
прежде, чем они стали юношами. Арея они заключили в оковы
и 13 месяцев держали в медной бочке. Их мачеха Ерибойя
открыла эту тайну Гермию, и тот освободил уже совсем обессилевшего
Арея из его оков (Il. 5, 385). Таким образом, эти два великана
являются у Гомера непомерно смелыми существами, которые
подобно титанам враждуют с олимпийскими богами. По позднейшим
сказаниям, на Олимп они намеревались взобраться для того,
чтобы овладеть Герой и Артемидой; рассказывали также, что
на Наксосе пробежала раз между ними Артемида в образе лани;
великаны, оба в одно и то же время бросив в нее свои копья,
попали друг в друга и оба погибли (Apollod. I, 7, 4). В
подземном мире они стояли спинами друг к другу, привязанные
змеями к столбу, и постоянный крик совы (wtoV)
терзал их слух. Сильно отличаются от гомеровских А., являющиеся
в
сказаниях беотийских фракийцев учредителями служения Музам
на Геликоне, основателями Аскры и некоторых других городов;
указывали их могилы в Анфедоне и на Наксосе, куда переселились
фракийцы и где А. почитали как героев. Здесь, следовательно,
А. являются героями-цивилизаторами и предводителями колоний
фракийцев. Из различных толкований мифов об А. следующее
нашло себе довольно много сторонников, хотя оно и недостаточно
объясняет все черты сказания. Алоей и его сыновья — это
работники, молотящие хлеб на току (alwh),
они колотят и топчут хлеб (wqew и
iallw). Из этих сказочных существ
детская фантазия мифического времени сделала сильных великанов,
борцов и разрушителей, которые задумали сокрушить Олимп.
Некоторые видят в А. теллурических и аграрных демонов нивы
(alwh), которые затем из демонов
обратились в героев земледелия и основанной на нем культуры;
как сыновья преисполненной
питательными соками земли, они растут не по дням, а по
часам, становятся исполинами по росту, величине и силе
и, как представители человечества, гордого своей культурой,
дерзко восстают против богов.