•Amazones,
АМАЗОНКИ, AmazoneV,
мифический воинственный народ женщин, живший главным образом
на реке Фермодонте в Каппадокии
в городе Фемискире. Оттуда они будто бы пришли в Скифию на
берега Мео-тидского озера и к реке Танаису (Hdt. 4, 110-117).
По другому сказанию, они от Меотидского озера переселились
на Фермодонт. В своей земле они не терпели присутствия мужчин;
но для продолжения своего племени вступали в сношения со
своими соседями, гаргареями, жившими у подошвы Кавказа. Мальчиков
они или убивали, или отсылали к отцам, а девочек воспитывали,
обучая военному искусству (Strab. 11, 503 слл.). Они выжигали
им правую грудь, потому что она мешала в битве; этим позднейшее
сказание объясняет название амазонок (a
и mazoV).
А. делали далекие военные походы, из Скифии до Фракии, от
Фермодонта до Сирии и передних стран Малой Азии. Когда они
напали в Ликии на царя Иобата, Беллерофонт уничтожил их
войско (Il. 6, 186). Во Фригии против них сражался в молодости
Приам (Il. 3, 189), позднее же они явились к нему на помощь
против греков, с которыми не раз сражались. Говорят, будто
они доходили даже до Афин, воюя с Тесеем, который ранее сражался
с ними на Фермодонте и увел царицу их Антиону (или Гипполиту).
Некоторые исследователи считают А. за чисто мифический народ,
другие же предполагают, что сказания об А. и их распространении
имели историческую основу в существовании у многих древних
народов господства женщин и женской аристократии, т. е. такого
взгляда, по которому родовитость передается через матерей,
а не через отцов. Где существовали подобные условия, напр.
у народов, живших в Скифии до Фермодонта, в Ликии и др. странах,
там, по преданию, жили А. или туда предпринимали свои походы.
Затем, так как они поклонялись главным образом Арею и Артемиде
Таврополе, то им приписывалось и основание тех городов в
Малой Азии, в которых существовало служение Артемиде, напр.
Эфеса; на том же основании некоторые исследователи считают
А. храмовыми служительницами Артемиды и жрицами богини луны.
Сказания о войнах А. с греками, особенно с Гераклом и Фесеем,
в преданиях о которых выразилась идея распространения греческой
культуры, кажется, имеют своим основанием враждебные столкновения
греческих колоний у Понта Эвксинского с варварскими народностями.
Пластическое искусство часто изображало А. (статуи Фидия,
Поликлейта, Кресила) в виде сильных воительниц, большей частью
на коне, вооруженных секирой, копьем, щитом в форме полумесяца,
луком и колчаном, с поясом, защищающим бедра, и мечом на
привязи, надетой через плечо.