На главную страницу Оглавление

A

 

•Amazones,
АМАЗОНКИ, AmazoneV, мифический воинственный народ женщин, живший главным образом на реке Фермодонте в Каппадокии в городе Фемискире. Оттуда они будто бы пришли в Скифию на берега Мео-тидского озера и к реке Танаису (Hdt. 4, 110-117). По другому сказанию, они от Меотидского озера переселились на Фермодонт. В своей земле они не терпели присутствия мужчин; но для продолжения своего племени вступали в сношения со своими соседями, гаргареями, жившими у подошвы Кавказа. Мальчиков они или убивали, или отсылали к отцам, а девочек воспитывали, обучая военному искусству (Strab. 11, 503 слл.). Они выжигали им правую грудь, потому что она мешала в битве; этим позднейшее сказание объясняет название амазонок (a и mazoV). А. делали далекие военные походы, из Скифии до Фракии, от Фермодонта до Сирии и передних стран Малой Азии. Когда они напали в Ликии на царя Иобата, Беллерофонт уничтожил их войско (Il. 6, 186). Во Фригии против них сражался в молодости Приам (Il. 3, 189), позднее же они явились к нему на помощь против греков, с которыми не раз сражались. Говорят, будто они доходили даже до Афин, воюя с Тесеем, который ранее сражался с ними на Фермодонте и увел царицу их Антиону (или Гипполиту). Некоторые исследователи считают А. за чисто мифический народ, другие же предполагают, что сказания об А. и их распространении имели историческую основу в существовании у многих древних народов господства женщин и женской аристократии, т. е. такого взгляда, по которому родовитость передается через матерей, а не через отцов. Где существовали подобные условия, напр. у народов, живших в Скифии до Фермодонта, в Ликии и др. странах, там, по преданию, жили А. или туда предпринимали свои походы. Затем, так как они поклонялись главным образом Арею и Артемиде Таврополе, то им приписывалось и основание тех городов в Малой Азии, в которых существовало служение Артемиде, напр. Эфеса; на том же основании некоторые исследователи считают А. храмовыми служительницами Артемиды и жрицами богини луны. Сказания о войнах А. с греками, особенно с Гераклом и Фесеем, в преданиях о которых выразилась идея распространения греческой культуры, кажется, имеют своим основанием враждебные столкновения греческих колоний у Понта Эвксинского с варварскими народностями. Пластическое искусство часто изображало А. (статуи Фидия, Поликлейта, Кресила) в виде сильных воительниц, большей частью на коне, вооруженных секирой, копьем, щитом в форме полумесяца, луком и колчаном, с поясом, защищающим бедра, и мечом на привязи, надетой через плечо.

 

 

На главную страницу Оглавление